Темы статей
Выбрать темы

Об определении предмета закупки

Редакция ББ
Письмо от 06.02.2013 г. № 3302-05/4104-12

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ УКРАИНЫ

ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРЕДМЕТА ЗАКУПКИ

Письмо от 06.02.2013 г. № 3302-05/4104-12

(извлечение)

 

Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) в связи с многочисленными обращениями субъектов сферы государственных закупок об определении предмета закупки сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические принципы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

Предмет закупки — это товары, работы или услуги, закупаемые заказчиком в рамках единой процедуры закупки, на участие в которой участниками подаются предложения конкурсных торгов (квалификационные, ценовые предложения) или предложения на переговорах (в случае применения процедуры закупки у одного участника), или заявки (в случае применения процедуры электронного реверсивного аукциона). Предмет закупки определяется заказчиком в порядке, установленном Уполномоченным органом (пункт 24 части первой статьи 1 Закона).

Порядок определения предмета закупки утвержден приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 2.1. Порядка (в редакции от 21.06.2012 г.) предмет закупки товаров и услуг определялся заказчиком согласно пунктам 23 и 30 части первой статьи 1 Закона и на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

При этом согласно подпункту «а» пункта 4 приказа Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики «Об утверждении и отмене национальных классификаторов» от 11.10.2010 г. № 457 (с изменениями, внесенными согласно приказу Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 29.11.2010 г. № 530) (далее — Приказ) действие Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 отменено с 31 декабря 2012 года.

Кроме того, этим Приказом утвержден национальный классификатор Украины со вступлением в силу с 1 января 2012 года ДК 016:2010 — Государственный классификатор продукции и услуг на смену ДК 016-97.

В свою очередь, приказом Минэкономразвития от 19.12.2012 г. № 1449 «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки», зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 11.01.2013 г. под № 101/22633, внесены изменения в Порядок в части определения предмета закупки товаров и услуг на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457.

В то же время обращаем внимание, что приказ «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки» от 19.12.2012 г. № 1449 вступил в силу 29.01.2013 г. (со дня его официального опубликования).

В соответствии с пунктом 2.1 Порядка (с изменениями) предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком согласно пунктам 23 и 30 части первой статьи 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» и на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденного приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457, по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги. При этом заказчик может определить отдельные части предмета закупки (лоты) по показателям шестого — десятого знаков указанного Классификатора (классификационные группы «подкатегория» и «тип»), а также по объему, номенклатуре и месту поставки товаров, выполнения работ или предоставления услуг.

Согласно части первой статьи 58 Конституции Украины законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают либо отменяют ответственность лица.

Частью второй статьи 5 Гражданского кодекса Украины предусмотрено, что акт гражданского законодательства не имеет обратного действия во времени, кроме случаев, когда он смягчает либо отменяет гражданскую ответственность.

Вместе с этим согласно решению Конституционного Суда Украины от 09.02.99 г. № 1-рп/99 предоставление обратного действия во времени нормативно-правовым актам может быть предусмотрено путем прямого указания об этом в законе или в другом нормативно-правовом акте.

Учитывая, что такого указания в упомянутом выше нормативно-правовом акте нет, процедуры закупки, начатые по предмету закупки, определенному в порядке, установленном Уполномоченным органом до внесения соответствующих изменений в него, завершаются согласно порядку, действовавшему до дня вступления в силу этого приказа.

В то же время, поскольку Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, вступивший в силу 01.01.2012 г., утвержден именно на смену Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 и в связи с тем, что изменения к Порядку, внесенные приказом Минэкономразвития «О внесении изменений в Порядок определения предмета закупки» от 19.12.2012 г. № 1449, вступили в силу 29.01.2013 г., если процедура закупки начата заказчиком в период с 31.12.2012 г. по 28.01.2013 г. включительно по предмету закупки, определенному на основе Государственного классификатора продукции и услуг ДК 016-97 или ДК 016:2010, дальнейшее осуществление закупки по такому предмету соответствует цели Закона и не противоречит принципам осуществления закупок, установленным в статье 3 Закона.

 

Директор Департамента государственных закупок
 и государственного заказа Б. Горбанский

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ПО КАКОМУ КЛАССИФИКАТОРУ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТ ЗАКУПКИ:
РАЗЪЯСНЯЕТ МИНЭКОНОМРАЗВИТИЯ

По-видимому, без преувеличения можно сказать, что комментируемое письмо Минэкономразвития распорядители бюджетных средств, осуществляющие закупку товаров, работ и услуг за государственные средства согласно требованиям Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289), ожидали уже давно.

Дело в том, что начиная с 01.01.2013 г. вступил в силу Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 11.10.2010 г. № 457 (далее — ДК 016:2010), на основании которого определяется предмет закупки товаров и услуг. Как известно, до 01.01.2013 г. заказчики при определении предмета закупки товаров и услуг руководствовались Государственным классификатором продукции и услуг ДК 016-97, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по стандартизации, метрологии и сертификации от 30.12.97 г. № 822 (далее — ДК 016-97).

На первый взгляд, при возникновении вопроса: каким же классификатором пользоваться заказчикам начиная с 01.01.2013 г., вроде бы все понятно — именно тем, который вступил в силу с 2013 года, т. е. ДК 016:2010. Но, как оказалось, этот вопрос не так прост.

Главная проблема в его решении заключается в том, что в Порядок определения предмета закупки, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921, с некоторым опозданием были внесены изменения согласно приказу Мин­экономразвития от 19.12.2012 г. № 1449 (далее — приказ № 1449 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5). Поскольку эти изменения вступили в силу с 29.01.2013 г., то именно с этой даты заказчики имеют право при определении предмета закупки товаров и услуг руководствоваться ДК 016:2010. В связи с этим у заказчиков возникли определенные вопросы, на которые желательно было бы получить разъяснения со стороны уполномоченного органа, а именно:

— каким образом завершать закупки, начатые заказчиками до 29.01.2013 г.;

— имеются ли законодательные основания для продолжения таких закупок либо их необходимо отменить;

— необходимо ли вносить какие-либо изменения в годовой план закупок;

— какая дата считается датой начала процедуры закупок.

В комментируемом письме Минэкономразвития наконец внесло ясность в ситуацию. Со своей стороны хотим отметить, что выводы уполномоченного органа подтверждают наши, приведенные в комментарии к приказу № 1449 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5).

Итак, выводы Минэкономразвития заключаются в следующем:

1. Процедуры закупок, начатые заказчиками на основании ДК 016-97, необходимо завершать по предмету закупки, определенному на основании ДК 016-97.

При этом такой порядок определения предмета закупки распространяется на процедуры закупок, начатые заказчиками до 29.01.2013 г., т. е. как в период с 31.12.2012 г. по 28.01.2013 г., так и начатые в конце 2012 года. Напомним: Минэкономразвития в разъяснении от 17.11.2011 г. № 3302-25/14028-08 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 46) указывало на то, что Закон № 2289 не содержит прямых ограничений по организации процедур закупок до вступления в силу Закона о Государственном бюджете Украины, утверждения сметы, плана использования бюджетных средств.

Отметим также, что оснований для отмены закупок, начатых до 29.01.2013 г. на основании ДК 016-97, нет. Поэтому заказчики продолжают такие процедуры закупок по выбранному предмету закупки согласно требованиям Закона № 2289.

2. Если заказчики начали процедуры закупок с использованием ДК 016:2010, то завершать такие процедуры необходимо по предмету закупки, определенному на основании этого Классификатора. Как следует из заключения комментируемого письма, главное условие — такие закупки должны осуществляться согласно требованиям Закона № 2289.

Теперь несколько слов о необходимости внесения изменений в годовой план закупок, форма и инструкция по заполнению которого утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922.

Во-первых, что касается тех закупок, которые заказчики еще до сих пор не начали, то по ним необходимо внести соответствующие изменения в годовой план закупок на 2013 год и указать в колонке 1 «Предметы закупки» наименования и коды предметов закупки товаров и услуг, предусмотренные ДК 016:2010. Конечно, такие корректировки необходимо сделать только в том случае, если заказчики при составлении годового плана закупок на 2013 год руководствовались ДК 016-97.

Как предусмотрено ст. 4 Закона № 2289, изменения к годовому плану закупок направляются центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, и Минэкономразвития (в печатном и электронном виде по адресу: UDrachuk@me.gov.ua) в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения. Также изменения к годовому плану закупок обнародуются заказчиком путем размещения на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств в течение пяти рабочих дней со дня их утверждения.

Во-вторых, что касается закупок, уже начатых заказчиками после 29.01.2013 г. Не исключаем ситуацию, что определенное количество заказчиков подали на опубликование объявление о проведении процедуры закупок в «Вестник государственных закупок» до 29.01.2013 г., указав при этом код предмета закупки товаров и услуг на основании ДК 016-97, но фактически такие объявления были опубликованы после 29.01.2013 г.

Какая в такой ситуации дата считается датой начала процедуры закупок? Является ли в этом случае ошибкой применение заказчиком ДК 016-97?

Отвечая на эти вопросы, прежде всего уместным будет напомнить, какую дату необходимо считать датой начала процедуры закупок. Так, Минэкономразвития в письме от 24.10.2011 г. № 3303-25/13212-08 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 45) обращало внимание на то, что началом процедуры закупки является дата публикации объявления о проведении про­цедуры закупки в государственном официальном печатном издании по вопросам государственных закупок.

Таким образом, несмотря на тот факт, что объявления о проведении процедуры закупки были поданы заказчиками для опубликования в «Вестнике государственных закупок» до 29.01.2013 г., ключевым моментом является дата опубликования такого объявления.

Что можно посоветовать заказчикам в такой ситуации? По нашему мнению, возможны два варианта решения этого вопроса:

1) отменить торги на основании ст. 30 Закона № 2289 и подать новое объявление о проведении процедуры закупки;

2) обратиться в редакцию «Вестника государственных закупок» с письмом о допущенных ошибках и просьбой о внесении изменений в опубликованную информацию. Более детальная информация о процедуре исправления ошибок находится на веб-портале Минэкономразвития «Государственные закупки» (https://tender.me.gov.ua). Однако предупреждаем, что исправление допущенных заказчиками ошибок (внесение изменений) в информации по вопросам государственных закупок осуществляется только после оплаты счета, т. е. такая услуга не является бесплатной.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше