Темы статей
Выбрать темы

Об особенностях администрирования сбора за специальное использование воды в 2013 году

Редакция ББ
Письмо от 28.01.2013 г. № 1947/7/15-2117

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СБОРА ЗА СПЕЦИАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ В 2013 ГОДУ

Письмо от 28.01.2013 г. № 1947/7/15-2117

 

Государственная налоговая служба Украины сообщает, что пунктом 32 раздела I Закона Украины от 20 ноября 2012 года № 5503-VI «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» (далее — Закон № 5503, Кодекс) изменены ставки сбора за специальное использование воды, предусмотренные статьей 325 Кодекса, а именно они увеличены в среднем на 9,4 процента.

Разделом II «Заключительные положения» Закона № 5503 указано, что Закон вступает в силу с 1 января 2013 года, за исключением отдельных норм.

Учитывая предписания статей 94 Конституции Украины и 4 Указа Президента Украины от 10.06.97 г. № 503/97 «О порядке официального обнародования нормативно-правовых актов и вступления их в силу» нормативно-правовые акты Верховной Рады и Президента Украины вступают в силу через десять дней со дня их официального обнародования, если иное не предусмотрено самими актами, но не ранее дня их опубликования в официальном печатном издании.

Законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица согласно статье 58 Конституции Украины.

Учитывая изложенное, нормы Закона № 5503 применяются с момента вступления его в силу, т. е. со дня его официального опубликования, а именно 4 января 2013 года.

Таким образом, при исчислении налоговых обязательств за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно плательщики сбора применяют ставки сбора, действовавшие в 2012 году, а начиная с 04.01.2013 г. — новые согласно Закону № 5503.

Порядок исчисления, подачи налоговых деклараций и уплаты налоговых обязательств сбора за специальное использование воды в 2013 году не изменился.

Согласно статье 328 Кодекса базовый налоговый (отчетный) период для сбора равняется календарному кварталу.

Плательщики сбора исчисляют сумму сбора нарастающим итогом с начала года, составляют налоговые декларации по формам, утвержденным приказом ГНА Украины от 24.12.2010 г. № 1009, и подают в органы государственной налоговой службы по месту налоговой регистрации. Налоговая декларация за специальное использование воды для нужд водного транспорта за первый квартал не подается.

В связи с изменением ставок в течение отчетного периода в налоговой декларации сбора: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды за I квартал 2013 года рекомендуем отражать данные двумя отдельными строками, с соответствующим примечанием в этих строках: «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно» и «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно».

В отношении порядка подачи налоговой декларации сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики за I квартал 2013 года считаем целесообразным рекомендовать подавать две отчетные налоговые декларации по этому сбору: за период «с 01.01.2013 по 03.01.2013 включительно» и за период «с 04.01.2013 по 31.03.2013 включительно».

При этом в заголовке налоговой декларации сбора за специальное использование воды для нужд гидроэнергетики, по которой осуществляется расчет по новой ставке, следует указать «с 04.01.2013».

Обе декларации принимаются органами ГНС для проведения начислений сбора по карточке лицевого счета плательщика налогов.

Одновременно с налоговыми декларациями плательщики сбора подают в органы государственной налоговой службы копии разрешения на специальное водопользование, договора на поставку воды и статистической отчетности об использовании воды (п. 328.7 ст. 328 Кодекса).

Предельным сроком подачи налоговых деклараций сбора за IV квартал 2012 года является 11 февраля 2013 года, а последним днем уплаты сбора — 19 февраля 2013 года; за I квартал т. г. соответственно — 10 мая 2013 года и 20 мая 2013 года; за II квартал т. г. — 9 августа 2013 года и 19 августа 2013 года; за III квартал т. г. — 11 ноября 2013 года и 19 ноября 2013 года; за IV квартал 2013 года — 10 февраля 2014 года и 19 февраля 2014 года.

Во исполнение п. 326.12 ст. 326 Кодекса органы, выдающие разрешения на специальное водопользование, ежегодно до 20 января подают в органы государственной налоговой службы и органы водного хозяйства информацию о водопользователях, которым выданы такие разрешения. Водопользователи, которым выданы разрешения на специальное водопользование и которые осуществляют поставку воды другим водопользователям, ежегодно до 20 января подают в органы государственной налоговой службы и органы водного хозяйства перечень водопользователей-абонентов. В случае изменения условий водопользования, выдачи в течение года новых разрешений на специальное водопользование, заключения договоров на поставку воды водопользователи, получившие переоформленные разрешения на специальное водопользование, договоры на поставку воды, обязаны в течение 10 дней сообщить об этом органам государственной налоговой службы и органам водного хозяйства.

В случае неуплаты сбора или уплаты его в неполном объеме плательщиками сбора в течение шести месяцев органы государственной налоговой службы предоставляют информацию о таких плательщиках сбора в органы, которые выдают разрешения на специальное водопользование, для принятия к ним мер согласно закону, а именно отмены разрешения (п. 328.6 ст. 328 Кодекса).

Обязываем довести это письмо для ознакомления и использования в работе подчиненным структурным подразделениям и плательщикам сбора за специальное использование воды.

 

Заместитель Председателя А. Игнатов

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

КАК РАССЧИТАТЬ СПЕЦВОДОСБОР ЗА I КВАРТАЛ 2013 ГОДА:
РАЗЪЯСНЕНИЕ ГНСУ

Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно пересмотра ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI (далее — Закон № 5503) проиндексированы ставки отдельных налогов и сборов, установленные в абсолютных значениях. В частности, такая индексация коснулась ставок сбора за специальное использование воды (далее — спецводосбор), установленных пп. 325.1 — 325.7 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), которые увеличены на 9,4 %.

Однако, несмотря на то что Закон № 5503 вступил в силу с 1 января 2013 года (за исключением отдельных норм), как следует из комментируемого письма, новые ставки спецводосбора нужно применять с даты официального опубликования Закона № 5503, т. е. с 4 января 2013 года.

Из этого следует, что при исчислении налоговых обязательств по спецводосбору за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно плательщики этого сбора применяют ставки сбора, действовавшие в 2012 году, а начиная с 04.01.2013 г. новые, установленные Законом № 5503.

Придерживаясь такого подхода к применению ставок спецводосбора, ГНСУ в комментируемом письме рекомендует отражать в Налоговой декларации по сбору: за специальное использование поверхностных и подземных вод; за специальное использование поверхностной воды теплоэлектростанциями с прямоточной системой водоснабжения; за специальное использование поверхностных и подземных вод жилищно-коммунальными предприятиями; за специальное использование воды, входящей исключительно в состав напитков; за специальное использование поверхностных и подземных вод для нужд рыбоводства; за специальное использование карьерной, шахтной, дренажной воды (далее — Налоговая декларация) за I квартал 2013 года данные двумя отдельными строками с соответствующим примечанием в этих строках: «с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно» и «с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно».

Анализируя положения комментируемого письма, хотелось бы обратить внимание на следующие моменты:

1. Примечательно то, что ГНСУ указала на предельные сроки подачи Налоговой декларации и сроки уплаты спецводосбора. Эти сроки рекомендуем взять на вооружение плательщикам спецводосбора, к числу которых в некоторых ситуациях относятся также и бюджетные учреждения.

Как известно, приказом Минфина от 21.12.2012 г. № 1403 утверждены в новой редакции формы налоговых деклараций сбора за специальное использование воды. Данный приказ вступил в силу со дня его опубликования, т. е. с 01.02.2013 г. Это значит, что по новой форме необходимо подавать Налоговую декларацию начиная с отчета за II квартал 2013 года. По крайней мере такой порядок представления новых форм отчетности (деклараций) предусмотрен п. 46.6 НКУ. Однако не исключено, что по этому вопросу у специалистов ГНСУ будет свое мнение. Поэтому, как только появится какая-либо информация об этом, мы обязательно сообщим на страницах нашей газеты.

2. В соответствии с п. 323.1 НКУ бюджетные учреждения не относятся к плательщикам спец­водосбора. В то же время водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов и используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, уплачивают сбор на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах снабжения на основании п. 326.13 НКУ.

Освобождение от уплаты спецводосбора для бюджетных учреждений сохраняется только в случае, если бюджетная организация использует воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд учреждений, без получения дохода в денежной, материальной форме. Такого мнения придерживаются налоговые органы, о чем свидетельствует письмо ГНАУ от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16), письмо ГНСУ от 01.08.2012 г. № 20819/7/15-2117. Кроме того, позиция ГНАУ по этому вопросу представлена в Обобщающей налоговой консультации о применении положений Налогового кодекса Украины в части использования воды юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и плательщиками единого налога для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1180, а также в консультациях специалистов ГНСУ (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5, с. 15 — 19). С нюансами уплаты спецводосбора можно ознакомиться в консультациях: «Уплата сбора за специальное использование воды при наличии на балансе артезианской скважины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 26), «Особенности расчета и уплаты спец­водосбора бюджетными учреждениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 28).

Далее рассмотрим на условном примере порядок расчета показателей, необходимых для заполнения Налоговой декларации за I квартал 2013 года, основываясь на рекомендациях ГНСУ.

Пример

Бюджетным учреждением заключен договор на поставку воды с водоканалом. Вода используется для собственных потребностей учреждения, а также в хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной форме. В учреждении нет отдельных измерительных приборов учета (счетчиков), которые позволяли бы определить объемы воды, используемой учреждением на разные нужды. Поэтому учреждение должно уплачивать спецводосбор исходя из всего объема фактически использованной воды с учетом объема потерь воды в его системах снабжения. По данным измерительных приборов (счетчика) за I квартал 2013 года учреждение израсходовало 80 м3.

Допустим, что источником воды являются только поверхностные воды Северского Донца (они имеют общегосударственное значение). Годовой лимит учреждению установлен на уровне 450 м3. Ставка спецводосбора до 03.01.2013 г. составляла 58,54 грн./100 м3, а с 04.01.2013 г. — 64,04 грн./100 м3.

Для того чтобы заполнить Декларацию за I квартал 2013 года, необходимо выполнить соответствующее распределение объемов воды, использованных с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно и с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно.

Для расчета будем использовать данные измерительных приборов (счетчика) за I квартал 2013 года, снятые за каждый месяц этого квартала (январь, февраль, март).

Получить данные за каждый месяц не составит особого труда, так как оплата услуг водопотребления и водоотведения осуществляется бюджетными организациями ежемесячно на основании ежемесячных показателей объемов фактически использованной воды.

Допустим, за I квартал 2013 года показатели измерительных приборов (счетчика) были такими: январь — 31 м3, февраль — 20 м3, март — 29 м3.

Количество календарных дней в I квартале 2013 года: январь — 31, февраль — 28, март — 31.

Исходя из наших условных данных получается, что за 31 день января учреждением было потреблено 31 м3 воды. Соответственно, за 1 день января объем потребленной воды составил 1 м3.

Следовательно, учреждение использовало за январь следующее количество воды:

— за период с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. (т. е. за 3 дня) — 3 м3;

— за период с 04.01.2013 г. по 31.01.2013 г. — 28 м3.

В итоге получается, что за период с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно учреждением потреблено 77 м3(28 м3 + 20 м3 + 29 м3).

Основываясь на вышеприведенных расчетах при заполнении Налоговой декларации за I квартал 2013 года, учреждение должно показать двумя отдельными строками следующие данные:

с 01.01.2013 г. по 03.01.2013 г. включительно:

графа 3 — 3 м3;

графа 4 — 58,54 грн./100 м3;

графа 6 — 450 м3;

графа 7 — 1,76 грн. (3 м3х 58,54 грн. : 100);

с 04.01.2013 г. по 31.03.2013 г. включительно:

графа 3 — 77 м3;

графа 4 — 64,04 грн./100 м3;

графа 6 — 450 м3;

графа 7 — 49,31 грн. (77 м3 х 64,04 грн.: 100).

 

3. И последний момент, на который хотелось бы обратить внимание. Так, в комментируемом письме отмечается, что одновременно с налоговыми декларациями плательщики подают органам ГНСУ копии разрешения на специальное пользование воды, договор на поставку воды и статистическую отчетность об использовании воды.

В то же время вторичные водопользователи не должны получать отдельное разрешение на спецводопользование (см. письма Минприроды от 15.03.2011 г. № 5515/16/10-11-МП и ГНАУ от 12.04.2011 г. № 10282/7/15-0817). Объясняется это тем, что разрешение на специальное водопользование должен получить только первичный водопользователь (первый поставщик воды), поскольку именно он имеет собственные водозаборные сооружения и соответствующее оборудование для забора воды. Вторичные водопользователи, как указано выше, не имеют таких сооружений и соответствующего оборудования, поэтому получать отдельное разрешение на спецводопользование они не должны. При этом Минприроды указывал на то, что разрешением на спецводопользование для водопользователя-абонента будут считаться договор на поставку воды и установленный в разрешении первичного водопользователя лимит. Следовательно, субъект хозяйствования, получающий воду от первичного водопользователя, с которым заключен договор на поставку воды, не должен получать отдельное разрешение на спецводопользование.

А это значит, что такие плательщики спец­водосбора (в том числе и бюджетные учреждения) одновременно с Налоговой декларацией подают копию договора на поставку воду.

Что касается необходимости подачи статистической отчетности об использовании воды, то по этому вопросу рекомендуем обратить внимание на выводы, представленные в консультации специалистов ГНСУ (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5, с. 14-15). Так, плательщики сбора за специальное использование воды, у которых объем использованной воды в сутки не превышает 50 м3, должны подать в органы государственной налоговой службы копию разрешения на специальное водопользование или договора на поставку воды (в случае внесения изменений в разрешение на специальное водопользование или договор на поставку воды подается их копия) вместе с налоговой декларацией сбора за специальное использование воды. Такими плательщиками налогов в органы государственной налоговой службы не подается копия формы № 2-ТП при условии, что статистические отчеты по форме № 2-ТП (водхоз) в региональные органы Госводхоза не подавались.

 

Виктория МАТВЕЕВА,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше