Темы статей
Выбрать темы

Фининспекция действует по обновленному закону: изучаем основные изменения

Редакция ББ
Статья

ФИНИНСПЕКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ПО ОБНОВЛЕННОМУ ЗАКОНУ: ИЗУЧАЕМ ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ

 

Как известно, Государственная контрольно-ревизионная служба реорганизована в систему органов Государственной финансовой инспекции Украины. В этой связи был принят Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно деятельности Министерства финансов Украины, Министерства экономического развития и торговли Украины, других центральных органов исполнительной власти, деятельность которых направляется и координируется через соответствующих министров» от 16.10.2012 г. № 5463-VI (далее — Закон № 5463), вступивший в силу 2 декабря 2012 года, которым, в частности, внесены изменения в Закон Украины «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII (далее — Закон).

Рассмотрим эти изменения в статье.

Владислав СТАНКУС, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

В первую очередь отметим, что изменено название Закона. Теперь он имеет название «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине».

Центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабмином через Министра финансов Украины, который входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере государственного финансового контроля в соответствии с п. 1 Положения о Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 23.04.2011 г. № 499/2011 (далее — Положение № 499/2011), является Государственная финансовая инспекция Украины (далее — Госфининспекция).

 

ЗАДАЧИ ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Новой редакцией Закона предусмотрено, что к задачам органа государственного финансового контроля (далее — орган госфинконтроля), кроме определенных ранее, относятся соблюдение законодательства о государственных закупках, контроль за деятельностью субъектов хозяйственной деятельности независимо от формы собственности, которые не отнесены законодательством к подконтрольным учреждениям, по решению суда, вынесенному на основании представления прокурора или следователя для обеспечения расследования уголовного дела.

Действующие виды государственного финансового контроля остались неизменными, а именно: инспектирование, государственный финансовый аудит и проверка государственных закупок. Однако формы государственного финансового аудита не определены, т. е. теперь количество таких форм законодательством не ограничено.

Напомним, что при проведении государственного финансового аудита органы госфинконтроля руководствуются Порядком проведения Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами государственного финансового аудита деятельности субъектов хозяйствования, утвержденным постановлением КМУ от 25.03.2006 г. № 361.

Отметим, что такой вид государственного финансового аудита, как операционный аудит, с 26.12.2012 г. органами госфинконтроля не осуществляется в связи с принятием постановления КМУ «О признании утратившими силу некоторых постановлений Кабинета Министров Украины по вопросам проведения государственного финансового аудита отдельных хозяйственных операций» от 19.12.2012 г. № 1182.

 

ФУНКЦИИ ОРГАНА ГОСФИНКОНТРОЛЯ

Более подробно определены основные функции государственного финансового контроля. Ранее контрольно-ревизионная служба также их выполняла, но такие функции не были детализированы в Законе.

Итак, отметим, что к функциям органа госфинконтроля, которые не были детализированы в Законе ранее, относятся:

1) осуществление государственного финансового контроля и контроля за:

— выполнением функций по управлению объектами государственной собственности;

— целевым использованием средств государственного и местных бюджетов;

— целевым использованием и своевременным возвратом кредитов (займов), полученных под государственные (местные) гарантии;

— составлением бюджетной отчетности, паспортов бюджетных программ и отчетов об их выполнении (в случае применения программно-целевого метода в бюджетном процессе), смет и других документов, применяемых в процессе исполнения бюджета;

— состоянием внутреннего контроля и внутреннего аудита у распорядителей бюджетных средств;

— устранением выявленных недостатков и нарушений;

2) разработка предложения по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем;

3) принятие в установленном порядке мер по устранению выявленных при осуществлении государственного финансового контроля нарушений законодательства и привлечению к ответственности виновных лиц;

4) осуществление других полномочий, определенных законами Украины и возложенных на орган госфинконтроля Президентом Украины.

Отметим, что функции органа госфинконтроля, определенные в Законе, полностью согласовываются с функциями Госфининспекции, установленными Положением № 499/2011.

 

ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ОРГАНА ГОСФИНКОНТРОЛЯ

Среди прав и обязанностей некоторые претерпели изменения, а также появились новые. Теперь Законом определены права органа госфинконтроля, которые он имеет не только в ходе проведения ревизий, но и при проведении других видов государственного финансового контроля.

Законом расширены права органа госфинконтроля при проведении встречных сверок. Так, согласно Закону в предыдущей редакции встречные сверки должны были проводиться только у тех субъектов хозяйствования, которые непосредственно имели отношения с подконтрольным объектом. Теперь орган госфинконтроля имеет право проводить встречные сверки не только у непосредственного контрагента объекта контроля, но и у других субъектов хозяйствования, деятельность которых каким-либо образом касается деятельности объекта контроля. Так, например, отныне встречные сверки могут проводиться органом госфинконтроля не только у подрядчиков, но и у субподрядчиков.

Определены также такие новые права и обязанности органа госфинконтроля, как:

1) поднятие перед соответствующими государственными органами вопроса о признании недействительными договоров, заключенных с нарушением законодательства;

2) получение от государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц и их должностных лиц, физических лиц — предпринимателей информации, документов и материалов, необходимых для выполнения возложенных задач;

3) при выявлении убытков, нанесенных государству или контролируемым предприятию, учреждению, организации, определение их размера в установленном законодательством порядке.

Теперь убытки определяются не согласно методике, утвержденной Кабмином, как это определено в Положении № 499/2011, а согласно всем нормативно-правовым документам, устанавливающим порядок определения убытков;

4) инициирование проведения проверок рабочими группами центральных органов исполнительной власти;

5) поднятие перед руководителями соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций вопроса о привлечении к ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях.

Ранее работники органа госфинконтроля также поднимали вопрос о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушениях, но такое право не было определено непосредственно в Законе.

 

ПРОВЕДЕНИЕ РЕВИЗИЙ

Процедура и сроки проведения ревизий остались без изменений.

Напомним, что плановой выездной ревизией считается ревизия в подконтрольных учреждениях, которая предусмотрена в плане работы органа госфинконтроля и проводится по местонахождению такого юридического лица или по месторасположению объекта права собственности, в отношении которого проводится такая плановая выездная ревизия.

Плановая выездная ревизия проводится по совокупным показателям финансово-хозяйственной деятельности подконтрольных учреждений по письменному решению руководителя соответствующего органа госфинконтроля не чаще одного раза в календарный год.

Право на проведение плановой выездной ревизии подконтрольных учреждений предоставляется только в том случае, если им не позже чем за десять дней до дня проведения указанной ревизии направлено письменное уведомление с указанием даты начала и окончания ее проведения.

Внеплановой выездной ревизией считается ревизия, которая не предусмотрена в планах работы органа госфинконтроля и проводится при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) подконтрольным учреждением подана в установленном порядке жалоба о нарушении законодательства должностными лицами органа госфинконтроля при проведении плановой или внеплановой выездной ревизии, в которой содержится требование о полной или частичной отмене результатов соответствующей ревизии;

2) в случае возникновения необходимости в проверке сведений, полученных от лица, которое имело правовые отношения с подконтрольным учреждением, если подконтрольное учреждение не предоставит объяснения и их документальные подтверждения на обязательный письменный запрос органа госфинконтроля в течение десяти рабочих дней со дня получения запроса;

3) проводится реорганизация (ликвидация) подконтрольного учреждения;

4) в случае поступления поручения по проведению ревизий в подконтрольных учреждениях от Кабмина, органов прокуратуры, государственной налоговой службы, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, в котором содержатся факты, свидетельствующие о нарушении подконтрольными учреждениями законов Украины, проверка соблюдения которых отнесена законом к компетенции органов госфинконтроля;

5) в случае, когда вышестоящий орган госфинконтроля в порядке контроля за достоверностью заключений нижестоящего органа госфинконтроля осуществил проверку актов ревизии, составленных нижестоящим органом государственного финансового контроля, и выявил их несоответствие требованиям законов. Внеплановая выездная ревизия в этом случае может инициироваться вышестоящим органом госфинконтроля только в том случае, если в отношении должностных или служебных лиц нижестоящего органа госфинконтроля, проводивших плановую или внеплановую выездную ревизию указанного подконтрольного учреждения, начато служебное расследование или в случае сообщения им о подозрении в совершении уголовного правонарушения.

Внеплановая выездная ревизия может осуществляться только при наличии оснований для ее проведения по решению суда. Внеплановая ревизия подконтрольного учреждения не может проводиться чаще одного раза в квартал.

Продолжительность плановой выездной ревизии не должна превышать 30 рабочих дней, внеплановой — 15 рабочих дней.

Продление сроков проведения плановой или внеплановой выездной ревизии возможно только по решению суда на срок, не превышающий 15 рабочих дней для плановой выездной ревизии и 5 рабочих дней для внеплановой выездной ревизии.

 

РАССМОТРЕНИЕ ЖАЛОБ

Процедура рассмотрения жалоб на действия должностных лиц органа госфинконтроля в новой редакции Закона унифицирована. Так, действия или бездействие должностных лиц органа госфинконтроля могут быть обжалованы в судебном или административном порядке.

Орган госфинконтроля должен обеспечить рассмотрение жалоб на действия или бездеятельность своих должностных лиц в административном порядке не позднее месячного срока с момента их поступления.

То есть в соответствии с Законом жалоба должна быть рассмотрена в срок не более 30 дней и этот срок не может быть продлен на 15 дней, как это определено в ст. 20 Закона Украины «Об обращениях граждан» от 02.10.96 г. № 393/96-ВР.

 

РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Законом № 5463 были внесены изменения и в другие нормативно-правовые акты, среди которых следует отметить изменения к ст. 2341 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X (далее — КУоАП).

Статьей 2341 КУоАП определено, что от имени органов государственного финансового контроля рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право руководитель центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере государственного финансового контроля, его заместители, а также другие уполномоченные руководителем должностные лица этого органа.

Напомним, что ранее в этой статье было определено, что от имени государственной контрольно-ревизионной службы в Украине рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания имеют право: начальник Главного контрольно-ревизионного управления в Украине и его заместители, начальники контрольно-ревизионных управлений в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе и их заместители.

Таким образом, теперь полномочия по рассмотрению дела об административных правонарушениях предоставлены только Председателю и заместителям Председателя госфининспекции. Полномочия по рассмотрению дел об административных правонарушениях должностным лицам госфининспекции и должностным лицам ее территориальных органов может предоставить Председатель госфининспекции.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше