Темы статей
Выбрать темы

Об утверждении типовых штатных нормативов внешкольных учебных заведений

Редакция ББ
Приказ от 31.10.2012 г. № 1230

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВЫХ ШТАТНЫХ НОРМАТИВОВ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Приказ от 31.10.2012 г. № 1230

Зарегистрирован в Министерстве юстиции Украины 19.11.2012 г. под № 1935/22247

(извлечение)

 

В соответствии со статьей 10 Закона Украины «О внешкольном образовании», подпунктом 14 пункта 4 Положения о Министерстве образования и науки, молодежи и спорта Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 8 апреля 2011 года № 410, и с целью упорядочения штатов и штатных нормативов внешкольных учебных заведений приказываю:

1. Утвердить Типовые штатные нормативы внешкольных учебных заведений (прилагаются).

2. Руководителям внешкольных учебных заведений предоставить право в случае производственной необходимости изменять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные штатными нормативами для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период. Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала.

3. Руководителям внешкольных учебных заведений привести штатные расписания заведений в соответствие с настоящим приказом. При этом с целью экономного и рационального использования средств и в соответствии с постановлением Кабинета Министров Украины от 22 октября 2008 года № 943 «Об экономии государственных средств» не допускать увеличения численности работников в заведениях, сложившейся на 1 января 2013 года.

В случае производственной необходимости за счет специального фонда учебными заведениями могут быть введены дополнительные должности.

<…>

6. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2013 года.

<…>

 

 

ТИПОВЫЕ ШТАТНЫЕ НОРМАТИВЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Утверждены приказом Министерства образования и науки, молодежи и спорта Украины от 31.10.2012 г. № 1230

Зарегистрированы в Министерстве юстиции Украины 19.11.2012 г. под № 1935/22247

 

1. Типовые штатные нормативы внешкольных учебных заведений распространяются на внешкольные учебные заведения коммунальной формы собственности, находящиеся в сфере управления Министерства образования и науки, молодежи и спорта Автономной Республики Крым, управлений образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, а именно:

детские флотилии моряков и речников, детские парки, детско-юношеские картинные галереи, студии (хоровая, театральная, музыкальная, фольклорная и т. п.), школы искусств;

клубы: военно-патриотического воспитания, детско-юношеские (моряков, речников, авиаторов, космонавтов, парашютистов, десантников, пограничников, радистов, пожарников, автолюбителей, краеведов, туристов, этнографов, фольклористов, физической подготовки и других направлений);

центры, дворцы, дома, клубы художественного творчества детей, юношества и молодежи, художественно-эстетического творчества ученической молодежи, детского и юношеского творчества, эстетического воспитания;

центры, дома, клубы эколого-натуралистического творчества ученической молодежи, станции юных натуралистов;

центры, дома, клубы научно-технического творчества ученической молодежи, станции юных техников;

центры, дома, клубы, бюро туризма, краеведения, спорта и экскурсий ученической молодежи, туристско-краеведческого творчества ученической молодежи, станции юных туристов;

центры: военно-патриотического и других направлений внешкольного образования;

оздоровительные заведения для детей и молодежи (кроме заведений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о детском заведении оздоровления и отдыха, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 апреля 2009 года № 422): детско-юношеские лагеря (городки, комплексы): оздоровительные, загородные, профильные, труда и отдыха, с дневным пребыванием; туристские базы.

Типовые штатные нормативы внешкольных учебных заведений определяют максимальное количество должностей (штатных единиц).

2. Штатное расписание внешкольного учебного заведения разрабатывается в пределах утвержденного центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления фонда заработной платы с соблюдением требований, предусмотренных настоящими Типовыми штатными нормативами, с учетом типа учебного заведения, контингента воспитанников, учащихся, слушателей, количества групп, режима работы заведения, площадей и санитарного состояния помещений, зданий и сооружений, наличия филиалов и структурных подразделений, а также технических средств обучения, оборудования и снаряжения.

3. Административно-хозяйственный персонал внешкольных учебных заведений (далее — заведение) (кроме оздоровительных заведений для детей и молодежи):

 

№ п/п

Наименование должности

Нормативная численность (максимальная)

Условия введения

1

2

3

4

3.1

Директор

1

На заведение

3.2

Заместитель директора (по учебной, учебно-воспитательной, методической, воспитательной, учебно-методической работе)

0,5

Вводится при наличии до 300 воспитанников, учащихся

1

Вводится при наличии от 300 до 600 воспитанников, учащихся

2

Вводится при наличии 600 и более воспитанников, учащихся

3.3

Заведующий отделом организационно-массовым

1

Вводится при наличии 300 и более воспитанников, учащихся

3.4

Заведующий отделом методическим

1

Вводится при наличии 300 и более воспитанников, учащихся

3.5

Заместитель директора по административно-хозяйственной части

1

Вводится при наличии 600 и более воспитанников, учащихся.
При этом должность заведующего хозяйством не вводится

3.6

Заведующий хозяйством

1

Вводится при наличии до 600 воспитанников, учащихся

3.7

Заведующий складом

1

Вводится при наличии 600 и более воспитанников, учащихся.
При этом должность кладовщика не вводится

3.8

Кладовщик

1

Вводится при наличии от 300 до 600 воспитанников, учащихся

0,5

Вводится при наличии до 300 воспитанников, учащихся

3.9

Главный бухгалтер

1

Вводится в заведении, где бухгалтерский учет ведется самостоятельно

3.10

Бухгалтер

1

Вводится в заведении, где бухгалтерский учет ведется самостоятельно при наличии 600 и более воспитанников, учащихся

0,5

Вводится при наличии от 300 до 600 воспитанников, учащихся

3.11

Делопроизводитель

0,5

Вводится при наличии 300 и более воспитанников, учащихся

0,5

Вводится в обособленном структурном подразделении (филиале) при наличии 300 и более воспитанников, учащихся

3.12

Секретарь-машинистка (машинистка)

0,5

На заведение

0,5

Вводится в обособленном структурном подразделении (филиале) при наличии 300 и более воспитанников, учащихся

 

4. Педагогические и другие работники заведений:

 

№ п/п

Наименование должности

Условия введения

1

2

3

4.1

Агроном

Вводится при наличии учебно-опытного земельного участка площадью не менее 2 гектара

4.2

Аккомпаниатор

Вводится в количестве не более 75 процентов ставок от общего количества ставок руководителей кружков, секций, студий, других форм кружковой работы художественно-эстетического направления (музыкального, вокально-хореографического, циркового, театрального, хореографического, фольклорного и т. п.) для музыкального сопровождения учебных занятий

4.3

Балетмейстер (хореограф)

Вводится при наличии хореографических коллективов (народного, классического, бального, современного, спортивного танцев и т. п.) из расчета 1 штатная единица на коллектив с численностью воспитанников, учащихся в каждом не менее
150 человек

4.4

Библиотекарь

Вводится из расчета:

0,5 штатной единицы при наличии в заведении 500 воспитанников, учащихся;

1 штатная единица — свыше 900 воспитанников, учащихся

4.5

Пчеловод

Вводится при наличии не менее 10 пчелосемей, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.6

Водитель (возница)

Вводится при наличии автотранспортных средств (в том числе автобуса) из расчета 1 штатная единица на каждое транспортное средство, но не более 5 на заведение. При наличии гужевого транспорта вводится должность возчика из расчета 1 штатная единица на заведение

4.7

Гардеробщик

Вводится при наличии оборудованного гардероба в осенне-зимний период на каждые 300 отдельных мест

4.8

Дворник

Вводится в соответствии с установленными законодательством нормами убираемой площади. Количество штатных единиц определяется на основе Межотраслевых норм численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

4.9

Дирижер

Вводится при наличии оркестрового коллектива с численностью не менее 100 воспитанников, учащихся

4.10

Заведующий библиотекой

Вводится при наличии в заведении свыше 500 воспитанников, учащихся

4.11

Заведующий отделом (кроме заведующих отделами, предусмотренными в пунктах 3.3 и 3.4)

Вводится при наличии 30 и более групп одного или родственных направлений. При наличии от 10 до 30 групп обязанности заведующего отделом возлагаются на одного из руководителей кружков (секций, студий, других форм кружковой работы) с соответствующей доплатой

4.12

Заведующий лабораторией, кабинетом по направлению

Вводится в отделе при наличии больше 50 групп воспитанников, учащихся, слушателей одного или родственных направлений

4.13

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (для обеспечения руководства структурным подразделением заведения (филиалом))

Вводится на каждое территориально обособленное структурное подразделение заведения (филиал) с контингентом свыше 300 воспитанников, учащихся, слушателей. При наличии до 300 воспитанников, учащихся, слушателей включительно обязанности руководителя филиала возлагаются на заведующего отделом филиала

4.14

Звукорежиссер

Вводится при наличии технического оснащения для обеспечения учебного процесса творческих коллективов (музыкальных, вокально-хореографических, цирковых, театральных, хореографических, фольклорных и т. п.), но не более одной единицы на заведение

4.15

Инженер-электронщик

Вводится для обслуживания компьютерной и (или) оргтехники из расчета 0,5 штатной единицы — при наличии учебного компьютерного комплекса с количеством компьютеров 6 — 10 единиц, 1 штатная единица — при наличии учебного компьютерного комплекса с количеством компьютеров больше 10 единиц

4.16

Руководитель художественный

Вводится на каждый творческий коллектив (музыкальный, вокально-хореографический, цирковой, театральный, хореографический, фольклорный и т. п.) с численностью воспитанников, учащихся в каждом не менее 300 человек

4.17

Конюх

Вводится для ухода за лошадьми при наличии в заведении не менее 5 лошадей, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.18

Костюмер

Вводится при наличии творческих коллективов (музыкальных, вокально-хореографических, цирковых, театральных, хореографических, фольклорных и т. п.)
с численностью воспитанников, учащихся в них не менее 300 человек,
но не более 2 ставок на заведение

4.19

Культорганизатор

Вводится из расчета не более 0,5 штатной единицы на каждые 300 воспитанников, учащихся

4.20

Лаборант

Вводится при наличии оборудованных лабораторий из расчета 0,5 штатной единицы на каждую, но не более 3 штатных единиц. В заведениях, в которых количество воспитанников менее 100, должность лаборанта не вводится

4.21

Врач ветеринарной медицины для лечения спортивных лошадей

Вводится в заведениях спортивного профиля, специализированных по конному виду спорта из расчета 0,5 штатной единицы на каждые 5 лошадей, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.22

Врач ветеринарной медицины или фельдшер ветеринарный

Вводится при наличии зообазы (животноводческой фермы и т. п.) с количеством представителей животного мира (домашние животные, дикая фауна) не менее 50, но не более 1 ставки на заведение

4.23

Врач, врач спортивный

Вводится в заведениях спортивного профиля при наличии команд по командным видам спорта в количестве 0,5 штатной единицы на каждый вид, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.24

Мастер

Вводится в центрах, домах, клубах научно-технического творчества ученической молодежи, станциях юных техников при наличии мастерских с действующим станочным оборудованием свыше 20 единиц, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.25

Матрос-спасатель

Вводится в количестве 1 штатной единицы при наличии пляжа на период купального сезона

4.26

Машинист сцены

Вводится в количестве 0,5 штатной единицы при наличии оборудования сцены и зрительного зала не менее чем на 250 мест

4.27

Медицинская сестра

Вводится в заведениях спортивного профиля не более 1 штатной единицы на заведение, если медицинское обслуживание не осуществляется заведениями здравоохранения

4.28

Методист

Вводится в количестве не более 25 процентов от общего количества ставок руководителей кружков, секций, студий, других форм кружковой работы в заведении

4.29

Механик

Вводится при наличии транспортных средств (машины, трактора и т. п.) свыше 20 единиц, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.30

Осветитель

Вводится в количестве 0,5 штатной единицы при наличии оборудования сцены и зрительного зала не менее чем на 250 мест

4.31

Практический психолог

Вводится из расчета не более 1 ставки на заведение

4.32

Уборщик служебных помещений

Вводится для уборки служебных помещений из расчета 0,5 штатной единицы на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 штатной единицы на заведение

4.33

Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию электрооборудования

Вводится из расчета 0,5 штатной единицы при наличии 9 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и т. п., 1 штатная единица при наличии 10 и более учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и т. п.

4.34

Садовник

Вводится при наличии в заведении учебно-опытного земельного участка площадью не менее 1,5 га

4.35

Сторож*

Вводится в штатные расписания заведений, где нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны.
Количество штатных единиц определяется на основе Межотраслевых норм численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

4.36

Техник-оператор по оптическому оборудованию

Вводится при наличии видеоаппаратуры, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.37

Техник (электрик)

Вводится при наличии электрических силовых линий, требующих обслуживания специалистом, и обслуживания и текущего ремонта приборов электроснабжения, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.38

Инженер по охране труда

Вводится по нормативам, но не более 1 штатной единицы на заведение

4.39

Хормейстер

Вводится при наличии хоровых коллективов с общей численностью воспитанников, учащихся в каждом не менее 150 человек

4.40

Художник-оформитель

Вводится при наличии 300 и более воспитанников, учащихся для выполнения художественно-оформительских работ в заведении (подготовка демонстрационных стендов, эскизов информационных мероприятий и презентаций заведения, выставок творческих работ воспитанников, учащихся, проектов благоустройства и озеленения прилегающей территории и т. п.), но не более 1 штатной единицы на заведение

4.41

Швейцар

Вводится из расчета 1 штатная единица в смену на каждый учебный корпус

 

* В соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105, общая численность сторожей рассчитывается по формуле

 

Чзс = Чн х Кн,

где: Чн — нормативная численность по таблице, человек;

Кн — коэффициент, который учитывает невыходы (ежегодные отпуска, болезни и т. п.).

Принято Кн = 1,15.

Норма численности сторожей определяется согласно таблице:

 

№ п/п

Количество постов, ед.

Продолжительность охраны объекта в сутки, ч

8

12

16

24

Численность, человек

1

1

1,7

2,5

3,4

4,5

2

2

3,4

5,0

6,8

10,0

3

3

5,1

7,5

10,2

15,0

 

4.42. Количество штатных единиц должности руководителя кружка, секции, студии, других форм кружковой работы исчисляется исходя из контингента воспитанников, учащихся, слушателей в заведении, наполняемости групп согласно законодательству, режима работы заведения и нормы часов на одну тарифную ставку руководителя кружка, секции, студии, других форм кружковой работы 18 учебных часов в неделю.

4.43. Количество штатных единиц должности тренера-преподавателя по виду спорта рассчитывается, исходя из контингента воспитанников, учащихся в заведении, наполняемости спортивных групп согласно законодательству, режима работы заведения и нормы часов на одну тарифную ставку тренера-преподавателя 24 учебных часа в неделю.

4.44. При наличии зарегистрированного печатного средства массовой информации вводится должность заведующего информационно-издательским отделом за счет собственных средств заведения.

4.45. Количество штатных единиц должности рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию зданий (слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования, столяр
и др.) определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105.

В заведениях, которые имеют санитарно-очистные сооружения, вводится должность рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию зданий из расчета 1 штатная единица в смену с учетом количества, предусмотренного настоящим пунктом.

Если отопление помещений заведений не передано в систему жилищно-коммунального хозяйства, то на отопительный сезон вводятся должности машинистов (кочегаров) котельной, операторов котельной газовой, истопников, исходя из следующих условий:

при наличии центрального отопления:

2 штатные единицы должности машиниста (кочегара) котельной в смену — в котельных, отапливаемых твердыми видами топлива с поверхностью нагрева котлов свыше 75 кв. м;

1 штатная единица должности оператора котельной в смену — в котельных с газовым отоплением;

2 штатные единицы должности оператора котельной в смену — в котельных без автоматики безопасности;

при наличии печного отопления:

0,5 штатной единицы должности истопника на каждые 5 печей, но не менее чем 0,5 штатной единицы на заведение.

В заведениях с централизованным теплоснабжением (ТЭЦ), которые имеют тепловой пункт или элеватор, дополнительно вводится штатная единица должности рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию зданий, а при наличии бойлеров и насосов — 1 штатная единица в смену.

Штатные единицы должности рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию домов, предусмотренные настоящим пунктом, вводятся на отопительный сезон.

В заведениях, в которых в течение всего года обеспечиваются горячей водой душевые и бассейны, вводятся штатные единицы машинистов (кочегаров) котельной, операторов котельной и рабочих по комплексному ремонту и обслуживанию домов на год, но не менее одной штатной единицы на заведение из общего количества штатных единиц таких должностей, предусмотренных настоящим пунктом.

5. Типовые штатные нормативы судов и плавучих сооружений детско-юношеских клубов (моряков, речников и т. п.) (далее — клуб):

 

№ п/п

Наименование должностей

Нормативная численность (максимальная)

Морское судно

Речное судно

Маломерное (малое)* судно

самоходное

парусно-моторное

1

2

3

4

5

6

5.1

Капитан

1

1

1

1

5.2

Первый помощник капитана

1

5.3

Второй помощник капитана

1

1

5.4

Старший механик

1

5.5

Первый помощник механика (судового)

1

5.6

Второй помощник механика (судового)

1

5.7

Механик (судовой)

1

1

5.8

Матрос 1-го класса

3

2

1

5.9

Моторист (машинист)

2

2

1

5.10

Матрос

0,5

5.11

Моторист-матрос

0,5

 

* Маломерное (малое) судно — судно, наибольшая длина корпуса которого 20 метров и меньше, за исключением буксиров, толкателей, ледоколов, судов, перевозящих свыше 12 пассажиров, грузовых судов, плавкранов и судов технического флота (в соответствии с Инструкцией об осмотре баз для стоянки маломерных (малых) судов, утвержденной приказом Министерства транспорта Украины от 16 июля 2004 года № 641, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 23 июля 2004 года под № 914/9513 (с изменениями)).

 

5.12. На дебаркадерах вводятся по одной штатной единице шкипера и матроса.

5.13. На речных судах строительной мощности главных двигателей 80 — 450 э. л. с. (эквивалент исходного значения в лошадиных силах) вводятся три совмещенные должности судоводителей-судомехаников: капитана — первого помощника механика (судового), механика (судового) — первого помощника капитана, второго помощника капитана — второго помощника механика (судового).

5.14. На морских судах, оборудованных радионавигационными приборами и выходящих в плавание за пределы акватории порта на расстояние от него 20 миль и более, вводятся штатные единицы:

радиооператора (судового);

второго радиооператора — на судах, находящихся в плавании не более 8 часов в сутки (продолжительность отрыва от порта базирования);

начальника радиостанции — на судах, выходящих в малое плавание.

При плавании в ограниченных районах, не выходящих за пределы 20 миль от берега, допускается сокращение радиооператора при условии, что капитан и его помощники имеют необходимые сертификаты.

5.15. На морских судах при наличии электромеханического оборудования вводится штатная единица электромеханика (судового).

5.16. На судах, оборудованных дистанционным управлением главных двигателей с ходового мостика, могут устанавливаться совмещенные должности палубного и машинного рядового плавсостава, а на речных судах — также и командного плавсостава.

5.17. Штатная численность членов экипажей судов, работающих в две смены (вахты), уменьшается на 1/3 в каждой группе специалистов, несущих вахту, по сравнению со штатной численностью экипажей судов при круглосуточной работе. Уменьшение числа штатных единиц мотористов, матросов осуществляется за счет единиц, установленных на период 6 месяцев.

5.18. Количество штатных единиц моториста не может превышать одну единицу для клубов с числом воспитанников до 640 человек и 2 единиц — с числом воспитанников свыше 641 человека.

5.19. В клубах, не имеющих учебных судов, а также в расположенных в районах незамерзающих вод, штатные единицы моториста судов устанавливаются в расчете на год.

5.20. На судах, имеющих камбуз для приготовления еды, устанавливается штатная единица повара (судового) по следующим нормативам:

 

 

Нормативная численность (максимальная) в зависимости от количества на судне воспитанников клуба, экипажа, педагогического персонала

до 20 человек

от 21 до 30 человек

от 31 до 50 человек

от 50 до 80 человек

свыше 80 человек

Повар (судовой)
(повар 6 разряда)

1

Повар (судовой)
(повар 5 разряда)

1

1,5

2

2,5

3

 

5.21. Для обслуживания гидротехнического сооружения, находящегося на балансе заведения, вводится должность берегового матроса.

5.22. На период навигации вводится должность врача.

5.23. На судах, оборудованных паровыми двигателями, устанавливаются 3 штатные единицы машинистов котельной установки, из них 2 — на 6 месяцев и 1 — на год.

5.24. В клубах, не имеющих судов, при наличии более 400 воспитанников дополнительно вводится 0,5 штатной единицы методиста.

5.25. В случае когда клуб является структурным подразделением заведения, количественный состав экипажа формируется с учетом требований настоящего раздела.

6. Типовые штатные нормативы оздоровительных заведений для детей и молодежи, кроме заведений, осуществляющих свою деятельность в соответствии с Типовым положением о детском заведении оздоровления и отдыха, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 28 апреля 2009 года № 422: детско-юношеские лагеря (городки, комплексы): оздоровительные, загородные, профильные, труда и отдыха, санаторного типа, с дневным пребыванием и туристские базы:

 

№ п/п

Наименование должностей

Нормативная численность (максимальная) в зависимости от количества детей в смену

90 — 150

151 — 240

241 — 330

331 — 420

421 — 510

511 — 600

601 — 690

691 — 780

781 — 870

871 — 960

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Административно-хозяйственный персонал

6.1

Директор

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.2

Заместитель директора по воспитательной работе

1

1

1

1

1

1

6.3

Заведующий хозяйством

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.4

Заведующий камерой хранения

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

6.5

Агент по снабжению

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.6

Библиотекарь

Вводится из расчета 0,5 штатной единицы при наличии в заведении 500 воспитанников, учащихся; 1 штатная единица — свыше 900 воспитанников, учащихся

6.7

Бухгалтер

0,5

1

1

1

2

2

2

2

2

2

6.8

Кастелянша

1

1

1

1

1

1

6.9

Кладовщик

1

1

1

1

1

1

1

1

Педагогический персонал

6.10

Аккомпаниатор

Количество аккомпаниаторов устанавливается с учетом количества хоровых, танцевальных и других кружков, нуждающихся в музыкальном сопровождении, а также времени, затрачиваемого на подготовку и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий

6.11

Воспитатель (вожатый)

Для отряда численностью 20 — 25 детей в возрасте от 6 до 10 лет, 25 — 30 детей в возрасте от 10 лет и старше количество воспитателей (вожатых) устанавливается из расчета 2 единицы на каждый отряд. На каждые 2 — 3 отряда устанавливается одна должность подменного воспитателя и одна должность помощника воспитателя

6.12

Старший воспитатель (старший вожатый)

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.13

Инструктор по физкультуре

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.14

Культорганизатор

1

1

1

1

1

1

2

2

2

2

Медицинский персонал

6.15

Врач

1

1

1

1

2

2

2

2

2

2

6.16

Сестра медицинская

0,5

1

1

2

3

3

3

4

4

4

6.17

Сестра медицинская по диетическому питанию

0,5

0,5

1

1

1

1

1

1

1

1

Персонал работников кухни (пищеблока) (при односменном режиме работы)

6.18

Шеф-повар

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

6.19

Повар

2

2,5

2,5

3

3,5

4

4,5

5

5,5

6

6.20

Подсобный рабочий

1

1,5

1,5

2

2,5

3

3,5

4

4,5

5

Обслуживающий персонал

6.21

Водитель автотранспортных средств (в том числе автобуса)

Вводится при наличии автотранспортных средств (в том числе автобуса) из расчета 1 штатная единица на каждое транспортное средство, но не более 5 на заведение

6.22

Матрос-спасатель

Вводится на период купального сезона (при наличии пляжа)

6.23

Машинист по стирке и ремонту спецодежды (белья)

0,5

1

1

2

2

3

3

3

3,5

3,5

6.24

Оператор хлораторной установки

Вводится при наличии бассейна и хлораторной установки

6.25

Уборщик служебных помещений

Вводится для уборки служебных помещений из расчета 0,5 штатной единицы на каждые 250 кв. м убираемой площади, но не менее 0,5 штатной единицы на заведение

6.26

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту домов (слесарь-сантехник, электромонтер по обслуживанию и ремонту электрооборудования, столяр и др.)

Вводится в заведениях, имеющих самостоятельные здания. Количество штатных единиц определяется в соответствии с Межотраслевыми нормами численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденными приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

6.27

Сторож

Вводится в штатные расписания заведений, где нет возможности передать охрану помещения на пульт вневедомственной охраны. Количество штатных единиц определяется на основе Межотраслевых норм численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденных приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11 мая 2004 года № 105

6.28

Дежурный по общежитию

Вводится из расчета 1 штатная единица на смену на каждый корпус

 

6.29. При наличии в заведении туристического клуба, городка или стоянки может устанавливаться дополнительно одна должность инструктора по туризму (независимо от видов туризма).

6.30. В штат туристских баз и профильных туристических лагерей вводятся должности инструктора по туризму и руководителя туристских групп с учетом Основных требований к возрасту и количественному составу участников и руководителей туристско-спортивных походов в соответствии с приложением 2 к Правилам проведения туристических путешествий с ученической и студенческой молодежью Украины, утвержденным приказом Министерства образования Украины от 6 апреля 1999 года № 96, зарегистрированным в Министерстве юстиции Украины 20 мая 1999 года под № 320/3613 (в редакции приказа Министерства образования и науки Украины от 24 марта 2006 года № 237).

6.31. Штаты заведений, к которым по объему и условиям труда не могут быть применены настоящие Типовые штатные нормативы (заведение рассчитано до 90 детей или больше 960 детей), утверждаются учредителем.

 

Директор Департамента экономики и финансирования С. Даниленко

 

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ

УТВЕРЖДЕНЫ ТИПОВЫЕ ШТАТЫ ВНЕШКОЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Как известно, в 2010 году Минобразования издало приказ от 11.03.2010 г. № 202, которым утвердило Примерные типовые* штатные нормативы внешкольных учебных заведений государственной и коммунальной формы собственности системы Министерства образования и науки Украины (далее — Примерные штаты № 202).

* В названии, тексте приказа и названии, тексте Примерных типовых штатных нормативов слово «типовые» во всех падежах и формах числа исключено согласно приказу МОНмолодежьспорта от 11.10.2012 г. № 1099.

Однако следует отметить, что этот приказ не проходил государственной регистрации. Возможно, это и послужило одной из причин для принятия комментируемого приказа, которым МОНмолодежьспорта утвердило новые Типовые штатные нормативы внешкольных учебных заведений (далее — Типовые штаты № 1230). Этот приказ в установленном порядке прошел государственную регистрацию и имеет обязательный характер.

При этом обратите внимание: согласно п. 1 Типовых штатов № 1230 их действие распространяется исключительно на внешкольные учебные заведения коммунальной формы собственности, находящиеся в сфере управления Министерства образования и науки, молодежи и спорта АР Крым, управлений образования и науки областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, виды которых приведены в этом же пункте.

Таким образом, штатные расписания внешкольных учебных заведений государственной формы собственности по-прежнему будут составляться на основании Примерных штатов № 202.

Типовые штаты № 1230 вступили в силу 1 января 2013 года, что никак нельзя назвать новогодним подарком от МОНмолодежьспорта. Ведь получается, что на начало нового финансового года, т. е. на 01.01.2013 г., внешкольные учебные заведения должны составить штатные расписания с учетом положений Типовых штатов № 1230 (п. 3 комментируемого приказа). Вместе с тем, учитывая, что приказ был зарегистрирован в Минюсте только 19.11.2012 г., а до заинтересованных учреждений он дошел и того позже, технически сделать это не представляется возможным. Одна из причин — это нарушение требований ч. 2 ст. 49 КЗоТ относительно персонального предупреждения не позднее чем за два месяца о предстоящем увольнении работников.

Как бы там ни было, в дальнейшем соблюдать положения Типовых штатов № 1230 придется, поэтому укажем на основные положения, на которые следует обратить внимание.

 

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ВВЕДЕНИЯ ДОЛЖНОСТЕЙ В ШТАТНОЕ РАСПИСАНИЕ

При введении должностей в штатное расписание внешкольного учебного заведения следует помнить, что:

1. Типовыми штатами № 1230 определено максимальное количество должностей (штатных единиц).

2. В случае необходимости руководитель может менять штаты отдельных структурных подразделений или вводить должности (кроме руководящих), не предусмотренные Типовыми штатами № 1230 для данного заведения, в пределах фонда оплаты труда, доведенного лимитными справками на соответствующий период.

Замена должностей работников может осуществляться только в пределах одной категории (педагогического, хозяйственно-обслуживающего и т. п.) персонала. Нельзя в штатном расписании заменять должности, принадлежащие к разным категориям персонала.

Обратите внимание: заменять можно только те должности, которые введены в штатное расписание. Например, должность механика вводится при наличии транспортных средств (машины, тракторы и т.д.) более 20 единиц. При наличии транспортных средств менее 20 единиц должность механика в штатное расписание не вводится вообще, соответственно заменить ее нельзя.

Что касается введения новых должностей, не предусмотренных Типовыми штатами № 1230, то надо помнить, что можно вводить любые должности, кроме руководящих.

3. В случае необходимости для оказания платных услуг за счет специального фонда учебными заведениями могут быть введены дополнительные должности, необходимые для предоставления этих услуг.

Обратите внимание: нельзя вводить дополнительные должности за счет спецфонда, если работники, которые их занимают, не принимают участие в оказании платных услуг.

4. В штатное расписание вводят также вакантные должности.

5. Если в штатном расписании нужно утвердить одинаковые названия должностей, но с разными должностными окладами, то по каждой штатной единице в отдельной строке указывают профессию, квалификацию (разряд, класс, категорию, группу), тарифную ставку (оклад). Если в пределах штатного расписания для одинаковых должностей установлены одинаковые оклады, в одной строке указывают количество штатных единиц работников определенной профессии и квалификации (разряда, класса, категории, группы) и тарифную ставку (оклад).

6. Ставки заработной платы и должностные оклады педагогических работников устанавливаются руководителями учреждений образования при тарификации по результатам аттестации.

Далее рассмотрим порядок введения в штатное расписание внешкольного учебного заведения отдельных должностей, предусмотренных Типовыми штатами № 1230.

 

ОСОБЕННОСТИ ВВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Поскольку до принятия комментируемого приказа отправной точкой при составлении штатных расписаний внешкольных учебных заведений были Примерные штаты № 202, то при описании введения должностей по новым правилам аналогию будем проводить именно с этим документом.

 

Типовые штаты внешкольных учебных заведений (кроме оздоровительных заведений для детей и молодежи)

Прежде всего, обратим внимание на следующее:

1. Перечень должностей, которые могут быть введены в штатное расписание внешкольного учебного заведения, по сравнению с Примерными штатами № 202, практически не изменился, за исключением того, что:

 — теперь не предусмотрены такие должности, как концертмейстер, педагог-организатор, режиссер театрализованных мероприятий и праздников, кассир, комендант;

— добавлена новая должность рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию электрооборудования.

2. Изменились условия введения отдельных должностей. Теперь количество штатных единиц отдельных должностей зависит непосредственно от контингента воспитанников, учащихся, слушателей (далее — учащиеся). Так, например, административно-хозяйственный персонал внешкольных учебных заведений по новым требованиям рассчитывается исходя из контингента учащихся , а не от подчиненности внешкольного учреждения (городское, районное, областное и т.д.), как это было предусмотрено Примерными штатами № 202.

Также если ранее штатные единицы должности библиотекаря и заведующего библиотекой вводились в зависимости от наличия экземпляров книжного фонда, то теперь — от контингента учащихся. Однако это не означает, что должность библиотекаря можно вводить во внешкольных учреждениях, где нет библиотеки и библиотечного фонда, но есть достаточное количество учащихся.

Согласно п. 2 комментируемого приказа штатное расписание внешкольного учебного заведения разрабатывается в рамках утвержденного центральными и местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления фонда зарплаты с соблюдением требований, предусмотренных Типовыми штатами № 1230, с учетом типа учебного заведения, контингента воспитанников, учащихся, слушателей, количества групп.

Поскольку Типовыми штатами № 1230 не установлено, на какую дату следует определять количество учащихся, нужно учитывать требования п.п. «б» п.19 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102). Он предусматривает, что при установлении должностных окладов руководителей внешкольных учебных заведений контингент обучающихся (воспитанников, детей) определяется по списочному составу на 1 января.

Количество учащихся, принимавших участие в массовых мероприятиях, проводимых внешкольными учреждениями, а также в экскурсионно-туристических мероприятиях на экскурсионно-туристических базах, в профильных лагерях, на базах отдыха, оздоровления, учитывается по среднегодовому количеству учащихся, участвовавших в мероприятиях в течение предыдущего календарного года.

При этом согласно п. 21 Инструкции № 102 должностные оклады руководителей внешкольных учебных заведений не меняются в связи с изменением количества учащихся (воспитанников) в течение календарного года.

3. Типовыми штатами № 1230 относительно должностей, количество штатных единиц которых рассчитывается от контингента учащихся, введено ограничение по их максимальному количеству.

Далее остановимся на особенностях введения отдельных должностей.

 

Гардеробщик

В отличие от Примерных штатов № 202, а также штатных нормативов других учебных заведений, Типовыми штатами № 1230 четко установлено, что должность гардеробщика вводится только на осенне-зимний период, что соответствует характеру работ, выполняемых такими работником.

Обратите внимание: предусматривается, что на осенне-зимний период вводится именно должность гардеробщика, а не принимается работник, который будет ее занимать. Другими словами, по окончании этого периода должность гардеробщика необходимо вывести из штатного расписания, а не только уволить (перевести на другую должность) работника, который ее занимал. Оставить должность как вакантную до начала следующего осенне-зимнего периода неправомерно.

 

Заведующий библиотекой и библиотекарь

Должности заведующего библиотекой и библиотекаря вводятся на основании таких нормативов:

 

Количество

Количество штатных единиц

Заведующий библиотекой

Библиотекарь

Менее 500 учащихся

—*

500 учащихся

0,5

От 501 до 900 учащихся

1

0,5

От 901 учащихся и больше

1

1

* Обязанности библиотекаря (библиотечная работа и работа с библиотечным фондом учебников) возлагаются на педагогического или другого работника внешкольного учебного заведения.

 

Аккомпаниатор

В соответствии с Перечнем должностей педагогических и научно-педагогических работников, утвержденным постановлением КМУ от 14.06.2000 г. № 963 , должность аккомпаниатора заведения образования является педагогической.

Согласно п.п. «г» п. 64 Инструкции № 102 ставка заработной платы аккомпаниатору выплачивается за 4 часа педагогической работы в день (24 часа в неделю).

Данная должность вводится в количестве не более 75 % ставок от общего количества ставок руководителей кружков, секций, студий и других форм кружковой работы художественно-эстетического направления (музыкального, вокально-хореографического, циркового, театрального, хореографического, фольклорного и т.д.) для музыкального сопровождения учебных занятий.

Пример . В заведении действует 12 кружков художественно-эстетического направления (6 вокальных, 4 хореографических, 2 фольклорных). Исходя из нормы часов на одну тарифную ставку руководителя кружка, секции, студии, других форм кружковой работы (18 учебных часов в неделю), на эти кружки введено 4 ставки руководителя кружка (72 часа занятий в неделю). Таким образом, количество ставок аккомпаниаторов не должно превышать 3 (4 ставки руководителей кружка х 75 %), что также составит 72 часа в неделю.

 

Заведующий отделом (кроме заведующего организационно-массовым отделом и заведующего методическим отделом)

Типовыми штатами № 1230 установлено, что должность заведующего отделом вводится при наличии 30 (ранее — 20) и более групп одного или родственных направлений.

При наличии от 10 до 30 (ранее — 20) групп обязанности заведующего отделом возлагаются на одного из руководителей кружков (секций, студий и других форм кружковой работы) с соответствующей доплатой. Добавим, что такая доплата предусмотрена абз. 1 п. 50 Инструкции № 102 и устанавливается руководителю кружка, осуществляющего руководство отделом (при наличии в отделе не менее 10 кружков одного профиля) в размере 15 % должностного оклада. Размер такой доплаты не зависит от педагогической нагрузки.

Увеличение количества групп, при которых должна вводиться должность заведующего отделом, приведет к сокращению этой должности в отдельных заведениях. Работникам, занимающим такую должность, следует предложить перейти на другую должность, а в случае их отказа от предложенной должности работники подлежат увольнению с соблюдением требований законодательства о труде.

 

Заведующий лабораторией, кабинетом по направлению

Типовыми штатами № 1230 установлено, что должность заведующего лабораторией, кабинетом по направлению вводится при наличии более 50 групп (ранее — не менее 7) учащихся одного или родственных направлений.

Таким образом, теперь при наличии менее 50 групп учащихся одного или родственных направлений (то есть почти во всех внешкольных учреждениях) должность заведующего лабораторией, кабинетом не вводится. Согласно абз. 3 п. 50 Инструкции № 102 педагогическим работникам внешкольных учебных заведений производится дополнительная оплата за заведование учебными кабинетами, лабораториями, уголками живой природы, дендропарками, зимним садом, учебно-опытными участками, теплицами внешкольных учебных заведений в размере 10 — 15 % должностного оклада (ставки заработной платы). Конкретный размер доплаты устанавливается руководителем учреждения по согласованию с профсоюзным комитетом. Размер такой доплаты не зависит от педагогической нагрузки.

Как и в ситуации с предыдущей должностью, увеличение количества групп, при которых вводится должность заведующего лабораторией, кабинетом, приведет к сокращению такой должности почти во всех внешкольных заведениях.

 

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе (для обеспечения руководства структурным подразделением учреждения (филиалом))

Ранее на основании Примерных штатов № 202 такая должность вводилась при наличии структурного подразделения заведения.

Теперь же уточнено, что в таком структурном подразделении должно быть более 300 учащихся. При наличии до 300 учащихся включительно обязанности руководителя филиала возлагаются на заведующего отделом филиала.

 

Лаборант

Как и прежде, должность лаборанта вводится при наличии оборудованных лабораторий из расчета 0,5 штатной единицы на каждую, но не более 3 штатных единиц.

Вместе с тем установлено ограничение: в заведениях, в которых количество учащихся менее 100, должность лаборанта не вводится.

 

Мастер

Типовыми штатами № 1230 уточнено, что должность мастера вводится в центрах, домах, клубах научно-технического творчества учащейся молодежи, станциях юных техников при наличии мастерских с действующим станочным оборудованием более 20 единиц, но не более 1 штатной единицы на заведение.

Ранее должность мастера вводилась при наличии в заведениях мастерских со станочным оборудованием независимо от количества единиц такого оборудования.

 

Сестра медицинская

Типовыми штатами № 1230 уточнено, что должность сестры медицинской вводится в штатное расписание только учреждений спортивного профиля, если медицинское обслуживание не осуществляется учреждениями здравоохранения.

 

Механик

Теперь должность механика должна вводиться в штатное расписание только при наличии транспортных средств (машины, трактора и т.д.) более 20 единиц (ранее — более 5), но не более 1 штатной единицы на заведение.

 

Дворник

Вводится в соответствии с установленными законодательством нормами убираемой площади. Количество штатных единиц определяется на основе Межотраслевых норм численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации), утвержденных приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105 .

Следует отметить, что на страницах нашей газеты порядок расчета количества штатных единиц дворников на основе вышеуказанных нормативов рассматривался не раз (см. «Бюджетная бухгалтерия», № 47, с. 27).

 

Рабочий по комплексному ремонту и обслуживанию электрооборудования

Примерными штатами № 202 не было предусмотрено введение в штатное расписание рабочего по комплексному ремонту и обслуживанию электрооборудования.

Согласно новым требованиям такая должность вводится из расчета 0,5 штатной единицы при наличии 9 учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и т.п., 1 штатная единица при наличии 10 и более учебных кабинетов, лабораторий, мастерских и т.п.

Тренер-преподаватель по виду спорта, старший тренер-преподаватель по виду спорта

Порядок введения таких должностей изменений не претерпел. Вместе с тем напомним, что на данный момент существуют проблемы относительно оплаты труда таких работников, на которые мы обращали внимание в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 41, с. 27. Так, поскольку тренеры-преподаватели не отнесены к педагогическим работникам, им не устанавливается:

— надбавка за выслугу лет на основании Порядка выплаты надбавок за выслугу лет педагогическим и научно-педагогическим работникам учебных заведений и учреждений образования, утвержденного постановлением КМУ от 31.01.2001 г. № 78. Другими же нормативно-правовыми документами на сегодняшний день не предусмотрен порядок выплаты надбавки за выслугу лет тренерам-преподавателям, работающим во внешкольных учебных заведениях неспортивного профиля;

— надбавка за престижность труда, установленная постановлением КМУ «Об установлении надбавки педагогическим работникам дошкольных, внешкольных, общеобразовательных, профессионально-технических учебных заведений, высших учебных заведений I — II уровней аккредитации, других учреждений и заведений независимо от их подчинения» от 23.03.2011 г. № 373.

05.10.2012 года вступил в силу Порядок проведения аттестации тренеров (тренеров-преподавателей), утвержденный приказом МОНмолодежьспорта от 19.07.2012, № 829, которым определен механизм проведения аттестации тренеров (тренеров-преподавателей) учреждений физической культуры и спорта. Таким образом, порядок проведения аттестации тренеров (тренеров-преподавателей) других внешкольных учреждений образования на сегодняшний день не определен.

 

Типовые штатные нормативы судов и плавучих сооружений детско-юношеских клубов (моряков, речников и т.п.)

Эти штатные нормативы изменений не претерпели.

 

Типовые штатные нормативы туристских баз и оздоровительных учреждений для детей и молодежи

Здесь к общим изменениям можно отнести увеличение количества детей, при которых должны вводиться должности. Так, к примеру, ранее должность директора по воспитательной работе вводилась при наличии от 121 ребенка в смену. Теперь — только при наличии 421 и более детей.

Перечень должностей, вводимых в штатное расписание, остался без изменений за исключением того, что теперь Типовыми штатами № 1230 не предусмотрена должность садовника.

Вместе с тем добавлена новая должность сестры медицинской по диетическому питанию. В связи с этим вкратце остановимся на вопросах оплаты труда работников, занимающих такую должность.

Единые квалификационные требования к лицам, которые занимаются определенными видами медицинской деятельности, установлены Справочником квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 78 «Здравоохранение», утвержденным приказом МОЗ от 29.03.2002 г. № 117, согласно которому медицинские сестры по диетическому питанию относятся к категории «специалисты» и должны иметь неполное высшее образование (младший специалист) или базовое высшее образование (бакалавр) по направлению подготовки «Медицина».

По своим функциональным обязанностям указанный работник обеспечивает контроль за организацией питания детей, определяет состав, энергетическую ценность блюд и суточных рационов, ведет медицинскую документацию и др.

Оплата труда медицинских работников определяется в соответствии с Условиями оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденными совместным приказом Минтруда и Минздрава от 05.10.2005 г. № 308/519.

Размеры должностных окладов сестер медицинских определяются согласно п. 2.2.8 указанных Условий в зависимости от имеющейся квалификационной категории.

Согласно п. 2 Порядка выплаты надбавки за выслугу лет врачам и специалистам с базовым и неполным высшим медицинским образованием государственных и коммунальных заведений здравоохранения, утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1418, сестре медицинской по диетическому питанию устанавливается надбавка за выслугу лет в зависимости от стажа работы.

Сестре медицинской по диетическому питанию предоставляется основной ежегодный отпуск продолжительностью 24 календарных дней за отработанный рабочий год.

Также младшие специалисты с медицинским образованием (в том числе сестра медицинская по диетическому питанию) имеют право на ежегодный дополнительный отпуск за особый характер труда продолжительностью до 7 календарных дней. Однако предоставление такого отпуска обязательно должно быть предусмотрено коллективным договором.

Также отметим, что продолжительность рабочего времени сестры медицинской по диетическому питанию в соответствии с п. 1.1. приказа МОЗ «Об утверждении норм рабочего времени для работников учреждений здравоохранения» от 25.05.2006 г. № 319 составляет 38,5 часов в неделю.

Также обратим внимание на такую должность, как оператор хлораторной установки. В связи с тем, что во многих оздоровительных учреждениях работают открытые бассейны, хлораторных установок, как правило, там нет. Соответственно вышеуказанная должность вводиться не будет.

На этом завершаем комментарий. Мы постарались максимально полно осветить те изменения, которые произошли в порядке составления штатных расписаний внешкольных учебных заведений. Если при составлении штатного расписания у вас возникнут дополнительные вопросы, направляйте в редакцию нашей газеты и мы обязательно на них ответим.

 

Светлана МЕРЕНКОВА,
 ведущий государственный финансовый инспектор
 Харьковской объединенной государственной
 финансовой инспекции

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше