Темы статей
Выбрать темы

Обзор законодательных нововведений, вступивших в силу с 1 января 2013 года

Редакция ББ
Статья

ОБЗОР ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ НОВОВВЕДЕНИЙ, ВСТУПИВШИХ В СИЛУ С 1 ЯНВАРЯ 2013 ГОДА

 

С 1 января вступил в силу ряд нормативно-правовых актов, положения которых касаются бюджетных учреждений и организаций. Рассмотрим наиболее важные из них.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

БЮДЖЕТНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Изменения в Бюджетный кодекс

Наиболее существенными изменениями, внесенными в БКУ, являются те, которые внесены Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 16.10.2012 г. № 5428-VI. Заметим, что такие изменения прежде всего направлены на усовершенствование отдельных вопросов формирования и исполнения государственного и местных бюджетов, а также они направлены на согласование норм БКУ с другими законодательными актами Украины.

Рассмотрим их подробнее.

1. Как известно, в ст. 13 БКУ предусмотрено право бюджетных учреждений на получение в дополнение к средствам общего фонда бюджета собственных поступлений, которые включаются в специальный фонд бюджета. В этой статье БКУ также определены группы собственных поступлений и направления их использования.

С 01.01.2013 г. изменился состав второй подгруппы второй группы собственных поступлений. Теперь в эту группу включены средства, получаемые бюджетными учреждениями от предприятий, организаций, физических лиц и от других бюджетных учреждений для выполнения целевых мероприятий, в том числе мероприятий по отчуждению для общественных нужд земельных участков и размещенных на них других объектов недвижимого имущества, которые находятся в частной собственности физических и юридических лиц.

В связи с этим стоит обратить внимание на то, что правовые, организационные и финансовые принципы регулирования общественных отношений, возникающие в процессе отчуждения земельных участков, других объектов недвижимого имущества, которые на них размещены, находящихся в собственности физических или юридических лиц, для общественных нужд или по мотивам общественной необходимости урегулированы Законом Украины «Об отчуждении земельных участков, других размещенных на них объектов недвижимого имущества, находящихся в частной собственности, для общественных потребностей либо по мотивам общественной необходимости» от 17.11.2009 г. № 1559-VI.

2. В ч. 3 ст. 29 БКУ определены основные источники формирования и направления использования доходов спецфонда Госбюджета, т. е. теперь такие доходы закреплены на постоянной основе непосредственно в БКУ, а не ежегодно в законе о Госбюджете.

3. Упорядочен перечень доходов общего фонда Госбюджета в соответствии Классификацией доходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11 (кстати, с 01.01.2013 г. в нее также внесены изменения, о которых мы расскажем далее). Названия и виды доходов госбюджета и местных бюджетов уточнены с учетом изменений, внесенных в законодательство, в том числе налоговое.

4. Кабмину дано право определять не только порядок подготовки, оценки и отбора программ и мероприятий, которые могут реализовываться за счет средств государственного фонда регионального развития, и порядок использования таких средств, как это было предусмотрено в ст. 241 БКУ, но и условия направления на такую цель части средств местных бюджетов.

В результате таких изменений Кабмин наделяется полномочиями определять порядок использования средств местных бюджетов на соответствующую цель, что не соответствует положениям ст. 143 Конституции Украины, согласно которой территориальные громады села, поселка, города непосредственно или через образованные ими органы местного самоуправления утверждают бюджеты соответствующих административно-территориальных единиц и контролируют их выполнение, а также требованиям ст. 61 Закона № 280, в которой определено, что органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах (в случае их создания) самостоятельно разрабатывают, утверждают и исполняют соответствующие местные бюджеты (ч. 1), а самостоятельность местных бюджетов гарантируется собственными и закрепленными за ними на стабильной основе законом общегосударственными доходами, а также правом самостоятельно определять направления использования средств местных бюджетов в соответствии с законом (ч. 4).

Кроме того, в ст. 62 Закона № 280 определенно, что участие государства предусмотрено только в формировании доходов местных бюджетов, которое заключается в гарантировании государством органам местного самоуправления доходной базы, достаточной для обеспечения населения услугами на уровне минимальных социальных потребностей.

5. Путем внесения изменений в ст. 87 и 91 БКУ определено, что финансовая поддержка общественных объединений осуществляется на конкурсных принципах за счет расходов из Государственного и местных бюджетов Украины для выполнения задач государственной и региональной политики. Однако эти изменения вступят в силу лишь с 01.01.2014 г. Заметим, что ст. 23 Закона Украины «Об общественных объединениях» от 22.03.2012 г. № 4572-VI, который действует с 01.01.2013 года, предусмотрена финансовая поддержка общественных объединений со статусом юридического лица за счет средств Государственного и местных бюджетов Украины.

6. Благодаря изменениям, внесенным в ч. 2 ст. 105 БКУ, изменился критерий участия бюджета — получателя субвенции из Государственного бюджета на выполнение инвестиционных программ (проектов) в реализации таких программ (проектов). В частности, таким критерием определен процент от объема субвенции вместо действующего ранее критерия — процент от поступлений бюджета развития.

Такие изменения направлены прежде всего на повышение уровня участия финансового ресурса местных бюджетов в реализации инвестиционных программ (проектов), однако не исключено, что эти нововведения одновременно могут создать значительные риски для бюджета развития местных бюджетов в случае значительных объемов такой субвенции, когда лишь на финансирование одной такой программы может быть использован весь ресурс бюджета развития. Поэтому не исключаем возникновения ситуации, при которой ресурс бюджета развития местного бюджета может оказаться недостаточным для обеспечения его участия в реализации таких программ.

7. Применение подекадных (вместо ежемесячных) нормативов отчислений средств на субвенцию из Госбюджета местным бюджетам на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание улиц и дорог коммунальной собственности в населенных пунктах (ст. 1031);

8. Расширение полномочий относительно передачи средств между местными бюджетами на осуществление расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении межбюджетных трансфертов, а именно: между районными бюджетами, между городскими бюджетами и между областными и районными, городскими бюджетами (ст. 93).

9. Нормирование распределения субвенции из Госбюджета местным бюджетам на проведение выборов депутатов Верховной Рады АР Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов с учетом ст. 61 Закона Украины «О выборах депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, местных советов и сельских, поселковых, городских голов» от 10.07.2010 г. № 2487-VI.

10. Дополнен в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в статью 13 Закона Украины «Об охране детства» относительно усиления социальной защиты приемных семей и детских домов семейного типа» от 17.05.2012 г. № 4723 перечень льготных категорий, которым предоставляются льготы за счет субвенций из госбюджета местным бюджетам на осуществление государственных программ социальной защиты, детским домам семейного типа и приемным семьям, в которых не менее года проживают соответственно трое или больше детей, а также семьям (кроме многодетных семей), в которых не менее года проживают трое и больше детей, учитывая тех, над которыми установлена опека или попечительство;

11. Ст. 51 БКУ дополнена ч. 11, согласно которой кредиторская задолженность, образовавшаяся на конец текущего бюджетного периода в местных бюджетах по бюджетным обязательствам, взятым по капитальным трансфертам из госбюджета местным бюджетам и средствам государственного фонда регионального развития, в первую очередь должна быть погашена за счет средств госбюджета, предусмотренных в следующих бюджетных периодах на реализацию соответствующих программ и мероприятий.

Также обратим внимание на то, что в соответствии с изменениями, внесенными в раздел VI «Заключительные и переходные положения» БКУ, Кабмину предписано до 01.07.2013 г. обеспечить проведение инвентаризации всех нормативно-правовых актов, которые регламентируют применение отраслевых нормативов при осуществлении расходов местных бюджетов, которые учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, в частности относительно сети бюджетных учреждений, педагогической нагрузки, нормативов расходов бюджетных учреждений, и установления минимального и максимального значения таких нормативов в зависимости от объемов финансовых ресурсов. Надеемся, что, имея в запасе достаточно времени, Кабмин не будет особо затягивать с решением этих вопросов и справится с этой задачей в оптимальные сроки.

 

Дата введения нацстандартов в госсекторе перенесена на 2015 год

Согласно ч. 2 ст. 56 БКУ бюджетные учреждения ведут бухгалтерский учет в соответствии с национальными положениями (стандартами) бухгалтерского учета и других нормативно-правовых актов относительно ведения бухгалтерского учета в порядке, установленном центральным органом исполнительной власти, который обеспечивает формирование государственной бюджетной политики.

Как известно, Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденной постановлением КМУ от 16.01.2007 г. № 34, предусмотрено применение национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе начиная с 2013 года. Однако дата вступления в силу этих стандартов перенесена на 2015 год в соответствии с приказом Минфина от 17.12.2012 г. № 1343.

Таким образом на сегодняшний день в соответствии с разъяснениями Минфина и Госказначейства (см. письмо Минфина от 16.11.2011 г. № 31-08420-06-25/28307 // «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 8 и письмо Госказначейской службы от 11.06.2012 г. № 17-10/1396-8078) порядок ведения бухгалтерского учета бюджетными учреждениями урегулирован нормативно-правовыми актами Государственного казначейства Украины. Они действуют до того времени, пока в установленном порядке не будут признаны утратившими силу.

 

Оценка деятельности главного бухгалтера

В соответствии со ст. 112 БКУ и во исполнение требований п. 2 постановления КМУ «Об утверждении Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения» от 26.01.2011 г. № 59 приказом Минфина от 01.12.2011 г. № 1537 утвержден Порядок № 1537.

Как определено в п. 4 Порядка № 1537, оценке подлежит деятельность главного бухгалтера, который работает на занимаемой должности не менее года, а также в результате организационных изменений занимает должность менее года, если его должностные обязанности не изменились.

Оценка осуществляется путем проведения внутреннего и внешнего оценивания деятельности главного бухгалтера бюджетного учреждения один раз в год до 1 мая.

Внутреннее оценивание деятельности главного бухгалтера осуществляется непосредственно главным бухгалтером, подлежащим оценке, а также согласовывается руководителем бюджетного учреждения, руководителем и главным бухгалтером бюджетного учреждения, которому подчинено бюджетное учреждение, если такое учреждение является распорядителем средств низшего уровня Государственного или местного бюджета.

Внутреннее оценивание предусматривает заполнение главным бухгалтером по согласованию с руководителем бюджетного учреждения Анкеты о выполнении главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий по форме, приведенной в приложении к указанному Порядку.

Внешнее оценивание деятельности главного бухгалтера осуществляется органом казначейства, обслуживающим бюджетное учреждение. Для организации проведения оценки каждым органом казначейства создается специальная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя.

 

Новая экономическая классификация расходов бюджета

Как известно, Минфин приказом от 26.12.2011 г. № 1738 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 6) изложил в новой редакции Экономическую классификацию расходов бюджета, утвержденную приказом Минфина от 14.01.2011 г. № 11. Кроме того приказом от 12.03.2012 г. № 333 утвердил Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета (в редакции приказа Минфина от 21.06.2012 г. № 754 // см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 32). Кстати, со сравнительной характеристикой старых и новых КЭКР, а также новыми требованиями по применению КЭКР можно ознакомиться в комментарии к указанной Инструкции.

В связи с введением новой экономической классификации расходов бюджета Минфин приказом от 26.11.2012 г. № 1220 внес изменения в приказ «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57 (подробнее об этом см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 1, с. 3).

Кроме того, Минфином подготовлен проект приказа о внесении изменений в Порядок составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44, с которым можно ознакомиться на его официальном сайте (www.minfin.gov.ua).

 

Предоставление административных услуг

Напомним, что в прошлом году вступил в силу Закон № 5203 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 41), которым определены правовые принципы реализации прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц в сфере предоставления административных услуг. В соответствии с ч. 7 ст. 20 этого Закона Кабмину, органам местного самоуправления необходимо в установленном порядке обеспечить с 1 января 2013 года прекращение предоставления административных услуг предприятиями, учреждениями, организациями. Связано это с тем, что административные услуги согласно Закону № 5203 могут предоставляться субъектами предоставления административных услуг непосредственно через центры предоставления административных услуг и/или через Единый государственный портал административных услуг.

В настоящее время Кабмином, министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями и органами местного самоуправления принимаются меры по приведению действующих нормативно-правовых актов в соответствие с требованиями Закона № 5203, а также относительно создания центров предоставления административных услуг в регионах Украины.

Законом № 5203 предусмотрено, что субъекты обращения имеют право на бесплатное получение информации об административных услугах и порядке их предоставления, что обеспечивается путем предоставления им бесплатного доступа к Реестру административных услуг, размещенному на правительственном портале, функционирования круглосуточной правительственной телефонной справки и информирования таких субъектов через средства массовой информации. Кстати, все желающие могут бесплатно ознакомиться с таким Реестром, который размещен на сайте Минэкономразвития (www.me.gov.ua). Кроме того, для получения информации об административных услугах создана пилотная версия Единого государственного портала административных услуг (www.poslugy.gov.ua), который является официальным источником информации о предоставлении административных услуг в Украине.

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ

С 1 января 2013 года вступил в силу ряд изменений, внесенных в Закон № 2289, а именно:

1. Процедура электронного реверсивного аукциона, которая была введена в прошлом году в соответствии с Законом Украины «О внесении изменений в Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» по введению процедуры электронного реверсивного аукциона» от 07.06.2012 г. № 4917-VI, с 1 января 2013 года является обязательной к применению заказчиками.

Однако для того чтобы заказчики могли на практике воспользоваться нормами, предусмотренными разд. VIII1 Закона № 2289, необходимо, чтобы Кабмин и Минэкономразвития как уполномоченный орган приняли ряд нормативно-правовых актов. Заметим, что в настоящее время на сайте Минэкономразвития размещены проекты документов, необходимых для внедрения процедуры электронного реверсивного аукциона и осуществления государственных закупок путем проведения электронного реверсивного аукциона. А поскольку эти документы не были утверждены до 01.01.2013 г., поэтому не исключаем, что в начале 2013 года у заказчиков возникнут проблемы с реализацией обязательных требований Закона № 2289.

2. С 1 января 2013 года вступил в силу Государственный классификатор продукции и услуг ДК 016:2010, утвержденный приказом Госпотребполитики от 11.10.2010 г. № 457 (далее — ДК 016:2010), который пришел на замену Государственному классификатору продукции и услуг ДК 016-97, утвержденному приказом Госкомстандарта от 30.12.97 г. № 822 (далее — ДК 016-97).

Вместе с тем стоит обратить внимание на то, что в соответствии с п. 2.1 Порядка № 921 предмет закупки товаров и услуг определяется заказчиком в соответствии с пп. 23 и 30 ч. 1 ст. 1 Закона № 2289 на основании ДК 016-97 по показателю пятого знака (классификационная группа «категория») с указанием в скобках конкретного названия товара или услуги.

Таким образом, заказчики имеют право руководствоваться ДК 016:2010 при определении предмета закупки только после того, как будут внесены соответствующие изменения в Порядок № 921. Кстати, на сайте Минэкономразвития (www.me.gov.ua) размещен проект приказа «О внесении изменений в приказ «Об утверждении Порядка определения предмета закупки» в части определения предмета закупки товаров и услуг на основании ДК 016:2010. Как только этот приказ Минэкономразвития будет утвержден, мы обязательно сообщим вам на страницах нашей газеты.

3. Согласно п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона № 2289 начиная с 01.01.2013 г. перечень ситуаций, когда заказчики имеют право применять процедуру закупки у одного участника, дополнен закупкой продуктов нефтепереработки жидкими для специализированного санитарного транспорта бригад экстренной (скорой) медицинской помощи. Итак, с 2013 года процедура закупки горючего для машин экстренной (скорой) медицинской помощи будет упрощена, так как такие закупки осуществляются по процедуре закупки у одного участника.

 

НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Налог на прибыль

С 01.01.2013 г. по 31.12.2013 г. ставка налога на прибыль составляет 19 %.

Заметим, что с 1 января 2013 года кардинально меняется порядок уплаты налога на прибыль: для некоторых категорий плательщиков вводятся авансовые взносы по этому налогу, а также меняются сроки уплаты налога и порядок предоставления налоговой декларации. Однако заметим, что требование об уплате авансовых взносов не распространяется на неприбыльные учреждения (организации), к числу которых, в частности, относятся и бюджетные организации. Эта категория плательщиков налога на прибыль с 1 января 2013 года предоставляет годовые декларации по налогу на прибыль (для неприбыльных организаций такой декларацией является Налоговый отчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций) и в соответствии с ними платит налог один раз в год — в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного года. Однако за IV квартал 2012 года указанный налоговый отчет подается по старым правилам.

 

Экологический налог

Ставки

Согласно п. 2 подразд. 5 разд. ХХ НКУ в 2013 году ставки экологического налога будут составлять 75 % размера ставок, установленных ст. 243 — 246 НКУ.

При этом нужно учесть следующее. В соответствии с абз.9 п. 4 разд. XIX НКУ Кабмин уполномочен ежегодно до 1 июня вносить в Верховную Раду Украины проект закона о внесении изменений в данный Кодекс в отношении ставок налогообложения, определенных в абсолютных значениях, с учетом индексов потребительских цен, индексов цен производителей промышленной продукции по ряду налогов и сборов, среди которых и экологический налог.

Так, пп. 3 — 8 разд. I Закона Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 22.12.2011 г. № 4235-VI с 13.01.2012 г. ставки экологического налога были увеличены в среднем на 8,9 %. Вместе с тем Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по пересмотру ставок некоторых налогов и сборов» от 20.11.2012 г. № 5503-VI с 2013 года увеличены ставки некоторых налогов и сборов, в частности экологического налога.

Порядок зачисления в бюджет

В соответствии с п. 4 разд. XIX НКУ и п. 51 разд. VI БКУ в 2013 году экологический налог (кроме налога, взимаемого за образование радиоактивных отходов (включая уже накопленные) и/или временное хранение радиоактивных отходов их производителями свыше установленного особыми условиями лицензии срока) зачисляется в таких пропорциях:

1) в специальный фонд государственного бюджета — 53 %, из них 33 % направляются на финансовое обеспечение исключительно целевых проектов экологической модернизации предприятий в пределах сумм уплаченного ими экологического налога в порядке, установленном КМУ;

2) в специальный фонд местных бюджетов — 47 %, в том числе:

в сельские, поселковые, городские бюджеты — 33,5 %;

в областные бюджеты и бюджет АР Крым — 13,5 %;

в бюджеты городов Киева и Севастополя — 47 %.

Временное размещение отходов не является объектом обложения эконалогом

Благодаря изменениям, внесенным Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины по усовершенствованию некоторых налоговых норм» от 24.05.2012 г. № 4834-VI в п.п. 14.1.223 НКУ, изложен в новой редакции термин «размещение отходов». Теперь под размещением следует понимать постоянное (окончательное) пребывание или захоронение отходов в специально отведенных для этого местах или объектах (местах размещения отходов, хранилищах, полигонах, комплексах, сооружениях, участках недр и т. п.), на использование которых получено разрешение специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти в сфере обращения с отходами.

В результате в круг плательщиков экологического налога за размещение отходов с 1 января 2013 года войдут только те субъекты хозяйствования, которые их размещают в понимании п.п. 14.1.223 НКУ (кроме размещения отдельных видов (классов) отходов как вторичного сырья, которые размещаются на собственных территориях (объектах) субъектов хозяйствования), что закреплено в обновленном п.п. 240.1.3 НКУ.

Таким образом, решена проблема взимания эконалога за размещение отходов в случае их временного пребывания на территории субъекта хозяйствования (в том числе и бюджетных учреждений) до захоронения в специально отведенных местах. Начиная с 2013 года временное хранение любых отходов на территории бюджетного учреждения до момента передачи специализированному предприятию не будет считаться размещением отходов, а учреждения, которые временно хранят отходы, к числу плательщиков эконалога за размещение отходов не относятся.

 

ПРОЧИЕ ВОПРОСЫ

Налог на недвижимость

С 2013 года будет взиматься новый местный налог — налог на недвижимое имущество, отличное от земельного участка. Правила взыскания этого налога описаны в ст. 265 НКУ.

 

Земельные отношения

С 01.01.2013 г. весьма существенные изменения внесены и в законодательство, регулирующее земельные отношения. Укажем на основные моменты.

1. Вводится новый подход к размежеванию земель государственной и коммунальной собственности. Начиная с 01.01.2013 г. земли государственной и коммунальной собственности считаются размежеванными (п. 7 раздела II «Заключительные и переходные положения» Закона № 5245).

Другими словами, с 2013 года на законодательном уровне определен перечень земельных участков, которые считаются землями коммунальной собственности соответствующих территориальных общин и землями государственной собственности. Такое нововведение вызывало изменения в перечне органов, которые имеют право передавать земельные участки в собственность или пользование (ст. 122 ЗКУ).

2. Урегулированы договорные отношения относительно перехода права собственности на арендованный участок.

С 01.01.2013 г. в ЗКУ введена норма, предписывающая, что при изменении права собственника на земельный участок, находящийся в пользовании других лиц (ст. 1481):

— к новому собственнику переходят права и обязанности предыдущего собственника земельного участка по действующим договорам аренды, суперфиция, эмфитевзиса, земельного сервитута;

— новый собственник обязан в течение одного месяца направить таким пользователям уведомления с указанием соответствующих сведений (заказным письмом с уведомлением);

— по согласию сторон договора аренды, суперфиция, эмфитевзиса, земельного сервитута или залога в такой договор могут быть внесены изменения с указанием нового собственника.

То есть договоры, которые были заключены до проведения разграничения земель, продолжают действовать и после изменения владельца таких земель. Изменения в такие договоры могут вноситься только по согласию сторон с указанием нового владельца земельного участка.

 

Госрегистрация прав на недвижимость

С 2013 года действуют новые правила проведения государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений, установленные Законом № 1952 и ГКУ.

Среди основных нововведений отметим такие:

1) передача полномочий по проведению регистрации вещных прав на недвижимое имущество от БТИ к органу государственной власти по вопросам государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество — Государственной регистрационной службе. С 01.01.13 г. именно этот орган будет проводить регистрацию вещных прав на недвижимое имущество;

2) изменение механизма регистрации права на временное использование недвижимости, в том числе при заключении договора аренды на срок не менее 3 лет. Так, с 01.01.2013 г. при заключении договора аренды недвижимого имущества (за исключением жилья) на срок более 3 лет нужно не только заверить такой договор у нотариуса (ч. 3 ст. 640 ГКУ), как было ранее, но и зарегистрировать право пользования имуществом в Государственной регистрационной службе (п. 2 ч. 1 ст. 4 Закона № 1952; ст. 794 ГКУ).

 

Первичные документы

С 1 января 2013 года вступил в силу Перечень типовых документов, создаваемых во время деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других учреждений, предприятий и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Министерства юстиции от 12.04.2012 г. № 578/5.

Этот Перечень является нормативно-правовым актом, предназначенным для использования всеми органами государственной власти и местного самоуправления, другими учреждениями, предприятиями и организациями независимо от их функционально-целевого назначения, уровня и масштаба деятельности, формы собственности при определении сроков хранения документов, их отборе на постоянное и длительное (более 10 лет) хранение или для уничтожения.

Кроме того, состав и сроки хранения документов, создаваемых в организациях определенной отрасли или сфере деятельности, определяются ведомственными (отраслевыми) перечнями документов со сроками их хранения, которые утверждаются соответствующими органами государственной власти, центральными органами и учреждениями по согласованию с Государственной архивной службой Украины.

Сроки хранения документов, определенные в этом Перечне, являются минимальными, их нельзя сокращать. Продление в организациях сроков хранения документов, предусмотренных Перечнем, допускается в случаях, если эта потребность вызвана специфическими особенностями работы конкретной организации.

Сроки хранения типовых документов на электронных носителях соответствуют срокам хранения аналогичных документов на бумажных носителях.

Одновременно со вступлением в силу вышеуказанного Перечня утратил силу Перечень типовых документов, которые образуются в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, других предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденный приказом Главного архивного управления при КМУ от 20.07.98 г. № 41.

Нормативы питания в государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведениях

С 01.01.2013 г. вступило в силу постановление КМУ «Об утверждении нормативов питания в государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведениях (кроме противотуберкулезных)» от 10.10.2012 г. № 918, которым утверждены:

нормативы питания в государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведениях (кроме противотуберкулезных);

нормативы замены продуктов по энергетической ценности в государственных и коммунальных детских санаторно-курортных заведениях (кроме противотуберкулезных).

Этот документ разработан с целью надлежащего выполнения требований ст. 11 Закона Украины «О государственных социальных стандартах и государственных социальных гарантиях» от 05.10.2000 г. № 2017-III по ускорению разработки нормативов санаторно-курортного обеспечения, в том числе нормативов лечебного питания, в детских санаторно-курортных заведениях системы здравоохранения. Действие данного документа распространяется на все детские санаторно-курортные заведения государственной и коммунальной форм собственности системы здравоохранения.

 

Порядок оплаты метрологических работ и услуг

С целью обеспечения единого подхода для оплаты метрологических работ и услуг с 01.01.2013 г. введен в действие Порядок № 805.

В частности, этот Порядок определяет механизм оплаты заказчиками метрологических работ, связанных с осуществлением на хозрасчетных принципах всех видов государственного метрологического контроля, определенных ст. 21 Закона № 113, а также услуг, предусмотренных ч. 4 ст. 15 этого Закона.

Так, в соответствии с Законом № 113 заказчики оплачивают:

1) метрологические работы, связанные с осуществлением на хозрасчетных принципах всех видов государственного метрологического контроля (ст. 21):

— государственные испытания средств измерительной техники и утверждения их типов;

— государственную метрологическую аттестацию средств измерительной техники;

— поверку средств измерительной техники;

2) услуги (ч. 4 ст. 15):

— калибровку средств измерительной техники;

— метрологическую аттестацию и ремонт средств измерительной техники;

— метрологическую экспертизу документации (технических заданий, нормативных документов, конструкторской, проектной и технологической документации);

— аттестацию калибровочных и измерительных лабораторий;

— аттестацию методик выполнения измерений и другие метрологические услуги.

Стоимость метрологических работ и услуг рассчитывается на основании Методики определения стоимости метрологических работ и услуг, утвержденной приказом Минэкономразвития от 15.06.2012 г. № 706.

 

Реформирование системы экстренной медицинской помощи

С 01.01.2013 г. вступил в силу Закон № 5081, которым определены организационно-правовые основы обеспечения граждан Украины и других лиц, находящихся на ее территории, экстренной медицинской помощью, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, и принципы создания, функционирования и развития системы экстренной медицинской помощи (далее — ЭМП).

Этим Законом, в частности, определено, кто имеет право на ЭМП, и общие принципы ее оказания; как вызывать ЭМП; основные принципы организации и функционирования системы ЭМП; полномочия органов исполнительной власти, Совета министров АР Крым и органов местного самоуправления по обеспечению функционирования системы ЭМП; кто является работниками системы ЭМП; финансовое и материально-техническое обеспечение системы ЭМП; ответственность за нарушение законодательства в сфере оказания ЭМП и др.

Во исполнение требований Закона № 5081 Кабмином утвержден ряд документов, а именно:

Типовое положение о бригаде экстренной (скорой) медицинской помощи, утвержденное постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1114;

— Порядок подготовки и повышения квалификации лиц, которые обязаны оказывать домедицинскую помощь, утвержденный постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1115;

— Типовое положение о центре экстренной медицинской помощи и медицины катастроф, утвержденное постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1116;

— Типовое положение о станции экстренной (скорой) медицинской помощи, утвержденное постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1117;

— Порядок информирования бригад экстренной (скорой) медицинской помощи о вызове экстренной медицинской помощи и их направлении на место происшествия, утвержденный постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1118;

— постановление КМУ «О нормативе прибытия бригад экстренной (скорой) медицинской помощи на место происшествия» от 21.11.2012 г. № 1119;

— постановление КМУ «О социальных льготах и гарантиях медицинских работников системы экстренной медицинской помощи, привлеченных к ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций» от 21.11.2012 г. № 1120;

— Порядок взаимодействия заведений здравоохранения, входящих в систему экстренной медицинской помощи, с аварийно-спасательными службами и подразделениями центральных и других органов исполнительной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления при возникновении чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий, утвержденный постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1121;

— Порядок предоставления экстренной медицинской помощи лицам, взятым под стражу или которым назначено наказание в виде лишения свободы, утвержденный постановлением КМУ от 21.11.2012 г. № 1122;

— распоряжение КМУ «Об обеспечении системы экстренной медицинской помощи телекоммуникационным ресурсом» от 21.11.2012 г. № 978-р;

— Порядок функционирования системы экстренной помощи населению по единому телефонному номеру 112, утвержденный постановлением КМУ от 17.10.2012 г. № 1031.

Стандартизация и сертификация медтехники отменена

С 01.01.2013 г. в очередной раз сокращен Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утвержденный приказом Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 01.02.2005 г. № 28. В частности, из этого Перечня исключен раздел 8, посвященный медицинской технике (аппараты и устройства для рентгенологии, для лечения, аппараты анестезиологические и т. п.). Поэтому если в смете бюджетного учреждения на 2013 год запланированы средства на приобретение такой техники, обязательной сертификации она уже не подлежит.

 

ОПЛАТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

Начнем обзор с анализа положений Закона о Госбюджете-2013*, которые затрагивают вопросы оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, а также социальной сферы.

* Закон о Госбюджете-2013 был опубликован в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 1.

 

Прожиточный минимум и минимальная заработная плата

По традиции размеры минимальной заработной платы и прожиточного минимума в течение года меняются в сторону увеличения, однако в 2013 году это произойдет только 2 раза — в январе и декабре**.

**Следует отметить, что п. 9 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2013 Кабмину на основе мониторинга выполнения Государственного бюджета Украины поручено по итогам I квартала 2013 года внести предложения относительно повышения социальных стандартов и их финансового обеспечения. Однако произойдет ли это на самом деле, покажет время.

Размеры прожиточного минимума на одно лицо в расчете на месяц определены ст. 7 Закона о Госбюджете-2013. Приведем их в табл. 1.

 

Таблица 1

Социальные и демографические группы населения

Размер прожиточного минимума, грн.

01.01.2013 г. — 30.11.2013 г.

01.12.2013 г.— 31.12.2013 г.

Дети в возрасте до 6 лет

972,00

1032,00

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

1210,00

1286,00

Трудоспособные лица

1147,00

1218,00

Лица, которые утратили трудоспособность

894,00

949,00

Общий показатель

1108,00

1176,00

 

Размеры минимальной заработной платы установлены ст. 8 Закона о госбюджете-2012. Приведем их в табл. 2.

 

Таблица 2

Период

Размер минимальной зарплаты, грн.

01.01.2013 г. — 30.11.2013 г.

1147,00

01.12.2013 г. — 31.12.2013 г.

1218,00

 

Прочие государственные гарантии

1. Согласно ст. 9 Закона о Госбюджете-2013 уровень обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для назначения пособия в соответствии с Законом № 1768 устанавливается в процентном соотношении к прожиточному минимуму для основных социальных и демографических групп населения и составляет для:

— трудоспособных лиц — 21 %;

— детей — 75 %;

— лиц, которые потеряли трудоспособность, и инвалидов — 100 %.

Приведем размеры пособия в табл. 3.

 

Таблица 3

Категории

Уровень обеспечения прожиточного минимума
для назначения пособия, грн.

С 01.01.2013 г.

С 01.12.2013 г.

Дети в возрасте до 6 лет

729,00

774,00

Дети в возрасте от 6 до 18 лет

907,50

964,50

Трудоспособные лица

240,87

255,78

Лица, которые утратили трудоспособность

894,00

949,00

 

Как и прежде, размер государственной социальной помощи малообеспеченным семьям не должен превышать 75 % уровня обеспечения прожиточного минимума для семьи.

2. Статьей 9 Закона о госбюджете-2013 предусмотрено увеличение на 2013 год уровня обеспечения прожиточного минимума (гарантированный минимум) для определения права на освобождение от платы за питание ребенка в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях в соответствии с Законом о дошкольном образовании в соответствии с увеличением прожиточного минимума.

 

Полномочия КМУ относительно установления размера социальных выплат

Как и в прошлых годах, п. 4 Заключительных положений Закона о Госбюджете-2013 предусмотрено, что в 2013 году Кабмин имеет право определять порядок и размеры ряда социальных выплат гражданам, определенных законами, перечисленными в этом пункте, в зависимости от имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда.

 

Налог с доходов физлиц

В связи с увеличением размеров прожиточного минимума и минимальной заработной платы изменился предельный размер зарплаты для предоставления налоговой социальной льготы (НСЛ), а также сами размеры НСЛ.

Так, согласно п.п. 169.4.1 НКУ правом на НСЛ могут воспользоваться плательщики налога, размер заработной платы которых не превышает прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн.

Следовательно, в 2013 году предельный размер заработной платы, к которой применяется НСЛ, составит 1610,00 грн. (1147,00 грн. х 1,4). Для родителей, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет (п.п. 169.1.2 и п.п. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ), предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ, определяется так: для одного из родителей1610,00 грн. х х количество детей, а для второго — на общих основаниях.

Размеры НСЛ установлены п. 169.1 НКУ и зависят от размера прожиточного минимума, установленного на 1 января отчетного налогового года. Так, размер общей НСЛ равен 50 % размера прожиточного минимума для трудоспособного лица, установленного законом на 1 января отчетного налогового года. Согласно абз. 8 п. 1 раздела XIX «Заключительные положения» НКУ такой размер НСЛ будет применяться до 1 января 2015 года. Остальные виды льгот рассчитываются исходя из общей НСЛ: повышенная НСЛ предоставляется в размере, равном 150 % общей НСЛ, максимальная НСЛ — в размере, равном 200 % общей НСЛ (см. табл. 4).

 

Таблица 4

Вид НСЛ (норма НКУ)

Размер НСЛ в 2013 году, грн.

Предельный размер зарплаты, дающий право на применение НСЛ в 2013 году

Обычная НСЛ (п.п. 169.1.1 НКУ)

573,50
(1147,00 х 50 %)

1610,00 грн.
(1147,00 х 1,4, округленные до ближайших 10 грн.)

Обычная НСЛ на детей (п.п. 169.1.2 НКУ)

573,50 х количество детей в возрасте до 18 лет

Для одного из родителей — 1610,00 грн. х количество детей в возрасте до 18 лет;
для второго родителя — 1610,00 грн.

Повышенная НСЛ на детей (пп. «а» и «б» п.п. 169.1.3 НКУ)

860,25
(573,50 х 150 %) х количество детей в возрасте до 18 лет

Повышенная НСЛ (пп. «в» — «е» п.п. 169.1.3 НКУ)

860,25
(573,50 х 150 %)

1610,00 грн.

Максимальная НСЛ (пп. «а» — «ґ» п.п. 169.1.4 НКУ)

1147,00
(573,50 х 200 %)

1610,00 грн.

 

НСЛ применяется исключительно к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в виде заработной платы по одному месту ее начисления, которое плательщик налога определяет самостоятельно, со дня получения работодателем заявления плательщика налога о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы и документов, подтверждающих право на ее применение (п.п. 169.2.1, 169.2.2 НКУ). Напомним, что Порядок предоставления документов для применения налоговой социальной льготы утвержден постановлением КМУ от 29.12.2010 г. № 1227.

Отметим, что если налогоплательщик имеет право на применение НСЛ по двум и более основаниям, то к его зарплате применяется одна НСЛ по основанию, предусматривающему ее наибольший размер. Исключение установлено п.п. 169.3.1 НКУ только для лиц, содержащих двоих и более детей в возрасте до 18 лет, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов) (п.п. «б» п.п. 169.1.3 НКУ). В данном случае НСЛ суммируются: на ребенка-инвалида (детей-инвалидов) предоставляется повышенная НСЛ, на ребенка, который не является инвалидом (детей, которые не являются инвалидами) — обычная НСЛ (см. письмо ГНАУ от 25.02.2011 г. № 4062/6/17-0215 // «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 14).

 

Индексация заработной платы

С увеличением прожиточного минимума изменился предел для проведения индексации зарплаты — в январе 2013 года заработная плата индексируется исходя из фактически начисленной ее суммы, но не более 1147,00 грн. Часть дохода, превышающая этот предел, не индексируется.

 

Должностные оклады госслужащих и других работников органов исполнительной власти, местного самоуправления

Напомним, что ст. 3 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР предусматривает: оплата труда за выполненную работником месячную, почасовую норму труда (объем работ) не может осуществляться ниже минимальной зарплаты. В минимальную заработную плату не включаются доплаты, надбавки, поощрительные и компенсационные выплаты.

С целью соблюдения вышеуказанной нормы в свое время были приняты:

постановление КМУ от 20.05.2009 г. № 482, определяющее, что должностные оклады работников аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления, органов прокуратуры, судов и других органов, определенные постановлением № 268, которые меньше минимальной заработной платы, должны устанавливаться на ее уровне;

приказ Минтруда от 06.04.2009 г. № 129, предусматривающий, что размеры месячных окладов (тарифных ставок) рабочих, определенные приказом № 77, которые меньше, чем размер минимальной заработной платы, в штатных расписаниях устанавливаются на уровне минимальной заработной платы.

Следовательно, с увеличением с 1 января 2013 года минимальной заработной платы должностные оклады таких работников, которые меньше минимальной заработной платы, в штатных расписаниях необходимо установить на ее уровне. Все доплаты и надбавки нужно рассчитывать уже исходя из нового размера оклада.

 

Должностные оклады по ЕТС

Законом о Госбюджете-2013 не предусмотрено увеличение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда, исходя из размера которого рассчитываются должностные оклады работников, определяемые на основе Единой тарифной сетки.

На данный момент известно, что Кабмин планирует повышение размера должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда с 1 января и с 1 декабря 2013 года. Однако официального документа на момент подготовки этого номера еще нет, а значит, предметно по этому вопросу, а также о конкретных цифрах можно будет говорить только после его появления.

 

Надбавка за выслугу лет работникам клубных заведений

Пунктом 3 ст. 29 Закона о культуре установлено: работники в сфере культуры, педагогические работники учреждений образования сферы культуры, работающие в государственных и коммунальных учреждениях культуры, имеют право на помощь для оздоровления при предоставлении ежегодного отпуска в размере должностного оклада, а также на материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и доплату за выслугу лет в размерах и порядке, которые устанавливаются Кабмином.

Согласно п. 1 Заключительных положений Закона о культуре эта норма вступила в силу 01.01.2013 г.

Между тем, что касается материальной помощи, то согласно постановлению КМУ «О выплате работникам государственных и коммунальных клубных заведений помощи для оздоровления и материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов» от 15.09.2010 г. № 840, которое вступило в силу 21.09.2010 г., работникам государственных и коммунальных клубных заведений, занимающим должности, приведенные в приложении к этому постановлению, выплачивается:

— помощь для оздоровления во время ежегодного отпуска в размере должностного оклада (ставки заработной платы);

— материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов по решению руководителя государственного или коммунального клубного заведения в размере до одного должностного оклада (ставки заработной платы) в год.

Что касается надбавки за выслугу лет, то на сегодняшний момент Кабмином не утвержден порядок выплаты такой надбавки клубным работникам. В связи с этим, до утверждения такого документа возможности для реализации права на предоставление такой надбавки нет.

 

Материальная помощь работникам противотуберкулезных заведений

Частью 2 ст. 22 Закона № 2586 предусмотрено: работники, указанные в ч. 1 ст. 22 этого Закона (работники противотуберкулезных учреждений, оказывающие медицинскую помощь больным туберкулезом, работающие с живыми возбудителями туберкулеза или материалами, которые их содержат, осуществляющие уход за больными туберкулезом
и/или уборку помещений, в которых находятся такие больные), имеют право на помощь на оздоровление в размере должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска, а также на ежегодную материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов в размерах и порядке, устанавливаемых КМУ.

Согласно п. 1 Заключительных положений Закона Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О борьбе с заболеванием туберкулезом» и другие законодательные акты Украины» от 22.03.2012 г. № 4565-VI эта норма вступила в силу 01.01.2013 г.

В то же время на сегодняшний момент Кабмином не утвержден порядок выплаты материальной помощи. В связи с этим до утверждения такого документа возможности для реализации права на предоставление такой помощи нет.

Дополнительно напомним: 01.01.2013 г. вступило в силу постановление КМУ «О внесении изменения в пункт 1 постановления Кабинета Министров Украины от 16 февраля 2011 г. № 123» от 10.05.2012 г. № 582, согласно которому младшие медицинские сестры противотуберкулезных заведений получили право на повышение должностного оклада в связи с вредными и тяжелыми условиями труда и надбавку за продолжительность непрерывной работы в порядке и размерах, установленных постановлением КМУ «О некоторых мерах по повышению престижности труда медицинских работников, оказывающих медицинскую помощь больным туберкулезом» от 16.02.2011 г. № 123.

 

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ВЗНОС

С 1 января 2013 года произошли изменения в уплате и взимании единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ). Рассмотрим их.

Уплата ЕСВ одним платежным поручением. С 01.01.2013 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в статью 8 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 16.10.2012 г. № 5455-VI.

Этим Законом в новой редакции изложены ч. 15 и 18 ст. 8 Закона о ЕСВ, а также исключены ч. 16, 17, 19 — 22, 24 — 26 указанной статьи. Изменения заключаются в унификации пропорции распределения ЕСВ между социальными фондами. Что касается размеров ЕСВ для страхователей и застрахованных лиц, то они не меняются.

Единые размеры распределения ЕСВ по видам общеобязательного государственного социального страхования дают возможность уплачивать ЕСВ, начисленный по разным ставкам, одним платежным поручением. Согласно информации, размещенной на официальном сайте Пенсионного фонда (www.pfu.gov.ua), с 1 января 2013 года открываются новые счета в органах Государственной казначейской службы для зачисления ЕСВ. То есть с указанной даты ЕСВ нужно будет перечислять на новые счета, информацию о которых следует получить в органе Пенсионного фонда по месту взятия на учет.

В случае уплаты ЕСВ не на тот счет для «переброски» этой суммы в счет уплаты ЕСВ работодатель должен подать заявление. Средства будут перечислены не позднее следующего рабочего дня. Обращаем внимание: в случае уплаты ЕСВ на старые счета не исключено, что специалисты ПФУ расценят это как уплату ЕСВ на ненадлежащий счет, что грозит штрафом в размере 10 % своевременно не уплаченных сумм (п. 2 ч. 11 ст. 25 Закона о ЕСВ).

Гражданско-правовой договор с предпринимателем и ЕСВ. С 01.01.2013 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно необходимости обязательного предоставления выписок и выписок из Единого государственного реестра юридических лиц и физических лиц — предпринимателей» от 02.10.2012 г. № 5410-VI.

Этим Законом внесены изменения, в том числе в ст. 4 Закона о ЕСВ. Напомним, что для выполнения требований ст. 4 Закона о ЕСВ в предыдущей редакции в случае заключения гражданско-правового договора на выполнение работ (предоставление услуг) с предпринимателем (независимо от избранной им системы налогообложения) для целей невзимания ЕСВ с вознаграждения от предпринимателя необходимо получить копию извлечения из Госреестра.

Статья 4 Закона о ЕСВ в новой редакции предусматривает, что выполняемые физическим лицом — предпринимателем по гражданско-правовому договору работы (предоставляемые услуги) должны соответствовать видам деятельности согласно сведениям, указанным в Госреестре. Однако реализовать на практике требования ст. 4 Закона № 2464 в новой редакции после 01.01.2013 г. без получения извлечения из Госреестра будет возможно при условии, что Государственная регистрационная служба обеспечит для всех физических и юридических лиц возможность доступа через соответствующий веб-сайт к сведениям Госреестра, которые должны включать, в частности, информацию о видах деятельности физического лица — предпринимателя. На сегодняшний день на сайте irc.gov.ua/ua/Poshuk-v-YeDR.html такая информация отсутствует. До появления такой информации на указанном сайте, на наш взгляд, безопаснее брать у предпринимателей, которые выполняют работы (предоставляют услуги), копии извлечения из Госреестра.

 

НОВЫЙ ЗАКОН О ЗАНЯТОСТИ

С 01.01.2013 г. вступил в силу новый Закон о занятости. Укажем наиболее значимые положения этого Закона.

1. Согласно ч. 2 ст. 14 Закона о занятости учреждениям и организациям с численностью штатных работников свыше 20 человек установлена квота в размере 5 % среднеучетной численности штатных работников за предыдущий календарный год для трудоустройства представителей социально не защищенных слоев населения (кроме инвалидов, не достигших пенсионного возраста*).

* Напомним, что норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов установлен ст. 19 Закона № 875 в размере 4 % среднеучетной численности штатных работников учетного состава за год, а если работает от 8 до 25 человек — одно рабочее место. При этом бюджетные учреждения, полностью содержащиеся за счет местных бюджетов, не освобождаются от исполнения требований данной статьи и должны выполнять норматив рабочих мест для трудоустройства инвалидов, однако не платят административно-хозяйственные санкции за невыполнение норматива по трудоустройству инвалидов, что следует из ст. 20 Закона № 875. (см. письмо Фонда социальной защиты инвалидов от 05.03.2007 г. № 1/5-208). В то же время необходимо знать, что ч. 2 ст. 1881 КоАП предусмотрена административная ответственность за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов (штраф налагается на должностное лицо, имеющее право принимать на работу и увольнять работников) в размере от 170 до 340 грн. От уплаты вышеуказанного штрафа должностные лица бюджетных учреждений не освобождены. В связи с этим за несоблюдение норматива трудоустройства инвалидов должностные лица бюджетных учреждений привлекаются к административной ответственности на общих основаниях. Аналогичные разъяснения приведены в письме Фонда социальной защиты инвалидов от 16.05.2008 г. № 1/6-155/06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 32).

Категории граждан, которые имеют дополнительные гарантии в содействии трудоустройству, перечислены в ч. 1 ст. 14 Закона о занятости. Работодатели самостоятельно рассчитывают указанную выше квоту с учетом численности граждан, которые на условиях полной занятости уже работают на предприятиях, в учреждениях и организациях и относятся к неконкурентоспособным на рынке труда (кроме инвалидов). О трудоустройстве социально не защищенных граждан работодатель обязан будет ежегодно информировать центр занятости.

Следует отметить, что ответственность за невыполнение квоты Законом о занятости не предусмотрена. В свою очередь, согласно ч. 2 ст. 53 Закона о занятости в случае невыполнения в течение года квоты за каждый необоснованный отказ в трудоустройстве лиц, указанных в ч. 1 ст. 14 этого Закона, с работодателя взимается штраф в 2-кратном размере минимальной зарплаты, установленной на момент выявления нарушения.

Таким образом, в случае если работодатель не выполняет квоту по трудоустройству социально не защищенных граждан, о чем он ежегодно информирует центр занятости, то центр занятости направляет ему таких людей для трудоустройства. Если работодатель необоснованно откажет в трудоустройстве таких категорий граждан, то на него может быть наложен указанный выше штраф.

2. В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона о занятости студенты вузов и учащиеся ПТУЗов, получившие профессию (квалификацию) по образовательно-квалификационному уровню «квалифицированный рабочий», «младший специалист», «бакалавр», «специалист», продолжая учиться на соответствующем образовательно-квалификационном уровне, имеют право проходить стажировку по профессии (специальности), по которой получают образование, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от формы собственности, вида деятельности и хозяйствования, на условиях, определенных договором о стажировке, в свободное от учебы время.

Порядок заключения договора о стажировке и типовую форму договора должен утвердить КМУ.

Срок стажировки по договору не может превышать шести месяцев. Оплату труда стажеров нужно производить только в случае, если они выполняют профессиональные работы.

3. В соответствии с ч. 5 ст. 50 Закона о занятости в рекламе о вакансиях запрещается выдвигать какие-либо требования дискриминационного характера, указывать возраст и пол кандидатов, кроме специфической работы, которая может выполняться исключительно лицами определенного пола. В случае нарушения указанных требований рекламодатель платит в Фонд общеобязательного государственного социального страхования Украины на случай безработицы штраф в десятикратном размере минимальной заработной платы, установленной законом на момент выявления нарушения.

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ЧАСТИЧНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ДЮСШ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ ФССВПТ

С 01.01.2013 г. вступил в силу новый Порядок частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением ФССВПТ от 31.07.2012 г. № 44. Соответственно с этой же даты утратил силу прежний Порядок частичного финансирования детско-юношеских спортивных школ за счет средств Фонда социального страхования по временной потере трудоспособности, утвержденный постановлением ФССВПТ от 26.05.2010 г. № 16.

В частности, в п. 1.2 нового Порядка уточнено, что частичное финансирование ДЮСШ за счет средств ФССВПТ осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда по статье «Оздоровительные мероприятия» и сметами программ отделений Фонда по восстановлению здоровья застрахованных лиц и членов их семей при условии существования других источников финансирования ДЮСШ.

Также подчеркнем, что претерпел изменения перечень документов, которые необходимо предоставить в ФССВПТ для получения частичного финансирования.

 

ИЗМЕНЕНИЯ В ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРНО-КУРОРТНЫМИ ПУТЕВКАМИ ЛИЦ, ПОСТРАДАВШИХ ВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ НА ЧАЭС

С 01.01.2013 г. вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О статусе и социальной защите граждан, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы» по обеспечению санаторно-курортными путевками» от 05.07.2012 г. № 5062-VI.

Вносимыми изменениями уточнен механизм обеспечения санаторно-курортными путевками лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС.

В частности, уточняется, что бесплатное обеспечение санаторно-курортными путевками лиц, пострадавших вследствие аварии на ЧАЭС, осуществляется путем предоставления ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок через безналичное перечисление санаторно-курортным учреждениям, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике, за предоставление услуг по санаторно-курортному лечению или получение по их желанию денежной компенсации в размере средней стоимости путевки в Украине.

Кроме того, вышеуказанным лицам предоставлено право свободного выбора санаторно-курортного заведения соответствующего профиля или заведения отдыха, которые имеют лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по медицинской практике и, по желанию, осуществление доплаты за предоставление дополнительных услуг за счет собственных средств в случае недостаточности суммы ежегодной денежной помощи для компенсации стоимости путевок на санаторно-курортное лечение или отдых в выбранном заведении. Санаторно-курортные учреждения независимо от формы собственности обязаны предоставлять санаторно-курортные и оздоровительные услуги путем безналичных расчетов.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

ГКУ — Гражданский кодекс Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV.

ЗКУ — Земельный кодекс Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 280 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Закон № 2289 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI.

Закон № 5203 — Закон Украины «Об административных услугах» от 06.09.2012 г. № 5203-VI.

Закон № 5245 — Закон Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по разграничению земель государственной и коммунальной собственности» от 06.09.2012 г. № 5245-VI.

Закон № 1952 — Закон Украины «О государственной регистрации вещных прав на недвижимое имущество и их обременений» от 01.07.2004 г. № 1952-IV.

Закон № 5081 — Закон Украины «Об экстренной медицинской помощи» от 05.07.2012 г. № 5081-VI.

Закон № 113 — Закон Украины «О метрологии и метрологической деятельности» от 11.02.98 г. № 113/98-ВР.

Закон о Госбюджете-2013 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» от 06.12.2012 г. № 5515-VI.

Закон № 1768 — Закон Украины «О государственной социальной помощи малообеспеченным семьям» от 01.06.2000 г. № 1768-III.

Закон о дошкольном образовании — Закон Украины «О дошкольном образовании» от 11.07.2001 г. № 2628-III.

Закон о ЕСВ — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Закон № 2586 — Закон Украины «О противодействии заболеванию туберкулезом» от 05.07.2001 г. № 2586-III.

Закон № 875 — Закон Украины «Об основах социальной защищенности инвалидов в Украине» от 21.03.91 г. № 875-XII.

Постановление № 268 — постановление КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268.

Приказ № 77 — приказ Минтруда «Об условиях оплаты труда рабочих, занятых обслуживанием органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судов и других органов» от 02.10.96 г. № 77.

Порядок № 1537 — Порядок проведения оценки выполнения главным бухгалтером бюджетного учреждения своих полномочий, утвержденный приказом Минфина от 01.12.2011 г. № 1537.

Порядок № 921 — Порядок определения предмета закупки товаров и услуг, утвержденный приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921.

Порядок № 805 — Порядок оплаты метрологических работ и услуг, утвержденный постановлением КМУ от 29.08.2012 г. № 805.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше