Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

О типовых штатных нормативах и оплате труда экспертов

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2013/№ 3
Печать
Письмо от 16.11.2012 г. № 1/11-17853

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЕЖИ И СПОРТА УКРАИНЫ

О ТИПОВЫХ ШТАТНЫХ НОРМАТИВАХ И ОПЛАТЕ ТРУДА ЭКСПЕРТОВ

Письмо от 16.11.2012 г. № 1/11-17853

(извлечение)

 

В Министерстве рассмотрели <…> обращение <…> о типовых штатных нормативах общеобразовательных учебных заведений и оплате труда экспертов для проведения аккредитационной экспертизы высших учебных заведений и информируем о следующем.

 

О типовых штатных нормативах общеобразовательных начальных заведений

С 1 сентября текущего года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Украины от 06.12.2010 г. № 1205 «Об утверждении Типовых штатных нормативов общеобразовательных учебных заведений», зарегистрированный в Министерстве юстиции Украины 22 декабря 2010 г. под № 1308/18603.

В соответствии с этим приказом формирование штатов школ предусматривается с учетом их контингента учащихся, количества классов, режима работы, площадей и санитарного состояния помещений, зданий и сооружений.

Указанным приказом не определено, на какую именно дату определяется контингент учащихся. Однако основным нормативно-правовым актом, согласно которому осуществляется оплата труда работников отрасли, в частности общеобразовательных учебных заведений, Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников образования (приказ Минобразования от 15.04.1993 г. № 102) определено, что установление в зависимости от количества учащихся школы должностных окладов ее руководителю, распределение педагогической нагрузки между учителями, утверждение тарификационных списков осуществляются один раз в год — в начале учебного года. Учитывая то, что эти показатели непосредственно связаны с формированием штатного расписания учебного заведения, считаем, что при его формировании также следует исходить из контингента учащихся, сложившегося на начало учебного года.

Определение среднегодового показателя количества учащихся в данном случае не применяется.

В отношении должностей уборщиков, сторожей, дворников в общеобразовательных учебных заведениях сообщаем, что введение в штатное расписание таких должностей регламентируется не только ранее указанным приказом МОН от 06.12.2010 г. № 1205, но и приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 11.05.2004 г. № 105, которым утверждены Межотраслевые нормы численности рабочих, обслуживающих общественные здания (здания управлений, конструкторские и проектные организации).

Согласно положениям этих Межотраслевых норм нормативы численности разработаны в зависимости от трудоемкости типового состава выполняемых работ и рассчитаны в зависимости от факторов, имеющих наибольшее влияние на их величину.

Приведенные в сборнике пределы числовых значений факторов, в которых указано «до», следует понимать как «включительно».

Для достижения полной загрузки работников в случаях, когда численность по расчету не равняется целому числу, необходимо внедрять совмещение должностей с выполнением соответствующих функций. Распределение и закрепление рабочих за участками обслуживания проводятся администрацией здания исходя из производственной необходимости, а также с целью рациональной загрузки рабочих с учетом экономической целесообразности и обеспечения соответствующего качества выполняемых работ.

За более детальными разъяснениями по этому вопросу советуем обратиться в Министерство социальной политики Украины.

 

Об оплате труда экспертов для проведения аккредитационной экспертизы высших учебных заведений

Условия оплаты труда экспертов, привлеченных к работе аккредитационной комиссии высшего учебного заведения, определены Положением об аккредитации высших учебных заведений и специальностей в высших учебных заведениях и высших профессиональных училищах, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 9 августа 2001 г. № 978.

В соответствии с пунктом 20 этого Положения оплата труда экспертов осуществляется за счет учебного заведения, заявившего о своей аккредитации, из расчета шесть часов в день, но не более 18 часов (председателя экспертной комиссии — восемь часов в день, но не более 24 часов), за период проведения аккредитационной экспертизы из расчета ставки почасовой оплаты труда профессоров, которые проводят занятие со студентами высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации.

При этом в случае привлечения к проведению аккредитационной экспертизы иногородних экспертов за счет учебного заведения, заявившего о своей аккредитации, осуществляется оплата соответствующих командировочных расходов в размерах, определенных приложением 1 к постановлению Кабинета Министров Украины от 2 февраля 2011 г. № 98 «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также другие лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств, а также расходов на проезд таких экспертов к учебному заведению и в обратном направлении, — в размере, подтверждаемом соответствующими платежными документами.

Указанные средства перечисляются учебным заведением непосредственно эксперту, привлеченному к проведению экспертизы, в соответствии с фактическим количеством отработанных часов и фактическим сроком пребывания в учебном заведении.

В отношении заключения договоров следует отметить, что согласно статье 21 Кодекса законов о труде Украины трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом либо физическим лицом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган либо физическое лицо обязуются выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон. Гражданско-правовой договор — это соглашение двоих или более лиц относительно установления, изменения или прекращения гражданских прав и обязанностей.

При этом следует отметить, что эксперт аккредитационной комиссии при проведении аккредитации высшего учебного заведения не становится работником этого учебного заведения, на него не распространяются условия оплаты труда, государственные и социальные гарантии, предусмотренные законодательством о труде как для работников этого заведения.

<…>

 

Заместитель Министра — руководитель аппарата
П. Куликов

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

О ТИПОВЫХ ШТАТАХ ШКОЛ И ОПЛАТЕ ТРУДА ЭКСПЕРТОВ: ОТВЕЧАЕТ МОНМС

В комментируемом письме МОНмолодежьспорта предоставило разъяснения по формированию штатных расписаний общеобразовательных учебных заведений, а также оплате труда экспертов при проведении аккредитационной экспертизы. Рассмотрим их детальнее.

 

О ТИПОВЫХ ШТАТАХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Как известно, 01.09.2012 г. вступили в силу Типовые штатные нормативы общеобразовательных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 06.12.2010 г. № 1205 (далее — Типовые штаты).

 

Определение контингента учащихся

Согласно п. 1 Типовых штатов формирование штатов общеобразовательных учебных заведений предусматривается с учетом их контингента учащихся. Однако не ясно, на какую именно дату следует определять количество детей: на 1 сентября или на 1 января? Кроме того, возникает вопрос: поскольку бюджетный год не совпадает с учебным, правильно ли при определении количества учащихся исчислять среднегодовые показатели, позволяющие учитывать контингент учащихся и его изменение?

Следует отметить, что ответ на этот вопрос был предоставлен специалистом Госфининспекции в статье «Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения по новым требованиям» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 19, с. 14).

Так, в данном случае следует учитывать требования п.п. «а» п. 19 Инструкции о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденной приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102 (далее — Инструкция № 102). В соответствии с этой нормой при установлении должностных окладов руководителей общеобразовательных заведений контингент учащихся определяется по учетному составу учащихся на начало учебного года, т. е. на 1 сентября. Кроме того, тарификационные списки утверждаются не позднее 5 сентября и подаются в вышестоящий орган управления (п. 4 Инструкции № 102).

Таким образом, учитывая, что данные показатели непосредственно связаны с формированием штатного расписания, следует опираться на контингент учащихся, сложившийся на начало учебного года, т. е. на 1 сентября. Как следует из комментируемого письма, МОНмолодежьспорта придерживается этого же мнения. При этом, как оно подчеркнуло, определение среднегодового показателя количества учащихся в данном случае не применяется.

Добавим, что согласно п. 21 Инструкции № 102 должностные оклады руководителей общеобразовательных школ не изменяются в связи с изменением количества учащихся (воспитанников) в течение учебного года. Исходя из упомянутого выше, общее количество штатных единиц работников общеобразовательных учебных заведений в течение учебного года, как правило, изменяться не должно.

 

Об округлении численности штатных единиц

В соответствии с Типовыми штатами определение численности штатных единиц отдельных работников, таких как уборщик служебных помещений, сторож, дворник, происходит согласно требованиям Межотраслевых норм численности рабочих, обслуживающих общественные здания, утвержденных приказом Минтруда от 11.05.2004 г. № 105 (далее — Межотраслевые нормы).

Следует отметить, что при определении численности штатных единиц в соответствии с Межотраслевыми нормами расчетное число, как правило, получается не целое. Но поскольку в штатное расписание вводятся целые штатные единицы (0,25; 0,5; 0,75; 1), следует производить округление нормативной величины. Однако ни Типовыми штатами, ни Межотраслевыми нормами не определен порядок такого округления. В связи с этим за разъяснениями обратились в МОНмолодежьспорта.

Как видим, конкретного ответа МОНмолодежьспорта в комментируемом письме на этот вопрос не предоставило, а посоветовало обратиться в Минсоцполитики. Нужно отметить, что редакция нашей газеты уже обращалась с аналогичным вопросом в это Министерство. Так, в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 10, с. 25 специалист Минсоцполитики указывал, что правила округления при расчете штатной численности работников приведены в приказе Минтруда «Об утверждении Норм времени и численности работников центров учета и заведений социальной защиты для бездомных граждан (домов ночного пребывания, центров реинтеграции, социальных гостиниц)» от 07.05.2009 г. № 175. Напомним, что эти правила были приведены в упомянутой выше статье «Штатное расписание общеобразовательного учебного заведения по новым требованиям».

При этом нужно помнить: при определении количества штатных единиц педагогических работников упомянутые выше округления не производятся.

 

ОБ ОФОРМЛЕНИИ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЕМ И ЭКСПЕРТАМИ,
 ПРИВЛЕЧЕННЫМИ К ПРОВЕДЕНИЮ АККРЕДИТАЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с Законом Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III аккредитация — это процедура предоставления высшему учебному заведению определенного типа права осуществлять образовательную деятельность, связанную с получением высшего образования и квалификации, согласно требованиям стандартов высшего образования, а также государственным требованиям по кадровому, научно-методическому и материально-техническому обеспечению. Могут аккредитоваться специальность, направление подготовки и все учебное заведение.

Аккредитация осуществляется согласно Положению об аккредитации высших учебных заведений и специальностей в высших учебных заведениях и высших профессиональных училищах, утвержденному постановлением КМУ от 09.08.2001 г. № 978 (далее — Положение № 978).

При аккредитации проводится аккредитационная экспертиза, для осуществления которой формируется экспертная комиссия, действующая в соответствии с Положением об экспертной комиссии и порядке проведения аккредитационной экспертизы, утвержденным приказом Минобразования от 14.01.2002 г. № 16 (далее — Положение № 16).

Согласно этому Положению эксперты — это ведущие специалисты учебных заведений и научных учреждений независимо от форм собственности и подчиненности, специалисты предприятий, учреждений и организаций, которые имеют соответствующее образование и квалификацию, практический опыт работы, владеют необходимыми знаниями и навыками и выразили желание осуществлять аккредитационную экспертизу учебных заведений. Состав экспертной комиссии и ее руководителя для проведения аккредитационной экспертизы конкретного учебного заведения определяет и утверждает МОНмолодежьспорта.

В соответствии с Положением № 16 и Положением № 978 за счет учебного заведения, заявившего о своей аккредитации, согласно законодательству осуществляются:

оплата труда экспертов — из расчета 6 часов в день, но не более 18 часов (председателя экспертной комиссии — 8 часов в день, но не более 24 часов), за период проведения аккредитационной экспертизы из расчета ставки почасовой оплаты труды профессоров, проводящих занятия со студентами высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации;

оплата расходов, связанных с пребыванием в учебном заведении для проведения аккредитационной экспертизы иногородних экспертов, — в размерах, определенных приложением 1 к постановлению КМУ «О суммах и составе командировочных расходов государственных служащих, а также других лиц, направляемых в командировку предприятиями, учреждениями и организациями, которые полностью или частично содержатся (финансируются) за счет бюджетных средств» от 02.02. 2011 г. № 98, а также расходов на проезд таких экспертов к учебному заведению и в обратном направлении — в размере, подтверждаемом соответствующими платежными документами.

Эти средства перечисляются учебным заведением непосредственно эксперту, привлеченному к проведению экспертизы, в соответствии с фактическим количеством отработанных часов и фактическим сроком пребывания в учебном заведении.

Согласно действующему законодательству выполнение работ, предоставление услуг гражданином может осуществляться как на основании трудового договора (по основному месту работы или по совместительству), так и на других юридических основаниях, в частности на основании гражданско-правового договора. Поэтому возникает вопрос, касающийся оформления правоотношений между учебным заведением и экспертами, а именно какой договор нужно оформлять: трудовой согласно требованиям КЗоТ или гражданско-правовой согласно требованиям Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ), поскольку Положением № 16 и Положением № 978 это не определено? Именно с этим вопросом обратились к специалистам МОНмолодежьспорта. Почему это важно? В первую очередь потому, что от вида договора зависит не только характер правоотношений, но и порядок налогообложения выплат по нему.

При выполнении работ, предоставлении услуг на основании трудового договора должны быть соблюдены требования трудового законодательства, а при заключении гражданско-правового договора на выполнение определенной работы или на предоставление определенных услуг следует руководствоваться гражданским законодательством.

 

Особенности заключения трудового договора

Согласно ст. 21 КЗоТ трудовой договор — это соглашение между работником и собственником предприятия, учреждения, организации или уполномоченным им органом, по которому работник обязуется выполнять работу, определенную этим соглашением, с подчинением внутреннему трудовому распорядку, а собственник предприятия, учреждения, организации или уполномоченный им орган обязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным договором и соглашением сторон.

Оформляется заключение трудового договора приказом или распоряжением собственника или уполномоченного им органа о зачислении работника на работу (ч. 3 ст. 24 КЗоТ). Прием на работу осуществляется в соответствии со штатным расписанием организации. Работника принимают на должность, включенную в штат учреждения, для выполнения определенной работы (определенных функций) по конкретной квалификации, профессии, должности. Работнику гарантируется заработная плата, установленные трудовым законодательством гарантии, льготы, компенсации и т. п.

Следует отметить, что, с одной стороны, проведение экспертами аккредитационной экспертизы имеет определенные признаки трудовых отношений. Так, в соответствии с п. 4 Перечня работ, не являющихся совместительством, утвержденного совместным приказом Минтруда, Минфина и Минюста от 28.06.93 г. № 43 (далее — Перечень № 43), техническая, медицинская, бухгалтерская и другая экспертиза с разовой оплатой труда не является совместительством. Выполнение такой работы допускается в рабочее время с разрешения руководителя государственного предприятия, учреждения, организации с сохранением заработной платы (п. 12 Перечня № 43).

То есть указанным Перечнем установлено, что проведение экспертизы с разовой оплатой труда, кроме своей основной работы, является другой работой, которая не относится ни к основной работе, ни к работе по совместительству, но относится к области трудового права.

При этом Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек работников, утвержденной совместным приказом Минтруда, Минюста и Минсоцзащиты от 29.07.93 г. № 58, не предусмотрено внесение каких-либо записей в трудовую книжку в отношении лиц, работающих на условиях почасовой оплаты, если эта работа для них не является основной. Это правило, в частности, определено и в п. 10 Типовых правил внутреннего распорядка для работников государственных учебно-воспитательных заведений Украины, утвержденных приказом Минобразования от 20.12.93 г. № 455.

С другой стороны, правоотношения с экспертами аккредитационной комиссии, на наш взгляд, ближе к гражданско-правовым. Этого же мнения, как следует из комментируемого письма, придерживается и МОНмолодежьспорта.

 

Заключение гражданско-правового договора

В соответствии с требованиями ГКУ гражданско-правовой договор — это любой вид договора, который заключается согласно требованиям не трудового, а гражданского законодательства.

По гражданско-правовому договору оплачивается не процесс труда, а его результат. Он определяется после окончания работы и оформляется актом сдачи-приемки выполненных работ (предоставленных услуг), на основании которого осуществляется их оплата. По гражданско-правовому договору процесс организации трудовой деятельности остается за его рамками, целью договора является получение определенного результата. Лицо, выполняющее работу на основании гражданско-правового договора, в отличие от работника, не подчиняется правилам внутреннего трудового распорядка, оно само организует свою работу и выполняет ее на собственный риск. Законодательство о труде на такие отношения не распространяется.

Согласно ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию другой стороны (заказчика) предоставить услугу, потребляемую в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

Таким образом, поскольку эксперты привлекаются именно для предоставления услуги разового характера, организуют свою работу и выполняют ее на собственный риск, не подчиняются правилам внутреннего трудового распорядка, то правоотношения с экспертами аккредитационной комиссии не имеют признаков трудовых правоотношений, а следовательно, с ними следует заключать гражданско-правовые договоры о предоставлении услуг.

Основанием для возникновения прав и обязанностей сторон гражданско-правовых отношений является заключенный между ними соответствующий договор (в нашем случае — о предоставлении услуг).

Такой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

После окончания срока, обусловленного в договоре, составляется акт приемки-передачи предоставленных услуг. Поскольку типовые формы договора и акта не разработаны, эти документы составляются по договоренности сторон. Приведем далее пример оформления Акта приемки-передачи предоставленных услуг:

 


Приложение
к Договору о предоставлении услуг
 при проведении аккредитационной экспертизы
 в 2012 году № 125 от 03.12.2012 г.

АКТ № 10

приемки-передачи предоставленных услуг

« 10» декабря 2012 г.

 г. Днепропетровск

Днепропетровское высшее учебное заведение, далее — ЗАКАЗЧИК, в лице его представителя <…> с одной стороны, и гражданка Украины <…>, далее — ИСПОЛНИТЕЛЬ, с другой стороны, далее — СТОРОНЫ, заключили Акт приемки-передачи предоставленных услуг к Договору о предоставлении услуг при проведении аккредитационной экспертизы в 2012 году № 125 от 03.12.2012 г. о следующем.

Услуга, определенная пунктом 1.2 указанного Договора, предоставлена качественно и в полном объеме, ИСПОЛНИТЕЛЬ отработал 15 часов экспертом в ходе аккредитационной экспертизы высшего учебного заведения в 2012 году.

Акт является основанием для выплаты ИСПОЛНИТЕЛЮ денежного вознаграждения в размере 974,24 грн. (девятьсот семьдесят четыре грн. 24 коп.), с учетом удержанных налога на доходы физических лиц и единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование.

Расчет стоимости предоставленных услуг прилагается.

По результатам предоставления услуг Стороны не имеют претензий друг к другу.

Настоящий акт заключен в двух экземплярах, по одному для каждой Стороны.

От Исполнителя

От Заказчика

Расчет стоимости предоставленных услуг

Стоимость денежного вознаграждения за предоставленную услугу составляет: (839 грн. х 9,35 %) х 15 ч = 1176,75 грн., где 839 грн. — должностной оклад (тарифная ставка) работника 1-го тарифного разряда на дату подписания Договора*.

Из этой суммы ЗАКАЗЧИК удерживает единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование (2,6 %), сумма которого составляет 30,59 грн. (1176,75 грн. х 2,6 %)** и НДФЛ (15 %), сумма которого составляет 171,92 грн. ((1176,75 грн. - 30,59 грн.)*** х 15 %).

Остальную сумму, а именно 974,24 грн. (девятьсот семьдесят четыре грн. 24 коп.), ЗАКАЗЧИК выплачивает ИСПОЛНИТЕЛЮ.


* Оплата труда экспертов осуществляется по почасовым ставкам, размер которых утвержден приложением 16 к приказу Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557. В соответствии с ним ставка почасовой оплаты труда профессоров, проводящих занятия со студентами высших учебных заведений III — IV уровней аккредитации, составляет 9,35 % должностного оклада (тарифной ставки) работника 1-го тарифного разряда. Согласно постановлению КМУ «О повышении оплаты труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 11.01.2012 г. № 10 с 01.12.2012 г. по 31.12.2012 г. должностной оклад (тарифная ставка) работника 1-го тарифного разряда составлял 839 грн.

** Напомним, что на сумму вознаграждения по договору следует начислить единый взнос на общеобязательное государственное социальное страхование в размере 34,7 %.

*** В соответствии с абз. 2 п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI при начислении доходов в виде вознаграждения по гражданско-правовым договорам за выполнение работ (предоставление услуг) база налогообложения определяется как начисленная сумма такого вознаграждения, уменьшенная на сумму единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование. Эта норма действует с 06.08.2011 г.

 

Напомним также, что в соответствии с п. 4 п.п. 2.1.1.1 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, вознаграждения и другие выплаты, начисленные работникам, не находящимся в штате учреждения (организации), согласно условиям гражданско-правового договора (за исключением субъектов хозяйствования) осуществляются по КЭКР 2111 «Заработная плата».

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц