Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Казначейство отвечает на актуальные вопросы (обзор писем Государственной казначейской службы)

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Январь, 2013/№ 3
Печать
Статья

КАЗНАЧЕЙСТВО ОТВЕЧАЕТ НА АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

(ОБЗОР ПИСЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНАЧЕЙСКОЙ СЛУЖБЫ)

 

Предлагаем вашему вниманию очередную подборку писем Государственной казначейской службы. В данном материале представлены разъяснения Государственной казначейской службы, касающиеся порядка применения КЭКР по отдельным проблемным вопросам, а также отражения в бухгалтерском учете различных хозяйственных операций.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.06.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 185 — Закон Украины «Об управлении объектами государственной собственности» от 21.09.2006 г. № 185-V.

Порядок № 1314 — Порядок списания объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314.

Порядок № 803 — Порядок отчуждения объектов государственной собственности, утвержденный постановлением КМУ от 06.06.2007 г. № 803.

Постановление № 943 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств» от 22.10.2008 г. № 943.

Порядок № 309 — Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Приказ № 57 — приказ Минфина «Об утверждении документов, применяемых в процессе исполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57.

Положение № 1482 — Положение о порядке передачи объектов права государственной собственности, утвержденное постановлением КМУ от 21.09.98 р. № 1482.

Нормы № 917 — Нормы расходов на проведение спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов, утвержденные приказом Госкомитета Украины по физкультуре и спорту от 06.05.98 г. № 917.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 125/70 — Инструкция по составлению типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, содержащимся за счет государственного или местных бюджетов, утвержденная совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70.

Инструкция № 61 — Инструкция о корреспонденции субсчетов бухгалтерского учета для отражения основных хозяйственных операций бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 10.07.2000 г. № 61.

Типовая инструкция № 1242 — Типовая инструкция по делопроизводству в центральных органах исполнительной власти, Совете министров Автономной Республики Крым, местных органах исполнительной власти, утвержденная постановлением КМУ от 30.11.2011 г. N 1242.

Инструкция № 242 — Инструкция по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242.

 

№ п/п

Документ

Вопрос

Ответ Госказначейства

Комментарий редакции

1

2

3

4

5

1

Письмо от 11.09.2012 г. N 17-08/1934-12901

Как оформить списание необоротных активов, в случае если обнаружена недостача или кража?

Методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве бюджетных учреждений, в том числе по операциям по отражению выбытия, ликвидации необоротных активов и их аналитического учета определены Инструкцией № 64.

П. 6.7 Инструкции № 64, в частности, определено, что в случаях, предусмотренных действующим законодательством Украины (стихийное бедствие, кража и т. п.), осуществляется инвентаризация необоротных активов, которые находятся на хранении, в соответствии с Инструкцией № 90

Перечень случаев, когда проведение инвентаризации является обязательным, приведен в п. 1.9 Инструкции № 90. Так, в частности, к таким случаям относятся: установление фактов хищений или злоупотреблений — на день установления таких фактов, после пожара или стихийного бедствия (наводнения, землетрясения и пр.) — срочно после ликвидации пожара или стихийного бедствия.

О тех важных моментах, на которые стоит обратить внимание бюджетным учреждениям при определении фактического наличия материальных ценностей и определении ее результатов, а также о порядке документального оформления результатов инвентаризации, мы подробно рассказывали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 41

2

Письмо от 04.05.2012 г. № 17-05/1123-6477

Считается ли бюджетным правонарушением приобретение товаров, указанных в Мероприятиях относительно экономного и рационального использования государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, образованных в установленном порядке органами государственной власти, которые используют средства государственного бюджета, утвержденных постановлением № 943?

В соответствии с ч. 3 ст. 48 БКУ размещение заказа, заключение договора, приобретение товара, услуги или осуществление других аналогичных операций в течение бюджетного периода, по которым распорядителем бюджетных средств взято обязательство без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), являются недействительными. По таким операциям не возникают бюджетные обязательства и не образуется бюджетная задолженность.

Обязательства, взятые участником бюджетного процесса без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ и законом о Госбюджете (решением о местном бюджете), не считаются бюджетными обязательствами и не подлежат оплате за счет бюджетных средств. Взятие таких обязательств — нарушение бюджетного законодательства. Расходы бюджета на покрытие таких обязательств не осуществляются.

В связи с этим Госказначейство напомнило о постановлении № 943, которым утверждены Мероприятия относительно экономного и рационального использования государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, образованных в установленном порядке органами государственной власти, которые используют средства государственного бюджета.

В письме обращается внимание на то, что приобретение товаров, предусмотренных п. 1 указанных Мероприятий (приобретение автотранспорта (кроме транспортных средств спецназначения), мебели (кроме случаев приобретения мебели для новообразованных и увеличения численности работников всех бюджетных учреждений, а также приобретения мебели для помещений после проведения в них капремонта или реконструкции и стеллажей для хранения переписной документации Всеукраинской переписи населения и сельскохозяйственной переписи), мобильных телефонов, ноутбуков и проведения ремонтов кабинетов (кроме ремонта помещений, в которых размещены Укргосреестр, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел и Госинформнауки, а также помещений, которые находятся в аварийном состоянии)) начиная с 16 марта 2012 (т. е. со дня вступления в силу постановления КМУ от 05.03.2012 г. № 194) противоречит действующему законодательству

В данном письме Госказначейство обращает внимание на один из видов нарушений бюджетного законодательства. Напомним, что в соответствии п. 20 ч. 1 ст. 116 БКУ нарушением бюджетного законодательства считается нарушение участником бюджетного процесса установленных БКУ или другим бюджетным законодательством норм относительно составления, рассмотрения, утверждения, внесения изменений, выполнения бюджета и отчетности о его выполнении, в частности, взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете.

В связи с этим обращаем внимание на п. 4.2 Порядка № 309, в котором предусмотрено, что за взятие распорядителями бюджетных средств обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о Госбюджете, применяются такие меры воздействия: остановка операций с бюджетными средствами и приостановка бюджетных ассигнований на основании протокола о нарушении бюджетного законодательства.

Остановка операций с бюджетными средствами заключается в остановке любых операций по осуществлению платежей со счетов распорядителей бюджетных средств — нарушителей бюджетного законодательства. Механизм остановки операций с бюджетными средствами определен Порядком остановки операций с бюджетными средствами, утвержденным постановлением КМУ от 19.01.2011 г. № 21. Остановка операций с бюджетными средствами возможна сроком до 30 дней в пределах текущего бюджетного периода, если иное не предусмотрено законом.

Приостановление бюджетных ассигнований предусматривает прекращение полномочий на взятие бюджетного обязательства на соответствующую сумму на срок от 1 до 3 месяцев в пределах текущего бюджетного периода путем внесения изменений в роспись бюджета (смету). В настоящее время действует Порядок приостановления бюджетных ассигнований, утвержденный приказом Минфина от 15.05.2002 г. № 319.

Также напомним, что за бюджетные правонарушения, в частности, за взятие обязательств без соответствующих бюджетных ассигнований или с превышением полномочий, установленных БКУ или законом о госбюджете на соответствующий год, предусмотрена административная ответственность согласно ч. 3 ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-X

3

Письма от 11.05.2012 г. № 17-08/1187-6705; от 25.05.2012 г. № 17-08/1283-7390

Каков порядок списания дебиторской задолженности с баланса учреждения?

В соответствии с Инструкцией № 242 безнадежная дебиторская задолженность — текущая дебиторская задолженность, относительно которой есть уверенность о невозвращении ее должником или по которой срок исковой давности истек.

Определение сумм дебиторской задолженности, которые подлежат списанию, и их списание осуществляется согласно Инструкции № 90.

Согласно требованиям п. 11.3 Инструкции № 90 инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна, в частности, установить:
— правильность и обоснование сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, относительно которой срок исковой давности истек;
— приняты ли меры по взысканию дебиторской задолженности в установленном порядке.

Для отражения результатов инвентаризации расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности, которая состоит на учете учреждения на момент отчетного периода (инвентаризации), предназначен Акт инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами (приложение 9 к Инструкции № 90). К акту следует приложить справку (приложение 10 к Инструкции № 90), в которой указываются наименование и адреса дебиторов и кредиторов, сумма задолженности, за что учитывается задолженность, с какого времени и на основании каких документов.

В п. 11.5 Инструкции № 90 определено, что дебиторская задолженность, относительно которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя учреждения на изменения результата выполнения сметы доходов и расходов за прошлый год.

Списание долга в результате неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности. Задолженность следует отражать за балансом не менее 5 лет со времени списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника.

Особое внимание Госказначейство обращает на то, что суммы дебиторской задолженности, списанные с баланса в результате неплатежеспособности должника и невозможности обращения взыскания на его имущество, должны быть тщательно проверены. Должны быть указаны обоснования списания этой задолженности. Учреждение должно обеспечить правильность учета списанной задолженности за балансом, а также вести надзор за возможностью ее взыскания в случаях изменения имущественного положения должников

Выявление просроченной дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, осуществляется в ходе проведения инвентаризации расчетов с дебиторами и кредиторами, которую бюджетные учреждения должны проводить не менее двух раз в год, а по плановым платежам — ежемесячно согласно требованиям Инструкции № 90.

Напомним, что общий срок исковой давности составляет три года. В течение этого срока бюджетное учреждение, имеющее дебиторскую задолженность, должно принимать все возможные меры для ее взыскания, т. е. вести претензионно-исковую работу. В этом вопросе целесообразно руководствоваться рекомендациями Минюста «О порядке ведения претензионной и исковой работы на предприятии, в учреждении, организации» от 15.01.96 г. № 2. Этот документ представляет собой практические и методологические рекомендации для руководителей, работников юридической службы по ведению претензионной и исковой работы с учетом положений Хозяйственно-процессуального кодекса Украины от 06.11.91 г. № 1798-XII.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, списывается по решению руководителя учреждения на изменение результата исполнения сметы доходов и расходов за прошлый год записью: Дт 431, 432 — Кт 363, 364.

В этом случае разрешения вышестоящей организации на списание дебиторской задолженности не требуется, но уведомить вышестоящую организацию о том, что была списана дебиторская задолженность, срок исковой давности которой истек, нужно.

Списанная дебиторская задолженность учитывается за балансом (на счете 07 «Списанные активы и обязательства») не менее 5 лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного состояния должника.

Нужно учесть, что списание долга в результате неплатежеспособности должника не является основанием для отмены задолженности.

При этом, как указывало Госказначейство в письме от 31.03.2010 г. № 15-04/713-5705, просроченная дебиторская задолженность является безнадежной в случаях:
— когда в отчетности распорядителей бюджетных средств отражена просроченная дебиторская задолженность по субъектам хозяйствования, которые ликвидированы без правопреемников;
— когда учреждением приняты все меры по проведению претензионно-исковой работы, другие меры взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством.

Подробнее о списании дебиторской задолженности читайте в консультации специалиста Госфининспекции «Списание дебиторской задолженности с баланса учреждения»
(см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 13)

4

Письмо от 15.05.2012 г. № 17-08/1201-6840

По какому КЭКР осуществлять расходы на питание участников спортивных мероприятий и учебно-тренировочных сборов?

В соответствии с Инструкцией № 333 по КЭКР 1133 «Продукты питания» осуществляются расходы на приобретение продуктов питания и/или оплата услуг по питанию для лечебно-профилактических заведений, домов-интернатов, общеобразовательных учебных заведений, детских домов, детских дошкольных учреждений, профтехучилищ, высших учебных заведений и других учреждений (организаций) согласно законодательству.

По КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» осуществляются расходы на оплату услуг по питанию на период проведения мероприятия; оплату проезда, суточных, проживания и других расходов в соответствии с законодательством тренеров, судей, других участников учебно-тренировочных сборов, соревнований, олимпиад, научных конференций и т. п., которые оказывают услуги в соответствии с заключенными соглашениями.

Таким образом, расходы на обеспечение продуктами питания или выплату компенсации за них на период проведения мероприятия необходимо осуществлять по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Для определения расходов на проведение спортивных соревнований и учебно-тренировочных сборов учреждениям необходимо руководствоваться Нормами № 917.

Такие расходы планируются исходя из количества участников, продолжительности мероприятий и места их проведения.

При этом в состав участников относятся спортсмены, тренеры, судьи и другие участники, которые в соответствии с Положением о проведении соревнования или списочным составом участников учебно-тренировочных сборов, включены в список лиц, которые участвуют в мероприятии. Список таких лиц должен быть утвержден соответствующим приказом.

При планировании расходов на питание участников соревнований необходимо руководствоваться нормами расходов на питание в расчете на одно лицо в сутки. Такие нормы приведены в разделе II Норм № 917.

Что касается порядка осуществления расходов на питание участников соревнований, то действительно Инструкцией № 333 предусмотрено, что по КЭКР 1133 осуществляются расходы на оплату услуг по предоставлению питания.

С 2013 года такие расходы осуществляются по КЭКР 2230. Добавим, что этот КЭКР применяют те учреждения, у которых есть постоянные сметные назначения по указанному коду.

Если же сметой не предусмотрены назначения по КЭКР 1133, то оплата услуг по предоставлению питания на основании заключенных договоров, осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

С 2013 года такие расходы осуществляются по КЭКР 2240. Этот КЭКР применяется, например, в том случае, когда бюджетное учреждение заключает с заведением питания договор на предоставление услуг по питанию участников соревнований

5

 

Письмо от 11.06.2012 г. № 17-08/1397-8077

 

Какими документами оформляются поступление и передача в эксплуатацию объектов необоротных активов?

Согласно п. 6.4 Инструкции № 64 для оформления приемки-передачи необоротных активов применяется типовая форма № ОЗ-1 (бюджет) «Акт приемки-передачи основных средств». Такой документ составляется на каждый отдельный объект, который поступает путем приобретения или бесплатной передачи от других организаций. Если объект был в эксплуатации, указывается сумма износа.

Для принятия объектов в эксплуатацию приказом руководителя учреждения создается комиссия, которая составляет указанный Акт в 2 экземплярах: один — для учреждения, которое сдает, второй — для учреждения, которое принимает. Акт утверждается руководителем учреждения.

После оформления в срок, установленный графиком документооборота, Акт вместе с технической документацией, которая касается данного актива, передается в бухгалтерию (централизованную бухгалтерию).

Выдача необоротных активов со склада осуществляется по накладным (требованиям), которые подписываются руководителем учреждения. При этом накладная выписывается в одном экземпляре, если иной порядок не определен отраслевыми нормативными актами, согласованными с Госказначейством (п. 6.28 Инструкции № 64).

На обратной стороне Инвентарной карточки учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) делается запись о перемещении необоротных активов в учреждении

В данном письме Госказначейство разъясняет, какими первичными документами оформляются операции по поступлению в учреждение и перемещению (выдаче со склада) объектов необоротных активов.

Напомним: типовые формы первичных документов по учету операций с необоротными активами утверждены приказом Госказначейства от 02.12.97 г. № 125/70.

Заметим, что в отдельных ситуациях Инструкция № 64 разрешает отступить от общего правила, когда на каждый отдельный объект необоротных активов составляется отдельный Акт приемки-передачи. Так, в п. 6.4 данной Инструкции допускается составление общего Акта на несколько принимаемых объектов необоротных активов в отношении хозяйственного инвентаря, инструмента, оборудования, белья, постельных принадлежностей и др., если эти объекты однотипны, имеют одинаковую стоимость, принимаются одновременно и под ответственность одного и того же материально ответственного лица.

Также Госказначейство напомнило о том, что выдача необоротных активов со склада осуществляется по накладным (требованиям).

Поскольку на сегодняшний день специальной формы для оформления операций по выдаче со склада необоротных активов не утверждено, полагаем, что бюджетные учреждения могут использовать типовую форму накладной (требования) № З-3, утвержденную приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130. Данная форма является унифицированной и применяется для принятия материальных ценностей на склад и выдачи со склада, а также для внутреннего перемещения материальных ценностей.

Добавим также, что для учета объектов необоротных активов в бюджетных учреждениях предусмотрено несколько форм инвентарных карточек:
— Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях ф. № ОЗ-6 (бюджет);
— Инвентарная карточка учета основных средств в бюджетных учреждениях (для животных и многолетних насаждений) ф. № ОЗ-8 (бюджет);
— Инвентарная карточка группового учета основных средств в бюджетных учреждениях ф. № ОЗ-9 (бюджет)

Как учитывать расходы, связанные с реконструкцией помещения?

Согласно п. 1.6 Инструкции № 64 изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится в случае индексации их первоначальной стоимости в соответствии с действующим законодательством Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов. Пунктом 5.2 Инструкции № 64 установлено, что учет незавершенного капитального строительства (изготовление, создание), достройки, улучшения (дооборудования, реконструкции) объектов необоротных активов с начала и до окончания указанных работ и ввода объектов в эксплуатацию ведется на счете 14 «Незавершенное капитальное строительство».

В этом случае на субсчете 141 «Капитальные расходы по не введенным в эксплуатацию основным средствам» учитываются расходы по незаконченным и законченным объектам капитального строительства, реконструкции, модернизации основных средств, но не сданным в эксплуатацию

При осуществлении расходов на реконструкцию помещения также нужно обратить внимание на письмо Госказначейства от 11.11.2010 г. № 17-04/2828-21196 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 17, в котором разъяснялся порядок отражения в бухгалтерском учете расходов на реконструкцию помещения.

Как известно, при проведении работ, связанных с реконструкцией помещения, учреждениям необходимо составлять проектно-сметную документацию. О том, как списать расходы на изготовление такой документации, мы подробно рассказывали в материале «Как списать расходы на изготовление проектно-сметной документации» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 21).

Кроме того, в этом случае учреждение составляет Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов типовой формы № ОЗ-2 (бюджет), на основании которого в Инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-6 (бюджет) делается отметка об изменении характеристик здания в связи с его реконструкцией

6

Письмо от 20.07.2012 г. № 17-09/1671-10392

Каков порядок передачи объектов государственной и коммунальной собственности и оформления таких операций?

Вопросы, касающиеся передачи объектов права государственной и коммунальной собственности, регулируются Положением № 1482.

В соответствии с п. 4 этого Положения передача объектов права государственной собственности осуществляется по решению органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, или самоуправляющихся организаций по согласованию с Минэкономразвития, Минфином и Фондом госимущества.

Согласно п. 1.24 Инструкции № 64 необоротные активы, полученные безвозмездно в виде безвозвратной помощи, подарка, принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входит работник бухгалтерии и представитель учреждения вышестоящегого уровня.

Комиссия составляет акт, в котором указывается наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды. Оценка необоротных активов осуществляется в соответствии с Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III. При получении необоротных активов, которые были в эксплуатации, указывается процент их износа. Данные акта отражаются в бухгалтерском учете. Одновременно проставляется инвентарный номер, о чем делается запись в акте приемки ценностей.

Необоротные активы, полученные безвозмездно от других учреждений, зачисляются на баланс учреждения по первоначальной (восстановительной) стоимости согласно данным учреждения, которое их передало, с указанием начисленной суммы износа за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации

Передача объектов государственной собственности от одного учреждения другому (если учреждения относятся к сфере управления одного и того же органа, уполномоченного управлять государственным имуществом), осуществляется по решению соответствующих органов в зависимости от вида передаваемых объектов, в порядке, определенном в п. 4 Положения № 1482.

Передача оформляется Актом приемки-передачи по форме согласно приложению к Порядку № 1482, к которому прилагаются документы, перечисленные в п. 10 этого Порядка. Акт составляется в 4 экземплярах, подписывается председателем и членами комиссии и утверждается органом, создавшим комиссию. Право собственности на объект передачи возникает с даты подписания Акта приемки-передачи.

В свою очередь, оприходование на баланс бюджетного учреждения — получателя необоротных активов осуществляется на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет).

Необходимо обратить внимание на то, что в случае осуществления операций в натуральной форме указанные операции подлежат отражению в бухгалтерском учете учреждения следующими записями:

Дт 324 — Кт 364

Дт 364 — Кт 324

Дт 101—122 — Кт 364

Дт 401 — Кт 131—133

Дт 812 — Кт 401

При этом бюджетное учреждение — получатель не позднее последнего рабочего дня месяца должно составить и подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме

7

Письмо от 26.07.2012 г. № 17-08/1701-10675

Каков порядок списания объектов государственной собственности?

В соответствии со ст. 5 Закона № 185 порядок отчуждения и списания объектов государственной собственности определяет Кабмин.

Во исполнение указанной нормы Кабмином приняты следующие документы:
Порядок N 1314, которым определен механизм списания объектов государственной собственности, которыми являются объекты незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), материальные активы, в соответствии с законодательством являющиеся основными средствами;
Порядок № 803, которым определены механизм и способы отчуждения объектов государственной собственности, которыми являются материальные активы, в соответствии с законодательством являющиеся основными средствами.

Кроме того, методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, прочих необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве бюджетных учреждений, в том числе операции по выбытию, ликвидации необоротных активов и их аналитического учета, определены Инструкцией № 64.

С целью своевременного отражения операций по выбытию и ликвидации необоротных активов бюджетные учреждения используют типовые формы первичных документов, утвержденные Инструкцией № 125/70

В соответствии с п. 4 Порядка № 1314 имущество подлежит списанию в случае, если оно:
— не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и в отношении него не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно);
— морально или физически изношено;
— непригодно для дальнейшего использования, в частности, в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоборудованием, или повреждено вследствие аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит;
— выявлено в результате инвентаризации как недостача.

При этом списание имущества, выявленного в результате инвентаризации как недостача, осуществляется после возмещения его стоимости, за исключением случаев, когда осуществление такого возмещения невозможно. Обратите внимание: износ, начисленный в размере 100 % стоимости на объекты, пригодные к дальнейшей эксплуатации, не может быть основанием для их списания по причине полного износа.

Напомним, что списание и отчуждение имущества осуществляются учреждением, на балансе которого оно числится, на основании принятого субъектом управления решения о даче согласия на его списание. Перечень документов, которые должна предоставить бюджетная организация для получения такого согласия, приведен в п. 6 Порядка № 1314 и п. 7 Порядка № 803.

Подробнее о том, как действовать бюджетной организации, на балансе которой числится имущество, не пригодное к дальнейшей эксплуатации, мы рассматривали в статье «Списание автомобиля: от А до Я» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 25).

Для документального оформления выбытия объектов основных средств в случае полной или частичной их ликвидации применяется Акт списания основных средств (типовой формы № ОЗ-3 (бюджет)), Акт списания автотранспортных средств (типовой формы № ОЗ-4 (бюджет)). Акты составляются в 2-х экземплярах постоянно действующей комиссией, назначенной руководителем учреждения, и утверждаются руководителем в установленном порядке. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для сдачи на склад материальных ценностей, образовавшихся в результате списания объекта основных средств

8

Письмо от 14.09.2012 г. № 17-09/1975-13188

По какому КЭКР осуществляется оплата расходов, связанных со сбором, перевозкой, хранением и дальнейшей утилизацией ламп, содержащих ртуть?

В соответствии с Инструкцией № 333

оплата услуг по утилизации, в том числе биоотходов, твердых бытовых отходов, отходов с содержанием драгоценных металлов или вредных веществ и/или их захоронения и т. п., осуществляется по КЭКР 1134 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

Бюджетным учреждениям нужно помнить о том, что отработанные люминесцентные лампы соответствуют определению опасных отходов, приведенному в ст. 1 Закона Украины «Об отходах» от 05.03.98 г. № 187/98-ВР. Так, опасные отходы — отходы, имеющие такие физические, химические, биологические или другие опасные свойства, которые создают или могут создать значительную опасность для окружающей природной среды и здоровья человека и которые требуют специальных методов и средств обращения с ними. Отходы, содержащие ртуть и соединения ртути, согласно п. 17 разд. «А» Желтого перечня отходов, утвержденного постановлением КМУ от 13.07.2000 г. № 1120, считаются опасными.

Рекомендации о том, каким образом учреждениям организовать учет отработанных люминесцентных ламп, были изложены в материале «Что делать с отработанными люминесцентными лампами» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 46).

В связи с тем, что отработанные люминесцентные лампы относятся к опасным отходам, субъекты хозяйствования, в том числе и бюджетные учреждения, при хранении, размещении и утилизации опасных отходов должны соблюдать требования, предусмотренные действующим законодательством в сфере обращения с отходами.

Для того чтобы избавиться от отработанных люминесцентных ламп, учреждению необходимо заключить договор на утилизацию опасных отходов с предприятием, которое специализируется на уничтожении отходов, люминесцентных и ртутных ламп. Заключив такой договор, учреждению нужно своевременно избавиться от отработанных люминесцентных ламп.

С 2013 года расходы, связанные с оплатой услуг по утилизации, должны осуществляться по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)»

9

Письмо от 28.09.2012 г. № 17-09/2047-13979

Подлежат ли обязательному согласованию сметы и справки об изменении в годовую роспись бюджета (сметы) перед их утверждением?

Статьей 112 БКУ предусмотрено, что к полномочиям Госказначейства по контролю за соблюдением бюджетного законодательства относится осуществление контроля за соответствием смет распорядителей бюджетных средств показателям росписи бюджета.

Согласно п. 33 Порядка № 228 сметы, планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда и штатные расписания отдельных учреждений утверждаются:
— областных, Киевской и Севастопольской городских госадминистраций — председателями соответствующих госадминистраций по согласованию с Минфином;
— министерств и ведомств АР Крым, управлений, отделов, других подразделений областных, Киевской и Севастопольской городских, районных госадминистраций — Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими госадминистрациями после согласования с Минфином АР Крым, главными областными и главным Киевским городским и Севастопольским городским финансовыми управлениями.

Наряду с этим Госказначейство обращает внимание на требования, касающиеся внутреннего и внешнего согласования проектов документов, которые установлены Типовой инструкцией № 1242 (в части «Визы и гриф согласования»).

В связи с этим в письме напоминается о том, что в соответствии со ст. 116 БКУ нарушение порядка или сроков представления, рассмотрения и утверждения смет и других документов, которые применяются в процессе выполнения бюджета, утверждения в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями, является нарушением бюджетного законодательства.

Меры воздействия, которые применяются за нарушение бюджетного законодательства, установлены ст. 117 БКУ

Основные требования к порядку утверждения смет бюджетных учреждений утверждены Порядком № 228, а форма сметы — приказом № 57.

Как известно, формой сметы не предусмотрен реквизит «Согласовано», однако это не означает, что проект такого документа не должен пройти процедуру согласования. В этом вопросе Госказначейство рекомендует обратить внимание на требования, касающиеся внутреннего и внешнего согласования проектов документов, установленные Типовой инструкцией № 1242. Так, внешнее согласование проектов документов оформляется путем проставления на них грифа согласования, который включает в себя слово «СОГЛАСОВАНО», наименование должности лица и учреждения, с которым согласовывается проект документа, личную подпись, инициалы (инициалы имени), фамилию и дату или название документа, подтверждающего согласование, его дату и номер (индекс).

Таким образом, представление для утверждения проектов смет необходимо осуществлять после предварительного согласования с уполномоченными лицами, что должно быть подтверждено соответствующими подписями. По нашему мнению, вопрос, касающийся порядка составления, рассмотрения и утверждения смет, в том числе и прохождения процедуры согласования, должен быть утвержден соответствующими распорядительными документами главного распорядителя бюджетных средств.

В случае несоблюдения требований в части предоставления, рассмотрения и утверждения смет и других документов, которые применяются в процессе выполнения бюджета, утверждения в сметах показателей, не подтвержденных расчетами и экономическими обоснованиями, такие действия распорядителей бюджетных средств считаются нарушением бюджетного законодательства.

За допущенное нарушение могут применяться такие меры воздействия, как предупреждение о ненадлежащем выполнении бюджетного законодательства с требованием относительно устранения нарушения бюджетного законодательства и остановки операций с бюджетными средствами

10

Письмо от 28.09.2012 г. № 17-08/2048-13965

Каким образом внести изменения в смету на сумму остатка бюджетных средств, который образовался на начало года?

В соответствии с п. 16 Порядка № 228 в процессе составления и утверждения проектов смет остатки бюджетных средств по специальному фонду сметы не планируются.

Госказначейство напоминает о том, что учреждения имеют право использовать в течение текущего бюджетного периода остатки бюджетных средств, которые образовались на начало года на счетах специального фонда, для осуществления расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета, предусмотренных в сметах на текущий год.

Изменения в специальный фонд сметы вносятся в случае, когда общий объем фактических поступлений в этот фонд вместе с объемом остатков бюджетных средств на его счетах на начало года будет превышать соответствующие поступления, учтенные в смете на соответствующий год. При этом в специальном фонде сметы уточненный объем расходов бюджета или предоставления кредитов из бюджета должен равняться сумме уточненного объема доходов и остатков бюджетных средств на начало года.

В случае внесения изменений в смету составляется соответствующая справка, которая утверждается и выполняется в том же порядке, что и сметы.

При внесении изменений в смету на сумму остатка бюджетных средств, который образовался на начало года, в справке об изменениях в смету такая сумма указывается:

— по показателю «Надходження» по строке «фінансування» с указанием кода классификации финансирования бюджета по типу долгового обязательства согласно приказу Минфина «О бюджетной классификации» от 14.01.2011 г. N 11;
по показателю «Видатки на надання кредитів» в разрезе кодов экономической классификации расходов и классификации кредитования

Распорядителям бюджетных средств, которые имеют на начало бюджетного периода остатки средств на счетах специального фонда, необходимо напомнить о положениях ч. 2 ст. 57 БКУ, а именно: остатки средств на счетах специального фонда, не использованные в предыдущем бюджетном периоде, сохраняются для покрытия соответствующих расходов в следующем бюджетном периоде с учетом их целевого назначения. При этом особое внимание нужно обратить на то, что при отсутствии соответствующих бюджетных назначений на следующий бюджетный период остатки средств специального фонда должны быть перечислены в общий фонд бюджета. На этот момент обращал внимание Минфин в письме от 25.02.2011 г. № 31-06030-15-24/5448.

При внесении изменений в смету распорядители бюджетных средств составляют справку о внесении изменений в смету, которая утверждается руководителем учреждения. Форма такой справки утверждена приказом № 57.

Таким образом учреждения имеют право использовать в течение текущего года остатки прошлогодних средств на счетах специального фонда с учетом требований, предусмотренных п. 49 Порядка № 228 и ч. 2 ст. 57 БКУ

11

Письмо от 16.10.2012 г. № 17-08/2146-15012

Обязательно ли учреждение должно иметь гербовую печать?

Согласно п. 73 Инструкции № 1242 на документах, которые удостоверяют права граждан и юридических лиц, на которых фиксируется факт расходования средств и осуществления операций с материальными ценностями, подпись должностного (ответственного) лица скрепляется гербовой печатью учреждения.

Образцы и описание печати министерства, другого центрального органа исполнительной власти утверждены постановлением КМУ «Об утверждении образцов и описаний печати и таблички (вывески) министерства, другого центрального органа исполнительной власти» от 03.08.2011 г. № 857.

Перечень других документов, подписи на которых необходимо скреплять гербовой печатью, определяется учреждением на основании нормативно-правовых актов и примерного перечня документов, подписи на которых скрепляются гербовой печатью (приложение 7 к Инструкции № 1242), и должен быть приведен в инструкции по делопроизводству учреждения.

Что касается получателей бюджетных средств и других клиентов Госказначейства, то следует отметить, что согласно ст. 62 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV предприятие, если законом не установлено иное, действует на основе устава или модельного устава. Предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

Таким образом, если законодательством не предусмотрено указание Государственного Герба Украины на печати учреждения, то органам Госказначейства предоставляется карточка с образцами подписей и оттиском печати, на котором указаны наименование и идентификационный код учреждения

Согласно требованиям п. 6.5 Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденного приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758, в карточках и временных карточках с образцами подписей и оттиска печати, а также в других документах, которые подаются для открытия счетов, должен быть проставлен оттиск гербовой печати.

Обращаем внимание на то, что согласно постановлению Верховной Рады Украины «О Государственном гербе Украины» от 19.02.92 г. № 2137-XII изображение Государственного герба Украины размещается только на печатях органов государственной власти и государственного управления, денежных знаках и знаках почтовой оплаты, служебных удостоверениях, штампах, бланках государственных учреждений. Следовательно, все остальные учреждения и организации на своих печатях не размещают изображение Государственного герба Украины

 

Материал подготовила Виктория МАТВЕЕВА,
экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц