Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Поселковому совету требуется главбух: каким требованиям должен отвечать кандидат

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Июль, 2013/№ 28
Печать
Ответы на вопросы

ПОСЕЛКОВОМУ СОВЕТУ ТРЕБУЕТСЯ ГЛАВБУХ: КАКИМ ТРЕБОВАНИЯМ ДОЛЖЕН ОТВЕЧАТЬ КАНДИДАТ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Поселковым советом объявлен конкурс на замещение должности главного бухгалтера этого совета.

Каким требованиям должно отвечать лицо, претендующее на такую должность?

Может ли продолжать занимать должность главного бухгалтера работник, который имеет неполное высшее образование и работает на этой должности с 1995 года по сегодняшний
день?

Можно ли принять на эту должность претендента, который имеет неполное высшее образование (окончил техникум по специальности «бухгалтер») и имеет стаж работы главным бухгалтером более 15 лет?

(Луганская обл.)

Вопрос, касающийся назначения на должность главного бухгалтера, давно уже является особенно актуальным для сельских и поселковых советов. Это связано с тем, что в сельской местности достаточно сложно найти специалиста, который бы отвечал требованиям профессионально-квалификационного уровня главного бухгалтера органа местного самоуправления. Поэтому далее поговорим о том, какие именно требования установлены для лиц, претендующих на должность главного бухгалтера, и как они изменялись в 2011 — 2012 годах.

Прежде всего напомним, что ч. 3 ст. 56 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) предусмотрено, что задачи и функциональные обязанности бухгалтерских служб, полномочия руководителя бухгалтерской службы в бюджетных учреждениях — главного бухгалтера и требования к его профессионально-квалификационному уровню определяются Кабинетом Министров Украины. Назначение и увольнение главного бухгалтера бюджетного учреждения осуществляются по согласованию с центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в соответствии с законодательством о труде с учетом типовых профессионально-квалификационных характеристик главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденных Кабинетом Министров
Украины.

Во исполнение этой нормы БКУ Кабмин постановлением от 26.01.2011 г. № 59 утвердил Типовое положение о бухгалтерской службе бюджетного учреждения (далее — Типовое положение № 59), в котором определены требования к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера бюджетного учреждения.

Учитывая тот факт, что в конце 2012 года в Типовое положение № 59 были внесены определенные изменения, касающиеся уровня образования и стажа работы лиц, претендующих на должность главного бухгалтера, сначала рассмотрим, какие требования были предусмотрены в первоначальной редакции этого Положения.

Так, начиная со дня вступления в силу Типового положения № 59 (а именно с 01.03.2011 г.) лицо, которое назначалось на должность главного бухгалтера органа местного самоуправления, должно было иметь:

— полное высшее образование в сфере экономики и финансов, стаж работы на государственной службе, по специальности и на руководящих должностях не менее 5 лет (для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения);

— полное высшее образование в сфере экономики и финансов, стаж работы по специальности и на руководящих должностях не менее 3 лет (для лица, претендующего на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, подчиненного другому бюджетному учреждению).

Что касается тех лиц, которые заняли должность главбуха до вступления в силу Типового положения № 59 и занимают ее и в настоящее время, однако не соответствуют установленному профессионально-квалификационному уровню, Госказначейство предоставляло свои разъяснения в письме от 29.03.2011 г. № 17-04/856-4424. В соответствии с этими разъяснениями лица, занимающие должности главных бухгалтеров бюджетных учреждений, должны были назначаться на эти должности согласно действующим на момент назначения профессионально-квалификационным требованиям (Справочник типовых профессиональных характеристик должностей государственных служащих (выпуск 76), утвержденный приказом Главного управления Государственной службы Украины от 01.09.99 г. № 65, и Справочник квалификационных характеристик профессий работников (Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» (раздел 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих», раздел 2 «Профессии рабочих»)), утвержденный приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336). При этом Госказначейство напомнило о содержании ст. 58 Конституции Украины, где определено, что законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев, когда они смягчают или отменяют ответственность лица. Учитывая это, Госказначейство пришло к следующему выводу: требования к образованию и стажу работы главного бухгалтера бюджетного учреждения распространяются на лиц, которые назначаются на эту должность с 01.03.2011 г.

Теперь поговорим о том, какие требования к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера бюджетного учреждения предусмотрены действующей редакцией Типового положения № 59.

Как известно, постановлением КМУ от 07.11.2012 г. № 1022 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 43) были внесены изменения, в частности, в п. 11 Типового положения № 59 по упрощению требований к уровню образования и стажу работы лица, претендующего на должность главного бухгалтера органа местного самоуправления.

Для наглядности приведем в таблице требования, установленные Типовым положением № 59 к профессионально-квалификационному уровню главного бухгалтера бюджетного учреждения.

Каких лиц касаются требования

Требования к профессионально-квалификационному уровню

Лицо, претендующее на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому подчинены другие бюджетные учреждения

1) полное высшее образование соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста;

2) стаж работы по специальности не менее 5 лет;

3) опыт работы на руководящих должностях не менее 3 лет

Лицо, претендующее на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения, которому не подчинены другие бюджетные учреждения

1) полное высшее образование соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста;

2) стаж работы по специальности не менее 3 лет;

3) опыт работы на руководящих должностях не менее 2 лет

Лицо, претендующее на должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы бюджетного учреждения, в котором не создается бухгалтерская служба

1) высшее образование соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста;

2) стаж работы по специальности не менее 3 лет

или

1) высшее образование соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню бакалавра, младшего специалиста;

2) стаж работы по специальности не менее 5 лет

Все лица, претендующие на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения

Должны знать:

1) законы, другие акты законодательства по вопросам регулирования хозяйственной деятельности и ведения бухгалтерского учета, в том числе нормативно-правовые акты Национального банка;

2) национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе, нормативно-правовые акты Минфина, касающиеся порядка ведения бухгалтерского учета, составления финансовой и бюджетной отчетности, министерств и других центральных органов исполнительной власти по отраслевым особенностям применения национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе*;

3) основы технологии производства продукции;

4) порядок оформления операций и организации документооборота по разделам учета;

5) формы и порядок проведения расчетов, порядок принятия, передачи товарно-материальных и других ценностей, хранения и расходования средств;

6) правила проведения и оформления результатов инвентаризации активов и обязательств;

7) основные принципы работы на компьютере и соответствующие программные средства

* Требования по применению национальных положений (стандартов) бухгалтерского учета в государственном секторе, вступают в силу с 1 января 2015 года.

 

Как видно из этой таблицы, после последних изменений, вступивших в силу 09.11.2012 г., действующая редакция Типового положения № 59 предусматривает такие требования к профессионально-квалификационному уровню лица, назначаемого на должность главного бухгалтера (или специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы бюджетного учреждения), как наличие:

— высшего образования соответствующего профессионального направления по образовательно-квалификационному уровню магистра, специалиста, бакалавра или младшего специалиста;

— стажа работы по специальности (не менее 3 или 5 лет), который зависит от того, какой образовательно-квалификационный уровень имеет такой специалист.

Таким образом, при назначении на должность главного бухгалтера поселкового совета такое лицо должно иметь высшее образование (о чем свидетельствует соответствующий документ об образовании) и стаж работы (о чем свидетельствуют записи в трудовой книжке). В случае, если такое лицо соответствует указанным требованиям, то оно проходит процедуру согласования на должность главного бухгалтера в соответствии с Порядком согласования назначения на должность и увольнения с должности главного бухгалтера бюджетного учреждения, утвержденным приказом Минфина от 21.02.2011 г. № 214.

Для того чтобы подробнее разобраться с вопросом, соответствует ли образовательно-квалификационный уровень того или иного претендента требованиям к лицу, претендующему на занятие должности главного бухгалтера, или специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы бюджетного учреждения, приведем в таблице такую информацию:

Виды образовательно-квалификационных уровней

Характеристика уровня специалистов с высшим образованием

Документы, удостоверяющие получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням

Магистр

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения профессиональных задач и обязанностей (работ) инновационного характера определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности

Диплом магистра

Специалист

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе образовательно-квалификационного уровня бакалавра получило полное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности

Диплом специалиста

Бакалавр

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило базовое высшее образование, фундаментальные и специальные умения и знания по обобщенному объекту труда (деятельности), достаточные для выполнения задач и обязанностей (работ) определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности

Диплом бакалавра

Младший специалист

Образовательно-квалификационный уровень высшего образования лица, которое на основе полного общего среднего образования получило неполное высшее образование, специальные умения и знания, достаточные для осуществления производственных функций определенного уровня профессиональной деятельности, предусмотренных для первичных должностей в определенном виде экономической деятельности

Диплом младшего специалиста

 

В заключение еще один важный момент. Работника, назначенного на должность главного бухгалтера бюджетного учреждения или на должность специалиста, на которого возлагается исполнение обязанностей бухгалтерской службы бюджетного учреждения, необходимо ознакомить с должностной инструкцией. Подробно о том, какую информацию должен содержать этот документ, мы рассказывали в материале «Нужно ли составлять должностные инструкции работников бухгалтерской службы» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 34).

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц