Темы
Выбрать темы статей
Сортировать по темам

Об утверждении Порядка приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения

Редакция ББ
Бюджетная бухгалтерия Июнь, 2013/№ 22
Печать
Постановление от 13.05.2013 г. № 333

КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ПРИОБРЕТЕНИЯ, ПЕРЕВОЗКИ, ХРАНЕНИЯ, ОТПУСКА, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ И ПРЕКУРСОРОВ В ЗАВЕДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Постановление от 13.05.2013 г. № 333

 

В соответствии с частью третьей статьи 21 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» Кабинет Министров Украины постановляет:

1. Утвердить Порядок приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения (прилагается).

2. Министерству здравоохранения привести в трехмесячный срок собственные нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим постановлением.

 

Премьер-министр Украины Н. Азаров

 

 

Утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 13.05.2013 г. № 333

Порядок приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения

 

Общие вопросы

1. Настоящий Порядок определяет механизм осуществления заведениями здравоохранения независимо от их подчиненности и формы собственности (далее — заведения здравоохранения) деятельности, связанной с изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением, реализацией (отпуском), ввозом на территорию Украины, вывозом с территории Украины, транзитом через территорию Украины, использованием, уничтожением наркотических средств, психотропных веществ, включенных в таблицы II и III перечня наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденного постановлением Кабинета Министров Украины от 6 мая 2000 г. № 770 (далее — перечень), и прекурсоров, включенных в таблицу IV перечня, зарегистрированных в установленном порядке как лекарственное средство (далее — препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров), а также особенности деятельности лечебно-профилактических заведений при осуществлении указанной деятельности.

2. Действие настоящего Порядка не распространяется на:

заведения здравоохранения в случае осуществления ими деятельности в сфере оборота препаратов, содержащих малое количество наркотических средств, психотропных веществ, включенных в таблицы II и III перечня, и (или) прекурсоров, включенных в таблицу IV перечня, поэтому риска злоупотребления ими нет или он незначителен, и из которых указанные средства или вещества невозможно извлечь легкодоступными способами в количестве, при котором возможно злоупотребление;

бюро судебно-медицинской экспертизы, контроль-­
но-аналитические лаборатории, лаборатории для проведения анализа качества лекарственных средств, станции переливания крови, центры заготовки и переработки плазмы, центры службы крови, санитарно-профилактические заведения и диагностические лаборатории в случае осуществления ими деятельности, связанной с использованием наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, с целью проведения судебной экспертизы, лабораторного анализа, осуществления контроля качества лекарственных средств и в других случаях, которые не предусматривают использование наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров для лечения и реабилитации.

3. Заведения здравоохранения осуществляют деятельность, связанную с изготовлением, хранением, перевозкой, приобретением, реализацией (отпуском), ввозом на территорию Украины, вывозом с территории Украины, транзитом через территорию Украины, использованием, уничтожением наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее — оборот наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров), при наличии у них лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности в соответствии с Законом Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» и Порядком осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их оборотом, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 3 июня 2009 г. № 589, а также другими нормативно-правовыми актами.

4. Для обеспечения хранения, перевозки, приобретения, использования, уничтожения и отпуска в заведениях здравоохранения препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров руководителем заведения здравоохранения назначаются ответственные лица из числа работников такого заведения, на которых возлагаются функции по изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, принятию, реализации (отпуску), использованию, ведению учета, уничтожению, а также по доставке препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больному, которому медицинская помощь оказывается в стационарных условиях (далее — ответственное лицо).

5. Перечень ответственных лиц, допущенных к работе с препаратами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведении здравоохранения, их должностные обязанности, порядок передачи ключей от сейфов, металлических шкафов и помещений, в которых хранятся препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и устройства для пломбирования утверждаются руководителем заведения, о чем указанные лица знакомятся под личную подпись. Должностные инструкции ответственных лиц составляются в соответствии с настоящим Порядком.

6. При приемке препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров ответственное лицо обязано соблюдать требования, установленные МЗО.

В случае когда при приемке препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведении здравоохранения устанавливаются факты, в частности недостачи таких препаратов, нарушения целостности их упаковки, несоответствие количества мест, указанных в сопроводительном документе, созданная руководителем заведения здравоохранения комиссия оформляет соответствующий акт в трех экземплярах, которые удостоверяются подписями ее членов, скрепляемыми печатью заведения здравоохранения. Один экземпляр акта остается у ответственного лица, второй направляется поставщику (продавцу) вместе с приходным документом, третий — передается в бухгалтерию заведения здравоохранения. Акт составляется по форме согласно приложению 1.

7. Учет препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров ведется заведениями здравоохранения:

в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических заведений в журнале по форме, определенной МЗО;

на постах отделений лечебно-профилактических заведений в журнале по форме, определенной МЗО;

в фармацевтических (аптечных) заведениях в журнале по форме, определенной МЗО;

в лечебно-профилактических заведениях для выполнения назначений врача в стационарных условиях по форме, определенной МЗО.

Страницы журнала, в котором учитываются препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, пронумеровываются, прошнуровываются и удостоверяются подписью руководителя и скрепляются печатью заведения здравоохранения. Внесение исправлений и недостоверных сведений в журналы запрещается. В случае выявления технических ошибок они исправляются. Исправления заверяются подписью руководителя заведения здравоохранения.

8. Бланки рецептов в заведениях здравоохранения и выписанные на них рецепты в фармацевтических (аптечных) заведениях приобретаются, хранятся, учитываются и уничтожаются в установленном МЗО порядке.

Рецепты на препараты наркотических средств, психотропных веществ, включенные в таблицы II и III перечня, выписываются на специальных бланках. Форма специальных бланков рецептов, порядок их регистрации, ведения учета и хранения, а также правила оформления устанавливаются МЗО.

9. Препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров хранятся и изготовляются в заведениях здравоохранения в помещениях, которые соответствуют установленным МВД требованиям к объектам и помещениям, предназначенным для осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и хранения изъятых из незаконного оборота таких средств и веществ.

Препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, требующие во время их хранения соблюдения температурного режима, хранятся в помещениях, оборудованных в соответствии с установленными МВД требованиями в холодильниках без сейфа.

10. Ключи от сейфов, металлических шкафов и помещений, в которых хранятся препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и устройства для пломбирования (при их наличии) хранятся у ответственных лиц.

11. В случае когда препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров при каких-либо условиях были повреждены в заведении здравоохранения и стали непригодными для использования, комиссией, указанной в пункте 6 настоящего Порядка, оформляется акт в трех экземплярах по форме согласно приложению 2, который удостоверяется подписями членов комиссии, скрепляемыми печатью заведения здравоохранения. Первый экземпляр акта остается в заведении здравоохранения, второй направляется территориальному органу внутренних дел, третий — ГСКН.

12. Некачественные лекарственные средства, открытые ампулы, флаконы с неиспользованными остатками препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров или поврежденные и ставшие непригодными для использования или возвращенные от больного, которому медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, подлежат уничтожению в установленном законодательством порядке.

13. Ответственные лица обязаны сверять ежемесячно по состоянию на первое число информацию о фактическом наличии препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с записью об остатках по журналу учета препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров и в письменном виде уведомлять о результатах руководителя заведения здравоохранения.

Письменные уведомления с резолюцией руководителя заведения здравоохранения хранятся у ответственного лица вместе с указанным журналом учета.

В случае выявления ответственным лицом факта отклонения показателей наличия препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров от указанных в журналах учета записей об остатках руководитель заведения здравоохранения обязан в течение трех календарных дней провести в определенном законодательством порядке инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, учет которых ведет ответственное лицо.

14. Руководители заведений здравоохранения обязаны проводить ежеквартально инвентаризацию препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в определенном законодательством порядке с составлением баланса товарно-материальных ценностей.

15. Заведения здравоохранения обязаны в определенном законодательством порядке подавать ежегодно до 31 марта ГСКН отчет о количестве препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые реализованы (отпущены) или использованы заведением, а также о количестве их запасов на 31 декабря отчетного года.

16. При установлении факта наличия остатков или недостач препаратов наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров руководитель заведения здравоохранения обязан безотлагательно уведомить об этом правоохранительные органы.

 

Механизм приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в фармацевтических (аптечных) заведениях

17. Хранение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в фармацевтических (аптечных) заведениях осуществляется в объемах, не превышающих месячную потребность заведения в них.

Расчет объемов хранения препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в целом в фармацевтическом (аптечном) заведении утверждается приказом руководителя заведения.

Препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров запрещается хранить в торговом зале.

18. В помещениях фармацевтических (аптечных) заведений, в которых изготовляются препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, такие препараты должны храниться в количестве, которое не превышает их суточной потребности, необходимой для изготовления лекарственных форм.

После окончания рабочего дня препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров должны переноситься из помещений, в которых осуществляется деятельность по их изготовлению, в помещения фармацевтических (аптечных) заведений, приспособленные для хранения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

19. Изготовленные в фармацевтических (аптечных) заведениях препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров должны быть опечатаны (закрыты во флаконах алюминиевыми колпачками с использованием специального устройства) и храниться до отпуска в помещениях фармацевтических (аптечных) заведений, предусмотренных для хранения указанных средств и веществ.

20. Наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, выписанные вместе с другими ингредиентами на бланке рецептов, запрещается отпускать отдельно, не в составе изготовленных препаратов.

21. Изготовленные фармацевтическим (аптечным) заведением по рецепту препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров должны иметь на сигнатуре или этикетке реквизиты, отвечающие установленным МЗО требованиям.

Запрещается отпуск из фармацевтических (аптечных) заведений твердых форм лекарственных средств, которые содержат наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, упакованных непосредственно в бумагу или целлофан.

 

Механизм приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в лечебно-профилактических заведениях

22. Хранение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в лечебно-профилактических заведениях, их филиалах и других структурных подразделениях осуществляется в объемах, не превышающих месячную потребность заведения в них.

23. Хранение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в отделениях, на постах и в кабинетах лечебно-профилактических заведений может осуществляться в объемах, не превышающих семидневную потребность в них.

24. Для оказания больным в вечернее и ночное время экстренной медицинской помощи в приемном или другом отделении, определенном руководителем лечебно-профилактического заведения, по жизненным показателям и для снятия острого болевого синдрома может быть создан семидневный резерв препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые могут быть использованы с разрешения дежурного врача в других подразделениях (отделениях) соответствующего заведения.

25. Хранение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров бригадами экстренной (скорой) медицинской помощи осуществляется в объемах, определенных МЗО. Ответственность за получение, сохранность и возврат неиспользованных препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров возлагается на лицо, возглавляющее бригаду.

Расчет объемов хранения препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в целом в лечебно-профилактическом заведении, а также в разрезе его отделений, постов, кабинетов осуществляется на основании определенных МЗО норм и утверждается приказом руководителя лечебно-профилактического заведения.

26. Препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров назначаются врачами или в установленных МЗО случаях фельдшерами согласно медицинским показаниям.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, которым медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, осуществляется в листке назначений по форме, определенной МЗО, с обязательной записью в медицинской карте такого больного.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, получающим лечение в амбулаторных условиях, осуществляется в листке назначений по форме, определенной МЗО, с обязательной записью в медицинской карте амбулаторного больного.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, получающим экстренную медицинскую помощь, осуществляется в карте выезда экстренной (скорой) медицинской помощи, форма которой утверждается МЗО.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным сроком свыше десяти дней осуществляется лечащим врачом с обязательным обоснованием необходимости дальнейшего применения таких препаратов, о чем делается запись в медицинской карте больного. Листок назначений хранится в медицинской карте больного.

27. Больные, получающие лечение в амбулаторных условиях, в том числе в условиях созданного стационара на дому, обеспечиваются препаратами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров лечебно-профилактическим заведением или по рецепту в фармацевтических (аптечных) заведениях в объемах, не превышающих десятидневную потребность, а при оказании паллиативной и хосписной помощи — не превышающих пятнадцатидневную потребность.

28. Для получения препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с целью использования в условиях созданного стационара на дому больной самостоятельно или лицо, осуществляющее за ним уход (член семьи, опекун или попечитель), подает заявление на имя руководителя лечебно-профилактического заведения по форме согласно приложению 3. Руководитель заведения делает отметку о согласовании, после чего заявление прилагается к медицинской карте амбулаторного больного.

29. Врач, назначающий препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров для лечения в амбулаторных условиях, в том числе в условиях созданного стационара на дому, обязан проинформировать больного или лицо, осуществляющее за ним уход (члена семьи, опекуна или попечителя), о правилах обращения с препаратами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, недопущении их использования не по медицинскому назначению и выдавать больному или лицу, осуществляющему за ним уход (члену семьи, опекуну или попечителю), информационное письмо по форме, определенной МЗО, о чем делается запись в медицинской карте больного.

30. Ответственное лицо согласно назначению врача в условиях созданного стационара на дому получает препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в лечебно-профилактическом заведении, о чем делает запись в журнале учета.

Препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров доставляются ответственным лицом по месту созданного стационара на дому и передаются больному или лицу, осуществляющему за ним уход (члену семьи, опекуну или попечителю), о чем ответственное лицо делает запись в журнале учета.

Ответственное лицо оставляет листок назначений, в котором больной самостоятельно или лицо, осуществляющее за ним уход (член семьи, опекун или попечитель), делает соответствующие записи об использовании полученных препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Заполненный листок назначений ответственное лицо прилагает к амбулаторной карте больного.

Больной или лицо, осуществляющее за ним уход (член семьи, опекун или попечитель), имеет право лично получать по рецепту препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров непосредственно в лечебно-профилактическом заведении или в фармацевтическом (аптечном) заведении.

31. Выдача жидких форм препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров для перорального использования путем дозирования из флаконов емкостью более 20 миллилитров разрешается исключительно с применением зарегистрированных в Украине дозирующих устройств. В случае автоматического дозирования жидких форм препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров запись о назначении, выдаче, использование выданной дозы осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения в реальном времени с обязательным воспроизведением в медицинской карте больного в порядке, установленном МЗО.

32. В случае использования зарегистрированных в Украине дозирующих устройств журнал учета на постах отделений лечебно-профилактического заведения ведется в электронном виде. При этом информация о выданных больным жидких формах препаратов наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров для перорального использования распечатывается после окончания рабочего дня, подписывается ответственным медицинским работником и хранится в условиях, обеспечивающих ее полную сохранность.

Информация об остатках препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в неиспользованных полностью флаконах по состоянию на конец рабочего дня фиксируется согласно показателям специализированного программного обеспечения в журнале учета.

Флакон, используемый в дозирующем устройстве, содержимое которого использовано не полностью и который подлежит использованию в следующий раз, после окончания рабочего дня хранится в сейфе или металлическом ящике на посту.

 

Механизм возврата неиспользованных остатков лекарственных средств, содержащих наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, в лечебно-профилактические заведения

33. Лечебно-профилактические заведения, обеспечивающие препаратами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больных, которым создан стационар на дому, принимают неиспользованные остатки препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (далее — неиспользованные остатки препаратов) от члена семьи, опекуна или попечителя.

34. Лечебно-профилактическое заведение принимает от члена семьи, опекуна или попечителя по письменному заявлению по форме согласно приложению 4 неиспользованные остатки только тех препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, которые были выданы таким лечебно-профилактическим заведением.

35. Заявления и неиспользованные остатки препаратов принимаются в лечебно-профилактических заведениях врачом (фельдшером), осуществлявшим назначение, или ответственным лицом, которое доставляло их больному.

36. Лицо, принявшее заявление вместе с неиспользованными остатками препаратов, передает их ответственному лицу для внесения необходимой информации в журнал учета возвращенных из созданных стационаров на дому наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, форма которого определяется МЗО.

37. После рассмотрения заявления руководителем лечебно-профилактического заведения неиспользованные остатки препаратов уничтожаются в установленном законодательством порядке.

38. Запрещаются дальнейшее использование, реализация (отпуск) неиспользованных остатков препаратов.

 

img 1

 

img 2

 

img 3
img 4

 

img 5

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

НОВЫЙ ПОРЯДОК ОБОРОТА НАРКОТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, ПСИХОТРОПНЫХ ВЕЩЕСТВ
И ПРЕКУРСОРОВ В ЗАВЕДЕНИЯХ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

Новый Порядок приобретения, перевозки, хранения, отпуска, использования и уничтожения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения, утвержденный постановлением КМУ от 13.05.2013 г. № 333 (далее — Порядок № 333), в первую очередь заинтересует заведения здравоохранения, ведь в отличие от Порядка осуществления деятельности, связанной с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, и контроля за их оборотом, утвержденного постановлением КМУ от 03.06.2009 г. № 589 (далее — Порядок № 589), он разработан именно для них.

Напомним, что виды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров приведены в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, утвержденном постановлением КМУ от 06.05.2000 г. № 770 (далее — Перечень № 770).

Комментируемый Порядок № 333 распространяется на оборот наркотических средств и психотропных веществ, включенных в таблицы II и III, и прекурсоров, включенных в таблицу IV Перечня № 770.

Также отметим, что действие Порядка № 333 не распространяется на заведения здравоохранения в случае осуществления ими деятельности в сфере оборота препаратов, содержащих малое количество наркотических средств, психотропных веществ. Такие заведения здравоохранения должны руководствоваться Порядком № 589.

До утверждения Порядка № 333 все заведения здравоохранения, использовавшие в своей деятельности наркотические средства, психотропные вещества и прекурсоры, руководствовались Порядком № 589, действие которого распространяется на всех субъектов хозяйствования — юридических лиц независимо от формы собственности и который остается действующим в настоящее время, и Порядком оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения Украины, утвержденным приказом Минздрава от 21.01.2010 г. № 11 (далее — Порядок № 11).

Следует отметить, что положения Порядка № 333 соответствуют положениям Порядка № 589.

Рассмотрим их подробнее.

В первую очередь для оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров заведение здравоохранения должно иметь лицензию, ведь согласно ст. 17 Закона Украины «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» от 15.02.95 г. № 60/95-ВР деятельность по производству, изготовлению, хранению, перевозке, приобретению, реализации (отпуску), ввозу на территорию Украины, вывозу с территории Украины, использованию, уничтожению наркотических средств, психотропных веществ, включенных в таблицы II и III, и прекурсоров, включенных в таблицу IV Перечня № 770, осуществляется юридическими лицами всех форм собственности при наличии у них лицензии на осуществление соответствующих видов деятельности.

Одна лицензия может быть выдана на несколько видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сроком на 5 лет. Без наличия лицензии осуществлять деятельность, связанную с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, запрещено.

Руководитель заведения здравоохранения должен своим приказом назначить материально ответственных лиц из числа работников заведения, на которых возлагаются функции по обороту наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Материально ответственные лица со своими должностными обязанностями должны быть ознакомлены под личную подпись.

Кроме того, в учреждении приказом руководителя должна быть назначена специальная комиссия, осуществляющая контроль за оборотом наркотических препаратов, психотропных веществ и прекурсоров.

Так, в случае когда при приеме препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в заведениях здравоохранения имеют место факты недостачи, порчи, нарушения целостности упаковки и т. п., созданная руководителем заведения комиссия оформляет соответствующий акт, форма которого приведена в приложении 1 к Порядку № 333.

В п. 7 Порядка № 333 определено, что учет препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров ведется:

— в отделениях и кабинетах лечебно-профилактических заведений в журнале по форме, определенной Минздравом;

— на постах отделений лечебно-профилактических заведений в журнале по форме, определенной Мин­здравом;

— в фармацевтических (аптечных) заведениях в журнале по форме, определенной Минздравом;

— в лечебно-профилактических заведениях для выполнения назначений врача в стационарных условиях по форме, определенной Минздравом.

Обратим внимание: Порядок № 333 не содержит формы журналов учета наркотических препаратов, психотропных веществ и прекурсоров, поскольку пока еще не понятно, будут такие журналы утверждены отдельным приказом Минздрава или же следует пользоваться формами журналов, приведенными в Порядке № 11.

Это же касается и специальных рецептурных бланков на препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров. Их форма Порядком № 333 не утверждена, зато в этом документе указано, что порядок регистрации таких бланков, ведения учета и хранения, а также правила их оформления устанавливаются Минздравом. На сегодняшний день такие же требования содержатся в Порядке № 11 и Правилах выписки рецептов и требований-заказов на лекарственные средства и изделия медицинского назначения, утвержденных приказом Минздрава от 19.07.2005 г. № 360.

Как известно, наркотические препараты, психотропные вещества и прекурсоры находятся на особом контроле, поэтому нельзя допускать их порчу, повреждение и т. п.

Если же по каким-либо причинам такие медикаменты были повреждены в заведении здравоохранения и стали непригодными для использования, специальная комиссия, о которой шла речь выше, оформляет акт по форме, приведенной в приложении 2 к Порядку № 333.

Некачественные лекарственные средства подлежат уничтожению в установленном законодательством порядке. Кстати, об уничтожении некачественных лекарственных средств мы рассказывали в консультациях «Учет медикаментов, спирта, рентгенпленки и химических реактивов в заведениях здравоохранения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 18, с. 10) и «Списание медикаментов, срок использования которых истек» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 44, с. 29).

Также в учреждениях должен осуществляться жесткий контроль за расходованием указанных медицинских препаратов.

Так, материально ответственные лица обязаны сверять ежемесячно по состоянию на первое число информацию о фактическом наличии препаратов с записью об остатках в журналах учета и в письменном виде сообщать об этом руководителю заведения.

В случае выявления фактов отклонения показателей руководитель заведения должен в течение трех рабочих дней произвести инвентаризацию указанных лекарственных средств.

Кроме того, руководители заведений должны в обязательном порядке ежеквартально проводить инвентаризацию наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров с составлением баланса товарно-материальных ценностей.

Форма такого баланса приведена в приложении 6 к Порядку № 589.

В соответствии с п. 15 Порядка № 333 и п. 18 Порядка № 589 заведения здравоохранения обязаны подавать ежегодно до 31 марта Государственному комитету по вопросам контроля за наркотиками отчет о количестве препаратов, наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, отпущенных или использованных заведением, а также о количестве остатков на 31 декабря отчетного года.

Также обратим внимание на вопрос создания резерва препаратов в лечебно-профилактических заведениях.

Так, хранение наркотических препаратов, психотропных веществ и прекурсоров в заведении в целом может проводиться в объемах, не превышающих месячную потребность в них.

В отделениях, на постах и в лечебных кабинетах этот объем не должен превышать семидневную потребность в указанных медикаментах.

Для оказания экстренной медицинской помощи и для снятия острого болевого синдрома может также быть создан семидневный резерв.

Обратим особое внимание на назначение врачами наркотических препаратов, психотропных веществ и прекурсоров и выполнение медицинскими сестрами этих назначений.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, которым медицинская помощь оказывается в стационарных условиях, осуществляется в листке назначений по форме, определенной Минздравом, с обязательной записью в медицинской карте такого больного.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, получающим лечение в амбулаторных условиях, осуществляется в листке назначений по форме, определенной Минздравом, с обязательной записью в медицинской карте амбулаторного больного.

Форма листка назначений врачами наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров (лекарственных средств) и выполнения этих назначений приведена в приложении 4 к Порядку № 11.

Назначение препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным, получающим экстренную медицинскую помощь, осуществляется в карте выезда экстренной (скорой) медицинской помощи, форма которой утверждается Минздравом.

Имейте в виду, что отсутствие хотя бы одной записи врача в листке назначений, в медицинской карте стационарного больного, медицинской карте амбулаторного больного или в карте выезда экстренной (скорой медицинской помощи) о назначении наркотических препаратов, психотропных веществ может расцениваться специалистами Госфининспекции как использование таких средств без оснований.

Также в листке назначений обязательно должна быть подпись медицинской сестры (выполнившей назначение), которая подтверждает факт выполнения назначения врача.

Отсутствие подписи медицинской сестры расценивается специалистами Госфининспекции как невыполнение назначения врача, т. е. невведение указанного препарата.

Следует отметить, что Порядок № 333 содержит также требование об обязательной записи в медицинской карте больного обоснования назначения наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров свыше десяти дней.

Имеет свои особенности обеспечение наркотическими препаратами, психотропными веществами и прекурсорами больных, которым создан стационар на дому. В отличие от требований по такому обеспечению, определенных Порядком № 11, требования, Порядка № 333, по нашему мнению, несколько ослаблены.

Так, препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров доставляются ответственным лицом по месту созданного стационара на дому и передаются больному или лицу, осуществляющему за ним уход (члену семьи, опекуну или попечителю), о чем ответственное лицо делает запись в журнале учета.

Ответственное лицо оставляет листок назначений, в котором больной самостоятельно или лицо, осуществляющее за ним уход (член семьи, опекун или попечитель), делает соответствующие
записи об использовании полученных препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров
.

Как было определено в Порядке № 11, в условиях созданного стационара на дому введения парентеральных форм наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больным должно осуществляться только медицинскими работниками лечебно-профилактических заведений здравоохранения с обязательной отметкой об этом в амбулаторной карте.

Больным, которым создан стационар на дому, в соответствии с листком назначений наркотических и психотропных лекарственных средств, выписанным врачами лечебно-профилактического заведения здравоохранения, выполнение назначений может осуществляться медицинскими работниками амбулаторий, фельдшерско-акушерских пунктов по месту проживания больного, о чем ими делаются соответствующие записи в амбулаторной карте.

Таким образом, выходит, что Порядок № 333 не содержит требования о введении вышеуказанных препаратов только медицинским работником, а также разрешает самостоятельное ведение листка назначений больным или лицом, осуществляющим уход.

Получать препараты наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров больной или лицо, осуществляющее уход за больным, может на основании заявления, поданного главному врачу лечебно-профилактического заведения. Форма такого заявления приведена в приложении 3 к Порядку № 333.

Если после использования таких препаратов имеют место остатки, то они возвращаются больным или лицом, осуществляющим уход за больным, по заявлению, форма которого приведена в приложении 4 к Порядку № 333.

Обратим также внимание на использование жидких форм наркотических препаратов, психотропных веществ и прекурсоров для перорального использования путем дозирования из флаконов емкостью более 20 миллилитров. Использование таких препаратов разрешается с применением зарегистрированных в Украине дозирующих устройств. В случае автоматического дозирования жидких форм препаратов наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров запись о назначении, выдаче, использовании выданной дозы осуществляется с помощью специализированного программного обеспечения в реальном времени с обязательным воспроизведением в медицинской карте больного.

В случае использования зарегистрированных в Украине дозирующих устройств журнал учета на постах отделений лечебно-профилактического заведения ведется в электронном виде. При этом информация о выданных больным жидких формах препаратов наркотических средств, психотропных веществ или прекурсоров для перорального использования распечатывается после окончания рабочего дня, подписывается ответственным медицинским работником и хранится в условиях, обеспечивающих ее полную сохранность.

Раньше ни Порядок № 589, ни Порядок № 333 не содержали подобных требований, поэтому для внедрения такой системы электронного контроля и внедрения соответствующего программного обеспечения в лечебно-профилактических учреждениях требуется определенное время.

Порядком № 333 также определены правила оборота наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров в фармацевтических (аптечных) заведениях.

Фармацевтические (аптечные) заведения, как правило, не являются бюджетными учреждениями, а являются получателями бюджетных средств — хозрасчетными учреждениями, поэтому обстоятельно останавливаться на требованиях относительно оборота указанных выше лекарственных средств фармацевтических (аптечных) учреждений не будем.

Также хотелось бы отметить, что Порядок № 333 является достаточно сжатым, содержит намного меньше требований и правил, касающихся использования вышеуказанных препаратов, чем Порядок № 11.

В конце отметим, что на сегодняшний день еще действует Порядок № 11. При этом п. 2 комментируемого постановления определено, что Минздрав должен привести в трехмесячный срок собственные нормативно-правовые акты в соответствие с этим постановлением. В этой связи следует ожидать, что Порядок № 11 впоследствии утратит свою силу, или же Минздрав внесет в него соответствующие изменения, но уже сейчас заведениям здравоохранения следует руководствоваться новым Порядком № 333, вступившим в силу 28.05.2013 г.

 

Дарья ДАВЫДЕНКО, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал
stop

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить
App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa
Powered by
Factor Web Solutions
Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.
Войдите, чтобы читать больше! Авторизованные пользователи получают бесплатно 5 статей в месяц