О приобретении сельским советом компьютеров за счет средств бюджета развития

Редакция ББ
Письмо от 26.04.2013 г. № 31-05160-11-27/13457

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ

О ПРИОБРЕТЕНИИ СЕЛЬСКИМ СОВЕТОМ КОМПЬЮТЕРОВ ЗА СЧЕТ СРЕДСТВ БЮДЖЕТА РАЗВИТИЯ

Письмо от 26.04.2013 г. № 31-05160-11-27/13457

 

Министерство финансов Украины рассмотрело письмо <…> о возможности направления средств бюджета развития на приобретение основных средств для бюджетного учреждения (аппарата сельсовета) и сообщает.

Согласно статье 13 Бюджетного кодекса Украины (далее — Кодекс) бюджет может состоять из общего и специального фондов.

Бюджет развития местных бюджетов является составной частью специального фонда местных бюджетов.

В соответствии с положениями статьи 71 Кодекса объемы поступлений бюджета развития значительно увеличены за счет прежде всего единого налога для субъектов малого предпринимательства, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления.

Расходуются средства бюджета развития на капитальные расходы, включая капитальные трансферты другим бюджетам (пункт 2 части второй статьи 71 Кодекса).

С учетом указанного капитальные расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений (капитальный ремонт помещений, приобретение оборудования и предметов длительного пользования), предусматриваются в сметах по специальному фонду:

— средства общего фонда передаются в специальный фонд (бюджет развития) и отражаются в разделе «Финансирование бюджета»;

— средства бюджета развития в приложении к решению сессии отражаются общей суммой в разрезе главных распорядителей средств.

Статьей 7 Бюджетного кодекса Украины и статьей 61
Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» определено право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования бюджетных средств согласно законодательству Украины.

Следовательно, если имеется ресурс, средства бюджета развития, полученные от поступления единого налога для субъектов малого предпринимательства, на основании решения соответствующего местного совета могут быть направлены на капитальные расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений.

Расходы для приобретения компьютерной техники для аппарата сельского совета следует планировать и финансировать по специальному фонду:

— по коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов 010116 «Органы местного самоуправления» (приказ Министерства финансов Украины от 14.01.2011 г. № 11 «О бюджетной классификации», с изменениями и дополнениями);

— по коду классификации расходов 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования» (приказ Министерства финансов Украины от 21.06.2012 г. № 754 «О внесении изменений в Инструкцию по применению экономической классификации расходов бюджета»).

 

Директор Департамента местных бюджетов,
 взаимодействия с ЦОИВ и регионами
 Е. Кузькин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

ПРИОБРЕТЕНИЕ КОМПЬЮТЕРОВ СЕЛЬСОВЕТОМ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЗА СЧЕТ СПЕЦФОНДА

Начиная с 2011 года (то есть после вступления в силу Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ)) вопросы, касающиеся правомерности направления поступлений бюджета развития на осуществление тех или иных расходов бюджетными учреждениями, постоянно возникают у этих учреждений, финансируемых за счет местного бюджета.

Напомним, что по этому поводу соответствующие разъяснения были предоставлены Минфином в письме от 21.09.2011 г. № 31-08420-06-25 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 42) и Государственной казначейской службой в письме от 04.07.2012 г. № 17-09/1555-9345.

В частности, Минфин в названном письме указывал на то, что планирование капитальных расходов, связанных с содержанием бюджетных учреждений, финансируемых из местных бюджетов (капитальный ремонт помещений, приобретение оборудования и предметов длительного пользования), необходимо осуществлять по специальному фонду сметы. При этом финансирование таких расходов осуществляется за счет поступлений бюджета развития, определенных ч. 1 ст. 71 БКУ. И потому по общему фонду местного бюджета капитальные расходы не могут быть запланированы.

Также Минфин обращал внимание на то, что по специальному фонду могут осуществляться как капитальные, так и текущие расходы. Однако следует иметь в виду, что текущие расходы учреждений не могут планироваться за счет поступлений бюджета развития, поскольку эти средства направляются исключительно на финансирование капитальных расходов. А следовательно, за счет поступлений специального фонда могут осуществляться как капитальные, так и текущие расходы, кроме поступлений бюджета развития, направляемых исключительно на финансирование капитальных расходов.

Напомним, что к поступлениям бюджета развития местных бюджетов относятся:

11) налог на недвижимое имущество, отличающееся от земельного участка, который зачисляется в бюджеты местного самоуправления;

2) единый налог, зачисляемый в бюджеты местного самоуправления;

3) дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых имеется имущество АР Крым, коммунальная собственность;

4) плата за предоставление местных гарантий (в соответствии со ст. 17 БКУ);

41) средства паевого участия в развитии инфраструктуры населенного пункта, полученные в соответствии с Законом Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI;

5) средства от отчуждения имущества, принадлежащего АР Крым, и имущества, находящегося в коммунальной собственности, средства от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них;

6) 90 % средств от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них, находящихся в государственной собственности до размежевания земель государственной и коммунальной собственности (кроме земельных участков несельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности, на которых расположены объекты, подлежащие приватизации), при этом от продажи земельных участков, находящихся на территории АР Крым: 35 % — в бюджет АР Крым, 55 % — в сельские, поселковые, городские бюджеты АР Крым;

7) капитальные трансферты (субвенции) из других бюджетов;

8) средства от возврата кредитов, предоставленных из соответствующего бюджета, и проценты, выплаченные за пользование ими (кроме поступлений, определенных пп. 13 и 14 ч. 2 ст. 69 БКУ);

9) местные заимствования, осуществленные в порядке, определенном БКУ и другими законами Украины;

10) средства, передаваемые из другой части местного бюджета по решению ВР АР Крым, соответствующего местного совета (в отношении средств резервного фонда местного бюджета в части расходов бюджета развития — по решению Совета министров АР Крым, местной государственной администрации, исполнительного органа соответствующего местного совета).

В ч. 2 и 3 ст. 71 БКУ определены направления использования средств, относящихся к бюджету развития. В частности, к расходам бюджета развития местных бюджетов относятся:

1) погашение местного долга;

2) капитальные расходы, включая капитальные трансферты другим бюджетам (кроме капитальных расходов, осуществляемых за счет определенных пп. 2 — 15 ч. 2 ст. 69 БКУ поступлений специального фонда местных бюджетов);

3) взносы органов власти АР Крым и органов местного самоуправления в уставный капитал субъекта хозяйствования;

4) проведение экспертной денежной оценки земельного участка, подлежащего продаже в соответствии со ст. 128 Земельного кодекса Украины от 25.10.2001 г. № 2768-III, за счет аванса, внесенного покупателем земельного участка;

5) подготовка земельных участков несельскохозяйственного назначения или прав на них государственной (до размежевания земель государственной и коммунальной собственности) или коммунальной собственности для продажи на земельных торгах и проведения таких торгов;

6) платежи, связанные с выполнением гарантийных обязательств АР Крым или территориальной громады города;

7) разработка градостроительной документации на местном и региональном уровнях.

В свою очередь, ч. 3 ст. 71 БКУ предусмотрено, на какие именно капитальные расходы могут направляться средства бюджета развития местных бюджетов. Это:

— социально-экономическое развитие регионов;

— выполнение инвестиционных программ (проектов);

— строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов социально-культурной сферы и жилищно-коммунального хозяйства;

— строительство газопроводов и газификация населенных пунктов;

— строительство и приобретение жилья отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством;

— сохранение и развитие историко-культурных мест Украины и заповедников;

— строительство и развитие сети метрополитенов;

— приобретение вагонов для коммунального электротранспорта;

— развитие дорожного хозяйства;

— приобретение школьных автобусов и автомобилей скорой медицинской помощи;

— компьютеризация и информатизация общеобразовательных учебных заведений;

— другие мероприятия, связанные с расширенным воспроизводством.

С учетом вышеприведенных норм БКУ Минфин в комментируемом письме отмечает, что капитальные расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений (капитальный ремонт помещений, приобретение оборудования и предметов длительного пользования), предусматриваются в сметах по специальному фонду. А следовательно, Минфин снова пришел к заключению: средства бюджета развития могут быть направлены на капитальные расходы, связанные с содержанием бюджетных учреждений.

Поскольку расходы на приобретение компьютерной техники относятся к разновидности капитальных расходов бюджетных учреждений, то они осуществляются по специальному фонду сметы аппарата сельского совета. Согласно Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333 (в редакции приказа Минфина от 21.06.2012 г. № 754), такие расходы осуществляются по КЭКР 3110 «Приобретение оборудования и предметов длительного пользования». Также добавим, что расходы на приобретение объектов основных средств для сельского совета необходимо планировать и финансировать по КВКБКМБ 010116 «Органы местного самоуправления».

Рассматривая возможность направления средств бюджета развития на осуществление капитальных расходов, связанных с содержанием бюджетных учреждений, в частности, на приобретение объектов основных средств для сельского совета, необходимо также обратить внимание на следующие важные моменты:

1) если средства общего бюджета передаются в бюджет развития, который является составной частью специального фонда местных бюджетов, то такое выделение средств осуществляется на основании решения соответствующего местного совета (в этом случае — сельского). Такие средства перечисляются с общего фонда местных бюджетов в специальный фонд на основании распоряжения о выделении средств общего (специального) фонда местных бюджетов (приложение 26 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938).

Перечисление бюджетных средств в бюджет развития осуществляется на основании платежного поручения, составленного органом казначейства в течение одного операционного дня, с соответствующего аналитического счета, открытого по балансовому счету 3261 «Прочие средства, привлеченные в общий фонд местных бюджетов и направленные на их возврат», на аналитический счет, открытый по балансовому счету 3262 «Прочие средства, привлеченные в специальный фонд местных бюджетов и направленные на их возврат». Более подробные разъяснения по направлению средств общего фонда в бюджет развития местного бюджета были приведены в письме Госказначейства от 04.02.2011 г. № 17-06/356-1931.

Операции по передаче средств общего фонда в бюджет развития отражаются на соответствующих балансовых счетах органов казначейства и в бухгалтерском учете сельского совета не отражаются. Особенности осуществления расходов за счет бюджета развития местных бюджетов разъяснял специалист Госказначейства в консультации «Об особенностях учета доходов и расходов местных бюджетов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 8);

2) в связи с тем, что средства для осуществления капитальных расходов зачисляются в состав доходов специального фонда местных бюджетов, то бюджетному учреждению (т. е. сельсовету) необходимо будет внести изменения в свою смету в части специального фонда согласно требованиям пп. 47 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше