Темы статей
Выбрать темы

Об аттестации социальных работников

Редакция ББ
Письмо от 27.03.2013 г. № 132/13/116-13

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

ОБ АТТЕСТАЦИИ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ

Письмо от 27.03.2013 г. № 132/13/116-13

 

В Департаменте заработной платы и условий труда Министерства социальной политики рассмотрено письмо <…>, касающееся приказа Минcоцполитики от 01.10.2012 г. № 612, и сообщается.

Законом Украины «О профессиональном развитии» определены общие принципы деятельности работодателей в сфере профессионального развития работников, в частности, определение периодичности аттестации работников и организация ее проведения.

Так, согласно статье 11 указанного Закона Украины аттестация работников проводится работодателем не чаще одного раза в три года. Категории работников, подлежащих аттестации, и периодичность их проведения определяются коллективным договором.

На предприятиях, в учреждениях и организациях, в которых не заключаются коллективные договоры, категории работников, подлежащих аттестации, сроки и график их проведения определяются работодателем по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Аттестация проводится по решению работодателя, которым утверждаются положения о проведении аттестации, состав аттестационной комиссии, график проведения аттестации. Информация о проведении аттестации доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до ее проведения.

Учитывая указанное, в Украине аттестация работников может проводиться на всех предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от ведомственной принадлежности и формы собственности.

В то же время решение о проведении аттестации может приниматься министерствами, другими центральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в соответствующей сфере экономической деятельности, а также органами местного самоуправления (местными государственными администрациями) и т. п.

Так, приказом Минсоцполитики от 01.10.2012 г. № 612 утвержден Порядок аттестации социальных работников, других специалистов, предоставляющих социальные и реабилитационные услуги (далее — Порядок), который зарегистрирован в Минюсте 22.10.2012 г. под № 1771/22083.

Этот Порядок определяет процедуру и условия проведения аттестации работников, которые работают на должностях и осуществляют предоставление социальных и реабилитационных услуг в учреждениях и заведениях, предоставляющих такие услуги, и предусматривает перечень соответствующих категорий работников, подлежащих аттестации.

Аттестация работников проводится в соответствии с законами Украины «О социальных услугах», «О социальной работе с семьями, детьми и молодежью» с целью определения уровня их профессиональной подготовки, деловых качеств и соответствия должности, стимулирования повышения их квалификации путем оценки знаний, опыта, навыков, результатов деятельности и способностей по выполнению конкретных функций.

Аттестацию работников, предоставляющих социальные и реабилитационные услуги, проводит аттестационная комиссия, создаваемая при заведении (учреждении) социальной сферы.

Аттестационная комиссия принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности или выполняемым работам.

В случае принятия решения о соответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе аттестационная комиссия может рекомендовать непосредственному руководителю работника, прошедшего аттестацию, зачислить его в кадровый резерв, установить надбавку к заработной плате или увеличить ее размер, организовать стажировку на более высокой должности или направить на повышение квалификации.

Учитывая указанное, аттестация социальных работников, других специалистов, предоставляющих социальные и реабилитационные услуги, осуществляется согласно положениям, которые регламентируют эти вопросы и принимаются в заведениях (учреждениях) социальной сферы как приложение к коллективному договору, или утверждаются работодателем по согласованию с профсоюзным органом.

Таким образом, в статье 11 Закона Украины «О профессиональном развитии работников» и пункте 2.1 Порядка аттестации социальных работников, других специалистов, предоставляющих социальные и реабилитационные услуги, предусмотрена периодичность проведения аттестации работников не чаще одного раза в три года. Поэтому в положении об аттестации работников соответствующего заведения (учреждения) социальной сферы может быть установлена другая периодичность, в частности один раз в четыре или пять лет, но не чаще одного раза в три года.

В указанных Законе Украины и Порядке предусмотрено, что аттестация работника проводится только в его присутствии.

В то же время согласно статье 12 Закона Украины «О профессиональном развитии работников» коллективным договором могут устанавливаться другие категории работников, предусмотренные статьей, которые не подлежат аттестации.

Кроме того, в положении об аттестации работников соответствующего заведения (учреждения) социальной сферы может быть предусмотрено, что в случае, если работник не может присутствовать на аттестации в связи с продолжительной временной нетрудоспособностью или по другим уважительным причинам, то аттестационной комиссией может быть принято решение о переносе сроков его аттестации.

В соответствии с Общими положениями Выпуска 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» (Раздел 1 «Профессии руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих») Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтруда Украины от 29.12.2004 г. № 336, квалификационные категории повышаются в первую очередь тем работникам, которые успешно исполняют должностные инструкции и обязанности, творчески и добросовестно относятся к служебным поручениям и требованиям должностных инструкций.

Для повышения квалификационной категории работнику (работникам) руководитель структурного подразделения выходит с ходатайством к руководителю учреждения. При положительном решении вопроса издается приказ о повышении категории.

<…>

Порядок присвоения квалификационной категории может регламентироваться положением, которое принимается в учреждении как приложение к коллективному договору или утверждается руководителем, по согласованию с профсоюзным органом, в соответствии с которым возможно создание комиссии для решения указанных выше вопросов.

Квалификационная категория работнику устанавливается работодателем в пределах квалификационных требований квалификационной характеристики на занимаемую должность.

 

Директор Департамента А. Товстенко

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

 

АТТЕСТАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ РАБОТНИКОВ, ДРУГИХ СПЕЦИАЛИСТОВ,
 ПРЕДОСТАВЛЯЮЩИХ СОЦИАЛЬНЫЕ И РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ:
 ОТВЕЧАЕТ МИНСОЦПОЛИТИКИ

Напомним, что 19.11.2012 г. вступил в силу Порядок аттестации социальных работников, других специалистов, оказывающих социальные и реабилитационные услуги, утвержденный приказом Минсоцполитики от 01.10.2012 г. № 612 (далее — Порядок № 612, см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 46 с. 17). С этой же даты утратили силу:

Порядок аттестации социальных работников территориальных центров социального обслуживания пенсионеров и одиноких нетрудоспособных граждан, утвержденный приказом Минтруда от 25.08.2005 г. № 263 (далее — Порядок № 263);

Порядок аттестации работников центров социально-психологической помощи, центров социально-психологической реабилитации детей и молодежи с функциональными ограничениями, социальных общежитий для детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки, социальных центров матери и ребенка, центров для ВИЧ-инфицированных детей и молодежи, центров ресоциализации наркозависимой молодежи, утвержденный приказом Минсемьимолодежьспорта от 22.04.2008 г. № 1695 (далее — Порядок № 1695).

В комментарии к Порядку № 612 мы акцентировали внимание на тех существенных изменениях, которые произошли в аттестации социальных работников. Однако отдельные вопросы требовали пояснений, за которыми редакция нашей газеты обратилась в Минсоцполитики. Разъяснения по этим вопросам приведены в комментируемом письме.

Далее рассмотрим их подробнее.

 

Сроки проведения очередной аттестации

Пункт 2.1 Порядка № 612 предписывает проводить очередную аттестацию не чаще одного раза в три года. Напомним: прежними нормами Порядка № 263 и Порядка № 1695 устанавливалось, что очередная аттестация проводится один раз в три года.

Таким образом, теперь нет требования о проведении аттестации строго один раз в три года. В связи с этим возникает вопрос: может ли аттестация проводиться один раз в четыре или пять лет? Ответа на этот вопрос в Порядке № 612 нет. Его следует искать в Законе Украины «О профессиональном развитии работников» от 12.01.2012 г. № 4312-VI (далее — Закон № 4312), в соответствии с которым и разработан Порядок № 612.

Согласно ст. 4 этого Закона определение периодичности аттестации работников относится к компетенции работодателя. Кроме того, в ст. 11 Закона № 4312 установлено, что периодичность проведения аттестации определяется коллективным договором. Таким образом, в коллективном договоре может быть определено, что очередная аттестация проводится один раз в четыре или пять лет. Главное ограничение — аттестация должна проводиться не чаще одного раза в три года. На это мы обращали внимание в комментарии к Порядку № 612. Теперь же наше мнение подтверждено комментируемым письмом.

 

Аттестация проводится только в присутствии работника

Пунктом 4.1 Порядка № 612 установлено, что аттестация проводится в присутствии лица, в отношении которого осуществляется аттестация, его непосредственного руководителя или лица, замещающего руководителя. При этом никаких исключений из этого правила не установлено. Напомним: ранее п. 4.6 Порядка № 263 и п. 4.6 Порядка № 1695 предусматривали, что в случае отсутствия аттестуемого на заседании аттестационной комиссии по уважительной причине (болезнь, отпуск по семейным обстоятельствам и т. д.) аттестация может проводиться в его отсутствие и при наличии его письменного согласия. В новом Порядке аналогичной нормы нет. С одной стороны это согласуется и с п. 7 ст. 11 Закона № 4312, согласно которому аттестация работника производится только в его присутствии. Однако остается открытым вопрос о проведении аттестации работника в случае его продолжительной временной нетрудоспособности и других уважительных причин, по которым он не может присутствовать на аттестации. Как быть в этом случае?

По мнению Минсоцполитики, этот вопрос можно решить двумя способами:

1) первый способ отнести таких лиц к категории работников, которые не подлежат аттестации. Следует отметить, что Порядком № 612 не определены категории работников, которые не подлежат аттестации (в отличие от прежних Порядка № 263 и Порядка № 1695). Теперь в этом вопросе следует руководствоваться ст. 12 Закона № 4312, согласно которой аттестации не подлежат:

— работники, которые отработали на соответствующей должности менее одного года;

— беременные женщины;

— лица, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до трех лет или ребенком-инвалидом, инвалидом детства;

— одинокие матери или одинокие отцы, имеющие детей в возрасте до четырнадцати лет;

— несовершеннолетние;

— лица, работающие по совместительству.

Законом или коллективным договором могут устанавливаться другие категории работников, не подлежащих аттестации.

Итак, руководствуясь ст. 12 Закона № 4312,
в коллективном договоре к категории лиц, не подлежащих аттестации, могут быть отнесены лица, отсутствующие по уважительной причине (например, вследствие продолжительной временной нетрудоспособности);

2) второй способ предусмотреть в положении об аттестации работников соответствующего заведения (учреждения) социальной защиты норму, согласно которой, если работник не может присутствовать на аттестации в связи с продолжительной временной нетрудоспособностью и по другим уважительным причинам, аттестационной комиссией может быть принято решение о перенесении сроков его аттестации.

 

Присвоение квалификационных категорий

Согласно абз. 1 п. 5.1 Порядка № 612 аттестационная комиссия по результатам аттестации принимает решение о соответствии или несоответствии работника занимаемой должности или выполняемой работе.

При этом Порядком № 612 не предусмотрено, что аттестационная комиссия принимает также решение об установлении (подтверждении или неподтверждении) работнику квалификационной категории, как это было установлено ранее Порядками № 263 и № 1695. В связи с этим отметим следующее.

Абзацем 4 ст. 96 КЗоТ установлено: отнесение выполняемых работ к определенным тарифным разрядам и присвоение квалификационных разрядов работникам проводятся работодателем согласно тарифно-квалификационным справочникам по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем).

Напомним, что квалификационные характеристики должностей социальных работников определяются согласно Справочнику квалификационных характеристик профессий работников «Выпуск 80. «Социальные услуги», утвержденному приказом Минтруда от 14.10.2005 г. № 324.

Этим Справочником предусмотрено, что порядок применения квалификационных характеристик, внесения изменений и дополнений в них определен разд. «Общие положения» Справочника квалификационных характеристик профессий работников. Выпуск 1. «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности», утвержденного приказом Минтруда от 29.12.2004 г. № 336 (далее — Справочник № 336).

Как установлено п.п. «д» п. 4 разд. «Общие положения» Справочника № 336, он служит основой для присвоения и повышения категорий по должности согласно овладению лицом полным объемом знаний и работ по результатам квалификационной аттестации.

Кроме того, в соответствии с п. 10 разд. «Общие положения» Справочника № 336 квалификационные категории повышаются прежде всего работникам, которые успешно выполняют установленные нормы труда и добросовестно относятся к своим трудовым обязанностям. Присвоение и повышение квалификационных категорий работникам осуществляют комиссии по проведению квалификационной аттестации.

Добавим также, что абз. 4 ст. 96 КЗоТ установлено: по результатам аттестации работодатель имеет право изменять должностные оклады работникам в пределах утвержденных в установленном порядке минимальных и максимальных размеров окладов на соответствующей должности.

Получается, что без проведения квалификационной аттестации руководитель не может принять решение о повышении категории работнику? С таким вопросом мы обратились в Минсоцполитики. Как видим, специалисты этого Министерства не дали конкретного ответа на поставленный вопрос.

Однако из разъяснений этого Министерства все же можно сделать такой вывод: для повышения квалификационной категории работнику (работникам) достаточно ходатайства руководителя структурного подразделения на имя руководителя учреждения, на основании которого руководитель принимает соответствующее решение путем издания приказа о повышении квалификационной категории.

Вместе с тем Минсоцполитики отметило, что порядок присвоения квалификационной категории может регламентироваться положением, которое принимается как приложение к коллективному договору, в соответствии с которым возможно создание квалификационной комиссии для решения таких вопросов. Со своей стороны заметим, что мы считаем правильным именно такой порядок повышения квалификационных категорий.

 

Дарья ДАВЫДЕНКО, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше