Темы статей
Выбрать темы

Списание оборудования: приходуем и сдаем металлолом

Редакция ББ
Ответы на вопросы

СПИСАНИЕ ОБОРУДОВАНИЯ: ПРИХОДУЕМ И СДАЕМ МЕТАЛЛОЛОМ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

При разборке списанного оборудования образуется металлолом черных и цветных металлов, который оприходуется на баланс бюджетного учреждения. Цена возможной реализации таких материальных ценностей устанавливается на основании информации, приведенной в прайс-листах специализированных предприятий, занимающихся сбором металлолома.

При приеме металлолома специализированное предприятие устанавливает процент засора на основании требований ДСТУ 3211:2009/ГОСТ 1639:2009 и ДСТУ 4121 — 2002. В результате это предприятие принимает металлолом по массе нетто, которая определяется как масса брутто за вычетом фактического процента засора, и соответственно оплата перечисляется за так называемый чистый вес металлолома. Поэтому если бюджетное учреждение сдает 100 кг металлолома, то при засоре в размере 2 % денежные средства им будут получены только за 98 кг металлолома.

Объясните, пожалуйста, правильно ли это? Каким образом урегулировать такое расхождение? Какими бухгалтерскими документами должна сопровождаться такая операция?

(г. Харьков)

 

Как известно, после списания необоротных активов в распоряжении бюджетного учреждения могут оставаться различные материальные ценности (запасные части, комплектующие, отходы и т. п.). В соответствии с требованиями п. 23 Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314, все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, подлежат оприходованию с отражением в бухгалтерском учете на счетах учета запасов. Не пригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты должны быть оприходованы как вторичное сырье (металлолом и т. п.).

В рассматриваемой ситуации главный вопрос заключается в следующем: как правильно определить количество (вес) металлолома, полученного в результате списания оборудования, а также по какой стоимости такой металлолом учреждение должно оприходовать? При этом стоит обратить внимание на то, что порядок оприходования металлолома от списания необоротных активов бюджетными учреждениями и специализированными предприятиями, которые занимаются сбором металлолома черных и цветных металлов, регулируется разными нормативно-правовыми актами. Далее мы расскажем о таких особенностях и приведем рекомендации по урегулированию возникающих расхождений.

В бюджетных учреждениях контроль за извлечением из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также за сдачей на склад и оприходованием на соответствующих балансовых счетах осуществляет комиссия по списанию имущества учреждения. Заметим, что к полномочиям этой комиссии относятся определение возможности использования отдельных узлов, деталей, материалов списанного объекта, а также их оценка.

Если после списания необоротных активов в распоряжении учреждения остаются различные материальные ценности (запасные части, комплектующие и т. п.), которые непригодны к дальнейшему использованию, то они также должны быть оценены и зачислены на баланс.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV основанием для отражения в бухгалтерском учете хозяйственных операций являются первичные документы, которые содержат сведения о хозяйственной операции и подтверждают факт ее осуществления (акты выполненных работ, накладные, товарно-транспортные накладные, счета и т. п.).

Первичный документ должен содержать такие обязательные реквизиты: название документа; дату и место составления; название учреждения, от имени которого составлен документ; содержание и объем хозяйственной операции, единицу измерения хозяйственной операции; должности лиц, ответственных за осуществление хозяйственной операции и правильность ее оформления; личную подпись или другие данные, которые дают возможность идентифицировать лицо, принимающее участие в осуществлении хозяйственной операции. Все первичные документы нужно составлять во время осуществления хозяйственной операции, а если это невозможно — непосредственно после ее окончания. Хозяйственные операции должны быть отражены в учетных регистрах в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены.

Поэтому операции по оприходованию (зачислению на баланс) вторичного сырья (металлолома), полученного в результате списания необоротных активов, должны быть оформлены соответствующими первичными документами.

Так, оприходование материальных ценностей, полученных в результате списания необоротных активов, в частности оборудования, производится на основании накладной или акта приемки материальных ценностей. Указанные документы оформляются в соответствии с типовыми формами, утвержденными приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Кроме того, в данной ситуации комиссия дополнительно составляет акт оценки стоимости металлолома, полученного в результате списания объектов необоротных активов (далее — акт оценки). При этом стоимость таких материальных ценностей устанавливается исходя из цены их возможной реализации, под которой понимается стоимость, по которой материальные ценности (металлолом) будут реализованы специализированному предприятию.

В этом случае при определении стоимости оприходованного металлолома рекомендуем ориентироваться на цены, установленные пунктами приема вторичного сырья в регионе. Для более точного определения стоимости можно использовать информацию из прайс-листов (прейскурантов). Результаты такой оценки, а также количество (вес в кг) оприходованного металлолома цветных и черных металлов комиссия по списанию отражает в акте оценки.

В рассматриваемой ситуации учетной стоимостью металлолома будет являться цена возможной реализации, под которой понимается стоимость, по которой материальные ценности могут быть проданы специализированным предприятиям.

Исходя из установленной стоимости вторичное сырье (лом черных и цветных металлов), подлежащее передаче специализированному предприятию, учреждение приходует в бухгалтерском учете на субсчет 239 «Прочие материалы». На этот момент Госказначейство обращало внимание в письме от 01.09.2010 г. № 17-04-2161-16395. На этом субсчете оно учитывается до момента его передачи специализированному предприятию, которое занимается сбором такого сырья.

Кроме того, данные о материальных ценностях, поступивших от ликвидации необоротных активов, в частности оборудования, также приводятся в разделе «Расчет результатов списания объекта» Акта о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет).

Согласно Закону Украины «О металлоломе» от 05.05.99 г. № 619-XIV операции с металлоломом осуществляют только специализированные предприятия или специализированные металлургические перерабатывающие предприятия, а также их приемные пункты, которые осуществляют свою деятельность на основании лицензии, выданной в установленном порядке. Как правило, такие предприятия (пункты приема) есть в каждом населенном пункте. Их адреса можно узнать из справочной литературы, рекламных объявлений и т. п.

Теперь расскажем об особенностях приема (оприходования) металлолома специализированными предприятиями.

Субъекты хозяйствования, осуществляющие хозяйственную деятельность по заготовке, переработке металлолома черных и цветных металлов, руководствуются прежде всего требованиями таких документов: ДСТУ 3211:2009 /ГОСТ 1639:2009 «Лом и отходы цветных металлов и сплавов. Общие технические условия», утвержденного приказом Государственного комитета по вопросам технического регулирования и потребительской политики от 05.11.2009 г. № 357, ДСТУ 4121-2002 «Металлы черные вторичные. Общие технические условия», утвержденного приказом Госстандарта от 30.09.2002 г. № 516, Лицензионными условиями осуществления хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической переработке металлолома цветных и черных металлов, утвержденными приказом Минэкономразвития от 31.10.2011 г. № 183 (далее — Лицензионные условия).

Исходя из требований вышеуказанных ДСТУ прием лома и отходов цветных и черных металлов специализированные предприятия осуществляют по массе нетто металла. При этом масса нетто металла (сплава) в ломе и отходах цветных и черных металлов представляет собой разницу между массой брутто и массой транспортного средства, тары и процента засора лома.

Поэтому если бюджетное учреждение сдает 100 кг металоллома, на которые ДСТУ установлен процент засора 2 %, то, действительно, масса нетто этого вторсырья составляет 98 кг. Причем именно такой порядок оприходования металлолома определен требованиями вышеуказанных ДСТУ. С учетом этого главным для бюджетного учреждения является правильное оформление документов, подтверждающих факт передачи металлолома специализированному предприятию (таким документом является накладная или акт передачи материальных ценностей), в которых оно указывает вес металлолома фактически оприходованного и переданного (реализованного) бюджетным учреждением специализированному предприятию, которое зафиксировано в акте оценки (в рассматриваемой ситуации — 100 кг).

В свою очередь специализированные предприятия в подтверждение факта приема металлолома от субъектов хозяйствования, в том числе от бюджетного учреждения, оформляют Акт приема металлов черных (вторичных) и Акт приемки лома и отходов цветных металлов (далее — Акт приемки). Формы актов приведены в приложениях 2 и 3 к Лицензионным условиям. Заметим, что в этих документах специализированные предприятия указывают подробную информацию о принятом ломе и отходах черных и цветных металлов (наименование, масса нетто, масса брутто, процент засора, источник происхождения и др.).

Поэтому тот факт, что учреждение оприходовало металлолом массой 100 кг и такое же количество передало специализированному предприятию, однако деньги получило только за 98 кг (т. е. за так называемый чистый вес), не должен вызывать недоумения со стороны учреждения. Ведь в подтверждение того, какое количество металлолома специализированное предприятие фактически приняло от такого учреждения (масса брутто), и другую подробную информацию о принятом металлоломе (масса нетто, процент засора и др.) специализированное предприятие указывает в Акте приемки. Именно этот документ подтверждает и объясняет такие расхождения между весом металлолома, оприходованного и переданного специализированному предприятию, и весом металлолома, за который бюджетное учреждение получило средства от реализации.

Рассмотрим на примере порядок отражения в бухгалтерском учете операций по оприходованию и сдаче металлолома.

Пример. Комиссией по списанию принято решение о списании с баланса учреждения оборудования, не пригодного к дальнейшей эксплуатации. В результате разборки оприходованы лом и отходы черных и цветных металлов, подлежащие сдаче специализированному предприятию в количестве: 100 кг лома, содержащего алюминий и медь; 900 кг лома черных металлов.

Для определения стоимости оприходованного металлолома комиссия ориентировалась на закупочные цены специализированных предприятий в своем регионе. Допустим, согласно данным прайс-листов закупочная цена лома черных металлов составляет 2 грн. за 1 кг, а деталей с содержанием алюминия и меди — 10 грн. за 1 кг.

В подтверждение факта приема лома и отходов черных и цветных металлов бюджетное учреждение получило Акт приемки, в котором указаны сведения о принятом металлоломе: масса нетто — 980 кг, масса брутто — 1000 кг, процент засора — 2 %.

На специальный регистрационный счет бюджетная организация получила средства от реализации лома и отходов черных и цветных металлов в общей сумме 2744 грн.

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходован металлолом, подлежащий сдаче специализированному предприятию

239

364

2800

Считаем, что использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании металлолома с целью дальнейшей его реализации нецелесообразно, поскольку в учреждении в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче таких деталей специализированному предприятию. В этом случае возникновение доходов происходит при поступлении денежных средств за сданный металлолом на специальный регистрационный счет учреждения.
Поскольку предполагается реализация металлолома, в орган Госказначейства Справка о поступлениях в натуральной форме, форма которой приведена в приложении 22 к Порядку казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденному приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938, не подается.

2

Передан металлолом специализированному предприятию

364

239

2800

3

Поступили средства за сданный металлолом на специальный регистрационный счет

323

711

2744

 

В заключение стоит обратить внимание на то, на какие цели учреждения могут израсходовать средства, полученные от реализации металлолома.

Так, средства, полученные от реализации металлолома, относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI) и зачисляются в доход специального фонда сметы в полном объеме.

Используются такие поступления на:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Средства, полученные учреждением от сдачи металлолома, зачисляются на его специальный регистрационный счет. Подтверждением поступления таких средств является выписка из специального регистрационного счета, предоставленная органом Госказначейской службы.

Напомним, что при получении незапланированных поступлений в специальный фонд бюджетному учреждению необходимо внести изменения в смету согласно требованиям пп. 47 — 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Такие изменения вносятся в случае, если общий объем фактических поступлений в специальный фонд вместе с объемом остатков средств на его счетах на начало года будет больше, чем соответствующие поступления, учтенные в смете на соответствующий год. Следовательно, если на счет учреждения поступают средства, которые не запланированы в специальном фонде сметы, но при этом общая сумма поступлений (с учетом остатков на начало года) не превышает объемов собственных поступлений, учтенных при утверждении его сметы, то распорядители бюджетных средств не вносят изменения в смету в части поступлений спецфонда (см. письмо Госказначейства от 26.03.2010 г. № 15-06/662-5434).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше