Темы статей
Выбрать темы

Стоимость обучения в высших учебных заведениях

Редакция ББ
Статья

СТОИМОСТЬ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ

 

Высшее образование обеспечивает фундаментальную научную, профессиональную и практическую подготовку, получение гражданами образовательно-квалификационных уровней в соответствии с их призванием, интересами и способностями, усовершенствование научной и профессиональной подготовки, переподготовку и повышение их квалификации. Как известно, на сегодня почти каждое высшее учебное заведение дает возможность обучаться как бесплатно, так и за плату. В этой статье рассмотрим, как именно высшее учебное заведение должно определить стоимость платного обучения.

Владислав СТАНКУС, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

СИСТЕМА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Правовые, организационные, финансовые и другие принципы функционирования системы высшего образования определяет Закон № 2984.

Согласно ст. 4 Закона № 2984 граждане Украины имеют право бесплатно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в рамках стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин получает впервые.

Иностранцы и лица без гражданства, которые находятся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если иное не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.

Таким образом, бесплатно получить высшее образование могут граждане Украины, получающие его впервые, в рамках государственного заказа. Все другие желающие получить высшее образование, а также иностранцы должны обучаться в высших учебных заведениях за плату.

Показатели государственного заказа на подготовку специалистов с высшим образованием формируются по образовательно-квалификационным уровням центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере экономического и социального развития, на основании согласованного представления центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере образования (другого центрального органа исполнительной власти, имеющего в своем подчинении высшие учебные заведения), и центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере трудовых отношений (п. 8 ст. 64 Закона № 2984).

В структуру высшего образования входят образовательные и образовательно-квалификационные уровни:

1) образовательные уровни:

— неполное высшее образование;

— базовое высшее образование;

— полное высшее образование;

2) образовательно-квалификационные уровни:

— младший специалист;

— бакалавр;

— специалист, магистр.

Получение лицом высшего образования и квалификации по определенным образовательно-квалификационным уровням удостоверяют соответствующие документы: диплом младшего специалиста, диплом бакалавра, диплом специалиста, диплом магистра.

Для лиц, которые обучались за средства госбюджета, документы о высшем образовании изготовляются за счет средств госбюджета, для других — за собственные средства.

Типы высших учебных заведений, действующие в Украине, определены ст. 25 Закона № 2984.

Так, в соответствии с существующими направлениями образовательной деятельности в Украине действуют высшие учебные заведения следующих типов:

1) университет;

2) академия;

3) институт;

4) консерватория (музыкальная академия);

5) колледж;

6) техникум (училище).

Обучение в высших учебных заведениях осуществляется по следующим формам:

— дневная (очная);

— вечерняя;

— заочная, дистанционная;

— экстернатная.

Финансирование высших учебных заведений в соответствии с п. 82 Положения № 1074 осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, отраслей народного хозяйства, государственных предприятий и организаций, а также дополнительных источников финансирования.

К дополнительным источникам финансирования, в частности, относятся:

— средства, полученные за обучение, подготовку, повышение квалификации и переподготовку кадров в соответствии с заключенными договорами;

— плата за предоставление дополнительных образовательных услуг.

 

ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

Отметим, что все платные образовательные услуги, предусмотренные пп. 1 — 4, 9 — 11 разд. 1 Перечня № 796, предоставляются на основании договора (контракта).

При нарушении заказчиком условий договора (контракта, заявления) средства, полученные учебным заведением, остаются согласно условиям договора (контракта, заявления) в распоряжении учебного заведения для выполнения его уставных задач согласно действующему законодательству.

В соответствии со ст. 64 Закона № 2984 размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается в договоре, который заключается между высшим учебным заведением и лицом, которое будет обучаться, или юридическим лицом, которое будет оплачивать учебу или предоставление дополнительных образовательных услуг, и не может изменяться в течение всего срока обучения. Типовой договор утверждается центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере образования.

На сегодняшний день Типовой договор об обу­чении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями утвержден приказом № 183.

Также договор об обучении должен отвечать требованиям, определенным для договоров о предоставлении услуг в соответствии с гл. 63 ГКУ.

Согласно п. 1 ст. 901 ГКУ по договору о предоставлении услуг одна сторона (исполнитель) обязуется по заданию второй стороны (заказчика) предоставить услугу, которая потребляется в процессе совершения определенного действия или осуществления определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить исполнителю указанную услугу, если иное не установлено договором.

Если договором предусмотрено предоставление услуг за плату, заказчик обязан оплатить предоставленную ему услугу в размере, в сроки и в порядке, установленных договором (п. 1 ст. 903 ГКУ).

Следует также обратить внимание на п. 2 ст. 632 ГКУ, где определено, что изменение цены после заключения договора допускается лишь в случаях и на условиях, установленных договором или законом.

Приведем условный пример составления договора об обучении.

img 1
img 2
img 3

 

УСЛОВИЯ И ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ ВЫСШИМИ УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ

Согласно ст. 65 Закона № 2984 высшее учебное заведение в соответствии со своим уставом может предоставлять физическим и юридическим лицам платные услуги в сфере высшего образования и связанных с ним других сферах деятельности при условии обеспечения осуществления образовательной деятельности.

Для предоставления платных услуг в сфере высшего образования и связанных с ним других сферах деятельности высшие учебные заведения государственной и коммунальной форм собственности могут создавать структурные подразделения, которые действуют на основании положения, утвержденного в соответствии с законодательством и уставом высшего учебного заведения.

Однако обратим внимание, что платные образовательные услуги могут предоставляться и теми же структурными подразделениями, которые осуществляют обучение граждан по государственному заказу.

Согласно ст. 65 Закона № 2984 и п. 85 Положения № 1074 высшее учебное заведение не может предоставлять платные услуги в сфере высшего образования и связанных с ним других сферах деятельности взамен или в рамках образовательной деятельности, финансируемой за счет средств государственного и местного бюджетов.

Перечень видов платных услуг в сфере высшего образования и связанных с ним других сферах деятельности, которые могут предоставляться высшими учебными заведениями государственной или коммунальной формы собственности, определяется Кабмином.

На сегодняшний день действующим является Перечень № 796.

Приведем виды услуг по обучению, которые могут предоставляться учебными заведениями в соответствии с Перечнем № 796. Так, учебные заведения, другие учреждения и заведения системы образования, относящиеся к государственной и коммунальной форме собственности, в частности, могут предоставлять следующие платные услуги:

— подготовка сверх государственного заказа в пределах лицензионного объема в соответствии с договорами, заключенными с физическими и юридическими лицами, студентов и курсантов высших учебных заведений гражданской авиации, морского и речного флота, Севастопольского института атомного машиностроения по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, аспирантов и докторантов;

— обучение студентов, курсантов для получения второго высшего образования, кроме случаев, когда право на бесплатное получение второго высшего образования предоставлено законодательством;

— повышение квалификации кадров, обучение для получения гражданами последипломного образования сверх государственного заказа в пределах лицензионного объема;

— подготовка квалифицированных рабочих сверх государственного заказа в пределах лицензионного объема, кроме случаев, когда получение образовательного уровня квалифицированного рабочего предусмотрено учебным планом подготовки по образовательно-квалификационному уровню высшего образования;

— подготовка и переподготовка, повышение квалификации кадров по заказу центров занятости;

— обучение студентов, курсантов, аспирантов, докторантов из числа иностранцев и лиц без гражданства; стажировка иностранцев и лиц без гражданства;

— проведение для граждан лекций и консультаций по вопросам науки, техники, права, культуры, искусства, физической культуры, спорта, туризма, краеведения и т. п.;

— проведение сверх объемов, установленных учебными планами, с выдачей или без выдачи соответствующих документов об образовании курсов, кружков, факультативов (в частности, иностранных языков, компьютерной подготовки, игры на музыкальных инструментах, хореографии, изобразительного искусства, стенографии, машинописи, кроя и шитья, отделки помещений, агротехники, зоотехники, подготовки водителей) по научным, техническим, художественным, туристическим, экологическим, спортивным, оздоровительным и гуманитарным направлениям, семинаров, практикумов по подготовке кадров для детского и молодежного туризма, и т. п.

Кроме того, платные услуги могут предоставляться и научными учреждениями, которые находятся в составе высших учебных заведений, в соответствии с Перечнем № 1180.

В соответствии со ст. 64 Закона № 2984 размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг устанавливается высшим учебным заведением в денежной единице Украины — гривне, с учетом официально определенного уровня инфляции за предыдущий календарный год.

Размер платы за весь срок обучения или за предоставление дополнительных образовательных услуг публикуется в общегосударственных печатных средствах массовой информации и информационных сборниках центрального органа исполнительной власти, обеспечивающего формирование государственной политики в сфере образования.

Исходя из ст. 11 Закона № 5007 на все виды продукции, товаров и услуг цену устанавливает само учреждение (за исключением тех, по которым осуществляется государственное регулирование цен и тарифов).

В стоимость платной услуги необходимо включать все расходы, связанные с ее предоставлением.

Высшие учебные заведения при предоставлении платных услуг должны руководствоваться Порядком № 736.

Учебное заведение обязано:

1) бесплатно предоставить заказчику полную, доступную и достоверную информацию о порядке и условиях предоставления конкретной платной образовательной услуги, ее стоимости, порядке и сроке оплаты;

2) обнародовать:

— определенную стоимость платной образовательной услуги, которая предоставляется для получения образования по образовательно-квалификационному уровню, повышения квалификации или для получения ученой степени — не позднее чем за один месяц до даты приема заявлений от лиц, желающих ее получить;

— стоимость других платных образовательных услуг — не позднее чем за 15 календарных дней до начала их предоставления.

Минэкономики по этому поводу в письме № 3802 указало, что со вступлением в силу Закона № 2939 любое учебное заведение должно обнародовать информацию о стоимости предоставления платных образовательных услуг предусмотренным данным Законом способом, при этом самостоятельно определяя форму такого уведомления, поскольку требований к такому уведомлению законодательством не установлено.

Отметим, что в соответствии со ст. 5 разд. II Закона № 2939 доступ к информации обеспечивается путем:

1) систематического и оперативного обнародования информации:

— в официальных печатных изданиях;

— на официальных веб-сайтах в сети Интернет;

— на информационных стендах;

— любым другим способом;

2) предоставления информации по запросам на информацию.

Установление стоимости платной образовательной услуги осуществляется на базе экономически обоснованных расходов, связанных с ее предоставлением.

Калькуляционной единицей при этом является стоимость получения соответствующей платной образовательной услуги одним физическим лицом за весь период ее предоставления в полном объеме.

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 736 учебное заведение может дифференцировать размер платы за предоставление платной образовательной услуги исходя из лицензированного объема, соотношения спроса и предложения по конкретным направлениям (специальностям) обучения на государственном (региональном) рынке образовательных услуг.

В случае установления учебным заведением дифференцированных размеров учебное заведение обязано придерживаться следующего расчета:

n K × B = n K × P,

где К — контингент, который планируется зачислить на обучение для получения конкретной образовательной услуги в плановом периоде, т. е. количество лиц, которые подадут заявления в учебное заведение (заключат договоры, контракты с учебным заведением) для получения образовательных услуг разных видов, определенных в п. 1.6 разд. I Порядка № 736;

B — калькуляционная единица каждой платной образовательной услуги, определенная в соответствии с Порядком № 736, т. е. стоимость предоставления конкретной образовательной услуги за весь период ее предоставления в полном объеме одному физическому лицу, зачисленному на обучение в плановом периоде;

Р — средства, которые уплачивает заказчик за предоставление учебным заведением конкретной платной образовательной услуги одному физическому лицу за весь период ее предоставления в полном объеме, указанной в договоре (контракте, заявлении), платежном поручении, другом аналогичном документе;

n — номенклатура (перечень) всех видов платных образовательных услуг, предоставляемых учебным заведением в плановом периоде.

Для расчета стоимости платной услуги в первую очередь следует определить составляющие стоимости расходов.

Так, составляющими стоимости расходов являются:

— расходы на оплату труда работников;

— начисления на оплату труда в соответствии с законодательством;

— непосредственные расходы и оплата услуг других организаций;

— капитальные расходы;

— индексация заработной платы, другие расходы, предусмотренные действующим законодательством.

Остановимся на каждой из этих составляющих.

 

РАСХОДЫ НА ОПЛАТУ ТРУДА

В расходах на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной образовательной услуги, учитываются размеры должностных окладов, ставок заработной платы (в том числе почасовой оплаты), повышения, доплаты, надбавки и другие выплаты обязательного характера, определенные соответствующими нормативно-правовыми актами.

При определении размеров оплаты труда работников, привлеченных к предоставлению платной образовательной услуги, следует руководствоваться Инструкцией № 102.

При формировании расходов на оплату труда работников, привлеченных к предоставлению платной образовательной услуги, также могут учитываться выплаты, имеющие поощрительный характер, в порядке, установленном законодательством и коллективными договорами.

В расходы на оплату труда также может быть включена оплата труда работников, не находящихся в штате учебного заведения, но привлеченных к предоставлению платных образовательных услуг.

Оплата труда таких работников осуществляется на основании трудовых договоров и договоров гражданско-правового характера по тем же условиям и размерам оплаты труда, по которым осуществляется оплата труда соответствующих штатных работников.

В случае привлечения к предоставлению платной образовательной услуги признанных, выдающихся отечественных и иностранных специалистов для проведения одного или нескольких учебных занятий, лекций, мастер-классов и т. п. оплата их труда осуществляется на основании отдельно заключенных договоров гражданско-правового характера.

Количество работников соответствующей квалификации, привлеченных к предоставлению платных образовательных услуг, с соответствующими размерами должностных окладов (тарифных ставок, ставок заработной платы), а также количество часов их работы определяются исходя из необходимости учета всего объема выполняемых работ в соответствии с утвержденными нормами нагрузки или времени, необходимого для выполнения тех или иных видов работ.

При отсутствии утвержденных норм указанные показатели определяются расчетно.

Количество ставок работников преподавательского состава, которые привлекаются к предоставлению платных образовательных услуг, определяется в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на основании учебных планов, утвержденных для каждого направления, специальности, дисциплины (предмета) с учетом разделения групп на подгруппы при изучении отдельных дисциплин (предметов) или при выполнении отдельных видов учебных занятий, утвержденных норм времени на выполнение тех или иных видов учебной работы (в том числе при индивидуальной форме обучения), за исключением часов, отведенных для самостоятельной работы, и с учетом установленного соотношения преподаватель — студент в высших учебных заведениях III — IV уровней аккредитации.

Количество ставок (штатных единиц) других работников, которые учитываются при расчете стоимости платных образовательных услуг, определяется исходя из необходимости учета всех функций и видов работ, непосредственно связанных с организацией предоставления платных образовательных услуг заказчикам. Для этого используются утвержденные в установленном порядке штатные нормативы, установленные для учебных заведений разных типов, или штатные расписания учебных заведений, утвержденные в установленном порядке.

Количество ставок (штатных единиц) работников, для которых нет утвержденных в установленном порядке штатных нормативов или которые выполняют функции по обеспечению деятельности учебного заведения в целом (автотранспортные подразделения, плановые и бухгалтерские службы и т. п.), определяется исходя из утвержденного в установленном порядке штатного расписания учебного заведения с учетом необходимости обеспечения выполнения учебным заведением уставных задач в полном объеме.

Требование относительно необходимости составления отдельного штатного расписания по специальному фонду сметы действующим законодательством не предусмотрено, но, как мы уже неоднократно обращали внимание в наших консультациях, составлять отдельное штатное расписание по специальному фонду сметы целесообразно. И вот почему.

В соответствии с п. 20 Порядка № 228 при определении объемов расходов бюджета и/или предоставлении кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений (количество классов, учащихся в школах, кроватей в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Распорядители свои расходы приводят в соответствие с бюджетными ассигнованиями и другими показателями, указанными в лимитных справках. Для этого численность работников учреждения, предлагаемая к утверждению по штатному расписанию, должна быть приведена в соответствие с определенным фондом оплаты труда, а другие расходы — в соответствие с другими установленными ассигнованиями таким образом, чтобы обеспечить выполнение возложенных на учреждение функций.

Расходы на заработную плату за счет средств специального фонда исчисляются в зависимости от объема деятельности, которая осуществляется за счет этих средств, с применением установленных законодательством норм, используемых учреждениями аналогичного профиля.

Исходя из того, что и планы ассигнований, и сами сметы по специальному и общему фондам составляются отдельно, а численность работников должна быть приведена в соответствие с фондом оплаты труда, целесообразно штатные расписания по специальному фонду составлять отдельно.

Также ГлавКРУ в Методических рекомендациях № 115 указало, что в связи с отсутствием четкого нормативного урегулирования этого вопроса, при проведении ревизии необходимо исследовать документальные доказательства выполнения работниками обязанностей по занимаемой ими согласно штатному расписанию должности по общему фонду бюджета и отдельно документацию, подтверждающую время и объем работы, выполняемой в рамках предоставления платных услуг.

Учитывая все указанное выше, для бюджетных учреждений, предоставляющих платные услуги, целесообразно составлять по специальному фонду сметы отдельные штатные расписания.

Лишь в этом случае бюджетное учреждение четко разграничивает работников, оплата труда которых будет проводиться из разных источников.

Также отметим, что в расчете следует учесть не только оплату труда преподавателей, но и оплату труда других категорий персонала, имеющих косвенное отношение к предоставлению платных услуг.

Так, например, библиотекари обслуживают не только бесплатный, но и платный контингент студентов.

Минобразования на своем официальном сайте (www.mon.gov.ua) по этому поводу указало следующее: исходя из того, что согласно законодательству Украины высшие учебные заведения дают образование студентам как за средства государственного бюджета, так и за средства физических или юридических лиц, осуществлять оплату труда библиотечных работников, общее количество которых определено штатными нормативами, следует как из общего фонда, так и из специального фонда бюджета. При определении количества работников, работа которых оплачивается из того или другого фонда, Минобразования предлагает пользоваться соотношением количества студентов, обучающихся за счет средств государственного бюджета, и студентов, обучающихся за счет средств физических или юридических лиц в конкретном высшем учебном заведении.

 

НАЧИСЛЕНИЯ НА ОПЛАТУ ТРУДА

Начисления на оплату труда осуществляются в размерах, предусмотренных действующим законодательством. На сегодняшний день для бюджетных учреждений ставка начисления на заработную плату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ) составляет 36,3 %.

 

РАСХОДЫ И ОПЛАТА УСЛУГ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

К непосредственным расходам и оплате услуг других организаций при определении стоимости платных образовательных услуг относятся материальные расходы на предоставление образовательных услуг, в том числе на приобретение: сырья; материалов; инвентаря; инструментов; запасных частей; медикаментов; расходных материалов к компьютерной и оргтехнике; канцелярских товаров; бланочной и учебной документации, используемой при предоставлении платных образовательных услуг; горюче-смазочных материалов; химикатов; белья; спецодежды, обмундирования и фурнитуры к нему; спортивной одежды; коммунальных услуг и энергоносителей; защитных приспособлений; питания в случаях, предусмотренных уставами (положениями) учебных заведений или законодательством.

Также сюда относят расходы на проведение текущего ремонта, технического осмотра и технического обслуживания основных фондов, которые используются для предоставления платных образовательных услуг, служебные командировки и стажировки, связанные с предоставлением платных образовательных услуг, оплату услуг связи, средств сигнализации, лицензий для предоставления платных образовательных услуг.

Стоимость сырья и материалов, используемых во время учебных занятий, рассчитывается в соответствии с утвержденными в установленном порядке учебными планами по каждому направлению, специальности, дисциплине (предмету), виду учебных занятий и форме организации обучения, а горюче-смазочных материалов, кроме того, исходя из технических характеристик транспортных средств и длительности их работы при предоставлении соответствующей платной образовательной услуги.

Расходы на оплату услуг других организаций, привлекаемых учебными заведениями для предоставления платных образовательных услуг, включают оплату выполнения обязательных работ, которые не могут быть выполнены работниками учебных заведений и которые должны быть осуществлены квалифицированными специалистами других организаций (в том числе субъектами хозяйствования), приобретение и тиражирование методических материалов, подпис­ку на периодические издания. Это, в частности, оплата всех банковских услуг (в том числе за наличное обслуживание), оплата за ветеринарные услуги, охрану, установку пожарной и охранной сигнализации, юридические и информационные услуги, обеспечивающие выполнение учебным заведением его уставных задач, аренду, установку счетчиков и специального оборудования, их проверку и гарантийное (послегарантийное) обслуживание, текущий ремонт, который осуществляется привлеченными юридическими лицами, установку и последующее сопровождение программного обеспечения, услуг связи (в том числе мобильной), за услуги интернет-провайдеров.

Также в эту категорию расходов включаются отчисления, которые рассчитываются от общего размера расходов на оплату труда и не включаются в начисления на оплату труда (в частности, отчисления профсоюзным организациям), плата за получение лицензий и аккредитации, разрешений, получение которых является необходимым условием для предоставления того или иного вида платных образовательных услуг, расходы на обязательный медицинский осмотр работников, мероприятия по охране труда и безопасности, охране окружающей природной среды, страхование транспортных средств, использующихся при предоставлении платных образовательных услуг.

Стоимость непосредственных расходов и оплата услуг других организаций исчисляются прямым расчетом на основании: установленных действующими нормативно-правовыми актами ставок арендной платы или расходов на аренду помещений других предприятий, используемых в учебном процессе, стоимость аренды которых установлена согласно заключенным договорам аренды, срока предоставления той или иной платной образовательной услуги, площадей, используемых для ее предоставления; других расходов, которые необходимы для предоставления заказанных платных образовательных услуг, норм расходов и тарифов в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормативами, порядком расчета за коммунальные услуги и потребленные энергоносители (за отапливаемый сезон или равномерно на протяжении года).

В тех случаях, когда прямой расчет стоимости непосредственных расходов, оплаты услуг других организаций осуществить невозможно, их стоимость определяется исходя из фактических расходов на единицу предоставленной аналогичной платной образовательной услуги, сложившихся в этом учебном заведении за прошлый отчетный период, с учетом индекса инфляции.

 

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

К капитальным расходам на приобретение (создание) основных средств включаются расходы на обеспечение предоставления учебным заведением платных образовательных услуг, а именно:

— приобретение или создание основных средств, в частности учебного, лабораторного, спортивного, производственного оборудования, приборов, механизмов, сооружений, мебели, компьютерной и оргтехники, приобретение учебной литературы, обновление библиотечных фондов;

— капитальное строительство, приобретение, ремонт, реконструкцию и реставрацию помещений, зданий, сооружений, транспортных средств, используемых в учебном процессе (в том числе приобретение строительных материалов, изготовление проектно-сметной документации);

— приобретение программного обеспечения (в том числе с передачей прав на пользование), авторских и смежных прав.

Капитальные расходы могут учитываться в размере до 10 % в пределах стоимости платной образовательной услуги, установленной в соответствии с Порядком № 736.

 

ИНДЕКСАЦИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ, ДРУГИЕ РАСХОДЫ, ПРЕДУСМОТРЕННЫЕ ДЕЙСТВУЮЩИМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ

В калькуляцию стоимости платной услуги также должны включаться расходы на индексацию заработной платы работников, принимающих участие в предоставлении платных услуг или обслуживающих процесс предоставления платных услуг.

Информацию о том, как правильно осуществить индексацию, и о нюансах ее проведения вы всегда можете прочитать на страницах издания «Бюджетная бухгалтерия».

Также в калькуляцию расходов могут быть включены другие расходы, не указанные выше, но которые фактически осуществляет учебное заведение и которые целесообразно отнести к расходам, связанным с предоставлением платной услуги.

 

РАСЧЕТ СТОИМОСТИ ПЛАТНОЙ УСЛУГИ

Приведем пример расчета стоимости платной услуги по обучению в высшем учебном заведении.

Проведем расчет по специальности «Управление персоналом и экономика труда» (заочная форма обучения, срок обучения — 4 года 5 месяцев (9 семестров), квалификационный уровень — бакалавр). По этой специальности на заочной форме обучения в нашем примере установлен норматив 54 слушателя на одного преподавателя.

Сначала приведем расчет заработной платы научно-педагогического персонала на 2012 год по специальному фонду:

 

Таблица 1

Название

Коли­чество штатных единиц

Месячный фонд заработной платы

Годовой фонд заработной платы
(гр. 3 х 12)

Материальная помощь на оздоров­ление

Индексация заработной платы

Всего фонд заработной платы на год
(гр. 4 + гр. 5 + + гр. 6)

Заработная плата в год на 1 человека
(гр. 7 :
: 86 шт. ед.)

1

2

3

4

5

6

7

8

Научно-педагогический персонал

86

421202,67

5054432,04

118440,00

60000

5232872,04

60847,35

Коэффициент повышения заработной платы в 2012 году

 

 

1,035

1,035

 

 

 

Всего

 

 

5231337,16

122585,4

60000

5413922,56

62952,59

 

По нашей специальности срок обучения составляет 4 года 5 месяцев, норматив слушателей — 54 человека. Согласно этим данным оплата труда научно-педагогического персонала составляет 5246,05 грн. (62952,59 грн. : 54 х 4,5).

Теперь следует рассчитать оплату труда обслуживающего персонала, сопровождающего учебный процесс. При этом отметим, что некоторый персонал имеет отношение по специальному фонду сметы только к платным услугам, а некоторый еще имеет отношение и к поступлениям от дополнительной хозяйственной деятельности и к плате за аренду имущества бюджетных учреждений. Учреждением определено следующее процентное соотношение по этим видам деятельности: 87,43 % — плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, 11,52 % — поступления бюджетных учреждений от дополнительной хозяйственной деятельности, 1,05 % — плата за аренду имущества бюджетных учреждений.

Расчет заработной платы обслуживающего персонала на 2012 год по специальному фонду сметы приведем в табл. 2.

 

Таблица 2

Наименование структурных подразделений, связанных с учебным процессом

Кол-во штат. ед.

Месячный фонд заработной платы

Годовой фонд заработной платы

Материальная помощь на оздоровление

Индексация заработной платы

Всего фонд заработной платы в год

Распределение по видам
деятельности

платные услуги
(87,43 %)

дополнительные виды деятельности
(11,52 %)

аренда
(1,05 %)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Советник директора

1,00

3721,50

44658,00

2481,00

1677

48816,00

42679,83

5623,60

512,57

Отдел бухгалтерского учета и отчетности

2,00

5346,60

64159,20

2814,00

2409

69382,20

60660,86

7992,83

728,51

Планово-финансовый отдел

1,00

1407,00

16884,00

1407,00

634

18925,00

16546,13

2180,16

198,71

Общий отдел

5,00

9764,25

117171,00

5559,00

4399

127129,00

111148,89

14645,26

1334,85

Отдел кадров

3,00

5909,40

70912,80

2814,00

2662

76388,80

66786,73

8799,99

802,08

Отдел организации заочной формы обучения

1,00

1618,05

19416,60

1407,00

729

21552,60

21552,60

 

 

Отдел организации научных исследований

1,00

1482,30

17787,60

1098,00

668

19553,60

19553,60

 

 

Редакционно-издательский отдел

1,00

1829,10

21949,20

1407,00

824

24180,20

24180,20

 

 

Сектор подготовки научно-педагогических и научных кадров

1,00

3882,60

46591,20

2157,00

1749

50497,20

50497,20

 

 

Отдел организационно-методического обеспечения

3,00

5234,08

62808,96

2380,00

2358

67546,96

67546,96

 

 

Отдел информационно-технического обеспечения

1,00

1969,80

23637,60

1407,00

887

25931,60

25931,60

 

 

Отдел приема, распределения слушателей и связей с выпускниками

1,00

1829,10

21949,20

1407,00

824

24180,20

24180,20

 

 

Библиотечный отдел

3,00

5300,05

63600,60

3860,50

2388

69849,10

69849,10

 

 

Сектор международных связей

1,00

1758,75

21105,00

1407,00

792

23304,00

 

 

 

Сектор обеспечения доступа к публичной информации

2,00

3869,25

46431,00

2814,00

1743

50988,00

44578,81

5873,82

535,37

Отдел организационно-технического обеспечения

9,00

18741,08

224892,96

9327,00

8444

242663,96

212161,10

27954,89

2547,97

Хозяйственный отдел

26,25

35598,80

427185,60

26343,50

16039

469568,10

 

 

 

Старшие лаборанты кафедр

9,00

13059,65

156715,80

10089,00

5884

172688,80

172688,80

 

 

Деканат факультета социально-экономического управления

5,00

14843,86

178126,32

9145,50

6690

193961,82

193961,82

 

 

Всего

76,25

137165,22

1645982,64

89324,50

61800,00

1797107,14

1717376,53

73070,55

6660,06

Коэффициент повышения заработной платы в 2012 году

 

 

1,035

1,035

1,000

1,0337964

1,0337964

1,0337964

1,0337964

Всего с учетом повышения

 

 

1703592,03

92450,86

61800

1857842,89

1775417,67

75540,07

6885,15

 

Теперь определим соотношение заработной платы в год обслуживающего персонала к заработной плате в год научно-педагогического персонала.

Как было указано выше, фонд заработной платы научно-педагогического персонала составляет 5413922,56 грн. Так, соотношение заработной платы в год обслуживающего персонала к заработной плате в год научно-педагогического персонала составит 32,79 % (1775417,67 грн. : 5413922,56 грн. х 100).

В нашем случае оплата труда научно-педагогического персонала составила 5246,05 грн. Таким образом, заработная плата обслуживающего персонала в нашей калькуляции составит 1720,18 грн. (5246,05 грн. х 32,79 %).

Ставка начисления ЕСВ на оплату труда в настоящее время составляет 36,3 %, т. е. в денежном выражении в нашем примере сумма ЕСВ равна 2528,74 грн. ((5246,05 грн. + 1720,18 грн.) х 36,3 %).

Индексацию заработной платы рассчитаем так. Сначала определим уровень индексации по отношению к годовому фонду заработной платы научно-педагогического персонала. Этот уровень составляет 1,15 % (60000 грн. х 100 : 5231337,16 грн.).

Теперь рассчитаем сумму индексации научно-педагогического персонала по нашей специальности. Эта сумма составляет 60,33 грн. (5246,05 грн. х х 1,15 %).

Теперь высчитаем уровень индексации по отношению к годовому фонду заработной платы обслуживающего персонала. Этот уровень составляет 3,63 % (61800 грн. х 100 : 1703592,03 грн.).

Вычислим сумму индексации обслуживающего персонала по нашей специальности. Эта сумма составляет 62,44 грн. (1720,18 грн. х 3,63 %).

Для удобства расчетов в высших учебных заведениях может определяться приведенный контингент, являющийся среднегодовой численностью всего контингента, приведенной к дневной форме обучения.

Допустим, что в нашем примере рассчитанный приведенный контингент составляет 659,09 человека.

Также отметим, что общепринятый контингент заочной формы обучения составляет 10 %.

В табл. 3 приведем распределение расходов на коммунальные услуги и расчет по нашей специальности.

 

Таблица 3

КЭКР

Название

Всего

Расходы на 1 приведенное лицо в год по заочной форме обучения
(гр. 3 : 659,09 х 10 %)

Сумма расходов по специальности «Управление персоналом и экономика труда», квалификационный уровень бакалавр (заочная форма обучения)
(гр. 4 : 12 х 53 мес.)

1

2

3

4

5

2271

Теплоснабжение

645373,97

97,92

432,48

2272

Водоснабжение и водоотведение

58677,00

8,90

39,31

2273

Оплата электроэнергии

270304,32

41,01

181,13

2275

Другие коммунальные услуги

43281,06

6,57

29,02

Всего

 

1017636,35

154,40

681,94

 

Таким же способом в табл. 4 рассчитаем капитальные расходы и другие расходы.

 

Таблица 4

КЭКР

Название

Всего

Расходы на 1 приведенное лицо в год по заочной форме обучения
(гр. 3 : 659,09 х 10 %)

Сумма расходов по специальности «Управление персоналом и экономика труда», квалификационный уровень бакалавр (заочная форма обучения)
(гр. 4 : 12 х 53 мес.)

1

2

3

4

5

3110

Оборудование и предметы долгосрочного пользования

298352,10

45,27

199,94

3131

Капитальный ремонт жилищного фонда (общежития)

298500,00

45,29

200,03

3132

Капитальный ремонт других объектов

161604,00

24,52

108,30

Всего
3100

 

758456,10

115,08

508,27

2210

Предметы, материалы, оборудование и инвентарь

509966,40

77,37

341,72

2240

Оплата услуг (кроме коммунальных)

476113,77

72,24

319,06

Всего
2200

 

986080,17

149,61

660,78

2250

Командировки

67697,91

10,27

45,36

2800

Другие расходы

58941,70

8,94

39,49

 

Сгруппируем все рассчитанные выше расходы в смете.

 

Смета расходов на подготовку специалиста по специальности «Управление персоналом
и экономика труда», квалификационный уровень бакалавр (заочная форма обучения)

Расчет на 1 человека

Срок обучения — 4 года 5 месяцев (9 семестров)

КЭКР

Показатели

Сумма, грн.

1

2

3

2111

Оплата труда научно-педагогического персонала

5246,05

2111

Оплата труда обслуживающего персонала, сопровождающего учебный процесс

1720,18

2111

Индексация заработной платы научно-педагогического персонала

60,33

2111

Индексация заработной платы обслуживающего персонала

62,44

2120

Начисления на оплату труда

2528,74

2270

Оплата коммунальных услуг и энергоносителей:

681,94

2271

оплата теплоснабжения

432,48

2272

оплата водоснабжения и водоотведения

39,31

2273

оплата электроэнергии

181,13

2275

оплата других коммунальных услуг

29,02

3100

Капитальные расходы

508,27

2210, 2240, 2250, 2800

Другие расходы

745,63

Всего

 

11553,58

 

Таким образом, в нашем примере стоимость подготовки специалиста по специальности «Управление персоналом и экономика труда» на заочной форме обучения составляет 11554 грн.

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СРЕДСТВ, ПОЛУЧЕННЫХ ЗА ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ПЛАТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ

В соответствии с п. 1.7 Порядка № 736 средства, полученные учебным заведением от предоставления платных образовательных услуг, зачисляются на соответствующие счета, открытые в органах Государственного казначейства Украины, и используются согласно утвержденной смете учебного заведения с учетом требований законодательства.

Плата за услуги, предоставляемые бюджетными учреждениями согласно их основной деятельности, в соответствии с п. 4 ст. 13 БКУ относится к первой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Средства этой подгруппы могут использоваться на покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг.

Как определено в п. 1.8 Порядка № 736, материальные ценности, имущество учебного заведения, приобретенное или созданное за счет средств, полученных от платных образовательных услуг, принадлежат учебному заведению на правах, определенных действующим законодательством, и используются им для выполнения своих функциональных полномочий.

 

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

Особенности налогообложения неприбыльных организаций, к которым относятся также и бюджетные учреждения, определены ст. 157 разд. ІІІ НКУ.

В соответствии с п. 157.2 ст. 157 НКУ от налого­обложения освобождаются доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 НКУ (в том числе организаций, которые содержатся за счет средств соответствующих бюджетов), в частности, полученные в виде средств или имущества, поступающих таким неприбыльным организациям в качестве компенсации стоимости полученных государственных услуг, в том числе доходов государственных учебных заведений, полученных от изготовления и реализации товаров, выполнения работ, предоставления услуг, в том числе от предоставления платных услуг, связанных с их основной уставной деятельностью.

Согласно п. 157.10 ст. 157 НКУ доходы неприбыльных организаций, определенных в п.п. «а» п. 157.1 ст. 157 НКУ, в том числе доходы заведений и учреждений образования, науки, культуры, здравоохранения, а также архивных учреждений и реабилитационных учреждений для инвалидов и детей-инвалидов, имеющих соответствующую лицензию, которые содержатся за счет бюджета, зачисляются в состав смет (на специальный счет) для содержания таких неприбыльных организаций и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно их уставам), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном Кабмином.

Если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы в следующем году.

При этом из суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций налог, предусмотренный в п. 151.1 ст. 151 НКУ, не уплачивается.

Таким образом, бюджетные учреждения с учетом положений НКУ отражают в соответствующих строках разд. I Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, форма которого утверждена приказом № 56, фактически полученные доходы и соответственно фактически понесенные расходы.

Доходы, полученные высшим учебным заведением от предоставления платных услуг, связанных с его основной деятельностью, отражаются в строке 1.3.5, а расходы в строках 8.1 (по общему фонду) и 8.2 (по специальному фонду) Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций.

Что касается обложения НДС стоимости образовательных услуг, то укажем следующее.

Согласно п.п. 197.1.2 ст. 197 НКУ освобождаются от налогообложения операции по поставке услуг по получению высшего, среднего, профессионально-технического и дошкольного образования учебными заведениями, в том числе обучение аспирантов и докторантов, учебными заведениями, имеющими лицензию на поставку таких услуг, а также услуг по воспитанию и обучению детей в домах культуры, детских музыкальных, художественных, спортивных школах и клубах, школах искусств и услуг по проживанию учащихся или студентов в общежитиях. К таким услугам, в частности, относятся услуги по всем видам образовательной деятельности, которые поставляются высшими учебными заведениями I — IV уровней аккредитации, в том числе для получения второго высшего и последипломного образования.

Таким образом, все виды образовательной деятельности высших учебных заведений, имеющих лицензию на проведение такой деятельности, освобождаются от обложения НДС.

При этом отметим, что согласно п. 2 Порядка № 1019 лицензированию подлежит деятельность по предоставлению следующих образовательных услуг в сфере высшего образования:

— подготовка специалистов разных образовательно-квалификационных уровней по направлениям (специальностям), в том числе младших специалистов в высших профессиональных училищах и центрах профессионально-технического образования;

— военная подготовка студентов высших учебных заведений по программе офицеров запаса;

— переподготовка по специальностям;

— расширение профиля (повышение квалификации), специализация;

— подготовка иностранных граждан к поступлению в высшие учебные заведения;

— подготовка, переподготовка и повышение квалификации иностранных граждан;

— подготовка к поступлению в высшие учебные заведения граждан Украины;

— деятельность по программам иностранных учебных заведений.

Деятельность в сфере высшего образования по подготовке и переподготовке специалистов в учебных заведениях лицензируется в случае, когда заявленные направления (специальности) включены в утвержденные Кабмином перечни направлений и специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов в высших учебных заведениях по соответствующим образовательно-квалификационным уровням, а также по программам иностранных учебных заведений.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2984 — Закон Украины «О высшем образовании» от 17.01.2002 г. № 2984-III.

Закон № 5007 — Закон Украины «О ценах и ценообразовании» от 21.06.2012 г. № 5007-VI.

Закон № 2939 — Закон Украины «О доступе к публичной информации» от 13.01.2011 г. № 2939-VI.

Перечень № 796 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденный постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.

Положение № 1074 — Положение о государственном высшем учебном заведении, утвержденное постановлением КМУ от 05.09.96 г. № 1074.

Порядок № 1019 — Порядок лицензирования деятельности по предоставлению образовательных услуг, утвержденный постановлением КМУ от 08.08.2007 г. № 1019.

Порядок № 736 — Порядок предоставления платных образовательных услуг государственными и коммунальными учебными заведениями, утвержденный совместным приказом МОН, Минэкономики и Минфина от 23.07.2010 г. № 736/902/758.

Перечень № 1180 — Перечень платных услуг, которые могут предоставляться бюджетными научными учреждениями, утвержденный постановлением КМУ от 28.07.2003 г. № 1180.

Приказ № 183 — приказ МОН «Об утверждении Типового договора об обучении, подготовке, переподготовке, повышении квалификации или о предоставлении дополнительных образовательных услуг учебными заведениями» от 11.03.2002 г. № 183.

Приказ № 56 — приказ ГНАУ «Об утверждении формы и Порядка составления Налогового отчета об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций» от 31.01.2011 г. № 56.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Методические рекомендации № 115 — Методические рекомендации по инспектированию полноты поступления и правильности использования средств специального фонда, утвержденные приказом ГлавКРУ от 31.03.2006 г. № 115.

Письмо № 3802 — письмо Минэкономики «О предоставлении разъяснения» от 14.06.2011 г. № 3802-25/50.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше