Темы статей
Выбрать темы

Проведение оценки имущества

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРОВЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ ИМУЩЕСТВА

 

Владимир ШПАЧЕНКО, юрист

 

Согласно ст. 7 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» обязательными условиями для проведения оценки имущества, в частности, являются переоценка основных фондов для целей бухгалтерского учета и определение убытка или размера возмещения в случаях, установленных законодательством.

В связи с этим просим ответить на вопрос: нужно ли проводить независимую оценку имущества в следующих случаях:

1) при оприходовании остатков товарно-материальных ценностей (как необоротных материальных активов, так и запасов), выявленных в ходе проведения инвентаризации;

2) при недостачах, кражах, уничтожении (порче) материальных ценностей, а также в тех случаях, когда стоимость проведения независимой оценки превышает стоимость такого имущества;

3) при переоценке стоимости зеленых насаждений, достигших эксплуатационного возраста (в связи с тем, что ранее они были оприходованы и учитывались как саженцы);

4) при оприходовании годных для дальнейшей эксплуатации составляющих компьютерного комплекса после его списания?

(Донецкая обл.)

 

В первую очередь отметим, что оценка имущества в понимании Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658) — это процесс определения его стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, указанными в ст. 9 этого Закона, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности. При этом имуществом, которое может оцениваться, считаются объекты в материальной форме, здания и сооружения (включая их неотъемлемые части), машины, оборудование, транспортные средства и т. п.; паи, ценные бумаги; нематериальные активы, в том числе объекты права интеллектуальной собственности; целостные имущественные комплексы всех форм собственности.

Независимой оценкой имущества считается оценка имущества, проведенная субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования.

Субъектами оценочной деятельности являются:

субъекты хозяйствования — зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, а также юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик, и получившие сертификат субъекта оценочной деятельности согласно требованиям Закона № 2658;

органы государственной власти и органы местного самоуправления, получившие полномочия на осуществление оценочной деятельности в процессе выполнения функций по управлению и распоряжению государственным имуществом и (или) имуществом, находящимся в коммунальной собственности, и в составе которых работают оценщики.

Процедуры оценки имущества устанавливаются нормативно-правовыми актами по оценке имущества. В случаях проведения независимой оценки имущества составляется отчет об оценке имущества. В случаях самостоятельного проведения оценки имущества органом государственной власти или органом местного самоуправления составляется акт оценки имущества.

Согласно ст. 7 Закона № 2658 оценка имущества проводится в случаях, установленных законодательством Украины, международными соглашениями, на основании договора, а также по требованию одной из сторон соглашения и с согласия сторон.

Проведение оценки имущества является обязательным в случаях:

— создания предприятий (хозяйственных обществ) на базе государственного имущества или имущества, находящегося в коммунальной собственности;

— реорганизации, банкротства, ликвидации государственных, коммунальных предприятий и предприятий (хозяйственных обществ) с государственной долей имущества (долей коммунального имущества);

— выделения или определения доли имущества в общем имуществе, в котором имеется государственная доля (доля коммунального имущества);

— определения стоимости взносов участников и учредителей хозяйственного общества, если в указанное общество вносится имущество хозяйственных обществ с государственной долей (долей коммунального имущества), а также в случае выхода (исключения) участника или учредителя из состава такого общества;

— приватизации и другого отчуждения в случаях, установленных законом, аренды, обмена, страхования государственного имущества, имущества, находящегося в коммунальной собственности, а также возврата этого имущества на основании решения суда;

— переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета;

— налогообложения имущества согласно закону;

— определения убытков или размера возмещения в случаях, установленных законом;

— в других случаях по решению суда или в связи с необходимостью защиты общественных интересов.

Проведение независимой оценки имущества является обязательным в случаях залога государственного и коммунального имущества, отчуждения государственного и коммунального имущества способами, не предусматривающими конкуренцию покупателей в процессе продажи, или в случае продажи одному покупателю, определения убытков или размера возмещения, при решении споров и в других случаях, определенных законодательством или с согласия сторон.

Проведение оценки имущества является платным.

Согласно ст. 11 Закона № 2658 размер и порядок оплаты работ по оценке имущества определяются по договоренности сторон или в случаях отбора субъекта оценочной деятельности на конкурсных принципах — по результатам конкурса.

Оценка имущества проводится на основании договора между субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования и заказчиком оценки.

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на проведение независимой оценки осуществляются по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Однако если средства на проведение оценки имущества сметой учреждения не предусмотрены, то такие расходы производить нельзя. В таком случае необходимо обратиться в региональный финансовый орган или вышестоящую организацию с просьбой о выделении дополнительных ассигнований на указанные выше цели. При получении положительного ответа следует внести соответствующие изменения в смету учреждения, а после фактического получения средств — провести оценку имущества.

Рассмотрим каждую ситуацию, указанную в вопросе.

1. Требования по проведению инвентаризации и определению ее результатов регламентирует Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90 (далее — Инструкция № 90).

В соответствии с п. 16.1 этой Инструкции после окончания инвентаризации оформленные описи (акты) сдаются в бухгалтерию для проверки, выявления и отражения в учете результатов инвентаризации. При этом количественные и ценовые показатели по данным бухгалтерского учета проставляются напротив соответствующих данных описи и путем сопоставления выявляются расхождения между данными инвентаризации и данными учета.

Излишки подлежат оприходованию и зачислению на увеличение доходов по специальному фонду с дальнейшим установлением причин возникновения излишков и виновных лиц. Объекты, выявленные в излишке при оприходовании, оцениваются по их реальной (действительной) стоимости, а износ определяется исходя из технического состояния.

Требований по проведению независимой оценки имущества в случае выявления излишков Инструкция № 90 не содержит. Такого требования не содержит и Закон № 2658.

2. Размер убытков определяется согласно Порядку определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденному постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Согласно п. 2 этого Порядка размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется путем проведения независимой оценки согласно национальным стандартам оценки. В случае определения размера убытков, которые привели к нанесению имущественного ущерба государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале, размер убытков определяется согласно методике оценки имущества, утвержденной Кабмином.

На сегодняшний день действующей является Методика оценки имущества, утвержденная постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891). Отметим, что никакой зависимости стоимости оцениваемых товарно-материальных ценностей от стоимости услуг по проведению оценки имущества этим документом не установлено.

Следовательно, при недостачах, хищениях, уничтожении (порче) материальных ценностей следует проводить независимую оценку имущества в соответствии с Методикой № 1891.

3. Согласно Инструкции по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, многолетние насаждения учитываются в составе необоротных активов.

Бухгалтерский учет многолетних насаждений в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденными приказом Главного управления Госказначейства от 10.12.99 г. № 114, ведется на субсчете 108
«Многолетние насаждения».

К таким насаждениям относятся искусственные многолетние насаждения независимо от их возраста; плодово-ягодные насаждения всех видов (деревья и кустарники), озеленительные и декоративные насаждения на улицах, площадях, в парках, садах, скверах, на территории учреждений, во дворах жилых домов, живые ограды, снегозащитные и полезащитные полосы, насаждения для укрепления песков и берегов рек, оврагобалочные насаждения и др.; искусственные насаждения ботанических садов и других научно-исследовательских учреждений и учебных заведений для научных целей и прочие искусственные многолетние насаждения. Многолетние насаждения увеличиваются на сумму капитальных вложений.

Молодые насаждения всех видов учитываются отдельно от насаждений, достигших полного развития,
т. е. возраста начала плодоношения, смыкания крон и др.

Согласно Методике экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением КМУ от 11.10.2002 г. № 1531, возраст многолетних насаждений для нужд оценивания делится на три периода:

а) период создания и ухода — от начала агротехнических работ до начала периода плодоношения, когда цена самих насаждений может быть определена исключительно путем расчета расходов в этот период;

б) период плодоношения — цену самих насаждений можно определить, применяя несколько методических подходов;

в) период ликвидации насаждений — цену самих насаждений можно определить как средства на их ликвидацию.

То есть при достижении зелеными насаждениями эксплуатационного возраста проводится их переоценка.

Как уже указывалось выше, переоценка основных фондов для целей бухгалтерского учета согласно ст. 7 Закона № 2658 является основанием для проведения независимой оценки имущества.

4. Механизм списания имущества, находящегося в государственной собственности, определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Согласно п. 23 этого Порядка все узлы, детали, материалы и агрегаты разобранного и демонтированного оборудования, пригодные для ремонта другого оборудования или для дальнейшего использования, а также материалы, полученные в результате списания имущества, оприходуются с отражением на счетах бухгалтерского учета запасов.

Непригодные для использования узлы, детали, материалы и агрегаты оприходуются как вторичное сырье (металлолом и т. п.).

Согласно п. 24 Порядка № 1314 оценка годных узлов, деталей, материалов и агрегатов, полученных в результате списания имущества, проводится согласно законодательству.

Требований по проведению независимой оценки имущества в случае оприходования узлов, деталей, материалов и агрегатов разобранного и демонтированного оборудования ни Закон № 2658, ни Порядок № 1314 не содержат.

Бюджетные учреждения, имущество которых находится в коммунальной собственности, при списании имущества должны руководствоваться решениями соответствующих органов местного самоуправления. Как правило, такие решения не содержат требований по проведению независимой оценки имущества при оприходовании узлов и деталей, пригодных для дальнейшего использования.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше