Темы статей
Выбрать темы

Замена окон в учебном заведении за счет благотворительных взносов

Редакция ББ
Статья

ЗАМЕНА ОКОН В УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ЗА СЧЕТ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ ВЗНОСОВ

 

Участие родителей в улучшении условий пребывания и обучения их детей в учебных заведениях, которое заключается в предоставлении благотворительной помощи в виде денежных средств, товаров, работ и услуг, уже стало привычным явлением. Особо популярной в последнее время стала замена старых окон в помещениях учебных заведений новыми за счет благотворительных взносов. Поэтому закономерным является возникновение вопросов о нормативно-правовом регулировании и порядке отражения в бухгалтерском учете операций, связанных с получением такой благотворительной помощи. Эти и другие вопросы рассмотрим в статье.

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Елена МОРЕВА, консультант

 

Основные принципы деятельности общеобразовательных учебных заведений всех типов и форм собственности определены Положением № 778. В частности, в соответствии с п. 105 этого Положения одним из источников финансирования учебных заведений являются благотворительные взносы юридических и физических лиц.

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Общие принципы благотворительной деятельности в Украине определены Законом № 5073, который обеспечивает правовое регулирование отношений в обществе, направленных на развитие благотворительной деятельности, утверждение гуманизма и милосердия, обеспечивает благоприятные условия для создания и деятельности благотворительных организаций. Так, согласно ст. 1 Закона № 5073 благотворительная деятельность — это добровольная личная и/или имущественная помощь для достижения определенных этим Законом целей, не предусматривающих получение благотворителем прибыли, а также уплаты любого вознаграждения или компенсации благотворителю от имени или по поручению бенефициара — приобретателя благотворительной помощи.

Статьей 3 Закона № 5072 предусмотрено, что целями благотворительной деятельности является предоставление помощи для содействия законным интересам бенефициаров в таких сферах благотворительной деятельности, как образование, здравоохранение, экология, охрана окружающей среды и защита животных, культура и искусство, наука и научные исследования, спорт и физическая культура и т. п., а также развитие и поддержка этих сфер в общественных интересах.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона № 5073 благотворительная деятельность осуществляется на основании свободного выбора одного или нескольких ее видов:

1) бесплатная передача в собственность бенефициаров средств, другого имущества, а также бесплатная уступка бенефициарам имущественных прав;

2) бесплатная передача бенефициарам права пользования и других вещных прав на имущество и имущественные права;

3) бесплатная передача бенефициарам доходов от имущества и имущественных прав;

4) бесплатное предоставление услуг и выполнение работ в пользу бенефициаров;

5) благотворительная совместная деятельность и выполнение других контрактов (договоров) о благотворительной деятельности;

6) публичный сбор благотворительных пожертвований;

7) управление благотворительными эндавментами;

8) исполнение завещаний, завещательных отказов и наследственных договоров для благотворительной деятельности;

9) проведение благотворительных аукционов, неденежных лотерей, конкурсов и других благотворительных мероприятий, не запрещенных законом.

Вместе с тем согласно п. 2 Порядка № 1222 благотворительные взносы могут предоставляться благотворителями приобретателям в денежной форме для нужд их финансирования по направлениям расходов, определенным благотворителем, а также в виде товаров, работ, услуг. Причем если благотворителем конкретные цели использования средств не определены, пути направления благотворительного взноса определяются руководителем учреждения, заведения — приобретателей в соответствии с первоочередными потребностями, связанными исключительно с основной деятельностью учреждения, заведения.

Следует иметь в виду, что в соответствии с ч. 4 ст. 13 БКУ благотворительные взносы, гранты и подарки относятся к первой подгруппе второй группы собственных поступлений бюджетных учреждений и могут использоваться на организацию основной деятельности учреждений.

 

ДОКУМЕНТАЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ

Порядок документального оформления поступления учебному заведению благотворительной помощи от родителей зависит от формы, в которой такая помощь предоставляется. Так, на сегодняшний день достаточно распространены случаи, когда родители воспитанников учебных заведений приобретают окна сразу «с установкой», т. е. в стоимость монтажных работ включается стоимость оконных блоков. В этом случае получение благотворительной помощи учебным заведением оформляется актом приемки-передачи выполненных работ. Оприходование непосредственно окон, подоконников, отливов и других материалов, использованных при замене старых окон новыми, в этом случае не осуществляется.

При этом бесплатно переданные учебному заведению запасы (в данном случае — оконные блоки) согласно Инструкции № 125 принимаются комиссией, созданной приказом руководителя учреждения, в состав которой обязательно входят работник бухгалтерии и представитель организации вышестоящего уровня, на основании акта с указанием наименования, количества и стоимости полученных материальных ценностей по рыночным свободным ценам на их аналогичные виды. Данные акта отражаются в бухгалтерском учете. К тому же в соответствии с п. 35 Инструкции № 125 запасы, полученные в качестве благотворительной помощи, учитываются в общем порядке, однако отдельно от запасов, приобретенных учреждением за счет средств общего или специального фонда сметы доходов и расходов.

Следует отметить, что при поступлении в качестве благотворительной помощи отдельно оконных блоков возникает вопрос, касающийся способа их установки: собственными силами учебного заведения (родителями воспитанников учебного заведения) или сторонней организацией. Однако независимо от способа выполнения работ по замене окон, основанием для определения их фактического объема и условий выполнения является дефектный акт, форма которого приведена в приложении к совместному письму Госстроя и Госжилкоммунхоза от 24.02.2005 г. № 7/8-134, № 4/3-260.

Факт выполнения работ в случае принятия решения об установке оконных блоков собственными силами заведения подтверждается актом выполненных работ, утвержденным руководителем заведения, а основанием для списания использованных материалов является Акт списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Если же для установки окон привлекается сторонняя организация, то взаимоотношения с такой организацией обязательно оформляются договором подряда, которым определяют сроки выполнения работ, права и обязанности сторон, порядок оплаты и т. п. Для определения стоимости выполненных объемов подрядных работ и проведения расчетов в таком случае составляются Акт приемки выполненных подрядных работ (форма № КБ-2в) и Справка о стоимости выполненных подрядных работ (форма № КБ-3), примерные формы которых утверждены приказом Минрегионстроя от 04.12.2009 г. № 554. Обращаем внимание: согласно п. 9.2 Методических рекомендаций № 39 предприятия, не использующие примерную форму № КБ-2в, должны предоставить заказчику другой первичный документ, который содержит все предусмотренные действующим законодательством реквизиты и обеспечивает получение информации о дате, видах, объемах и стоимости выполненных работ.

Кроме того, после проведения ремонта объектов необоротных активов — помещения учебного заведения (независимо от способа выполнения работ) необходимо оформить Акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет). Форма этого Акта утверждена совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70. Акт после его подписания всеми членами комиссии и руководителем заведения передается в бухгалтерию, где осуществляются записи о выполненных работах в соответствующих инвентарных карточках учета основных средств по типовой форме № ОЗ-6 (бюджет). Изменения в характеристике здания, связанные с его ремонтом, вносятся в соответствующий раздел акта и в технический паспорт здания.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КЭКР

Требования к осуществлению расходов бюджетными учреждениями по соответствующим кодам экономической классификации расходов в зависимости от экономической сути платежей установлены Инструкцией № 333. В частности, согласно п. 7 п.п. 2.2.1 этой Инструкции расходы на приобретение и изготовление мебели (столов, стульев, шкафов, тумбочек и т. п.), жалюзи, роллетов, металлических решеток, оконных и дверных блоков и т. п. проводятся по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь». При этом, исходя из разъяснений, предоставленных Госказначейством в письме от 31.05.2010 г. № 15-04/1260-9359, подаренные или предоставленные в качестве благотворительной помощи оконные блоки также отражаются по указанному КЭКР.

Вместе с тем для правильного применения КЭКР при оплате работ по замене оконных блоков в первую очередь необходимо определить, к какому виду ремонта относятся проводимые работы: текущему или капитальному. С этой целью следует обратиться к Перечню № 150, в соответствии с п.п. 1.2.8.5 которого ремонт и замена отдельных оконных коробок и подоконников до 2 % общего их количества относятся к текущему ремонту здания, в то время как замена новыми оконных и дверных коробок, рам и откосов с наличниками или перевязка их с добавлением новых материалов с полной их забивкой относятся к капитальному ремонту здания (п.п. 2.8.2 Перечня № 150)*.

* По этому поводу также советуем ознакомиться с консультацией специалиста Госфининспекции «Замена окон» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011 № 24, с. 17). — Примеч. ред.

Таким образом, если работы по замене окон относятся к:

текущему ремонту, то их оплата осуществляется по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)» (п. 8 п.п. 2.2.4 Инструкции № 333);

капитальному ремонту, то их оплачивают по КЭКР 3130 «Капитальный ремонт» (п.п. 4.1.3 Инструкции № 333).

Отметим: п. 1.8 Положения № 611 определено, что расходы на текущий и капитальный ремонты не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на фактические расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета.

 

ОТРАЖЕНИЕ В БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ

Оконные блоки, полученные учебным заведением в качестве благотворительной помощи от родителей учащихся, должны быть оприходованы на баланс заведения на субсчет 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке», на что обращало внимание Госказначейство в письме от 17.04.2008 г. № 5-04/2554-19642. Такие оконные блоки должны учитываться на указанном субсчете до момента их установки.

Учет грантов, подарков и благотворительных взносов в соответствии с Порядком № 611 ведется на субсчете 712 «Доходы по прочим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений». В то же время согласно п. 3.8 Инструкции № 242 средства, поступившие учреждению в виде грантов, подарков и благотворительных взносов (в денежной и в натуральной форме), отражаются на субсчете 324 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений».

Порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по поступлению благотворительной помощи в виде оконных блоков и их установки рассмотрим на условных примерах.

Пример 1. Учебным заведением получена от родителей учащихся благотворительная помощь в виде работ по замене окон в одном из кабинетов этого заведения. Общая стоимость ремонтных работ с учетом стоимости оконных блоков и других использованных строительных материалов составляет 9600 грн. Выполненные в качестве благотворительности работы по ремонту здания приняты учебным заведением на основании акта приемки-передачи выполненных работ.

На основании решения комиссии учебного заведения были оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон, для отопления помещения (как дрова). Стоимость этих отходов согласно акту оценки отходов составляет 200 грн.

Для отражения вышеуказанных операций в учетных регистрах сформированы следующие бухгалтерские проводки:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Отражено поступление благотворительной помощи в виде ремонтных работ*

324

712

9600

675

324

9600

812

675

9600

2

Оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон*

323

711

200

364

323

200

235

364

200

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Пример 2. От родителей учащихся одного из классов учебного заведения получена благотворительная помощь в виде оконных блоков стоимостью 8400 грн. Работы по установке полученных оконных блоков выполнены подрядной организацией согласно договору подряда. Выполнение работ подтверждено актом выполненных работ, в соответствии с которым стоимость предоставленных услуг составляет 1200 грн. (в том числе НДС — 200 грн.).

На основании решения комиссии учебного заведения были оприходованы отходы древесины, которые остались после демонтажа старых окон, для отопления помещения (как дрова). Стоимость этих отходов согласно акту оценки отходов составляет 200 грн.

В учетные регистры внесены такие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы оконные блоки, полученные в качестве благотворительной помощи*

324

712

8400

364

324

8400

202

364

8400

2

Выполнены работы по установке оконных блоков (согласно акту выполненных работ)

801 (802)

675

1200

3

Списана на фактические расходы учреждения стоимость установленных окон

812

202

8400

4

Перечислена подрядной организации оплата за выполненные работы

675

321 (323)

1200

5

Оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон*

323

711

200

364

323

200

235

364

200

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Пример 3. От родителей учащихся одного из классов учебного заведения получена благотворительная помощь в виде оконных блоков стоимостью 8400 грн. Работы по установке окон выполнены учебным заведением собственными силами (родителями учащихся), что подтверждено актом, утвержденным руководителем заведения.

На основании решения комиссии учебного заведения были оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон, для отопления помещения (как дрова). Стоимость этих отходов согласно акту оценки отходов составляет 200 грн.

В бухгалтерском учете эти хозяйственные операции отражены следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы оконные блоки, полученные как благотворительная помощь*

324

712

8400

364

324

8400

202

364

8400

2

Списана на фактические расходы учреждения стоимость установленных окон

812

202

8400

3

Оприходованы отходы древесины, оставшиеся после демонтажа старых окон*

323

711

200

364

323

200

235

364

200

* Не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца в орган Госказначейской службы следует подать Справку о поступлениях в натуральной форме.

 

Инструкцией № 68 предусмотрено ведение учета операций по начислению доходов специального фонда, в том числе полученных в виде благотворительной помощи, в мемориальном ордере № 14 «Накопительная ведомость начисления доходов специального фонда бюджетных учреждений». Отметим, что на каждый вид доходов специального фонда согласно требованиям Инструкции № 68 открываются отдельные мемориальные ордера, которые нумеруются соответственно № 14-1, № 14-2 и № 14-3.

Напомним также, что в соответствии с п.п. 3.5.2 Порядка № 44 бюджетными учреждениями, получающими благотворительные взносы, гранты и подарки, составляется и подается в органы Госказначейской службы и распорядителей вышестоящего уровня «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений» (форма № 4-2д, № 4-2м). Сроки подачи бюджетной отчетности, в состав которой входит указанный отчет, определены Порядком № 419. Так, квартальную отчетность следует подавать не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а годовую — не позднее 22 января года, следующего за отчетным.

Кроме того, учитывая то, что распорядители бюджетных средств преимущественно не планируют в смете благотворительные поступления, в случае их фактического получения необходимо внести изменения в смету в части специального фонда согласно требованиям пп. 47 и 49 Порядка № 228 на основании справки Государственной казначейской службы о подтверждении поступлений на специальные регистрационные счета и справки об изменениях к смете.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон № 5073 — Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Положение № 778 — Положение об общеобразовательном учебном заведении, утвержденное постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 778.

Порядок № 1222 — Порядок получения благотворительных (добровольных) взносов и пожертвований от юридических и физических лиц бюджетными учреждениями и заведениями образования, здравоохранения, социальной защиты, культуры, науки, спорта и физического воспитания для нужд их финансирования, утвержденный постановлением КМУ от 04.07.2000 г. № 1222.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Инструкция № 125 — Инструкция по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125.

Методические рекомендации № 39 — Методические рекомендации по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденные приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Перечень № 150 — Примерный перечень услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденный приказом Госкомитета Украины по вопросам ЖКХ от 10.08.2004 г. № 150.

Положение № 611 — Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Порядок № 611 — Порядок применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 242 — Инструкция по учету средств, расчетов и других активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 26.12.2003 г. № 242.

Инструкция № 68 — Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68.

Порядок № 44 — Порядок составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 24.01.2012 г. № 44.

Порядок № 419 — Порядок подачи финансовой отчетности, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2000 г. № 419.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше