Темы статей
Выбрать темы

Порядок списания мебели

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПОРЯДОК СПИСАНИЯ МЕБЕЛИ

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как правильно бюджетному учреждению списать мебель, не пригодную для дальнейшего использования? Нужно ли металлические детали такой мебели оприходовать как металлолом и сдавать на специализированное предприятие?

(г. Харьков)

 

Несмотря на размещение на страницах газеты «Бюджетная бухгалтерия» многочисленных публикаций, касающихся процедуры списания с баланса необоротных активов и порядка отражения таких операций в бухгалтерском учете, у бухгалтеров бюджетных учреждений постоянно возникают связанные с этим вопросы, что обусловлено прежде всего их многогранностью. Поэтому рассмотрим некоторые нюансы списания мебели.

В первую очередь отметим, что с 06.08.2013 г. мебель стоимостью до 2500 грн. включительно за единицу (без НДС) в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, учитывается в составе прочих необоротных материальных активов, в частности малоценных необоротных материальных активов (далее — МНМА) на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы». До указанной даты в состав МНМА была включена мебель, стоимость которой не превышала 1000 грн., а стоившая более 1000 грн. (без НДС) зачислялась в состав основных средств.

Напомним, что списание государственного имущества, в том числе основных средств и прочих необоротных материальных активов, осуществляется согласно требованиям Порядка списания объектов государственной собственности, утвержденного постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314). При списании же необоротных активов, находящихся в коммунальной собственности соответствующих территориальных громад, следует руководствоваться решениями (положениями) о порядке списания коммунального имущества органов, уполномоченных принимать решения по управлению объектами коммунальной собственности.

Списание полностью амортизированных основных средств, прочих необоротных материальных активов субъекта хозяйствования, первоначальная (переоцененная) стоимость которых менее 10 тыс. грн., согласно п. 5 Порядка № 1314 осуществляется по решению руководителя такого субъекта в соответствии с этим Порядком. То есть решение о списании мебели с баланса бюджетного учреждения имеет право принимать руководитель такого учреждения.

Что же касается местных документов о порядке списания коммунального имущества, то большинство из них также содержат нормы о предоставлении полномочий руководителям бюджетных учреждений принимать самостоятельное решение о списании такого имущества как прочие необоротные материальные активы (в том числе мебель).

Для установления факта непригодности мебели и невозможности и/или неэффективности проведения восстановительного ремонта или невозможности их использования иным способом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества, председателем которой является заместитель руководителя учреждения, а членами — главный бухгалтер или его заместитель, работники инженерных, технических, технологических, строительных, учетно-экономических и других служб, с привлечением по требованию вышестоящей организации ее представителей и других специалистов.

По результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются (п. 14 Порядка № 1314):

— акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

— акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию;

— акты о списании имущества;

— другие документы.

Списание мебели оформляется Актом о списании основных средств по типовой форме № ОЗ-3 (бюджет), который составляется постоянно действующей комиссией в двух экземплярах. Первый экземпляр акта передается в бухгалтерию, а второй — остается у материально ответственного лица и является основанием для передачи на склад материалов, полученных в результате ликвидации материальных ценностей. В акте обязательно указываются причины списания имущества, а также заключение об экономической нецелесообразности и/или невозможности его восстановления.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты технического состояния и на списание имущества обязательно утверждаются руководителем субъекта хозяйствования.

Обстоятельно о порядке списания МНМА можно прочитать в консультации специалиста Госфининспекции «Особенности учета малоценных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 28).

Важно отметить, что все без исключения детали, узлы и агрегаты разобранного и демонтированного имущества, пригодные для ремонта другого имущества, а также материалы, полученные от его ликвидации, подлежат оприходованию с отражением в бухгалтерском учете на счетах учета запасов. Так, материальные ценности, полученные в результате списания необоротных активов, в частности мебели, приходуются на основании накладной или акта принятия материалов по типовым формам, утвержденным приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130.

Кроме того, комиссией дополнительно оформляется акт об оценке таких материальных ценностей. При этом стоимость таких ценностей определяется с учетом рыночных цен, действующих на аналогичные материалы (например, по данным прайс-листов), и степени их фактического износа.

Что касается металлолома, полученного в результате демонтажа мебели, то весь лом черных и цветных металлов приходуется как вторичное сырье на субсчет 239 «Прочие материалы» по стоимости возможной реализации специализированным предприятиям. Учетная стоимость таких материалов определяется исходя из цен, установленных пунктами приема вторичного сырья в соответствующем регионе. Так, изъятые после демонтажа и разборки имущества узлы, детали и материалы, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, подлежат сдаче субъектам хозяйствования, осуществляющим деятельность по сбору и первичной обработке лома и отходов драгоценных металлов и драгоценных камней на основании лицензий, полученных согласно требованиям Закона Украины «О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности» от 01.06.2000 г. № 1775-III.

Отметим, что доходы, полученные учреждением от поступления отходов, пригодных для дальнейшего использования этим учреждением, и доходы, полученные от сдачи металлолома специализированному предприятию, относятся к доходам, полученным от реализации имущества (4 подгруппа 1 группы собственных поступлений бюджетных учреждений).

Порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций по списанию МНМА (на примере списания ученических парт) детально описан в публикации «Списание малоценных необоротных материальных активов» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 44).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше