Темы статей
Выбрать темы

Учитываем стеклянную тару

Редакция ББ
Ответы на вопросы

УЧИТЫВАЕМ СТЕКЛЯННУЮ ТАРУ

 

Дарья Давыденко, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Для подопечных стационарного отделения территориального центра социального обслуживания одиноких и нетрудоспособных граждан был приобретен фруктовый сок в трехлитровых стеклянных банках.

Как нужно учитывать такую стеклянную тару и что с ней делать в дальнейшем?

(Полтавская обл.)

 

Считаем, что ответ на этот вопрос будет полезным и интересным не только для территориальных центров социального обслуживания одиноких и нетрудоспособных граждан, но и для других бюджетных организаций, осуществляющих питание определенного контингента (больные, учащиеся, работники и т. п.).

Итак, давайте разберемся, как учитывать тару, в частности, стеклотару.

Прежде всего обратите внимание: тара бывает двух видов: разовая и многооборотная.

Тара, предназначенная для одноразового использования, называется разовой. К ней относятся большинство видов потребительской тары, а также транспортная тара, подлежащая утилизации после использования.

Многооборотная тара (возвратная, обменная) предназначена для многоразового использования при поставках товаров.

В Плане счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядке применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденных приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, выделена обменная и возвратная тара.

Так, на субсчете 236 «Тара» учитывается возвратная тара, обменная тара (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как пустая, так и содержащая материальные ценности.

Учитывать тару возвратную или обменную (бочки, бидоны, ящики, банки стеклянные, бутылки и т. п.), как свободную (пустую), так и такую, в которой содержатся продукты питания, следует согласно Инструкции по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, находящихся на Государственном бюджете СССР, утвержденной приказом МЗО СССР от 05.05.83 г. № 530 (далее — Инструкция № 530). Эта Инструкция устарела, но она продолжает свое действие на основании постановления КМУ «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII*.

* Этим постановлением определено, что до принятия соответствующих актов законодательства Украины на ее территории применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, которые не урегулированы законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Других нормативных актов по учету продуктов питания и тары на сегодняшний день не существует, поэтому Инструкцию № 530 можно взять за основу учета не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях бюджетной сферы, что мы и сделаем в данном случае.

Полная материальная ответственность за прием, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается на заведующего складом (кладовщика), с которым руководитель учреждения заключает договор о полной материальной ответственности.

Если же в штате учреждения нет должности заведующего складом (кладовщика), то ответственность за принятие, хранение и отпуск продуктов питания и тары возлагается приказом по учреждению на работника, с которым заключен договор о полной материальной ответственности.

При этом отметим, что должности работников, с которыми могут быть заключены договоры о полной материальной ответственности, определены Перечнем должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми предприятием, учреждением, организацией могут заключаться письменные договоры о полной материальной ответственности за необеспечение сохранности ценностей, переданных им для хранения, обработки, продажи (отпуска), перевозки или применения в процессе производства, утвержденным постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 28.12.77 г. № 447/24.

Материально ответственные лица должны хранить продукты питания и тару в специально оборудованных и приспособленных продуктовых складах (амбарах), овощехранилищах, которые обеспечивают полную безопасность, соблюдение санитарных норм и правил.

Материально ответственные лица, принимающие продукты питания, обязаны одновременно принять и тару (п. 18 Инструкции № 530).

Тара, поступающая на склад (амбар), оприходуется на основании тех же документов, что и продукты питания. В сопроводительных документах поставщиков отдельной строкой должны быть указаны наименование тары, ее количество, цена и сумма.

Учет тары на складе (в амбаре) ведется материально ответственным лицом в Книге складского учета (ф. № 3-9), форма которой определена Инструкцией о составлении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130 (далее — приказ № 130).

Поступление тары отдельно отражается в Накопительной ведомости по поступлению продуктов питания (ф. № 3-12), типовая форма которой также утверждена приказом № 130.

При принятии тары проверяются ее количество, соответствие качества действующим стандартам и техническим условиям и наличие маркировки.

На все расхождения составляются соответствующие акты.

Поскольку тара относится к запасам, ее учет также регламентирован Инструкцией по учету запасов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 08.12.2000 г. № 125 (далее — Инструкция № 125).

Как уже указывалось, тара должна учитываться на субсчете 236 «Тара», что подтверждается и п. 29 Инструкции № 125.

Учитывать тару следует по ценам, указанным в счетах поставщиков. При возврате или реализации тары разницу между ценой приобретения и ценой, по которой тара реализована, следует отнести на фактические расходы (п. 46 Инструкции № 125).

Обменная тара , как правило, не идентифицируется, поэтому при заключении договоров на поставку товаров можно провести одновременный обмен такой тары. Обратим внимание на то, что в этом случае стоимость тары в счета на оплату товаров не входит.

Если же стеклотара является возвратной , то она относится к повторным материальным ресурсам и подлежит повторному использованию путем непосредственной продажи поставщикам или сдачи тарособирающей организации.

Таким образом, вы можете совершить следующие действия по использованию стеклотары:

1) если тара обменная — вернуть ее поставщику и получить взамен тару с материальными ценностями;

2) если тара возвратная, то ее можно продать поставщику или специальной тарособирающей организации и стать немного «богаче».

Согласно п. 18 Инструкции № 530 возврат тары оформляется документами в установленном порядке. Тарособирающие организации на принятую тару выписывают накладные, являющиеся документами для расчетов за возвращенную тару.

Обратим внимание: если при поступлении продуктов питания стоимость тары отдельно не определена, то возвратную тару необходимо оценить, поскольку в дальнейшем ожидается получение экономической выгоды от ее реализации.

Это может сделать постоянно действующая комиссия по списанию материальных ценностей, утвержденная руководителем учреждения.

Рассмотрим основные бухгалтерские проводки по оприходованию и реализации стеклотары тарособирающей организации на условном примере.

Пример. После использования сока в учреждении осталось 20 трехлитровых банок, которые были оценены комиссией по 3,00 грн. каждая (по данным тарособирающей организации). За проданные банки учреждение получило на свой специальный счет от тарособирающей организации 60 грн.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы стеклянные трехлитровые банки для дальнейшей реализации*

236

364

60,00

2

Стеклянная тара передана тарособирающей организации

364

236

60,00

3

Поступили денежные средства от тарособирающей организации

323

711

60,00

*В органы Госказначейской службы не нужно подавать Справку о поступлении в натуральной форме, поскольку предусматривается реализация стеклотары.

 

Также напомним: доходы от реализации имущества, в том числе тары, в соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI относятся к четвертой подгруппе первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений.

Израсходовать средства данной подгруппы в соответствии со ст. 13 этого Кодекса можно на:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей;

— покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Резюмируем: стеклянная тара не должна быть в учреждении бесхозяйной, ее нужно учитывать и в дальнейшем обменную тару возвращать поставщикам, а возвратную тару реализовать поставщикам или специальной тарособирающей организации.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше