КАБИНЕТ МИНИСТРОВ УКРАИНЫ
ОБ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ В ТЕЧЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ПЕРИОДА РАСХОДОВ НА СОДЕРЖАНИЕ НЕКОТОРЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОДНОВРЕМЕННО ИЗ РАЗНЫХ БЮДЖЕТОВ
Постановление от 11.09.2013 г. № 679
В соответствии с частью второй статьи 85 Бюджетного кодекса Украины Кабинет Министров Украины постановляет:
1. Разрешить осуществлять в течение бюджетного периода одновременно из государственного и местных бюджетов расходы на оказание медицинской помощи, оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров, проведение научных исследований в клинических лечебно-профилактических заведениях здравоохранения, используемых для размещения структурных научных и учебных подразделений (кафедры, лаборатории и т. п.) высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений III — IV уровней аккредитации, заведений последипломного образования, научно-исследовательских учреждений государственной собственности, а также на проведение совместной работы по обеспечению лечебно-диагностического процесса, подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов и проведения научных исследований и внедрения в практику их результатов.
2. Установить, что:
1) выплата доплат к должностному окладу (с начислениями) профессорско-преподавательскому составу высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений, заведений последипломного образования за лечебно-диагностическую работу в клиниках и других заведениях здравоохранения; выплата доплат к должностному окладу (с начислениями) ассистентам, аспирантам, клиническим ординаторам и научным сотрудникам клинических кафедр (отделений) за лечебно-диагностическую работу в профильных отделениях, на которых базируется клиника, в объеме, исчисленном с применением нормы нагрузки врача-ординатора соответствующей специальности, осуществляется за счет средств, предусмотренных Министерству здравоохранения в государственном бюджете на оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров по государственному заказу в высших медицинских (фармацевтических) учебных заведениях, заведениях последипломного образования, научно-исследовательских учреждениях государственной собственности, проведению научных исследований;
2) расходы, связанные с содержанием клинических лечебно-профилактических заведений здравоохранения коммунальной собственности (оплата услуг по теплоснабжению, водоснабжению и водоотведению, электроэнергии, природного газа, других энергоносителей), предоставлением услуг по охране имущества и вывозу отходов и их утилизации и обезвреживанию, проведением ремонта, обеспечением медицинским оборудованием, аппаратурой и другими средствами медицинского и хозяйственного назначения, оплатой дополнительного дежурства в вечернее и ночное время сверх месячной нормы рабочего времени ассистентов и научных работников кафедр, осуществляются лечебно-профилактическими заведениями здравоохранения за счет средств местных бюджетов;
3) осуществление расходов, не связанных с выполнением подпунктов 1 и 2 настоящего пункта, одновременно из разных бюджетов не допускается.
Премьер-министр Украины Н. Азаров
КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА ГОСФИНИНСПЕКЦИИ
КАБМИН РАЗРЕШИЛ заведениям ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ
РАСХОДЫ НА СОДЕРЖАНИЕ КАФЕДР вузов
Сначала напомним, что согласно п. 1.5 Положения о клиническом лечебно-профилактическом заведении здравоохранения, утвержденного приказом Минздрава от 05.06.97 г. № 174, расходы по обеспечению учебно-воспитательного и научно-исследовательского процессов осуществляются за счет средств на содержание соответствующего высшего медицинского заведения образования III — IV уровней аккредитации (заведения последипломного образования, научно-исследовательского института), а расходы, связанные с содержанием материально-технической базы, — за счет средств лечебно-профилактического заведения.
При этом большинство лечебно-профилактических заведений финансируются из местных бюджетов, в то время как высшие учебные заведения финансируются из государственного бюджета.
Как отмечала Госфининспекция в письме от 14.08.2012 г. № 04-18/1154 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 35, с. 12), учитывая, что государственный университет является высшим учебным заведением, финансируемым из государственного бюджета, а финансирование лечебных заведений, на базе которых размещены кафедры данного университета, производится из местного бюджета, осуществление расходов на содержание материально-технической базы кафедр за счет средств лечебно-профилактических заведений противоречит ст. 85 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ). Этой статьей запрещается осуществлять в течение бюджетного периода расходы на функционирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов, кроме случаев, когда такие расходы осуществляются по решению соответствующего местного совета за счет свободного остатка бюджетных средств или перевыполнения доходной части общего фонда местного бюджета при условии отсутствия задолженности такого бюджета по защищенным статьям расходов в течение года на любую дату.
Следует обратить внимание на то, что Законом Украины «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины» от 16.10.2012 г. № 5428-VI были внесены изменения в ст. 85 БКУ, согласно которым финансирование бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов разрешается по решению Кабмина.
Именно такое решение изложено в комментируемом постановлении КМУ «Об осуществлении в течение бюджетного периода расходов на содержание некоторых бюджетных учреждений одновременно из разных бюджетов» от 11.09.2013 г. № 679 (далее — постановление № 679).
Так, данным постановлением разрешено осуществлять в течение бюджетного периода одновременно из государственного и местных бюджетов расходы на оказание медицинской помощи, оплату услуг по подготовке специалистов, научных и научно-педагогических кадров, проведение научных исследований в клинических лечебно-профилактических заведениях здравоохранения, используемых для размещения структурных научных и учебных подразделений (кафедры, лаборатории и т. п.) высших медицинских (фармацевтических) учебных заведений III — IV уровней аккредитации, заведений последипломного образования, научно-исследовательских учреждений государственной формы собственности, а также на проведение совместной работы по обеспечению лечебно-диагностического процесса, подготовке, переподготовке и повышению квалификации специалистов и проведению научных исследований и внедрению в практику их результатов.
В постановлении № 679 определено, на какие именно расходы разрешается осуществлять финансирование лечебно-профилактическими заведениями здравоохранения за счет средств местных бюджетов. К ним, в частности, отнесены расходы на оплату коммунальных услуг, проведение ремонта, обеспечение медоборудованием и т. п.
Наряду с этим из государственного бюджета разрешается осуществлять, в частности, расходы на выплату доплат к должностному окладу профессорско-преподавательского состава, ассистентам, аспирантам, клиническим ординаторам и научным сотрудникам за лечебно-диагностическую работу.
Обратим внимание, что расходы на оплату дополнительного дежурства в вечернее и ночное время сверх месячной нормы рабочего времени ассистентов и научных работников кафедр осуществляются за счет средств местных бюджетов.
Но даже при том, что осуществление таких расходов разрешено комментируемым постановлением, остается непонятным, как в данном случае будут выполняться требования п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.
Так, согласно данному пункту при определении объемов расходов бюджета и/или предоставлении кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, которые устанавливаются для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.
Исходя из этого заведение здравоохранения имеет право планировать и осуществлять расходы только на содержание своего заведения, учитывая объективную потребность в средствах.
То есть, еще на стадии определения объемов расходов бюджета лечебно-профилактические заведения обязаны предоставить главным распорядителям расчеты объективной потребности в средствах с учетом указанных выше расходов.
Комментируемое постановление вступило в силу 25.09.2013 г.
Александр ЛЕВИЧЕВ,
заведующий сектором инспекции учреждений
и организаций, финансируемых из бюджета,
Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции