Темы статей
Выбрать темы

О внесении изменений в Порядок проведения инспектирования

Редакция ББ
Письмо от 19.08.2013 г. № 02-18/990

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ ИНСПЕКЦИЯ УКРАИНЫ

О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ

Письмо от 19.08.2013 г. № 02-18/990

 

3 июля текущего года Кабинетом Министров Украины принято постановление № 513*, которым внесены комплексные изменения в Порядок проведения инспектирования Государственной финансовой инспекцией Украины, ее территориальными органами, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 20.04.2006 г. № 550 (далее — Порядок инспектирования). Указанное постановление вступило в силу 15 августа 2013 года.

* Опубликовано в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 32, с. 4. — Примеч. ред.

Внесенные изменения связаны с последними изменениями к Закону Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» (далее — Закон о ГФК), а также обусловлены необходимостью усовершенствования отдельных аспектов подготовки, проведения ревизии и реализации ее материалов.

В частности, в пункте 1 Порядка инспектирования конкретизирован перечень учреждений, подконтрольных органам Госфининспекции Украины, в частности этот перечень дополнен фондами общеобязательного государственного социального страхования, а также предприятиями, учреждениями и организациями, получающими средства из таких фондов.

Изменениями к пункту 2 Порядка инспектирования, определяющему терминологию, предусмотрено следующее:

уточнены термины «виновные лица» (такие изменения обусловлены нормами Конституции Украины, согласно которым виновность лица устанавливает только суд);

определено, что «должностными лицами контролирующего органа» в понимании Порядка инспектирования являются работники органов Госфининспекции Украины, которые в пределах компетенции проводят не только ревизию, но и встречную сверку.

Изменения к Порядку инспектирования касаются также отдельных вопросов проведения ревизии привлеченными специалистами. Так, предыдущая редакция Порядка инспектирования предусматривала, что на проведение ревизии на каждого привлеченного специалиста оформляется направление, которое вручается перед началом проведения ревизии руководству объекта контроля или его заместителю под роспись (пункты 11 и 12 Порядка инспектирования). Однако требование о предъявлении руководству объекта контроля направления привлеченного специалиста с продленным сроком Порядок инспектирования не содержал. Постановление № 513 этот вопрос урегулировало. Кроме того, изменениями к пункту 16 Порядка инспектирования урегулирована возможность проведения мероприятий фактической проверки (инвентаризации, обследования и контрольного обмера выполненных работ, правильности применения норм расходов сырья и материалов, выхода готовой продукции и естественных потерь путем организации контрольных запусков в производство, контрольных анализов готовой продукции и других аналогичных действий) при участии не только инспектора, но и привлеченных специалистов.

Одной из норм, которые не всегда однозначно воспринимались должностными лицами объекта контроля и органов Госфининспекции Украины, было требование пункта 14 Порядка инспектирования об обязанности инспектора расписаться в журнале регистрации проверок объекта контроля в случае его наличия. Постановлением № 513 конкретизировано, что такая обязанность действует только в случае фактического предоставления инспектору такого журнала для проставления соответствующих отметок.

Кроме того, на практике неоднократно возникали недоразумения между объектом контроля и государственными финансовыми инспекторами в связи с тем, что определения субъектов встречной сверки в Законе о ГФК и Порядке инспектирования отличались. С принятием постановления Правительства № 513 такие расхождения устранены.

Встречная сверка может проводиться на всех предприятиях, в учреждениях и организациях и имеет целью осуществление документального и фактического подтверждения вида, объема и качества операций и расчетов для выяснения их реальности и полноты отражения в учете объекта контроля.

Таким образом, встречные сверки могут быть проведены не только у контрагентов объекта контроля, но и на всех других предприятиях, в учреждениях и организациях, привлеченных к выполнению соответствующих соглашений. Например, такие сверки могут быть проведены не только у генподрядчика, но и у субподрядчиков всех звеньев выполнения соответствующих работ.

При этом руководители объекта контроля, а также предприятия, учреждения или организации, где проводится встречная сверка, обеспечивают должностным лицам органа Госфининспекции Украины место для работы, создание условий для хранения документов, возможность пользования связью, компьютерной, множительной и другой техникой, а также предоставление других услуг для исполнения служебных обязанностей (изменения к пункту 15 Порядка инспектирования).

С принятием постановления № 513 в Порядке инспектирования конкретизировано, что должностные лица объекта контроля могут быть привлечены к административной ответственности за препятствование в проведении встречной сверки (изменения к пункту 26 Порядка инспектирования).

Кардинальные изменения претерпел порядок подписания справок встречных сверок. Так, ранее по результатам встречной сверки составлялись два экземпляра справки. Однако на практике возникала необходимость предоставления экземпляра справки встречной сверки правоохранительному органу и объекту контроля. Для урегулирования этого вопроса постановлением № 513 определено, что по результатам такой сверки составляется в четырех экземплярах справка, первый, второй и третий экземпляры которой приобщаются к соответствующим экземплярам акта ревизии.

Четвертый экземпляр справки составляется дня предприятия (учреждения или организации), на котором проводилась встречная сверка. Кроме того, подписание и вручение предприятию (учреждению или организации) справки встречной сверки осуществляется в аналогичном акту ревизии порядке.

Одной из новых норм в Порядке инспектирования является уточнение в пункте 16 процедурных вопросов проведения фактической проверки. Так, постановлением № 513 определено, что фактическая проверка осуществляется по состоянию на дату ее проведения независимо от периода, подлежащего ревизии. Этой нормой, например, регулируется возможность использования результатов инвентаризации, которые в соответствии с законодательством оформляются по состоянию на определенную дату, что, обычно, находится за пределами ревизионного периода.

Кроме того, с принятием постановления № 513 в Порядке инспектирования конкретизировано, что для подтверждения результатов фактической проверки и фактов, касающихся периода, подлежащего ревизии, должностные лица органов Госфининспекции Украины могут проверять документы объекта контроля и за другие периоды финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля. Таким образом полностью регулируется право должностных лиц органов Госфининспекции Украины требовать для проверки все документы, необходимые для проверки вопросов программы ревизии, независимо от времени их создания, если имеются основания считать, что их анализ позволит инспектору исследовать правомерность операций объекта контроля, проведенных в период, подлежащий ревизии. Особенно актуальной такая норма является при изучении учредительных документов и договоров объекта контроля.

В соответствии с нормами пункта 11 статьи 10 Закона о ГФК в пункте 18 Порядка инспектирования конкретизировано право органов Госфининспекции Украины на получение информации. В частности, с учетом внесенных изменений в ходе проведения ревизии органы Госфининспекции Украины могут получать объяснения от работников объекта контроля, а также необходимую для проведения ревизии информацию от лиц государственных органов и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций всех форм собственности, других юридических лиц, физических лиц — предпринимателей.

Еще одной нормой, которая иногда приводила к спорам между объектом контроля и инспекторами, является норма пункта 21, касающаяся возможности получения копий только тех документов объекта контроля, которые свидетельствуют о нарушении. Изменениями к Порядку инспектирования конкретизировано это право инспектора — отныне должностное лицо органа Госфининспекции Украины, проводящее ревизию, будет иметь право получать заверенные копии документов объекта контроля, подтверждающих не только нарушение, но и любые другие факты, выявленные в ходе проведения ревизии (например, учредительные документы, документы по регистрации объекта контроля и т. п.).

Значительные изменения претерпела процедура приостановления плановых ревизий, определенная пунктом 22 Порядка инспектирования. В частности, уточнен перечень оснований для такого приостановления, в который включена не только необходимость проведения встречных сверок, без завершения которых невозможно качественное проведение ревизии, и обоснованное обращение объекта контроля, но и необходимость срочного выполнения других задач согласно полномочиям, предусмотренным Законом о ГФК. Кроме того, постановлением № 513 исключена норма о необходимости составления и предоставления объекту контроля отдельного акта во всех случаях приостановления ревизии на срок свыше 3 рабочих дней.

Изменениями к пункту 23 Порядка инспектирования уточнен порядок действий инспектора в случае устранения объектом контроля обстоятельств, делающих невозможным проведение ревизии (отсутствие бухгалтерского учета на объекте контроля, недопуск инспекторов к проведению ревизии или непредоставление необходимых для проверки документов, другие объективные и не зависящие от органа Госфининспекции Украины обстоятельства, которые делают невозможным или препятствуют проведению ревизии).

Так, в случае устранения таких обстоятельств ревизию по решению руководителя органа Госфининспекции Украины можно завершить в установленном законодательством порядке. При этом следует заметить, что в ее продолжительность не включается срок, в течение которого ревизия фактически не проводилась. В случае же, если указанные препятствия не устранены, то применяется норма, которая уже была определена Порядком инспектирования, — ревизия не считается проведенной и орган Госфининспекции Украины имеет право во второй раз организовать и провести ревизию объекта контроля, в частности в плановом порядке, в течение того же календарного года.

Постановлением № 513 уточнены также отдельные вопросы по взаимодействию с правоохранительными органами. В частности, установлено, что в случае непредоставления правоохранительным органом решения суда о проведении внеплановой выездной ревизии и при наличии в обращении правоохранительного органа фактов, свидетельствующих о нарушении требований законов, контроль за соблюдением которых отнесен к компетенции органов Госфининспекции Украины, возможно включение ревизии объекта контроля в план контрольно-ревизионной работы органа Госфининспекции Украины на следующий плановый период при условии, что такое учреждение не ревизовалось органами Госфин-инспекции Украины в плановом порядке в течение текущего календарного года. Кроме этого, Порядок инспектирования дополнен нормой, согласно которой, если данные, указанные в абзацах втором — седьмом пункта 28 Порядка инспектирования, изложены в решении суда о предоставлении разрешения на проведения ревизии, допускается их отсутствие в обращении правоохранительного органа, к которому прилагается такое решение.

Что касается изменений к процедуре документирования и реализации результатов ревизии, то наиболее существенной является норма постановления № 513, касающаяся необходимости приведения в констатирующей части акта ревизии информации об определенном в установленном законодательством порядке размере убытков, нанесенных государству или объекту контроля в результате выявленных нарушений законодательства (при наличии).

Кроме этого, конкретизирована процедура подписания акта ревизии централизованной бухгалтерии. В частности, акт ревизии централизованной бухгалтерии, обслуживающей несколько бюджетных учреждений, подписывается должностным лицом органа Госфининспекции Украины, руководителем и главным бухгалтером органа, при котором создана централизованная бухгалтерия. С содержанием акта ревизии централизованной бухгалтерии знакомятся руководители бюджетных учреждений, которые обслуживаются соответствующей централизованной бухгалтерией и в отношении деятельности которых ревизией выявлено нарушение.

Изменениями к Порядку инспектирования также впервые определена обязанность органов управления объекта контроля и органов исполнительной власти не позднее месячного срока информировать органы Госфининспекции Украины о рассмотрении результатов ревизии и принятых в связи с этим мерах.

Другими изменениями к Порядку инспектирования уточнена его терминология (например, относительно названия должности «Государственный финансовый инспектор», терминов «акт ревизии», «информация с ограниченным доступом» и другие), изменено название органов государственной налоговой службы в связи с их реорганизацией в Министерство доходов и сборов Украины и т. п.

 

Первый заместитель Председателя В. Костюшко

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше