Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении платных социальных услуг

Редакция ББ
Письмо от 26.07.2013 г. № 8238/0/14-13/014

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ПЛАТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

Письмо от 26.07.2013 г. № 8238/0/14-13/014

(извлечение)

 

<…>

Статьей 7 Закона Украины «О социальных услугах» (далее — Закон) определено, что социальные услуги могут предоставляться как за плату, так и бесплатно.

В соответствии с этим Законом приняты постановления Кабинета Министров Украины от 14.01.2004 г. № 12 «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня», от 09.04.2005 г. № 268 «Об утверждении Порядка регулирования тарифов на платные социальные услуги», от 29.12.2009 г. № 1417 «Некоторые вопросы деятельности территориальных центров социального обслуживания (предоставления социальных услуг)» и приказ Минтруда от 24.02.2010 г. № 32, которым утверждены Методические рекомендации по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — Методические рекомендации).

В соответствии с этими законодательными актами информируем по поводу заданных вопросов:

1. Какие фактические расходы следует учитывать территориальному центру при расчете стоимости платных услуг: расходы текущего года или расходы прошлого года?

Тариф на платную социальную услугу исчисляется с учетом себестоимости услуги, административных расходов и налога на добавленную стоимость территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг).

Для расчета тарифов на платные социальные услуги проводится анализ фактических расходов (прямых и непрямых) территориального центра за прошлый год.

Поэтому при расчете фактических расходов необходимо учитывать расходы прошлого года.

2. Как терцентру определить коэффициент общепроизводственных и административных расходов при определении стоимости платных социальных услуг?

Согласно примерам расчета тарифов на платные социальные услуги, приведенным в Методических рекомендациях, общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы исчисляются по формуле:

ОПР = (ФР - ФОТ) : ФЛП,

где: ОПР — общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы;

ФР — фактические расходы по смете за базовый год;

ФОТ — составляющая фактических расходов на заработную плату и начисления на заработную плату.

3. Территориальный центр арендует 5 комнат в помещении. В одной из комнат находится отделение социальной помощи на дому.

Правильно ли для определения общепроизводственных расходов включать заработную плату прошлого года заведующего отделением социальной помощи на дому, заместителя заведующего, социального работника без учета заработной платы социальных рабочих, в связи с тем, что их заработная плата входит в прямые расходы?

Расходы на содержание аппарата управления, в том числе расходы на оплату труда, включаются в общепроизводственные расходы.

4. Заработную плату какого персонала следует включать в административные расходы?

В соответствии с Порядком регулирования тарифов на платные социальные услуги, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 09.04.2005 г. № 268, административные расходы включаются в тариф на платную социальную услугу в размере не более 15 процентов расходов на оплату труда, определенных по нормам обслуживания для предоставления этой услуги работником (работниками).

При проведении расчета тарифа на платные социальные услуги проводится анализ административных расходов. В случае, когда размер административных расходов больше 15 % расходов на заработную плату, в расчет тарифа включаются расходы в размере 15 % расходов на заработную плату, в случае, если меньше, — фактическая величина административных расходов.

К административным расходам относятся общехозяйственные затраты, связанные с операционной деятельностью, которые не включаются в себестоимость социальной услуги, в частности затраты на содержание аппарата управления территориального центра (не вошедшие в общепроизводственные расходы) и другого общехозяйственного персонала.

5. В какой вид затрат включать расходы на коммунальные услуги?

Расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другие, содержание производственных помещений включаются в общепроизводственные расходы.

В то же время в рамках реформирования системы предоставления социальных услуг Минсоцполитики разработан проект Методики расчета стоимости социальных услуг.

 

Заместитель Министра Л. Дроздова

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

ВОПРОСЫ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ПЛАТНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ ТЕРЦЕНТРАМИ:
РАЗЪЯСНЯЕТ МИНСОЦПОЛИТИКИ

Это письмо является ответом на запрос нашей редакции, который содержал следующие вопросы:

1. Какие фактические расходы следует учитывать при расчете стоимости платных услуг — расходы текущего года или прошлого?

2. Как определить коэффициент общепроизводственных и административных расходов?

3. Терцентр арендует 5 комнат в помещении. В одной из них находится отделение социальной помощи на дому. Правильно ли для определения общепроизводственных расходов включать заработную плату прошлого года заведующей отделением социальной помощи на дому, заместителя заведующей, социального работника без учета заработной платы социальных рабочих, в связи с тем, что их заработная плата входит в прямые расходы?

4. Заработную плату какого персонала следует включить в административные расходы? К какому виду расходов относить расходы на коммунальные услуги?

Рассмотрим и прокомментируем ответы Минсоцполитики на эти вопросы.

Так, согласно п. 7 Перечня социальных услуг, условий и порядка их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень № 1417), территориальный центр может предоставлять платные социальные услуги (в пределах имеющихся возможностей), определенные постановлением КМУ «О порядке предоставления платных социальных услуг и утверждении их перечня» от 14.01.2004 г. № 12 (далее — постановление № 12) и Перечнем № 1417:

— гражданам преклонного возраста, инвалидам, больным, не способным к самообслуживанию и имеющим родственников, которые должны обеспечить им уход и помощь;

— гражданам, находящимся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей и зарегистрированным в государственной службе занятости как ищущие работу, в связи со стихийным бедствием, катастрофой (и имеющим на своем иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста, инвалидов), если среднемесячный совокупный доход их семей выше прожиточного минимума для семьи.

Тарифы на платные социальные услуги устанавливаются территориальным центром в соответствии с Порядком регулирования тарифов на платные социальные услуги, утвержденным постановлением КМУ от 09.04.2005 г. № 268 (далее — Порядок № 268), и утверждаются его директором.

Кроме того, при определении стоимости платных социальных услуг терцентры могут пользоваться Методическими рекомендациями по расчету тарифов на платные социальные услуги, предоставляемые территориальным центром социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденными приказом Минтруда от 24.02.2010 г. № 32 (далее — Методические рекомендации № 32).

Напомним, что бюджетные учреждения могут предоставлять только те платные услуги, которые предусмотрены перечнями разрешенных платных услуг, определенными нормативными документами для соответствующих отраслей. При предоставлении платных услуг терцентрами таким документом является Перечень платных социальных услуг, утвержденный постановлением № 12.

Плата за услуги рассчитывается на каждый отдельный вид услуг согласно калькуляции расходов.

Согласно п. 3 Порядка № 268 тариф на платную социальную услугу исчисляется с учетом себестоимости услуги, административных расходов и налога на добавленную стоимость.

В себестоимость платной социальной услуги включаются:

— прямые материальные расходы;

— общепроизводственные расходы;

— прямые расходы на оплату труда;

— прочие прямые расходы.

Перечень статей калькулирования себестоимости платной социальной услуги определяется государственными и коммунальными предприятиями, учреждениями и заведениями социального обслуживания, юридическими лицами, физическими лицами, предоставляющими платные социальные услуги.

Какие именно виды расходов относятся к прямым материальным, общепроизводственным и другим, определено в Методических рекомендациях № 32.

Под фактическими расходами следует понимать сумму любых расходов в денежной, материальной или нематериальной формах, осуществляемых в качестве компенсации стоимости услуг (работ), которые приобретаются (изготавливаются) субъектом хозяйственной деятельности для их дальнейшего использования в собственной хозяйственной деятельности.

Под базовым годом понимается год деятельности учреждения, который берется за основу при исчислении его фактических расходов. То есть в Методических рекомендациях № 32 не пре-дусмотрено избрание исключительно предыдущего года для расчета.

В то же время в комментируемом письме Минсоцполитики указывает, что для расчета фактических расходов необходимо учитывать расходы прошлого года. Мы со своей стороны не можем полностью с этим согласиться, ведь зачастую есть возможность четко определить плановые расходы на предоставление услуг на текущий год, т. е. на год, в котором планируется предоставлять платные услуги.

Отметим: если при расчете учитываются расходы прошлого года, то их следует откорректировать на индекс инфляции.

Также напомним, что согласно п. 20 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228, при определении объемов расходов бюджета и/или предоставлении кредитов из бюджета распорядителей низшего уровня главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения, исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений (количество классов, учащихся в школах, коек в больницах, детей в дошкольных заведениях и т. п.), объема выполняемой работы, штатной численности, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Что касается второго вопроса, то в комментируемом письме Минсоцполитики приводит только формулу расчета общепроизводственных расходов, которая содержится в Методических рекомендациях № 32.

Для того чтобы лучше понять, как именно следует рассчитывать общепроизводственные и административные расходы, приведем пример.

Пример. Допустим, что фактические расходы учреждения за 2012 год составили 3587243 грн., а фонд заработной платы с начислениями — 2356789 грн.

Общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы рассчитаем по формуле:

ОПР = (ФР - ФОТ) : ФОТ,

где:

ОПР — общепроизводственные расходы на 1 грн. заработной платы;

ФР — фактические расходы по смете за базовый год (год, в котором будут предоставляться услуги);

ФОТ — составляющая фактических расходов на заработную плату и начисления на заработную плату.

Таким образом, ОПР = (ФР - ФОТ) : ФОТ = = (3587243 грн. - 2356789 грн.) : 2356789 грн. = 0,522 грн.

Допустим, что расходы на зарплату соцработника составляют 12,05 грн. (этот показатель рассчитывается путем умножения расходов на заработную плату социального работника за 1 час на норму времени на предоставление конкретного вида платной социальной услуги).

В расчет тарифа на платную услугу включаем 6,29 грн. (0,522 грн. х 12,05 грн.).

Что касается административных расходов, включаемых в стоимость социальной услуги, то отметим следующее.

Если после проведения подсчета суммы административных расходов эта сумма превышает 15 % расходов на заработную плату основного персонала, в расчет тарифа включаются административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату основного персонала, а когда сумма меньше — в расчет тарифа включается фактическая сумма административных расходов.

Допустим, что сумма административных расходов больше 15 % расходов на заработную плату основного персонала. В связи с этим в расчет нужно включить административные расходы в размере 15 % расходов на заработную плату основного персонала.

Сумма административных расходов, которые необходимо включить в расчет, составляет 1,81 грн. (12,05 грн. х 15 %).

На вопрос о включении расходов на оплату труда в общепроизводственные расходы Минсоцполитики в комментируемом письме ответило достаточно кратко и только отметило, что расходы на оплату труда аппарата управления включаются в общепроизводственные расходы. Но вопрос был шире и в нем фигурировали не только работники аппарата управления.

Со своей стороны отметим по этому поводу следующее.

Исходя из приложения 3 к Методическим рекомендациям № 32 , в котором приведено примерное описание услуг, предоставляемых территориальным центром социального обслуживания, как социальный работник, так и социальный рабочий занимаются непосредственным предоставлением социальных услуг.

В связи с этим считаем, что заработная плата социального рабочего и социального работника входит в состав прямых расходов. А заработная плата заведующей отделением социальной помощи на дому и заместителя заведующей указанным отделением входит в состав общепроизводственных расходов.

Кроме того, Минсоцполитики в комментируемом письме отметило, что расходы на содержание аппарата управления, не вошедшие в общепроизводственные расходы и другой общехозяйственный персонал, следует включить в административные расходы.

Также Минсоцполитики предоставило разъяснение о виде расходов, в которые следует включить расходы на коммунальные услуги. Так, расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение и другое содержание производственных помещений включаются в общепроизводственные расходы.

Но мы, со своей стороны, обратим внимание на то, что в соответствии с Методическими рекомендациями № 32 расходы на отопление, освещение, водоснабжение, водоотведение производственных помещений (т. е. помещений отделения, которое непосредственно предоставляет платные услуги) включаются в состав общепроизводственных расходов. Расходы же на отопление, освещение, водоснабжение и водоотведение помещений общехозяйственного использования входят в состав административных расходов.

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше