Темы статей
Выбрать темы

О необходимости проведения процедуры закупки

Редакция ББ
Ответы на вопросы

О НЕОБХОДИМОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ ЗАКУПКИ

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Бюджетное учреждение предоставляет в аренду часть помещений. С арендаторами заключены договоры аренды и договоры на возмещение потребленных коммунальных услуг, а именно электрической энергии. Средства, полученные от арендаторов в качестве возмещения стоимости потребленных коммунальных услуг, учреждение относит на возмещение кассовых и фактических расходов.

В смете учреждения на 2013 год утверждены бюджетные ассигнования по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» в сумме 66 тыс. грн. С поставщиком электроэнергии в начале 2013 года учреждением был заключен договор на поставку электроэнергии, согласно которому стоимость услуг определена исходя из размера утвержденных годовых ассигнований, т. е. 66 тыс. грн.

Поскольку ожидаемая стоимость закупки не превышала 100 тыс. грн., учреждение не применило процедуру закупки. Такие суммы отражены только в приложении к годовому плану закупок. Однако в течение 2013 года учреждение уже фактически перечислило за услуги по поставке электроэнергии 103713 грн.

Пожалуйста, разъясните, правильно ли мы действовали? Нужно ли применять процедуру закупки электроэнергии, если наше учреждение получает возмещение стоимости потребленных услуг?

(г. Полтава)

 

В первую очередь отметим, что учреждению необходимо было применить процедуру закупки. Связано это с тем, что именно бюджетное учреждение — арендодатель заключает договоры с поставщиками коммунальных услуг (в частности, электроэнергии) и осуществляет с ними расчеты. Ведь, как предусмотрено п. 5.1 Правил пользования электрической энергией, утвержденных постановлением НКРЭ от 31.07.96 г. № 28, договор о поставке электрической энергии является основным документом, регулирующим отношения между поставщиком электрической энергии по регулируемому тарифу, который осуществляет свою деятельность на закрепленной территории, и потребителем и определяет содержание правовых отношений, права и обязанности сторон.

Следует отметить, что договор о поставке электрической энергии содержит такие условия, которые являются существенными и обязательными для этого вида договоренностей. В частности, к таким условиям отнесен порядок снятия показаний расчетных средств учета, порядок предоставления и подтверждения информации по данным расчетного учета электрической энергии, порядок и сроки проведения расчетов.

Следовательно, учреждение-арендодатель на основании информации о стоимости потребленной электроэнергии перечисляет поставщику электроэнергии соответствующие суммы за потребленные услуги. Учитывая это, есть основания считать, что именно учреждение-арендодатель осуществляет закупку услуг по поставке электроэнергии.

Отметим, что согласно п. 3 ст. 1 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289) закупкой считается приобретение заказчиком товаров, работ и услуг за государственные средства в порядке, установленном этим Законом.

Поскольку учреждение-арендодатель осуществляет приобретение услуг по поставке электроэнергии, используя для этого государственные средства, т. е. средства, предусмотренные сметой, то приобретение таких услуг необходимо осуществлять с применением требований Закона № 2289.

Таким образом, если учреждение-арендодатель осуществляет закупку товаров и услуг (в нашей ситуации — электроэнергии), ожидаемая стоимость которых превышает 100 тыс. грн. (в строительстве — 300 тыс. грн.), то нужно проводить закупку по одной из процедур, предусмотренных Законом № 2289.

Заметим: в ст. 4 Закона № 2289 определено, что закупка электрической энергии, услуг по ее поставке, передаче и распределению должна осуществляться с учетом особенностей, установленных отдельными законами. До принятия таких законов закупка электроэнергии осуществляется по общим правилам и процедурам согласно требованиям Закона № 2289, т. е. заказчик в общем порядке для заключения договора по поставке электрической энергии обязан избрать и провести одну из процедур закупок.

При закупке электрической энергии заказчики, как правило, применяют процедуру закупки у одного участника, особенности проведения которой установлены ст. 39 Закона № 2289. Поэтому советуем учреждению-арендодателю обратить внимание на письмо-разъяснение Минэкономразвития от 31.10.2012 г. № 3301-04/40987-06 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 42), в котором предоставлены методические рекомендации по ориентировочному поэтапному порядку проведения процедуры закупки у одного участника товаров, работ и услуг.

Что касается возмещения стоимости коммунальных услуг, а именно электрической энергии, которое арендатор осуществляет учреждению-арендодателю, то такие расходы действительно для него не являются закупкой в понимании Закона № 2289 и осуществляются без применения требований этого Закона. На этот момент Минэкономики обращало внимание в разъяснении от 07.07.2011 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 29), отмечая, что такие расходы не являются закупкой при условии, если:

— расходы осуществляются именно как возмещение (компенсация) коммунальных расходов арендодателя;

— средства не используются арендодателем для приобретения товаров, работ и услуг;

— расчеты не предусматривают заключения договора о закупке.

Также добавим, что расчеты с поставщиками коммунальных услуг, в частности оплату за электроэнергию, учреждение-арендодатель осуществляет по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» исходя из суммы утвержденных ассигнований по этому коду. Госказначейская служба неоднократно предоставляла разъяснение о зачислении таких возмещений (см. письма Госказначейства от 12.04.2012 г. № 17-10/925-5184 («Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 20) и от 31.05.2011 г. № 17-04/1412-7555). Кроме того, вопросы об осуществлении операций, связанных с возмещением коммунальных услуг арендодателями, порядок оформления расчетов и оплаты таких услуг подробно рассматривались в статье «Возмещение расходов при аренде помещений: особенности расчета и порядок оплаты» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 35).

Так, в случае возмещения расходов арендатором средства поступают на регистрационные счета учреждения-арендодателя по КЭКР 0000. По операциям текущего года средства зачисляются как возмещение осуществленных расходов и относятся на возобновление кассовых расходов. В зависимости от проведенных операций учреждение осуществляет корректировку фактических расходов.

Учитывая это, учреждению-арендодателю утверждаются бюджетные ассигнования в смете на оплату коммунальных услуг (в частности, услуги за электроэнергию по КЭКР 2273) в полном размере с учетом расходов арендатора. Однако в течение года при получении возмещения стоимости коммунальных услуг возникает необходимость внести соответствующие изменения в утвержденные назначения по КЭКР 2273, а именно: уменьшаются утвержденные ассигнования в соответствии с фактически проведенными кассовыми расходами учреждением-арендодателем с последующим их направлением на выполнение первоочередных мер. Внесение таких изменений осуществляется согласно требованиям пп. 23 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше