НА БАЛАНСЕ ВУЗА ЧИСЛЯТСЯ ОБЩЕЖИТИЯ: НУЖНО ЛИ УПЛАЧИВАТЬ ТУРИСТИЧЕСКИЙ СБОР
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»
На балансе высшего учебного заведения числятся общежития, в которых проживают следующие категории граждан:
— студенты (граждане Украины и граждане других стран, обучающиеся в заведении);
— лица, обучающиеся на курсах повышения квалификации;
— лица, обучающиеся в интернатуре и клинической ординатуре (некоторые граждане проживают со своими семьями).
Должно ли заведение уплачивать туристический сбор? Если должно, то каким образом исчисляются суммы сбора?
(г. Харьков)
Начиная с 2011 года одним из видов местных сборов, средства от которого зачисляются в местный бюджет, является туристической сбор. Порядок взимания этого сбора определен ст. 268 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ).
Согласно п.п. 268.2.1 НКУ плательщиками туристического сбора являются:
— граждане Украины;
— иностранцы;
— лица без гражданства, прибывающие на территорию административно-территориальной единицы, на которой действует решение сельского, поселкового и городского совета об установлении туристического сбора, и получающие (потребляющие) услуги по временному проживанию (ночевке) с обязательством покинуть место пребывания в указанный срок.
Как определено в п.п. 268.5.1 НКУ, взимание сбора согласно решению сельского, поселкового или городского совета осуществляется налоговыми агентами, к которым относятся:
а) администрации гостиниц, кемпингов, мотелей, общежитий для приезжих и других заведений гостиничного типа, санаторно-курортных заведений;
б) квартирно-посреднические организации, которые направляют неорганизованных лиц на поселение в дома (квартиры), принадлежащие физическим лицам на праве собственности или на праве пользования по договору найма;
в) юридические лица или физические лица — предприниматели, уполномоченные сельским, поселковым или городским советом взимать сбор на условиях договора, заключенного с соответствующим советом.
Вместе с этим п.п. 268.2.2 НКУ определенным категориям граждан установлены льготы по уплате туристического сбора. Так, плательщиками сбора не могут быть лица, которые:
а) постоянно проживают, в том числе на условиях договоров найма, в селе, поселке или городе, советами которых установлен такой сбор;
б) прибыли в командировку;
в) являются инвалидами, детьми-инвалидами и лицами, сопровождающими инвалидов I группы или детей-инвалидов (не более одного сопровождающего);
г) являются ветеранами войны;
ґ) являются участниками ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС;
д) прибыли по путевкам (курсовкам) на лечение, оздоровление, реабилитацию в лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения, имеющие лицензию на медицинскую практику и аккредитацию центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере здравоохранения;
е) являются детьми в возрасте до 18 лет.
Кроме того, не являются плательщиками туристического сбора детские лечебно-профилактические, физкультурно-оздоровительные и санаторно-курортные заведения.
В соответствии с п. 12.3 НКУ решения об установлении местных налогов и сборов принимают сельские, поселковые и городские советы. При принятии решения об установлении местных налогов и сборов обязательно определяются объект налогообложения, плательщик налогов и сборов, размер ставки, налоговый период и другие обязательные элементы, определенные ст. 7 НКУ, с соблюдением критериев, установленных ст. 268 этого Кодекса.
Руководствуясь вышеупомянутыми нормами НКУ, органы местного самоуправления решают вопросы, касающиеся введения туристического сбора. При установлении туристического сбора налоговые льготы и порядок их применения могут предусматриваться только для определенной категории плательщиков сбора. При этом не разрешается устанавливать индивидуальные льготные ставки по взиманию туристического сбора для отдельных юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и физических лиц или освобождать их от уплаты такого сбора.
Также добавим, что право высших учебных заведений предоставлять помещения общежитий для проживания предусмотрено п. 3 разд. 7 Перечня платных услуг, которые могут предоставляться учебными заведениями, другими учреждениями и заведениями системы образования, относящимися к государственной и коммунальной форме собственности, утвержденного постановлением КМУ от 27.08.2010 г. № 796.
Поскольку этот вопрос заинтересовал наших читателей из г. Харькова, то далее рассмотрим, каким образом осуществляется взимание туристического сбора в этом городе.
Итак, начиная с 2013 года на территории г. Харькова действует Положение о порядке исчисления и уплаты туристического сбора в городе Харькове, утвержденное решением сессии Харьковского городского совета VI созыва от 12.01.2011 г. № 126/11 (далее — Положение). С этим документом все желающие могут ознакомиться на официальном сайте Харьковского городского совета в рубрике «Документы» / «Решения сессий городского совета» (www.city.kharkov.ua). Поэтому именно на основании этого документа администрация высшего учебного заведения является налоговым агентом и соответственно должна осуществлять исчисление туристического сбора. Далее выясним, какие категории граждан, проживающих в общежитии, являются плательщиками туристического сбора, а какие имеют льготы.
Как предусмотрено в п. 2.2 Положения, плательщиками туристического сбора, в частности, не могут быть лица, постоянно проживающие, в том числе на условиях договора найма, в г. Харькове.
Таким образом, лица, проживающие в общежитии высшего учебного заведения на основании заключенного договора найма, не являются плательщиками туристического сбора.
Дальше остановимся на определенных особенностях заключения такого договора.
Во-первых, отметим, что основным документом, регламентирующим функционирование общежитий высших учебных заведений и определяющим порядок предоставления жилой площади в общежитиях, условия проживания, правила внутреннего распорядка, является Примерное положение о студенческом общежитии высшего учебного заведения, утвержденное приказом МОН от 13.11.2007 г. № 1004 (далее — Положение).
В соответствии с п. 22 этого Положения руководитель высшего учебного заведения или по его поручению руководитель студенческого городка заключает со студентом* соглашение на проживание в общежитии и выдает ему ордер (направление), который является единственным основанием для поселения и проживания в указанном жилом городке. В ордере (направлении) указываются адрес общежития и номер комнаты.
Как свидетельствует практика, такое соглашение высшие учебные заведения заключают в форме договора найма жилой площади в общежитии.
Во-вторых, основные положения, регулирующие правоотношения по договору найма (аренды), установленные в гл. 58 «Наем (аренда)» и 59 «Наем (аренда) жилья» Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV (далее — ГКУ). При этом требования гл. 59 ГКУ касаются договоров найма (аренды) помещений, имеющих четко определенное целевое назначение, — для проживания. Поэтому при заключении договора найма (аренды) жилья следует руководствоваться положениями гл. 59 ГКУ, являющимися специальными по отношению к положениям гл. 58 этого Кодекса. Некоторые толкования норм действующего законодательства, касающихся требований к форме договора аренды жилья, приведены в разъяснении Минюста от 05.01.2011 г.
Учитывая указанное выше, проживание на условиях договора найма в общежитии может быть подтверждено договором найма (аренды) жилья. И потому лица, с которыми высшее учебное заведение заключило соответствующий договор, не являются плательщиками туристического сбора.
* В Положении под студентами подразумеваются иногородние студенты, слушатели, курсанты, ассистенты-стажеры, интерны, клинические ординаторы, аспиранты, адъюнкты, докторанты и т. п.
Кроме того, в п. 3 Положения указано, что иностранные граждане, обучающиеся в этом высшем учебном заведении, размещаются в общежитиях на общих основаниях, если иное не предусмотрено контрактом или другими нормативно-правовыми актами.