Темы статей
Выбрать темы

Установление норм расхода топлива с учетом корректировочных коэффициентов

Редакция ББ
Статья

УСТАНОВЛЕНИЕ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА С УЧЕТОМ КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ

 

Напомним, что в начале 2012 года Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43, претерпели существенные изменения. В связи с этим у бюджетных учреждений, имеющих на балансе автотранспортные средства, до сих пор возникает много вопросов по установлению норм расхода горюче-смазочных материалов и применению корректировочных коэффициентов.

Как именно следует правильно устанавливать нормы расхода топлива и применять корректировочные коэффициенты, рассмотрим в этой статье на примерах.

Константин НОВИКОВ, консультант

 

ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НОРМ № 43

Прежде всего обратимся к письму ГлавКРУ (в настоящее время — Госфининспекция) от 11.08.2010 г. № 02-14/1232. В нем шла речь о том, что приказ Минтранса «Об утверждении Норм расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте» от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43) не прошел государственной регистрации в Минюсте, в связи с чем можно считать, что он является обязательным для исполнения только для предприятий, учреждений и организаций, входящих в сферу управления Минтранса. Другими центральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями должны быть разработаны собственные нормативные документы по нормированию расхода топлива и смазочных материалов в соответствии с законодательством.

Появление этого письма в то время несколько взбудоражило бухгалтерское сообщество, вызвав вопрос: так что, Нормы № 43 применять не обязательно?

По этому поводу отметим следующее.

Во-первых, письма по своей сути не являются нормативными документами, т. е. их выполнение не является обязательным.

Во-вторых, при проведении контрольных мероприятий специалисты органов Госфининспекции руководствуются Методическими рекомендациями по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденными приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90 (далее — Методические рекомендации), разработанными с целью обеспечения единых подходов к подготовке к ревизии, ее проведению, оформлению результатов и реализации материалов.

Так, в п.п. 11.11.3 разд. ІV этих Методических рекомендаций указано, что при проверке списания горюче-смазочных материалов необходимо проверить соблюдение установленного порядка и норм списания. При этом в примечании к этому подпункту указано «Списание горюче-смазочных материалов осуществляется по Нормам № 43, на основании данных о пробеге автомобиля».

Из этого следует, что органы Госфининспекции не возражают против применения предприятиями, учреждениями и организациями при списании горюче-смазочных материалов именно Норм № 43.

То есть при списании горюче-смазочных материалов можно использовать Нормы № 43, однако это необходимо указать в первую очередь в приказе об учетной политике учреждения и приказе об установлении норм расхода топлива на соответствующие автотранспортные средства, числящиеся на его балансе.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что основанием для списания использованных легковым автотранспортом горюче-смазочных материалов являются первичные документы. Причем до 16.04.2013 г. таким первичным документом был путевой лист, форма и порядок заполнения которого были утверждены приказом Госкомстата от 17.02.98 г. № 74. Однако на сегодняшний день этот приказ уже не действует. В то же время с учетом требований Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV учреждение должно иметь первичные документы на списание горюче-смазочных материалов, составленные с учетом требований законодательства о реквизитах первичных документов.

В соответствии с п. 2.7 Положения о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденного приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88, форму первичного документа для учета работы транспортного средства учреждение может разработать самостоятельно. При этом эта форма должна иметь все обязательные реквизиты, указанные в п. 2.4 этого Положения. Самостоятельно разработанные форму и порядок ее использования необходимо утвердить приказом (распоряжением) руководителя учреждения.

Следует отметить, что при разработке формы такого первичного документа возможно использование формы путевого листа, утратившей силу, при этом стоит учесть требования постановления КМУ «Об упорядочении использования легковых автомобилей бюджетными учреждениями и организациями» от 04.06.2003 г. № 848 (далее — Постановление № 848), в части осуществления в первичном документе должностным лицом, в распоряжение которого предоставлен автомобиль, после каждой поездки подтверждающей подписи о времени окончания обслуживания, для чего предусмотреть в первичном документе необходимые графы.

 

УСТАНОВЛЕНИЕ БАЗОВЫХ ЛИНЕЙНЫХ НОРМ

Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте предназначены для планирования потребности предприятий, учреждений, организаций в горюче-смазочных материалах и контроля за их расходованием, ведения отчетности, внедрения режима экономии и рационального использования нефтепродуктов, а также могут применяться для разработки удельных норм расхода топлива.

Нормирование расхода топлива  — это установление допустимой меры его потребления в определенных условиях эксплуатации автомобилей, для чего применяются базовые линейные нормы, установленные для моделей (модификаций) автомобилей, и система нормативов и корректировочных коэффициентов, позволяющих учитывать выполненную транспортную работу, климатические, дорожные и другие условия эксплуатации.

В соответствии с п. 1.1 Норм № 43 для автомобилей устанавливаются следующие виды норм расхода топлива:

базовая линейная норма на пробег автомобиля — на 100 км;

норма на выполнение транспортной работы (учитывает дополнительные расходы топлива при движении автомобиля с грузом) — на 100 тонно-километров (т·км);

норма на одну тонну снаряженной массы Hg (учитывает дополнительные расходы топлива при изменении снаряженной массы автомобиля, прицепа или полуприцепа);

норма на ездку с грузом (учитывает увеличение расхода топлива, связанное с маневрированием и выполнением операций погрузки и разгрузки) — на одну ездку;

норма на пробег при выполнении специальной работы — на 100 км;

норма на работу специального оборудования, установленного на автомобилях, — на час или на выполненную операцию;

базовая норма на работу автономного (независимого) обогревателя  на один час его работы.

В частности, базовая линейная норма Hs устанавливается:

— для грузовых автомобилей (за исключением самосвалов) — в снаряженном состоянии;

— для легковых автомобилей и автобусов (полная масса которых не превышает 3,5 т) и самосвалов — с половиной нагрузки;

— для автобусов (полная масса которых превышает 3,5 т) — с полной нагрузкой (полной массой);

— для грузопассажирских автомобилей — в снаряженном состоянии с половиной массы пассажиров.

Базовые линейные нормы расхода топлива установлены в следующих единицах измерения :

— для бензиновых, дизельных автомобилей и автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе, — в литрах на 100 км пробега (л/100 км);

— для автомобилей, работающих на сжатом природном газе, — в нормальных кубических метрах на 100 км (м3/100 км);

— для газодизельных автомобилей нормы расходов сжатого природного газа приведены в таблицах в м3/100 км, а дизельного топлива — рядом в л/100 км.

Для установления базовой линейной нормы расхода топлива в первую очередь необходимо четко определиться со всеми техническими данными автомобилей (модель (модификация) автомобиля, тип кузова, масса снаряженная, модель двигателя, его рабочий объем и максимальная мощность, тип коробки передач и т. п.).

Определившись с техническими данными автомобилей, необходимо определить их базовые линейные нормы расхода топлива, которые приведены в таблицах приложений А и Б Норм № 43 в разрезе моделей (модификаций) автомобилей в алфавитном порядке (по украинскому и латинскому алфавиту).

При этом следует обращать внимание на то, что большинство современных автомобилей имеют многовариантное конструктивное исполнение (комплектация одной модели автомобиля разными моделями двигателя, коробки передач, главной передачи, и т. п.). Вновь разработанные и пересмотренные начиная с 1997 года базовые линейные нормы приведены в отдельных таблицах с указанием технических данных и особенностей конструктивного исполнения моделей (модификаций) транспортных средств, позволяющих их идентифицировать. Эти нормы распространяются только на модели (модификации) автомобилей с указанными техническими данными и особенностями конструктивного исполнения.

Так, например, базовая линейная норма расхода топлива на автомобиль ЗАЗ-Daewoo модель Т13110 (далее — ЗАЗ-Daewoo) (нотчбек 4-дверный, снаряженной массой 1010 кг, модель двигателя МЕМЗ-307 с рабочим объемом 1299 см3 и максимальной мощностью 51,5 кВт, КП 5-ступенчатая), составляет 7,5 л/100 км (позиция 8 таблицы А2.2 Норм № 43).

Следует отметить также, что из перечня моделей автомобилей исключены те, производство которых прекращено 25 и более лет тому назад. При необходимости расчета нормативного расхода топлива на автомобили этих моделей применяются корректировочные коэффициенты и формулы расчетов согласно этому нормативному документу, а базовые линейные нормы — согласно Нормам расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденным приказом Минтранса от 03.05.95 г. № 179, несмотря на то, что на сегодняшний день он уже утратил силу.

Далее рассмотрим коэффициенты корректировки норм расхода топлива, предусмотренные Нормами № 43 , и их практическое применение на примерах.

Про этом стоит напомнить, что корректировочные коэффициенты делятся на 2 типа: повышающие нормы расхода топлива и понижающие их.

Также договоримся, что в примерах применения коэффициентов корректировки норм расхода топлива будем использовать базовую линейную норму расхода топлива на вышеприведенный автомобиль ЗАЗ-Daewoo.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КОРРЕКТИРОВОЧНЫХ КОЭФФИЦИЕНТОВ, ПОВЫШАЮЩИХ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

Итак, нормы расхода топлива повышаются в следующих случаях:

Работа в холодное время года .

В соответствии с п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 нормы расхода топлива повышаются в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды:

— от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2 %;

— ниже -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %;

— ниже -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

— ниже -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %;

— ниже -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %;

— ниже -25 °C — до 12 %.

На первый взгляд вроде бы все понятно, однако следует обратить особое внимание на примечания по применению корректировочных коэффициентов.

Так, в соответствии с примечанием 1 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 указанная надбавка применяется в зависимости от фактической средней (для отчетного периода эксплуатации) температуры воздуха в пределах определенного диапазона по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, других достоверных официальных источников или по результатам собственных измерений, надлежащим образом задокументированных.

В частности, температуру воздуха в пределах определенного диапазона можно получить с официального сайта Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы (meteo.gov.ua). При этом следует иметь в виду, что пользователю доступна информация только о температуре текущих суток, зафиксированной в городах Украины и крупных городах Европы.

Температура, принимаемая к расчетам, определяется как среднее значение температуры воздуха окружающей среды для определенного отчетного периода эксплуатации.

Отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководства учреждения.

Для всего автотранспортного парка учреждения может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Для расчетов можно брать значение среднесуточной температуры, или, в случае необходимости, средней температуры за определенную часть суток (ночь, утро, день, вечер), или их комбинации (например, средняя температура за утро-день или за утро-день-вечер и т. п.), приходящейся на момент эксплуатации техники.

Среднее значение может быть установлено на основании температур на время начала и конца движения согласно записям в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Могут выделяться отдельные периоды (время) эксплуатации и соответствующий им пробег с установлением на эти периоды (часть маршрута) индивидуальных значений надбавки (например, движение в ночное время в холодное время года при температуре значительно ниже среднесуточной и т. п.).

Для отдельных автомобилей или всего автотранспортного парка учреждения может быть установлено фиксированное значение надбавки на любой период, при условии, что разница между фактической средней температурой воздуха окружающей среды, приходящейся на момент эксплуатации техники, за этот период и температурой, соответствующей началу разрешенного использования выбранного значения надбавки, не превышает 5 °C (например, с применением минимально возможных значений надбавки).

Конкретный порядок учета климатических условий при расчетах нормативного расхода топлива определяется по решению руководства учреждения и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по учреждению.

Во-первых , для применения указанной надбавки следует определиться с отчетным периодом эксплуатации автомобилей.

Предположим, в нашем примере автомобиль ЗАЗ-Daewoo используется для служебных поездок должностных лиц в период с 9:00 до 18:00, который и может быть отчетным периодом его эксплуатации.

Однако, как указано выше, отчетный период эксплуатации выбирается по решению руководства учреждения, следовательно, должен быть определен в приказе (распоряжении) по учреждению.

Следует отметить, что для всего автотранспортного парка учреждения может быть установлен единый отчетный период, а также, в случае необходимости, индивидуальные отчетные периоды для каждого транспортного средства.

Во-вторых , необходимо определиться со средней (для отчетного периода эксплуатации) температурой воздуха в пределах определенного диапазона.

Так, наиболее приемлемым, по нашему мнению, для работы автомобиля, используемого для служебных поездок должностных лиц учреждения, является комбинация средней температуры за определенную часть суток, а именно средняя температура за утро-день-вечер, приходящиеся на момент эксплуатации автомобиля.

Пример. Предположим, что температура воздуха на момент эксплуатации автомобиля составляла:

— на утро (9:00) — -18 °C;

— на день (13:00) — -12 °C;

— на вечер (18:00) — -15 °C.

Таким образом, средняя температура воздуха в пределах определенного диапазона составляет -15 °C ((18 + 12 + 15) : 3).

Следовательно норму расхода топлива можно увеличить включительно до 6 %, и она в данном случае может составлять 7,95 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,06)).

Также среднее значение температуры может быть установлено на основании температур на момент начала и конца движения в соответствии с записями в путевых листах и/или других отчетных документах и т. п.

Предположим, что температура воздуха на момент эксплуатации автомобиля составляла:

— на начало движения в 9:00 — -22 °C;

— на конец движения в 18:00 — -15 °C.

Таким образом, средняя температура воздуха в пределах определенного диапазона составляет -18,5 °C ((22 + 15) : 2).

Следовательно норму расхода топлива можно увеличить включительно до 8 %, и она может составлять 8,1 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,08)).

Учитывая упомянутое выше, при общем пробеге автомобиля ЗАЗ-Daewoo в день 120 км расходы горючего будут составлять:

— при средней температуре воздуха -15 °C — 9,54 л (7,95 л х 120 км : 100);

— при средней температуре воздуха -18,5 °C — 9,72 л (8,1 л х 120 км : 100).

Однако следует иметь в виду, что согласно примечанию 4 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 рекомендуется применять надбавку на работу в зимних условиях в зависимости от части ездок на короткие расстояния (менее 5 км) в общем пробеге автомобиля (большие значения надбавки следует применять в условиях значительной части ездок на короткие расстояния).

Если средняя длина ездки в общем пробеге автомобиля превышает 10 км, рекомендуется применять минимально возможные значения надбавки на работу в зимних условиях.

Отдельно следует отметить, что конкретный порядок учета климатических условий при расчетах нормативного расхода топлива определяется по решению руководства учреждения и утверждается соответствующим приказом (распоряжением) по учреждению.

В соответствии с примечанием 2 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 при осуществлении перевозок в другие климатические зоны, в том числе за пределы Украины, корректировочный коэффициент устанавливается с учетом температурных условий начального и конечного (а при необходимости и промежуточных) пунктов направления.

За пределами Украины значения температуры воздуха определяются по результатам надлежащим образом задокументированных собственных измерений или по данным Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы, метеорологических служб других стран, других достоверных официальных источников.

Также возникает вопрос: каким образом определять температуру воздуха, необходимую для проведения расчетов ее среднего значения в пределах определенного диапазона?

В частности, в примечании 3 к п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 указано, что в случае использования собственных измерений температуры руководство учреждения назначает ответственное лицо и организует ведение на постоянной основе соответствующего журнала.

При этом рекомендуется использование термометров с абсолютной погрешностью измерения температуры не более ±1 °C.

Измерение температуры осуществляется в месте, защищенном от воздействия прямых солнечных лучей, на высоте около 2 м от поверхности земли.

Допускается использование штатного указателя температуры воздуха окружающей среды (в случае оснащения им автомобиля) или переносных термометров (которые предоставляются водителям) при условии отсутствия существенных расхождений в результатах измерения между разными автомобилями (а также по отношению к стационарно установленным термометрам), которые эксплуатируются учреждением в одинаковых климатических условиях (в пределах одного населенного пункта или района и т. п.).

Должно быть обеспечено отсутствие существенных расхождений между результатами измерения и данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы или метеорологических служб других стран (в случае осуществления перевозок за пределы Украины).

Существенными считаются расхождения, которые равняются или превышают 5 °C (в соответствии с принятым шагом в 5 °C по изменению значений корректировочных коэффициентов, учитывающих климатические условия) по значениям средней (для отчетного периода эксплуатации, выбираемого по решению руководства учреждения) температуры воздуха и не могут быть инструментально доказаны и обоснованы локальными климатическими условиями.

Если учреждением принято решение об использовании собственных измерений температуры, дадим только один совет: по возможности сравнивать данные собственных измерений температуры с данными Украинского гидрометеорологического центра Государственной гидрометеорологической службы (например, с помощью средств телефонной связи).

Также следует заметить: п.п. 3.1.1.2 Норм № 43 предусмотрено, что по решению руководства учреждения дополнительно к надбавке, указанной в п.п. 3.1.1.1, могут применяться, при необходимости, следующие значения надбавки на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние , длина которого менее 2 км (после предыдущего перерыва с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа), в зависимости от фактической средней температуры воздуха:

— от 0 °C (включительно) и до -5 °C включительно — до 2 %;

— ниже -5 °C и до -10 °C включительно — до 4 %;

— ниже -10 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

— ниже -15 °C и до -20 °C включительно — до 8 %;

— ниже -20 °C и до -25 °C включительно — до 10 %;

— ниже -25 °C — до 12 %.

Учитывая рассчитанные выше средние температуры воздуха в пределах определенного диапазона, указанная надбавка может быть применена следующим образом:

— если средняя температура -15 °C включительно, то ее размер — до 6 %;

— если средняя температура -18,5 °C включительно, то ее размер — до 8 %.

Таким образом, учитывая условия вышеприведенного примера, норму расхода топлива возможно увеличить максимально до 12 % в первом случае и до 16 % — во втором случае, и она может составлять 8,4 л/100 км (7,5 + (7,5 х 0,12)) и 8,7 л/100км (7,5 + + (7,5 х 0,16)) соответственно.

Однако следует иметь в виду примечания к п.п. 3.1.1.2 Норм № 43. В частности, в примечании 1 указано, что соответствующие условия эксплуатации, которые предусматривают перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Порядок применения этого коэффициента должен быть введен соответствующим приказом (распоряжением) руководства учреждения.

Следует отметить, что для надлежащего документирования определенных условий эксплуатации автомобиля в первичном документе необходимо предусмотреть соответствующие графы, а подтверждать именно такую эксплуатацию автомобиля может лицо, которое будет пользоваться автомобилем, как это предусмотрено постановлением № 848.

Очень важный момент указан в примечании 2, в котором говорится, что надбавка, предусмотренная п.п. 3.1.1.2, прибавляется к надбавке, указанной в п.п. 3.1.1.1, при расчетах нормативного расхода топлива на часть маршрута — на пробег первых 2 км или на пробег на короткое расстояние менее 2 км — только в условиях эксплуатации, определенных п.п. 3.1.1.2.

В примечании 3 указывается, что надбавку, приведенную в п.п. 3.1.1.2, рекомендуется применять в случае большого количества поездок на короткие расстояния (после продолжительного перерыва с выключенным двигателем) в общем пробеге автомобиля.

В примечании 4 указывается, что порядок применения коэффициента, указанного в п.п. 3.1.1.2, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и изложенный в примечаниях 1, 2 и 3 к п.п. 3.1.1.1.

Проанализировав все приведенные примечания, рассмотрим пример расчета норм расхода топлива на автомобиль ЗАЗ-Daewoo, с учетом корректировочных коэффициентов, предусмотренных пп. 3.1.1.1 и 3.1.1.2 Норм № 43.

Пример. Предположим, что общий пробег автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляет 90 км, при этом 5 раз автомобиль находился с выключенным двигателем продолжительностью свыше 1 часа, после чего осуществлял движение на расстояние свыше 2 км, что документально зафиксировано в первичном документе. Для проведения расчета воспользуемся уже рассчитанными средними температурами воздуха в пределах определенного диапазона.

Нормативный расход топлива на работу автомобиля ЗАЗ-Daewoo будет составлять:

1) при средней температуре воздуха -15 °C:

— 10 км (5 х первые 2 км) по норме 8,4 л/100 км, что составляет 0,84 л (8,4 л х 10 км : 100);

— 80 км (90 км – (5 х первые 2 км)) по норме 7,95 л/100 км, что составляет 6,36 л (7,95 л х 80 км : : 100).

Таким образом, общий расход горючего за день работы автомобиля составляет 7,2 л (0,84 л + 6,36 л);

2) при средней температуре воздуха -18,5 °C:

— 10 км (5 х первые 2 км) по норме 8,7 л/100 км, что составляет 0,87 л (8,7 л х 10 км : 100);

— 80 км (90 км – (5 х первые 2 км)) по норме 8,1 л/100 км, что составляет 6,48 л (8,1 л х 80 км : 100).

Общий расход горючего за день работы автомобиля составляет 7,35 л (0,87 л + 6,48 л).

Пример. Предположим, что общий пробег автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляет 90 км, при этом 5 раз автомобиль находился с выключенным двигателем продолжительностью свыше 1 часа, после чего осуществлял движение на расстояние менее 2 км (общий пробег 8 км), что документально зафиксировано в первичном документе. Для проведения расчета воспользуемся уже рассчитанными средними температурами воздуха в пределах определенного диапазона.

Нормативный расход топлива на работу автомобиля ЗАЗ-Daewoo будет составлять:

1) при средней температуре воздуха -15 °C:

— 8 км по норме 8,4 л/100 км, что составляет 0,67 л (8,4 л х 8 км : 100);

— 82 км (90 км – 8 км) по норме 7,95 л/100 км, что составляет 6,52 л (7,95 л х 82 км : 100).

Таким образом, общий расход горючего за день работы автомобиля составляет 7,19 л (0,67 л + 6,52 л);

2) при средней температуре воздуха -18,5 °C:

— 8 км по норме 8,7 л/100 км, что составляет 0,70 л (8,7 л х 8 км : 100);

— 82 км (90 км – 8 км) по норме 8,1 л/100 км, что составляет 6,64 л (8,1 л х 82 км : 100).

Общий расход горючего за день работы автомобиля составляет 7,34 л (0,7 л + 6,64 л).

Работа в горной местности

и/или на маршрутах с холмистым рельефом

Подпунктом 3.1.2.1 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы в горной местности в зависимости от высоты над уровнем моря:

— от 300 до 800 м — до 5 %;

— от 801 до 2000 м — до 10 %;

— от 2001 до 3000 м — до 15 %;

— выше 3001 м — до 20 %.

Никаких особенностей при применении этого корректировочного коэффициента нет, расходы горючего на 150 км пробега автомобиля ЗАЗ-Daewoo, учитывая максимальные значения коэффициента, будут составлять при высоте над уровнем моря:

— от 300 до 800 м — 11,80 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,05) х 150 км) : 100);

— от 801 до 2000 м — 12,37 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,1) х 150 км) : 100);

— от 2001 до 3000 м — 12,93 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,15) х 150 км) : 100);

— выше 3001 м — 13,5 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,2) х 150 км) : 100).

Подпунктом 3.1.2.2 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время эксплуатации автотранспорта на маршрутах с холмистым рельефом, который сопровождается подъемами и спусками, в частности обозначенными знаками 1.6 «Крутой подъем» и 1.7 «Крутой спуск» согласно Правилам дорожного движения, утвержденным постановлением КМУ от 10.10.2001 г. № 1306 (далее — Правила дорожного движения) (при движении на подъем или чередовании подъемов/спусков), величиной:

— от 4 % (включительно) и до 8 % — до 5 %;

— от 8 % (включительно) и больше — до 10 %.

Согласно примечанию 1 к этому подпункту коэффициент согласно п.п. 3.1.2.2 применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства учреждения).

Исходя из требований этого примечания, указанный коэффициент используется на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано.

Пример. Предположим, что общий пробег автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляет 200 км, из которых пробег на маршруте с холмистым рельефом, сопровождавшимся подъемами и спусками величиной от 4 % (включительно) и до 8 %, составил 25 км и величиной от 8 % (включительно) — 30 км, что документально зафиксировано в первичном документе.

Нормативный расход топлива на работу автомобиля ЗАЗ-Daewoo при максимальных размерах коэффициента будет составлять:

— 25 км по норме 7,87 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,05)), что составляет 1,97 л (7,87 л х 25 км : 100);

— 30 км по норме 8,25 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,1)), что составляет 2,47 л (8,25 л х 30 км : 100);

— 145 км (200 км – (25 км + 30 км) по норме 7,5 л/100 км (базовая линейная норма), что составляет 10,87 л (7,5 л х 145 км : 100).

Следовательно, по подсчетам общие расходы горючего за день работы автомобиля — 15,31 л (1,97 л + 2,47 л + 10,87 л).

Следует отметить: коэффициент согласно п.п. 3.1.2.2 не применяется в расчетах нормативного расхода топлива в случае использования ранее установленных норм расхода топлива на эксплуатацию техники, которые уже включают (учитывают) приведенные условия движения (например, нормы расхода топлива на эксплуатацию самосвалов в карьерах, дифференцированные по высоте подъема породы и длине плеча ездки, и т. п.).

Подпунктом 3.1.2.3 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы на дорогах со сложным планом (наличие в среднем на 1 км пути более пяти закруглений радиусом менее 40 м, т. е. на 100 км пути не менее 501 поворота) — до 10 %.

Никаких особенностей при применении этого корректировочного коэффициента нет, кроме того, что он не применяется во время работы в условиях города.

Пример . Расход горючего на 150 км пробега автомобиля ЗАЗ-Daewoo, учитывая максимальное значение коэффициента, будет составлять 12,37 л (7,5 л + (7,5 л х 0,1)) х 150 км) : 100).

 

Подпунктом 3.1.4 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы в городских условиях:

— в пределах городов, а также поселениях городского типа и других населенных пунктах при наличии в них регулируемых перекрестков (светофоров) — до 5 %;

— в пределах городов Алчевск, Белая Церковь, Бровары, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Евпатория, Енакиево, Житомир, Ивано-Франковск, Каменец-Подольский, Керчь, Кировоград, Краматорск, Кременчуг, Кривой Рог, Лисичанск, Луганск, Луцк, Макеевка, Мариуполь, Мелитополь, Николаев, Никополь, Павлоград, Полтава, Ривне, Севастополь, Северодонецк, Симферополь, Славянск, Сумы, Тернополь, Ужгород, Херсон, Хмельницкий, Черкассы, Чернигов, Черновцы, Ялта — до 10 %;

— в пределах городов Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Киев, Львов, Одесса, Харьков — до 15 %.

Для гибридных автомобилей (автомобилей с системой рекуперации энергии) предельно допустимое значение надбавки согласно п.п. 3.1.4 уменьшается на 5 % (или надбавка может вообще не использоваться в зависимости от фактических потребностей).

Пример. Расход горючего на 150 км пробега автомобиля ЗАЗ-Daewoo (не имеет системы рекуперации энергии), учитывая максимальное значение коэффициента, будет составлять:

— для городов, определенных в абз. 1 пп. 3.1.4, — 11,80 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,05) х 150 км) : 100);

— для городов, определенных в абз. 2 п.п. 3.1.4, — 12,37 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,1) х 150 км) : 100);

— для городов, определенных в абз. 1 п.п. 3.1.4, — 12,93 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,15) х 150 км) : 100).

 

Подпунктом 3.1.5 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы, требующей частых остановок (в среднем более одной остановки на один километр пробега), в том числе технологических остановок, связанных с загрузкой и разгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров (маршрутные автобусы, обслуживание почтовых ящиков, инкассация денег, обслуживание больных, инвалидов, клиентов и т. п.), а также работы в напряженных дорожных условиях городов, связанных с частыми остановками дорожного движения (в частности, в центральных частях городов), и поездки на короткие расстояния (до 5 км) с продолжительными перерывами между поездками (один час и более) — до 10 %.

Отметим, что необходимо, чтобы автомобиль работал в соответствующих условиях эксплуатации.

Пример. Расход горючего на 150 км пробега автомобиля ЗАЗ-Daewoo, учитывая максимальное значение коэффициента, будет составлять 12,37 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,1) х 150 км) /100).

При осуществлении перевозок на короткие расстояния с продолжительными перерывами между поездками с выключенным двигателем (перед каждой поездкой перерыв продолжительностью один час и более) в случае необходимости и по решению руководства учреждения могут быть применены дифференцированные значения надбавки на работу, требующую частых остановок, в зависимости от фактической средней длины ездки:

— до 5 км (включительно), но более 3 км — до 10 %;

— до 3 км (включительно), но более 2 км — до 15 %;

— до 2 км (включительно), но более 1 км — до 20 %;

— до 1 км (включительно), но более 0,5 км — до 30 %;

— до 0,5 км (включительно) и менее — до 40 %.

Корректировочный коэффициент, указанный в п.п. 3.1.5 Норм № 43, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства учреждения) (примечание 1 к п.п. 3.1.5).

Порядок применения этой надбавки аналогичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.2.2 Норм № 43.

В случае необходимости и по решению руководства учреждения на пробег первых 2 км после перерыва с выключенным двигателем продолжительностью один час и более может быть применена надбавка (независимо от общей длины ездки) до 20 % ( примечание 2 к п.п. 3.1.5).

Порядок применения этой надбавки аналогичен примеру 1, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.1.2 Норм № 43, однако при расчете следует применять базовую линейную норму расхода топлива.

Соответствующие условия эксплуатации, пре­дусматривающие перед началом движения перерыв с выключенным двигателем продолжительностью не менее одного часа, должны быть надлежащим образом задокументированы (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах). Порядок применения этого коэффициента должен быть введен соответствующим приказом (распоряжением) руководства учреждения (примечание 3 к п.п. 3.1.5).

Следует обратить внимание на примечание 4 к п.п. 3.1.5 Норм № 43, которым предусмотрено, что при установке дифференцированных значений надбавок на работу, требующую частых остановок, или установлении надбавки на пробег первых 2 км после перерыва с выключенным двигателем продолжительностью один час и более рекомендовано применять (в регламентированных пределах) согласно фактическим потребностям большие значения для автомобилей с постоянным приводом более чем на одну ось (например, с полным приводом, который не может быть отключен) и соответственно меньшие значения для автомобилей с приводом на одну ось (т. е. для автомобилей с меньшими механическими потерями в трансмиссии).

 

Подпунктом 3.1.6 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются при выполнении работ, требующих пониженных скоростей (до 20 км/ч) в удовлетворительных дорожных условиях (перевозка крупногабаритных, взрывоопасных, стеклянных, хрупких и других подобных грузов, при выполнении сельскохозяйственных работ, работа киносъемочных и аналогичных специальных автомобилей, движение в колоннах и т. п., а также движение в заторах, в том числе в часы «пик» (в частности, в центральных частях городов), а также в случае временного осложнения движения, обусловленного проведением дорожных ремонтных работ и т. п.), — до 10 %.

Никаких особенностей при применении этого корректировочного коэффициента нет, кроме того, что он применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства учреждения).

Порядок применения этой надбавки идентичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.2.2 Норм № 43.

 

Подпунктом 3.1.7 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы в карьерах, езды по полям, на лесных или степных участках, по пересеченной местности и т. п. (за пределами дорог общего пользования) в тяжелых дорожных условиях до 20 % и в сверхтяжелых дорожных условиях в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий, требующих пониженных скоростей (до 20 км/ч) до 50 %.

Корректировочный коэффициент, указанный в этом подпункте, применяется отдельно на часть маршрута за пределами дорог общего пользования с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах) (примечание 1 к п.п. 3.1.7).

Порядок применения этой надбавки идентичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.2.2 Норм № 43.

Следует обратить внимание на примечание 2 к п.п. 3.1.7 Норм № 43, в котором указано, что повышенные значения корректировочного коэффициента, указанного в этом подпункте, соответствующие сверхтяжелым дорожным условиям, могут устанавливаться на период не более 30 дней в год (суммарно) по отдельным приказам (распоряжениям) руководства учреждения с приведением документального подтверждения эксплуатации автомобилей в сверхтяжелых дорожных условиях.

 

Подпунктом 3.1.8 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время работы в сверхтяжелых дорожных условиях на дорогах общего пользования в период сезонного бездорожья, снежных или песчаных заносов, сильного снегопада и гололедицы, паводков и других стихийных бедствий — до 35 %.

Корректировочный коэффициент, указанный в этом подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах), и на период не более 30 дней в год (суммарно) (примечание 1 к п.п. 3.1.8).

Порядок применения этой надбавки идентичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.2.2 Норм № 43.

Следует обратить внимание на примечание 2 к этому подпункту, в котором указано, что корректировочные коэффициенты, указанные в пп. 3.1.6, 3.1.7 и 3.1.8, применять одновременно запрещается.

 

Подпунктом 3.1.9 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются в случае пробега первой тысячи километров новыми автомобилями, наработки первых 60 моточасов новым оборудованием (двигателями), а также вышедшими из капитального ремонта, до 10 %.

Никаких особенностей при применении этого корректировочного коэффициента нет.

Пример. Расход горючего на 150 км пробега автомобиля ЗАЗ-Daewoo с учетом максимального значения коэффициента, будет составлять 12,37 л ((7,5 л + (7,5 л х 0,1)) х 150 км) : 100).

 

Подпунктом 3.1.10 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются для автомобилей, эксплуатируемых:

— более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км — до 3 %;

— более 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км — до 5 %;

— более 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км — до 7 %;

— более 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км — до 9 %.

Следует обратить внимание на то, что только в первом случае эксплуатации автомобиля (больше 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км) необходимо наличие одновременно двух критериев — возраст и общий пробег, во всех остальных случаях предусматривается наличие хотя бы одного из критериев — возраст или общий пробег.

При этом следует иметь в виду, что надбавку, указанную в этом подпункте, применяют только в случае документально подтвержденной необходимости и в минимально возможном размере (таким образом предусматривается, что учреждение осуществляет соответствующие мероприятия по поддержанию автомобиля в удовлетворительном техническом состоянии согласно рекомендациям завода-производителя).

Для автомобилей современных конструкций и автомобилей после капитального ремонта (или замены) двигателя надбавку не применяют или применяют минимально возможные значения с приведением документально подтвержденного обоснования такой необходимости.

Пример. Предположим, что автомобиль ЗАЗ-Daewoo используется учреждением более 5 лет, а его общий пробег составляет 250 тыс. км.

Расход горючего на 150 км пробега автомобиля с учетом максимального значения коэффициента будет составлять 11,59 л (((7,5 л + (7,5 л х 0,03)) х 150 км) : 100).

 

Подпунктом 3.1.11 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются при почасовой работе грузовых автомобилей (кроме самосвалов) и грузопассажирских или их постоянной работе в качестве технологического транспорта либо грузовых таксомоторов — до 10 %.

Пример. Расход горючего на 150 км пробега грузового автомобиля ГАЗ-2705 (порядковый номер 2 Таблицы А.6.3 Норм № 43), базовая линейная норма которого 11,6 л/100 км, с учетом максимального значения коэффициента, будет составлять 19,14 л (((11,6 л + (11,6 л х 0,1)) х 150 км) : 100).

 

Подпунктом 3.1.12 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются во время учебной езды:

— на дорогах общего пользования в пределах города — до 20 %;

— на дорогах общего пользования за чертой города — до 5 %;

— на специально отведенных площадках, в случае маневрирования с пониженными скоростями, частых остановок, движения задним ходом — до 40 %.

Корректировочный коэффициент, указанный в этом подпункте, применяется отдельно на часть маршрута с соответствующими условиями движения, что должно быть надлежащим образом задокументировано (записями ответственных лиц в путевых листах и/или других отчетных документах согласно порядку, утвержденному приказом (распоряжением) руководства учреждения) (примечание 1 к п.п. 3.1.12).

Следует отметить, что корректировочный коэффициент, указанный в этом подпункте, запрещено применять одновременно с коэффициентами, указанными в  пп. 3.1.5 и 3.1.6.

Рассмотрим пример расчета норм расхода топлива.

Пример. Предположим, что общий пробег учебного автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляет 200 км, из которых пробег на дорогах общего пользования в пределах города — 80 км, на дорогах общего пользования за чертой города — 50 км и на специально отведенных площадках, который сопровождался маневрированием с пониженными скоростями, частыми остановками, движением задним ходом, — 70 км. Указанные условия движения были документально зафиксированы в первичном документе.

Нормативный расход топлива на работу учебного автомобиля ЗАЗ-Daewoo при максимальных размерах коэффициента будет составлять:

— 80 км по норме 9,0 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,2)), что составляет 7,2 л (9,0 л х 80 км : 100);

— 50 км по норме 7,87 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,05)), что составляет 3,93 л (7,87 л х 50 км : 100);

— 70 км по норме 10,5 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,4)), что составляет 7,35 л (10,5 л х 70 км : 100).

Таким образом, общие расходы горючего за день работы автомобиля составили 18,48 л (7,2 л + 3,93 л + 7,35 л).

 

Подпунктом 3.1.13 Норм № 43 предусмотрено, что на поддержание приемлемых (комфортных) температурных условий в салоне автомобиля, а также обеспечение надлежащей обзорности и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды используют базовые значения надбавки:

1) на обогрев салона, стекол и т. п. в зависимости от фактической температуры воздуха:

— ниже +5 °C и до -5 °C включительно — до 0,5 %;

— ниже -5 °C и до -15 °C включительно — до 1 %;

— ниже -15 °C и до -25 °C включительно — до 1,5 %;

— ниже -25 °C — до 2 %.

В случае обоснованного использования автономных (независимых) систем обогрева (при условии отсутствия в приложении Г норм расхода топлива на работу указанного оборудования) в зависимости от фактической температуры воздуха:

— ниже +15 °C и до +5 °C включительно — до 2 %;

— ниже +5 °C и до -5 °C включительно — до 4 %;

— ниже -5 °C и до -15 °C включительно — до 6 %;

— ниже -15 °C и до -25 °C включительно — до 8 %;

— ниже -25 °C — до 10 %;

2) на охлаждение салона автомобиля в случае использования кондиционера или установки «климат-контроль» в зависимости от фактической температуры воздуха:

— от +20 °C включительно и до +25 °C включительно — до 5 %;

— выше +25 °C и до +30 °C включительно — до 7 %;

— выше +30 °C — до 10 %;

3) в случае необходимости использования пре­дусмотренной конструкцией автомобиля функции осушения воздуха в салоне (что обеспечивается за счет охлаждения воздуха и соответственно конденсации влаги в холодильном оборудовании кондиционера или установки «климат-контроль» перед следующим его подогревом и подачей в салон) в пределах фактической температуры воздуха окружающей среды ниже +20 °C и до 0 °C включительно — до 4 %.

Для всех автомобилей, кроме автобусов, значение надбавки, указанной в этом подпункте, корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения ее базового значения на условный коэффициент использования мощности двигателя Ким, который равняется Ким = 2000 : Vр, где Vр — рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах (примечание 1 к п.п. 3.1.13).

Обоснованность использования надбавки на осушение воздуха в салоне определяется непосредственно руководством учреждения в зависимости от фактических потребностей, которые определяются условиями эксплуатации и рекомендациями завода — производителя автомобиля, например, в случае необходимости быстрой и эффективной очистки стекол от конденсата (запотевшие стекла) в условиях повышенной влажности воздуха окружающей среды и т. п. (примечание 2 к п.п. 3.1.13).

Надбавка не применяется при температурах окружающей среды, при которых использование холодильного оборудования кондиционера или установки «климат-контроль» не предусмотрено конструкцией автомобиля .

При температуре воздуха окружающей среды ниже +20 °C (особенно ниже +15 °C) с целью экономии топлива рекомендовано по возможности выключать холодильное оборудование кондиционера или установки «климат-контроль», таким образом не применяя надбавку на постоянной основе , но при этом соблюдая правила эксплуатации оборудования согласно руководству по эксплуатации транспортного средства (рекомендациям завода-производителя).

Следует отметить, что порядок применения коэффициента, указанного в этом подпункте, в зависимости от фактической температуры воздуха окружающей среды такой же, как и порядок, изложенный в примечаниях 1, 2 и 3 к п.п. 3.1.1.1.

Порядок применения этой надбавки идентичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.1.1 Норм № 43 .

При этом следует учитывать, что для всех автомобилей, кроме автобусов, значение надбавки корректируется в зависимости от рабочего объема двигателя путем умножения ее базового значения на условный Ким, который равен:

Ким = 2000 : Vр ,

где Vр — рабочий объем двигателя в кубических сантиметрах.

То есть для того, чтобы определить норму расхода горючего с учетом работы кондиционера, следует увеличить базовую линейную норму на базовую надбавку на охлаждение салона автомобиля, откорректированную на коэффициент использования мощности двигателя.

Рассмотрим это на примере.

Пример. На балансе учреждения учитывается автомобиль ЗАЗ-Daewoo. В соответствии с таблицей А.2.2 Норм № 43 базовая линейная норма расхода горючего — 7,5 л/100 км. Рабочий объем двигателя — 1299 куб. см.

Определим коэффициент использования мощности двигателя. Ким = 2000 : Vр = 2000 : 1299 = 1,54.

Теперь определим норму расхода горючего летом при разных температурах.

Если температура воздуха от + 20 °C включительно до + 25 °C: 7,5 + 7,5 х 1,54 х 0,05 = 7,5 + 0,58 = 8,08 л/100 км.

Если температура воздуха от + 25 °C включительно до + 30 °C: 7,5 + 7,5 х 1,54 х 0,07 = 7,5 + 0,8 = 8,31 л/100 км.

Если температура воздуха выше +30 °C: 7,5 + 7,5 х 1,54 х 0,10 = 7,5 + 1,15 = 8,65 л/100 км.

 

Подпунктом 3.1.14 Норм № 43 предусмотрено, что при езде на дорогах общего пользования за пределами города, а также на дорогах, проходящих через населенные пункты и обозначенных знаком 5.47 Правил дорожного движения, на которых в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения разрешено движение со скоростями до 90 км/ч или выше, может быть установлена надбавка на повышенное аэродинамическое сопротивление до 5 %, которая распространяется на:

— автомобили-фургоны;

— бортовые автомобили и автопоезда, оборудованные тентами;

— грузовые автомобили при перевозке крупногабаритных грузов;

— специальные и специализированные автомобили, на крыше которых обоснованно установлено технологическое оборудование, при условии, что общая площадь сечения (создающая дополнительное аэродинамическое сопротивление) установленного оборудования составляет не менее 5 % площади сечения автомобиля;

— оперативные транспортные средства, оборудованные в соответствии с Правилами дорожного движения специальной световой и звуковой сигнализацией.

Порядок применения этой надбавки идентичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.11 Норм № 43 .

В примечании 1 к п.п. 3.1.14 Норм № 43 указано, что надбавку рекомендовано использовать при фактической скорости движения не менее 70 км/ч, однако не определена необходимость документального подтверждения соответствующих условий движения.

Следует обратить особое внимание на то, что запрещено использование коэффициента, указанного в этом подпункте, одновременно с коэффициентами, указанными в пп. 3.1.3 — 3.1.8 Норм № 43.

 

Подпунктом 3.1.15 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива повышаются для оперативных транспортных средств, которые оборудованы специальной световой и звуковой сигнализацией и выполняют экстренные служебные задания, связанные с повышенными скоростями движения с отступлением от отдельных правил дорожного движения согласно разд. 3 Правил дорожного движения:

— в условиях города — до 10 %;

— за пределами города — до 20 %.

Для приведенной категории автомобилей, осуществляющих транспортное обеспечение охранных мероприятий, при участии лиц, в отношении которых осуществляется государственная охрана в условиях города с интенсивным режимом движения, требующим частого маневрирования с выполнением разгона, обгона и торможений и т. п., или выполняющих в условиях города служебные задания, связанные со скоростями движения, превышающими 100 км/ч, нормы расхода топлива повышаются до 25 %.

Никаких особенностей при применении этих корректировочных коэффициентов нет, кроме того, что эти коэффициенты корректировки могут применяться только для приведенной категории автомобилей и только на пробег в случае выполнения неотложных служебных заданий с повышенной скоростью движения, что должно быть соответствующим образом задокументировано (распоряжениями, записями ответственных лиц в путевых листах и т. п.).

Порядок применения этой надбавки аналогичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.1.2.2 Норм № 43.

 

ПРИМЕНЕНИЕ КОЭФФИЦИЕНТОВ, УМЕНЬШАЮЩИХ НОРМЫ РАСХОДА ТОПЛИВА

Нормами № 43 предусмотрен ряд случаев, когда нормы расхода топлива могут быть уменьшены. Рассмотрим их.

 

Подпунктом 3.2.1 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива уменьшаются при работе за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, проходящих через населенные пункты и обозначенных знаком 5.47 Правил дорожного движения, с максимально разрешенной скоростью в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения, не превышающей 90 км/ч, в зависимости от скорости и фактических потребностей:

— для легковых автомобилей — от -15 до -30 %;

— для всех других автомобилей — от -5 до -20 %.

 

Подпунктом 3.2.2 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива уменьшаются при работе за пределами городов на дорогах, обозначенных знаком 5.1 Правил дорожного движения, с максимально разрешенной в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростью выше 90 км/ч:

в случае движения со скоростью, не превышающей 90 км/ч, в зависимости от скорости и фактических потребностей:

— для легковых автомобилей — от -15 до -30 %;

— для всех других автомобилей — от -5 до -20 %.

Учитывая условия движения, приведенные в пп. 3.2.1 и 3.2.2 Норм № 43, рассмотрим наглядный пример расчета норм расхода топлива на использование автомобилей ЗАЗ-Daewoo и ГАЗ-2705 в этих условиях.

Пример. Предположим, что указанные автомобили осуществляли работу за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, проходящих через населенные пункты и обозначенных знаком 5.47 Правил дорожного движения, и за пределами городов на дорогах, обозначенных знаком 5.1 Правил дорожного движения, при этом их скорость не превышала 90 км/ч. Общий пробег каждого из автомобилей в определенных условиях составил 250 км.

Нормативный расход топлива на работу автомобилей при максимальных размерах коэффициентов будет составлять:

— автомобиль ЗАЗ-Daewoo — по норме 5,25 л/100 км (7,5 л – (7,5 л х 0,3)), что составляет 13,12 л (5,25 л х 250 км : 100);

— автомобиль ГАЗ-2705 — по норме 9,28 л/100 км (11,6 л – (11,6 л х 0,2)), что составляет 23,20 л (9,28 л х 250 км : 100).

Кроме того, как указано в п.п. 3.2.2 Норм № 43, нормы расхода топлива уменьшаются:

— в случае необходимости передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями выше 90 км/ч и до 110 км/ч включительно — от -10 до -20 % в зависимости от фактических потребностей;

— в случае обоснованной необходимости передвижения с разрешенными в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения скоростями выше 110 км/ч — от -5 до -10 % в зависимости от фактических потребностей (приведенные значения коэффициента не могут устанавливаться на постоянной основе, а только в отдельных случаях — по решению руководства учреждения).

Следует отметить, что приведенные вышеупомянутые критерии применяются как для легковых, так и для всех других автомобилей.

Подпунктом 3.2.3 Норм № 43 предусмотрено, что нормы расхода топлива уменьшаются при эксплуатации городских автобусов (обозначенных в таблицах А.3, А.4 знаком *) в режиме «на заказ» или с другой целью, но не на постоянных маршрутах — от -5 до -10 %.

Порядок применения этой нормы аналогичен примеру, приведенному при рассмотрении п.п. 3.2.2 Норм № 43.

 

Подпунктом 3.2.4 Норм № 43 предусмотрено, что по решению руководства учреждения для всего автотранспортного парка учреждения или индивидуально для отдельных транспортных средств может быть установлен дополнительный коэффициент (или несколько значений коэффициента в соответствии с разными условиями эксплуатации) корректировки базовой нормы (любое значение в процентах), который уменьшает ее в соответствии с фактическими потребностями и установленной внутренней политикой учреждения по использованию энергетических ресурсов, применению экономных методов управления автомобилями, новейших технологий, позволяющих снизить расход моторных топлив, и т. п.

Считаем, что указанный подпункт не требует каких-либо разъяснений, однако особое внимание следует уделить примечаниям к нему.

В частности в примечании 1 указано, что использование понижающих коэффициентов, указанных в  пп. 3.2.1 — 3.2.3 этого пункта, является обязательным (включая осуществление перевозок в пригородной зоне), за исключением соответствующей части пробега автомобилей, на которые распространяется действие п.п. 3.1.15, а также в случае неудовлетворительного состояния дорожного покрытия, проведения дорожных ремонтных работ и других обстоятельств, не позволяющих движение со скоростями более 40 км/ч.

В примечании 2 акцентируется внимание на том, что использование понижающих коэффициентов, указанных в пп. 3.2.1 — 3.2.2 этого подпункта, также рекомендуется для определенной части пробега в пределах городов с условиями движения, приближенными к условиям движения по автомагистрали.

Особое внимание следует уделить примечанию 3, в котором указывается, что в случае эксплуатации автотранспорта за чертой города корректировочный коэффициент, указанный в п.п. 3.1.4, не применяется.

 

Применение суммарного коэффициента корректировки (п.п. 3.3 Норм № 43)

В случае применения одновременно нескольких корректировочных коэффициентов рассчитывается суммарный коэффициент корректировки, равный сумме этих надбавок (уменьшающие корректировочные коэффициенты являются отрицательными):

K Ʃ = K1 + K2 +… + Кn.

Приведем пример применения одновременно нескольких коэффициентов как повышающих нормы расхода топлива, так и понижающих их.

Пример. Предположим, что приказом руководителя учреждения для работы автомобиля ЗАЗ-Daewoo утверждены такие коэффициенты корректировки базовой нормы:

увеличивающие базовую линейную норму:

— за работу в городских условиях (г. Харьков) (подпункт 3.1.4) — 12 %;

— за эксплуатацию автомобиля более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км (подпункт 3.1.10) — 2 %;

— на охлаждение салона автомобиля при использовании кондиционера в зависимости от фактической температуры воздуха (подпункт 3.1.13):

— от +20 °C включительно и до +25 °C — 3 %;

— выше +25 °C и до +30 °C включительно — 5 %;

— выше +30 °C — 8 %;

уменьшающие базовую линейную норму:

— за работу за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования, в том числе на дорогах, проходящих через населенные пункты и обозначенных знаком 5.47 Правил дорожного движения, с максимально разрешенной скоростью в соответствии с дорожными знаками и Правилами дорожного движения, не превышающей 90 км/ч, в зависимости от скорости и фактических потребностей — 15 %.

Общий пробег автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляет 300 км, из которых пробег в пределах города составил 120 км и за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования — 180 км, что документально зафиксировано в первичном документе. Средняя температура воздуха в пределах определенного диапазона составляла +25,3 °C ((20 + 32 + 24) : 3).

Следовательно, суммарный коэффициент корректировки для работы в условиях города составляет:

21,7 % = 12 % + 2 % + (5 % х 1,54)*,

где

12 % — коэффициент за работу в городских условиях;

2 % — коэффициент за эксплуатацию автомобиля;

5 % — коэффициент на охлаждение салона автомобиля при использовании кондиционера;

1,54 — коэффициент использования мощности двигателя.

* Корректировка проводится согласно п.п. 3.1.13 Норм № 43.

Таким образом, расходы топлива при работе в условиях города составляют по норме 9,13 л/100 км (7,5 л + (7,5 л х 0,217), что равно 10,96 л (9,13 л х 120 км : 100).

Суммарный коэффициент корректировки для работы за пределами населенных пунктов на дорогах общего пользования составляет:

-5,3 % = 2 % + 7,7 % -15 %,

где 15 % — понижающий коэффициент за работу за пределами населенных пунктов.

Коэффициент за работу в городских условиях не применяется в соответствии с примечанием 3 подпункта 3.2.4 Норм № 43.

Таким образом, расходы топлива при работе за пределами населенных пунктов составляют по норме 7,1 л/100 км (7,5 л – (7,5 л х 0,053), что составляет 12,78 л (7,1 л х 180 км : 100).

Общие расходы топлива на работу автомобиля ЗАЗ-Daewoo за день составляют 23,74 л (10,96 л + 12,78 л).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше