МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ УКРАИНЫ
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Письмо от 20.09.2013 г. № 31-08420-02-27/27795
Министерство финансов Украины рассмотрело обращение <…> относительно бухгалтерского учета необоротных активов и сообщает.
В соответствии с частью второй статьи 6 Закона Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» регулирование вопросов методологии бухгалтерского учета и финансовой отчетности осуществляется центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной финансовой политики, который утверждает национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета, другие нормативно-правовые акты по ведению бухгалтерского учета и составлению финансовой отчетности.
Во исполнение указанного Закона и Бюджетного кодекса Украины издан приказ Министерства финансов Украины от 26.06.2013 г. № 611 «Об утверждении некоторых нормативно-правовых актов по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений». Этим приказом приведено в соответствие с нормами законодательства по бухгалтерскому учету бюджетных учреждений Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений (далее — Положение).
Это Положение определяет методологические принципы формирования в бухгалтерском учете информации об основных средствах, других необоротных материальных активах, нематериальных активах и незавершенном капитальном строительстве. Нормы этого Положения применяются бюджетными учреждениями.
В соответствии с пунктом 8.7 указанного Положения для начисления износа и с целью унификации и обоснованности определения суммы износа основных средств учреждений применяются сроки их полезного использования и годовые нормы износа, приведенные в приложении к этому Положению.
Первый заместитель Министра
А. Мярковский
КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ
СРОК ПОЛЕЗНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ УСТАНОВЛЕН ПОЛОЖЕНИЕМ
ПО БУХУЧЕТУ НЕОБОРОТНЫХ АКТИВОВ
Это письмо Минфина является ответом на один из наших запросов о следующем:
«Ранее Инструкцией по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденной приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64, было определено, что срок полезной эксплуатации основных средств учреждения устанавливается министерством по ведомственной подчиненности или (если такие нормативные документы отсутствуют) учреждением самостоятельно в момент приобретения актива. При этом в пределах одного главного распорядителя бюджетных средств на однотипные основные средства устанавливается единый срок их полезной эксплуатации.
Теперь таких требований нет. Так, в п. 8.7 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Положение), указано: для начисления износа и с целью унификации и обоснованности определения суммы износа основных средств учреждений применяются сроки их полезного использования и годовые нормы износа необоротных активов бюджетных учреждений, приведенные в приложении к настоящему Положению.
Как следует понимать такое указание: теперь учреждения могут самостоятельно определять срок полезного использования основных средств (несмотря на сроки использования однотипных предметов в пределах одного распорядителя) или же при установлении срока полезного использования теперь следует ориентироваться исключительно на нормы износа необоротных активов бюджетных учреждений, приведенные в приложении к указанному Положению?»
Прокомментируем ответ Минфина на этот вопрос.
Так, начиная с 06.08.2013 г. бюджетные учреждения при ведении бухгалтерского учета основных средств, других необоротных материальных активов, нематериальных активов и незавершенного капитального строительства руководствуются Положением (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 30, с. 4).
Одним из критериев при отнесении материальных активов к объектам, учитываемым в составе основных средств, является срок их полезного использования, который должен превышать один год.
В комментируемом письме Минфин обратил внимание на п. 8.7 Положения, где указано: для начисления износа и с целью унификации и обоснованности определения суммы износа основных средств учреждений применяются сроки их полезного использования и годовые нормы износа, приведенные в приложении к этому Положению.
Следовательно, для определения срока полезного использования и годовых норм износа к первоначальной стоимости того или иного объекта основных средств бюджетные учреждения должны пользоваться исключительно информацией, приведенной в приложении к Положению.
Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик