Темы статей
Выбрать темы

О предоставлении материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов госслужащему

Редакция ББ
Письмо от 04.09.2013 г. № 963/13/84-13

МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ УКРАИНЫ

О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВЫХ ВОПРОСОВ ГОССЛУЖАЩЕМУ

Письмо от 04.09.2013 г. № 963/13/84-13

 

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о предоставлении материальной помощи для решения социально-бытовых вопросов государственному служащему и работнику бюджетной сферы и в пределах компетенции сообщает.

1. Действующими условиями оплаты труда государственных служащих, определенными постановлением Кабинета Министров Украины от 09.03.2006 г. № 268 «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» (с изменениями), предусмотрено, что работникам на протяжении года могут предоставляться два вида помощи: помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска и материальная помощь для решения социально-бытовых вопросов. Размер каждой из них не должен превышать среднемесячной заработной платы работника.

В случае перевода, по нашему мнению, государственному служащему после получения в соответствии с нормами вышеуказанного постановления и Закона Украины «О государственной службе» помощь для решения социально-бытовых вопросов вторично в текущем году не выплачивается.

2. Действующим законодательством не предусмотрен возврат средств, выплаченных как материальная помощь, в том числе на оздоровление, согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 30.08.2002 г. № 1298 «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» работнику, который уволился, не отработав полный год.

 

Заместитель директора Департамента —
начальник отдела А. Литвин

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

МАТПОМОЩЬ ГОССЛУЖАЩИМ И ДРУГИМ БЮДЖЕТНИКАМ:
НЮАНСЫ ВЫПЛАТЫ ОТ МИНСОЦПОЛИТИКИ

Законодательством предусмотрена выплата материальной помощи для работников бюджетной сферы. При этом для одних категорий работников она является обязательной (например, для госслужащих матпомощь на оздоровление при уходе в ежегодный отпуск), для других же может выплачиваться только в пределах фонда оплаты труда. Но объединяет их одно — отсутствие четкого порядка, который регулировал бы вопросы предоставления материальной помощи. Поэтому в спорных моментах приходится полагаться на письменные разъяснения Минсоцполитики — органа, к компетенции которого относится освещать вопросы оплаты труда.

Перед вами одно из таких разъяснений, в котором Минсоцполитки высказало свое мнение относительно двух вопросов. Рассмотрим их.

 

Предоставление матпомощи для решения социально-бытовых вопросов госслужащему на новом месте работы

Вопрос. Госслужащий уволен по переводу в другой госорган. На прежнем месте работы в этом году ему выплатили матпомощь для решения социально-бытовых вопросов. Имеет ли он право на такую же помощь на новом месте работы?

Условия материального и социально-бытового обеспечения госслужащих определены, прежде всего, Законом Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII (далее — Закон о госслужбе). В нем сказано, что государство предоставляет госслужащим право на получение двух видов материальной помощи, а именно:

1) для решения социально-бытовых вопросов (ст. 33 Закона о госслужбе);

2) на оздоровление при уходе в ежегодный отпуск в размере должностного оклада (ст. 35 Закона о госслужбе).

За более детальными обстоятельствами их выплаты следует обращаться к постановлению КМУ «Об упорядочении структуры и условий оплаты труда работников аппарата органов исполнительной власти, органов прокуратуры, судов и других органов» от 09.03.2006 г. № 268 (далее — постановление № 268).

Так, согласно п.п. 3 п. 2 этого постановления руководителям соответствующих госорганов предоставлено право оказывать работникам в пределах утвержденного фонда оплаты труда материальную помощь для решения социально-бытовых вопросов и материальную помощь на оздоровление при предоставлении ежегодного отпуска. При этом размер каждой матпомощи не должен превышать среднемесячной зарплаты работника.

Подчеркнем: постановление № 268 не устанавливает новые виды матпомощи, отличные от указанных в Законе о госслужбе, а только конкретизирует условия их предоставления.

Поэтому госслужащему в течение года может быть предоставлено две матпомощи: одна — для решения социально-бытовых вопросов и вторая — на оздоровление при уходе в ежегодный отпуск. Каждая из них выплачивается в размере, не превышающем среднемесячной зарплаты работника. Это подтверждает и комментируемое письмо. Конкретный порядок предоставления матпомощи должен быть оговорен в коллективном договоре.

При этом, если матпомощь на оздоровление гарантированно выплачивается в размере должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска (а при наличии средств — в размере среднемесячной зарплаты), то матпомощь для решения социально-бытовых вопросов минимальными размерами не ограничена.

Матпомощь для решения социально-бытовых вопросов является разовой выплатой, которая предоставляется работнику в случае наступления непредвиденных обстоятельств (например, в случае сложного материального положения, в связи с продолжительной болезнью, в связи с семейными обстоятельствами, на погребение и т. д.). Решение о ее предоставлении в каждом конкретном случае принимает руководитель соответствующего органа, исходя из обстоятельств, изложенных в заявлении работника и наличия средств для ее выплаты (см. письмо Минтруда от 16.10.2009 г. № 620/13/84-09).

Поэтому, например, если такая матпомощь была выплачена в размере меньшем, чем должностной оклад, в следующих месяцах дополучить ее до размера полного должностного оклада в текущем году нельзя даже при наличии средств.

Так же поступают при решении вопроса о предоставлении матпомощи для решения социально-бытовых вопросов госслужащему на новом месте работы, если у прежнего работодателя в текущем году он ее уже получил. Комментируемое письмо тому подтверждение.

Таким образом: если госслужащий получил матпомощь на прежнем месте работы, то новый работодатель не может выплатить ее в текущем году (независимо от размера выплаченной матпомощи). Тем более, что ее уже могли ранее выплатить работнику, который до этого занимал должность, на которую приняли нового госслужащего.

Поэтому, при оказании матпомощи для решения социально-бытовых вопросов «новичку» рекомендуем запрашивать у его прежнего работодателя информацию о ее предоставлении в текущем году. Но даже при наличии отрицательного ответа, окончательное решение о выплате матпомощи новому работнику принимает руководитель госоргана.

 

Работник получил матпомощь и вскоре уволился — оснований для ее возврата нет

Вопрос. Работник учреждения, оплата труда которого осуществляется по ЕТС, в начале года получил матпомощь в размере должностного оклада. В середине года он увольняется. Нужно ли удержать из него часть матпомощи, поскольку он отработал неполный год?

Ответ однозначный — нет. Как справедливо отметило Минсоцполитики, действующим законодательством не предусмотрен возврат средств, ранее выплаченных в качестве материальной помощи (в том числе на оздоровление) работником, который не отработал полный год.

Тем более, что удержания из зарплаты возможны только в строго оговоренных законодательством случаях (ст. 127 КЗоТ) и рассматриваемый к ним не относится.

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше