Темы статей
Выбрать темы

О применении КЭКР при оплате за электроэнергию

Редакция ББ
Письмо от 18.09.2013 г. № 17-09/74-22000

ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАЗНАЧЕЙСКАЯ СЛУЖБА УКРАИНЫ

О ПРИМЕНЕНИИ КЭКР ПРИ ОПЛАТЕ ЗА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ

Письмо от 18.09.2013 г. № 17-09/74-22000

 

Государственная казначейская служба Украины рассмотрела письмо <…> о применении кодов экономической классификации при уплате начисленной суммы превышения лимита потребления электрической энергии и в пределах компетенции сообщает.

Отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием энергии, регулируются Законом Украины «Об электроэнергетике» (далее — Закон) и другими нормативно-правовыми актами.

В соответствии со статьей 26 Закона потребление энергии возможно только на основании договора с энергопоставщиком. В свою очередь, потребитель энергии обязан соблюдать требования нормативно-технических документов и договора о поставке энергии.

Частью 6 статьи 26 Закона определено, что потребители (кроме населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Санкции за нарушения, предусмотренные частью 6 статьи 26 Закона, налагаются в соответствии с Положением о порядке наложения на субъектов хозяйствования штрафов за нарушение законодательства в отрасли электроэнергетики и сфере теплоснабжения, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 21.07.99 г. № 1312. В таких случаях обязательным условием наложения штрафа является издание уполномоченным органом соответствующего постановления по установленной форме.

Форма Типового договора о поставке электрической энергии (далее — Договор) определена Правилами пользования электрической энергией, утвержденными постановлением Национальной комиссии по вопросам регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 и зарегистрированными в Министерстве юстиции Украины 02.08.96 г. под № 417/1442.

Для определения договорных величин потребления электрической энергии и мощности на следующий год потребитель предоставляет поставщику сведения о размере ожидаемого потребления электрической энергии (приложение «Объемы поставки электрической энергии потребителю и субпотребителю») (пункт 5.1 Договора).

Приложения к Договору, а также уведомление об установлении договорных величин потребления электрической мощности являются неотъемлемыми частями Договора (пункт 9.1 Договора).

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Министерства финансов Украины от 12.03.2012 г. № 333, зарегистрированной в Министерстве юстиции Украины 27.03.2012 г. под № 456/20769 (в редакции приказа Министерства финансов Украины от 21.06.2012 г. № 754), плата за электроэнергию (в том числе за освещение улиц), включая оплату услуг по ее транспортировке, осуществляется по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» (п.п. 2.2.7.3).

Учитывая изложенное, оплата электроэнергии по двукратной стоимости должна осуществляться по вышеуказанному коду.

 

Заместитель Председателя
Г. Лега

 

КОММЕНТАРИЙ РЕДАКЦИИ

БЮДЖЕТНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯМ ЛУЧШЕ НЕ ПРЕВЫШАТЬ
ЛИМИТЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

В комментируемом письме специалисты Госказначейской службы предоставили разъяснения по применению КЭКР при оплате электроэнергии по двукратной стоимости.

Из всех КЭКР, применяемых на сегодняшний день, специалисты Госказначейской службы выбрали в соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии», который по сути больше всех подходит для такой оплаты.

Однако мы должны обратить ваше внимание на то, что специалисты Госказначейской службы в этом вопросе не докопались до истины. Объясним, в чем здесь загвоздка.

Взаимоотношения, возникающие между поставщиками и потребителями электрической энергии, регулируют Правила пользования электрической энергией, утвержденные постановлением Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 31.07.96 г. № 28 (далее — Правила № 28).

Поставка электрической энергии осуществляется на основании договора о поставке электрической энергии, который заключается между потребителем и организацией-поставщиком. В договоре должны быть определены все условия поставки электроэнергии и расчетов за нее. Типовая форма такого договора приведена в приложении 3 к Правилам № 28.

В соответствии с п. 5.5 Правил № 28 договор о поставке электрической энергии должен содержать, в частности условия, являющиеся существенными и обязательными для этого вида договоренностей, а именно:

— договорные величины потребления электрической энергии, договорные величины потребления электрической мощности (помесячно);

— порядок согласования, установления, пересмотра и корректировки договорных величин;

— обязательства сторон в случае нарушения договорных величин.

Следует отметить, что предложения потребителя о необходимом ему объеме электрической энергии являются приоритетными при оформлении договорных величин потребления.

В соответствии с п. 4 ст. 77 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI лимиты потребления энергоносителей в натуральных показателях для каждого бюджетного учреждения устанавливаются исходя из объемов соответствующих бюджетных ассигнований.

При утверждении смет должны прилагаться детальные расчеты по КЭКР 2273 «Оплата электроэнергии» на основании утвержденных в установленном порядке лимитов, в соответствии с п. 43 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Согласованные сторонами объемы ожидаемого потребления электрической энергии и заявленные величины потребления электрической мощности оформляются приложением к договору как договорные величины.

Так, договорная величина потребления электрической энергии — это согласованная в договоре между поставщиком электрической энергии и потребителем величина объема электрической энергии на соответствующий расчетный период.

Согласно п. 6.14 Правил № 28 превышение договорной величины потребления электрической энергии определяется при подведении итогов расчетного периода на основании подтвержденных сторонами данных расчетного учета электрической энергии или акта принятия-передачи электрической энергии.

Объем превышения договорных величин потребления электрической энергии и/или величины мощности в течение расчетного периода оплачивается потребителями поставщику электрической энергии по регулируемому тарифу в соответствии с законодательством Украины и договором.

Определенная в соответствии с законодательством Украины стоимость разницы между объемом фактически потребленной величины и объемом договорной величины электрической энергии в соответствии с п. 6.16 Правил № 28 зачисляется на текущий счет со специальным режимом использования поставщика электрической энергии.

Как определяет п. 8.1 Правил № 28, поставщик электроэнергии имеет право на получение от потребителя повышенной оплаты за электрическую энергию за объем превышения потребителем договорных величин потребления электрической энергии за расчетный период согласно актам законодательства и условиям договора.

Исходя из настоящего, такая оплата не относится к штрафам и другим финансовым санкциям, а является повышенной по сравнению с обычным тарифом.

В соответствии со ст. 26 Закона Украины «Об электроэнергетике» от 16.10.97 г. № 575/97-ВР
потребители (кроме населения, профессионально-технических учебных заведений и высших учебных заведений I — IV уровней аккредитации государственной и коммунальной форм собственности) в случае потребления электрической энергии сверх договорной величины за расчетный период уплачивают энергопоставщикам двукратную стоимость разницы фактически потребленной и договорной величины.

Однако уплата бюджетными организациями двукратной стоимости разницы фактически потребленной и договорной величины является неправомерной. Это утверждение базируется на следующем.

Согласно п. 4.4 Правил № 28 потребитель имеет право в течение расчетного периода обратиться к поставщику электрической энергии с заявлением о корректировке договорной величины потребления электрической энергии.

Поставщик электрической энергии в течение 5 рабочих дней со дня получения обращения рассматривает заявление, принимает решение и не позднее шестого рабочего дня со дня получения обращения в письменном виде уведомляет потребителя о результатах рассмотрения заявления.

Предложения потребителя по корректировке договорных величин являются приоритетными при условии предварительной оплаты дополнительно заявленных объемов и получения поставщиком по регулируемому тарифу заявления потребителя не позднее чем за 5 рабочих дней до окончания расчетного периода. Поставщик электрической энергии по регулируемому тарифу имеет право отказать потребителю в корректировке (увеличении) договорных величин в случае невыполнения потребителем своих обязательств по оплате электрической энергии по договору о поставке электрической энергии.

По результатам рассмотрения заявления потребителю направляется уведомление об уровнях откорректированных договорных величин или обоснованный отказ осуществления коррекции. Уведомление об уровнях откорректированных договорных величин объема потребления и электрической мощности является неотъемлемой частью договора.

Таким образом, как видим, потребления электрической энергии сверх договорной величины можно избежать при своевременной корректировке договорных величин. Этим должен заниматься работник бюджетного учреждения, на которого согласно должностным обязанностям возложены функции по контролю за использованием электрической энергии, подаче отчетов в организацию — поставщика электрической энергии и т. п.

Учитывая вышеупомянутое, можно сделать окончательный вывод: уплата двойного размера за использование электрической энергии сверх установленных договорных величин является ничем иным как уплатой бюджетных средств за фактически не полученные услуги по электроснабжению. Такие расходы бюджетных средств являются необоснованными и подлежат взысканию в соответствующий бюджет.

Обратим ваше внимание на то, что специалисты Госфининспекции именно так и трактуют случаи двойной оплаты за электроэнергию бюджетными организациями.

Кроме того, отметим, что средства на оплату электроэнергии, как и другие бюджетные средства, находящиеся в распоряжении бюджетных организаций, четко ограничены сметой. При расчете потребности в электроэнергии средства на оплату превышения договорных величин конечно же не предусматриваются. Поэтому такая уплата может в дальнейшем привести к тому, что бюджетных средств на оплату услуг по электроснабжению будет недостаточно даже при полном финансировании потребности.

Подробнее о вопросах оплаты за электроэнергию сверх установленных лимитов вы можете узнать из консультации специалистов Госфининспекции «Бюджетные учреждения должны платить только за фактически потребленную электроэнергию» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2008, № 24, с. 16; 2011, № 28, с. 15).

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше