Темы статей
Выбрать темы

О приеме уличных газопроводов в комунальную собственность

Редакция ББ
Ответы на вопросы

О ПРИЕМЕ УЛИЧНЫХ ГАЗОПРОВОДОВ В КОММУНАЛЬНУЮ СОБСТВЕННОСТЬ

 

Татьяна СТАНКУС, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Как поселковому совету принять в коммунальную собственность уличные газопроводы, которые были построены за счет разных источников, а именно за счет бюджетных средств и средств населения? Все эти объекты являются незавершенным строительством. В Государственной архитектурно-строительной инспекции эти газопроводы не оформлены.

(г. Симферополь)

 

Сельские, поселковые, городские советы и их исполнительные органы, районные, областные советы, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации в соответствии со ст. 8 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI в пределах, определенных данным Законом, с учетом требований градостроительной документации принимают решения по вопросам планирования и застройки территорий.

Первым этапом строительства является получение технических условий на строительство и разработку проектно-сметной документации.

Состав, порядок разработки, согласования и утверждения проектной документации на новое строительство установлен приказом Министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины «Состав и содержание проектной документации на строительство» (ГСН А.2.2-3-2012) от 03.03.2012 г. № 98.

Напомним: вопрос о составлении проектно-сметной документации и непосредственном проведении строительства газопровода мы подробно рассматривали в консультации «Строительство газопровода» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2009, № 26, с. 14).

Согласно разд. 3 приказа Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины «Об утверждении Правил определения стоимости строительства (ДБН Д.1.1-1-2000)» от 27.08.2000 г. № 174 средства, расходуемые на разработку проектно-сметной документации, относятся к непосредственным расходам при определении стоимости строительства.

В соответствии с п. 5 п.п. 3.1.2.2 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на изготовление проектно-сметной документации на строительство зданий, сооружений и объектов и выполнение сопроводительных работ, которые в соответствии с государственными строительными нормами являются составной частью общей стоимости указанных работ, должны быть осуществлены по коду экономической классификации расходов по выполнению основных работ, а именно по КЭКР 3122 «Капитальное строительство (приобретение) других объектов».

Таким образом, расходы на разработку проектно-сметной документации для проведения ремонта или капитального строительства списываются на фактические расходы учреждения, связанные с выполнением основных работ.

Также обратим внимание на то, что на построенный газопровод должна иметься в наличии техническая документация.

Так, в соответствии с п. 2.6 Правил обследований, оценки технического состояния, паспортизации и проведения планово-предупредительных ремонтов газопроводов и сооружений на них, утвержденных приказом Государственного комитета строительства, архитектуры и жилищной политики Украины от 09.06.98 г. № 124, к технической документации на газопровод относят:

— рабочие чертежи на строительство газопровода;

— исполнительную документацию на законченный строительством газопровод согласно п. 3 приложения 8 к СНиП 3.05.02-88 «Газоснабжение», а также акт о приемке законченного строительством объекта (приложение 9 к СНиП 3.05.02-88);

— техническую документацию на этот газопровод с записями в паспорте о произведенных ремонтах за период его эксплуатации, акты о коррозийном состоянии, акты комплексного приборного обследования и шурфового осмотра, состояния электрохимической защиты и другие документы, характеризующие техническое состояние газопровода.

Но в то же время следует отметить, что на территории Украины Строительные нормы и правила «Газоснабжение» (3.05.02-88), утвержденные постановлением Государственного строительного комитета СССР от 17.03.88 г. № 39 (СНиП 3.05.02-88), не применяются.

Действие основного нормативного документа, а именно Государственных строительных норм Украины. Инженерное оборудование домов и сооружений. Внешние сети и сооружения. Газоснабжение ДБН В.2.5-20-2001, утвержденных приказом Госстроя от 23.04.2001 г. № 101 (далее — приказ № 101), регламентирующего строительство систем газоснабжения, на сегодняшний день приостановлено на основании постановления Минздрава «О временном запрете производства, запрете использования и реализации бездымоходных газовых водонагревателей с выводом продуктов сгорания в помещение» от 06.04.2010 г. № 12. Однако в связи с тем, что на сегодняшний день никаких других нормативных документов по этому поводу не принято, считаем, что для определения исполнительных документов можно пользоваться перечнем, приведенным в приказе № 101.

Согласно приложению Щ к приказу № 101 к исполнительной документации относятся:

— сертификаты, паспорта или другие документы заводов-изготовителей (или их заверенные копии), удостоверяющие качество труб, соединительных деталей, сварочных и изоляционных материалов;

— технические паспорта заводов-изготовителей (ЦЗЗ, ЦЗМ) или их копии на оборудование, узлы, соединительные детали, изоляционные покрытия, изолирующие фланцы, арматуру диаметром свыше 100 мм, а также другие документы, удостоверяющие качество оборудования (изделий);

— инструкции заводов-изготовителей по эксплуатации газового оборудования и приборов;

— строительные паспорта: подземного (надземного) газопровода, газового ввода; оборудования внутридомового (внутрицехового), ГРП, резервуарной установки ЗВГ, а также протоколы проверки сварных стыков стального газопровода радиографическим методом, протоколы механических испытаний сварных стыков стального и полиэтиленового газопроводов, протокол проверки сварных стыков стального газопровода ультразвуковым методом и протокол проверки качества стыков, выполненных контактно сваркой и пайкой, которые оформлены согласно формам, изложенным в приложениях П, P, C, T, У, Ф, X, Ц, Ш;

— акт разбивки и передачи трассы (площадки) для подземного газопровода и резервуаров ЗВГ;

— журнал производства работ (для подземных газопроводов протяжностью сверх 100 м и резервуаров ЗВГ) — по требованию заказчика;

— акт приемки предусмотренных проектом установок электрохимической защиты (для подземных газопроводов и резервуаров ЗВГ);

— акт приемки газооборудования для проведения комплексного испытания (для предприятий и котельных) в соответствии с приложением Ю;

— акт приемки очищенной внутренней полости стальных газопроводов, подлежащих восстановлению;

— технические свидетельства на примененные в строительстве газопроводов материалы и изделия иностранного производства;

— протокол входного контроля всех конструкций, изделий и материалов, применяемых при строительстве;

— протокол проверки и аттестат оборудования, использованного при сварке полиэтиленовых труб;

— копии разрешений Госнадзорохрантруда на применение при строительстве труб, соединительных деталей и арматуры иностранного производства.

Законченные строительством объекты принимает в эксплуатацию Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины.

Как указано в письме Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины от 10.11.2011 г. № 40-16-4092, согласно процедуре приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, прием в эксплуатацию объектов, которые относятся к I — III категориям сложности и строительство которых осуществлялось на основании строительного паспорта, проводится путем регистрации Государственной архитектурно-строительной инспекцией Украины или ее территориальными органами поданной заказчиком декларации о готовности объекта к эксплуатации, а прием в эксплуатацию законченных строительством объектов, относящихся к IV и V категориям сложности, осуществляется путем выдачи соответствующей инспекцией государственного архитектурно-строительного контроля сертификата.

Так, в соответствии с п.п. 3 п. 4 Положения о Государственной архитектурно-строительной инспекции Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08.04.2011 г. № 439/2011, Государственная архитектурно-строительная инспекция Украины в соответствии с возложенными на нее задачами принимает в эксплуатацию законченные строительством объекты, выдает соответствующие сертификаты.

Процедура приема в эксплуатацию законченных строительством объектов определена Порядком приема в эксплуатацию законченных строительством объектов, утвержденным постановлением КМУ от 13.04.2011 г. № 461 (далее — Порядок № 461).

Рассмотрим основные требования, изложенные в этом Порядке.

Датой приема в эксплуатацию законченного строительством объекта является дата регистрации декларации или выдачи сертификата.

Зарегистрированная декларация или сертификат являются основанием для заключения договоров о поставке на принятый в эксплуатацию объект необходимых для его функционирования ресурсов — воды, газа, тепла, электроэнергии, включения данных о таком объекте в государственную статистическую отчетность и оформления права собственности на него.

Регистрация декларации осуществляется с соблюдением требований Закона Украины «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» от 06.09.2005 г. № 2806-IV.

Декларация принимается в разрешительном центре по местонахождению объекта.

Регистрацию декларации осуществляет архитектурно-строительная инспекция по местонахождению объекта на бесплатной основе.

Заказчик строительных работ отвечает за полноту и достоверность данных, указанных в поданной им декларации.

В течение десяти рабочих дней с даты подачи (поступления) декларации инспекция проверяет полноту указанных в ней данных и регистрирует декларацию.

Теперь что касается сертификата.

Выдачу сертификата осуществляет архитектурно-строительная инспекция, выдавшая разрешение на выполнение строительных работ.

Для получения сертификата заказчик строительства подает лично или направляет заказным письмом с описью вложения в соответствующую архитектурно-строительную инспекцию заявление о приеме в эксплуатацию объекта и выдаче сертификата по форме согласно приложению 2 к Порядку № 461, к которому прилагается акт готовности объекта к эксплуатации по форме согласно приложению 3 к Порядку № 461.

Документы принимаются в разрешительном центре по местонахождению объекта и не позднее следующего рабочего дня передаются в архитектурно-строительную инспекцию.

Инспекция принимает поданные заказчиком заявление и акт готовности объекта к эксплуатации и с целью определения соответствия объекта проектной документации требованиям государственных строительных норм, стандартов и правил проводит соответствующую проверку.

Проведение проверки на объекте начинается не позднее чем на третий рабочий день после регистрации заявления и не может продолжаться более четырех рабочих дней.

Инспекция при проведении проверки имеет право отбирать образцы продукции, назначать экспертизу, получать проектную и исполнительную документацию, определенные государственными строительными нормами, стандартами и правилами, другие документы, материалы, сведения, справки и пояснения по возникающим вопросам и привлекать в случае необходимости учреждения, организации, государственные органы.

В течение десяти рабочих дней с даты регистрации заявления инспекция принимает решение о выдаче сертификата по форме согласно приложению 4 к Порядку № 461 или отказе в его выдаче по форме согласно приложению 5 к Порядку № 461.

Следовательно, для того, чтобы поселковому совету принять в коммунальную собственность газопровод, заказчик его строительства должен провести все вышеуказанные действия, получить необходимую документацию, которая даст возможность учитывать газопровод как законченный объект строительства.

О непосредственном приеме газопровода в коммунальную собственность отметим следующее.

В соответствии со ст. 1 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280) право коммунальной собственности — это право территориальной громады владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах принадлежащим ей имуществом как непосредственно, так и через органы местного самоуправления.

Сельские, поселковые, городские советы правомочны рассматривать и решать вопросы, отнесенные Конституцией Украины, Законом № 280 и другими законами к их ведению (ст. 25 Закона № 280).

В соответствии со ст. 60 Закона № 280 территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право коммунальной собственности на движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, землю, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, доля в имуществе предприятий, жилой фонд, нежилые помещения, заведения культуры, образования, спорта, здравоохранения, социального обслуживания, науки и другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.

Основанием для приобретения права коммунальной собственности является передача имущества территориальным громадам безвозмездно государством, другими субъектами права собственности, а также имущественных прав, создание, приобретение имущества органами местного самоуправления в порядке, установленном законом.

Органы местного самоуправления от имени и в интересах территориальных громад в соответствии с законом осуществляют правомочия по владению, пользованию и распоряжению объектами права коммунальной собственности, в том числе выполняют все имущественные операции, могут передавать объекты права коммунальной собственности в постоянное или временное пользование юридическим и физическим лицам, сдавать их в аренду, продавать и покупать, использовать в качестве залога, решать вопрос их отчуждения, определять в соглашениях и договорах условия использования и финансирования объектов, приватизируемых и передаваемых в пользование и аренду.

Также обратим внимание на п.п. 1 п. 9 ст. 60 Закона № 280, в котором определено, что сельские, поселковые, городские, районные в городах (в случае их создания) советы имеют право вносить предложения о передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих территориальных громад предприятий, учреждений и организаций, их структурных подразделений и других объектов, относящихся к государственной и другим формам собственности, если они имеют важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд территориальных громад.

Таким образом решения о приеме газопроводов в коммунальную собственность принимаются соответствующим местным советом, в данном случае — поселковым советом.

Такое решение может быть принято на основании ходатайства уличных комитетов или по инициативе самого местного совета.

При этом необходимо учитывать следующее.

В соответствии с письмом Национальной комиссии регулирования электроэнергетики Украины от 06.11.2007 г. № 6420/14/17-07 эксплуатацию газопровода могут осуществлять специализированные организации, которые в установленном законом порядке получили соответствующие разрешения, сертификаты и лицензии.

Учитывая вышеизложенное, собственник газопровода, если он самостоятельно с соблюдением требований законодательства не может осуществлять его эксплуатацию, имеет право передать газопровод специализированной организации в собственность, пользование, аренду и т. п.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше