Темы статей
Выбрать темы

Вопросы учета отчета об оценке имущества

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ВОПРОСЫ УЧЕТА ОТЧЕТА ОБ ОЦЕНКЕ ИМУЩЕСТВА

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

С целью уточнения стоимости объекта основных средств (здания) учреждение получило заключение о его стоимости — отчет о независимой оценке. В отчете указано, что это экспертное заключение является достоверным в течение 6 месяцев с даты проведения оценки. На основании этого документа учреждение внесло изменения в стоимостный показатель инвентарного объекта.

Согласно разъяснению учреждению вышестоящего уровня отчет о независимой оценке необходимо оприходовать на субсчете 122 «Прочие нематериальные активы» и отражать на этом субсчете, пока не будет проведена новая оценка такого объекта.

Так ли это на самом деле? Каким образом списать такие документы с учета?

Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений на субсчете 109 «Прочие основные средства» учитывается документация по типовому проектированию независимо от стоимости. Можно ли отчет об оценке имущества отнести к документации по типовому проектированию и целесообразно ли учитывать его на этом субсчете?

(г. Киев)

 

Для того чтобы определиться с порядком отражения в бухгалтерском учете расходов, связанных с оформлением отчета о независимой оценке имущества, необходимо подробнее разобраться, что представляет собой такой отчет, и выяснить, соответствует ли этот документ одному из критериев, установленных для объектов необоротных активов.

Правовые принципы осуществления оценки имущества определены Законом Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-III (далее — Закон № 2658). В понимании данного Закона оценкой имущества является процесс определения его стоимости на дату оценки по процедуре, установленной нормативно-правовыми актами, указанными в ст. 9 этого Закона, и является результатом практической деятельности субъекта оценочной деятельности.

Независимой оценкой имущества считается оценка имущества, проведенная субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования. Перечень субъектов оценочной деятельности приведен в ст. 5 Закона № 2658.

Оценка имущества проводится на основании договора между субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования и заказчиком оценки или на основании определения суда о назначении соответствующей экспертизы по оценке имущества. При этом размер и порядок оплаты работ по оценке имущества определяются по договоренности сторон или в случаях отбора субъекта оценочной деятельности на конкурсных принципах — по результатам конкурса.

Отчет об оценке имущества является документом, содержащим заключения о стоимости имущества и подтверждающим выполненные процедуры по оценке имущества субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования в соответствии с договором. Отчет об оценке имущества (далее — отчет) подписывается оценщиками, непосредственно проводившими оценку имущества, и скрепляется печатью и подписью руководителя субъекта оценочной деятельности.

Требования к содержанию отчета, порядку его оформления и рецензирования устанавливаются положениями (национальными стандартами) оценки имущества. Отчет должен содержать разделы, которые раскрывают содержание проведенных процедур и использованной нормативно-правовой базы по оценке имущества.

Отметим, что общие требования к проведению независимой оценки имущества и требования к составлению отчета и подготовке заключения о стоимости имущества определены в Национальном стандарте 1 «Общие принципы оценки имущества и имущественных прав», утвержденном постановлением КМУ от 10.09.2003 г. № 1440 (далее — Стандарт).

Отчет может составляться в полной или в краткой форме.

Так, отчет, составляемый в полной форме, должен содержать следующую информацию:

— описание объекта оценки, позволяющее его идентифицировать;

— дату оценки и дату завершения составления отчета, а в случае необходимости — срок действия отчета и заключения о стоимости имущества согласно требованиям законодательства;

— цель проведения оценки и обоснование выбора соответствующей базы оценки, если иное не предусмотрено законодательством;

— перечень нормативно-правовых актов, в соответствии с которыми проводится оценка;

— перечень ограничений по применению результатов оценки;

— изложение всех предположений, в пределах которых проводилась оценка;

— описание и анализ собранных и использованных исходных данных и другой информации в ходе проведения оценки;

— заключения по анализу существующего использования и наиболее эффективного использования объекта оценки;

— изложение содержания примененных методических подходов, методов и оценочных процедур, а также соответствующих расчетов, с помощью которых подготовлено заключение о стоимости имущества;

— письменное заявление оценщика о качестве использованных исходных данных и другой информации, личный осмотр объекта оценки (в случае невозможности личного осмотра — соответствующие объяснения и обоснования оговорок и предположений по использованию результатов оценки, кроме случаев неосуществления осмотра в соответствии с Порядком проведения оценки для целей налогообложения и начисления и уплаты других обязательных платежей, взимаемых в соответствии с законодательством, утвержденным постановлением КМУ от 04.03.2013 г. № 231), соблюдение национальных стандартов оценки имущества и других нормативно-правовых актов по оценке имущества при ее проведении, другие заявления, важные для подтверждения достоверности и объективности оценки имущества и заключения о его стоимости;

— заключение о стоимости имущества;

— приложения с копиями всех исходных данных, а также в случае необходимости — другие информационные источники, поясняющие и подтверждающие предположения и расчеты.

Перечень случаев, когда отчет об оценке имущества заключается в краткой форме, и требования к такой форме приведены в п. 57 Стандарта.

Как указано в ст. 7 Закона № 2658, проведение оценки имущества является обязательным, в частности в случае переоценки основных фондов для целей бухгалтерского учета.

Также необходимо принять во внимание, что п. 58 Стандарта предусмотрена возможность доработки (актуализации) оценки имущества, а именно в случае: окончания срока действия отчета и заключения о стоимости имущества, установленного законодательством, или по требованию заказчика оценки, когда существенные изменения в условиях функционирования и физическом состоянии объекта оценки, а также состоянии рынка подобного имущества с даты оценки до даты оценки, на которую предусматривается осуществление доработки (актуализация), не произошли.

С целью доработки (актуализации) оценки с заказчиком заключается новый договор на выполнение работ по доработке (актуализации) оценки имущества, если возможность ее проведения не была предусмотрена в договоре на проведение оценки имущества.

В соответствии с Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на оплату определенных услуг по разработке экспертных заключений, в частности, на проведение независимой оценки, осуществляются по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Добавим, что расходы на проведение независимой оценки имущества учреждение может осуществлять только в случае, если такие расходы предусмотрены сметой.

Далее рассмотрим, имеют ли бюджетные учреждения основания учитывать отчеты об оценке имущества в составе нематериальных активов или основных средств.

Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Порядок № 611), к нематериальным активам относятся немонетарные активы, которые не имеют материальной формы, могут быть идентифицированы и используются учреждением более одного года для достижения поставленной цели
и/или удовлетворения нужд учреждения либо сдачи в аренду другим лицам. В состав прочих нематериальных активов, учитываемых на субсчете 122 «Прочие нематериальные активы», отнесены следующие немонетарные активы с распределением на группы:

1) права пользования природными ресурсами (право пользования недрами, другими ресурсами природной среды, геологической и другой информацией о природной среде и т. п.);

2) права пользования имуществом (право пользования земельным участком, право пользования зданием, право на аренду помещений и т. п.);

3) права на знаки для товаров и услуг (товарные знаки, торговые марки, фирменные названия и т. п.);

4) права на объекты промышленной собственности (право на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, сорт растений, породы животных, ноу-хау, защиту от недобросовестной конкуренции и т. п.);

5) другие нематериальные активы (право на осуществление деятельности, использование экономических и других привилегий и т. п.).

Также в п.п. 4.4 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, определено, что в составе нематериальных активов учитываются приобретенные права на владение, пользование и распоряжение объектом нематериальных активов после отчуждения их (прав) от бывших собственников и определение его стоимости.

Приобретенный объект авторского права на условиях пользования им без передачи прав на владение или распоряжение не учитывается в составе нематериальных активов. Что касается расходов, связанных с приобретением (созданием) таких объектов, то они признаются расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены, без признания таких расходов в будущем нематериальным активом.

Что касается отчета о независимой оценке имущества, то, во-первых, такой документ не является подтверждением права на владение, пользование или распоряжение имуществом, поскольку, как указывалось ранее, отчет подтверждает выполненные процедуры по оценке имущества и содержит в себе заключения о стоимости имущества.

Во-вторых, Стандартом предусмотрена возможность проведения новой оценки имущества (необходимость проведения такой процедуры возникает спустя некоторое время и при наступлении определенных обстоятельств), и соответственно получение нового отчета также целесообразно считать расходами того отчетного периода, в течение которого они были осуществлены.

Теперь относительно документации по типовому проектированию.

Действительно, Порядком № 611 для учета документации по типовому проектированию независимо от стоимости предусмотрен субсчет 109 «Прочие основные средства».

Как указывало Госказначейство в письме от 07.05.2010 г. № 15-04/1015-7949, если изготовленная документация соответствует критериям документации по типовому проектированию, то она приходуется на субсчете 109. Следовательно, только в том случае, если такая документация соответствует определенным критериям, бюджетные учреждения имеют основания для того, чтобы зачислить такие объекты на субсчет 109.

Однако Госказначейство не уточнило, какие это критерии и какими нормативно-правовыми актами они установлены. Также Госказначейство в этом письме указало следующее: что касается того, можно ли отнести ту или иную документацию к документации по типовому проектированию, то этот вопрос находится вне компетенции Госказначейства. И добавило, что разъяснения по этому вопросу должны предоставлять соответствующие учреждения, осуществляющие разработку такой документации.

Поэтому, если учреждение имеет подтверждение того, что документация, разработанная для учреждения, является документацией по типовому проектированию, только тогда возникают основания для зачисления ее на субсчет 109.

Вместе с тем добавим, что понятие документации по типовому проектированию преимущественно применяется в сфере строительства или производства. При этом типовым проектированием считается разработка однотипных проектов зданий, конструкций, сооружений, деталей и других изделий, предназначенных для серийного строительства или производства. Этот вопрос мы подробно рассматривали в материале «Как списать расходы на изготовление проектно-сметной документации» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 21, с. 8).

Таким образом, учитывая вышеприведенные аргументы, расходы, связанные с получением отчета, являются текущими расходами учреждения.

Рассмотрим порядок отражения в бухгалтерском учете расходов, связанных с оплатой услуг по получению отчета о независимой оценке имущества.

Пример. Бюджетным учреждением с субъектом оценочной деятельности заключен договор о проведении независимой оценки имущества. Стоимость услуг по оценке имущества — 1200 грн.

На основании отчета об оценке имущества учреждением проведена переоценка инвентарного объекта (здания), в результате чего первоначальная стоимость такого здания увеличена на 25640 грн., сумма износа увеличена на 12500 грн.

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Списана на фактические расходы стоимость услуг по оценке имущества

801 (802, 811)

675

1200

2

Увеличена первоначальная стоимость здания

103

401

25640

3

Увеличена сумма износа

401

131

12500

Вся информация, касающаяся изменения первоначальной стоимости и суммы износа объекта основных средств (здания), должна быть отражена в инвентарной карточке учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет).

4

Перечислены средства субъекту оценочной деятельности за услуги по оценке имущества

675

321 (323)

1200

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше