Темы статей
Выбрать темы

Проверка состояния сохранности имущества бюджетных учреждений

Редакция ББ
Статья

ПРОВЕРКА СОСТОЯНИЯ СОХРАННОСТИ ИМУЩЕСТВА БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

 

Вопросам состояния сохранности имущества бюджетных учреждений специалисты Государственной финансовой инспекции в ходе проведения ревизий уделяют особое внимание. В связи с этим мы решили рассмотреть порядок проведения проверки состояния сохранности имущества и основные нарушения, фактически выявленные специалистами Государственной финансовой инспекции при проверке состояния сохранности имущества.

Надеемся, что эта статья пригодится вам и поможет избежать ошибок во время покупки, хранения и списания имущества. А возможно, с помощью изложенного в ней материала вы самостоятельно найдете и исправите свои уже допущенные ошибки.

Александр ЛЕВИЧЕВ, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

При проведении ревизий специалисты Государственной финансовой инспекции (далее — Госфининспекция) руководствуются, в частности, Методическими рекомендациями № 90 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 26).

Проверка вопросов состояния сохранности имущества проводится специалистами Госфининспекции согласно п. 11 Методических рекомендаций № 90.

Рассмотрим основные положения такой проверки.

Начнем с того, что при осуществлении ревизии полноты оприходования, состояния сохранности и использования приобретенных (бесплатно полученных) нематериальных активов, основных средств, других необоротных активов и товарно-материальных ценностей проверяются следующие документы:

бухгалтерские учетные регистры: мемориальные ордера № 4 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими дебиторами», № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими кредиторами», № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов», № 10 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов», № 13 «Накопительная ведомость расходования материалов», ведомости начисления износа на основные средства;

первичные документы: накладные, счета-фактуры, накладные о внутреннем перемещении, коммерческие акты, акты приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), акты о списании основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет), акты о списании автотранспортных средств типовой формы № ОЗ-4 (бюджет), акты списания типовой формы № З-2 и акты произвольной формы, инвентарные карточки учета необоротных активов типовых форм № ОЗ-6 (бюджет) и № ОЗ-8 (бюджет) и т. п.;

договоры купли-продажи, договоры о материальной ответственности, приказы, разрешения, распоряжения и т. п.

При этом проверка предусматривает контроль за указанными документами объекта контроля на предмет:

— заключения договоров о материальной ответственности и состояния закрепления всех необоротных активов и запасов за материально ответственными лицами;

— соблюдения объектом контроля периодичности и порядка проведения инвентаризации необоротных активов и запасов, правильности оформления и отражения в бухгалтерском учете ее результатов;

— состояния сохранности необоротных активов и запасов;

— своевременности, полноты и правильности оприходования приобретенных (бесплатно полученных) необоротных активов и запасов;

— соблюдения законодательства при списании (отчуждении) необоротных активов и запасов;

— соблюдения законодательства при начислении износа на необоротные активы;

— соблюдения законодательства при проведении индексации, дооценок и другого пересмотра стоимости необоротных активов.

Дальше остановимся на каждом из направлений проверки.

Проверка заключения договоров о материальной ответственности и состояния закрепления всех необоротных активов и запасов за материально ответственными лицами

Во время проверки этого вопроса ревизоры должны установить, назначены ли приказом руководителя бюджетного учреждения лица, отвечающие за сохранность основных средств и других необоротных материальных активов, заключены ли с ними до-говоры о материальной ответственности.

 

Проверка периодичности проведения инвентаризаций согласно требованиям законодательства

Специалисты Госфининспекции должны проверить периодичность проведения инвентаризаций согласно требованиям законодательства и инициировать перед руководителем учреждения проведение инвентаризации во время ревизии.

Отметим, что согласно п. 4 ст. 10 Закона № 2939 орган Госфинконтроля имеет право требовать от руководителей подконтрольных учреждений проведения инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей, средств и расчетов. В случае отказа в проведении таких инвентаризаций орган Госфинконтроля имеет право обратиться в суд по поводу побуждения к проведению таких инвентаризаций, а до принятия соответствующего решения судом — в присутствии понятых и представителей учреждений и организаций, в отношении которых проводится ревизия, опечатывать кассы, кассовые помещения, склады и архивы на срок не более 24 часов с момента такого опечатывания, указанного в протоколе. Процедура осуществления органами Госфинконтроля опечатывания касс, кассовых помещений, складов и архивов в учреждениях, где проводится ревизия, определена Порядком № 1028.

Инвентаризация должна проводиться на основании приказа руководителя бюджетного учреждения инвентаризационной комиссией согласно требованиям Инструкции № 90.

Обратим особое внимание на то, что ревизор не может входить в состав инвентаризационной комиссии. Однако инвентаризация должна проводиться в его присутствии, поскольку в ходе ее проведения важно не только установить фактическое наличие основных средств и других необоротных материальных активов, состояние их сохранности и установить излишки и недостачи материальных ценностей, но и выявить основные средства и другие необоротные материальные активы, которые фактически используются, но по данным бухгалтерского учета уже списаны, используются сторонними юридическими или физическими лицами и т. п.

Проверка полноты и своевременности оприходования приобретенных материальных ценностей, правильности их списания

Эта проверка проводится путем сопоставления данных мемориальных ордеров № 6 «Накопительная ведомость по расчетам с прочими кредиторами», № 9 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении необоротных активов», № 10 «Накопительная ведомость о выбытии и перемещении малоценных и быстроизнашивающихся предметов» и прилагаемых к ним первичных документов («Акт приемки-передачи основных средств» типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), «Акт о списании основных средств» типовой формы № ОЗ-3 (бюджет), «Акт о списании автотранспортных средств» типовой формы № ОЗ-4 (бюджет), «Акт о списании с баланса бюджетных учреждений и организаций изъятой из библиотеки литературы» типовой формы № ОЗ-5 (бюджет), «Акт списания» типовой формы № 3-2 и акты произвольной формы, № 13 «Накопительная ведомость расходования материалов»).

При проверке полноты оприходования основных средств и нематериальных активов сопоставляется соответствие ассортимента, количества, стоимости, указанных в сопроводительных документах к договорам (контрактам), приходных ордерах, товарно-транспортных накладных, коммерческих актах, данным бухгалтерского учета по фактически оприходованным товарно-материальным ценностям.

Также ревизоры проверяют, не расходовались ли бюджетные средства на приобретение материальных ценностей, которые фактически не используются учреждением или продолжительное время находятся на ответственном хранении у поставщика. Приобретение таких материальных ценностей может быть обусловлено дальнейшей передачей их в бесплатное пользование другим юридическим или физическим лицам либо предоставлением их в аренду по заниженной арендной ставке.

В случаях когда приобретенное оборудование находится на ответственном хранении у поставщиков, специалисты Госфининспекции должны провести встречные сверки у поставщиков, во время которых может быть установлено, на самом ли деле такое оборудование имеется в наличии и не используется ли оно поставщиком.

Кроме того, специалисты Госфининспекции должны проверить Журнал регистрации доверенностей (форма № М-3), который должен быть пронумерован, прошнурован и скреплен печатью и подписями руководителя и главного бухгалтера учреждения, а также акты на списание бланков доверенностей (форма № М-2а).

Ревизоры должны исследовать, были ли своевременно и в полном объеме оприходованы по данным бухгалтерского учета материальные ценности, приобретенные учреждением и полученные по доверенности.

Также специалисты Госфининспекции должны сопоставить фамилии лиц, которым выдавались доверенности, с трудовыми книжками лиц, работающих в учреждении, для установления фактов выдачи доверенностей посторонним лицам.

 

Проверка соблюдения законодательства при списании (отчуждении) необоротных активов и запасов

При проверке правильности списания основных средств специалисты Госфининспекции обращают внимание на указанные в актах на списание причины списания. Также проверяют достоверность поданных документов для получения согласия от органа управления на списание и отчуждение имущества, в частности: технико-экономическое обоснование необходимости списания имущества, причины выбытия материальных ценностей, обоснования нецелесообразности и невозможности их восстановления, сведения об имуществе, которое предлагается списать по данным бухгалтерского учета (кроме объектов незавершенного строительства), акты инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, акты технического состояния имущества, утвержденные руководителем учреждения; сведения о наличии обременений или ограничений по распоряжению имуществом, которое предлагается списать, вместе с соответствующими подтверждающими документами; сведения о земельном участке, на котором расположено недвижимое имущество, с указанием направлений дальнейшего использования высвобождаемых земельных участков, а также соответствующие подтверждающие документы, в частности государственный акт на право постоянного пользования землей, кадастровый план; сведения об объектах незавершенного строительства и т. п.

Специалисты Госфининспекции обращают внимание также на то, указаны ли в акте на списание сведения о содержании драгоценных металлов в списанных материальных ценностях.

Кроме того, обращается внимание на списание имущества, находящегося под надзором государственных инспекций (автомобили, тракторы, самоходные шасси, самоходные сельскохозяйственные, дорожно-строительные и мелиоративные машины, сельскохозяйственная техника и другие механизмы, энергоустановки потребителей, нагревательные котлы, подъемники, счетчики воды, электроэнергии, газа и т. п., локальные системы выявления угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и локальные системы оповещения о них населения и др.), поскольку такое списание возможно только при наличии соответствующего заключения представителя инспекции, осуществляющей надзор.

Также специалисты Госфининспекции обращают внимание на оприходование от списанного имущества отдельных деталей, узлов, материалов, которые могут быть использованы или подлежат передаче в установленном порядке предприятиям, занимающимся сбором соответствующих материалов. Напомним, что комиссией учреждения должен дополнительно составляться акт об оценке такого имущества.

 

Проверка соблюдения законодательства при начислении износа необоротных активов

В рамках этого вопроса специалисты Госфининспекции проверяют правильность начисления износа на необоротные активы, который является показателем того, через какое время необоротный актив теряет свою стоимость, по ведомости начисления износа на основные средства типовой формы № 0З-12 (бюджет), а также отражены ли суммы начисленного износа в инвентарных карточках учета необоротных активов типовых форм № ОЗ-6 (бюджет) и № ОЗ-8 (бюджет).

В бухгалтерском учете бюджетных учреждений износ объектов (предметов) необоротных активов учитывается на субсчетах счета 13 «Износ необоротных активов». Сумма износа объектов необоротных активов определяется в последний рабочий день декабря в гривнях за полное количество календарных месяцев их пребывания в эксплуатации в отчетном году согласно нормам износа. Отметим, что нормы износа на необоротные активы установлены Инструкцией № 64, действовавшей до 06.08.2013 г., а после этой даты — Положением № 611.

Также следует помнить, что износ, начисленный в размере 100 % стоимости необоротных активов, пригодных для дальнейшей эксплуатации, не может быть основанием для их списания. Специалисты Госфининспекции во время проверки обязательно обратят внимание на соблюдение этой нормы.

 

Проверка соблюдения законодательства при проведении индексации, дооценок и другого пересмотра стоимости необоротных активов

В рамках этого вопроса специалисты Госфининспекции в первую очередь проверяют соблюдение требований пп. 1.6 — 1.10 Инструкции № 64 (до 06.08.2013 г.) и разд. VII Положения № 611 (после 06.08.2013 г.).

Так, требованиями указанных документов предусмотрено, что изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов проводится в случае индексации их первоначальной стоимости согласно действующему законодательству Украины, а также при достройке, дооборудовании, реконструкции, частичной ликвидации соответствующих объектов и модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов.

Что касается индексации первоначальной стоимости групп необоротных активов (кроме объектов жилого фонда), то она проводится в течение I квартала следующего отчетного года согласно коэффициенту индексации, который определяется по формуле, предусмотренной п. 146.21 ст. 146 разд. ІІІ НКУ.

Важным условием проведения индексации является значение коэффициента индексации. Так, если его значение не превышает единицу, то индексация не проводится.

Индексация первоначальной стоимости групп необоротных активов может проводиться по самостоятельному решению руководителя учреждения.

Отдельно отметим об индексации объектов жилого фонда.

В связи с инфляционными процессами балансовую стоимость объектов существующего жилого фонда ежегодно согласовывают с реальной стоимостью жилья. Для этого применяют механизм индексации, предусмотренный Методикой № 163 и постановлением № 1024. Как предусмотрено этими документами, индексация объектов жилого фонда должна проводиться до 15 февраля ежегодно по состоянию на 1 января.

Переоценка необоротных активов бюджетных учреждений проводится постоянно действующей комиссией, которая назначается приказом руководителя учреждения ежегодно и действует в течение года.

Также обратим внимание на то, что специалисты Госфининспекции обязательно обращают внимание на правильность ведения учета земельных участков.

Как предусмотрено ст. 13 Закона № 1378, для отражения стоимости земельных участков и права пользования земельными участками в бухгалтерском учете согласно законодательству Украины обязательно должна быть проведена экспертная денежная оценка этих земель. При этом механизм проведения такой оценки, оформления ее результатов определен Методикой экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденной постановлением КМУ от 11.10.2002 г. № 1531, и Порядком проведения экспертной денежной оценки земельных участков, утвержденным приказом Госкомитета Украины по земельным ресурсам от 09.01.2003 г. № 2.

Нормативная денежная оценка земельных участков не отражается в бухучете, а используется, в частности, для определения размера земельного налога, арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Что касается индексации нормативной денежной оценки земель, то ежегодно Госагентство земельных ресурсов Украины во исполнение п. 289.3 НКУ информирует о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель. В частности, об индексации нормативной денежной оценки земель в 2013 году было сообщено письмом от 10.01.2013 г. № 328/22/7-13.

Таким образом, начиная с момента вступления в силу Закона № 1378, т. е. с 13.01.2004 г., бюджетные учреждения, имеющие государственные акты на право собственности на земельные участки или право на постоянное пользование ими, должны учитывать такие земельные участки в бухгалтерском учете по экспертной денежной оценке (см. письмо Госказначейства от 26.05.2009 г. № 15-06/1394-8434).

Теперь перейдем к рассмотрению нарушений, установленных специалистами Госфининспекции в ходе проведения проверки по вопросу состояния сохранности имущества. Сразу предупредим: поскольку нарушения были выявлены по результатам ревизий, которые проводились до вступления в силу Положения № 611, ссылаться будем на нормативные документы, действовавшие до 06.08.2013 г. Однако это не означает, что в настоящее время приведенные примеры нарушений не актуальны. Разница между нормами Инструкции № 64 и Положения № 611 незначительна. Самое существенное — это увеличение стоимостной черты для зачисления материальных активов в состав основных средств  с 1000 грн. до 2500 грн. Более детальный анализ содержания указанных документов вы найдете в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 30.

В первую очередь рассмотрим нарушения в части оприходования товарно-материальных ценностей.

 

Пример 1

Ревизией своевременности, полноты и правильности оприходования приобретенных необоротных активов установлено следующее.

По заключенному договору и накладной учреждению произведена оплата и получены материальные ценности на общую сумму 32784 грн. (приборы и материалы для уличного освещения — светильники COBRA E27, лампы SIGALUX 36B, кронштейны и провод АППВ).

Оплата за полученное имущество осуществлена по КПКР 100203 «Благоустройство городов, сел, поселков», КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь».

В нарушение Инструкции № 64 светильники в количестве 100 штук на сумму 11750 грн. и кронштейны в количестве 100 штук на сумму 5750 грн. не были оприходованы по данным бухгалтерского учета, а сразу после получения списаны на расходы учреждения.

Указанное также является нарушением требований п. 1 ст. 9 Закона № 996 и привело к занижению стоимости малоценных необоротных материальных активов.

 

Пример 2

Ревизией своевременности, полноты и правильности оприходования приобретенных (бесплатно полученных) основных средств, в том числе компьютерной техники и ее комплектующих, установлено, что заведением в нарушение требований п. 1.13 разд. I Инструкции № 64 суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые при получении (покупке) необоротных активов, были зачислены в стоимость необоротных активов.

Ревизия проводилась путем сверки данных расходных накладных, полученных от организаций-поставщиков, относительно количества и стоимости необоротных активов с данными бухгалтерского учета относительно полноты и своевременности оприходования ценностей.

В результате указанного нарушения в строке 122 формы № 1 «Баланс» завышена первоначальная стоимость основных средств.

 

Пример 3

Ревизией своевременности, полноты и правильности оприходования приобретенных необоротных активов установлено следующее.

По заключенному договору и накладной учреждением произведена оплата и получены материальные ценности на общую сумму 58237 грн. (светильники и кронштейны).

В нарушение приказа № 114 светильники в количестве 150 штук на сумму 23453 грн. и кронштейны в количестве 150 штук на сумму 4531 грн. оприходованы на счет 234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности» (на этом субсчете учитываются хозяйственные материалы, используемые для текущих нужд учреждений), вместо того чтобы оприходовать их на субсчете 113 «Малоценные необоротные материальные активы» (на этом субсчете учитываются малоценные необоротные материальные предметы, срок эксплуатации которых превышает один год).

Указанное является нарушением требований п. 1 ст. 9 Закона № 996 и привело к неправильному учету материальных ценностей по данным бухгалтерского учета и искажению данных финансовой отчетности.

Указанные выше нарушения исправляются путем составления бухгалтерской справки и внесения соответствующих исправлений в бухгалтерские документы и финансовую отчетность.

Напомним, что исправление ошибок осуществляется согласно требованиям п. 4 Положения № 88.

Так, в соответствии с этим Положением в тексте и цифровых данных первичных документов, учетных регистров и отчетов подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

Ошибки в первичных документах, учетных регистрах и отчетах, составленных ручным способом, исправляются корректурным способом, т. е. неправильный текст или цифры зачеркиваются и над зачеркнутым надписывается правильный текст или цифры. Зачеркивание осуществляется одной чертой так, чтобы можно было прочитать исправленное.

Ошибки в учетных регистрах за прошлый отчетный период исправляются способом сторно. Этот способ предусматривает составление бухгалтерской справки, в которую ошибка (сумма, корреспонденция счетов) заносится красными чернилами, пастой шариковых ручек и т. п. или со знаком «минус», а правильная запись (сумма, корреспонденция счетов) заносится чернилами, пастой шариковых ручек и т. п. темного цвета. Внесением этих данных в учетный регистр в месяце, в котором выявлена ошибка, ликвидируется неправильная запись и отражаются правильная сумма и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. Справка должна приводить причину ошибки, ее содержание, ссылку на документы и учетные регистры, в которых допущена ошибка, сумму и корреспонденцию счетов бухгалтерского учета, которой исправляется ошибка. Такая справка подписывается работником, который ее составил, и после ее проверки — главным бухгалтером.

Исправление ошибки должно сопровождаться надписью «исправлено» и подтверждено подписями лиц, подписавших этот документ, с указанием даты исправления.

В месяце составления бухгалтерской справки ее данные записываются в соответствующий регистр бухгалтерского учета и Главную книгу. Форма бухгалтерской справки утверждена приказом № 117.

 

Проведение инвентаризации

Рассмотрим примеры нарушений, допускаемых при проведении инвентаризации имущества.

 

Пример 1

С целью организации фактического контроля за состоянием сохранности имущества при проведении ревизии на основании приказа по заведению проведены выборочные инвентаризации у 24 материально ответственных лиц, которыми установлены недостачи на сумму 1750 грн. и излишки на сумму 2330 грн.

Для определения размера убытков, нанесенных учреждением, Госфининспекцией в ходе ревизии направлены письма начальнику учреждения с требованием проведения оценки результатов инвентаризации.

 

Пример 2

С целью организации фактического контроля за состоянием сохранности имущества при проведении ревизии на основании приказа по заведению проведены выборочные инвентаризации основных средств и других необоротных материальных активов у четырех материально ответственных лиц.

По результатам проведенных инвентаризаций у одного материально ответственного лица установлены излишки хозяйственных товаров (плитки облицовочной) на общую сумму 830 грн., занижение в учете основных средств (спортивная гимнастическая площадка) на сумму 43670 грн., занижение в учете стоимости запасов (металлолом, стекло) на сумму 4250 грн., у второго материально ответственного лица — занижение в учете стоимости запасов (тосола) на 175 грн. и у третьего материально ответственного лица установлена недостача горюче-смазочных материалов (масла моторного) на общую сумму 155,50 грн.

 

Пример 3

С целью фактического контроля за сохранностью материальных ценностей на основании приказа директора учреждения проведена выборочная инвентаризация, по результатам которой недостачи или излишки не установлены.

Однако установлено, что по данным бухгалтерского учета учреждения учитываются в подотчете у материально ответственного лица кондиционеры в количестве 6 штук на общую сумму 46227 грн., тогда как фактической контрольной проверкой выявлено, что указанные кондиционеры находятся в административном здании у другого материально ответственного лица.

 

Пример 4

При проведении инвентаризации возникла необходимость в обследовании технического состояния автомобиля ВАЗ-2106, не используемого в работе, в связи с чем директору специализированного предприятия был направлен запрос о выделении специалиста в области технического устройства транспортных средств.

В ходе ревизии инвентаризационной комиссией заведения при участии привлеченного специалиста специализированной организации проведен контрольный осмотр технического состояния автомобиля ВАЗ-2106, которым установлено, что указанное автотранспортное средство технически неисправно, разукомплектовано (отсутствуют отдельные наименования автозапчастей).

Указанное является нарушением требований п. 1.4 разд. I Инструкции № 90 и привело к недостаче товарно-материальных ценностей (запчастей) на общую сумму 1750 грн.

В случаях выявления недостач материальных ценностей нужно определить размер убытков. Однако в настоящее время самостоятельно ревизоры не могут определять размер убытков. Объясним почему.

Ранее при определении размера убытка, нанесенного государству в результате нарушений, выявленных ревизией, ревизоры руководствовались Порядком № 116. Однако начиная с конца 2011 года (а именно с 16.12.2011 г.) ситуация с порядком определения убытков от хищения, недостачи (порчи) имущества существенно изменилась. Дело в том, что постановлением КМУ от 07.12.2011 г. № 1253 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 1) были внесены изменения в ряд документов, в частности, в Порядок № 116 и Методику оценки имущества, утвержденную постановлением КМУ от 10.12.2003 г. № 1891 (далее — Методика № 1891).

В соответствии с действующей редакцией п. 2 Порядка № 116 в настоящее время размер убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей определяется:

— путем проведения независимой оценки согласно национальным стандартам оценки (если убыток нанесен обычному субъекту хозяйствования);

— согласно методике оценки имущества, утвержденной Кабмином (в случае определения размера убытков, нанесших имущественный ущерб государству, территориальной громаде или субъекту хозяйствования с государственной (коммунальной) долей в уставном (складочном) капитале).

Поэтому для определения размера убытков в результате хищения, недостачи (порчи) имущества бюджетные учреждения и организации должны обратиться к субъекту оценочной деятельности для проведения независимой оценки, т. е. самостоятельно не могут осуществить расчет убытков.

Однако в некоторых случаях учреждения могут самостоятельно определить размер убытка, для чего проводится стандартизированная оценка убытков. Эти случаи приведены в п. 110 Методики № 1891.

Детальнее об этом можно узнать из консультации специалиста Госфининспекции «Могут ли ревизоры самостоятельно определять размер убытков от недостач» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 15).

 

Индексация, дооценка и иной пересмотр стоимости активов

Рассмотрим примеры нарушений, выявленных ревизорами при проверке соблюдения учреждениями требований законодательства по проведению индексации, дооценок и другого пересмотра стоимости активов.

 

Пример 1

Ревизией соблюдения законодательства при проведении индексаций, переоценок и другого пересмотра стоимости основных средств установлено, что бухгалтерией учреждения не проводилась индексация первоначальной стоимости зданий и сооружений, числящихся на балансе в 2010 году, за 2009 год, что является нарушением требований п. 1.7 Инструкции № 64. Это привело к занижению по данным бухгалтерского учета учреждения стоимости основных средств на общую сумму 537453 грн.

Соответствующее отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций привело к занижению первоначальной стоимости основных средств в строке 122 отчета по форме № 1 «Баланс».

Указанное нарушение установлено путем сопоставления стоимости зданий, учитываемой по данным бухгалтерского учета, со стоимостью, исчисленной согласно нормам действующего законодательства.

 

Пример 2

Ревизия соблюдения законодательства при проведении индексаций, дооценок и другого пересмотра стоимости необоротных активов проведена путем сверки данных баланса, Главной книги, оборотных ведомостей, актов выполненных работ, нарядов-заказов и путем проведения встречных сверок.

В ходе ревизии проведена встречная сверка в организации, которой в соответствии с договором произведен текущий ремонт оборудования на общую сумму 36100 грн.

Кроме того, согласно наряду-заказу в текущий ремонт вошла модернизация оборудования на общую сумму 13460 грн.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 1.6 Инструкции № 64 заведением не проведено изменение первоначальной (восстановительной) стоимости необоротных активов в результате модернизации, которая привела к дополнительному укомплектованию необоротных активов. Это привело к занижению по данным бухгалтерского учета заведения на субсчете 104 «Машины и оборудование» стоимости основных средств на общую сумму 13460 грн.

В результате указанных нарушений в форме № 1 «Баланс» занижена первоначальная стоимость основных средств в строке 122 на сумму 13460 грн, что является нарушением требований п. 1 ст. 3 Закона № 996.

Указанные нарушения исправляются путем составления бухгалтерской справки и внесения соответствующих исправлений в бухгалтерские документы и финансовую отчетность. О том, как составляется такая справка, мы рассказывали выше (см. с. 18).

 

Проверка соблюдения законодательства при списании (отчуждении) необоротных активов и запасов

Рассмотрим нарушение, выявленное ревизорами при проверке соблюдения учреждениями требований законодательства к списанию материальных ценностей.

 

Пример

Ревизией соблюдения законодательства при списании, передаче и отчуждении необоротных активов установлено недополучение учреждением собственных поступлений от реализации ликвидированного при списании имущества (металлолом) в сумме 150 грн., что является нарушением требований ч. 1 ст. 9 Закона № 996. Нарушение произошло в результате неоприходования металлолома и несдачи его на спецпредприятия.

Нарушение установлено путем сверки актов на списание основных средств с данными оборотных ведомостей за соответствующий месяц.

В результате указанного нарушения заведению нанесен материальный ущерб (убытки) на сумму 150 грн.

Кроме того, в результате вышеупомянутого нарушения в строке 050 формы № 4-1д, № 4-1м «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных как плата за услуги» занижен объем собственных поступлений от реализации имущества на сумму 150 грн, что является нарушением требований ч. 1 ст. 3 Закона № 996.

Для исправления этого нарушения учреждению следует оприходовать металлолом, сдать его на спецпредприятия и получить за него средства.

 

Проверка правильности учета земельных участков

Рассмотрим нарушение, выявленное ревизорами при проверке соблюдения учреждениями требований законодательства к учету земельных участков.

 

Пример

Ревизией правильности учета земельных участков установлено, что по данным бухгалтерского учета и финансовой отчетности заведения на балансовом субсчете 101 «Земельные участки» учитывается земельный участок площадью 9032 кв. м и стоимостью 7521431 грн.

Указанный земельный участок учитывается в бухгалтерском учете и финансовой отчетности заведения по денежной оценке, определенной в извлечениях из технической документации о нормативной денежной оценке земельного участка, соответственно, при отсутствии его экспертной денежной оценки, которая является обязательной для отражения стоимости земельных участков в бухгалтерском учете.

Указанное является нарушением ст. 13 Закона № 1378.

Для исправления этого нарушения и приведения в соответствие с требованиями законодательства Украины стоимости земельного участка, учитываемой по данным бухгалтерского учета учреждения, необходимо проведение его экспертной денежной оценки с дальнейшей корректировкой стоимости, учитываемой по данным бухгалтерского учета.

 

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 2939 — Закон Украины «Об основных принципах осуществления государственного финансового контроля в Украине» от 26.01.93 г. № 2939-XII.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 1378 — Закон Украины «Об оценке земель» от 11.12.2003 г. № 1378-IV.

Постановление № 1024 — постановление КМУ «О порядке индексации стоимости объектов жилого фонда» от 31.08.96 г. № 1024.

Порядок № 1028 — Порядок опечатывания Государственной финансовой инспекцией, ее территориальными органами касс, кассовых помещений, складов и архивов, утвержденный постановлением КМУ от 26.07.2006 г. № 1028.

Порядок № 116 — Порядок определения размера убытков от хищения, недостачи, уничтожения (порчи) материальных ценностей, утвержденный постановлением КМУ от 22.01.96 г. № 116.

Методика № 163 — Методика определения балансовой стоимости объектов жилого фонда, утвержденная постановлением КМУ от 09.03.95 г. № 163.

Положение № 611 — Положение по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Главного управления Госказначейства от 30.10.98 г. № 90.

Инструкция № 64 — Инструкция по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденная приказом Госказначейства от 17.07.2000 г. № 64.

Инструкция № 68 — Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68.

Положение № 88 — Положение о документальном обеспечении записей в бухгалтерском учете, утвержденное приказом Минфина от 24.05.95 г. № 88.

Приказ № 114 — приказ Минфина и Главного управления Госказначейства «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Порядка применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений» от 10.12.99 г. № 114.

Приказ № 117 — приказ Госказначейства «Об утверждении изменений к Инструкции о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядок их составления» от 05.06.2003 г. № 117.

Методические рекомендации № 90 — Методические рекомендации по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Госфининспекции от 14.12.2011 г. № 90.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше