Темы статей
Выбрать темы

Предоставление в аренду движимого имущества

Редакция ББ
Ответы на вопросы

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ В АРЕНДУ ДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

В нашем бюджетном учреждении в результате сокращения штата работников освободились два автомобиля, которые на сегодняшний день фактически не используются. Руководителем учреждения принято решение о передаче этих объектов в аренду.

Какими нормативными документами регулируются отношения, связанные с предоставлением бюджетными учреждениями движимого имущества в аренду? Как документально оформить передачу такого имущества в аренду?

(г. Днепропетровск)

 

Правовые принципы регулирования организационных отношений, связанных с передачей в аренду имущества, находящегося в государственной и коммунальной собственности, а также регулирования имущественных отношений между арендодателями и арендаторами по хозяйственному использованию такого имущества, определяются Законом Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества» от 10.04.92 г. № 2269-XII (далее — Закон № 2269). Вместе с тем в соответствии со ст. 3 этого Закона отношения по аренде государственного имущества, имущества, принадлежащего АР Крым или находящегося в коммунальной собственности, регулируются договором аренды и другими нормативно-правовыми актами.

Под арендой согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 2269 следует понимать основанное на договоре срочное платное пользование имуществом, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Следует отметить, что в соответствии со ст. 5 Закона № 2269 арендодателем отдельного индивидуально определенного имущества является учреждение, на балансе которого находится такое имущество. Таким образом, вопрос о предоставлении в аренду движимого имущества (в данном случае — автомобиля) решается непосредственно бюджетным учреждением в лице его руководителя.

Согласно п. 3 Перечня документов, подаваемых арендодателю для заключения договора аренды имущества, относящегося к государственной собственности, утвержденного приказом ФГИУ от 15.02.2013 г. № 201, вместе с заявлением (подается в произвольной форме) об аренде другого, кроме недвижимого, отдельного индивидуально определенного имущества, находящегося на балансе учреждения, подаются следующие документы:

— проект договора аренды объекта;

— отчет о независимой оценке иного, кроме недвижимого, отдельного индивидуально определенного имущества с заключением о стоимости объекта аренды;

— копии учредительных документов арендатора/копии страниц паспорта для физического лица (страницы 1, 2 и страница с указанием последнего места проживания);

— копия лицензии арендатора на осуществление определенного вида хозяйственной деятельности, подлежащей лицензированию (в случае, если на объекте аренды предусматривается осуществление деятельности, подлежащей лицензированию).

При этом, если в аренду предоставляется движимое имущество, арендодатель согласно ч. 4 ст. 9 Закона № 2269 в течение 15 дней после даты регистрации заявления об аренде такого имущества размещает в официальных печатных средствах массовой информации и на веб-сайтах арендодателей объявления о намерении передать имущество в аренду или отказывает в заключении договора аренды и уведомляет об этом заявителя. В течение 10 рабочих дней после размещения объявления арендодатель принимает заявление об аренде соответствующего имущества. В случае же поступления двух и более заявлений арендодатель объявляет конкурс на право аренды.

Порядок проведения конкурса определяется: КМУ — для объектов, находящихся в государственной собственности; органами, определенными Верховной Радой АР Крым, — для объектов, принадлежащих АР Крым; органами местного самоуправления — для объектов, находящихся в коммунальной собственности.

Следует также иметь в виду, что в договоре аренды обязательно должны быть учтены все существенные условия, определенные ч. 1 ст. 10 Закона № 2269, в частности следующие:

— объект аренды (состав и стоимость имущества с учетом ее индексации);

— срок, на который заключается договор аренды;

— арендная плата с учетом ее индексации;

— порядок использования амортизационных отчислений, если их начисление предусмотрено законодательством;

— восстановление арендованного имущества и условия его возврата;

— выполнение обязательств;

— обеспечение выполнения обязательств — неустойка (штраф, пеня), поручительство, задаток, гарантия и т. п.;

— порядок осуществления арендодателем контроля за состоянием объекта аренды;

— ответственность сторон;

— страхование арендатором взятого им в аренду имущества;

— обязанности сторон по обеспечению пожарной безопасности арендованного имущества.

Особое место в договоре аренды отводится определению размера арендной платы. Так, ч. 2 ст. 19 Закона № 2269 предусмотрено, что методика расчета арендной платы и пропорции ее распределения между соответствующим бюджетом, арендодателем и балансодержателем определяются для объектов, находящихся в государственной собственности, Кабмином, а также органами, уполномоченными Верховной Радой АР Крым (для объектов, принадлежащих АР Крым), и органами местного самоуправления (для объектов, находящихся в коммунальной собственности) на тех же методологических принципах, что и для объектов, находящихся в государственной собственности. Арендная плата, установленная по соответствующей методике, применяется как стартовая при определении арендатора на конкурсных основах.

В соответствии с п. 7 Методики расчета арендной платы за государственное имущество и пропорций ее распределения, утвержденной постановлением КМУ от 04.10.95 г. № 786 (далее — Методика № 786), размер годовой арендной платы в случае аренды иного, кроме недвижимого, отдельного индивидуально определенного имущества, устанавливается с согласия сторон, но не менее 10 % стоимости арендованного имущества по результатам независимой оценки, а в случае, когда арендатором является субъект малого предпринимательства, — не менее 7 % от стоимости арендованного имущества по результатам такой оценки. Следовательно, при передаче в аренду движимого имущества согласно Методике № 786 возникает необходимость проведения независимой оценки такого имущества.

Независимой оценкой имущества в соответствии со ст. 3 Закона Украины «Об оценке имущества, имущественных прав и профессиональной оценочной деятельности в Украине» от 12.07.2001 г. № 2658-ІІІ считается оценка имущества, проведенная субъектом оценочной деятельности — субъектом хозяйствования. К таким субъектам хозяйствования согласно ст. 5 этого Закона относятся зарегистрированные в установленном законодательством порядке физические лица — субъекты предпринимательской деятельности, и юридические лица независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие хозяйственную деятельность, в составе которых работает хотя бы один оценщик и которые получили сертификат субъекта оценочной деятельности в соответствии с этим Законом.

Отметим, что Типовой договор аренды индивидуально определенного (недвижимого или другого) имущества, относящегося к государственной собственности, утвержден приказом Фонда госимущества от 23.08.2000 г. № 1774.

После подписания договора аренды осуществляется передача имущества от арендодателя арендатору на основании акта приемки-передачи, который составляется в двух экземплярах. В акте указываются: дата составления, номер и дата договора аренды, согласно которому передается имущество арендатору, технические характеристики и состояние объекта аренды, подписи сторон и т. п. Отметим, что для оформления передачи имущества в аренду и его возврата от арендатора наиболее удобным является применение Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» от 02.12.97 г. № 125/70.

Что касается учета объектов аренды, то согласно ч. 2 ст. 13 Закона № 2269 арендованные помещения, части зданий, сооружений и другое отдельное индивидуально определенное имущество остаются на балансе арендодателя, с указанием, что это имущество передано в аренду. Арендатор, в свою очередь, зачисляет арендованное имущество на забалансовый счет.

Также остановимся на порядке начисления износа на объекты, переданные в аренду. Так, в соответствии с п. 8.1 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, износ начисляется на необоротные активы, числящиеся на балансе учреждений и находящиеся в эксплуатации. И хотя в течение времени, когда имущество находится в аренде, арендодатель фактически его не использует, определяющим фактором при решении вопроса о начислении износа на объект аренды является то, что в это время такой объект эксплуатируется арендатором. Таким образом, износ на необоротные активы, переданные в аренду, начисляется в общем порядке с учетом сроков полезного использования необоротных активов и норм износа до их первоначальной стоимости, приведенных в приложении к Положению (п. 8.7). На это также указало Госказначейство в письме от 27.05.2010 г. № 15-04/1239-9217 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 25).

Обращаем внимание: согласно ч. 1 ст. 19 Закона № 2269 арендатор за пользование объектом аренды вносит арендную плату независимо от последствий его хозяйственной деятельности.

В соответствии с п. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) плата за аренду имущества бюджетных учреждений относится к подгруппе 3 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений и ее можно использовать на содержание, обустройство, ремонт и приобретение имущества бюджетных учреждений.

Однако следует помнить, что не все средства от аренды имущества принадлежат учреждению-арендодателю. Так, согласно п. 10 ч. 3 ст. 29 БКУ только 50 % арендной платы за пользование другим имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет государственного бюджета, зачисляются в собственные поступления таких учреждений (являются источником формирования специального фонда Госбюджета в части доходов). Остальные средства подлежат зачислению в доходы общего фонда Госбюджета. Это следует учитывать при распределении арендной платы бюджетными учреждениями, находящимися в государственной собственности. При этом требования по распределению арендной платы между Госбюджетом и бюджетным учреждением касаются всех видов имущества, т. е. как недвижимого, так и движимого.

Что касается распределения арендной платы за пользование имуществом, принадлежащим бюджетным учреждениям, которые содержатся за счет местных бюджетов, то этот вопрос решается соответствующими органами местного самоуправления.

Не менее важным является вопрос, касающийся налогообложения операций, связанных с предоставлением движимого имущества в аренду. Поэтому рассмотрим порядок обложения доходов от таких операций налогами на прибыль и на добавленную стоимость (далее — НДС) с учетом того, что арендодателем в данном случае является бюджетное учреждение.

Так, согласно п.п. 133.1.4 Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ) плательщиками налога на прибыль из числа резидентов являются неприбыльные учреждения и организации в случае получения прибыли от неосновной деятельности и/или доходов, подлежащих налогообложению.

К неприбыльным учреждениям и организациям относятся, в частности, органы государственной власти Украины, органы местного самоуправления, Национальная академия наук Украины и созданные ими учреждения или организации, содержащиеся за счет средств соответствующих бюджетов (п.п. «а» п. 157.1 НКУ).

Доходы таких неприбыльных организаций в соответствии с абз. 2 п. 157.10 НКУ зачисляются в состав смет (на специальный счет) для их содержания и используются исключительно на финансирование расходов такой сметы (в том числе финансирование хозяйственной деятельности согласно уставам таких организаций), рассчитанной и утвержденной в порядке, установленном КМУ.

Если по результатам отчетного (налогового) года доходы, зачисленные в смету для содержания указанных организаций, превышают сумму определенных сметой расходов, сумма превышения учитывается в составе сметы следующего года. При этом из суммы превышения доходов над расходами указанных неприбыльных организаций налог на прибыль предприятий, предусмотренный в п. 151.1 НКУ, не уплачивается.

Итак, средства, полученные бюджетным учреждением от предоставления движимого имущества в аренду, освобождаются от обложения налогом на прибыль в случае:

— если поступление этих средств предусмотрено сметой, утвержденной согласно Порядку составления, рассмотрения, утверждения и основным требованиям к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденному постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228;

— зачисления средств в специальный фонд (на специальный регистрационный счет);

— использования этих средств исключительно на финансирование расходов, предусмотренных сметой учреждения.

В отношении обложения НДС операций по предоставлению бюджетным учреждением в аренду движимого имущества отметим, что в соответствии с п.п. 2 п. 180.1 НКУ плательщиком налога является любое лицо, которое зарегистрировано или подлежит регистрации как плательщик налога. Объектом налогообложения согласно п.п. «б» п. 185.1 НКУ являются операции плательщиков налога по поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 НКУ. Перечень операций, освобождаемых от налогообложения, приведен в ст. 197 НКУ. Однако операции по предоставлению движимого имущества в аренду в этот перечень не входят, следовательно, эти операции у бюджетных учреждений, зарегистрированных плательщиками НДС, подлежат обложению НДС в общеустановленном порядке по основной ставке.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше