Темы статей
Выбрать темы

Финансирование больницы из двух местных бюджетов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Финансирование больницы из двух местных бюджетов

 

Алла БОНДАРЕНКО, заместитель директора Департамента финансов Харьковской областной государственной администрации — начальник бюджетного управления

Центральная районная больница является собственностью районного совета. При этом город <…> не имеет городского лечебно-профилактического заведения. Его жители также обслуживаются в центральной районной больнице. В соответствии со статистическими данными в больнице обслуживаются 75 % жителей города и 25 % жителей района.

Какими должны быть взаимоотношения между органами местного самоуправления (райсоветом и горсоветом) в вопросах финансирования центральной районной больницы?

(Днепропетровская обл.)

 

Сначала обратим внимание на то, что в соответствии со ст. 10 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.07.97 г. № 280/97-ВР (далее — Закон № 280/97) областные и районные советы являются органами местного самоуправления, представляющими общие интересы территориальных громад сел, поселков, городов в пределах полномочий, определенных законодательными актами и нормативными документами Украины, а также полномочий, переданных им сельскими, поселковыми, городскими советами.

Статьей 28 Закона № 280/97 определены полномочия местных советов в сфере бюджета, финансов и цен, к которым в частности, относятся:

— составление проекта местного бюджета;

— подача его на утверждение соответствующего совета;

— обеспечение выполнения бюджета;

— ежеквартальная подача совету письменных отчетов о ходе и результатах выполнения бюджета;

— подготовка и подача соответственно в районные, областные советы необходимых финансовых показателей и предложений по составлению проектов районных и областных бюджетов.

Согласно п. 1 ст. 60 Закона № 280/97 территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах принадлежит право собственности на заведения здравоохранения. В данном случае правом собственности центральной районной больницы владеет территориальная громада района.

Следует также обратить внимание: п. 3 ст. 60 Закона № 280/97 определено, что территориальные громады сел, поселков, городов, районов в городах непосредственно или через органы местного самоуправления могут объединять на договорных началах на праве общей собственности объекты права коммунальной собственности, а также средства местных бюджетов для выполнения совместных проектов или для совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, учреждений и организаций и создавать для этого соответствующие органы и службы.

Районные советы от имени территориальных громад сел, поселков, городов осуществляют управление объектами их общей собственности, удовлетворяющими общие нужды территориальных громад.

Как определено в ст. 61 Закона № 280/97, органы местного самоуправления в селах, поселках, городах, районах в городах самостоятельно разрабатывают, утверждают и выполняют соответствующие местные бюджеты согласно действующему законодательству.

Районные советы утверждают районные бюджеты, которые формируются из средств государственного бюджета для их соответствующего распределения между территориальными громадами или для выполнения совместных проектов и из средств, привлеченных на договорных началах из местных бюджетов для реализации совместных социально-экономических и культурных программ, контролируют их выполнение.

Составление и выполнение районных бюджетов осуществляют соответствующие государственные администрации. В данном случае главным распорядителем бюджетных средств для центральной районной больницы является районная государственная администрация.

Районная государственная администрация как главный распорядитель бюджетных средств в соответствии с п. 5 ст. 22 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) получает бюджетные назначения путем их утверждения в решении о районном бюджете, распределяет и доводит до распорядителей бюджетных средств низшего уровня в установленном порядке объемы бюджетных ассигнований.

Отметим также, что в соответствии со ст. 72 Закона № 280/97 районные государственные администрации подотчетны соответствующим районным советам по выполнению программ социально-экономического и культурного развития, районных бюджетов, подотчетны и подконтрольны в части полномочий, делегированных им соответствующими районными советами, а также по выполнению решений советов по этим вопросам.

За счет средств местных бюджетов производятся расходы, которые в соответствии со ст. 86 БКУ делятся на три группы расходов на основе принципа субсидиарности с учетом критериев полноты предоставления услуги и приближения ее к непосредственному потребителю, а именно:

1) первая группа — расходы на функционирование бюджетных учреждений и реализацию мероприятий, которые обеспечивают необходимое первоочередное предоставление гарантированных услуг и которые расположены ближе всего к потребителям;

2) вторая группа — расходы на функционирование бюджетных учреждений и реализацию мероприятий, обеспечивающих предоставление основных гарантированных услуг для всех граждан Украины;

3) третья группа — расходы на функционирование бюджетных учреждений и реализацию мероприятий, обеспечивающих гарантированные услуги для отдельных категорий граждан, или реализацию программ, потребность в которых существует во всех регионах Украины.

В рассматриваемом нами случае имеют место расходы на финансирование центральной районной больницы, которые относятся ко второй из указанных выше групп расходов, в связи с тем, что ст. 49 Конституции Украины от 28.06.96 г. (далее — Конституция) определено, что государство создает условия для эффективного и доступного для всех граждан медицинского обслуживания.

Согласно п. 3 ст. 86 БКУ расходы второй группы осуществляются из бюджетов и городов областного значения, а также районных бюджетов.

Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 89 БКУ расходы на первичную медико-санитарную, амбулаторно-поликлиническую и стационарную помощь (больницы широкого профиля, роддома, поликлиники и амбулатории, общие стоматологические поликлиники, а также участковые больницы, медицинские амбулатории, фельдшерско-акушерские и фельдшерские пункты, центры первичной медицинской (медико-санитарной) помощи) осуществляются из районных бюджетов.

В этом случае речь идет именно о больнице широкого профиля, поскольку она единственная на территории как города, так и района оказывает всестороннюю медицинскую помощь населению.

Расходы на здравоохранение учитываются Минфином при исчислении межбюджетных трансфертов, расчет которых проводится в соответствии с формулой распределения объема межбюджетных трансфертов (дотаций выравнивания и средств, передаваемых в государственный бюджет) между государственным и местными бюджетами, утвержденной постановлением КМУ «Некоторые вопросы распределения объема межбюджетных трансфертов» от 08.12.2010 г. № 1149, исходя из общей численности имеющегося населения района и финансового норматива бюджетной обеспеченности на охрану здоровья для сводного бюджета района (города областного значения).

Если в данном случае имеется в виду город областного значения, то необходимо на договорных началах принять решение о передаче межбюджетного трансферта из бюджета города областного значения в районный бюджет на содержание центральной районной больницы для оказания качественной медицинской помощи жителям города.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 2 БКУ межбюджетные трансферты — это средства, которые бесплатно и безвозвратно передаются из одного бюджета в другой.

Межбюджетный трансферт в виде субвенции* предоставляется в соответствии со ст. 93 БКУ на основании решений соответствующих местных советов, принятых каждой из сторон, и заключения договора. Все договоры о передаче средств между местными бюджетами согласно таким решениям заключаются до 1 августа года, предшествующего плановому.

* В соответствии с п. 1 ст. 2 БКУ субвенция — это межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном органом, принявшим решение о предоставлении субвенции.

Целесообразно достигнуть согласия между городским и районным советами по вопросу финансирования больницы пропорционально количеству жителей города и района, прикрепленных на обслуживание в этой больнице в соответствии со средними статистическими данными, в данном случае — 75 % на 25 %.

Расчеты потребности в бюджетных средствах на финансирование центральной районной больницы в разрезе соответствующих КЭКР могут быть предоставлены на рассмотрение и районному совету, осуществляющему финансирование больницы, и городскому совету для определения размера субвенции.

Размер переданных средств на осуществление расходов на содержание районной больницы, содержащейся из районного бюджета, должен быть пропорционален доле пользователей гарантированными услугами в полной стоимости этих услуг, рассчитанных по финансовым нормативам бюджетной обеспеченности для органа местного самоуправления, передающего эти средства.

Учитывая, что количество населения города в три раза превышает количество населения района, обслуживаемого районной больницей, возможно, данный вопрос возник в результате инициативы передать больницу в собственность города областного значения или отказа того или иного органа местного самоуправления содержать больницу за счет средств местного бюджета.

Если имеется в виду город районного значения, то предоставление межбюджетных трансфертов городским бюджетом в районный бюджет не может проводиться в соответствии со ст. 93 БКУ в связи с тем, что полномочия по финансированию центральной районной больницы городским советом районному совету передаваться не могут, поскольку они и так относятся к полномочиям районного совета.

В данном случае предоставление средств городским бюджетом районному бюджету может происходить только согласно ст. 101 БКУ в виде субвенций на содержание объекта общего пользования.

В соответствии со ст. 104 БКУ условия содержания объектов общего пользования или ликвидации негативных последствий деятельности объектов общего пользования и предоставления субвенции определяются на договорных началах между предоставителем субвенции и ее получателем.

В соответствии со ст. 32 Закона № 280/97 к ведению исполнительных органов сельских, поселковых, городских советов относятся:

а) собственные (самоуправляемые) полномочия:

1) управления заведениями образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и спорта, оздоровительными заведениями, которые принадлежат территориальным громадам или переданы им, молодежными подростковыми заведениями по месту проживания, организация их материально-технического и финансового обеспечения;

б) делегированные полномочия:

1) обеспечение в пределах предоставленных полномочий доступности и бесплатности образования и медицинского обслуживания на соответствующей территории;

2) обеспечение в соответствии с законом развития всех видов образования и медицинского обслуживания, развития и совершенствования сети образовательных и лечебных заведений всех форм собственности.

Согласно п. 4 ст. 42 Закона № 280/97 городской голова обеспечивает осуществление в пределах предоставленных законом полномочий органов исполнительной власти на соответствующей территории, соблюдение Конституции и законов Украины, исполнение актов Президента Украины и соответствующих органов исполнительной власти. То есть городской совет уполномочен обеспечить реализацию права территориальной громады города на получение гарантированных Конституцией надлежащего уровня услуг (в данном случае — медицинских).

В течение ряда лет государство не обеспечивает в полной мере потребность местных бюджетов на выполнение делегированных им полномочий (расходов) из-за низкого норматива финансовой обеспеченности и недостаточности финансового ресурса. Такая ситуация на уровне районного бюджета усложняется отсутствием собственных доходов (второй корзины), которые можно было направить на делегированные государством расходы, и значительным количеством бюджетных учреждений, в том числе школ, ФАП, находящихся на территории сельских и поселковых советов и обслуживающих население соответствующих территориальных громад.

В этих условиях важно сконцентрировать усилия органов власти и местного самоуправления, все имеющиеся финансовые ресурсы с той целью, чтобы обеспечить осуществление государственных полномочий.

Районный совет, рассмотрев потребность в бюджетных средствах на финансирование больницы, определяет объемы и виды КЭКР, которые он не в состоянии профинансировать из районного бюджета, и обращается с просьбой о предоставлении субвенции на соответствующие цели в городской совет.

Таким образом, в этих вопросах главное — это взаимопонимание районной и городской власти по обеспечению населения предоставлением гарантированных услуг, а остальное прописано в БКУ и Законе № 280/97.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше