Темы статей
Выбрать темы

Штатная дисциплина, оплата труда работников и начисления на заработную плату: основные нарушения

Редакция ББ
Статья

Штатная дисциплина, оплата труда работников и начисления на заработную плату: основные нарушения

 

Проверка вопросов оплаты труда в бюджетных учреждениях является первостепенной. И это не удивительно, ведь финансирование на оплату труда работников занимает первое место в общей сумме финансирования бюджетных учреждений. В связи с чем проверке этого вопроса при проведении контрольных мероприятий уделяется особое внимание.

В этой статье рассмотрим основные нарушения, установленные специалистами Госфининспекции при проверке соблюдения штатной дисциплины и вопросов оплаты труда работников.

Александр ЛЕВИЧЕВ, заведующий сектором инспектирования учреждений и организаций, финансируемых из бюджета, Харьковской объединенной государственной финансовой инспекции

 

В своей деятельности специалисты Госфининспекции руководствуются, в частности, Методическими рекомендациями № 90.

Рассмотрим, какие именно документы проверяют фининспекторы при проведении ревизии операций по оплате труда.

Так, в п. 8 Методических рекомендаций № 90 определено, что при проведении ревизии операций по оплате труда следует проверять следующие документы:

— штатное расписание, трудовые книжки, приказы, соглашения, тарификации, графики работы и другие документы, на основании которых осуществляются выплаты по оплате труда и предоставляются льготы;

— коллективный договор, положение о премировании;

— бухгалтерские учетные регистры: мемориальный ордер № 5 «Свод расчетных ведомостей по заработной плате и стипендиям»; книгу «Журнал-главная»;

— первичные документы: табели учета рабочего времени, лицевые счета, расчетно-платежные ведомости, реестры депонированной зарплаты, листки временной нетрудоспособности и т. п.

Проверка предусматривает контроль по указанным документам объекта контроля на предмет:

— соблюдения порядка составления и утверждения штатного расписания;

— наличия фактов содержания сверхштатных или сверхнормативных должностей работников;

— соблюдения законодательства при установлении и начислении должностных окладов и тарифных ставок, надбавок и доплат;

— соответствия сумм начисленной к выплате заработной платы фактически выплаченной (указанной в ведомостях на перечисление средств на карточные счета в учреждениях банков);

— наличия фактов оплаты труда за неотработанное время;

— соблюдения законодательства при начислении и выплате работникам помощи, премий, других поощрительных и компенсационных выплат;

— соблюдения законодательства при начислении и выплате работникам пособия по временной нетрудоспособности за счет средств учреждения;

— соблюдения законодательства при начислении и осуществлении выплат заработной платы работникам за время отпуска;

— соблюдения законодательства при осуществлении операций по оплате труда совместителей и по соглашениям гражданско-правового характера;

— наличия фактов несвоевременных выплат и просроченной задолженности по оплате труда;

— соблюдения законодательства при осуществлении операций с депонированной заработной платой;

— соблюдения законодательства об индексации денежных доходов населения;

— соблюдения законодательства при использовании средств на уплату обязательных платежей в государственные целевые фонды.

Ревизия начинается с проверки обоснованности расчетов к смете учреждения по КЭКР 2111 «Заработная плата» и 2120 «Начисления на оплату труда».

Затем специалисты Госфининспекции исследуют правильность составления штатного расписания и установления должностных окладов, наличие приказов об их установлении. При этом также проверяется соблюдение бюджетным учреждением определенной предельной численности работников.

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 51 БКУ руководители бюджетных учреждений могут содержать численность работников, военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и осуществлять фактические расходы на зарплату (денежное обеспечение), включая расходы на премии и другие виды поощрений или вознаграждений, материальную помощь, только в пределах фонда зарплаты (денежного обеспечения), утвержденного в сметах.

В ходе проверки правильности установления должностных окладов специалисты Госфининспекции устанавливают наличие приказов о приеме на должность и подтверждающих документов о присвоении соответствующей категории и соответствии должностного оклада присвоенной категории. С этой целью фининспекторы проверяют приказы, личные дела, трудовые книжки работников, своевременность проведения аттестации и ее результаты и т. п.

Также фининспекторы проверяют, не допускаются ли в учреждении случаи содержания должностей, не предусмотренных штатным расписанием. При наличии утвержденных штатных нормативов для определенной отрасли также проверяют соответствие штатных расписаний действующим штатным нормативам с учетом ведомостей замен штатных должностей.

В случае привлечения нештатных работников специалисты Госфининспекции выясняют, заключены ли с нештатными работниками договоры гражданско-правового характера, не привлекались ли они для выполнения обязанностей, которые возложены на штатных работников и по которым последним осуществляется оплата, проверяют фактическое выполнение ими работ. Это связано с тем, что по гражданско-правовому договору оплачивается не процесс труда, а его результаты, которые определяются после окончания работы и оформляются актами сдачи/приемки выполненных работ (предоставленных услуг), на основании которых осуществляется их оплата.

При проверке законности установления выплат надбавок и доплат в первую очередь специалисты Госфининспекции выясняют, имеется ли приказ руководителя об установлении надбавки или доплаты, были ли основания для их установления и не противоречит ли их размер законодательству.

Особое внимание специалисты Госфининспекции уделяют проверке законности установления надбавок, доплат, выплаты премий и материальной помощи руководителям и их заместителям, поскольку такие выплаты могут осуществляться только по решению органа вышестоящего уровня в пределах имеющихся средств на оплату труда.

При проверке законности установления надбавок, доплат за выслугу лет проверяется правильность определения стажа работы. Основным документом для определения стажа работы является трудовая книжка, а также другие документы, которые в соответствии с законодательством подтверждают стаж работы.

По лицевым счетам работников специалисты Госфининспекции проверяют правильность проведения исчисления отпускных, выходного пособия, зарплаты во время командировок, при этом обращают внимание на правильность определения средней зарплаты. Также проверяется правильность определения продолжительности предоставления отпусков.

При осуществлении проверки проведения расчетов с работниками в случае их увольнения специалисты Госфининспекции обращают внимание на правильность определения количества дней неиспользованного отпуска, средней зарплаты, влияющих на определение размера компенсации за неиспользованный отпуск.

Кстати, в ходе проведения ревизии специалисты Госфининспекции могут вызывать уволенных работников для подтверждения фактов их работы в учреждении, получения зарплаты, компенсации за неиспользованный отпуск и т. п.

Отдельно проверяют оплату труда лиц, работающих по совместительству. Этому вопросу уделяется особое внимание и, к сожалению, почти всегда имеют место нарушения. Какие именно, рассмотрим немного дальше.

Во время ревизии специалисты Госфининспекции направляют запросы по основным местам работы совместителей относительно графиков их работы, пребывания в командировках, отпусках, на больничном и на курсах повышения квалификации. По ответам на эти запросы проводится проверка правильности оплаты труда по совместительству.

Также для установления фактов выплаты зарплаты за неотработанное рабочее время целесообразно провести встречные сверки на предприятиях, учреждениях, организациях по основному месту работы совместителей и установить, не было ли «накладок» рабочего времени по основному месту работы и по совместительству, пребывания в командировке, на отдыхе по путевке, больничном, а также для выявления вымышленных и подставных лиц, зачисленных на работу по совместительству. Напомним, что в соответствии со ст. 1021 КЗоТ совместители должны получать зарплату только за фактически выполненную работу.

Кроме того, специалисты Госфининспекции проводят проверку правильности оформления первичных документов по начислению зарплаты, табелей учета рабочего времени. При этом данные табелей учета рабочего времени сопоставляют с приказами об отпусках, данными листков нетрудоспособности, лицевыми счетами. Кроме этого, проверяют, не допускались ли случаи начисления заработной платы работникам во время пребывания их в отпусках, на больничном, на санаторно-курортном лечении.

С целью выяснения, не допускалась ли выплата зарплаты на «подставных» лиц («мертвые души»), специалисты Госфининспекции сопоставляют трудовые книжки работников, штатное расписание, тарификационные списки, личные карточки, платежные или расчетно-платежные ведомости и проводят проверку отработки рабочего времени. В случае необходимости проводится опрос работников учреждения.

Также проверяется наличие фактов несвоевременных выплат и просроченной задолженности по оплате труда.

В случае когда заработная плата выплачивается с нарушением сроков ее выплаты, специалисты проверяют, была ли начислена компенсация за несвоевременную выплату зарплаты в соответствии со ст. 34 Закона об оплате труда.

Кроме того, специалисты Госфининспекции должны обратить внимание на наличие дебиторской задолженности по зарплате, которая учитывается на дату, следующую после выплаты заработной платы. Наличие такой задолженности свидетельствует о выплате заработной платы заранее, т. е. за неотработанное рабочее время (фактически это является сокрытым беспроцентным кредитованием работников за счет бюджетных средств).

Не остается без внимания и депонированная заработная плата.

По реестру депонированных сумм (форма № 441 (бюджет)) проверяются достоверность, полнота и правильность внесения в реестр сумм заработной платы и стипендий, своевременно не выплаченных в установленный для этого срок. Также специалисты Госфининспекции проверяют достоверность проведения выплат депонированных сумм. При этом данные реестра фининспекторы сопоставляют с ведомостями на выплату заработной платы, стипендий, расходными кассовыми ордерами, платежными поручениями и бухгалтерскими справками о списании задолженности, по которой срок исковой давности истек.

Отдельно фининспекторы обращают внимание на выплату депонированной зарплаты перед окончанием срока исковой давности работникам, в первую очередь уволенным. Для подтверждения получения сумм депонированной заработной платы фининспекторам целесообразно, по возможности, взять у уволенных работников объяснения.

Кроме того, специалисты Госфининспекции проверяют правильность выплат пособия по временной потере трудоспособности. В частности, они исследуют, не выплачивалось ли пособие за счет средств учреждения больше пяти дней, не была ли выплачена зарплата за время пребывания работника на больничном, а также правильно ли рассчитан средний заработок.

Отдельно проверяется правильность уплаты бюджетным учреждением единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (далее — ЕСВ).

Учитывая, что контроль за уплатой ЕСВ и полномочия по привлечению к административной ответственности за соответствующие нарушения не относятся к полномочиям органов Госфининспекции, в случае выявления нарушений по данному вопросу к проведению ревизии фининспекторам необходимо привлекать представителей Пенсионного фонда или сообщать им в установленном порядке о выявленных нарушениях.

Теперь перейдем к непосредственному рассмотрению нарушений.

 

Соблюдение порядка составления и утверждения штатных расписаний

Пример 1

Ревизией соблюдения порядка составления и утверждения штатных расписаний установлено, что в штатное расписание центральной библиотечной системы (далее — ЦБС) были введены по двум библиотекам-филиалам должности заведующих библиотекой-филиалом (12-й тарифный разряд). В то же время в соответствии с имеющимися в ЦБС отчетами библиотек-филиалов за год и отчетом о деятельности государственных, публичных библиотек, централизованных библиотечных систем, отнесенных к сфере управления Минкультуры, ими не были выполнены условия по введению должности заведующего библиотекой-филиалом, а именно — количество читателей превышает 500 человек и книговыдача превышает 10000 экземпляров в год.

Кроме того, в ходе ревизии с целью подтверждения или опровержения информации, указанной в отчетах библиотек-филиалов и отчетах о деятельности государственных, публичных библиотек, централизованных библиотечных систем, отнесенных к сфере управления Минкультуры, была проведена выборочная проверка наличия формуляров читателей и отражения в них книговыдачи, находящихся в библиотеках-филиалах.

Исходя из вышесказанного в штатное расписание библиотек-филиалов безосновательно введены 2 должности заведующего библиотекой-филиалом, тогда как в соответствии с фактическим количеством читателей и объемом книговыдачи за год следовало ввести должности библиотекарей и установить им 11-й тарифный разряд.

Указанное является нарушением требований приказа № 745 и привело к излишнему начислению и выплате зарплаты работникам за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишнему начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 2

Ревизия наличия фактов содержания сверхштатных или сверхнормативных должностей работников проведена в части правильности определения количества должностей врачебного персонала, специалистов с базовым и неполным высшим медицинским образованием, технических работников, младшего медицинского и другого персонала, введенных в штатное расписание.

Ревизией установлены факты введения в штатное расписание лечебно-профилактического заведения по ведомостям замены излишних должностей регистраторов медицинских и сестры-хозяйки физиотерапевтического отделения, в результате проведения замены не в пределах одной категории персонала. Это является нарушением требований п.п. 1 п. 2 приказа № 33.

 

Пример 3

Ревизией лечебно-профилактического заведения установлено, что в штатное расписание заведения введена должность курьера, наименование которой не предусмотрено действующими штатными нормативами. Это является нарушением требований п. 2 приказа № 33.

В результате указанного нарушения заведением произведены безосновательные расходы на содержание излишне введенной должности.

 

Пример 4

Ревизией, проведенной путем сверки данных аттестационных листов и протоколов заседания аттестационной комиссии, составленных согласно требованиям Типового положения № 930, установлены случаи присвоения квалификационных категорий на основании проведенных аттестаций двоим работникам заведения без соблюдения принципов последовательности их присвоения.

Указанное является нарушением п.п. 4.7 Положения № 930 и привело к излишним начислению и выплате заработной платы, а также к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Соблюдение законодательства при установлении, начислении и выплате должностных окладов, а также их повышении

Пример 1

Ревизией установлено, что в нарушение требований приложения 6 к приказу № 2097 тренеру-преподавателю, который не имел соответствующей квалификационной категории по занимаемой им должности, установлен должностной оклад исходя из 12-го тарифного разряда, что привело к безосновательному завышению вышеуказанному работнику размера должностного оклада и излишним расходам бюджетных средств на оплату труда, а также к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 2

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 2.24 приложения 3, п. 12 п.п. 2.4.5 Условий № 308/519 и п. 1 ст. 9 Закона № 996 начисление и выплата должностного оклада с учетом повышения в связи с вредными и тяжелыми условиями труда осуществлялись дезинфектору в завышенном размере в результате невыполнения им своих функциональных обязанностей и объема работы во вредных и тяжелых условиях труда.

Указанное привело к излишним начислению и выплате зарплаты, материальной помощи на оздоровление, ежегодного основного отпуска и безосновательному предоставлению дополнительных дней ежегодного отпуска.

 

Пример 3

Ревизия соблюдения законодательства при установлении, начислении и выплате должностных окладов работникам учреждения культуры проводилась путем сопоставления данных приказов, личных дел и аттестационных листов с данными лицевых счетов и расчетных ведомостей по начислению зарплаты.

Ревизией установлено, что в нарушение требований приложения 3 к приказу № 745 и п. 1 ст. 9 Закона № 996 заведующему технической частью проводились начисление и выплата заработной платы исходя из должностного оклада на 10 % ниже, чем должностной оклад директора (13-й тарифный разряд). Тогда как следовало проводить начисление исходя из 10-го тарифного разряда. Указанное привело к излишним начислению и выплате зарплаты за счет средств, утвержденных по специальному фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Как следствие, это нарушение привело к излишним начислению и выплате заведующему технической частью зарплаты за время его пребывания в основном ежегодном отпуске.

 

Правильность установления надбавок и доплат

Пример 1

Проведена ревизия соблюдения законодательства при установлении, начислении и выплате всем работникам учреждения доплаты за работу в ночное время путем сверки данных коллективных договоров, табелей учета рабочего времени с данными лицевых счетов работников.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п.п. 3 п. 3 постановления № 1298 и Коллективных договоров начисление и выплата доплаты за работу в ночное время 49 работникам учреждения проводились в размере 30 % должностного оклада, тогда как следовало начислять в размере 30 % за фактически отработанные часы в ночное время. Указанное нарушение привело к излишним начислению и выплате зарплаты 49 работникам учреждения за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы.

Кроме того, как следствие, допущенное нарушение привело к излишним начислению и выплате зарплаты работникам за время их пребывания в ежегодном основном отпуске и компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 2

Проведена ревизия правильности установления, начисления и выплаты всем водителям заведения ежемесячной доплаты за ненормированный рабочий день. Ревизия проводилась путем сопоставления данных приказов по заведению, листков нетрудоспособности с данными табелей учета использования рабочего времени, личных карточек работников и ведомостей по начислению заработной платы.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 3 постановления № 1298 водителю заведения проводилось начисление доплаты за ненормированный рабочий день, тогда как он, кроме основной работы водителя, работал на работе по совместительству на должности слесаря-ремонтника на 0,5 ставки с отработкой рабочего времени, которое определено графиком работы и подтверждено табелями учета использования рабочего времени. То есть у водителя фактически не было возможности выполнять работу сверх установленной продолжительности рабочего времени (после окончания работы по основной должности водителя он приступал к работе по совместительству на должности слесаря-ремонтника).

Пример 3

Проведена ревизия по вопросу правильности исчисления стажа, дающего право на получение надбавки за выслугу лет, и правильности ее начисления всем работникам среднего медицинского персонала больницы.

Ревизией, проведенной путем сверки данных тарификационных списков с данными личных карточек работников и записями в трудовых книжках, установлено, что в нарушение требований п. 2 Порядка № 1418 одному работнику заведения начисление и выплата надбавки за выслугу лет осуществлялись в завышенном размере, что привело к излишним расходам бюджетных средств.

Нарушение допущено в результате неправильного исчисления стажа, дающего право на получение надбавки за выслугу лет медицинским работникам заведения.

 

Пример 4

Ревизия соблюдения законодательства при установлении, начислении и выплате всем работникам доплат за совмещение должностей, выполнение обязанностей временно отсутствующих работников и расширение зоны обслуживания проведена путем сверки данных штатного расписания, приказов по учреждению с данными табелей учета рабочего времени и расчетных листов работников.

Ревизией установлено, что двоим руководителям структурных подразделений проводились начисление и выплата доплаты за совмещение должностей, что является нарушением требований п. 15 Порядка № 1145 и п. 3 постановления № 1298 и привело к излишним расходам бюджетных средств за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишнему перечислению ЕСВ.

Как следствие, вышеизложенное привело к излишним начислению и выплате заработной платы работникам заведения за время их пребывания в основном ежегодном и дополнительных отпусках.

 

Пример 5

Проведена ревизия соблюдения законодательства при установлении, начислении и выплате всем работникам учреждения доплат за использование в работе дезинфицирующих средств и за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в размере 4 %, 8 %, 12 % путем сверки данных штатных расписаний, приказов, должностных инструкций и расчетных листов работников.

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 15 Закона об оплате труда и приложения 3 к Коллективному договору начальнику котельной проводились безосновательные начисление и выплата доплаты за вредные условия труда в результате отсутствия вредных и тяжелых условий труда при выполнении им своих функциональных обязанностей.

Это привело к излишним расходам бюджетных средств по заработной плате за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Кроме того, ревизией установлено, что двоим водителям автотранспортных средств начисление и выплата доплаты за работу с вредными условиями труда проводились в завышенных размерах, а именно в размере 8 % должностного оклада, тогда как согласно проведенной аттестации рабочих мест доплата за работу с вредными условиями труда определена в размере 4 %.

Указанное привело к излишним расходам по заработной плате за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 6

Ревизией соблюдения законодательства при установлении доплат за работу в ночное время и оплаты труда в выходные и праздничные дни, проведенной путем сверки условий Коллективного договора, приказов по заведению, графиков работы, табелей учета использования рабочего времени и лицевых счетов работников больницы, установлено, что в нарушение требований пп. 3.2, 3.5 Условий № 308/519 четверым работникам заведения начисление и выплата доплаты за работу в ночное время проводились с учетом доплаты за ученую степень кандидата медицинских наук.

Указанное привело к излишним расходам бюджетных средств, предусмотренных на оплату труда, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Наличие фактов оплаты труда за неотработанное время, а также несвоевременных выплат и просроченной задолженности

Пример 1

Ревизией правильности начисления и выплаты зарплаты работникам заведения за время их пребывания на лечении по санаторно-курортным путевкам и за время пребывания в отпуске без сохранения заработной платы установлены случаи проведения начисления и выплаты заработной платы работникам, фактически находившимся на санаторно-курортном лечении. Это является нарушением требований п. 1 ст. 9 Закона № 996 и привело к излишним расходам бюджетных средств.

 

Пример 2

Ревизией по вопросу наличия фактов оплаты за неотработанное время, проведенной в части правильности оплаты труда водителей учреждения, установлены случаи выплаты водителям зарплаты за сверхурочные часы при наличии приказа главного врача об установлении этим водителям ненормированного рабочего дня. Это является нарушением требований п. 1 ст. 9 Закона № 996 и п. 2.10 Положения № 340, что привело к излишним расходам бюджетных средств на оплату труда и, как следствие, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 3

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 94 КЗоТ, ст. 1, 2 Закона об оплате труда и п. 1 ст. 9 Закона № 996 троим работникам заведения была начислена и выплачена зарплата за время их пребывания в отпуске без сохранения заработной платы.

Указанное привело к излишним начислению и выплате зарплаты работникам заведения за счет средств на оплату труда, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 4

Ревизией соблюдения законодательства при начислении и выплате зарплаты работникам учреждения путем сверки данных табелей учета рабочего времени, графиков рабочего времени и личных карточек работников установлен один случай начисления и выплаты заработной платы работнику без наличия подтверждающих записей в табеле учета рабочего времени.

Указанное является нарушением ст. 1 Закона об оплате труда и п. 1 ст. 9 Закона № 996, что привело к оплате труда этому работнику за фактически не отработанное рабочее время и, как следствие, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 5

Ревизией установлено, что заведением в нарушение требований ст. 107 КЗоТ оплата труда работников в праздничные дни осуществлялась в одинарном размере, что привело к недополучению работниками заработной платы.

 

Пример 6

Проведена ревизия соблюдения законодательства при исчислении заработной платы работникам, направленным для работы на призывных участках в районном военном комиссариате. Ревизия проводилась путем сопоставления данных приказов по заведению с данными табелей учета использования рабочего времени, личных карточек работников и ведомостей по начислению заработной платы.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 111 раздела VIIІ Положения № 352 бухгалтерией заведения осуществлялось начисление заработной платы работникам заведения за время работы в вышеупомянутых комиссиях на общих основаниях, тогда как следовало начислять из расчета средней зарплаты. Указанное привело к излишнему начислению заработной платы работникам и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Кроме того, как следствие, вышеизложенное привело к излишним начислению и выплате заработной платы работникам за период их пребывания в основном ежегодном отпуске.

 

Пример 7

В ходе ревизии специалистами Госфининспекции были направлены запросы в заведения здравоохранения о предоставлении информации, касающейся периода пребывания работников заведения на стационарном или амбулаторном лечении.

Согласно полученным ответам от заведений здравоохранения проведена сверка информации о выданных работникам заведения листках нетрудоспособности с листками нетрудоспособности, фактически предоставленными в бухгалтерию проверявшегося заведения для начисления пособия по временной нетрудоспособности, а также с табелями учета использования рабочего времени и расчетными листами работников.

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона об оплате труда одному работнику заведения была начислена и выплачена заработная плата за период его временной нетрудоспособности, что подтверждено больничным листом. Указанное привело к излишним расходам бюджетных средств.

 

Соблюдение законодательства при начислении и выплате премий и материальной помощи

Пример 1

Ревизия соблюдения законодательства при начислении и выплате премий и материальной помощи проведена путем сверки данных приказов по учреждению, табелей учета рабочего времени с данными лицевых счетов работников.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 4 постановления № 1298 и п. 1 ст. 9 Закона № 996 сторожу была начислена премия без наличия решения (приказа) руководителя учреждения о ее выплате.

Указанное привело к излишним начислению и выплате заработной платы сторожа за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Пример 2

Ревизией установлено, что семи работникам учреждения была начислена премия в завышенном размере в результате начисления премии непропорционально фактически отработанному работниками времени.

Это является нарушением Положения о премировании, утвержденного в учреждении, и привело к излишним начислению и выплате заработной платы работникам за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 3

Ревизией установлены случаи неначисления премии работникам при наличии приказа на ее выплату и начисления премии троим работникам в размере меньше определенного в приказах по учреждению.

Это является нарушением требований п. 4 постановления № 1298, п. 1 ст. 9 Закона № 996 и Положения о премировании, утвержденного в учреждении, и привело к недоначислению и недополучению работниками учреждения заработной платы.

 

Пример 4

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 4 постановления № 1298 заместителю начальника службы по кадровому обеспечению была начислена материальная помощь на оздоровление в размере больше должностного оклада.

Указанное привело к излишним начислению и выплате материальной помощи за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 5

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 4 постановления № 1298, п. 3 приказа № 745 и п. 1 ст. 9 Закона № 996 руководителю кружка Дома культуры была начислена премия в размере больше определенного в приказе по учреждению.

Указанное привело к излишним начислению и выплате заработной платы за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 6

Ревизией полноты отработки рабочего времени всеми учителями средней общеобразовательной школы за часы индивидуальных занятий, проведенной путем сверки данных школьных расписаний, расписаний индивидуальных занятий, журналов по индивидуальному обучению и личных карточек работников, установлен один случай начисления и выплаты заработной платы работнику за неотработанное рабочее время. Это произошло в результате совпадения во времени часов индивидуальных занятий с часами занятий непосредственно в школе.

Указанное является нарушением требований ст. 1 Закона об оплате труда и п. 1 ст. 9 Закона № 996 и привело к излишним расходам бюджетных средств на оплату труда и перечислению ЕСВ.

 

Пример 7

Ревизия соблюдения законодательства при начислении и выплате премий и материальной помощи проведена путем сверки данных приказов по заведению с данными лицевых счетов работников и ведомостей выплаты заработной платы.

Ревизией установлено, что в нарушение требований п. 4 постановления № 1298, п. 3 приказа № 745 и п. 1 ст. 9 Закона № 996 заместителю директора по учебно-воспитательной работе была начислена и выплачена премия без решения органа вышестоящего уровня — Департамента культуры городского совета.

Указанное привело к излишним начислению и выплате заработной платы за счет средств, утвержденных по специальному фонду сметы, и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Правильность начисления и выплаты заработной платы внешним совместителям

Пример 1

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 1 Закона об оплате труда и п. 1 ст. 9 Закона № 996 в результате совпадения часов работы по основной должности и работы по совместительству и за время временной нетрудоспособности троим работникам излишне начислена заработная плата за 33,6 часа работы.

Указанное привело к излишним расходам бюджетных средств, предусмотренных в смете на выплату заработной платы, и, как следствие, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 2

Ревизия по вопросу полноты отработки рабочего времени внешними совместителями проведена путем сверки графиков работы по основному месту их работы, информации о периодах их нетрудоспособности в связи с болезнью, пребывания на санаторно-курортном лечении, в служебной командировке, курсах повышения квалификации, полученной на запросы специалистов Госфининспекции с основного места работы совместителей, с графиком работы, табелями учета использования рабочего времени, режимом работы по совместительству и их лицевых счетов.

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 94 КЗоТ, ст. 1, ст. 2 Закона об оплате труда и п. 1 ст. 9 Закона № 996 в результате отсутствия работника по основному месту работы в связи с временной нетрудоспособностью, совпадения часов по совместительству с часами по основному месту работы двоим работникам-совместителям излишне начислена и выплачена заработная плата за 39 неотработанных дней за счет средств, утвержденных по общему фонду сметы, и, соответственно, излишне начислен и перечислен ЕСВ.

 

Пример 3

Ревизией, проведенной путем сверки данных, полученных с основных мест работы, с данными графиков работы и табелей использования рабочего времени по совместительству установлено, что в нарушение требований ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона об оплате труда в результате совпадения часов работы по основной должности и работой по совместительству и начисления заработной платы в период пребывания работников в командировке, пятерым внешним совместителям излишне начислена и выплачена заработная плата за 101 неотработанный час работы.

Указанное привело к излишним расходам бюджетных средств, предусмотренных в смете на выплату заработной платы, и, как следствие, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 4

Ревизией установлен один случай начисления и выплаты заработной платы в заниженном размере в результате непроведения корректировок табеля использования рабочего времени внешнего совместителя, что привело к занижению количества фактически отработанных им часов.

Указанное является нарушением требований ст. 94 КЗоТ и ст. 1 Закона об оплате труда и привело к недополучению работником заработной платы.

 

Соблюдение законодательства при определении количества дней учебных и ежегодных основного и дополнительных отпусков, а также правильности начисления и выплаты заработной платы работникам за время их пребывания в ежегодном, учебных и дополнительных отпусках и компенсации за неиспользованный отпуск

Пример 1

Ревизией установлено, что четверым работникам не проводились начисление и выплата компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск и 63 работникам учреждения была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный отпуск в заниженном количестве дней, что является нарушением требований п. 1 ст. 24 Закона № 504.

Указанное привело к недополучению работниками заработной платы.

 

Пример 2

Выборочная ревизия правильности начисления и выплаты заработной платы за время отпусков проведена в части правильности определения количества дней ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда 40 медицинским работникам больницы, а также в части правильности определения количества дней дополнительного ежегодного отпуска обслуживающему персоналу за вредные и тяжелые условия труда.

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 9 Закона № 504 и пп. 9 и 10 Порядка № 16 32 работникам заведения в стаж работы, дающий право на ежегодные дополнительные отпуска, было зачислено время отсутствия их в связи с пребыванием на курсах повышения квалификации, т. е. время, когда работник фактически не был занят на работах с вредными и тяжелыми условиями труда или с особым характером труда. Указанное привело к завышению количества дней ежегодного дополнительного отпуска и к излишним расходам бюджетных средств и, как следствие, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Нарушение установлено путем сверки расчетов количества дней дополнительного ежегодного отпуска с количеством дней, исчисленным согласно требованиям законодательства.

 

Пример 3

Ревизией установлены факты безосновательного предоставления дополнительного ежегодного отпуска слесарям-сантехникам, должности которых не предусмотрены Списком № 1290. В результате указанного нарушения заведением излишне израсходованы бюджетные средства.

 

Пример 4

Ревизией установлено, что двоим работникам заведения, работавшим по совместительству на 0,25 ставки (должностного оклада), были предоставлены дополнительные дни ежегодного отпуска за особый характер труда и за вредные условия труда в количестве 1 и 7 календарных дней соответственно.

Это является нарушением требований п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона № 504, что привело к излишним начислению и выплате заработной платы и к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

Пример 5

Ревизией правильности определения количества дней ежегодного дополнительного отпуска работникам с ненормированным рабочим днем установлено, что в результате несоблюдения требований п. 2 постановления № 245 и норм пп. 1, 2, 3 Рекомендаций № 7 при установлении ненормированного рабочего дня инженеру по охране труда, работающему на 1,5 ставки (1 ставка по основному месту работы и 0,5 ставки по совместительству), начислена и выплачена заработная плата за безосновательно предоставленные дни ежегодного дополнительного отпуска.

Указанное является нарушением требований ст. 8 Закона № 504 и привело к излишним начислению и выплате заработной платы работнику заведения по общему фонду сметы и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 6

Ревизией установлено, что отдельным работникам лечебно-профилактического заведения, а именно: кладовщикам и операторам компьютерного набора предоставлялись дни дополнительного ежегодного отпуска за особый характер труда.

Однако согласно разделу ХVII «Здравоохранение, образование и социальная помощь» приложения № 2 к Списку № 1290 вышеупомянутые должности работников не определены как имеющие право на получение дополнительного отпуска за особый характер труда.

Таким образом, в нарушение требований ст. 7 Закона № 504 и раздела ХVII приложения № 2 к Списку № 1290 бухгалтерия заведения безосновательно начислила оплату за дни дополнительного ежегодного отпуска кладовщикам и операторам компьютерного набора, что привело к излишним начислению и выплате заработной платы работникам и, соответственно, к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Пример 7

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 21 Закона № 504 слесарю-ремонтнику при увольнении с должности не была начислена и выплачена компенсация за неиспользованный отпуск. Указанное привело к недоначислению и, соответственно, к недополучению работником заработной платы.

Ревизия проводилась путем сопоставления данных приказов по заведению с данными табелей учета использования рабочего времени, личных карточек работников и ведомостей по начислению заработной платы.

 

Соблюдение законодательства при начислении и уплате ЕСВ

Пример 1

Ревизия соблюдения законодательства при начислении и уплате ЕСВ проведена в части правильности начисления и перечисления взносов на фонд оплаты труда инвалидов.

Ревизией установлено, что в нарушение требований ст. 4 Закона № 400 и п. 13 ст. 8 Закона № 2464 ЕСВ на фонд оплаты труда руководителя кружка и кастелянши, имеющих статус инвалидов, перечислялся по завышенным ставкам (по ставке 36,3 % вместо 8,41 %). Указанное привело к излишним начислению и перечислению ЕСВ.

 

Нормативные документы

КЗоТ — Кодекс законов о труде Украины от 10.12.71 г.

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

Закон об оплате труда — Закон Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 400 — Закон Украины «О сборе на обязательное государственное пенсионное страхование» от 26.06.97 г. № 400/97-ВР.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 504 — Закон Украины «Об отпусках» от 15.11.96 г. № 504/96-ВР.

Постановление № 1298 — постановление КМУ «Об оплате труда работников на основе Единой тарифной сетки разрядов и коэффициентов по оплате труда работников учреждений, заведений и организаций отдельных отраслей бюджетной сферы» от 30.08.2002 г. № 1298.

Постановление № 245 — постановление КМУ «О работе по совместительству работников государственных предприятий, учреждений и организаций» от 03.04.93 г. № 245.

Порядок № 1418 — Порядок выплаты надбавки за выслугу лет врачам и специалистам с базовым и неполным высшим медицинским образованием государственных и коммунальных заведений здравоохранения, утвержденный постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1418.

Положение № 352 — Положение о подготовке и проведении призыва граждан Украины на срочную военную службу и принятия призывников на военную службу по контракту, утвержденное постановлением КМУ от 21.03.2002 г. № 352.

Методические рекомендации № 90 — Методические рекомендации по осуществлению инспектирования органами Государственной финансовой инспекции Украины, утвержденные приказом Государственной финансовой инспекции Украины от 14.12.2011 г. № 90.

Приказ № 745 — приказ Министерства культуры и туризма Украины «Об упорядочении условий оплаты труда работников культуры на основе Единой тарифной сетки» от 18.10.2005 г. № 745.

Приказ № 33 — приказ Министерства здравоохранения Украины «О штатных нормативах и типовых штатах заведений здравоохранения» от 23.02.2000 г. № 33.

Приказ № 2097 — приказ Министерства Украины по делам молодежи и спорта «Об упорядочении условий оплаты труда работников бюджетных учреждений, заведений и организаций области физической культуры и спорта» от 23.09.2005 г. № 2097.

Порядок № 1145 — Порядок и условия совмещения профессий (должностей), принятый постановлением Совета Министров СССР от 04.12.81 г. № 1145.

Рекомендации № 7 — Рекомендации по порядку предоставления работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного отпуска за особый характер труда, утвержденные приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 10.10.97 г. № 7.

Положение № 340 — Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей и их транспортных средств, утвержденное приказом Министерства транспорта и связи Украины от 07.06.2010 г. № 340.

Порядок № 16 — Порядок применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 30.01.98 г. № 16.

Список № 1290 — Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость работников на работах в которых дает право на ежегодный дополнительный отпуск, утвержденный постановлением КМУ от 17.11.97 г. № 1290.

Условия № 308/519 — Условия оплаты труда работников заведений здравоохранения и учреждений социальной защиты населения, утвержденные совместным приказом Министерства труда и социальной политики Украины и Министерства здравоохранения Украины от 05.10.2005 г. № 308/519.

Типовое положение № 930 — Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше