Темы статей
Выбрать темы

«Антикризисный» Закон: что нужно знать бюджетным учреждениям

Редакция ББ
Статья

«Антикризисный» Закон: что нужно знать бюджетным учреждениям

 

В связи с тяжелой финансовой ситуацией в Украине Верховной Радой принят Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII (см. на с. 4 этого номера газеты).

Подавляющее число положений этого Закона направлено на сокращение расходов на содержание работников бюджетных учреждений и организаций, сокращение льгот и социальных выплат.

Кроме того, нормы упомянутого Закона изменили ставки некоторых налогов и сборов. Итак, рассмотрим самое главное.

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

 

Найдены новые источники пополнения общего фонда госбюджета

Мероприятия по экономному и рациональному использованию бюджетных средств, введенные постановлением № 65, преимущественно направлены на сокращение бюджетных расходов. Вместе с тем в этом документе заложена почва для получения дополнительных поступлений в госбюджет. В дальнейшем такие предложения Кабмина нашли свое отражение в Законе Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 27.03.2014 г. № 1165-VII.

В частности, благодаря этому Закону расширены источники поступлений в общий фонд госбюджета. Так, в перечень доходов, ранее определенных в ст. 10 Закона Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII, также включены:

1) поступления от реализации движимого имущества, а именно: автомобилей, средств наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, устройств и оборудования, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.

Отметим, что основанием для реализации такого имущества, находящегося на балансе органов государственной власти и бюджетных учреждений, являются требования постановления № 65. Именно этим документом утверждены Мероприятия по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета (далее — Мероприятия).

В частности, в п. 5 этих Мероприятий речь идет о недопущении использования для обслуживания органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета, более одного легкового автомобиля (если иное не предусмотрено законом или актом Кабмина). Это означает, что бюджетные учреждения, содержащиеся за счет государственного бюджета, не могут иметь на балансе и использовать более одного легкового автомобиля. Однако из этого правила есть исключение — использование большего количества автомобилей может быть предусмотрено законом или специальными документами Кабмина.

Практически сразу после принятия постановления № 65 Кабмин занялся сокращением количества автомобилей центральных и местных органов исполнительной власти. Об этом свидетельствуют изменения, внесенные постановлением КМУ от 01.03.2014 г. № 79 в постановление КМУ «Об установлении лимита легковых автомобилей, обслуживающих органы исполнительной власти» от 26.12.2011 г. № 1399.

Кроме того, Кабмин поручил Хозяйственно-финансовому департаменту Секретариата КМУ сократить на 50 % количество легковых автомобилей автопредприятия, относящегося к сфере его управления. В свою очередь дано поручение Министру Кабмина утвердить порядок использования легковых автомобилей для транспортного обеспечения деятельности КМУ и Секретариата КМУ. Именно об этом сказано в распоряжении «О сокращении количества легковых автомобилей, обслуживающих отдельные государственные органы» от 25.03.2014 г. № 276-р.

Конечно, реализация «лишних» легковых автомобилей, используемых для обслуживания бюджетных учреждений и органов власти, не такое уж и простое дело. Но мы позаботились о том, чтобы вы справились с ним легко, и подготовили специальный материал «Продажа автомобиля: от «А» до «Я». Эту статью вы можете прочитать в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 12;

2) поступления от реализации недвижимого имущества, а именно: государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, другого недвижимого имущества, находящихся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.

После сокращения расходов на содержание Аппарата Верховной Рады, Администрации Президента, Аппарата Совета национальной безопасности и обороны, Государственного управления делами, других органов, созданных Президентом, Секретариата КМУ, центральных органов исполнительной власти и других государственных органов вполне логичной является распродажа указанного государственного имущества.

Конечно, чтобы средства от реализации такого недвижимого имущества попали в бюджет, необходимо принять определенные меры.

Прежде всего Фонд госимущества вместе с органами, уполномоченными управлять объектами государственной собственности, должен произвести инвентаризацию государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, которые находятся на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций. Такое поручение ему дал Кабмин в п. 5 постановления № 65.

Также Кабмин и Фонд госимущества должны обеспечить реализацию в соответствии с предоставленными полномочиями на прозрачных и конкурентных принципах государственного имущества, подлежащего отчуждению. А для того чтобы информацию о таких мероприятиях была публичной, указанные органы должны размещать такую информацию на своих официальных веб-сайтах. Такие мероприятия предусмотрены в Указе Президента Украины «Вопросы государственного имущества, обеспечивающего деятельность Президента Украины» от 24.03.2014 г. № 334/2014.

Однако времени на размышления осталось мало, а дополнительные поступления в бюджет нужны уже сегодня. Поэтому Кабмин в течение месяца обязан принять исчерпывающие меры по реализации на аукционе автомобилей, средств наземного, водного и воздушного транспорта, сельскохозяйственной техники, устройств и оборудования, государственных резиденций, государственных дач, домов отдыха, оздоровительных заведений, земельных участков и другого недвижимого имущества, находящегося на балансе органов государственной власти и других государственных органов, созданных органами государственной власти предприятий, учреждений и организаций, использующих средства государственного бюджета.

Средства, полученные от продажи такого имущества, подлежат зачислению в общий фонд госбюджета;

3) сбор в Пенсионный фонд с валютных операций. Этот сбор уплачивают юридические и физические лица, осуществляющие операции по покупке иностранной валюты в безналичной и/или наличной форме. Его размер — 0,5 % с операции по покупке иностранной валюты. Таким образом, начиная с 01.04.2014 г. при покупке валюты будьте готовы заплатить дополнительные средства, которые затем поступят в общий фонд госбюджета.

 

Налог на прибыль

Ставка налога на прибыль определена на уровне 18 %. Это прямо предусмотрено п. 151.1 НКУ.

В течение 2014 года у бюджетных учреждений отсутствует необходимость в расчете налога на прибыль. Ведь Налоговый отчет об использовании средств неприбыльных учреждений и организаций, утвержденный приказом Миндоходов от 27.01.2014 г. № 85, следует подать за базовый отчетный (налоговый) год в течение 60 календарных дней, следующих за последним календарным днем отчетного (налогового) года.

А вообще-то, с учетом того, что бюджетные учреждения являются неприбыльными и их доходы освобождены от обложения налогом на прибыль, эта ставка интересует немногих из них. Единственная ситуация, когда бюджетные учреждения применяют ставку налога на прибыль, — это при заполнении отчета о суммах налоговых льгот.

 

НДС

Учреждениям — плательщикам НДС следует обратить внимание на то, что ставка НДС оставлена на уровне 20 %. А это означает, что снижение ставки НДС до 17 % с 2015 года уже не произойдет. Именно об этом свидетельствуют положения п. 193.1 и п.п. 194.1.1 НКУ.

Обратите внимание! Появилась отдельная ставка НДС по операциям по поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения. Эта ставка установлена в размере 7 % и применяется с 01.04.2014 г.

Отметим, что Миндоходов в письмах от 04.04.2014 г. № 7822/7/99-99-19-05-01-17 и от 04.04.2014 г. № 7860/7/99-99-19-04-02-17 уже объяснило, как применять новую ставку НДС при поставке лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Так, введенная ставка НДС в размере 7 % применяется к операциям по поставке лекарственных средств, разрешенных для производства и применения в Украине и внесенных в Государственный реестр лекарственных средств (в том числе аптечными заведениями), а также к поставке изделий медицинского назначения по перечню, утвержденному постановлением № 867.

При этом Миндоходов отметило, что временно, до утверждения нового перечня изделий медицинского назначения или до внесения соответствующих изменений в перечень, утвержденный КМУ для целей применения режима освобождения от налогообложения, ставка 7 % применяется к операциям по поставке изделий медицинского назначения, включенных в перечень, утвержденный постановлением № 867.

При применении ставки НДС 7 % сохраняется требование, установленное постановлением № 867 для применения льготы по налогообложению: ставка 7 % применяется при поставке изделий медицинского назначения для медицинского использования и если они имеют соответствующую маркировку (отметка «*» в перечне).

Итак, тем бюджетным учреждениям, которые закупают лекарственные средства и изделия медицинского назначения, начиная с 01.04.2014 г. придется расходовать больше средств, чем было запланировано сметой на эти нужды.

Далее перейдем к рассмотрению других налоговых изменений. И хотя они не такие глобальные, о них также необходимо знать бюджетным учреждениям.

 

Экологический налог

Увеличены ставки экологического налога в среднем на 8 %. В связи с такими изменениями скорректированы статьи 243 — 248 НКУ. Обновленные ставки экологического налога применяются с 01.04.2014 г.

Конечно, эти изменения касаются только тех бюджетных учреждений, которые являются плательщиками этого налога. В частности, это те учреждения, которые имеют на балансе стационарные источники загрязнения атмосферы, и учреждения, которые размещают отходы на собственных территориях (объектах) или в специально отведенных для этого местах либо объектах и не имеют договоров с коммунальными или специализированными предприятиями на утилизацию и захоронение отходов. Подробнее об этом вы можете узнать из материала, опубликованного в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 17, с. 24 — 25.

Приятно отметить, что в 2014 году, в отличие от предыдущих лет, плательщикам эконалога не нужно ломать голову над вопросом, как заполнить в Налоговой декларации по экологическому налогу сумму эконалога двумя строками. Это связано с тем, что новые ставки эконалога применяются с 01.04.2014 г., т. е. со II квартала 2014 года. Таким образом, в 2014 году Налоговую декларацию по экологическому налогу за I квартал вам следует заполнять по старым ставкам, а за II квартал — уже по новым.

Те учреждения, которые с начала 2014 года не планируют осуществлять выбросы, сбросы загрязняющих веществ, размещать отходы, создавать радиоактивные отходы в течение отчетного года, должны уведомить об этом соответствующий контролирующий орган по месту расположения источников загрязнения и подать заявление произвольной формы об отсутствии у них в отчетном году объекта исчисления экологического налога. Иначе плательщик налога обязан подавать налоговые декларации экологического налога согласно требованиям НКУ. Именно такое мнение Миндоходов высказало в письме от от 28.01.2014 г. № 2028/7/99-99-15-04-01-17.

Есть еще одна новость для плательщиков экологического налога. На этот раз изменения касаются экологического налога за утилизацию транспортных средств лицами, ввозящими транспортные средства и кузова к ним на таможенную территорию Украины. Этот сбор был введен с 01.09.2013 г. Законом Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно уплаты экологического налога за утилизацию снятых с эксплуатации транспортных средств и совершенствовании некоторых налоговых норм» от 04.07.2013 г. № 422-VII. Ввиду того, что введение этого утилизационного сбора привело преимущественно к негативным последствиям в разных сферах, Верховная Рада отменила некоторые положения указанного Закона относительно уплаты налога за утилизацию.

 

Сбор за использование воды

По аналогии с эконалогом, ставки сбора за специальное использование воды увеличены приблизительно на 8 %. Проиндексированные ставки спецводосбора приведены в ст. 325 НКУ и применяются с 01.04.2014 г. Это означает, что за воду, использованную в I квартале, следует платить по старым ставкам, а за ту, которую вы будете потреблять начиная со II квартала, — уже по новым.

Напомним, что по общему правилу бюджетные учреждения не являются плательщиками сбора за специальное использование воды, если объемы такой воды были использованы ими для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд (п. 323.2 НКУ). В то же время водопользователи, которые полностью содержатся за счет средств государственного и местных бюджетов и используют объемы воды для хозяйственной деятельности, направленной на получение дохода в денежной, материальной или нематериальной формах, уплачивают сбор на общих основаниях со всего объема использованной воды с учетом объема потерь воды в их системах поставки. Об этом указано в п. 326.13 НКУ.

Учитывая это, освобождение от уплаты спецводо­сбора для бюджетных учреждений сохраняется только в случае, если они используют воду исключительно для удовлетворения питьевых и санитарно-гигиенических нужд населения, в том числе для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд учреждения, без получения дохода в денежной, материальной форме. Такого мнения придерживаются налоговые органы, о чем свидетельствуют письмо ГНАУ от 11.04.2011 г. № 10193/7/15-0817 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 16), письмо ГНСУ от 01.08.2012 г. № 20819/7/15-2117. Кроме того, позиция налоговиков по этому вопросу приведена в Обобщающей налоговой консультации о применении положений Налогового кодекса Украины в части использования воды юридическими лицами, физическими лицами — предпринимателями и плательщиками единого налога для удовлетворения исключительно собственных питьевых и санитарно-гигиенических нужд, утвержденной приказом ГНСУ от 21.12.2012 г. № 1180, а также в консультациях специалистов ГНСУ (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5, с. 15 — 19; № 16, с. 20, 21; № 28, с. 13). С нюансами уплаты спецводосбора можно ознакомиться в консультациях: «Уплата сбора за специальное использование воды при наличии на балансе артезианской скважины» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 26), «Особенности расчета и уплаты спецводосбора бюджетными учреждениями» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 28), а также «Бюджетное учреждение сдает помещение в аренду: нужно ли уплачивать спецводосбор» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 16).

 

Сбор за пользование радиочастотным ресурсом

Некоторые бюджетные учреждения являются плательщиками сбора за пользование радиочастотным ресурсом. Поэтому имейте в виду, что ставки этого сбора увеличены в 2 раза. Такие ставки определены в ст. 320 НКУ и применяются с 01.04.2014 г.

 

Плата за пользование недрами

На балансе некоторых бюджетных учреждений находятся артезианские скважины. Для таких плательщиков налогов Закон № 1166 также подготовил определенные изменения.

Так, с 01.04.2014 г. ставки платы за пользование недрами изменены. При этом для всех групп недр ставки установлены в п. 263.9 НКУ в процентах (до 01.04.2014 г. для подземных и поверхностных вод, грязей лечебных — такие ставки были установлены в абсолютных единицах, а именно в гривнях за единицу добытых полезных ископаемых).

 

Кардинальные изменения в выплате пособий при рождении ребенка и по уходу за ребенком до трех лет

Пособие при рождении ребенка — теперь в едином размере. С 01.07.2014 г. пособие при рождении ребенка будет назначаться и выплачиваться по-новому.

Во-первых, с этой даты размер пособия не будет, как сейчас, привязан к прожиточному минимуму. Пособие будет выплачиваться в фиксированном размере — в сумме 41280,00 грн. независимо от того, какой по счету ребенок родился в семье. Таким образом, для родителей, у которых родится первый ребенок, размер пособия увеличен с 30960 грн. до 41280 грн. Родители, ожидающие третьего малыша, получат уже значительно меньшую сумму, чем была ранее.

Во-вторых, изменен порядок выплаты пособия. Теперь при рождении ребенка единовременно будет выплачиваться 10320,00 грн., а остальная сумма — в течение следующих 36 месяцев равными частями (по 860,00 грн.).

Пособия по уходу за ребенком до трех лет не будет. Унификация подходов при выплате пособия при рождении ребенка предполагает объединение такого пособия с пособием по уходу за ребенком до трех лет путем упразднения последнего. Так, законодатели полностью изъяли разд. IV «Пособие по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста» из Закона № 2811. Таким образом, с 01.07.2014 г. органы соцзащиты назначать пособие по уходу за ребенком до трех лет не будут.

Пока остается открытым такой вопрос: будут ли иметь право на пособие по уходу за ребенком лица, которым такая выплата была назначена до 30.06.2014 г.? По логике — да, ведь законы и другие законодательные акты не имеют обратного действия во времени. Но как это будет на практике — покажет время.

Получатели пособия при рождении ребенка — плательщики ЕСВ. С 01.07.2014 г. лица, ухаживающие за ребенком до трех лет и получающие пособие по уходу за ним и/или при рождении ребенка, являются плательщиками единого соцвзноса (обновленный п. 13 ч. 1 ст. 4 Закона № 2464). Значит, такие лица, как и прежде, будут застрахованными. Соответственно, период получения указанных пособий засчитывается им в страховой стаж.

 

Льготы на бесплатное пользование жильем: условия предоставления пересмотрены

С 01.04.2014 г. пересмотрен порядок предоставления льгот на бесплатное пользование жильем с отоплением и освещением педагогическим, медицинским и фармацевтическим работникам, работникам учреждений культуры, библиотек, музеев, специалистам по защите растений, которые работают в сельской местности и поселках городского типа, а также пенсионерам из числа таких работников.

Теперь льготы таким категориям работников и пенсионеров будут предоставляться при условии, если размер их среднемесячного совокупного дохода за предыдущие шесть месяцев не превышает величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу (в 2014 году — 1710 грн.), в порядке, определенном Кабмином. Соответствующие изменения внесены в абз. 1 ч. 4 ст. 57 Закона об образовании, п. «і» ч. 1 ст. 77 Основ законодательства о здравоохранении, ч. 5 ст. 29 Закона о культуре, ч. 2 ст. 30 Закона о библиотеках, ч. 2 ст. 28 Закона о музеях, ч. 4 ст. 20 Закона о защите растений.

Напомним: ранее такие льготы предоставлялись, если размер предоставленных льгот в денежном эквиваленте вместе со среднемесячным совокупным доходом работника за предыдущие шесть месяцев не превышал величины дохода, который дает право на налоговую социальную льготу.

Отметим: изменения, внесенные в Закон о музеях, не предусматривают права на получение вышеуказанной льготы пенсионерами, которые раньше работали в музеях в этих населенных пунктах и проживают в них. Но надеемся, что здесь имеет место банальная описка, и законодатели восстановят льготы на бесплатное пользование жильем для пенсионеров — бывших работников музеев.

 

Ограничения в предоставлении льгот другим лицам

Отдельным категориям лиц социальные льготы сохранены. Но теперь обязательное условие для их предоставления — размер среднемесячного совокупного дохода семьи в расчете на человека за предыдущие шесть месяцев не должен превышать величины дохода, дающего право на налоговую социальную льготу (в 2014 году — 1710 грн.). Эти изменения вступили в силу с 01.04.2014 г.

Далее в таблице мы привели информацию, о каких лицах и предоставляемых им льготам идет речь.

Категории лиц

Вид льготы

Основание

1

2

3

1. Следователи прокуратуры

— 50 % скидка при оплате за занимаемое лицом и членами его семьи жилье, а также при оплате коммунальных услуг;
— 50 % скидка на абонентскую плату за пользование квартирным телефоном

ч. 5 ст. 49 Закона о прокуратуре

2. Прокуроры и следователи

Бесплатный проезд всеми видами транспорта городского, пригородного и местного сообщения (кроме такси)

абз. 1 ч. 3 ст. 49 Закона о прокуратуре

3. Военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы) и члены их семей

Санаторно-курортное лечение и отдых в санаториях, домах отдыха, пансионатах и на туристских базах Минобороны, других военных формирований и правоохранительных органов

абз. 2 п. 3 ст. 11 Закона № 2011

Примечание. Одновременно исключена ч. 3 ст. 12 Закона № 2011, которая предусматривала, что нормативно-правовые акты органов госвласти и местного самоуправления, ограничивающие права и льготы военнослужащих и членов их семей, являются недействительными.

4. Военнослужащие, а также уволенные с военной службы лица, которые стали инвалидами во время прохождения военной службы; члены их семей, находящиеся на их содержании; родители и члены семей военнослужащих, погибших или пропавших без вести во время прохождения военной службы

50 % скидка на плату за пользование жильем (квартирной платы) и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) в жилых домах всех форм собственности

абз. 2 п. 5 ст. 12 Закона № 2011

5. Военнослужащие

Бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту проведения отпуска

абз. 6 п.п. 1 п. 1 ст. 14 Закона № 2011

6. Члены семей военнослужащих (кроме военнослужащих срочной военной службы)

Бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту проведения отпуска военнослужащим в пределах Украины

абз. 6 п. 3 ст. 14 Закона № 2011

7. Лица рядового и начальствующего состава Государственной службы специальной связи и защиты информации (далее — Госслужба спецсвязи) и члены их семей

Бесплатный проезд в отпуск, а также бесплатный проезд и провоз багажа при переезде на новое место службы

абз. 2 ч. 5 ст. 21 Закона № 3475

8. Лица рядового и начальствующего состава Госслужбы спецсвязи и члены их семей, находящиеся на их содержании; родители и члены семей лиц рядового и начальствующего состава Госслужбы спецсвязи, погибших, пропавших без вести или ставших инвалидами при прохождении службы

50 % скидка на плату за пользование жильем (квартирной платы) и плату за коммунальные услуги (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) в жилых домах независимо от форм собственности

абз. 2 ч. 11 ст. 21 Закона № 3475

9. Лица рядового и начальствующего состава Госслужбы спецсвязи и члены их семей

Санаторное-курортное лечение и организованный отдых в заведениях Госслужбы спецсвязи, а также в санаторно-курортных учреждениях СБУ, Минобороны, МВД и Минздрава за счет бюджетных средств

абз. 2 ч. 3 ст. 22 Закона № 3475

10 Лица рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты

Санаторно-курортное лечение

абз. 2 ч. 4 ст. 117 Кодекса гражданской защиты

11. Лица рядового и начальствующего состава службы гражданской защиты и члены их семей, которые находятся на их содержании

50 % скидка на плату за пользование жильем (квартирная плата) и коммунальными услугами (водоснабжение, газ, электрическая, тепловая энергия и другие услуги) в жилых домах независимо от формы собственности

ч. 2 ст. 120 Кодекса гражданской защиты

12. Работники милиции и члены их семей (в том числе работники милиции, уволенные со службы по возрасту, болезни или выслуге лет)

50 % скидка на плату за пользование жильем и коммунальными услугами, топливо

ч. 7 ст. 22 Закона о милиции

 

О 10 окладах при выходе на пенсию придется забыть

Ранее при наличии определенного стажа работы выход на пенсию (в отставку) отдельных категорий работников (госслужащие, должностные лица органа местного самоуправления и пр.) сопровождался приятным «презентом» — выплатой им одноразовой помощи в размере 10 должностных окладов.

Но с 01.04.2014 г. такая выплата отменена (именно отменена, а не приостановлена ее выплата) в отношении таких категорий лиц:

— государственные служащие (исключена ч. 13 ст. 37 Закона о госслужбе);

должностные лица органа местного самоуправления (исключена ч. 11 ст. 21 Закона № 2493);

работники дипломатической службы (исключена ч. 5 ст. 40 Закона № 2728).

Кроме того, с 01.04.2014 г. не выплачивается:

выходное пособие в размере 10 месячных зарплат по последней должности судьям, которые ушли в отставку (исключена ч. 1 ст. 136 Закона Украины «О судоустройстве и статусе судей» от 07.07.2010 г. № 2453);

— денежная помощь в размере месячного заработка, исходя из которого рассчитана пенсия, за каждый полный год работы прокурорам и следователям в случае их выхода на пенсию по выслуге лет или по инвалидности (исключена ч. 16 ст. 501 Закона о прокуратуре).

В связи с этим возникает вопрос: что делать, если средства на выплату помощи были запланированы в смете учреждения? Считаем, что в таком случае его руководству нужно обратиться в вышестоящую организацию с просьбой о пересмотре потребности учреждения на выплату заработной платы с учетом новых требований.

Что касается выплаты органами ПФУ работникам образования, культуры, здравоохранения при выходе на пенсию за выслугу лет 10 назначенных месячных пенсий (п. 71 Заключительных положений Закона № 1058), то в этом вопросе пока без изменений.

 

Прощай, вознаграждение за добросовестный труд!

Напомним: с 01.03.2014 г. на основании постановления № 65 была приостановлена выплата госслужащим вознаграждения за добросовестный труд в государственных органах, образцовое выполнение трудовых обязанностей (далее — вознаграждение).

Но законодателям этого показалось мало. Так, комментируемым Законом норма ч. 1 ст. 34 Закона о госслужбе о возможности выплаты вознаграждения исключена вообще. Это значит, что с 01.04.2014 г. для госслужащих такая выплата канула в Лету.

А что насчет должностных лиц органов местного самоуправления? Имеют ли они право на вознаграждение, ведь для них такую выплату никто не отменял, и на сегодняшний день остается действующим постановление № 212, регламентирующее порядок выплаты вознаграждения? По нашему мнению, должностные лица органа местного самоуправления также не имеют права на вознаграждение. Обоснуем.

Во-первых, условия оплаты труда должностных лиц местного самоуправления определяются органом местного самоуправления исходя из условий оплаты труда, установленных для госслужащих соответствующих категорий и должностей (ст. 21 Закона № 2493).

Во-вторых, действие Закона о госслужбе распространяется на органы и должностных лиц местного самоуправления в части, не противоречащей Закону № 280/97, Закону № 2493 и другим законам Украины, регулирующим деятельность местного самоуправления (п. 2 разд. VII «Окончательные и переходные положения» Закона № 2493).

В-третьих, п. 4 разд. ІV «Заключительные положения» комментируемого Закона Кабмину поручено в течение 3 месяцев привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с этим Законом. Значит, не исключено, что вскоре постановление № 212 утратит силу.

Все это дает основание утверждать: должностные лица органов местного самоуправления также не имеют права на денежное вознаграждение.

 

Изменения в выплате пенсией

С 01.04.2014 г. пенсии не пересчитывают. До стабилизации экономической ситуации приостановлено действие ч. 2 ст. 42 Закона № 1058. Этой нормой был предусмотрен ежегодный перерасчет пенсий, если за прошлый год увеличилась средняя зарплата, с которой уплачены страховые взносы.

Размер отдельных пенсий уменьшили. С 01.05.2014 г. пенсию будут назначать в размере 70 % суммы месячной зарплаты (денежного обеспечения, денежного содержания), с которой уплачен единый соцвзнос (ранее выплата составляла 80 % месячного заработка) таким категориям работников, как:

— прокуроры и следователи прокуратуры;

— военнослужащие;

— госслужащие и должностные лица местного самоуправления;

— народные депутаты;

— судьи.

О перерасчете назначенных ранее пенсионных выплат речь не идет.

НДФЛ с больших пенсий. С 01.07.2014 г. суммы пенсий (вместе с их индексацией) или ежемесячного пожизненного денежного содержания, размер которых превышает 10000 грн., в сумме такого превышения будут облагаться НДФЛ. Соответствующие изменения внесены в п. 164.2 НКУ.

Соответственно ПФУ включен в перечень налоговых агентов (обновленный п. 168.3 НКУ).

 

Соцвыплаты для жителей Крыма

Граждане, которые проживают на территории АР Крым и г. Севастополя, будут получать выплаты и услуги по всем видам общеобязательного государственного соцстрахования за счет сумм единого соцвзноса, уплаченных плательщиками на данных территориях. Если собранных средств будет недостаточно, разницу должны покрыть бюджеты АР Крым и г. Севастополя.

Что касается граждан Украины, проживающих на указанных территориях, которые не получили гражданства Российской Федерации и не получают пенсии и социальные услуги от органов пенсионного обеспечения Российской Федерации, то они будут иметь право на получение пенсионных выплат в порядке, определенном Кабмином.

 

Рассчитаться с уволенными работниками надо до 31.12.2014 г.

Комментируемым Законом предписано сократить численность работников силовых ведомств — прокуратуры, СБУ, МВД и Управления госохраны. Обратите внимание: сокращение численности и расчеты с уволенными работниками нужно провести до 31.12.2014 г. (ч. 3 разд. ІV «Заключительные положения» комментируемого Закона).

 

Нормативные документы

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1166 — Закон Украины «О предотвращении финансовой катастрофы и создании предпосылок для экономического роста в Украине» от 27.03.2014 г. № 1166-VII.

Кодекс гражданской защиты — Кодекс гражданской защиты Украины от 02.10.2012 г. № 5403-VI.

Закон № 2811 — Закон Украины «О государственной помощи семьям с детьми» от 21.11.92 г. № 2811-XII.

Закон № 2464 — Закон Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон об образовании — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Основы законодательства о здравоохранении — Закон Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» от 19.11.92 г. № 2801-XII.

Закон о культуре — Закон Украины «О культуре» от 14.12.2010 г. № 2778-VI.

Закон о библиотеках — Закон Украины «О библиотеках и библиотечном деле» от 27.01.95 г. № 32/95-ВР.

Закон о музеях — Закон Украины «О музеях и музейном деле» от 29.06.95 г. № 249/95-ВР.

Закон о защите растений — Закон Украины «О защите растений» от 14.10.98 г. № 180-XIV.

Закон о прокуратуре — Закон Украины «О прокуратуре» от 05.11.91 г. № 1789-XII.

Закон № 2011 — Закон Украины «О социальной и правовой защите военнослужащих и членов их семей» от 20.12.91 г. № 2011-XII.

Закон № 3475 — Закон Украины «О Государственной службе специальной связи и защиты информации Украины» от 23.02.2006 г. № 3475-IV.

Закон о милиции — Закон Украины «О милиции» от 20.12.90 г. № 565-XII.

Закон о госслужбе — Закон Украины «О государственной службе» от 16.12.93 г. № 3723-XII.

Закон № 2493 — Закон Украины «О службе в органах местного самоуправления» от 07.06.2001 г. № 2493-III.

Закон № 2728 — Закон Украины «О дипломатической службе» от 20.09.2001 г. № 2728-III.

Закон № 1058 — Закон Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» от 09.07.2003 г. № 1058-IV.

Закон № 280/97 — Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР.

Постановление № 65 — постановление КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.

Постановление № 212 — постановление КМУ «Об утверждении Порядка выдачи денежного вознаграждения государственным служащим за добросовестный непрерывный труд в органах государственной власти, образцовое исполнение трудовых обязанностей» от 24.02.2003 г. № 212.

Постановление № 867 — постановление КМУ «Вопросы освобождения изделий медицинского назначения от обложения налогом на добавленную стоимость» от 08.08.2011 г. № 867.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше