Темы статей
Выбрать темы

О применении законодательства в сфере государственных закупок

Редакция ББ
Письмо от 11.04.2014 г. № 3302-05/11111-08

Министерство экономического развития и торговли Украины

О применении законодательства в сфере государственных закупок

Разъяснение от 11.04.2014 г. № 3302-05/11111-08

 

Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития) рассмотрело письмо <…> о применении законодательства в сфере государственных закупок и сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

1. В соответствии с пунктом 2 части пятой статьи 40 Закона существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случая изменения цены за единицу товара не более чем на 10 процентов в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре.

При этом заказчик может применять указанную норму в течение действия договора.

Кроме того, заказчик в соответствии с указанной нормой может внести изменения в договор о закупке несколько раз.

В то же время в случае колебания цены товара на рынке каждое изменение цепы за единицу такого товара не может превышать 10 процентов определенной в договоре о закупке цены за единицу товара с учетом изменений, внесенных в него (при наличии), и при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в таком договоре.

Вместе с тем отмечаем, что, учитывая часть вторую статьи 19 Конституции Украины, и в соответствии с Положением о Министерстве экономического развития и торговли Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 31.05.2011 г. № 634/2011, нормами Закона к компетенции Минэкономразвития не относится определение правомерности действий органов Государственной казначейской службы Украины.

2. В соответствии с частью первой статьи 12 Закона закупка может осуществляться путем применения, в частности, процедуры закупки у одного участника.

Частью первой статьи 39 Закона определено, что закупка у одного участника — это процедура, в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками и акцепта предложения победителя процедуры закупки у одного участника.

Вместе с тем процедура закупки у одного участника применяется заказчиком в виде исключения при наличии условий для применения указанной процедуры, предусмотренных частью второй статьи 39 Закона.

Так, в случае неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, делающих невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, в частности связанных с обеспечением продуктами нефтепереработки жидкими специализированного санитарного транспорта бригад экстренной (скорой) медицинской помощи, с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам, согласно пункту 3 части второй статьи 39 Закона, заказчик может применить процедуру закупки у одного участника. При этом перечень указанных обстоятельств (экономических или социальных) не является исчерпывающим.

В то же время согласно части первой статьи 39 Закона обоснование применения процедуры закупки у одною участника должно содержать: условия применения процедуры закупки, ссылку на экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие условий применения процедуры закупки.

В зависимости от предмета закупки, который определяется заказчиком в соответствии с Порядком определения предмета закупки, утвержденным приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 921 (с изменениями), и условиями применения процедуры закупки у одного участника, заказчик самостоятельно готовит документы, в частности экспертные, нормативные, технические и другие документы, подтверждающие наличие такого условия согласно части второй статьи 39 Закона, которые выданы уполномоченными на это органами (организациями, учреждениями).

Учитывая изложенное, заказчик может применить процедуру закупки у одного участника при наличии условий, предусмотренных частью второй статьи 39 Закона.

3. Согласно пункту 8 части пятой статьи 40 Закона существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменения курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменения биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке.

Так, изменение существенных условий договора о закупке в случае изменения курса иностранной валюты может осуществляться, если договором о закупке был предусмотрен порядок изменения цены в зависимости от изменения такого курса, поскольку частью пятой статьи 40 Закона установлена императивная норма, запрещающая изменять существенные условия договора о закупке в случаях, не предусмотренных этой частью этой статьи Закона. Таким образом, внесение изменений в договор о закупке по определению порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса является изменением существенного условия договора, что не будет отвечать требованиям Закона.

 

Директор Департамента государственных закупок и государственного заказа А. Рубан

Комментарий редакции

 

Изменение существенных условий договора о закупке и применении процедуры закупки у одного участника: разъяснение Минэкономразвития

Цены на товары, являющиеся предметом закупки, растут практически ежедневно. Что делать в такой ситуации с договорами о закупке? Как правильно внести в них изменения? Именно на эти вопросы Минэкономразвития ответило в комментируемом письме.

Отметим, что возможность внесения изменений в существенные условия договора о закупке преду­смотрена ч. 5 ст. 40 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289).

1. Так, существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре. Эта норма преду­смотрена в п. 2 ч. 5 ст. 40 Закона № 2289.

При применении этой нормы Минэкономразвития рекомендует обратить внимание на следующие моменты:

— заказчик может применять указанную норму в течение срока действия договора о закупке;

— заказчик может вносить изменения в договор о закупке несколько раз;

— изменение цены за единицу товара не может превышать 10 % цены за единицу товара, определенной в договоре о закупке, с учетом изменений, внесенных в него (при наличии).

Фактически это означает, что Минэкономразвития разрешает заказчикам рассчитывать 10 % цены за единицу товара от каждой следующей цены, указанной в последнем договоре;

— изменение цены за единицу товара не должно привести к увеличению суммы, определенной в договоре о закупке;

— изменение цены следует оформить дополнительным соглашением к договору о закупке, в котором указать новую цену на товар.

Кроме того, в разъяснении от 16.04.2014 г. № 3302-05/11961-07 Минэкономразвития указало, что эта норма может применяться к отдельной позиции товара. Это касается ситуации, когда предмет договора включает в себя несколько позиций товара.

Еще одна возможность внесения изменений в существенные условия договора о закупке преду­смотрена в п. 8 ч. 5 ст. 40 Закона № 2289.

Так, существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменения курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменения биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке.

Наличие этой нормы в Законе № 2289 в условиях постоянного изменения курса иностранной валюты вызывало у заказчиков вопрос: как пользоваться ею на практике?

Минэкономразвития в комментируемом письме разъяснило, что изменение существенных условий договора в случае изменения курса валюты может осуществляться только в случае, если договором о закупке был предусмотрен порядок изменения цены в зависимости от изменения курса валюты. То есть, если первичным договором о закупке была предусмотрена возможность изменения цены на товар в зависимости от изменения курса иностранной валюты, а также расписан механизм внесения таких изменений, стороны договора могут изменить цену на товар.

Если первичным договором о закупке изменение существенных условий к договору не преду­сматривало возможность изменения цены в зависимости от изменения курса валюты, то вносить такие изменения в договор стороны не имеют права. Более того, Минэкономразвития указывает на то, что внесение изменений в договор о закупке относительно определения порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса является изменением существенных условий договора. А такие изменения не отвечают требованиям Закона № 2289, поэтому считаются нарушением.

2. При выборе процедуры закупки у одного участника для заказчиков главная проблема заключается в том, что действующими нормативно-правовыми актами в сфере госзакупок не определен исчерпывающий перечень документов, которыми должно быть обосновано наличие условий применения процедуры закупки у одного участника. Именно поэтому большое количество нарушений приходится именно на эту процедуру закупки. На этот момент Минэкономразвития обращало внимание в письме от 11.01.2014 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 8). В комментарии к нему мы рассказывали, как заказчикам избежать таких нарушений, поэтому советуем дополнительно ознакомиться с этими материалами.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше