Темы статей
Выбрать темы

Воинская часть получила благотворительную помощь: как ее учитывать

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Воинская часть получила благотворительную помощь: как ее учитывать

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

В воинскую часть поступила благотворительная помощь от частного лица в натуральной форме (медикаменты, продукты питания, хозяйственные товары).

Как правильно оформить поступление таких материальных ценностей? Каков порядок учета полученной помощи? Нужно ли вносить изменения в смету в такой ситуации?

(Киевская обл.)

 

Недавно Вооруженным Силам Украины официально разрешили получать благотворительные пожертвования от физических и юридических лиц. Такое право им было предоставлено благодаря принятию Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по усилению материально-финансового обеспечения обороноспособности государства» от 08.04.2014 г. № 1190-VII. С текстом Закона вы можете ознакомиться на с. 4 этого номера газеты.

Далее рассмотрим, каким образом действовать воинским частям при получении благотворительной помощи. Также расскажем, какие документы необходимо оформить воинской части при ее получении и как учитывать соответствующие материальные ценности.

Сразу отметим, что материальные ценности, которые были получены воинской частью в рассматриваемой ситуации, относятся к категории запасов. Какие-то специальные правила к порядку документального оформления и оприходования благотворительной помощи в виде запасов воинскими частями законодательством не предусмотрены. Поэтому в этом вопросе будем руководствоваться общеустановленными правилами.

Начнем с того, что такие материальные ценности следует отражать в бухгалтерском учете в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947 (далее — Положение № 947).

Следует отметить, что порядку бухгалтерского учета запасов, полученных как гуманитарная помощь, подарок и безвозвратная помощь, посвящен отдельный разд. III Положения № 947.

Так, запасы, полученные бесплатно в виде безвозвратной помощи, подарка, принимает комиссия, созданная приказом руководителя учреждения (начальника воинской части). В состав такой комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы, а для нижестоящих распорядителей бюджетных средств — представители вышестоящего учреждения.

Комиссия составляет акт, в котором указываются наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей.

Первоначальную стоимость запасов, поступивших в качестве благотворительной помощи, определяют на уровне справедливой стоимости на дату получения. Такую стоимость запасов определяют в соответствии с требованиями абз. 5 п. 2 разд. II Положения № 947. А именно: первоначальная стоимость запасов, полученных бесплатно в случаях, предусмотренных законодательством, от других учреждений, юридических и физических лиц — субъектов хозяйствования равна балансовой стоимости, по которой запасы учитывались у передавшей их стороны. Запасы передают на основании первичных документов, в которых указана стоимость приобретения (производства) этих запасов.

Конечно, не всегда стоимость таких запасов возможно определить по имеющимся у передающей их стороны первичным документам или учетным регистрам и другим документам. Или может быть, что балансовая стоимость переданных запасов существенно отличается от их справедливой стоимости. Во всех этих случаях первоначальной стоимостью полученных запасов является их справедливая стоимость на дату оприходования.

Внимание! Медикаменты, хозяйственные товары, поступившие как гуманитарная помощь, целесообразно оприходовать в количественном выражении в разрезе отдельных видов медикаментов и хозяйственных запасов.

Что касается продуктов питания, поступивших в качестве благотворительной помощи в килограммах, то их следует оприходовать в разрезе отдельных видов продуктов питания. Такой учет запасов значительно упростит их оценку, учет и дальнейшую выдачу военным.

Как видите, в учете запасов, полученных в качестве благотворительной помощи, нет ничего особенного. Более того, бухгалтерский учет запасов, полученных как гуманитарная помощь, ведут бухгалтерская служба и материально ответственные лица в общем порядке, определенном Положением № 947.

Единственное, на что обратите внимание: учет таких запасов нужно вести отдельно от запасов, приобретенных учреждением за счет средств общего или специального фонда сметы.

Теперь расскажем об отражении медикаментов, хозяйственных товаров, продуктов питания, полученных в качестве гуманитарной помощи, на счетах бухгалтерского учета. В частности, такие материальные ценности в соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, учитывают на следующих субсчетах:

232 «Продукты питания»;

233 «Медикаменты и перевязочные средства»;

234 «Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности».

Как отразить на счетах бухгалтерского учета операции по поступлению и использованию медикаментов, хозяйственных товаров, продуктов питания, полученных воинской частью как благотворительная помощь, рассмотрим на примере.

 

Пример. В воинскую часть поступила благотворительная помощь — медикаменты, продукты питания, хозяйственные товары от физического лица.

Комиссия воинской части перечислила и оценила материальные ценности по справедливой стоимости. По результатам работы комиссии составлен акт, в соответствии с которым получена благотворительная помощь:

— медикаменты — на сумму 3000 грн.;

— хозяйственные товары (щетки, туалетная бумага, ведра, мыло) — на сумму 5000 грн.;

— продукты питания — на сумму 10200 грн.

Полученная благотворительная помощь оприходована на баланс на основании акта.

Стоимость использованной благотворительной помощи за месяц (на основании подтверждающих документов) — 15000 грн.

В бухгалтерском учете воинской части осуществлены следующие записи:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма,  грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы медикаменты, продукты питания, хозяйственные товары, полученные как благотворительная помощь*

324

712

18200

364

324

18200

232

364

10200

233

364

3000

234

364

5000

2

Списаны использованные медикаменты, продукты питания, хозяйственные товары на основании подтверждающих документов

812

232

9500

233

1000

234

4500

* В орган Госказначейской службы не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца подается Справка о поступлении в натуральной форме.

 

Теперь несколько слов о смете. Конечно, распорядители бюджетных средств наверняка не могут знать, сколько и когда они получат благотворительной помощи, следовательно, не планируют в смете поступления благотворительной помощи. В случае же фактического ее получения нужно внести изменения в смету в части специального фонда. Основанием для внесения таких изменений является справка Гос­казначейской службы о подтверждении поступлений и справка об изменениях в смету. Такие требования установлены пп. 47 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Также напомним, что учреждения, получившие благотворительную помощь, обязаны составлять и подавать «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных из других источников собственных поступлений бюджетных учреждений» (форма № 4-2д, № 4-2м). Это предусмотрено п.п. 3.5.2 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 24.01.2012 г. № 44.

Под конец еще немного важной информации. С целью обеспечения контроля за своевременным оприходованием и эффективным использованием средств и материальных ценностей, переданных непосредственно в воинские части Вооруженных Сил Украины, Минобороны обратилось к физическим и юридическим лицам, которые предоставляют благотворительные (добровольные) взносы и пожертвования, со следующими просьбами:

1) требовать от руководства воинских частей документ, удостоверяющий факт передачи средств (приходный кассовый ордер или банковскую выписку) и материальных ценностей (акт приема);

2) информацию о передаче средств и материальных ценностей (по возможности, с копиями приходного кассового ордера, банковской выписки, акта приема и т. п.) направлять по электронному адресу соответствующих территориальных управлений внутреннего аудита и финансового контроля Мин­обороны, а именно в:

— Западное территориальное управление внутреннего аудита и финансового контроля (г. Львов) — воинские части и учреждения, находящиеся на территории Львовской, Волынской, Ровенской, Тернопольской, Черновицкой, Ивано-Франковской и Закарпатской областей. Руководитель управления полковник Британ Орест Богданович, тел./факс (032) 237-54-18, моб. тел. (067) 670-57-55, e-mail: TZUVAtaK@mail.ru;

— Центральное территориальное управление внутреннего аудита и финансового контроля (г. Винница) — воинские части и учреждения, находящиеся на территории Житомирской, Киевской, Хмельницкой и Винницкой областей. Руководитель управления полковник Машталяр Анатолий Григорьевич, тел./факс (0432) 61-79-99, моб. тел. (067) 500-79-25, e-mail: tckru4@e-mail.ua;

— Северо-восточное территориальное управление внутреннего аудита и финансового контроля (г. Чернигов) — воинские части и учреждения, находящиеся на территории Черниговской, Сумской, Харьковской, Луганской, Донецкой, Полтавской и Черкасской областей. Руководитель управления полковник Чередниченко Александр Петрович, тел./факс (0462) 69-80-99, моб. тел. (093) 625-35-15, e-mail: tpskru@ukr.net;

— Южное территориальное управление внутреннего аудита и финансового контроля (г. Одесса) — воинские части и учреждения, находящиеся на территории Кировоградской, Днепропетровской, Николаевской, Запорожской, Херсонской и Одесской областей. Руководитель управления полковник Титковский Александр Иванович, тел./факс (0487) 79-81-54, моб. тел. (067) 215-08-99, e-mail: ptuvafk@ukr.net.

Указанные мероприятия позволят контролировать законное использование полученных ресурсов, информировать общество о полученной помощи и обеспечат прозрачность при использовании.

Поэтому если ваш благотворитель просит у руководства воинской части предоставить документ, удостоверяющий факт передачи средств (приходный кассовый ордер или банковскую выписку) и материальных ценностей (акт приема), не пренебрегайте его требованиями. Ведь это не совсем его инициатива, а убедительная просьба Минобороны.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше