(066) 87-010-10
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
Перейти к номеру...
  • № 28
  • № 27
  • № 26
  • № 25
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
В этом номере :
 
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
13/19
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Август , 2014/№ 29

Учет продуктов питания

Бюджетные учреждения образования, здравоохранения, социальной сферы, пенитенциарной службы имеют на балансе оборудованные столовые и соответствующих работников в штате и согласно действующему законодательству предоставляют услуги общественного питания потребителям. Как в таких случаях учитывать продукты питания, расскажем в этой статье.

Основы учета продуктов питания

На сегодня существует только один профильный нормативный документ, который регламентирует учет продуктов питания — Инструкция № 530. И хотя эта Инструкция довольно устаревшая, но она продолжает свое действие на территории Украины. Основание — постановление № 1545, согласно которому до принятия соответствующих актов законодательства Украины на ее территории применяются акты законодательства Союза ССР по вопросам, не урегулированным законодательством Украины, при условии, что они не противоречат Конституции и законам Украины.

Других профильных инструкций по учету продуктов питания не существует, поэтому ее можно взять за основу учета не только в сфере здравоохранения, но и в других отраслях бюджетной сферы.

Кроме того, не стоит забывать, что продукты питания относятся к категории запасов, учет которых регламентируется Положением № 947. Единицей учета запасов является их наименование или однородная группа.

Как правило, материальная ответственность за получение, хранение и использование продуктов питания возлагается на кладовщика. В случае когда в штатном расписании учреждения должность кладовщика отсутствует, такая ответственность возлагается на избранного руководителем работника. Непосредственно на пищеблоке материальную ответственность за продукты питания несет заведующий производством или шеф-повар, а при его отсутствии в штатном расписании — повар.

Продукты питания должны храниться в специально оборудованных кладовых и овощехранилищах, обеспечивающих их сохранность и соответствующих санитарным нормам и правилам.

Согласно действующему законодательству услуги общепита должны предоставляться надлежащего качества, за что отвечают руководитель бюджетного учреждения и поставщик продуктов питания. Поэтому поставщик обязан предоставить вместе с продуктами питания документы, подтверждающие их качество: сертификаты соответствия, ветеринарные и карантинные разрешения.

 

Процесс организации питания

Процесс организации питания в бюджетном учреждении начинается с разработки недельного (двухнедельного) цикличного меню на базе закрепленных государственными нормативными актами продуктовых наборов, которые вводятся отдельно для разных видов деятельности. Цикличное меню разрабатывают в пределах утвержденной сметы учреждения. Следует отметить, что на данный момент упомянутые продуктовые наборы, денежные эквиваленты которых положены в основу расчета плановых бюджетных ассигнований на питание, не увязаны с перечнями рекомендованных блюд. Очевидно, что такая увязка полезна: она облегчит работу на местах и будет способствовать повышению качества питания.

Так, например, в здравоохранении приказом № 931 дано поручение ГП «Государственный научно-исследовательский центр по проблемам гигиены питания Минздрава Украины» и другим специализированным учреждениям разработать по профилям заболеваний технологические карты блюд, составить образцы недельного меню и научно-обоснованные суточные продуктовые наборы. На сегодняшний день для разработки меню учреждений в их штаты введены должности медицинской сестры по диетическому питанию и/или врача-диетолога, наравне с которыми этим занимается и шеф-повар.

Для составления перечня приготовляемых блюд на практике наиболее часто используют «Сборник рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания», 1982 г., разработанный НИИОП совместно с Управлением общественного питания Минторга СССР. Среди изданий, учитывающих специфику той или иной отрасли, можно отметить такие: «Сборник рецептур блюд для питания школьников». М.: Минторг, 1985; Губергриц А. Я., Линевский Ю. В. «Лечебное питание». К.: Высшая школа, 1989; Покровский А. А., Самсонов М. А. «Справочник по диетологии». М.: Медицина, 1992 и др.

Отобранные по составленному цикличному меню технологические карты на блюда содержат нормы расхода брутто и нетто для используемых продуктов, выход готовой порции, технологию приготовления пищи, ее энергетическую ценность и химический состав. Для расчета стоимости каждой порции на основе технологических карт бухгалтер составляет калькуляционные карточки, которые, в свою очередь, содержат нормы-брутто, цены поставщика на продукты и выход одной порции. Бухгалтеру следует проверять соотношение норм брутто, нетто и выхода готовой продукции по технологическим картам из утвержденных сборников рецептур. Если для приготовления блюд используют подобное, но другое, нежели в сборнике рецептур, сырье или отпускают блюда, не содержащиеся в сборнике, то технологические карты должны утверждаться по итогам контрольных замеров комиссией, назначенной приказом руководителя учреждения. Обращаем внимание: чтобы «вписаться» в утвержденную смету учреждения, варьируют перечень блюд и выход готовой продукции.

 

Учет продуктов питания на складе

Учет продуктов питания на складе должен осуществляться так, чтобы обеспечивалось хранения продуктов питания во время их получения, хранения и отпуска.

На складах должны быть весы, мерная тара, холодильные установки, вентиляционные устройства, инструменты и приспособления для вскрытия тары.

Весы, разновесы, мерные емкости должны пройти государственную поверку или метрологическую аттестацию, выполняемую органами Госстандарта Украины.

Продукты и тара на складе должны размещаться по наименованиям, сортам, в доступных местах по секциям, а внутри них — по отдельным видам (на стеллажах, в ящиках, на полках и т. п.) с таким расчетом, чтобы можно было обеспечить их быстрый прием, отпуск и проверку.

При получении запасов кладовщик на документе поставщика или на акте о приемке материалов должен поставить свою подпись о получении этих ценностей и принять их на ответственное хранение.

Выявленные при получении материальных ценностей количественные и/или качественные расхождения с данными документов поставщиков оформляются актом.

Кладовщик ведет количественный учет продуктов в Книге складского учета.

В Книге складского учета (ф. № З-9), типовая форма которой утверждена приказом № 130, учитываются поступление, расходование и остатки продуктов питания по наименованиям, количеству, номенклатурным номерам и сортам. Книга складского учета должна быть пронумерована и подписана главным бухгалтером. Каждое наименование продуктов питания должно отображаться на отдельной странице Книги. Остатки выводятся после каждой записи о поступлении и выдаче продуктов питания.

На основании данных накладных поставщика производятся записи о поступлении продуктов питания на склад. Записи о выбытии продуктов питания со склада производятся на основании данных меню-требований на выдачу продуктов питания со склада (ф. № З-4) и накладной (требования) (ф. № З-3).

С установленной главным бухгалтером учреждения периодичностью кладовщик (материально ответственное лицо) предоставляет в бухгалтерию приходные и расходные документы с реестром, который составляется в двух экземплярах. Один экземпляр реестра после проверки правильности оформления первичных документов возвращается материально ответственному лицу, а второй остается в бухгалтерии. В конце Книги складского учета не реже одного раза в квартал делаются записи о ее проверке бухгалтерией.

 

Учет продуктов питания на пищеблоке

Учет продуктов питания на пищеблоке имеет свои особенности.

Приготовление пищи и ее выдача производятся исходя из фактического количества питающихся, которое на начало каждого дня фиксируется уполномоченными на это работниками.

Так, старшие медицинские сестры стационарных отделений лечебно-профилактических учреждений здравоохранения ежедневно должны подавать данные о фактическом наличии больных в стационаре по состоянию на 9:00 утра с указанием распределения больных по диет-столам согласно медицинским карточкам стационарных больных.

Количество больных в отделениях сопоставляется с данными приемного отделения.

На основании этих данных диетсестра пищеблока составляет сводные данные в отношении больных, которые получают питание в целом по больнице. Также диетсестра должна провести сверку этих данных статистическим данным больницы и данным приемного отделения.

В учебных заведениях данные о фактическом наличии питающихся подают лица, ответственные за такую информацию.

На основании сводных данных в отношении больных, которые питаются, диетсестра при участии шеф-повара и работника бухгалтерии и с помощью диетолога составляют меню-раскладку на питание больных. Если количество диет-столов незначительное, то составляется меню-требование.

В случае если количество больных изменяется по сравнению с количеством больных по состоянию на 9:00 утра более чем на 3 человека, диетсестра пищеблока составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах питания выписывается накладная (требование) на склад (кладовую), а при уменьшении потребности остатки продуктов питания возвращаются на склад.

 

Учет продуктов питания в бухгалтерии

Продукты питания зачисляют на баланс по первоначальной стоимости, которой в случае их поставки за денежные средства является стоимость поставщика без НДС. Транспортные расходы по доставке не увеличивают стоимость запасов, а так же, как и НДС, сразу относятся на фактические расходы.

В бухгалтерии учет продуктов питания ведется в количественном и суммарном выражении, в разрезе материально ответственных лиц.

Аналитический учет продуктов питания в бухгалтерии ведется по наименованиям, количеству, стоимости и материально ответственными лицами в оборотных ведомостях, в которых ежемесячно подсчитываются обороты и определяются остатки на начало месяца. В случае ручной формы учета записи в оборотные ведомости вносятся на основании данных накопительных ведомостей по поступлению и расходованию продуктов питания, типовые формы которых утверждены приказом № 130.

Типовая форма Накопительной ведомости по поступлению продуктов питания (ф. № 3-12) за месяц представляет собой, во-первых, реестр приходных документов в разрезе поставщиков с указанием даты, номера и итоговой суммы каждого документа. Во-вторых, форма содержит перечень всех наименований поступивших продуктов с указанием единицы измерения, количества и суммы на каждую дату по каждому наименованию и каждому документу, а также итоговой суммы по всем наименованиям и всем документам (поставщикам). Типовая форма Накопительной ведомости по расходованию продуктов питания (ф. № 3-13) за месяц представляет собой перечень всех наименований использованных продуктов с указанием единицы измерения, количества за каждую рабочую дату месяца, цены и суммы за месяц по каждому наименованию, а также итоговой суммы по всем наименованиям. В документе приводят фактическое количество питающихся на каждую дату и общее количество меню-требований, по которым он составлен. Данные аналитического учета должны совпадать с данными синтетического учета, который ведут на субсчете 232 «Продукты питания» с помощью мемориальных ордеров, типовая форма которых утверждена Инструкцией № 68.

Мемориальный ордер № 11 «Накопительная ведомость о поступлении продуктов питания» представляет собой расшифровку дебетового оборота субсчета 232 в корреспонденции с кредитом субсчета 361 «Расчеты с поставщиками» в виде реестра сумм приходных документов по поставщикам.

Мемориальный ордер № 12 «Накопительная ведомость о расходовании продуктов питания» представляет собой расшифровку кредитового оборота субсчета 232 в корреспонденции с дебетом других субсчетов.

Напомним, что записи в мемориальные ордера производят по каждому первичному документу. Если в учреждении несколько материально ответственных лиц, то для них составляют отдельные накопительные ведомости и свод по учреждению.

 

Списание продуктов питания

Списание продуктов питания на отпущенные блюда осуществляется по средневзвешенной цене.Последняя определяется по каждому наименованию путем деления суммарной стоимости остатка запасов на начало отчетного периода и стоимости полученных в отчетном месяце запасов на суммарное количество запасов на начало отчетного периода и полученных в отчетном периоде запасов (см. пример далее). Количество использованных продуктов каждого наименования для их списания определяют как сумму по всем наименованиям блюд произведений нормы-брутто продуктов на одно блюдо по калькуляционной карточке и количества отпущенных одинаковых блюд по заборным листам (см. пример далее). Контрольная сумма списания по всем наименованиям продуктов равна произведению утвержденного денежного лимита на 1 потребителя в сутки на фактическое количество потребителей и на количество дней предоставления услуг (без благотворительности).

Рассчитанное вышеописанным образом количество использованных продуктов бухгалтер периодически сравнивает с данными книги складского учета, которую ведет материально ответственное лицо.

С большей периодичностью, но не реже одного раза в квартал проводят инвентаризацию в соответствии п.п. 9 п. 1.5 Инструкции № 90 — т. е. сверяют остатки по данным бухгалтерского учета с фактическим наличием продуктов в кладовой. Если будут выявлены расхождения, то нужно будет выяснить их причины. В случае фактической недостачи и после зачета недостачи излишками по пересортице производят списание с учетом естественной убыли продуктов согласно Нормам № 88.

Отметим, что естественная убыль — это расходы на усушку и распыление жидких и порошкообразных продуктов, крошение при разделке мяса и т. п. Величину таких расходов рассчитывают по каждому продукту отдельно как произведение нормы, выраженной в процентах, на количество (сумму) отпущенного товара за период между инвентаризациями (см. пример далее). Установленные нормы естественной убыли являются граничными: списание продуктов производят в фактических размерах, но не более рассчитанных по нормам. Нормы применяют независимо от сроков хранения продуктов в кладовой. Украина является первой зоной торговли. Принадлежность кладовой к 1-й или 2-й группе определяют согласно п. 3 приложения № 7 к Нормам № 88.

Также обратим внимание на то, что при списании скоропортящихся продуктов питания следует соблюдать требования санитарно-гигиенических и санитарно-противоепидемических правил и норм (СанПиН 42-123-4117-86 «Условия, сроки хранения продуктов питания, особенно скоропортящихся»). Запрещается списание скоропортящихся продуктов питания позже их определенных сроков хранения. Согласно ст. 46 Закона № 4004 стоимость реализованных продуктов питания с истекшим сроком хранения подлежит возмещению в размере 100 % их стоимости.

Рассмотрим пример списания мяса птицы (куры бройлерные 1-й категории) за 1 — 4 июня.

 

Пример. Исходные данные и расчеты сведем в таблицы. Также учтем, что в столовой на 1 и 5 июня были проведены инвентаризации продуктов питания, причем, по данным последней, из них фактический остаток мяса птицы составляет 20,685 кг. Кладовая относится ко второй группе. Норма естественной убыли мяса птицы охлажденного равна 0,15 %.

Количество продаж блюд (порции) по данным заборных листов за период 1 — 4 июня такое:

 

№ технологической карты

285

267

Расчет выбытия сырья по мясу птицы (кг)

Наименование блюда (выход в г)

Котлета куриная (50 г)

Куры отварные (50 г)

 

Норма-брутто по мясу птицы (кг на 100 порций)

6,200

7,000

 

1 июня

280

10

18,060 = 6,2 : 100 х 280 + 7,0 : 100 x 10

2 июня

10

275

19,870 = 6,2 : 100 x 10 + 7,0 : 100 x 275

3 июня

4 июня

277

9

17,804 = 6,2 : 100 x 277 + 7,0 : 100 x 9

 

Поступление (исходные данные), выбытие и остатки (расчет) мяса птицы за период 1 — 4 июня:

 

Дата

Поступило

Выбыло

Остаток на конец

Кол-во, кг

Цена, грн.

Сумма, грн.

Кол-во, кг

Цена*, грн.

Сумма, грн.

Кол-во, кг

Цена, грн.

Сумма, грн.

***

 

 

 

 

 

 

16,000

24,00

384,00

01.06

23,000

25,00

575,00

18,060

24,59

444,09

20,940

24,59

514,91

02.06

 

 

 

19,870

24,59

488,60

1,070

24,59

26,31

04.06

37,500

26,00

975,00

17,804

25,96

462,19

20,766

25,96

539,12

Итого до инвентаризации

60,500

х

1550,00

55,734

х

1394,88

20,766

х

539,12

Естественная убыль (факт)**

 

 

 

0,081

25,96

2,10

 

 

 

Итого***

60,500

х

1550,00

55,815

х

1396,98

20,685

х

537,02

* Выбытие рассчитано по средневзвешенным ценам, а именно:
01.06.14 г.: 24,59 = (384,00 + 575,00) : (16,000 + 23,000),
02.06.14 г.: 24,59 (цена не менялась, так как поступления не было),
04.06.14 г.: 25,96 = (26,31 + 975,00) : (1,070 + 37,500).

** Предельный размер естественной убыли равен 0,084 кг (55,734 x 0,15 %).

*** Данные для оборотно-сальдовой ведомости за соответствующий период (аналитический учет).

 

Фактическая убыль (20,766 - 20,685 = 0,081 кг) меньше предельной убыли (0,084 кг), поэтому списываем всю эту убыль на расходы соответствующего бюджета.

 

Первичные документы и сводные регистры по учету продуктов питания

Обязательные требования к составлению первичных документов сформулированы в Законе № 996. Первичные документы составляют на непрерывной основе с момента регистрации юридического лица и до его ликвидации с целью фиксирования всех хозяйственных операций. Они должны содержать: наименование документа, наименование организации, от имени которой составлен документ, дату и место его составления, содержание, объем и единицу измерения хозяйственной операции, должность лица, ответственного за проведение и оформление операции, подпись и должность лица, принимавшего непосредственное участие в ее совершении. Для оптимизации учета организациям дано право самостоятельно разрабатывать формы первичных документов с соблюдением вышеперечисленных требований, при этом могут быть использованы типовые формы.

Ввиду большой трудоемкости услуг общественного питания весь процесс делится, как было сказано выше, на несколько стадий (операций), на каждой из которых составляются определенные первичные документы (сводные регистры), при этом задействовано несколько подразделений.

Для наглядности приведем информацию о распределении полномочий между кладовой, пищеблоком и бухгалтерией в таблице:

 

Операция (подразделение-составитель)

Документы

Место хранения документов

кладовая

пищеблок

бухгалтерия

1

2

3

4

5

Прием, хранение и выдача продуктов кладовщиком

Накладная поставщика (с реестром за период)

+
 (реестр)

 

+

Сертификат качества поставщика (с реестром за период)

+
(реестр)

 

+

Книга складского учета

+

 

 

Приготовление блюд пищеблоком

Меню цикличное и ежедневное

 

+

 

Технологические карты

 

+

 

Реализация блюд пищеблоком

Справка за сутки о количестве питающихся

 

 

+

Заборный лист на отпуск готовой продукции

 

 

+

Расчеты и систематизация информации бухгалтерией

Калькуляционные карточки

 

+

 

Меню-требование и накладная-требование (с реестром за период)

+
 (реестр)

 

+

Аналитические оборотно-сальдовые ведомости учета продуктов питания

 

 

+

Мемориальные ордера № 6, 11 и 12

 

 

+

Инвентаризационные описи

 

 

+

 

Корреспонденция субсчетов по учету продуктов питания

В заключение приведем корреспонденцию субсчетов бухгалтерского учета в соответствии с приказом № 611 с указанием мемориальных ордеров, которые должны быть оформлены согласно Инструкции № 68, для учреждения, финансируемого из местного бюджета. Напомним, что записи в мемориальные ордера делают по каждому первичному документу.

 

Содержание операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма

Мемориальный ордер

дебет

кредит

Оприходованы продукты питания без НДС, НДС списан на расходы

232
802

675
675

1550,00
310,00

№ 11; № 6

Поступило финансирование на регистрационный счет в Казначействе

321

702

1860,00

№ 2

Перечислена оплата поставщику за продукты питания

675

321

1860,00

№ 6; № 2

Переданы продукты в обработку

232/2

232/1

1396,98

№ 12

Списано сырье на реализованную продукцию общепита

802

232/2

1396,98

№ 12

 

Нормативные документы

ХКУ — Хозяйственный кодекс Украины от 16.01.2004 г. № 436-IV.

Закон № 996 — Закон Украины «О бухгалтерском учете и финансовой отчетности в Украине» от 16.07.99 г. № 996-XIV.

Закон № 4004 — Закон Украины «Об обеспечении санитарного и эпидемиологического благополучия населения» от 24.02.94 г. № 4004-XII.

Постановление № 1545 — Постановление Верховной Рады Украины «О порядке временного действия на территории Украины отдельных актов законодательства Союза ССР» от 12.09.91 г. № 1545-XII.

Инструкция № 530 — Инструкция по учету продуктов питания в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на Государственном бюджете СССР, утвержденная приказом Минздрава СССР от 05.05.83 г. № 530.

Приказ № 130 — приказ Государственного казначейства Украины «Об утверждении типовых форм учета и списания запасов бюджетных учреждений и инструкции об их составлении» от 18.12.2000 г. № 130.

Положение № 947 — Положение по бухгалтерскому учету запасов бюджетных учреждений, утвержденное приказом Минфина от 14.11.2013 г. № 947.

Приказ № 931 — Порядок и Инструкция по организации системы лечебного питания больных в учреждениях здравоохранения, утвержденные приказом МОЗ от 29.10.2013 г. № 931.

Инструкция № 90 — Инструкция по инвентаризации материальных ценностей, расчетов и других статей баланса бюджетных учреждений, утвержденная приказом Минфина от 30.10.98 г. № 90.

Нормы № 88 — Нормы естественной убыли продовольственных товаров при хранении и отпуске на мелкооптовых базах и в кладовых предприятий общественного питания и Инструкция по их применению, утвержденные приказом Минторга СССР от 02.04.87 г. № 88 (приложения 6 и 7).

Приказ № 611 — План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611.

Инструкция № 68 — Инструкция о формах мемориальных ордеров бюджетных учреждений и порядке их составления, утвержденная приказом Госказначейства от 27.07.2000 г. № 68.

продукты питания, учет добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье