Темы статей
Выбрать темы

О списании бюджетными учреждениями компьютерной техники

Государственная финансовая инспекция Украины
Письмо от 10.06.2014 г. № 25-14/677 (извлечение)

<…>

Во исполнение поручения Министра финансов Украины по поручению Секретариата Кабинета Министров Украины <…> Государственная финансовая инспекция Украины рассмотрела обращение <…> по списанию бюджетными учреждениями компьютерной техники и выражает свою позицию по затронутым вопросам.

1. Вопрос списания бюджетными учреждениями изношенной техники регулируется, среди прочего, следующими нормативно-правовыми актами: законами Украины «Об управлении объектами государственной собственности», «Об отходах», «О металлоломе», Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314), приказом Главного управления Государственного казначейства Украины и Государственного комитета статистики Украины от 02.12.97 г. № 125/70 «Об утверждении типовых форм по учету и списанию основных средств, принадлежащих учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного или местных бюджетов, и Инструкции по их составлению» <… >; об отходах, содержащих драгоценные металлы, — также постановлением Правительства от 15.03.99 г. № 383 «Вопросы переработки лома и отходов, содержащих драгоценные металлы», Инструкцией о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденной приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84 (в редакции приказа Минфина от 28.11.2012 г. № 1230) <… > (далее — Инструкция № 1230).

В соответствии с абз. 1 п. 4 Порядка № 1314 списанию подлежит имущество, которое не может быть в установленном порядке отчуждено, безвозмездно передано государственным предприятиям, учреждениям или организациям и в отношении которого не могут быть применены другие способы управления (или их применение может быть экономически нецелесообразно), если такое имущество морально или физически изношено, непригодно для дальнейшего использования субъектом хозяйствования, в частности в связи со строительством, расширением, реконструкцией и техническим переоснащением, или повреждено в результате аварии или стихийного бедствия и восстановлению не подлежит, или выявлено в результате инвентаризации как недостача. Согласно абз. 3 п. 4 Порядка № 1314 морально устаревшая компьютерная техника, пригодная для дальнейшего использования, может передаваться в сферу управления местных органов исполнительной власти с последующим ее закреплением за соответствующими заведениями, учреждениями и организациями.

Пунктом 9 Порядка № 1314 определено, что для установления факта непригодности имущества и не возможности и/или неэффективности проведения его восстановительного ремонта или невозможности его использования иным образом, а также для оформления документов на списание имущества создается комиссия по списанию имущества, к компетенции которой согласно п. 13 Порядка № 1314 отнесены в том числе установление конкретных причин списания имущества, возможностей использования отдельных узлов, деталей, материалов и агрегатов объекта, подлежащего списанию; осуществление контроля за изъятием из имущества, подлежащего списанию, пригодных узлов, деталей, материалов и агрегатов, а также узлов, деталей, материалов и агрегатов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, определение их количества, веса и контроля за сдачей на склад и оприходованием на соответствующих балансовых счетах. При этом в соответствии с абз. 2 п. 7.10 Инструкции № 1230 содержание драгоценных металлов в ломе и отходах может определяться по паспортам, формулярам, этикеткам или другим документам.

Согласно п. 14 Порядка № 1314 по результатам работы составляется протокол заседания комиссии, к которому прилагаются: акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию, акты технического состояния имущества, предлагаемого к списанию, акты на списание имущества, другие документы (копия акта об аварии, заключения соответствующих инспекций, государственных органов и т. д. (при наличии)). Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты на списание имущества и технического состояния утверждаются руководителем субъекта хозяйствования.

2. О возможности ликвидировать компьютеры собственными силами. Согласно ч. 1 ст. 8 Закона Украины «Об отходах» отходы являются объектом права собственности. Пунктами «д» и «е» ст. 17 3акона Украины «Об отходах» установлена обязанность обеспечивать полный сбор, надлежащее хранение и недопущение уничтожения и порчи отходов, для утилизации которых в Украине существует соответствующая технология, отвечающая требованиям экологической безопасности, осуществлять организационные, научно-технические и технологические мероприятия для максимальной утилизации отходов, реализации или передачи их другим потребителям или предприятиям, учреждениям и организациям, занимающимся сбором, обработкой и утилизацией отходов.

В соответствии с п. 7.5 Инструкции № 1230 запрещается уничтожать, выбрасывать, сдавать в лом цветных и черных металлов технику, аппаратуру, приборы и другие изделия, содержащие драгоценные металлы, без предварительного извлечения из них электрорадиоэлементов, деталей, узлов, блоков и т. п. С содержанием драгоценных металлов с одновременным их оприходованием в соответствии с законодательством Украины. Согласно п. 7.7 Инструкции № 1230 предприятиям, учреждениям и организациям, которые содержатся за счет государственного бюджета, запрещаются бесплатные передачи техники, аппаратуры, приборов и других изделий, которые содержат драгоценные металлы и драгоценные камни и подлежат списанию, а также реализация их по ценам ниже стоимости драгоценных металлов (с учетом стоимости переработки), содержащихся в них. В соответствии с п. 7.9 Инструкции № 1230 при наличии централизованных пунктов сбора и демонтажа техники, аппаратуры, приборов и других изделий они передаются в эти пункты без демонтажа целым комплектом.

3. О предприятиях, которые занимаются утилизацией компьютерной техники. В соответствии с абз. 2 ст. 1 Закона Украины «О металлоломе» металлолом — непригодные для прямого использования изделия или части изделий, которые по решению собственника утратили эксплуатационную ценность в результате физического или морального износа и содержат в себе черные или цветные металлы или их сплавы, а также изделия из металла, имеющие неисправимый брак, остатки черных и цветных металлов и их сплавов. Согласно ст. 4 указанного Закона операции с металлоломом (заготовка, переработка, металлургическая переработка лома черных и цветных металлов) осуществляются только специализированными или специализированными металлургическими перерабатывающими предприятиями, а также их приемными пунктами на основании лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством. Согласно ч. 1 ст. 12 Закона Украины «О государственном регулировании добычи, производства и использования драгоценных металлов и драгоценных камней и контроле за операциями с ними» сбор, учет и сдача отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, которые образуются в процессе производства, осуществляются субъектами хозяйствования независимо от форм собственности в порядке, определенном законодательством Украины. Сбор и первичная обработка отходов и лома драгоценных металлов и драгоценных камней, драгоценных камней органогенного образования и полудрагоценных камней производятся субъектами хозяйствования на основании лицензии, которая выдается в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, владелец металлолома самостоятельно выбирает предприятие для передачи ему на утилизацию списанной компьютерной техники из числа имеющих соответствующие лицензии на осуществление таких видов деятельности.

В то же время информируем, что согласно ст. 22 Закона Украины «Об отходах», абз. 2 п. 1 Положения о Министерстве экологии и природных ресурсов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 13.04.2011 г. № 452/2011, главным органом в системе центральных органов исполнительной власти в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере обращения с отходами является Минприроды.

4. О документах, подтверждающих факт утилизации. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 208 Гражданского кодекса Украины сделки между юридическими лицами должны совершаться в письменной форме. В соответствии с п. 7.12 Инструкции № 12З0 лом и отходы с содержанием драгоценных металлов передаются на перерабатывающие предприятия на основании договоров купли-продажи (реализации) или на условиях давальческого сырья для выполнения услуги переработки, заключенных в письменной форме.

Следовательно, передача компьютерной техники на утилизацию подтверждается договором, заключенным с субъектом хозяйственной деятельности, который имеет соответствующую лицензию, и документами, свидетельствующими о выполнении договора.

 

Председатель Н. Гордиенко

Комментарий редакции

Как списать компьютерную технику: мнение Госфининспекции

На первый взгляд, списание устаревшей компьютерной техники — не такое уж и сложное дело. Но если немного глубже погрузиться в этот вопрос, то оказывается, что при списании таких необоротных активов возникают некоторые нюансы, о которых рядовой бухгалтер бюджетного учреждения не всегда знает.

С этой целью в комментируемом письме Госфининспекция разъяснила основные моменты, касающиеся порядка списания бюджетными учреждениями компьютерной техники. Рассмотрим их подробнее.

1. Механизм списания объектов государственной собственности, в том числе объектов незавершенного строительства (незавершенные капитальные инвестиции в необоротные материальные активы), основных средств и других необоротных материальных активов определен Порядком списания объектов государственной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 08.11.2007 г. № 1314 (далее — Порядок № 1314).

Как правило, полномочия по определению непригодности материальных ценностей и установлению невозможности или неэффективности проведения их восстановительного ремонта, а также оформлению необходимой документации предоставляются ежегодной инвентаризационной комиссии. Состав и полномочия комиссии по списанию определены пп. 9 — 13 Порядка № 1314.

Также в комментируемом письме перечислены документы, которые должна оформить комиссия при списании. Так, по результатам работы комиссия составляет протокол, где указывает необходимость списания устаревшей компьютерной техники, обосновывает нецелесообразность осуществления расходов на модернизацию и доукомплектование (дооборудование) такой техники, а также процедуру ее ликвидации. Протокол заседания комиссии подписывают все ее члены и прилагают к нему следующие документы:

1) акт инвентаризации имущества, предлагаемого к списанию;

2) акт технического состояния имущества, предлагаемого к списанию.

В акте технического состояния имущества указывают год изготовления (строительства), дату ввода в эксплуатацию, объем проведенных работ по модернизации, модификации, дооборудованию и реконструкции, состояние основных частей, деталей и узлов, конструктивных элементов. Такая детальная информация о состоянии компьютерной техники содержится в инвентарной карточке учета основных средств в бюджетных учреждениях по типовой форме № ОЗ-6 (бюджет);

3) акт на списание основных средств типовой формы № ОЗ-3 (бюджет);

4) другие документы.

Протокол заседания комиссии, акт инвентаризации, акты технического состояния и на списание имущества утверждает руководитель субъекта хозяйствования (п. 14 Порядка № 1314).

Что касается коммунального имущества, то акты о списании имущества с балансов таких бюджетных учреждений могут быть утверждены в зависимости от стоимости такого имущества:

— непосредственно руководителем бюджетного учреждения;

— должностным лицом, уполномоченным принимать решения по управлению объектами государственной (коммунальной) собственности.

2. Может ли бюджетное учреждение самостоятельно ликвидировать компьютерную технику? Ответ именно на этот вопрос Госфининспекция привела в п. 2 комментируемого письма.

Конечно, компьютер — не иголка, поэтому в стоге сена потерять его достаточно сложно. Учитывая это, просто выбросить такую устаревшую технику на мусорку бюджетное учреждение не может.

Поэтому, если компьютерная техника признана непригодной для дальнейшего использования, ремонта или восстановления, комиссии необходимо изъять из нее все пригодные узлы, детали, материалы и агрегаты, а также содержащиеся драгоценные металлы и камни. При этом под контролем комиссии по списанию следует определить количество и вес таких материальных ценностей, сдать их на склад и оприходовать на соответствующие балансовые счета. Это требование зафиксировано в п.п. 6 п. 13 Порядка № 1314.

Внимание! Уничтожение, сдача в лом техники из цветных и черных металлов, содержащей драгоценные металлы и драгоценные камни, без предварительнего их изъятия и оприходования пригодных для дальнейшего использования деталей запрещаются (п. 26 Порядка № 1314).

О том, как обращаться с драгоценными металлами и драгоценными камнями, изделиями из них и содержащими их материалами, определено Инструкцией о порядке получения, использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них и содержащих их материалов, утвержденной приказом Минфина от 06.04.98 г. № 84 (далее — Инструкция № 84). В частности, особенностям учета драгоценных металлов и драгоценных камней в составе основных средств (в том числе в составе бытовых приборов и компьютерной техники) посвящен разд. ХІ этой Инструкции.

Данные о содержании драгоценных металлов и драгоценных камней в основных средствах приводятся в технической документации (паспортах, формулярах, руководстве по эксплуатации, справочниках и т. п.). В случае же отсутствия такой информации (средства иностранного производства, устаревшее оборудование отечественного производства и т. п.) содержание драгоценных металлов и драгоценных камней определяют по информации разработчиков, производителей или комиссией учреждения на основании аналогов и расчетов (п. 11.3 Инструкции № 84).

В отдельных случаях, когда комиссия определить содержание драгоценных металлов не имеет возможности из-за отсутствия данных о наличии драгоценных металлов или аналогов, содержание таких материалов в основных средствах следует определять после списания и переработки (п. 11.4 Инструкции № 84).

В этом случае такую технику учреждения могут передавать в централизованные пункты сбора и демонтажа без демонтажа целым комплектом. Именно на этот важный момент Госфининспекция обратила внимание в комментируемом письме.

При этом учреждения, не имеющие собственной производственной базы для демонтажа техники, должны передавать списанную технику субъектам хозяйствования, которые получили лицензию на осуществление хозяйственной деятельности по сбору, первичной обработке лома и отходов с содержанием драгоценных металлов, с обязательным оформлением документа о содержании драгоценных металлов в переданной технике. Результаты демонтажа устройств и оборудования и содержания драгоценных металлов в ломе и отходах должны быть оформлены соответствующими актами комиссии учреждения, которому принадлежат такие отходы. На это указывает п. 7.10 Инструкции № 84.

3. Следует отметить, что средства за сданные драгоценные металлы и металлолом специализированные предприятия перечисляют на специальный регистрационный счет бюджетного учреждения. В случае, если поступления от сдачи драгоценных металлов и металлолома не запланированы в смете бюджетного учреждения, то обязательно вносятся изменения в смету по специальному фонду.

Напомним, что в соответствии с п. 54 ч. 2 ст. 29 Бюджетного кодекса Украины от 07.08.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) к доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся:

80 % средств, полученных предприятиями, учреждениями и организациями, содержащимися за счет государственного бюджета, за сданные в виде лома и отходов золото, платину, металлы платиновой группы, драгоценные камни;

50 % средств, полученных за сданное в виде лома и отходов серебро.

Таким образом, часть средств, полученных от сдачи лома и отходов золота, платины, металлов платиновой группы, драгоценных камней и серебра, подлежат перечислению в государственный бюджет в указанном выше размере, а остальные средства остаются в распоряжении учреждения и направляются на цели, предусмотренные БКУ.

Что касается средств, которые учреждения получают от реализации металлолома черных, цветных металлов или их сплавов, то они остаются в их распоряжении в полном объеме.

Согласно ч. 4 ст. 13 БКУ поступления за сданные в виде лома и отходов черные, цветные, драгоценные металлы, драгоценные камни, которые в соответствии с действующим законодательством остаются в распоряжении бюджетных учреждений, относятся к подгруппе 4 первой группы собственных поступлений бюджетных учреждений (поступление бюджетных учреждений от реализации имущества) и зачисляются в доходы специального фонда.

Такие средства могут использоваться на:

— ремонт, модернизацию или приобретение новых необоротных активов и материальных ценностей, покрытие расходов, связанных с организацией сбора и транспортировки отходов и лома на приемные пункты;

— хозяйственные нужды бюджетных учреждений, включая оплату коммунальных услуг и энергоносителей.

Рассмотрим на условном примере порядок отражения процедуры списания компьютерной техники в бухгалтерском учете.

 

Пример. Комиссией бюджетного учреждения было принято решение о списании с баланса компьютера в связи с его непригодностью для дальнейшего использования. Первоначальная стоимость компьютера составляет 5200 грн., сумма начисленного износа — 5200 грн. (100 % первоначальной стоимости). По данным технического паспорта в компьютере содержатся драгоценные металлы — серебро в количестве 3 г, которое было изъято, оприходовано и в дальнейшем реализовано специализированному предприятию по цене 8 грн./г.

В соответствии с п. 54 ч. 2 ст. 29 БКУ 50 % средств, полученных учреждением за сданное серебро, перечислены в государственный бюджет.

Кроме того, из компьютера были изъяты детали, которые не содержат в своем составе драгоценные металлы и могут быть использованы для ремонта компьютерной техники. По оценке комиссии стоимость этих деталей составляет 120 грн.

 

В бухгалтерском учете эти операции отражаются так:

 

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, 
грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Списан компьютер на основании акта о списании:

— на сумму первоначальной стоимости

401

104

5200

— на сумму износа

131

401

5200

2

Оприходованы детали и запасные части, которые содержат серебро и подлежат сдаче специализированному предприятию

239

364*

24

3

Переданы на основании накладной детали и запасные части, содержащие серебро, специализированному предприятию

364

239

24

4

Средства от сдачи серебра поступили на специальный счет учреждения:

— в части, относящейся к собственным поступлениям

323

711

12

— в части, подлежащей перечислению в бюджет

323

642

12

5

Перечислена в доход бюджета часть средств, полученных от сдачи серебра

642

323

12

6

Оприходованы запасные части и детали, пригодные для дальнейшего использования (на основании Справки о поступлениях в натуральной форме)

323

711

120

364

323

120

238

364

120

7

Использованы запасные части на ремонт компьютерной техники (согласно акту о списании)

811

238

120

* Считаем использование субсчета 711 «Доходы по средствам, полученным как плата за услуги» при оприходовании запасных частей и деталей для дальнейшей реализации нецелесообразным, поскольку в учреждении в таком случае возникают не доходы, а обязательства по передаче таких деталей и запчастей специализированному предприятию. Возникновение доходов происходит при поступлении денежных средств на специальный регистрационный счет учреждения.

 

Важно! При оприходовании запасных частей и деталей списанного компьютера, пригодных для дальнейшего использования, бюджетное учреждение должно не позже последнего рабочего дня месяца составить и подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме.

Пример заполнения такой Справки приведен в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2010, № 24, с. 36.

При этом при поступлении запасных частей и деталей, которые содержат драгоценные металлы и подлежат сдаче специализированному предприятию, по нашему мнению, подавать Справку о поступлениях в натуральной форме в органы Госказначейства не нужно, поскольку в дальнейшем предусматривается реализация этих материальных ценностей.

Таким образом, по результатам осуществления процедуры списания компьютера бюджетному учреждению необходимо подать в органы Госказначейства Справку о поступлениях в натуральной форме только на сумму оприходованных запасных частей и деталей, пригодных для дальнейшего использования учреждением.

4. Для утилизации компьютерной техники учреждение должно обратиться на специализированное предприятие. Как указано в комментируемом письме, выбор такого предприятия учреждение осуществляет самостоятельно. Главное — такое предприятие должно иметь лицензию на осуществление операций с металлоломом.

Факт передачи компьютерной техники на утилизацию должен быть подтвержден соответствующим договором. Конечно, за предоставленные услуги по утилизации такой техники бюджетному учреждению необходимо уплатить определенную сумму средств за предоставленные услуги. Оплата таких услуг осуществляется по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)».

Поскольку соблюдение порядка списания необоротных активов постоянно находится под пристальным вниманием контролирующих органов, предлагаем внимательно ознакомиться с мнением Госфининспекции.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше