Темы статей
Выбрать темы

Государственная казначейская служба отвечает на актуальные вопросы: обзор писем

Матвеева Виктория
Предлагаем вашему вниманию очередную подборку писем Государственной казначейской службы Украины. В этом материале представлены разъяснения о порядке применения КЭКР, а также регистрации бюджетных обязательств в органах Казначейства.

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о занятости — Закон Украины «О занятости населения» от 05.07.2012 г. № 5067-VI.

Порядок № 228 — Порядок составления, рассмотрения, утверждения и основные требования к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденный постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Порядок № 44 — Порядок выплаты ежемесячной денежной компенсации сумм налога с доходов физических лиц, удерживаемых из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава, утвержденный постановлением КМУ от 15.01.2004 г. № 44.

Порядок № 845 — Порядок исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников, утвержденный постановлением КМУ от 03.08.2011 г. № 845.

Порядок № 175 — Порядок организации общественных и других работ временного характера, утвержденный постановлением КМУ от 20.03.2013 г. № 175.

Инструкция № 333 — Инструкция по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденная приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок № 309 — Порядок регистрации и учета бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 02.03.2012 г. № 309.

Порядок № 1407 — Порядок казначейского обслуживания государственного бюджета по расходам, утвержденный приказом Минфина от 24.12.2012 г. № 1407.

Порядок № 1691 — Порядок формирования Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, утвержденный приказом Минфина от 22.12.2011 г. № 1691.

Порядок № 938 — Порядок казначейского обслуживания местных бюджетов, утвержденный приказом Минфина от 23.08.2012 г. № 938.

Порядок № 758 — Порядок открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственной казначейской службы Украины, утвержденный приказом Минфина от 22.06.2012 г. № 758.

 

№ п/п

Ответ Госказначейской службы

Комментарий редакции

1

2

3

1

Каким образом осуществляется казначейское обслуживание отделенных структурных подразделений распорядителей бюджетных средств, не являющихся юридическими лицами?

Письмо от 27.02.2014 г. № 9-10/20-4687

В связи с тем, что утратили силу приказы Госказначейства «Об утверждении Порядка формирования Единого реестра распорядителей и получателей бюджетных средств» от 05.02.2008 г. № 40 и «Об утверждении Порядка открытия и закрытия счетов в национальной валюте в органах Государственного казначейства Украины» от 02.12.2002 г. № 221,

Государственная казначейская служба Украины сообщает об утрате силы своего письма от 26.12.2008 г. № 07-06/888-22297. В этом письме было предоставлено разъяснение о включении отделенных структурных подразделений распорядителей бюджетных средств в Единый реестр распорядителей и получателей бюджетных средств и использовании кода распорядителя (получателя) бюджетных средств из Единого реестра при открытии счетов в органах Государственного казначейства Украины.

При этом Госказначейская служба сообщила, что казначейское обслуживание обособленных структурных подразделений распорядителей бюджетных средств, которые не являются юридическими лицами и которым в органах Казначейства открываются только специальные регистрационные счета для учета операций по выполнению специального фонда смет за счет собственных поступлений бюджетных учреждений, осуществляется в общеустановленном порядке

Поскольку документы, указанные в письме, утратили силу, казначейское обслуживание отделенных структурных подразделений распорядителей бюджетных средств, не являющихся юридическими лицами, осуществляется на основании следующих документов:

регистрация в Едином реестре распорядителей и получателей бюджетных средств — на основании требований Порядка № 1691.

Напомним, что действие данного Порядка распространяется на распорядителей и получателей средств государственного и местных бюджетов, обособленные структурные подразделения распорядителей бюджетных средств (получателей бюджетных средств), к которым применяются требования бюджетного законодательства, определенные для распорядителей бюджетных средств (получателей бюджетных средств).

Так, обособленные структурные подразделения распорядителей бюджетных средств (получателей бюджетных средств) подают в органы Казначейства регистрационные карточки, удостоверенные распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств), в состав которых они входят;

открытие специальных регистрационных счетов — на основании Порядка № 758.

В частности, порядок открытия таких счетов отделенными структурными подразделениями определен в п. 3.3 этого Порядка

 

1

2

3

2

За счет каких средств органы местного самоуправления могут осуществлять взносы в уставный капитал коммунального предприятия?

Письмо от 04.03.2014 г. № 17-09/217-5150

Частью 2 ст. 71 БКУ предусмотрено, что взносы органов местного самоуправления в уставный капитал субъекта хозяйствования относятся к расходам бюджета развития местных бюджетов.

Как отмечено в ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР, исключительно на пленарных заседаниях сельского, поселкового, городского совета решаются вопросы, в частности, о принятии решений относительно передачи средств из соответствующего местного бюджета; о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующей территориальной громады.

В соответствии со ст. 78 Хозяйственного кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 436-IV коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.

Уставный капитал коммунального унитарного предприятия создается органом, к сфере управления которого оно относится. Размер уставного капитала коммунального унитарного предприятия определяется соответствующим местным советом. Сумма вкладов учредителей и участников хозяйственного общества составляет уставный капитал такого общества. Оно имеет право изменять (увеличивать или уменьшать) размер уставного капитала в порядке, установленном этим Кодексом и законом, принятым в соответствии с ним.

Статьей 7 БКУ определено право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления использования бюджетных средств в соответствии с законодательством Украины.

Следовательно, в соответствии с Инструкцией № 333 взносы в уставные капиталы субъектов хозяйствования в соответствии с законодательством осуществляются по КЭКР 3210 «Капитальные трансферты предприятиям (учреждениям, организациям)» .

Средства, полученные субъектом хозяйствования как взносы в уставный капитал, используются им в соответствии с утвержденным финансовым планом

Как определено ч. 2 ст. 71 БКУ, взносы органов местного самоуправления в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности и капитальные вложения относятся к расходам бюджета развития местных бюджетов. Это означает, что такие расходы являются составной частью специального фонда местных бюджетов.

При этом платежи за счет специального фонда осуществляются в пределах средств, поступивших в этот фонд. Такие расходы осуществляются по КЭКР 3210.

Следовательно, законодательные основания для осуществления взносов органов местного самоуправления в уставные фонды субъектов предпринимательской деятельности из общего фонда местных бюджетов отсутствуют

 

1

2

3

3

Каким образом осуществляется оплата общественных работ? Какие КЭКР применять?

Письмо от 21.03.2014 г. № 17-09/275-6565

В соответствии со ст. 2 БКУ распорядителем бюджетных средств является бюджетное учреждение в лице его руководителя, уполномоченное на получение бюджетных ассигнований, взятие бюджетных обязательств и осуществление расходов бюджета.

Получатель бюджетных средств — это субъект хозяйствования, общественная или другая организация, не имеющая статуса бюджетного учреждения, уполномоченная распорядителем бюджетных средств на осуществление мероприятий, предусмотренных бюджетной программой, и получающая на их выполнение средства бюджета.

Согласно п. 4.5 Порядка № 938 юридическое лицо, включаемое в сеть, не может одновременно иметь статус распорядителя и получателя бюджетных средств.

Как определено в абз. 9 п. 10 Порядка № 175, финансирование организации общественных работ, к которым привлекаются зарегистрированные безработные и (или) работники, утратившие часть заработной платы, осуществляется за счет средств местных бюджетов и средств Фонда общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы (далее — ФССБ) равными частями пропорционально сумме расходов на их организацию.

Согласно Инструкции № 333 оплата труда осуществляется распорядителем бюджетных средств по КЭКР 2111 «Заработная плата» (п.п. 2.1.1.1), начисление на заработную плату — по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда» (п.п. 2.1.2). По КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» (п.п. 2.2.1) осуществляется приобретение предметов, материалов, оборудования, инвентаря и т. п., прочие расходы осуществляются по соответствующим КЭКР в зависимости от экономической сути платежа

Отметим, что Законом о занятости, вступившим в силу 01.01.2013 г., изменен порядок финансирования организации общественных работ. Так, в сравнении с порядком, действовавшим до 2013 года, установлено новое разграничение источников финансирования организации таких работ. Теперь финансирование будет осуществляться за счет средств ФССБ и местных бюджетов пропорционально равными частями (50/50), а также за счет средств работодателей и других источников (абз. 2 п. 6 ст. 31 Закона о занятости). Ранее финансирование осуществлялось преимущественно за счет средств ФССБ.

Ознакомиться с Порядком № 175 вы можете в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 14.

Согласно п. 6 ст. 31 Закона о занятости финансирование организации общественных работ осуществляется за счет средств местных бюджетов, работодателей и других не запрещенных законодательством источников.

Такие средства направляются на:

— выплату основной и дополнительной зарплаты, определенной в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 2 Закона Украины «Об оплате труда» от 24.03.95 г. № 108/95-ВР;

— уплату единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование (ЕСВ), в частности, за период временной нетрудоспособности в рамках действия срочного трудового договора;

— оплату первых пяти дней временной нетрудоспособности в рамках действия срочного трудового договора;

— оплату проезда в пределах региона к месту выполнения работ и обратно лиц, принимающих участие в общественных работах;

— оплату медицинского и наркологического осмотра (в случае необходимости);

— приобретение малоценных необоротных материальных активов, хозяйственных материалов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, их ремонт и обслуживание.

В соответствии с этими расходами следует избирать и КЭКР. Так, расходы на оплату труда следует проводить по КЭКР 2111 «Заработная плата», начисления на заработную плату — по КЭКР 2120 «Начисления на оплату труда», приобретение материалов — по КЭКР 2210 «Предметы, материалы, оборудование и инвентарь» и т. п.

 

1

2

3

4

Каким образом распорядители бюджетных средств должны заполнять форму «Свода показателей специального фонда сметы»?

Письмо от 25.03.2014 г. № 17-10/297-6902

В разд. 5 Порядка № 938 определено, в частности, что распорядители бюджетных средств подают соответствующим органам Казначейства на бумажных и электронных носителях в течение 5 рабочих дней после утверждения сметы планы ассигнований общего фонда местных бюджетов (за исключением предоставления кредитов из местных бюджетов), планы специального фонда местных бюджетов (за исключением собственных поступлений бюджетных учреждений и соответствующих расходов), планы предоставления кредитов из общего фонда местных бюджетов, сводки показателей специального фонда сметы.

Справка об изменениях в смету и реестр изменений сводки показателей специального фонда в разрезе нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств предоставляются в соответствии с разд. 6 этого Порядка.

Согласно п. 5 приказа Минфина «Об утверждении документов, применяемых в процессе выполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57 Министерству финансов АР Крым, местным финансовым органам необходимо разработать в соответствии с Инструкцией о составлении и выполнении росписи Государственного бюджета Украины, утвержденной данным приказом, порядок составления и выполнения росписи соответствующего бюджета.

Остатки средств специального фонда, отраженные в смете в строке «финансирование», относятся к общей сумме показателя «Прочие поступления». В форме «Свода показателей специального фонда сметы» такие остатки отражаются по соответствующему коду классификации финансирования бюджета в строках «Поступления — всего», «Поступление средств в специальный фонд бюджета» графы «Прочие поступления»

Тождественность между показателями, которые указывают в документах, применяемых в процессе выполнения бюджета, всегда беспокоит распорядителей бюджетных средств. Преимущественно это связано с отсутствием четких разъяснений со стороны местных финансовых органов.

В этом письме Госказначейская служба объяснила, каким образом нужно проверить и обеспечить соответствие между показателями, приведенными в смете, и в форме «Свода показателей специального фонда сметы». В частности, речь идет об остатках средств специального фонда, отраженных в смете в строке «финансирование».

Как объясняют авторы письма, такие суммы относятся к общей сумме показателя «Прочие поступления» в форме «Свода показателей специального фонда сметы». При этом такие остатки отражаются по соответствующему коду классификации финансирования бюджета в строках «Поступления — всего», «Поступление средств в специальный фонд бюджета» графы «Прочие поступления» (графы 13 и 14)

 

1

2

3

5

Какие сроки регистрации бюджетных финансовых обязательств и проработки документов, представленных распорядителем бюджетных средств в орган Казначейства?

Письмо от 01.04.2014 г. № 17-08/330-7463

Регистрация и учет бюджетных обязательств распорядителей бюджетных средств осуществляются Казначейством в соответствии с требованиями БКУ и Порядка № 309.

Для регистрации бюджетных обязательств и бюджетных финансовых обязательств распорядители бюджетных средств подают документы по перечню и в сроки, определенные пп. 2.2 и 2.4 гл. 2 и/или п. 4.1 гл. 4 Порядка № 309.

Согласно п. 2.3 данного Порядка органы Казначейства сверяют поданный распорядителем Реестр бюджетных обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств / Реестр бюджетных финансовых обязательств распорядителей (получателей) бюджетных средств (далее — Реестр / Реестр финансовых обязательств) и подтверждающие документы на предмет соответствия данных, включенных в Реестр / Реестр финансовых обязательств.

Подтверждающие документы, предоставленные распорядителем бюджетных средств, прорабатываются органом Казначейства:

— по защищенным расходам, не требующим проведения процедур закупок, — в течение 1 операционного дня;

— по защищенным расходам, требующим проведения процедур закупок (кроме капитальных расходов), — до 3 операционных дней;

— по прочим текущим расходам, кроме защищенных, — до 3 операционных дней;

— по капитальным расходам — до 5 операционных дней.

Отсчет срока проработки подтверждающих документов органом Казначейства начинается с даты, указанной в поле «Получено Государственной казначейской службой Украины (органом Государственной казначейской службы Украины)» Реестра / Реестра финансовых обязательств, учитывая день подачи Реестра / Реестра финансовых обязательств

Срок регистрации бюджетных финансовых обязательств определен в п. 2.4 Порядка № 309. Так, распорядители бюджетных средств в течение 7 рабочих дней с даты принятия ими к исполнению бюджетных финансовых обязательств, если иное не предусмотрено бюджетным обязательством, подают в соответствующий орган Казначейства Реестр на бумажных (в двух экземплярах) и электронных носителях, а также оригиналы документов или их копии (удостоверенные в установленном порядке), подтверждающие факт взятия такого обязательства.

Как видите, общий срок регистрации бюджетных финансовых обязательств распорядителями бюджетных средств составляет 7 рабочих дней с даты принятия ими к исполнению бюджетного финансового обязательства. При этом такой срок не ограничен текущим месяцем, т. е. он может заканчиваться и в следующем месяце.

Советуем внимательно соблюдать этот срок, поскольку несвоевременная регистрация бюджетных обязательств является одним из распространенных нарушений бюджетного законодательства (п. 21. ч. 1 ст. 116 БКУ). По этому вопросу рекомендуем вам ознакомиться и с материалом специалиста Госказначейской службы «О корректировке финансовых обязательств по заработной плате» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 24, с. 13).

Также в этом письме приведены сроки, в течение которых орган Казначейства должен проработать подтверждающие документы, предоставленные распорядителем бюджетных средств

 

1

2

3

6

Какой КЭКР применять в случае уплаты сборов за государственную регистрацию авторского права и за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности?

Письмо от 22.05.2014 г. № 17-08/485-12338

К доходам общего фонда Государственного бюджета Украины относятся, в частности, сборы за подготовку к государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся прав автора на произведение, и плата за получение контрольных марок (п.п. 26 ч. 2 ст. 29 БКУ).

Согласно Инструкции № 333 уплата налогов и сборов, обязательных платежей в бюджеты в соответствии с законодательством осуществляется по КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы»

Для получения права на объекты интеллектуальной собственности бюджетные учреждения, как и все другие субъекты хозяйствования, должны пройти процедуру регистрации авторских прав на такие объекты.

Законодательная почва об авторском праве и смежных правах определена Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23.12. 93 г. № 3792-XII, а об охране прав на изобретения (полезные модели) — Законом Украины «Об охране прав на изобретения и полезные модели» от 15.12.93 г. № 3687-XII.

Одним из условий получения права на объекты интеллектуальной собственности является уплата сборов за государственную регистрацию авторского права и за действия, связанные
с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности. Механизм уплаты таких сборов и их размер определен, в частности, следующими документами:

Порядком государственной регистрации авторского права и договоров, касающихся права автора на произведение, утвержденным постановлением КМУ от 27.12.2001 г. № 1756;

— Порядком уплаты сборов за действия, связанные с охраной прав на объекты интеллектуальной собственности, утвержденным постановлением КМУ от 23.12.2004 г. № 1716.

Госказначейская служба разъясняет, что расходы на уплату таких сборов учреждения осуществляются на КЭКР 2800 «Прочие текущие расходы»

 

1

2

3

7

Каким образом осуществляется выполнение решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов?

Письмо от 29.05.2014 г. № 17-09/519-12924

В соответствии со ст. 124 Конституции Украины судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

В Порядке № 845 определен механизм исполнения решений о взыскании средств государственного и местных бюджетов или должников (далее — решения о взыскании средств), принятых судами, а также другими государственными органами (должностными лицами), которые в соответствии с законом имеют право принимать такие решения.

Так, в п. 25 Порядка № 845 определено, что бесспорное списание средств со счета должника осуществляется в первоочередном порядке. Проведение платежей по его платежным поручениям осуществляется после бесспорного списания в случае наличия средств на счете.

Если по определенным органом Казначейства кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) и экономической классификации расходов бюджета, по которым осуществляется бесспорное списание средств, отсутствуют открытые ассигнования (средства на счетах) или до конца бюджетного периода их недостаточно для выполнения судебного решения, орган Казначейства посылает должнику требование о необходимости принятия должником мер для установления таких ассигнований или осуществления других действий, направленных на исполнение судебного решения.

Если у должника недостаточно открытых ассигнований (средств на счетах) для выполнения исполнительного документа, бесспорное списание средств осуществляется частично. На исполнительном документе ставится отметка об объеме списанных средств, удостоверяемая подписью ответственного лица, скрепленной гербовой печатью.

Должник обязан в течение одного месяца после поступления указанного требования направить органу Казначейства письменное уведомление о мерах, принятых им с целью исполнения судебного решения.

Указанный срок может быть продлен органом Казначейства по обоснованному заявлению должника до двух месяцев.

Бесспорное списание средств со счетов должника осуществляется с момента открытия соответствующих ассигнований.

На период выполнения требования орган Казначейства откладывает бесспорное списание средств и осуществляет проведение платежей по платежным поручениям должника только по защищенным расходам, определенным БКУ (п. 31 Порядка № 845).

Для осуществления бесспорного списания средств орган Казначейства отражает в учете соответствующие бюджетные обязательства должника. Погашение таких бюджетных обязательств осуществляется за счет бюджетных ассигнований указанного должника. Одновременно должник обязан привести в соответствие с такими бюджетными обязательствами другие взятые им бюджетные обязательства (п. 27 Порядка № 845)

Согласно ч. 1 ст. 3 Закона Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» от 05.06.2012 г.
№ 4901-­VI
исполнение решений о взыскании средств, должником по которым является государственный орган, осуществляет Госказначейская служба. Такое взыскание осуществляется в рамках соответствующих бюджетных назначений путем списания средств со счетов такого государственного органа, а в случае отсутствия у указанного государственного органа соответствующих назначений — за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения выполнения решений суда (КПКР 3504040).

Как определено в Порядке № 845, органы Казначейства по судебным решениям о взыскании средств осуществляют бесспорное списание средств государственного и местных бюджетов:

1) для возврата излишне и/или ошибочно уплаченных налогов и сборов;

2) поступивших в результате возврата бюджетных займов, финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, и кредитов, в том числе привлеченных государством или под государственные гарантии;

3) поступивших от реализации конфискованного или обращенного судом в доход государства имущества, другого имущества, в том числе валютных ценностей, которые переходят в собственность государства, изъятого уполномоченными государственными органами;

4) поступивших вследствие конфискации национальной или иностранной валюты;

5) поступивших другим установленным законодательством способом;

6) с целью обеспечения бюджетного возмещения налога на добавленную стоимость и/или пени, начисленной на задолженность государственного и местных бюджетов по возмещению такого налога.

Отметим, что в случае отсутствия открытых ассигнований по соответствующим кодам программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета (кодам временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) и экономической классификации расходов бюджета, по которым будет осуществляться бесспорное списание средств со счетов должника, платежные требования для взыскания средств с указанных счетов возвращаются вместе
с постановлением об аресте счетов должника в соответствии с абз. 2 п. 28 Порядка № 845. Об этом идет речь в пп. 29 и 34 данного Порядка.

При этом орган Казначейства не осуществляет бесспорное списание средств со счетов должника и возвращает в течение 3 рабочих дней органу государственной исполнительной службы без выполнения платежные требования и оригиналы или заверенные копии исполнительных документов в случае, когда, в частности, отсутствуют открытые ассигнования по соответствующему коду программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета (коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) и экономической классификации расходов бюджета (по общему фонду и другим средствам специального фонда бюджета), а также собственные поступления должника (по специальному фонду бюджета); на счете, указанном в платежном требовании, не учитываются средства по соответствующему коду программной классификации расходов и кредитования государственного бюджета (коду временной классификации расходов и кредитования местных бюджетов) и экономической классификации расходов бюджета.

В соответствии со ст. 23 БКУ любые бюджетные обязательства и платежи из бюджета осуществляются только при наличии соответствующего бюджетного назначения. Бюджетные назначения устанавливаются законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете) в порядке, определенном БКУ. Предложения о внесении изменений в бюджетные назначения подаются и рассматриваются в порядке, установленном для составления проекта бюджета. Расходы в соответствии со внесенными изменениями в бюджетные назначения осуществляются только после вступления в силу закона (решения соответствующего местного совета), которым внесены такие изменения, кроме случаев, предусмотренных данного Кодекса.

Согласно п. 9 разд. 6 БКУ бесспорное списание средств государственного бюджета (местных бюджетов) осуществляется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере казначейского обслуживания бюджетных средств, в порядке, установленном Кабмином, по очередности поступления таких решений, в отношении расходов бюджета — в рамках соответствующих бюджетных назначений и предоставленных бюджетных ассигнований.

До законодательного урегулирования бесспорного списания средств бюджета и возмещения убытков, нанесенных бюджету, решения суда, предусматривающие списание средств по расходам, бюджетные назначения по которым не определены законом о Государственном бюджете Украины (решением о местном бюджете), подлежат обжалованию органами государственной власти (органами местного самоуправления) в апелляционном, кассационном порядке.

Списание средств государственного бюджета (местных бюджетов) на выполнение решений судов осуществляется со времени установления по таким расходам бюджетных назначений в законе о Государственном бюджете Украины (решении о местном бюджете) или в изменениях к ним

 

1

2

3

8

Какой КЭКР применять при возмещении налога на доходы физических лиц из подъемной помощи?

Письмо от 04.06.2014 г. № 17-08/545-13343

Согласно п. 168.5 НКУ суммы налога на доходы физических лиц, удерживаемые из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими, лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, Государственной службы специальной связи и защиты информации Украины, государственной пожарной охраны, органов и подразделений гражданской защиты, налоговой милиции в связи с выполнением обязанностей несения службы, направляются исключительно на выплату равноценной и полной компенсации потерь доходов этой категории граждан.

Порядком № 44 определено, что выплата денежной компенсации осуществляется учреждениями (организациями, предприятиями), содержащими военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, за счет соответствующих средств, являющихся источником доходов этих лиц, путем равноценного и полного возмещения потерь части денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных в связи с выполнением ими своих обязанностей при прохождении службы (далее — денежное обеспечение), которые связаны с удержанием налога с доходов физических лиц.

Учитывая указанное, если законодательством предусмотрена денежная компенсация сумм налога с доходов физических лиц, полученных в виде подъемной помощи, то выплата денежной компенсации должна осуществляться по тому коду экономической классификации расходов, по которому начисляется источник этих доходов и уплачивается указанный налог

Денежная компенсация, о которой идет речь в письме, выплачивается гражданам Украины, которые в соответствии с законодательством имеют статус военнослужащего или являются лицами рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Госспецсвязи, Государственной уголовно-исполнительной службы, ГСЧС, налоговой милиции.

Как отмечено в Порядке № 44, выплата денежной компенсации военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава осуществляется одновременно с выплатой им денежного обеспечения.

При этом денежная компенсация выплачивается по месту получения денежного обеспечения в размере суммы налога с доходов физических лиц, удержанного с денежного обеспечения.

В соответствии с Инструкцией № 333 по КЭКР 2112 «Денежное обеспечение военнослужащих» осуществляется, в частности, выплата:

— денежного содержания (обеспечения) военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава, в том числе основные и дополнительные виды выплат;

— возмещения налога на доходы физических лиц, удерживаемого из денежного обеспечения, денежных вознаграждений и других выплат, полученных военнослужащими и лицами рядового и начальствующего состава в связи с выполнением обязанностей несения службы, согласно законодательству.

Таким образом, выплата денежной компенсации осуществляется именно по этому КЭКР

 

1

2

3

9

За счет каких средств учреждение может погасить кредиторскую задолженность?

Письмо от 05.06.2014 г. № 17-08/551-13505

В соответствии с п. 20 Порядка № 228 при определении объемов расходов бюджета нижестоящих распорядителей главные распорядители должны учитывать объективную потребность в средствах каждого учреждения исходя из его основных производственных показателей и контингентов, устанавливаемых для учреждений, объема выполняемой работы, необходимости погашения дебиторской и кредиторской задолженности и реализации отдельных программ и намеченных мероприятий по сокращению расходов в плановом периоде.

Согласно п. 2.1 Порядка № 1407 главный распорядитель (нижестоящий распорядитель) включает в сеть учреждения, которые на конец предыдущего бюджетного периода находились в его сети и имели бюджетную задолженность, и осуществляет меры по упорядочению бюджетной задолженности прошлых лет в соответствии с бюджетными назначениями текущего бюджетного периода (с соблюдением требований ч. 2 ст. 57 БКУ).

Если до 1 марта текущего бюджетного периода главным распорядителем (нижестоящим распорядителем) не включены в сеть текущего бюджетного периода учреждения, которые на конец предыдущего бюджетного периода находились в его сети и имели бюджетную задолженность и для которых в сметах (планах использования бюджетных средств) не предусмотрены бюджетные ассигнования для погашения такой задолженности, главный распорядитель (нижестоящий распорядитель) несет ответственность в соответствии с законом.

В абз. 2 п. 2.14 Порядка № 309 отмечено, что бюджетные финансовые обязательства по общему фонду, которые остались непогашенными на конец прошлого бюджетного периода (бюджетная кредиторская задолженность) и учитываются органами Казначейства по бюджетным программам, по которым отсутствуют бюджетные ассигнования или объем бюджетной кредиторской задолженности превышает бюджетные ассигнования в соответствии с установленными законом о Государственном бюджете Украины на текущий бюджетный период и/или переданными в установленном порядке бюджетными назначениями, отражаются в учете органами Казначейства в текущем бюджетном периоде после принятия решения главным распорядителем бюджетных средств по согласованию с Минфином (местным финансовым органом) об определении бюджетной программы по общему и/или специальному фондам, в пределах бюджетных ассигнований которой будут погашаться бюджетные финансовые обязательства, на основании поданного распорядителем бюджетных средств Реестра / Реестра финансовых обязательств и соответствующих подтверждающих документов.

В соответствии с бюджетным законодательством право бюджетных учреждений на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего года, прекращается 31 декабря текущего года. В случае поступления средств на регистрационный счет по общему фонду по КЭКР 0000 по операциям, которые были проведены в прошлых бюджетных периодах, полученные средства направляются в доход государственного бюджета

Осуществляя в рамках своих полномочий контроль за соблюдением бюджетного законодательства участниками бюджетного процесса, Госказначейская служба обеспечивает казначейское обслуживание государственного и местных бюджетов.

С целью избежания социального напряжения при проведении расходов распорядителей и получателей бюджетных средств органы Казначейства в первую очередь и в сжатые сроки обеспечивают выполнение защищенных статей расходов, перечень которых определен ч. 2 ст. 55 БКУ.

Зарегистрированные в органах Казначейства и непогашенные бюджетные финансовые обязательства распорядителей средств в дальнейшем отражаются в отчетности распорядителя бюджетных средств как кредиторская задолженность, дающая право распорядителю бюджетных средств погашать такую задолженность в течение текущего бюджетного года в общеустановленном порядке.

О порядке учета бюджетных финансовых обязательств по общему фонду, которые остались непогашенными на конец года, идет речь в этом письме Госказначейской службы.

В случае непогашения распорядителем бюджетных средств кредиторской задолженности внедрен механизм списания средств со счетов государственного органа, а в случае отсутствия соответствующих назначений — за счет средств, предусмотренных по бюджетной программе для обеспечения выполнения решений суда.

Отметим, что с 1 января 2013 года вступил в силу Закон Украины «О гарантиях государства по исполнению судебных решений» от 05.06.2012 г. № 4901-VI, согласно требованиям которого исполнение решений суда о взыскании средств, должником по которым является государственный орган, возложено на Государственную казначейскую службу Украины.

Механизм исполнения судебных решений путем осуществления бесспорного списания средств со счетов должника и по бюджетной программе для обеспечения исполнения судебных решений и исполнительных документов определен Порядком № 845. Более подробно о порядке бесспорного списания Госказначейская служба разъясняла в письме от 29.05.2014 г. № 17-09/519-12924 (см. с. 21 этого номера)

 

1

2

3

10

Каким образом зарегистрировать получателя бюджетных средств, если он получает средства одновременно от нескольких распорядителей бюджетных средств?

Письмо от 13.06.2014 г. № 17-09/581-13999

В соответствии с п. 2.1 Порядка № 1691 распорядители бюджетных средств и получатели бюджетных средств заполняют Регистрационную карточку и подают ее в орган Госказначейской службы по местонахождению.

При получении средств получателем бюджетных средств одновременно от нескольких распорядителей бюджетных средств такой получатель бюджетных средств по своему местонахождению подает одну Регистрационную карточку в орган Казначейства.

При этом в п. 4.15 Порядка № 938 определено, что получатели бюджетных средств могут быть включены одновременно в сеть распорядителей бюджетных средств разных бюджетов.

Согласно п. 4.20 Порядка № 938 органы Казначейства осуществляют проверку соответствия поданной сети распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств, которые непосредственно обслуживаются в соответствующем органе Казначейства, данным Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств (в том числе код и наименование органа Казначейства) и установленным требованиям к составлению сети.

Следовательно, если получатель бюджетных средств получает средства одновременно от нескольких распорядителей бюджетных средств, то это не является основанием для того, чтобы отказать ему в регистрации в Едином реестре распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств. Именно такая норма содержится в п. 2.1 Порядка № 1691.

Отметим, что основные положения о составлении, утверждении и представлении сети распорядителей средств местных бюджетов и основные требования к ней определены Порядком № 938. Руководствуясь требованиями данного Порядка, органы Казначейства осуществляют тщательную проверку поданной сети. В случае несоблюдения установленного порядка составления, утверждения, представления и основных требований к сети (в том числе в процессе внесения изменений в нее), выявления несоответствия данных сети данным Единого реестра распорядителей бюджетных средств и получателей бюджетных средств документ в течение 2 рабочих дней возвращается органом Казначейства соответствующему распорядителю бюджетных средств, подавшему его, на доработку с соответствующей отметкой в нижней части документа: указываются причины и дата возврата, ставится подпись ответственного лица

 

1

2

3

11

Какой установлен срок оплаты органами Казначейства платежных поручений, предоставленных распорядителями (получателями) бюджетных средств? Какой действует механизм возврата платежных поручений, срок действия которых истек? Установлена ли ответственность органов Казначейства за ненадлежащее расчетно-кассовое обслуживание распорядителей (получателей) бюджетных средств?

Письмо от 18.06.2014 г. № 17-09/576-14367

В письме указано, что эти вопросы урегулированы бюджетным законодательством.

Так, в соответствии со ст. 46 БКУ органы Казначейства выполняют платежные поручения распорядителей бюджетных средств после установления бюджетных ассигнований, утверждения смет, паспортов бюджетных программ, порядков использования бюджетных средств, взятия бюджетных обязательств и получения товаров, работ и услуг.

Согласно ч. 2 ст. 48 БКУ и п. 46 Порядка № 228 распорядители бюджетных средств берут бюджетные обязательства по специальному фонду бюджета исключительно в рамках соответствующих фактических поступлений специального фонда бюджета.

В случае сокращения бюджетных ассигнований распорядители должны принимать меры к ликвидации или сокращению объема бюджетных обязательств, которые превышают уточненные планы ассигнований общего фонда бюджета, планы предоставления кредитов из общего фонда бюджета, планы специального фонда, планы использования бюджетных средств, помесячные планы использования бюджетных средств.

Порядком № 1407 и Порядком № 938 определены организационные взаимоотношения между органами Казначейства, распорядителями (получателями) бюджетных средств, а также распределение обязанностей и ответственности между ними в процессе обслуживания бюджетных средств с учетом требований БКУ и других нормативно-правовых актов, а также условия, при которых платежные поручения не принимаются к исполнению.

Так, в соответствии с Порядком № 1407 открытые ассигнования — это право, предоставленное главным распорядителями и нижестоящим распорядителям бюджетных средств, по распределению выделенных ассигнований общего и специального фондов государственного бюджета подведомственным учреждениям (получателям бюджетных средств) и использованию бюджетных ассигнований с учетом взятых на учет бюджетных обязательств. Открытые ассигнования обеспечиваются ресурсами единого казначейского счета. Органы Казначейства осуществляют платежи на основании платежных поручений распорядителей (получателей) бюджетных средств в случае наличия в учете соответствующих бюджетных (финансовых) обязательств в пределах остатков на счетах для учета открытых ассигнований.

При расчетно-кассовом обслуживании бюджетных средств платежи осуществляются с учетом положений постановления КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65.

Безосновательный отказ в проведении платежа органами Казначейства определен как нарушение бюджетного законодательства (ст. 116 БКУ).

Должностные лица, по вине которых допущено нарушение бюджетного законодательства, несут гражданскую, дисциплинарную, административную или уголовную ответственность по закону (ст. 121 БКУ).

Кроме того, органы Казначейства несут ответственность за несоблюдение порядка казначейского обслуживания государственного и местных бюджетов. Руководители органов Казначейства несут персональную ответственность в случае совершения ими нарушения бюджетного законодательства и невыполнения требований о казначейском обслуживании государственного и местных бюджетов, установленных БКУ (ст. 123 БКУ).

Также в соответствии с Порядком № 758 в случае заключения договора об осуществлении расчетно-кассового обслуживания стороны могут изменять условия, предусмотренные образцом договора, и устанавливать другие, которые не должны противоречить законодательству Украины

Действительно, ответы на указанные вопросы сейчас урегулированы Порядком № 1407 и Порядком № 938.

Отметим, что поданные распорядителями бюджетных средств платежные поручения органы Казначейства проверяют на предмет наличия всех необходимых реквизитов, соответствия подписей ответственных должностных лиц и оттиска печати учреждения образцам. Обратите внимание: за правильность оформления и достоверность информации, приведенной в платежном поручении, отвечает распорядитель бюджетных средств. В случае несоответствия даты подачи дате платежного поручения в поле «Получено банком» платежного поручения на всех экземплярах обязательно проставляются дата подачи и подпись казначея.

После проведения платежа на платежных поручениях, по которым проведена оплата, ставится отметка в виде оттиска штампа казначея «Оплачено».

Основания, когда платежное поручение не принимается
к исполнению
, определены в п. 11.8 Порядка № 1407 и в п.10.7 Порядка № 938.

То платежное поручение, которое не принято к исполнению, не позднее следующего рабочего дня орган Казначейства возвращает без исполнения распорядителям бюджетных средств, от которых оно поступило.

При этом на оборотной стороне платежного поручения, не принятого в связи с причинами, указанными в пп. «а», «е» — «з» п. 11.8 Порядка № 1407 и пп. «а», «д» — «ж» Порядка № 938, указываются причины возврата без исполнения и дата его возврата за подписями руководителя структурного подразделения (заместителя руководителя структурного подразделения) и исполнителя. Если платежное поручение не принято к исполнению в связи с нарушением бюджетного законодательства распорядителями бюджетных средств (получателями бюджетных средств), органы Казначейства применяют меры воздействия за нарушения бюджетного законодательства, определенные БКУ.

Также отказ в проведении платежа органами Казначейства может быть связан с ограничением осуществления расходов, предусмотренных, в частности, постановлением КМУ «Об экономии государственных средств и недопущении потерь бюджета» от 01.03.2014 г. № 65. Подробнее об осуществлении расходов в условиях действий этого постановления вы можете узнать из консультации специалиста Госфининспекции в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 27, с. 15 — 16

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше