Темы статей
Выбрать темы

В Налоговом и Бюджетном кодексах снова изменения: покой нам только снится…

Матвеева Виктория
Недавно Верховной Радой приняты два судьбоносных документа: Закон № 1621 и Закон № 1622. С анализом положений этих законов по вопросам оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций вы можете ознакомиться в материалах на с. 18 и 20 этого номера. Все другие нововведения, которые также заинтересуют бюджетников, мы осветим в этой публикации.

По традиции рассмотрение новостей начнем с главного документа для бюджетных учреждений — закона о Госбюджете. Ведь именно при принятии Закона № 1622 Парламент попробовал урегулировать показатели доходов и расходов, закрепленные в Законе о Госбюджете-2014. Поскольку подавляющее количество высвобожденных бюджетных средств планируется направить прежде всего на укрепление обороноспособности государства, то дальше остановимся на связанных с этим бюджетных ограничениях.

 

Чего ожидать в случае введения военного положения

Законом № 1622 установлены определенные ограничения в случае введения военного положения. Рассмотрим их.

1. Кабмин может принимать решения по согласованию с Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Украины по сокращению расходов и кредитования Государственного бюджета Украины и их направлению в резервный фонд государственного бюджета. Такие средства будут использованы на нужды Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных и других государственных органов, привлеченных к выполнению задач по отпору вооруженной агрессии, обеспечению неприкосновенности государственной границы и защите государства (ст. 28).

2. Действие Закона № 1197 не распространяется на случаи закупок товаров, работ и услуг, осуществляемых для нужд Вооруженных Сил Украины, других воинских формирований, правоохранительных и других государственных органов с целью выполнения задач по отпору вооруженной агрессии, обеспечению неприкосновенности государственной границы и защите государства.

Напомним, что в настоящее время такие закупки заказчики осуществляют по переговорной процедуре, условия применения которой определены в ст. 39 Закона № 1197. В частности, такая процедура применяется в случае неотложной необходимости в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если заказчиком выступают Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям. Применение переговорной процедуры закупки в таких случаях осуществляется по решению заказчика относительно каждой процедуры.

3. Нормы ст. 7 — 9 Закона о Госбюджете-2014, а также нормы и положения актов законодательства, касающихся других государственных социальных стандартов и гарантий, применяются в порядке и размерах, установленных Кабмином, исходя из имеющихся финансовых ресурсов Государственного бюджета Украины и бюджета Пенсионного фонда Украины на 2014 год.

4. Также определено, что в такой период не будут применяться отдельные положения БКУ, а именно :

1) определение исключительно законом о Государственном бюджете Украины расходов государственного бюджета (абз. 3 ч. 2 ст. 4);

2) обязательность согласования с Комитетом Верховной Рады Украины по вопросам бюджета решения Кабинета Министров Украины о перераспределении расходов бюджета и предоставлении кредитов из бюджета (ч. 8 ст. 23);

3) установление размера резервного фонда бюджета, который не может превышать 1 % объема расходов общего фонда соответствующего бюджета (ч. 3 ст. 24);

4) определение перечня оснований для внесения изменений в закон о Государственном бюджете Украины (ч. 1 ст. 52).

Отметим, что согласно этой статье БКУ внесение изменений и дополнений в закон о Государственном бюджете Украины осуществляется в таких случаях:

— отклонения оценки основных прогнозных макропоказателей экономического и социального развития Украины;

— отклонения поступлений в бюджет от прогноза, учтенного при утверждении Государственного бюджета Украины на соответствующий бюджетный период;

— изменения структуры расходов Государственного бюджета, уточнения приоритетов бюджетной политики и в других случаях, предусмотренных БКУ;

5) сокращению расходов и кредитования общего фонда Государственного бюджета Украины (ст. 54).

Следует напомнить, что в настоящее время бюджетное законодательство не предоставляет Кабмину полномочия самостоятельно сокращать объемы расходов, утвержденных законом о Государственном бюджете Украины. Следовательно, секвестр расходов может осуществляться исключительно по решению Верховной Рады Украины. Но до принятия Верховной Радой соответствующего решения расходы осуществляются с учетом сокращения бюджетных ассигнований, установленных Минфином.

Порядок сокращения расходов и кредитования общего фонда государственного бюджета урегулирован приказом Минфина «Об утверждении документов, применяемых в процессе выполнения бюджета» от 28.01.2002 г. № 57, в частности разд. 4 этого приказа.

Так, если по результатам месячного отчета о выполнении общего фонда государственного бюджета окажется, что полученных поступлений недостаточно для осуществления бюджетных ассигнований в соответствии с бюджетными назначениями с учетом предельного объема дефицита (профицита), утвержденного законом о Государственном бюджете Украины, Министр финансов Украины вносит изменения в роспись Государственного бюджета Украины по общему фонду государственного бюджета;

6) перечню защищенных расходов бюджета общего фонда бюджета, объем которых не может изменяться при осуществлении сокращения утвержденных бюджетных назначений. Исчерпывающий перечень защищенных расходов бюджета общего фонда приведен в ч. 2 ст. 55 БКУ.

Очень надеемся, что введение именно таких ограничений так и останется на бумаге. А в наши домам и сердца как можно быстрее придут мир и покой.

 

Каникулы для проверок

Законом № 1622 введен мораторий на проверки. Так, проверки предприятий, учреждений и организаций, физических лиц — предпринимателей контролирующими органами (кроме Государственной фискальной службы Украины) осуществляются в течение августа — декабря 2014 года исключительно с разрешения Кабмина или по заявке субъекта хозяйствования на его проверку. Об этом указано в ст. 31 Закона № 1622.

 

НДС-изменения

Сразу отметим, что Законом № 1621 внесены существенные изменения, касающиеся НДС. И хотя этот Закон вступил в силу 03.08.2014 г., в части НДС большинство изменений произойдет только с 1 января 2015 года. Поэтому у вас есть время для того, чтобы разобраться со всеми новостями. А мы, в свою очередь, попробуем помочь вам в этом.

 

Электронное администрирование НДС

С нового 2015 года начнет действовать система электронного администрирования НДС (далее — СЭА). О том, как именно будет работать эта система, указано в ст. 2001 НКУ.

Во-первых, в СЭА будут собираться сведения о суммах НДС, проходящих через учреждение, а также о том, на какую сумму НДС такое учреждение имеет право выдавать налоговые накладные (далее — НН). При этом в такой системе будут не просто вести учет сумм налоговых обязательств и налогового кредита плательщика, а и по ее данным плательщик будет определять, на какую сумму он может выписать НН.

Во-вторых, значительно меняется подход к порядку расчетов с бюджетом плательщиками НДС.

Действующая в настоящее время система адми­нистрирования НДС позволяет учреждению — плательщику налогов в течение месяца выписывать и получать НН. Затем такое учреждение подает декларацию, на основании которой уплачивает НДС в бюджет.

По новым правилами, прежде чем выписать НН, плательщик должен финансово обеспечить сумму НДС, которая будет в ней указана. Для этого необходимо иметь специальный счет в банке. Банк, в котором открываются счета плательщиков в СЭА, определяет Кабмин. Интересно, каким образом бюджетные учреждения — плательщики НДС смогут работать с такими счетами? Надеемся, с ответом на этот вопрос компетентные органы не будут медлить.

Конечно, может возникнуть ситуация, когда таких средств на спецсчете не хватает. В этом случае плательщик обязан перечислить необходимую сумму средств со своего текущего счета на свой же спецсчет.

Таким образом, учреждение не сможет выдавать НН по своему усмотрению на любую сумму. С 1 января выдать и зарегистрировать НН вы сможете только на ограниченную сумму. Как исчислить такую сумму? Формула расчета приведена в п. 2001.3 НКУ. Вот как она выглядит:

Накл = ∑НаклПол + ∑Тамож + ∑ПопСч - ∑НаклВыд - ∑Возмещен - ∑Превыщ,

где Накл — это сумма НДС, на которую вы сможете выдавать НН;

НаклПол — общая сумма НДС по полученным НН, зарегистрированными в ЕРНН.;

Тамож — общая сумма НДС, уплаченного при ввозе товара на таможенную территорию Украины;

ПопСч — сумма пополнения счета в СЭА с собственного текущего счета плательщика. То есть, если у вас будет недостаточно Накл для выдачи НН, вы сможете исправить положение дел, пополнив счет в СЭА;

НаклВыд — общая сумма налога по выданным плательщиком НН, зарегистрированным в Едином реестре налоговых накладных (далее — ЕРНН);

Возмещен — общая сумма налога, заявленная плательщиком к бюджетному возмещению;

Превыщ — общая сумма превышения налоговых обязательств, указанных плательщиком в поданных налоговых декларациях, над суммой налога, содержащейся в составленных таким плательщиком НН, зарегистрированных в ЕРНН.

В результате учреждение — плательщик НДС имеет право выдать НН, в которой общая сумма НДС не превышает сумму, исчисленную с помощью вышеприведенной формулы. То есть если есть средства на спецсчете, учреждение выдает НН, закончились — прежде чем составить НН, необходимо пополнить счет.

Рассмотрим, как применять такой порядок на примере.

 

Пример. Учреждение — плательщик НДС получило аванс от заказчика за платные услуги 3600 грн., в том числе НДС — 600 грн. Затем это учреждение приобрело материальные ценности для предоставления платных услуг на общую стоимость 2400 грн., в том числе НДС — 400 грн.

 

Для того чтобы выписать НН на сумму 600 грн., учреждению необходимо сначала перечислить на свой счет в СЭА 600 грн. Иначе оно не сможет зарегистрировать НН на эту операцию в ЕРНН.

При этом уменьшить данную сумму за счет НН, которая будет получена позже (когда будут приобретены материальные ценности), плательщик не сможет. Это связано с тем, что «входящая» НН должна быть зарегистрирована в ЕРНН на момент определения разрешенной суммы налоговых обязательств.

Таким образом, плательщик перечисляет сумму НДС авансом, но не сразу в бюджет, а на спец­счет в СЭА.

Конечно, в такой ситуации при заполнении налоговой декларации эти средства будут учтены при расчете налогового обязательства по НДС. Подробнее о том, каким образом будет работать СЭА, мы узнаем после того, как Кабмин разработает Порядок электронного администрирования НДС.

Кроме этих изменений, бюджетным учреждениям следует обратить внимание еще на ряд моментов, касающихся плательщиков НДС.

 

Обязательная регистрация НН

Также с 01.01.2015 г. существенные изменения произойдут в порядке выдачи НН.

1. НН будут составлять только в электронной форме (п. 201.1 НКУ).

2. Все НН необходимо будет регистрировать в ЕРНН.

Следовательно, в ЕРНН нужно будет регистрировать:

все расчеты корректировки к НН;

все НН независимо от суммы НДС в них. Это означает, что обязательная регистрация также касается тех НН, которые покупателям не выдаются.

Внимание! В ЕРНН учреждение может зарегистрировать НН при условии, если имеется достаточная сумма НДС на спец­счете в СЭА.

Также следует отметить: право на налоговый кредит учреждение имеет по НН, зарегистрированным в ЕРНН. Это прямо указано в п. 198.6 НКУ.

Вероятно, непосредственно в ЕРНН будет проводиться нумерация НН и расчетов корректировки к ним. Поэтому, если НН или расчет корректировки в ЕРНН не зарегистрированы, учреждение не будет иметь номера для такого документа. Соответственно, покупатель не получит права на налоговый кредит.

По этому вопросу есть также и одна приятная новость. Привычного Реестра выданных и полученных НН после 01.01.2015 г. не будет, т. е. ни продавец, ни покупатель не будут регистрировать у себя выданные и полученные НН.

Однако остается Реестр документов, предоставляющих право на налоговый кредит без НН. Это документы, указанные в п. 201.11 НКУ (транспортные билеты, гостиничные счета, кассовые чеки и т. п.).

 

База налогообложения

Изменения коснулись п. 188.1 НКУ, который устанавливает порядок определения базы обложения НДС.

Так, с 01.01.2015 г. база обложения НДС не может быть ниже:

— для товаров и услуг цены приобретения таких товаров/услуг;

— для необоротных активов балансовой (остаточной) стоимости по данным бухгалтерского учета на начало отчетного (налогового) периода, в течение которого осуществляются такие операции. При отсутствии учета необоротных активов — исходя из обычной цены.

Исключение из этого правила установлено для:

— товаров (услуг), цены на которые подлежат государственному регулированию;

— газа, оставляемого для нужд населения.

 

Другие изменения в НДС

Расчеты с бюджетом. Уплата НДС в бюджет будет осуществляться автоматически. Контролеры будут подавать реестр должников в банк, в котором откроются спецсчета для обслуживания СЭА (п. 200.2 НКУ). От плательщика НДС требуется только заранее обеспечить наличие соответствующей суммы (финансового обеспечения) на своем счете в СЭА.

Электронная отчетность. С 01.01.2015 г. вся отчетность по НДС будет электронной (п. 49.4 НКУ). Все плательщики НДС должны будут подавать декларации по НДС в электронной форме. Поэтому те учреждения, которые еще не приобрели электронную цифровую подпись и ключ, имеют достаточно времени, чтобы их приобрести.

Жалоба вне Закона. Жалоба на поставщика (Д8) не будет основанием для отнесения сумм НДС к налоговому кредиту. Об этом свидетельствует новая редакция абз. 11 п. 201.10 НКУ. Конечно, пожаловаться на поставщика учреждение может, однако право на налоговый кредит у него не появится.

Увеличен порог для регистрации. Законом № 1621 внесены изменения в ст. 181 НКУ, в которой определены требования к регистрации плательщиками НДС. Подробнее об этих изменениях читайте в отдельном материале на с. 17 этого номера.

Итак, чтобы осмыслить и подробно изучить изменения, внесенные Законом № 1621, у вас еще есть немного времени. Кабмин же должен утвердить соответствующие подзаконные акты. Надеемся, до конца года будут утверждены все необходимые документы и предоставлены соответствующие разъяснения.

 

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ  Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон о Госбюджете-2014 — Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 16.01.2014 г. № 719-VII.

Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

Закон № 1622 — Закон Украины «О внесении изменений в Закон Украины «О Государственном бюджете Украины на 2014 год» от 31.07.2014 г. № 1622-VII.

Закон № 1197 — Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше