Темы статей
Выбрать темы

Увеличен порог НДС-регистрации — перспективы для бюджетников

Афанасьева Марина

Закон № 1621, среди прочего, внес изменения в ст. 181 НКУ, в которой определены требования к регистрации плательщиков НДС.

Так, согласно п. 181.1 НКУ лицо обязано зарегистрироваться как плательщик НДС, если общая сумма от осуществления операций по поставке товаров/услуг, подлежащих налогообложению, начисленная (уплаченная) такому лицу в течение последних 12 календарных месяцев, совокупно превышает 1 млн грн. (без учета НДС). Таким образом, Закон № 1621 увеличил порог обязательной регистрации с 300 тыс. грн. до 1 млн грн., т. е. более чем в три раза.

Напомним, что налоговики трактуют порог обязательной регистрации как сумму от осуществления операций по поставке товаров/услуг, являющихся объектом налогообложения. Для этого суммируют операции, подлежащие налогообложению по основной ставке (строка 1 декларации по НДС), и операции, освобожденные от налогообложения по ст. 197 НКУ (строка 5 декларации по НДС). Именно полученную сумму (строка 6.1 декларации по НДС) налоговики сравнивают с предельной суммой. Начиная с 01.01.2015 г. эта величина — 1 млн грн. без учета НДС.

Заметим, что для крупных бюджетных учреждений исчисленная таким образом общая сумма операций, являющихся объектом налогообложения, часто превышала 300 тыс. грн. В результате, как только объем этих доходов превышал предельную величину, такое учреждение должно было зарегистрироваться плательщиком НДС. Хотя на самом деле у бюджетников объем операций, подлежащих налогообложению по ставке 20 %, составляет незначительную часть в общей сумме операций, являющихся объектом налогообложения. И в конечном счете, сумма НДС к уплате у бюджетников незначительна.

В результате, благодаря увеличению порога для регистрации плательщиком НДС при том же объеме операций, являющихся объектом налогообложения, у бюджетников появился шанс не попасть в ряды плательщиков НДС. Это изменение очень важно для бюджетных учреждений, так как позволяет им аннулировать регистрацию плательщика НДС. Для этого нужно пройти процедуру исключения из Реестра плательщиков НДС (далее — Реестр) в соответствии со ст. 184 НКУ.

В соответствии с п.п. «а» п. 184.1 данного Кодекса аннулирование регистрации происходит на основании заявления об аннулировании регистрации плательщика НДС при условии уплаты всех начисленных сумм налога. Напомним, что заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС, также как и заявление о регистрации, подает непосредственно руководитель или представитель юридического лица — налогоплательщика (в обоих случаях с документальным подтверждением личности и полномочий) в налоговый орган по месту нахождения такого лица. Форма заявления об аннулировании регистрации, а также порядок проведения этой процедуры описаны в п. 5.3 Положения о регистрации плательщиков налога на добавленную стоимость, утвержденного приказом Миндоходов от 16.01.2014 г. № 26. На практике налоговики продолжают требовать прилагать к заявлению оригинал свидетельства о регистрации плательщика НДС (для тех, кому оно было выдано).

Заметим, что дополнительной заботой о налогоплательщиках, которые заключили договор о признании электронных документов, было бы предоставление им возможности подавать заявление об аннулировании регистрации плательщика НДС средствами электронной связи в электронной форме.Однако пока такая возможность предусмотрена только при подаче заявления о регистрации плательщиком НДС.

Аннулирование регистрации осуществляют путем исключения плательщика НДС из Реестра на дату подачи заявления. При этом налоговики обязательно проверяют соблюдение оснований для снятия с учета. В этом случае последним отчетным периодом является период, который начинается со дня, следующего за последним днем предыдущего налогового периода, и заканчивается днем ​​аннулирования регистрации.

Об аннулировании регистрации плательщика НДС налоговый орган обязан письменно уведомить бюджетное учреждение в течение 3 рабочих дней после дня аннулирования такой регистрации. Информацию об аннулировании регистрации плательщиков НДС, их индивидуальные налоговые номера, дату и причину снятия с учета ежедневно размещают (обнародуют) на едином государственном регистрационном веб-портале юридических и физических лиц (www.irc.gov.ua), а также на официальном веб-сайте центрального налогового органа (minrd.gov.ua). Так, информацию о зарегистрированных плательщиках НДС (действующих свидетельствах) можно получить, в частности, воспользовавшись базой «Реєстр платників ПДВ» на сайте Миндоходов.

Внимание! Подать заявление об аннулирование регистрации плательщика НДС бюджетные учреждения смогут только после 01.01.2015 г.

Безусловно, возможность для бюджетников сняться с учета по НДС несет в себе ряд положительных моментов.

Во-первых, необходимость администрирования НДС в соответствии с требованиями НКУ существенно усложняет и увеличивает объем работы работников бухгалтерии бюджетного учреждения. Однако штат и фонд заработной платы финансовой службы бюджетного учреждения малочисленны и зарплата работников далека от идеальной. А поскольку бухгалтеры-бюджетники руководствуются прежде всего специальными нормативно-правовыми актами (БКУ, приказами Минфина и Госказначейства, приказами отраслевых министерств), то на изучение особенностей ведения налогового учета по НДС приходится тратить значительную часть рабочего времени.

Кстати, к обязанностям главбуха бюджетного учреждения, как одного из самых компетентных финансовых работников, относится только подписание и контроль за составлением налоговых деклараций. Это следует из п.п. 8 и 10 ч. 13 Типового положения о бухгалтерской службе бюджетного учреждения, утвержденного постановлением КМУ от 26.01.2011 г. № 59. Соответственно, только эта часть налогового учета оплачивается главбуху в виде заработной платы. Поэтому поиск источников финансирования и способов оплаты за ведение налогового учета по НДС и исчисление налога, подлежащего уплате в бюджет, лежит непосредственно на плечах самого бюджетного учреждения.

Во-вторых, Закон № 1621 вводит много новшеств относительно расчета и уплаты налога, а также выдачи и регистрации налоговых накладных.

В частности, с 01.01.2015 г. будет работать система электронного администрирования НДС. Этому вопросу посвящена новая ст. 2001 НКУ «Электронное администрирование налога на добавленную стоимость». Так, плательщик НДС должен будет открыть специальный счет в банке для расчетов по НДС и постоянно производить расчет необходимого остатка на нем, а также пополнять его на соответствующую сумму. Конечно, сложно представить, как с этой системой электронного администрирования будут работать бюджетные учреждения.

В-третьих, снятие с регистрации плательщика НДС освободит учреждение от проверок налоговиков и наложения на них возможных штрафов.

Вот, пожалуй, и все основные перспективы для бюджетных учреждений, касающиеся регистрации и снятия с учета плательщиков НДС, которые внесены Законом № 1621.

 

Нормативные документы

БКУ — Бюджетный кодекс Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI.

НКУ — Налоговый кодекс Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI.

Закон № 1621 — Закон Украины «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины» от 31.07.2014 г. № 1621-VII.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше