Об оказании методологической помощи по вопросам применения переговорной процедуры закупки

В избранном В избранное
Печать
Министерство экономического развития и торговли Украины
Бюджетная бухгалтерия Август, 2014/№ 32
Письмо от 08.08.2014 г. № 3302-05/27478-03

Министерство экономического развития и торговли Украины (далее — Минэкономразвития), руководствуясь пунктом 10 части первой статьи 8 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» (далее — Закон), оказывает методологическую помощь заказчикам относительно порядка проведения переговорной процедуры закупки товаров, работ и услуг.

В соответствии с частью первой статьи 39 Закона переговорная процедура закупки — это процедура, которая используется заказчиком в виде исключения и в соответствии с которой заказчик заключает договор о закупке с участником после проведения переговоров с одним или несколькими участниками.

Решение о применении переговорной процедуры закупки принимается заказчиком при наличии документально подтвержденного основания или нескольких оснований одновременно, исключительный перечень которых определен частью второй статьи 39 Закона, подтверждающих исключительность ситуации относительно невозможности применить другую, конкурентную процедуру закупки.

В протоколе заседания комитета по конкурсным торгам указываются наименование предмета закупки, основание применения переговорной процедуры закупки в соответствии с частью второй статьи 39 Закона, ожидаемая стоимость, наименование участника, а также ссылка на проведение предварительных переговоров с участником (если переговоры проведены в этот же день). Если предварительные переговоры проведены после принятия решения о применении переговорной процедуры закупки (до обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки), результаты предварительных переговоров оформляются отдельным протоколом заседания комитета по конкурсным торгам.

В части второй статьи 39 Закона определены 7 исключительных случаев применения переговорной процедуры закупки. Документы, подтверждающие факт наступления таких случаев, зависят от каждого определенного случая и конкретной ситуации и нужны заказчику для обоснования правильности выбора такой процедуры закупки в случае обжалования, контрольных мероприятий и проверок контролирующих и правоохранительных органов, а также для будущих аналогичных случаев.

Результаты проведенных предварительных переговоров с одним или несколькими участниками оформляются протоколом заседания комитета по конкурсным торгам.

Ход переговорной процедуры закупки, установленный частью первой статьи 39 Закона (в частности абзацами первым и шестым), предусматривает обязательность проведения переговоров с участником или участниками до обнародования информации о применении процедуры закупки, которая уже по результатам проведенных переговоров содержит наименование участника, с которым будет заключаться договор, и цену его предложения. При этом Закон не ограничивает право заказчика проводить переговоры как до принятия решения о применении процедуры (обязательно фиксируется в протоколе соответствующего заседания комитета по конкурсным торгам), так и после такого решения, но при условии, в последнем случае, что проведение переговоров будет осуществлено до предоставления для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки.

В соответствии с частью третьей статьи 10 Закона процедуры закупки, предварительная квалификация участников не могут проводиться до/без обнародования объявления о проведении процедуры закупки на веб-портале Уполномоченного органа согласно части первой этой статьи.

Учитывая изложенное, началом проведения переговорной процедуры закупки является обнародование информации о применении указанной процедуры на веб-портале Уполномоченного органа.

Таким образом, первые переговоры имеют характер предварительных и информативных (проводятся до начала процедуры, а не в ее рамках), вторые переговоры проводятся в рамках переговорной процедуры закупки после обнародования объявления.

В таком контексте нормы Закона относительно обязательного обнародования информации о применении не предусматривают приглашение других потенциальных субъектов к возможному участию в процедуре, а носят лишь информативный характер (в том числе для предоставления возможности обжалования указанной процедуры и проведения мониторинга процедуры Минэкономразвития). Это подтверждается абзацем четырнадцатым части первой статьи 39 Закона, который четко указывает: «Обнародование информации о применении переговорной процедуры закупки не считается приглашением к участию в процедуре закупки для неопределенного круга лиц».

После обнародования информации о применении и до акцепта предложения участника заказчик в случае необходимости (по собственной инициативе или инициативе участника) может провести дополнительные переговоры с участником для согласования параметров и/или условий договора о закупке, в том числе по поводу пересмотра цены предложения, в первую очередь по ее уменьшению (скидки и т. п.).

Протоколы переговоров оформляются в произвольной общепринятой в делопроизводстве форме.

В течение трех рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры закупки заказчик обеспечивает обнародование информации о применении переговорной процедуры закупки, а также одновременное обнародование обоснования применения указанной процедуры на веб-портале Уполномоченного органа в соответствии со статьей 10 этого Закона.

Обеспечением обнародования на веб-портале Уполномоченного органа является направление заказчиком информации и обоснования в течение трех рабочих дней с даты заседания комитета по конкурсным торгам (например, комитет по конкурсным торгам принял решение 1-го числа, обеспечить обнародование необходимо до 4-го числа включительно).

Если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров — 200 тыс. евро, для услуг — 300 тыс. евро, для работ — 500 тыс. евро, информация о применении переговорной процедуры закупки обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке.

По поводу согласования основных условий договора заказчик проводит окончательные переговоры с участником, по результатам чего составляется протокол переговоров.

Участник предоставляет заказчику подтверждение соответствия квалификационным критериям согласно статье 16 Закона.

Информация о соответствии квалификационным требованиям предоставляется участником (всеми участниками в случае проведения переговоров с несколькими участниками) по требованию заказчика, что может осуществляться следующим образом:

в ответ на письменный запрос заказчика, в котором заказчик заявляет о начале переговоров и просьбу предоставить квалификационные документы, участник направляет их или предоставляет в ходе переговорной встречи с заказчиком. В таком случае по аналогии в запросе целесообразно установить способ определения соответствия участника квалификационным критериям. В запросе также должна содержаться информация, необходимая участнику для формирования цены;

в ответ на запрос заказчика, зафиксированный в протоколе проведения переговоров.

Предоставление информации о соответствии участника квалификационным критериям осуществляется до определения заказчиком победителя и акцепта предложения участника.

Следует отметить, что квалификационные критерии не устанавливаются и информация о соответствии им не требуется в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, природного и нефтяного газа, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по транслированию радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению, услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования.

В соответствии с абзацем первым части третьей статьи 39 Закона заказчик не позже пяти дней со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки принимает решение об определении победителя переговорной процедуры закупки и акцептует его предложение.

Протокол переговоров является основанием для дальнейшего осуществления акцепта предложения участника.

Решение принимается комитетом по конкурсным торгам, которое оформляется протоколом в произвольной форме. Срок принятия решения — не позже пяти дней, именно с момента обнародования на веб-портале Уполномоченного органа информации о применении переговорной процедуры закупки.

В соответствии с частью первой статьи 10 и абзацем первым части третьей статьи 39 Закона заказчик в течение трех рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя бесплатно подает для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщение об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Согласно абзацу второму части третьей статьи 39 Закона заказчик имеет право заключить договор о закупке по результатам применения переговорной процедуры закупки в срок не раньше чем через 10 дней (пять дней — в случае применения переговорной процедуры закупки по основаниям, определенным пунктом 3 части второй этой статьи, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по транслированию радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования) со дня обнародования на веб-портале Уполномоченного органа сообщения об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры закупки.

Заказчик в течение семи дней со дня заключения договора о закупке обнародует информацию о результатах проведения процедуры закупки в соответствии со статьями 10 и 32 Закона.

Если ожидаемая стоимость закупки превышает сумму, эквивалентную: для товаров — 200 тыс. евро, для услуг — 300 тыс. евро, для работ — 500 тыс. евро, информация о результатах процедуры закупки обязательно дополнительно обнародуется на веб-портале Уполномоченного органа на английском языке.

В соответствии со статьей 10 Закона в течение трех дней со дня утверждения отчета о результатах проведения процедуры закупки заказчик бесплатно подает его для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа.

Кроме того, следует отметить, что в соответствии с частью пятой статьи 39 Закона переговорная процедура закупки отменяется, если заказчик допустил нарушение порядка обнародования информации о применении переговорной процедуры закупки, определенного этим Законом, и/или нарушения, повлиявшие на объективность определения победителя процедуры закупки. Переговорная процедура закупки может быть отменена заказчиком частично (по лоту).

Вместе с тем сообщаем, что размещение информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок осуществляется заказчиком в соответствии с Порядком, утвержденным приказом Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743.

 

Заместитель директора Департамента

государственных закупок и государственного заказа

Л. Дудник

Комментарий редакции

Переговорная процедура закупки: алгоритм для заказчиков

На смену процедуры закупки у одного участника Законом Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 10.04.2014 г. № 1197-VII (далее — Закон № 1197) введена переговорная процедура. В связи с этим Мин­экономразвития в комментируемом письме разъясняет вопросы, касающиеся порядка планирования, проведения переговоров с участниками, определения победителя, заключения договора о закупке, а также оформления необходимых документов на каждом этапе переговорной процедуры.

Алгоритм действий заказчиков при применении переговорной процедуры закупки можно условно распределить на несколько этапов. Приведем в таблице основные требования, которые нужно соблюдать заказчикам при оформлении необходимых документов.

 

Название документа

Требования об оформлении документа

1

2

1. Планирование закупок

Годовой план закупок

 

Утверждается решением комитета по конкурсным торгам, которое оформляется протоколом заседания. Годовой план и изменения к нему заказчики отправляют Госказначейской службе в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения

Форма годового плана и Инструкция по ее заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 (далее — приказ № 922)

Составляют по закупкам, ожидаемая стоимость предмета закупки (без учета НДС) которых равна или превышает для товаров и услуг 100 тыс. грн., а работ — 1 млн грн.

Если ожидаемая стоимость закупки не превышает указанные суммы, такой предмет закупки отражают в приложении к годовому плану. Такое приложение составляют в произвольной форме, его подписывает председатель комитета по конкурсным торгам или лицо, исполняющее его обязанности

В течение 5 рабочих дней со дня утверждения годового плана или изменений к нему обнародуют на веб-портале «Государственные закупки» по адресу в сети Интернет: www.tender.me.gov.ua (далее — веб-портал). Процедура обнародования такой информации определена Порядком размещения информации для обнародования на веб-портале Уполномоченного органа по вопросам государственных закупок, утвержденным приказом Минэкономразвития от 25.06.2014 г. № 743 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 30).

Также годовой план и изменения к нему обнародуют на собственном веб-сайте или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств

2. Принятие решения о применении переговорной процедуры закупки

Решение о применении переговорной процедуры

На этом этапе комитет конкурсных торгов принимает решение о применении переговорной процедуры закупки и направляет приглашения участникам для участия в этой процедуре.

Решения о применении переговорной процедуры закупки принимают на заседании комитета и оформляют протоколом. О том, какую информацию нужно указывать в таком протоколе, Минэкономразвития объяснило в комментируемом письме.

Обратите внимание: решение о применении переговорной процедуры закупки заказчик принимает при наличии документально подтвержденного основания или нескольких оснований одновременно. Исключительный перечень таких оснований определен ч. 2 ст. 39 Закона № 1197, что подтверждает исключительность ситуации относительно невозможности применить иную, конкурентную процедуру закупки.

При этом Минэкономразвития в комментируемом письме сообщает о том, что документы, подтверждающие факт наступления таких случаев, зависят от каждого частного случая и конкретной ситуации и необходимы заказчику для обоснования правильности выбора такой процедуры закупки в случае обжалования, контрольных мероприятий и проверок контролирующих и правоохранительных органов, а также для будущих аналогичных случаев.

Но при выборе этой процедуры для заказчиков главная проблема заключается в том, что действующими нормативно-правовыми актами в сфере госзакупок не определен исчерпывающий перечень документов, которыми должно быть обосновано наличие условий применения переговорной процедуры закупки. По этому вопросу советуем обратить внимание на п. 11.2 Методических рекомендаций по проведению проверок государственных закупок Государственной финансовой инспекцией и ее территориальными органами, утвержденных приказом Госфининспекции от 02.12.2013 г. № 285 (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 1-2). Именно в этом пункте Госфининспекция привела основания для применения такой закупки и указала, какие документы будет проверять в этих случаях

Ход переговорной процедуры закупки предусматривает обязательность проведения переговоров с участником или участниками до обнародования информации о применении процедуры закупки.

По этому вопросу Минэкономразвития в комментируемом письме указывает следующее: Закон № 1197 не ограничивает право заказчика проводить переговоры как до принятия решения о применении процедуры (обязательно фиксируется в протоколе соответствующего заседания комитета по конкурсным торгам), так и после принятия такого решения. Но главное условие: заказчик проводит переговоры до подачи для обнародования на веб-портале информации о применении переговорной процедуры закупки.

Результаты проведенных предварительных переговоров с одним или несколькими участниками оформляют протоколом на заседании комитета по конкурсным торгам.

Если предварительные переговоры проведены после принятия решения о применении переговорной процедуры (до опубликования информации о применении переговорной процедуры), результаты предварительных переговоров оформляются отдельным протоколом

Информация о применении переговорной процедуры

Началом проведения переговорной процедуры закупки является обнародование информации о применении этой процедуры на веб-портале.

В течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры заказчик обнародует такую информацию на ­веб-портале.

Такую информацию составляют по форме, утвержденной приказом № 922

Обоснование применения переговорной процедуры

Обоснование применения переговорной процедуры заказчик обнародует на веб-портале одновременно с информацией о применении переговорной процедуры, т. е. в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения о применении переговорной процедуры.

Такое обоснование составляют по форме, утвержденной приказом № 922

3. Определение победителя переговорной процедуры закупки

Решение об определении победителя переговорной процедуры

После обнародования информации о применении переговорной процедуры и до акцепта предложения участника заказчик при необходимости (по собственной инициативе или инициативе участника) может провести дополнительные переговоры с участником. Такие переговоры необходимы для согласования параметров и/или условий договора о закупке, в том числе о пересмотре цены предложения, в первую очередь об ее уменьшении (скидке и т. п.).

Результаты таких переговоров оформляют соответствующим протоколом.

Обратите внимание: до определения победителя и акцепта предложения, участник должен предоставить информацию о соответствии участника квалификационным критериям, определенным ст. 16 Закона № 1197. В комментируемом письме определено, каким образом участник предоставляет такую информацию по требованию заказчика

Не позднее 5 дней с момента опубликования информации о применении переговорной процедуры заказчик должен принять решение об определении победителя. Такое решение комитет оформляет протоколом в произвольной форме

Уведомление об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры

В день определения победителя заказчик акцептует предложение по результатам применения переговорной процедуры.

Уведомление об акцепте предложения заказчик обнародует на веб-портале в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения об определении победителя процедуры закупки.

Такое уведомление составляют по форме, утвержденной приказом № 922

4. Заключение договора о закупке

Договор о закупке

Общий срок заключения договора о закупке по результатам применения переговорной процедуры определен ч. 3 ст. 39 Закона № 1197.

Так, заказчик имеет право заключить такой договор не ранее чем через 10 дней со дня обнародования на веб-портале уведомления об акцепте предложения по результатам применения переговорной процедуры.

Но если заказчик применяет переговорную процедуру закупки на основаниях*, определенных п. 3 ч. 2 ст. 39 Закона № 1197, а также в случае закупки нефти, нефтепродуктов сырых, электрической энергии, услуг по ее передаче и распределению, централизованной поставке тепловой энергии, услуг почтовой связи, почтовых марок и маркированных конвертов, телекоммуникационных услуг, в том числе по трансляции радио- и телесигналов, услуг по централизованному водоснабжению и водоотведению и услуг по перевозке железнодорожным транспортом общего пользования, то срок заключения договора составляет не ранее чем через 5 рабочих дней

* К таким основаниям отнесена неотложная необходимость в осуществлении закупки в связи с возникновением особых экономических или социальных обстоятельств, которые делают невозможным соблюдение заказчиками сроков для проведения процедур конкурсных торгов, а именно связанных с немедленной ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, с особым периодом, если заказчиком выступает Министерство обороны Украины, Министерство внутренних дел Украины, Служба безопасности Украины, Национальная гвардия Украины, Государственная пограничная служба Украины, Служба внешней разведки Украины, Государственная служба специальной связи и защиты информации Украины, Государственная служба Украины по чрезвычайным ситуациям, а также предоставлением в установленном порядке Украиной гуманитарной помощи другим государствам

5. Предоставление информации о результатах переговорной процедуры закупки

Информация о результатах проведения переговорной процедуры

В течение 7 дней со дня заключения договора о закупке заказчик обнародует на веб-портале информацию о результатах проведения данной процедуры.

Такую информацию составляют по форме, утвержденной приказом № 922

Уведомление об отмене переговорной процедуры

В течение 3 рабочих дней с даты принятия решения об отмене переговорной процедуры заказчик обнародует на веб-портале такое уведомление.

В соответствии с ч. 5 ст. 39 Закона № 1197 переговорная процедура отменяется, если:

— заказчиком допущены нарушения порядка опубликования информации о применении переговорной процедуры, определенного ст. 10 Закона № 1197;

— заказчиком допущены нарушения, повлиявшие на объективность определения победителя процедуры закупки.

Такое уведомление составляют по форме, утвержденной приказом № 922

Отчет о результатах проведения переговорной процедуры

В течение 3 рабочих дней со дня его утверждения заказчик должен обнародовать на веб-портале отчет о результатах проведения переговорной процедуры.

Такой отчет составляют по форме, утвержденной приказом № 922

Уведомление о внесении изменений в договор о закупке

Уведомление о таких изменениях в договор о закупке заказчики должны обнародовать на веб-портале в течение 3 рабочих дней со дня внесения этих изменений.

Такая информация обнародуется в случаях, если изменения к договору о закупке касаются:

— уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика;

— изменения цены за единицу товара не более чем на 10 % в случае колебания цены такого товара на рынке при условии, что указанное изменение не приведет к увеличению суммы, определенной в договоре;

— продления срока действия договора и выполнения обязательств о передаче товара, выполнении работ, предоставлении услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое продление, в том числе непреодолимой силы, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре;

— согласованного изменения цены в сторону уменьшения (без изменения количества (объема) и качества товаров, работ и услуг);

— изменения условий в связи с применением положений ч. 6 ст. 40 Закона № 1197. Этой нормой предусмотрено, что действие договора о закупке может продлеваться на срок, достаточный для проведения процедуры закупки в начале следующего года, в объеме, не превышающем 20 % суммы,определенной в договоре, заключенном в предыдущем году, если расходы на эту цель утверждены в установленном порядке.

В письме от 21.07.2014 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 29) Минэкономразвития рекомендовало заказчикам при обнародовании уведомления об изменениях в договор о закупке использовать примерную форму документа, приведенную в приложении 1 к этому письму

Отчет о выполнении договора о закупке

Заказчики должны обнародовать на веб-портале отчет о выполнении договора о закупке в течение 3 рабочих дней со дня окончания срока действия договора, выполнения договора или его расторжения.

В письме от 21.07.2014 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2014, № 29) Минэкономразвития рекомендовало заказчикам при обнародовании отчета об исполнении договора о закупке использовать примерную форму документа, приведенную в приложении 2 к этому письму

 

Наверно, вы обратили внимание, что в таблице приведены ссылки на формы документов, утвержденные приказом № 922. Пока Мин­экономразвития не утвердило новых форм документов, однако на его официальном сайте (www.me.gov.­ua) уже размещен проект приказа «Об утверждении форм документов в сфере государственных закупок».

А до этого времени Минэкономразвития в письме от 07.05.2014 г. рекомендовало в случае применения переговорной процедуры закупки использовать формы информации о применении процедуры закупки у одного участника, обосновании применения процедуры закупки у одного участника; информации о результатах проведения процедуры закупки у одного участника и уведомления об отмене процедуры закупки у одного участника, утвержденные приказом № 922.
При этом в пункте «Дополнительная информация» нужно указывать о применении переговорной процедуры закупок в соответствии с Законом № 1197.

И еще один момент. Заказчики имеют право дополнительно обнародовать информацию о закупках в других средствах массовой информации, на веб-сайтах заказчика (при наличии) или веб-сайтах соответствующих органов власти, органов местного самоуправления. Такое право предусмотрено ч. 2 ст. 10 Закона № 1197.

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить