Бюджетные организации при списании горюче-смазочных материалов могут применять Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте, утвержденные приказом Минтранса от 10.02.98 г. № 43 (далее — Нормы № 43), однако это необходимо четко определить в приказах об учетной политике и об установлении Норм расхода топлива на автотранспортные средства.
Ответы на поставленные вопросы содержатся в примечании к п.п. 3.1.10 Норм № 43.
Бесспорно, применение надбавок, повышающих нормы расходов топлива, является вполне обоснованным, поскольку они предусмотрены Нормами № 43, однако их применение должно иметь под собой определенные основания.
Так, п.п. 3.1.10 Норм № 43 предусмотрено, что базовая линейная норма расхода топлива может быть увеличена для автомобилей, которые эксплуатируются:
— более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км — до 3 %;
— более 8 лет или с общим пробегом свыше 150 тыс. км — до 5 %;
— более 11 лет или с общим пробегом свыше 250 тыс. км — до 7 %;
— более 14 лет или с общим пробегом свыше 400 тыс. км — до 9 %.
Как видим, только в первом случае эксплуатации автомобиля (более 5 лет с общим пробегом свыше 100 тыс. км) предусмотрено наличие одновременно двух критериев — его возраст и общий пробег, во всех остальных случаях предусмотрено наличие хотя бы одного из критериев — возраст или общий пробег.
При этом примечание к указанному подпункту играет главную роль в определении того, когда возможно применение такой надбавки, а именно:
— надбавку применяют только в случае документально подтвержденной необходимости и в минимально возможном размере;
— для автомобилей современных конструкций и автомобилей после капитального ремонта (или замены) двигателя надбавку не применяют или применяют минимально возможные значения с приведением документально подтвержденного обоснования такой необходимости.
Следовательно, при применении повышающего коэффициента, предусмотренного п.п. 3.1.10 Норм № 43, следует устанавливать его минимально возможные значения и иметь документальное подтверждение такой необходимости.
Автомобиль Chevrolet Epica является автомобилем современной конструкции, потому для применения коэффициента, предусмотренного п.п. 3.1.10 Норм № 43, в первую очередь необходимо иметь документально подтвержденное обоснования его применения.
По нашему мнению, такое обоснование может предоставить или заведующий гаражом, если он имеет необходимые технические знания и сможет обоснованно изложить аргументы относительно изношенности двигателя, или станция технического осмотра, где обслуживается этот автомобиль.
Что же касается минимально возможных значений надбавки, то в вашем случае она будет составлять 3 % (исходя из очередности применения). Применение надбавки в размере 5 % может быть квалифицировано контролирующими органами как нарушение требований п.п. 3.1.10 Норм № 43.