С 2015 года Минфин дает стандартам бухучета зеленый свет

В избранном В избранное
Печать
Чмерук Николай, директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2014/№ 47
Реформирование бухгалтерского учета в государственном секторе продолжается уже не один год. Основные задачи, направления и мероприятия по модернизации системы бухгалтерского учета определены Стратегией модернизации системы бухгалтерского учета в государственном секторе на 2007 — 2015 годы, утвержденной постановлением Кабмина от 16.01.2007 г. № 34. Именно этим документом предусмотрено применение НП(С)БУ*. Сначала планировалось, что эти стандарты будут введены в действие с 2013 года, однако затем дата их введения была перенесена на 2015 год.
И вот мы стоим на пороге нового 2015 года. Какие изменения ждут бухгалтеров-бюджетников и как к ним подготовиться?
Планирует ли все-таки Минфин с 2015 года начинать реальные реформы в государственном секторе? Или снова будет ждать лучших времен? Можно ли ожидать каких-либо разъяснений от Минфина, касающихся применения стандартов?
С просьбой пролить свет на эти и другие вопросы редакция нашей газеты обратилась к тем, кто непосредственно занимался разработкой НП(С)БУ.
На эту тему с нами охотно пообщался директор Департамента налоговой, таможенной политики и методологии бухгалтерского учета Министерства финансов Украины Николай Чмерук.

* НП(С)БУ — национальные положения (стандарты) бухгалтерского учета в государственном секторе.

 

Ред.: На сайте Минфина размещен проект приказа Минфина «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины». Этим документом Минфин подготовил целый ряд изменений, которые вступят в силу с 1 января 2015 года. В первую очередь, это вступление в силу с 2015 года некоторых НП(С)БУ. Также в проекте приказа предусмотрено внесение изменений и дополнений в уже утвержденные стандарты. Кроме того, к действующим нормативно-правовым актам Минфин подготовил определенные изменения, которые уже в ближайшее время необходимо будет применять учреждениям.

Когда можно ожидать утверждения этого приказа Минфином? Смогут ли, по вашему мнению, бюджетные учреждения ознакомиться с ним до конца 2014 года?

 

 

Н. Ч.: Да, Минфин уже издал приказ «О внесении изменений в некоторые приказы Министерства финансов Украины» от 25.11.2014 г. № 1163, который в установленном порядке подан на государственную регистрацию в Минюст. После государственной регистрации этого приказа он будет обнародован на официальном веб-сайте Минфина (http://www.minfin.gov.ua) в сети Интернет.

 

Ред.: Планируется ли утверждение нормативно-правовых актов, которые бы подробно объясняли применение НП(С)БУ? Следует ли в ближайшее время ожидать соответствующих розъяснений Минфина хотя бы в письмах?

Н. Ч.: Да, Министерство финансов работает над такими нормативными актами и планирует до конца 2014 года утвердить Методические рекомендации по бухгалтерскому учету запасов, основных средств и нематериальных активов в государственном секторе и Методические рекомендации по учетной политике.

Также Минфин готовит дополнительные материалы, касающиеся применения стандартов, которые будут размещены на его веб-сайте в сети Интернет.

 

Ред.: Известно, что с 1 января 2015 года не все НП(С)БУ вступят в силу. Каких стандартов это касается?

 

Н. Ч.: Согласно приказу Минфина от 25.11.2014 г. № 1163 дата вступления в силу некоторых НП(С)БУ перенесена на год. То есть с 1 января 2016 года вступит в силу ряд НП(С)БУ, а именно:

1) утвержденные приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629:

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 101 «Подача финансовой отчетности»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 102 «Консолидированная финансовая отчетность»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 103 «Финансовая отчетность по сегментам»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 124 «Доходы»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 126 «Аренда»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 129 «Инвестиционная недвижимость»;

2) утвержденное приказом Минфина от 25.01.2012 г. № 52 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 105 «Финансовая отчетность в условиях гиперинфляции»;

3) утвержденное приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 131 «Строительные контракты»;

4) утвержденные приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568:

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 134 «Финансовые инструменты»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 135 «Расходы».

 

Ред.: Однако часть НП(С)БУ все же вступит в силу с 1 января 2015 года. В эти документы Минфин запланировал внести некоторые изменения и дополнения.

Какие это стандарты и с чем связано внесение изменений в них?

 

Н. Ч.: Да, вы правы. С 1 января 2015 года вступят в силу следующие НП(С)БУ, утвержденные:

1) приказом Минфина от 12.10.2010 г. № 1202:

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 121 «Основные средства»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 122 «Нематериальные активы»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 123 «Запасы»;

2) приказом Минфина от 24.12.2010 г. № 1629:

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 125 «Изменение учетных оценок и исправление ошибок»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 127 «Уменьшение полезности активов»;

Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 128 «Обеспечения, непредвиденные обязательства и непредвиденные активы»;

3) приказом Минфина от 11.08.2011 г. Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 130 «Влияние изменений валютных курсов»;

4) приказом Минфина от 29.12.2011 г. № 1798 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 132 «Выплаты работникам»;

5) приказом Минфина от 18.05.2012 г. № 568 Национальное положение (стандарт) бухгалтерского учета в государственном секторе 133 «Финансовые инвестиции».

Действительно, к этим НП(С)БУ Минфин приказом от 25.11.2014 г. № 1163 утвердил изменения. Внесение таких изменений связано с необходимостью приведения положений стандартов к нормам действующего законодательства.

 

Ред.: В настоящее время объекты, стоимость которых превышает 2500 грн., относятся к основным средствам.

Будет ли увеличена стоимость основных средств в НП(С)БУ «Основные средства», ведь в настоящий момент там указана стоимость 1000 грн.?

 

Н. Ч.: Да, соответствующие изменения предусмотрены приказом от 25.11.2014 г. № 1163. Согласно этим изменениям субъекты государственного сектора зачисляют в малоценные необоротные материальные активы предметы, стоимость (без налога на добавленную стоимость) которых не превышает 2500 гривень и срок использования которых превышает один год, и сценическо-постановочные средства стоимостью, не превышающей 5000 гривень за единицу.

 

Ред.: В НП(С)БУ 121 «Основные средства» планируется добавить новый пункт, в котором определить, что для других необоротных материальных активов применяется упрощенный, групповой или другой специфический порядок учета.

В чем заключается суть такого учета? Какими нормативно-правовыми актами руководствоваться при его внедрении в учреждении?

 

Н. Ч.: Прежде всего отмечу, что эта норма не является новой, поскольку до применения НП(С)БУ 121 «Основные средства» бюджетные учреждения руководствуются Положением по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, которое содержит такую норму.

Для белья, постельных принадлежностей, одежды, обуви, библиотечных фондов, малоценных необоротных материальных активов, материалов длительного пользования и имеющих специфическое назначение, устанавливаются номенклатурные номера. При этом предметам одного наименования, качества материала и цены устанавливается один номенклатурный номер. Первые три знака номенклатурного номера означают номер субсчета, четвертый — подгруппу, остальные знаки — порядковый номер предмета в подгруппе.

Другие малоценные необоротные материальные активы учитываются по групповому учету.

Особенности учета других малоценных необоротных материальных активов указываются в распорядительном документе по учетной политике субъекта государственного сектора.

 

Ред.: В НП(С)БУ 121 «Основные средства» в разделе ІІІ «Оценка после первоначального признания и переоценка основных средств» планируется добавить такой пункт:

«Решение о проведении переоценки объектов основных средств субъектом государственного сектора согласовывается с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности, если таковой определен.»

Ранее решение о проведении переоценки объектов основных средств руководитель учреждения принимал самостоятельно. Означает ли это, что с 2015 года такое решение учреждение должно согласовывать с вышестоящей организацией?

 

Н. Ч.: Да, со вступлением в силу НП(С)БУ 121 «Основные средства» решения о проведении переоценки объектов основных средств субъект государственного сектора будет согласовывать с органом, уполномоченным управлять объектами государственной (коммунальной) собственности.

 

Ред.: Кроме того, в разделе ІІІ НП(С)БУ 121 «Основные средства» п. 9 планируется изложить в следующей редакции:

«Превышение сумм предыдущих дооценок объекта основных средств над суммой предыдущих уценок остаточной стоимости этого объекта основных средств ежегодно в сумме, пропорциональной начислению амортизации, относится к накопленному финансовому результату выполнения сметы с одновременным уменьшением капитала в дооценках, а при выбытии объекта основных средств — на всю сумму остатка превышения сумм предыдущих дооценок этого объекта основных средств над суммой предыдущих уценок.»

Означает ли это, что для применения данной нормы обязательным является условие одновременного проведения дооценок и оценок объекта основных средств?

 

Н. Ч.: Субъект государственного сектора может принять решение о переоценке объекта основных средств, если его общая стоимость существенно отличается от справедливой. В п. 4 разд. ІІІ ­­ НП(С)БУ 121 «Основные средства» предусмотрено, что порогом существенности для проведения переоценки объектов основных средств принимается величина, равная 10-процентному отклонению остаточной стоимости объектов основных средств от их справедливой стоимости.

Согласно п. 3 этого же раздела в случае принятия решения субъектом государственного сектора объект основных средств может переоцениваться, если остаточная стоимость этого объекта существенно отличается от его справедливой стоимости на дату баланса.

Таким образом, в зависимости от условий использования и ситуации во внешней экономической среде по отдельному объекту основных средств, но в разные отчетные периоды может быть проведена как дооценка, так и уценка.

Поэтому переоценка основных средств той группы, объекты которой уже претерпели переоценку, в дальнейшем должна проводиться с такой регулярностью, чтобы их остаточная стоимость на дату баланса существенно не отличалась от справедливой стоимости.

 

Ред.: В НП(С)БУ 121 «Основные средства» определено, что стоимость объекта основных средств распределяется на систематической основе в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса.

Как определить срок его полезного использования (эксплуатации)?

В настоящее время для начисления износа бюджетные учреждения используют сроки полезного использования и годовые нормы износа, которые приведены в приложении к Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611. Однако в НП(С)БУ «Основные средства» такие сроки и нормы износа отсутствуют. Каким образом начислять износ с 2015 года?

Могут ли учреждения при определении таких показателей продолжать ориентироваться на те сроки полезного пользования и годовые нормы износа, которые приведены в приложении к Положению по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611?

Также поясните, когда учреждениям начислять износ: ежеквартально или в конце года?

 

Н. Ч.: Предполагается, что ориентировочные сроки полезного использования объектов основных средств будут приведены в Методических рекомендациях по учетной политике.

Стоимость объекта основных средств распределяется на систематической основе в течение срока его полезного использования (эксплуатации) путем начисления амортизации на дату баланса.

Напомню, что дата баланса — дата, на которую составлен баланс субъекта государственного сектора. Обычно датой баланса является конец последнего дня отчетного периода. Отчетным периодом для составления финансовой отчетности являются год и квартал.

Учитывая изложенное, начисление амортизации субъекта государственного сектора будет осуществляться ежеквартально.

 

Ред.: В НП(С)БУ 127 «Уменьшение полезности активов» планируется добавить следующий пункт:

«Если планируется изменить назначение или способ использования актива, то будущие денежные потоки от актива определяются на основе соответствующего прогнозного расчета на период не более пяти лет. При этом будущие денежные потоки следует предварительно оценивать для актива исходя из назначения и существующего порядка использования актива.»

Объясните, как это понимать? Например, учреждение планирует сдавать часть помещения или транспортное средство в аренду, т. е. изменить способ его использования, или даже продать такие объекты учета. Как в такой ситуации применять требования упомянутого пункта?

 

Н. Ч.: По этому вопросу скажу главное — при расчете денежных потоков учитывается наиболее достоверный порядок использования актива, принятый руководством учреждения.

 

Ред.: Определенные изменения планируется внести в НП(С)БУ 130 «Влияние изменений валютных курсов». В частности, такие изменения уточняют порядок применения официального курса валют для оценки валютных операций и расчета курсовых разниц.

Эти изменения аналогичны тем, которые были внесены в этом году в Порядок бухгалтерского учета отдельных активов и обязательств бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 02.04.2014 г. № 372.

Означает ли это, что при применении валютного курса для оценки операций и расчета курсовых разниц учреждения действуют по тем правилам, которые были определены в указанном Порядке?

 

Н. Ч.: Да, соответствующие изменения внесены в НП(С)БУ 130 «Влияние изменений валютных курсов».

Ред.: Могут ли на практике распорядители бюджетных средств применять НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции»? Каких субъектов государственного сектора касаются его положения, ведь рядовые распорядители не могут приобретать облигации?

 

Н. Ч.: Действительно, нормы НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции» применяются субъектами бухгалтерского учета в государственном секторе, в частности распорядителями бюджетных средств, Казначейством и фондами общеобязательного государственного социального и пенсионного страхования.

Для отражения в бухгалтерском учете и финансовой отчетности субъекты государственного сектора применяют счета бухгалтерского учета 15 «Долгосрочные финансовые инвестиции» и 37 «Текущие финансовые инвестиции».

Обратите внимание: это НП(С)БУ учреждения будут применять только в случае проведения соответствующих хозяйственных операций.

 

Ред.: Последние вопросы касаются изменений, запланированных проектом приказа Минфина к действующим нормативно-правовым актам. Так, планируется оставить на 2015 год План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденный приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — План счетов). В связи с этим в План счетов будут добавлены новые счета (субсчета):

1) счет 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи» и новые субсчета 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» и 262 «Государственные материальные резервы и запасы». Каковы особенности применения этих новых субсчетов?

Необходимо ли на эти новые субсчета переносить остатки, которые в настоящее время бюджетные учреждения учитывают на других субсчетах, предназначенных для учета запасов? Например, на субсчете 239 «Прочие материалы» учреждения учитывают отходы, образовавшиеся от списания непригодных для использования основных средств, других необоротных материальных активов (в том числе детали, содержащие лом цветных и черных металлов или драгоценные металлы).

Как действовать теперь: продолжать учитывать такие отходы на субсчете 239 или перенести их на новый субсчет 261?

Можно ли на субсчете 261 учитывать материальные ценности, которые учреждение приобрело на условиях централизованной поставки для дальнейшей передачи (перераспределения между подчиненными учреждениями)? Например, это касается лекарств, продуктов питания, учебников для учебных заведений;

2) субсчета для учета доходов и расходов будущих периодов: 716 «Доходы по расходам будущих периодов», 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов» и 851 «Расходы будущих периодов».

Каковы особенности их применения? Какие бухгалтерские записи осуществляют учреждения при применении этих субсчетов?

3) субсчета 366 «Расчеты по совместной деятельности» и 676 «Расчеты по обязательствам по совместной деятельности».

Объясните, при осуществлении каких операций применяют такие субсчета, ведь для субъектов государственного сектора (в частности, распорядителей бюджетных средств) такие операции не разрешены Бюджетным кодексом Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI?

4) субсчета 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов». Объясните, в каких ситуациях учреждения применяют этот субсчет и каковы особенности его применения.

 

Н. Ч.: Да, действительно такой документ, как План счетов, пока решено не отменять. Но в этот документ приказом Минфина от 25.11.2014 г. № 1163 будут внесены определенные изменения. Расскажу о них подробнее.

1. В Плане счетов вводится счет 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи»,предназначенный для учета и обобщения информации о наличии и движении материальных ценностей, которые приобретены (произведены, получены) и удерживаются учреждением с целью дальнейшего распределения, передачи, продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, учебники и другие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и тому подобное; активы, составляющие государственные материальные резервы и запасы (резервы нефтепродуктов, зерна и т. п.).

Счет 26 «Запасы для распределения, передачи, продажи» будет иметь такие субсчета:

261 «Запасы для распределения, передачи, продажи»;

262 «Государственные материальные резервы и запасы».

На субсчете 261 «Запасы для распределения, передачи, продажи» ведется учет запасов, которые приобретены (произведены, получены) и удерживаются с целью дальнейшего распределения, передачи или продажи, в том числе изделия из драгоценных металлов и драгоценных и полудрагоценных камней, учебники и другие материалы образовательных (учебных) заведений, запасы вооружения и т. п.

На субсчете 262 «Государственные материальные резервы и запасы» ведется учет активов, составляющих государственные материальные резервы и запасы (резервы нефтепродуктов, зерна и т. п.).

2. В План счетов добавлены новые субсчета для учета доходов и расходов будущих периодов.

Так, на субсчете 716 «Доходы будущих периодов» учитываются доходы, полученные в отчетном периоде, которые подлежат включению в доходы в будущих отчетных периодах. К доходам будущих периодов относятся, в частности, доходы в виде полученных авансовых платежей за сданные в аренду основные средства и другие необоротные активы (авансовые арендные платежи), подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания, абонентная плата за пользование средствами связи и т. п.

На субсчете 851 «Расходы будущих периодов» ведется учет сумм осуществленных расходов в отчетном периоде, подлежащих отнесению на расходы в будущих отчетных периодах (уплаченные авансом арендные платежи, подписка на газеты, журналы, периодические и справочные издания и т. п.).

3.Отражение в бухгалтерском учете и финансовой отчетности операций по осуществлению совместной деятельности осуществляется в порядке, определенном НП(С)БУ 133 «Финансовые инвестиции».

Для этого в Плане счетов предусмотрены отдельные субсчета 366 «Расчеты по совместной деятельности» и 676 «Расчеты по обязательствам по совместной деятельности».

4. Теперь относительно последнего вопроса.

В План счетов добавлен новый субсчет 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов».

На этом субсчете учреждения ведут учет сумм начисленной амортизации основных средств, других необоротных материальных активов и нематериальных активов, которые используются в процессе организации и предоставления услуг, изготовления продукции (работ). По дебету субсчета 841 «Расходы на амортизацию необоротных активов» отражается сумма начисленных амортизационных отчислений, по кредиту — списание на субсчет 401 «Фонд в необоротных активах по их видам».

Начисление суммы износа (накопленной амортизации) на необоротные активы отражают по дебету субсчета 841 и кредиту субсчетов 131 — 133. В то же время проводится вторая запись по дебету субсчета 401 и кредиту субсчета 841.

 

Ред.: В Плане счетов изменено объяснение к субсчету 109 «Прочие основные средства», а именно — из перечня основных средств, относящихся к этому субсчету, исключена документация по типовому проектированию. С чем это связано?

 

Н. Ч.: Такие изменения связаны с тем, что документация по типовому проектированию не соответствует определению объекта основных средств.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить