Переход на другую должность, перерыв в работе: разбираемся в нюансах оплаты труда педагогов

В избранном В избранное
Печать
Меренкова Светлана, заместитель начальника отдела — государственный инспектор труда отдела контроля за соблюдением трудового законодательства Территориальной государственной инспекции по вопросам труда в Харьковской области
Бюджетная бухгалтерия Декабрь, 2014/№ 47
Как известно, зарплату педагогу рассчитывают исходя из занимаемой им должности, присвоенной квалификационной категории, а также установленных повышений должностного оклада, доплат и надбавок.
Но определенные сложности возникают при переходе работника на другую должность или в другое учебное заведение, при возобновлении работы после длительного перерыва и т. д. Связаны они с сохранением квалификационной категории и педагогического звания. В данной консультации рассмотрим такие случаи подробнее.

Квалификационная категория и педагогическое звание

Это основные показатели работы педагога, которые определяют размер его зарплаты.

Так, тарифный разряд (ставку зарплаты) педагогическому работнику устанавливают в зависимости от присвоенной по результатам аттестации квалификационной категории (приказ № 557, абз. 3 п. 4 Инструкции № 102).

А вот за наличие педагогического звания, которое присваивают также по результатам аттестации, предусмотрено повышение должностного оклада, размеры которого определены п. 24 Инструкции № 102.

Важно! Повышения за звания, присвоенные по результатам аттестации, осуществляют только за период работы на должностях, на которых они были присвоены (абз. 16 п. 24 Инструкции № 102).

Поэтому формально при переходе педагога на другую должность, в другое учебное заведение, присвоенные педагогические звания не сохраняют. Аналогично обстоят дела и с квалификационными категориями. Но подчеркнем: законодательством на этот счет установлены и исключения.

Назовем основные правила, когда при переходе на другую педагогическую должность, в другое учреждение или при возобновлении педагогической деятельности за педагогом сохраняют присвоенные квалификационные категории и педагогические звания. Для наглядности рассмотрим их на примерах.

Но прежде отметим: если по каким-либо причинам аттестационная комиссия не подтвердила (или не присвоила) педагогическое звание либо квалификационную категорию уже на новой должности,то в любом случае не будет оснований для установления тарифного разряда с учетом ранее имеющейся квалификационной категории, а также для повышения должностного оклада за наличие ранее присвоенного педагогического звания.

 

Ситуация: переход на другую должность или в другое учреждение

Правило № 1. При переходе педагога из одного заведения в другое на одинаковые должности или на должности, которые соответствуют профилю преподаваемого предмета (дисциплины), повышение за педагогическое звание сохраняют до очередной аттестации (п. 24 Инструкции № 102).

В свою очередь,абз. 1п. 3.27 Типового положения № 930 установлено: за педагогическими работниками, которые переходят на работу из одного учебного заведения в другое, а также на другие педагогические должности в этом же заведении, сохраняют присвоенные квалификационные категории (тарифные разряды) и педагогические звания до следующей аттестации.

Как подчеркнуло МОНМС в письме от 06.03.2013 г. № 2/5-13-576, основными требованиями в данном случае являются:

а) переход (а не совмещение или совместительство) в другое учреждение или на другую должность в этом же самом учреждении;

б) наличие у работника соответствующего образования.Напомним, что в соответствии с ч. 1 ст. 54 Закона № 1060 педагогической деятельностью могут заниматься лица, которые имеют соответствующее образование, профессионально-практическую подготовку.

Но стоит заметить, что применять положения абз. 1 п. 3.27 Типового положения № 930 не всегда возможно. Так, например, если учитель школы перешел на должность руководителя кружка в этой же школе, сохранить присвоенную квалификационную категорию в данном случае не получиться, так как руководителям кружков по результатам аттестации присваиваются тарифные разряды (8 — 10-й), а не квалификационные категории. Данный вопрос пока не урегулирован Типовым положением № 930.

Рассмотрим примеры.

 

Пример 1. Воспитатель перешел на работу в другое учреждение

В апреле 2011 года по результатам аттестации воспитателю дошкольного учебного заведения (далее — ДУЗ) присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С 01.09.2014 г. воспитатель перешел в другое ДУЗ на должность воспитателя-методиста.

 

В данном случае педагог перешел на работу в другое учреждение и на другую должность. За ним сохраняют только квалификационную категорию на основании абз. 1 п. 3.27 Типового положения № 930. Но помните: она будет действительна только до апреля (а не до сентября) 2016 года, ведь срок действия присвоенных в 2011 году квалификационных категорий и педагогических званий истекает в апреле 2016 года.

Что же касается педагогического звания, то ни Инструкция № 102, ни Типовое положение № 930 норм о сохранении педагогических званий в таких случаях не содержит.

Таким образом, в случае, если педагог в апреле 2016 года (или в апреле 2015 года) не пройдет аттестацию на должности воспитателя-методиста, квалификационная категория и педагогическое звание утратят силу в апреле 2016 года.

 

Пример 2. Воспитателя назначили заведующим ДУЗ

В 2013 году по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С 26.08.2014 г. ее назначили на должность заведующей этим заведением. Означает ли это, что при определении должностного оклада заведующей следует установить максимальный тарифный разряд? Нужно ли повышать должностной оклад заведующей за наличие педагогического звания?

 

Во-первых, подчеркнем: такая ситуация не означает, что заведующей в обязательном порядке должен быть установлен максимальный тарифный разряд. Согласно приложению 9 к приказу № 557 заведующему ДУЗ устанавливают 12 — 14-й тарифный разряд.

Конкретный тарифный разряд устанавливается приказом руководителя вышестоящей организации и, на его личное усмотрение, может зависеть от многих факторов, в том числе от:

— имеющегося фонда оплаты труда;

— личного вклада работника в развитие заведения;

— готовности заведения к новому учебному году;

— наличия или отсутствия у работника дисциплинарного взыскания;

— стажа работы и профессионального уровня;

— участия в общественной деятельности, конкурсах;

— наличия педагогического, почетного званий, ученой степени, наград и т. д.

Во-вторых, за наличие педагогического звания, присвоенного на должности воспитателя, должностной оклад заведующей ДУЗ не повышают. Это следует из абз. 16 п. 24 Инструкции № 102. Кроме того, п. 3.14Типового положения № 930 предусмотрено: руководящие работники учебных заведений проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагогические звания им не присваивают.

 

Пример 3. Воспитателя назначили заведующим ДУЗ

В 2013 году по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С сентября 2014 года ее назначили на должность заведующей ДУЗ, в котором функционирует только 2 группы. Поэтому в обязанности заведующей входят часы работы воспитателем. Нужно ли повышать должностной оклад такой заведующей за наличие педагогического звания?

 

Действительно, согласно п.п. 3 п. 11 Инструкции № 102 в должностной оклад заведующих ДУЗ с одной-двумя группами (кроме заведений (групп) с круглосуточным пребыванием детей) включена оплата за ведение воспитательной работы с детьми в группе в течение 3 часов в день. Условие о проведении такой работы содержит и п. 4 Типовых штатов № 1055.

Но такую работу они должны выполнять на ставку заведующего ДУЗ. Повышение должностного оклада или доплата за выполнение такой работы не предусмотрены.

За наличие педагогического звания, присвоенного на должности воспитателя, должностной оклад заведующей ДУЗ, в обязанности которой также входит ведение воспитательной работы, не повышают.

 

Пример 4. Учителя начальных классов перевели на должность воспитателя ГПД

Учителю начальных классов присвоена І квалификационная категория в 2012 году. В связи с сокращением количества начальных классов в 2014/2015 учебном году, с 01.09.2014 г. его перевели на должность воспитателя ГПД.

 

Поскольку учитель перешел на другую педагогическую должность в этом же заведении, то квалификационную категорию, присвоенную ему на должности учителя начальных классов, сохраняют на основании абз. 1 п. 3.27 Типового положения № 930 до 2017 года.

 

Пример 5. Переход в другое заведение в год проведения очередной аттестации

Воспитателю ДУЗ в марте 2010 года присвоена І квалификационная категория. В ноябре 2014 года он перешел на работу в другое ДУЗ.

 

Согласно п. 3.2 Типового положения № 930 аттестационная комиссия утверждает списки аттестуемых педагогических работников и график работы аттестационной комиссии до 20 октября.

А как же быть с теми педагогами, которые в год прохождения очередной аттестации перешли на работу по той же должности в другое учебное заведение? Для них предусмотрена отдельная норма — п. 3.20 Типового положения № 930, согласно которому их аттестация может быть перенесена на один год. Для таких работников до следующей очередной аттестации сохраняют присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории (тарифные разряды), педагогические звания.

Обратите внимание, что аттестация «может быть» перенесена, т. е. она не переносится автоматически. Решение о переносе принимает аттестационная комиссия и оформляет свое решение документально.

Подчеркнем: решение о переносе очередной аттестации комиссией может быть принято в любой срок (п. 3.2 Типового положения № 930).

 

Ситуация: переход педагога на должность методиста

Правило № 2. За педагогическими работниками, которые переходят на должности методистов, воспитателей-методистов, сохраняют присвоенные предыдущей аттестацией квалификационные категории.

Таких работников аттестуют не позднее чем через два года после перехода на должность методиста или воспитателя-методиста (абз. 2 п. 3.27 Типового положения № 930).

Кроме того, за методистами учебно-методических, методических кабинетов (центров), институтов повышения квалификации (усовершенствования) учителей сохраняют право на получение повышенных должностных окладов, если в период работы на должностях учителя, преподавателя, воспитателя по результатам аттестации им было присвоено соответствующее звание (п.п. 3 п. 13 Инструкции № 102).

 

Пример 6. Воспитатель перешел на должность методиста

В апреле 2012 года по результатам аттестации воспитателю ДУЗ присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «воспитатель-методист». С 22.04.2014 г. он перешел на должность методиста в методический кабинет при управлении образования.

 

За педагогическим работником сохраняют:

а) квалификационную категорию на основании абз. 2 п. 3.27 Типового положения № 930. При этом его должны аттестовать не позднее чем через два года после перехода на должность методиста;

б) педагогическое звание на основании п.п. 3 п. 13 Инструкции № 102. Согласно этой норме за методистом методкабинета сохраняют право на повышение должностного оклада, если в период работы на должности воспитателя (учителя, преподавателя) по результатам аттестации ему было присвоено соответствующее звание.

Это значит, что высшую квалификационную категорию и педзвание сохраняют за методистом до 21.04.2016 г. Если он в апреле 2016 года не пройдет аттестацию на должности методиста методкабинета, категория и звание на этой должности утратят силу.

Также, если по каким-либо причинам аттестационная комиссия не присвоит педагогическое звание уже на новой должности, то должностной оклад повышаться не будет.

Добавим: если методист продолжает совмещать должность воспитателя в ДУЗ, то присвоенные в апреле 2012 года по этой должности квалификационная категория и педагогическое звание будут действительны до апреля 2017 года.

 

Пример 7. Методист перешел на должность заведующего методкабинетом

В апреле 2012 года методисту районного методического кабинета присвоена высшая квалификационная категория и педагогическое звание «учитель-методист». В апреле 2014 года методист перешел на должность заведующего районным методическим кабинетом.

 

В таком случаедолжностной оклад заведующего за наличие педагогического звания не повышают. И причин для этого несколько.

Во-первых, норма о сохранении педагогического звания в таком случае не предусмотрена ни Типовым положением № 930, ни Инструкцией № 102.

Во-вторых, согласно п. 3.14Типового положения № 930 руководящие работники учебных заведений проходят аттестацию на соответствие занимаемой должности. Педагогические звания им не присваивают, соответственно, нет и оснований для повышения должностного оклада заведующего методкабинетом за наличие педагогического звания, присвоенного на должности методиста.

 

Ситуация: педагог вышел из отпуска для ухода за ребенком

Правило № 3. На время пребывания в отпуске в связи с беременностью и родам, для ухода за ребенком до 3 (6) лет за педагогическими работниками сохраняют квалификационные категории (тарифные разряды), а также педагогические звания (п. 3.19 Типового положения № 930).

Время пребывания в таких отпусках не учитывают при определении срока очередной аттестации.

 

Пример 8. Учитель пребывал в декретном отпуске и отпуске для ухода за ребенком до 3 лет

Учителю начальных классов 25.03.2011 г. присвоена ІІ квалификационная категория. С 25.12.2011 г. она ушла в декретный отпуск, а затем — в отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. С 01.09.2014 г. работница снова приступила к работе по той же должности.

 

Время пребывания работницы в декретном отпуске и отпуске для ухода за ребенком до 3 лет (т. е. период с 25.12.2011 г. по 31.08.2014 г.) не учитывают при определении срока очередной аттестации.

Учитывая требования пп. 1.7 и 3.8 Типового положения № 930 о периодичности проведения аттестации и сроках ее проведения, учитель должна пройти очередную аттестацию в марте 2018 года. До этого момента за работником сохраняют ІІ квалификационную категорию, присвоенную в марте 2011 года.

Если она не пройдет очередную аттестацию в марте 2018 года, то квалификационная категория утратит силу 01.12.2018 г.

Также стоит заметить, что по заявлению работника может быть проведена внеочередная аттестация с целью повышения квалификационной категории, но не ранее чем через два года после присвоения предыдущей (п. 1.9 Типового положения № 930).

 

Пример 9. Учитель пребывал в декретном отпуске и отпуске для ухода за ребенком до 3 и 6 лет

Учителю начальных классов 25.03.2010 г. присвоена ІІ квалификационная категория. С 01.09.2011 г. она ушла в декретный отпуск, а затем — в отпуск для ухода за ребенком до 3 лет. С 01.09.2014 г. работница приступила к работе, но на должности учителя младших классов. С 01.12.2014 г. ей предоставлен отпуск для ухода за ребенком до 6 лет.

 

Если ребенок нуждается в домашнем уходе, женщине в обязательном порядке предоставляют отпуск без сохранения зарплаты продолжительностью, определенной в медицинском заключении, но не более чем до достижения ребенком 6 лет (ст. 179 КЗоТ).

Заметим, что для соблюдения требований п. 3.19 Типового положения № 930 порядок и последовательность предоставления отпусков для ухода за ребенком не имеет значения.

Таким образом, время пребывания работницы в декретном отпуске и отпуске для ухода за ребенком до 3 лет (с 01.09.2011 г. по 31.08.2014 г.), а также в отпуске для ухода за ребенком до 6 лет (с 01.12.2014 г. и по дату, указанную в медицинском заключении) не учитывают при определении срока очередной аттестации.

 

Ситуация: перерыв в работе педагога

Правило № 4. За работниками, которые прер­вали работу на педагогической должности (независимо от продолжительности перерыва в работе), сохраняют присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания (абз. 1 п. 3.22 Типового положения № 930).

Подчеркнем: таких работников аттестуют не позднее чем через два года после принятия их на работу (абз. 2 п. 3.22 Типового положения № 930).

В письме от 06.03.2013 г. № 2/5-13-576 МОНМС уточнило: в таком случае сохраняют присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания, которые на момент увольнения педагогического работника не утратили свое действие.

Со своей стороны также отметим, что присвоенные по результатам последней аттестации квалификационные категории и педагогические звания сохраняют в том случае, если педагогический работник возоб­новил педагогическую деятельность на той же должности, по которой проходил аттестацию.

 

Пример 10. Воспитатель возобновил работу после перерыва по той же должности

В 2008 году воспитателю ДУЗ по результатам аттестации присвоена І квалификационная категория. В 2011 году он вышел на пенсию по выслуге лет. С 01.09.2014 г. работник возобновил свою педагогическую деятельность на этой же должности.

 

За воспитателем сохраняют квалификационную категорию на основании абз. 1 п. 3.22 Типового положения № 930 как за работником, который возоб­новил работу по той же педагогической должности, по которой проходил аттестацию (независимо от продолжительности перерыва в работе).

С учетом абз. 2 п. 3.22 Типового положения № 930 работник должен пройти аттестацию не позднее марта-апреля 2016 года.

 

Пример 11. Воспитатель возобновил работу после перерыва по той же должности

В 2001 году по результатам аттестации воспитателю ДУЗ подтверждена ІІ квалификационная категория. В 2009 году он вышел на пенсию. После 2001 года педагог аттестацию не проходил. С 01.09.2014 г. он возобновил педагогическую деятельность на этой же должности.

 

Считаем, что оснований для сохранения квалификационной категории, присвоенной в 2001 году, нет. Объясним почему.

Напомним, что Типовое положение № 930 вступило в силу 30.12.2010 г. До этого момента все педагогические работники проходили аттестацию в соответствии с требованиями Типового положения об аттестации педагогических работников Украины, утвержденного приказом Минобразования от 20.08.93 г. № 310. Согласно п. 3.2 этого документа не рассмотренные аттестационной комиссией (не подтвержденные либо не измененные) в течение 5 лет со дня установления (присвоения) квалификационные категории, должностные оклады (ставки зарплаты), педагогические звания теряют силу. Требования по обязательному прохождению очередной аттестации такой документ не содержал.

На момент выхода воспитателя на пенсию квалификационная категория, присвоенная в 2001 году, утратила силу. Начиная с 2006 года и до момента выхода на пенсию педагог квалификационной категории не имел, соответственно возобновлять педагогическую деятельность ему придется «с чистого листа», т. е. без категории.

 

Пример 12. Воспитатель-методист возобновил работу после перерыва по другой должности

Воспитателю-методисту ДУЗ в марте 2003 года присвоена І квалификационная категория. В июне 2004 года работник вышел на пенсию. В сентябре 2014 года он возобновил педагогическую деятельность на должности воспитателя.

 

Поскольку педагог возобновил педагогическую деятельность по другой должности, то абз. 1 п. 3.22 Типового положения № 930 не работает. Поэтому квалификационную категорию за ним не сохраняют.

 

Пример 13. Воспитатель-методист возобновил работу после перерыва по другой должности

В марте 2002 года воспитателю ДУЗ была присвоена І квалификационная категория. В ноябре 2003 года работник вышел на пенсию по выслуге лет. В сентябре 2011 года он возобновил педагогическую деятельность на должности инструктора по физкультуре в том же дошкольном учреждении.

 

Здесь, как и в предыдущем случае, присвоенную квалификационную категорию не сохраняют. Важно не само учреждение, в котором работник возобновил свою педагогическую деятельность, а должность по которой до перерыва в работе ему были присвоены категория и звание.

 

Ситуация: если педагог имеет нагрузку по нескольким предметам

Правило № 5. Если учителя и преподаватели ведут несколько предметов, то присвоенная им квалификационная категория распространяется на всю педагогическую нагрузку (п. 3.25 Типового положения № 930).

Подчеркнем: необходимым условием при этом является повышение квалификации по предметам инвариантной составляющей общего среднего образования.

В таких случаях присвоенные педагогические звания и квалификационные категории сохраняют до следующей аттестации.

 

Пример 14. Учитель математики ведет также уроки информатики

Учителю математики в 2013 году присвоена высшая квалификационная категория. Перед аттестацией он прошел курсы повышения квалификации по предмету «Алгебра и геометрия». С сентября 2014 года учитель также начал вести уроки информатики в объеме 4 часа в неделю.

 

В соответствии с п. 3.25 Типового положения № 930 учителя и преподаватели, которые имеют педагогическую нагрузку по нескольким предметам, аттестуются по тому предмету, который преподают по специальности.

В данном случае учитель прошел курсы повышения квалификации по предметам инвариантной составляющей общего среднего образования, соответственно присвоенная квалификационная категория будет распространяться и на часы уроков информатики (п. 3.25 Типового положения № 930).

 

Ситуация: совмещение и совместительство

Нам осталось рассмотреть несколько ситуаций, связанных с совмещением педагогом нескольких должностей, а также его работой по совместительству.

 

Пример 15. Воспитатель-методист совмещает должность воспитателя

Воспитатель-методист ДУЗ имеет І квалификационную категорию. В сентябре 2014 года, в связи с увольнением воспитателя младшей группы, он начал совмещать должность воспитателя (9 ч в неделю). На должности воспитателя он аттестацию не проходил. Распространяется ли квалификационная категория, присвоенная на должности воспитателя-методиста, и на часы работы по должности воспитателя?

 

В данном случае педагог не перешел на другую педагогическую должность (п. 3.27 Типового положения № 930) и не имеет педагогическую нагрузку по нескольким предметам (п. 3.25 Типового положения № 930). Работу, выполняемую им по должности воспитателя, считают совмещением должностей.

В соответствии с п. 3.23 Типового положения № 930 при совмещении работниками педагогических должностей в одном учебном заведении их аттестуют по каждой из занимаемых должностей. Соответственно квалификационная категория, присвоенная на должности воспитателя-методиста, не распространяется на какие-либо другие педагогические должности. По должности воспитателя такому работнику устанавливают 9-й тарифный разряд.

 

Пример 16. Учитель начальных классов совмещает должность воспитателя ГПД

Учителю начальных классов присвоена І квалификационная категория в 2012 году. С 01.09.2014 г. он дополнительно стал работать воспитателем ГПД в объеме 15 ч в неделю. По этой должности он аттестацию не проходил.

 

Здесь аналогичная ситуация. Поскольку речь идет о совмещении должностей, то по должности воспитателя ГПД такому работнику устанавливают 9-й тарифный разряд.

 

Пример 17. Педагог работает по совместительству на разных должностях

По основному месту работы (общеобразовательная школа) педагогическому работнику на должности практического психолога присвоена высшая квалификационная категория. Кроме того, имея образование воспитателя, работник с 01.09.2014 г. работает по совместительству воспитателем ДУЗ. Как воспитатель очередную аттестацию не проходил.

 

В соответствии с п. 3.23 Типового положения № 930 педагогических работников — совместителей аттестуют на общих основаниях.

Если по основному месту работы и по совместительству они занимают одинаковые должности, то их аттестуют только по основному месту работы.

Но в данном случае педагог работает в разных учебных заведениях, занимая разные педагогические должности. Таким образом, он должен проходить аттестацию по основному месту работы на должности практического психолога и в ДУЗ на должности воспитателя.

Сроки проведения очередной аттестации для таких работников в разных учебных заведениях могут быть разными и зависят от:

а) года приема на работу;

б) прохождения очередной (внеочередной аттестации).

Присвоенная высшая квалификационная категория на должности практического психолога на часы педагогической нагрузки на должности воспитателя ДУЗ распространяться не будет.

 

Нормативные документы

Закон № 1060 — Закон Украины «Об образовании» от 23.05.91 г. № 1060-XII.

Инструкция № 102 — Инструкция о порядке исчисления заработной платы работников образования, утвержденная приказом Минобразования от 15.04.93 г. № 102.

Приказ № 557 — приказ Минобразования «Об упорядочении условий оплаты труда и утверждении схем тарифных разрядов работников учебных заведений, учреждений образования и научных учреждений» от 26.09.2005 г. № 557.

Типовое положение № 930 — Типовое положение об аттестации педагогических работников, утвержденное приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930.

Типовые штаты № 1055 — Типовые штатные нормативы дошкольных учебных заведений, утвержденные приказом Минобразования от 04.11.2010 г. № 1055.

Оформи подписку и читай все Подписаться на журнал

Похоже, что вы используете блокировщик рекламы :(

Чтобы пользоваться всеми функциями сайта, добавьте нас в исключения!

Как отключить