Темы статей
Выбрать темы

О применении законодательства в сфере государственных закупок

Редакция ББ
Разъяснение от 27.12.2013 г. № 3302-05/46114-06

Министерство экономического развития и торговли Украины

О применении законодательства в сфере государственных закупок

Разъяснение от 27.12.2013 г. № 3302-05/46114-06

(извлечение)

 

<…>

Министерство экономического развития и торговли Украины на многочисленные обращения субъектов сферы государственных закупок по поводу применения законодательства о государственных закупках сообщает.

Закон Украины «Об осуществлении государственных закупок» (с изменениями) (далее — Закон) устанавливает правовые и экономические основы осуществления закупок товаров, работ и услуг за государственные средства.

 

Об осуществлении закупок товаров, работ и услуг за счет государственных средств

Согласно части первой статьи 2 Закона, в частности, этот Закон применяется ко всем заказчикам и закупкам товаров, работ и услуг, которые полностью или частично осуществляются за счет государственных средств, при условии, что стоимость предмета закупки товара (товаров), услуги (услуг) равна или превышает 100 тысяч гривень (в строительстве — 300 тысяч гривень), а работ — 1 миллион гривень.

Определение понятия «государственные средства» приведено в пункте 4 части первой статьи 1 Закона.

В соответствии с частью пятой статьи 2 Закона запрещается заключение договоров, предусматривающих расходование государственных средств, и/или оплата заказчиком товаров, работ и услуг до/без проведения процедур, определенных этим Законом.

Таким образом, закупка товаров, работ и услуг полностью или частично за счет государственных средств осуществляется заказчиком с соблюдением требований Закона, руководствуясь стоимостными пределами, установленными в части первой статьи 2 Закона.

При этом заказчик не имеет права делить предмет закупки на части с целью избежания проведения процедуры открытых торгов или применения требований этого Закона в соответствии с частью второй статьи 4 Закона.

Исходя из содержания частей первой и четвертой статьи 11 Закона, для организации и проведения процедур закупок заказчиком (генеральным заказчиком) создается комитет по конкурсным торгам, который, в частности, планирует проведение процедур закупок и составляет и утверждает годовой план государственных закупок.

Вместе с тем частью первой статьи 4 Закона предусмотрена возможность внесения изменений в годовой план закупок. При этом форма внесения изменений в годовой план государственных закупок, периодичность и характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, срока начала процедуры закупки и т. п.) законодательством не определены и не ограничены. Поэтому заказчик может периодически вносить изменения в годовой план закупок в соответствии с имеющимся финансированием, потребностью в товарах, работах, услугах и т. п., но в любом случае до осуществления соответствующей закупки.

К тому же следует отметить, что выделение, распределение и перераспределение средств не являются предметом регулирования этого Закона.

Учитывая изложенное и то, что Законом установлен порядок приобретения товаров, работ и услуг полностью или частично за счет государственных средств, осуществление закупок заказчиком в случае выделения дополнительных средств, перераспределения средств, сэкономленных в результате проведения процедур закупок, средств, сэкономленных в случае изменения цены договора в сторону уменьшения в случаях, определенных в части пятой статьи 40 Закона, расторжения договора о закупке и необходимости осуществления новой закупки, других случаях, которые предусматривают расходование государственных средств, возможно после совершения заказчиком действий, установленных частью первой статьи 4 Закона, в частности внесения изменений в годовой план закупок, руководствуясь стоимостными пределами, установленными в части первой статьи 2 Закона, поскольку, исходя из содержания пункта 24 части первой статьи 1 Закона и с учетом Бюджетного кодекса Украины (в случае, если заказчиком является распорядитель бюджетных средств или получатель бюджетных средств), такой предмет закупки в вышеуказанных случаях будет считаться новым предметом договора.

При этом осуществление таких закупок, в случае, если стоимость предмета закупки не превышает пределы, установленные частью первой статьи 2 Закона, должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

 

О документальном подтверждении соответствия участников установленным требованиям согласно части первой статьи 17 Закона

Пунктом 2 части второй статьи 22 Закона установлено, что документация конкурсных торгов должна содержать, в частности, квалификационные критерии к участникам согласно статье 16, требования, установленные статьей 17 этого Закона, и информацию о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.

В соответствии с частью первой статьи 17 Закона заказчик принимает решение об отказе участнику, участнику предварительной квалификации в участии в процедуре закупки, предварительной квалификации участников и обязан отклонить предложение конкурсных торгов (квалификационное, ценовое предложение) участника (участника предварительной квалификации), в случае, если имеются основания, предусмотренные в этой части данной статьи Закона.

Вместе с тем форма документального подтверждения соответствия участников требованиям, установленным частью первой статьи 17 Закона, не определена Законом.

Таким образом, перечень документов, подтверждающих информацию участников о соответствии их установленным требованиям, заказчик определяет самостоятельно с соблюдением законодательства.

В то же время рекомендуем заказчикам в документации конкурсных торгов указывать информацию о способе документального подтверждения соответствия участников согласно законодательству, в частности, требованиям, установленным частью первой статьи 17 Закона. То есть, если законодательством определена конкретная форма документов, которые могут содержать соответствующую информацию, предусмотренную статьей 17 Закона, и установлен уполномоченный орган на их выдачу, предлагаем заказчику при подготовке документации конкурсных торгов устанавливать требование о предоставлении участниками именно таких документов.

Дополнительно информируем, что приказом Министерства юстиции Украины от 11.01.2012 г. № 39/5 утверждено Положение о Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения (далее — Реестр).

Реестр — это электронная база данных, которая содержит сведения о лицах, совершивших коррупционные правонарушения. Сведения из Реестра бесплатно предоставляются Главным управлением юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главными управлениями юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе в виде извлечения из Реестра и информационной справки.

В свою очередь, Департаментом информационно-аналитического обеспечения МВД и управлениями (отделами) информационно-аналитического обеспечения главных управлений, управлений МВД Украины в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе бесплатно предоставляются сведения об отсутствии или наличии судимости гражданам на их запрос согласно статье 19 Закона Украины «О защите персональных данных». При этом, исходя из содержания статьи 16 указанного Закона, запрос удовлетворяется в течение тридцати календарных дней со дня его поступления, если иное не предусмотрено законом.

Вместе с тем в соответствии с Положением о Министерстве юстиции Украины, утвержденным Указом Президента Украины от 06.04.2011 г. № 395/2011, с изменениями и дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 15.04.2013 г. № 211/2013, Минюст является государственным органом по вопросам банкротства. Согласно подпункту 35 пункта 4 указанного Положения Министерство формирует и ведет единый реестр предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве.

Приказом Минюста «Об утверждении Положения о Единой базе данных о предприятиях, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве» от 15.09.2011 г. № 3018/5, зарегистрированным 19.09.2011 г. под № 1106/19844 (в редакции приказа Министерства юстиции Украины от 18.01.2013 г. № 131/5), установлено, что держатель Единого реестра предприятий — Минюст, Администратор Единого реестра предприятий — государственное предприятие «Информационный центр» Минюста. Администратор предоставляет извлечения из Единого реестра предприятий.

Согласно пункту 1.8 раздела I «Общие положения» Положения о Едином реестре предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве, утвержденного приказом Минюста от 15.09.2011 г. № 3018/5 (с изменениями), определено, что регистраторами Единого реестра предприятий является Держатель через Департамент нотариата, банкротства и функционирования центрального заверительного органа и структурные подразделения Главного управления юстиции Министерства юстиции Украины в Автономной Республике Крым, главных управлений юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе, обеспечивающие реализацию полномочий в сфере банкротства, которые предоставляют информационные справки из Единого реестра предприятий в порядке, установленном этим Положением.

Учитывая изложенное, если заказчиком в документации конкурсных торгов определен способ документального подтверждения соответствия участника требованиям, предусмотренным частью первой статьи 17 Закона, и определен уполномоченный орган на выдачу соответствующего документа, участник при подготовке предложения конкурсных торгов руководствуется требованиями, установленными в документации конкурсных торгов, так как предложение конкурсных торгов подается заказчику в соответствии с требованиями документации конкурсных торгов согласно пункту 25 части первой статьи 1 Закона.

 

Об изменении существенных условий договора о закупке

В соответствии с частью пятой статьи 40 Закона условия договора о закупке не должны отличаться от содержания предложения конкурсных торгов или ценового предложения (в том числе цены за единицу товара) победителя процедуры закупки. Существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев, определенных этой частью статьи 40 Закона.

Согласно пункту 1 части пятой статьи 40 Закона существенные условия договора о закупке могут изменяться после его подписания в случае уменьшения объемов закупки, в частности с учетом фактического объема расходов заказчика. При этом основание для уменьшения объемов закупки не является исчерпывающим. Вместе с тем в случае уменьшения объемов закупки цена договора о закупке уменьшается в зависимости от изменения таких объемов.

В свою очередь, согласно пунктам 7 и 8 части пятой статьи 40 Закона существенные условия договора о закупке могут изменяться после его подписания в случае, в частности, изменения цены в связи с изменением ставок налогов и сборов пропорционально изменениям таких ставок; изменения установленного согласно законодательству органами государственной статистики индекса инфляции, изменения курса иностранной валюты в случае установления в договоре о закупке порядка изменения цены в зависимости от изменения такого курса, изменения биржевых котировок, регулируемых цен (тарифов) и нормативов, применяемых в договоре о закупке.

В связи с тем, что изменения в вышеупомянутых случаях могут происходить как в сторону увеличения, так и в сторону уменьшения, цена договора о закупке может изменяться в зависимости от таких изменений.

При этом часть пятая статьи 40 Закона не пре­дусматривает случаи увеличения объемов закупки после подписания договора о закупке до полного выполнения обязательств сторонами в полном объеме.

В соответствии с пунктом 4 части пятой статьи 40 Закона существенные условия договора о закупке не могут изменяться после его подписания до выполнения обязательств сторонами в полном объеме, кроме случаев продления срока действия договора и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг в случае возникновения документально подтвержденных объективных обстоятельств, вызвавших такое про­дление, в том числе форс-мажорных обстоятельств, задержки финансирования расходов заказчика при условии, что такие изменения не приведут к увеличению суммы, определенной в договоре.

Вместе с тем форма документального подтверждения объективных обстоятельств Законом не определена, поскольку она зависит именно от обстоятельств, вызвавших продление срока действия договора о закупке и выполнения обязательств по передаче товара, выполнению работ, предоставлению услуг. Поэтому заказчик самостоятельно определяет форму документального подтверждения таких обстоятельств с соблюдением законодательства.

Учитывая требования части первой статьи 631 Гражданского кодекса Украины, согласно которой сроком договора является время, в течение которого стороны могут осуществить свои права и исполнить свои обязанности в соответствии с договором, продление действия договора о закупке возможно в случае, когда срок его действия не закончился в установленном действующим законодательством порядке.

При этом внесение соответствующих изменений в договор о закупке должно быть обоснованным и документально подтвержденным.

 

Директор Департамента государственных закупок и государственного заказа А. Рубан

Комментарий редакции

 

Минэкономразвития разъясняет спорные вопросы в сфере государственных закупок

Для заказчиков и участников государственных закупок период декабрь — январь каждого бюджетного года — это горячая пора. Ведь как раз в это время заказчики организуют и проводят процедуры закупок товаров, работ и услуг.

Учитывая это, в комментируемом письме Мин­экономразвития разъяснило очень важные вопросы для заказчиков, а именно вопросы, касающиеся:

1) внесения изменений в годовой план закупок;

2) приобретения товаров, работ и услуг в случае наличия дополнительных, сэкономленных и перераспределенных средств;

3) документов, подтверждающих соответствие участников установленным требованиям, которые могут требовать заказчики;

4) изменений существенных условий договора о закупке.

Рассмотрим эти вопросы подробно.

1. Любая закупка товаров, работ или услуг начинается с планирования. Для этого комитет по конкурсным торгам составляет и утверждает годовой план государственных закупок (далее — годовой план).

Напомним, что форма годового плана и Инструкция по его заполнению утверждены приказом Минэкономики от 26.07.2010 г. № 922 (далее —Инструкция № 922).

В течение года бюджетные учреждения неоднократно сталкиваются с необходимостью внесения изменений в годовой план закупок. Возможность внесения изменений в такой план предусмотрена ч. 1 ст. 4 Закона Украины «Об осуществлении государственных закупок» от 01.06.2010 г. № 2289-VI (далее — Закон № 2289).

Вот здесь и возникает у заказчиков ряд вопросов: каким образом оформить изменения в годовой план закупок? С какой периодичностью разрешено вносить такие изменения? И вообще, что можно изменять в годовом плане?

Главным образом эти вопросы связаны с тем, что порядок внесения изменений в годовой план и непосредственно форма таких изменений ни Законом № 2289, ни Инструкцией № 922 не определены.

Учитывая это, Минэкономразвития в комментируемом письме признало, что действительно законодательством не определены:

— форма внесения изменений в годовой план государственных закупок;

— периодичность таких изменений.

Кроме того, не ограничен характер таких изменений (изменение ожидаемой стоимости закупки, предмета закупки, срока начала процедуры закупки и т. п.).

Поэтому заказчик может периодически вносить изменения в годовой план в соответствии с имеющимся финансированием, потребностью в товарах, работах или услугах.

Как правило, изменения в годовой план заказчики оформляют одним из таких способов: или утвержденный годовой план дополняют необходимыми изменениями, или же излагают годовой план в новой редакции. Поскольку ни Закон № 2289, ни Инструкция № 922 не содержат четких требований по этому вопросу, заказчики могут использовать тот вариант, который им больше нравится.

 

Обратите внимание! В любом случае изменения в годовой план разрешено вносить до начала осуществления соответствующей закупки.

Напомним заказчикам несколько важных моментов, касающихся этой процедуры:

— изменения в годовой план закупок утверждает комитет по конкурсным торгам (подписывают председатель и секретарь). Такие изменения комитет оформляет протоколом;

— изменения в годовой план необходимо направить в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения в органы Госказначейства и Мин­экономразвития;

— изменения в годовой план обнародуются на собственном веб-сайте заказчика или при его отсутствии на веб-сайте главного распорядителя бюджетных средств в течение 5 рабочих дней со дня их утверждения.

Подробнее об этом мы рассказывали в материале «О внесении изменений в годовой план закупок» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 11, с. 28).

2. Иногда в течение года, а чаще — в конце года, заказчики получают дополнительные средства, осуществляют перераспределение бюджетных ассигнований или получают такие средства в результате экономии.

В связи с этим возникает вопрос: подпадают ли такие средства под действие Закона № 2289?

При решении этого вопроса главная проблема заключается в том, что в действующем законодательстве не определены понятия «дополнительные средства», «экономия средств».

В свое время Минэкономразвития в разъяснении от 09.12.2011 г. № 3302-25/14839-08 высказало свое мнение об осуществлении закупок в случае получения заказчиком дополнительных средств.

На этот раз специалисты Минэкономразвития решили отойти от стандартного ответа и разъяснили немного больше по этому вопросу. Для наглядности представим в табл. 1 позицию Мин­экономразвития на конкретных ситуациях, а также соответствующие действия заказчиков.

 

Таблица 1

Вопросы

Ситуации

дополнительные средства

перераспределение средств

экономия средств

1

2

3

4

Когда такие ситуации возникают?

Получение дополнительных бюджетных ассигнований (финансирования) на закупку.

Например, в начале года бюджетное учреждение исходя из суммы запланированных бюджетных ассигнований провело тендер на закупку бензина на сумму 130 тыс. грн. В июле этого года этому учреждению были выделены дополнительные бюджетные ассигнования на закупку бензина на сумму 75 тыс. грн.

Возникновение необходимости в перераспределении бюджетных ассигнований в разрезе КЭКР урегулировано Порядком составления, рассмотрения, утверждения и основными требованиями к исполнению смет бюджетных учреждений, утвержденным постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Например, в смете бюджетного учреждения на год запланированы бюджетные ассигнования на приобретение бензина на сумму 195 тыс. грн. и запчастей на транспортные средства — 85 тыс. грн. В начале года такое учреждение провело тендер на закупку бензина и заключило договор исходя из суммы средств, запланированных на приобретение бензина.

Экономия средств может возникнуть в результате:
— подачи предложений на сумму меньше, нежели ожидаемая стоимость закупки;
— расторжения договора закупки;
— частичной отмены процедуры;
— изменения цены договора в сторону уменьшения в случаях, определенных в ч. 5 ст. 40 Закона № 2289

 

Подробно такую ситуацию мы рассматривали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 31

В течение года возникла необходимость в дополнительной закупке бензина, но дополнительные средства из бюджета на такую закупку не выделены. Поэтому учреждением принято решение в пределах средств, утвержденных в смете по КЭКР 2210, осуществить перераспределение расходов, направив средства, первоначально предусмотренные для приобретения запчастей, на дополнительную закупку бензина на сумму 50 тыс. грн.

Подробно такую ситуацию мы рассматривали в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 39

 

Как действовать заказчикам в таких ситуациях?

Шаг 1. Внести изменения в годовой план.

О том, как заказчику внести изменения в годовой план, см. п. 1 этого комментария.

Информацию о закупке товаров, ожидаемая стоимость которых ниже сумм, указанных в ч. 1 ст. 2 Закона № 2289, заказчик должен указать в приложении к годовому плану закупок. Такой предмет закупки отражается в этом приложении отдельной строкой, а в колонке «Примечания» целесообразно указать причину возникновения необходимости в такой закупке.

По мнению авторов комментируемого письма, такой предмет закупки считается новым предметом договора.

Шаг 2. Заказчик осуществляет выбор процедуры закупки исходя из стоимостных пределов, установленных ч. 1 ст. 2 Закона № 2289.

При решении вопроса о необходимости проведения процедуры закупки заказчик (бюджетное учреждение) должен исходить из того, какую сумму планируется направить на закупку товаров, работ и услуг.

Если стоимость предмета закупки товаров и услуг не превышает стоимостный предел — 100 тыс. грн., то на такую закупку не распространяются требования Закона № 2289. Поэтому в таких ситуациях бюджетные учреждения не проводят процедуру закупки, т. е. заключают прямой договор.

При этом осуществление таких закупок должно быть обоснованным и документально подтвержденным

 

3. Заказчики предусматривают квалификационные критерии и требования к участникам, установленные ст. 16 и 17 Закона № 2289. Перечень таких требований определяют в документации конкурсных торгов. Также заказчики указывают информацию о способе документального подтверждения соответствия участников установленным критериям и требованиям согласно законодательству.

Так, заказчик принимает решение об отказе участнику в участии в процедуре закупки и обязан отклонить предложение конкурсных торгов участника в случае, если имеются основания, указанные в ч. 1 ст. 17 Закона № 2289. В частности, такими основаниями являются: отсутствие у участника документов, подтверждающих правомочия на заключение договора о закупке; участник привлечен к ответственности за совершение коррупционного правонарушения в сфере государственных закупок; участник признан банкротом и в отношении него открыта ликвидационная процедура и т. п.

При этом авторы комментируемого письма обращают внимание на то, что форма документального подтверждения соответствия участников вышеупомянутым требованиям Законом № 2289 не определена. Таким образом, как разъясняется в этом письме, перечень документов, подтверждающих информацию участников об их соответствии требованиям, заказчик определяет самостоятельно, придерживаясь законодательства.

В то же время Минэкономразвития рекомендует заказчикам в документации конкурсных торгов указывать способ подтверждения соответствия участников требованиям законодательства. То есть, если законодательством определена конкретная форма документов, которые могут содержать соответствующую информацию, и установлен орган, уполномоченный их выдавать, предлагают заказчику предусмотреть требование о предоставлении участниками именно таких документов. Следовательно, в документации конкурсных торгов заказчик должен указать, какие именно документы должен предоставить участник.

В комментируемом письме Минэкономразвития рассказало о некоторых из таких документов. Обобщим информацию об этих документах в табл. 2.

 

Таблица 2

Документ

Кто (какой орган) выдает такой документ

Информация об отсутствии сведений о привлечении к ответственности за совершение коррупционного правонарушения

Сведения из Единого государственного реестра лиц, совершивших коррупционные правонарушения (далее — Реестр), предоставляют в виде извлечения из Реестра и информационной справки.

Извлечение из Реестра — документ, свидетельствующий о внесении сведений о лице в Реестр или об отсутствии сведений о таком лице в Реестре.

Минюст предоставляет бесплатно извлечение из Реестра в течение 7 рабочих дней.

Информационная справка из Реестра (далее — справка) — это документ, который регистратор предоставляет бесплатно по обращению физического лица (уполномоченного им лица) на получение сведений о себе из Реестра и свидетельствует о наличии либо отсутствии сведений о таком лице в Реестре.

Справку бесплатно предоставляют Главное управление юстиции Минюста в АР Крым, главные управления юстиции в областях, городах Киеве и Севастополе в течение 5 рабочих дней на письменный запрос физического лица (уполномоченного им лица).

Требования к выдаче Извлечения из Реестра и справки определены Положением о Едином государственном реестре лиц, совершивших коррупционные правонарушения, утвержденным приказом Минюста от 11.01.2012 г. № 39/5

Информация об отсутствии судимости

Сведения об отсутствии или наличии судимости гражданам на их запрос предоставляют Департамент информационно-аналитического обеспечения МВД и управления (отделы) информационно-аналитического обеспечения главных управлений, управлений МВД в АР Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Такие сведения предоставляют бесплатно в течение 30 календарных дней со дня поступления запроса.

Такой порядок предоставления сведений предусмотрен ст. 16 и 19 Закона Украины «О защите персональных данных» от 01.06.2010 г. № 2297-VI

Информация об отсутствии производства по делу о банкротстве

Сведения из Единого реестра предприятий, в отношении которых возбуждено производство по делу о банкротстве (далее — Единый реестр), предоставляют в виде информационных справок или извлечений.

Информационная справка из Единого реестра предприятий — это документ, который бесплатно предоставляют по письменному запросу юридического лица или физического лица — предпринимателя о получении в отношении них справки из Единого реестра.

Извлечение из Единого реестра — документ, который предоставляет государственное предприятие «Информационный центр» Минюста или его филиал на письменный запрос юридического или физического лица о выдаче извлечения из Единого реестра в отношении субъекта предпринимательской деятельности, о котором запрашивается информация

 

Таким образом, если заказчик в документации конкурсных торгов определил способ документального подтверждения соответствия участника требованиям, предусмотренным ч. 1 ст. 17 Закона № 2289, и орган, уполномоченный выдавать соответствующий документ, участник должен руководствоваться именно этими требованиями.

Обратите внимание: вышеприведенный перечень документов не является исчерпывающим. Как отметило Минэкономразвития, полный перечень документов, подтверждающих информацию участников об их соответствии установленным требованиям, определяет заказчик.

4. Порядок внесения изменений в существенные условия договора всегда интересовал как заказчиков, так и участников торгов.

В комментируемом письме Минэкономразвития обратило внимание на ключевые моменты изменений существенных условий договора. Однако не будем пересказывать выводы этого Министерства еще раз, поскольку на страницах нашей газеты этот вопрос мы уже неоднократно освещали.

Так, о том, какие существенные условия до­говора о закупке необходимо предусмотреть в договоре о закупке, мы рассказывали в материале «Форма договора о закупке: какой она должна быть» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 5). Об основных моментах, на которые следует обратить внимание сторонам в случае внесения изменений в условия договора о закупке, рассказывал специалист контрольно-ревизионной службы в материале «Об изменении цены договора о закупке» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 24).

Кроме того, об изменении существенных условий договора можно прочитать в таких материалах:

«Изменилась цена на предмет закупки: как действовать заказчикам» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 16);

«Изменение цены по договору о закупке товаров после его заключения» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 24);

«О возможности увеличения суммы договора о закупке» (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2012, № 44).

 

Виктория МАТВЕЕВА, экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше