Темы статей
Выбрать темы

Гуманитарная помощь для терцентра: учитываем правильно

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Гуманитарная помощь для терцентра: учитываем правильно

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Как правильно отражать в учете одежду и обувь, полученные территориальным центром от организаций-доноров в качестве гуманитарной помощи? В каком выражении (поштучном или весовом) следует учитывать вещи, поступившие в качестве гуманитарной помощи в килограммах?

(Житомирская обл.)

 

Достаточно часто именно гуманитарная помощь позволяет «залатать дыры» в финансировании. Иными словами, это возможность удовлетворить те потребности, средства на которые из бюджета не выделены или выделены недостаточно. Чаще всего помощь поступает в виде учебной литературы для школьников, лекарств и перевязочных материалов для больных, продуктов питания, одежды и обуви для подопечных интернатов, детдомов и т. п. Как учитывать такие материальные ценности? Давайте разберемся.

Для начала выясним суть понятия «гуманитарная помощь». Для этого обратимся к основному нормативному документу, регулирующему отношения по получению и предоставлению гуманитарной помощи в Украине, — Закону Украины «О гуманитарной помощи» от 22.10.99 г. № 1192-XIV (далее — Закон № 1192). В ст. 1 этого Закона указано, что гуманитарная помощь — это целевая адресная бесплатная помощь в денежной или натуральной форме в виде безвозвратной финансовой помощи, добровольных пожертвований, выполнения работ или предоставления услуг. Предоставлять такую помощь по гуманным мотивам могут как отечественные, так и иностранные доноры получателям в Украине или за рубежом. Предпосылкой предоставления гуманитарной помощи являются социальная незащищенность, материальная необеспеченность, чрезвычайное положение, возникшее в результате стихийного бедствия, аварий, эпидемий, экологических, техногенных и других катастроф. Фактически гуманитарная помощь является разновидностью благотворительности. Направления ее использования определяют в соответствии с обстоятельствами, объективными потребностями, согласием ее получателей и при условии соблюдения требований ст. 3 Закона Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» от 05.07.2012 г. № 5073-VI.

Получателями гуманитарной помощи являются юридические лица, зарегистрированные в соответствии с Порядком регистрации получателей гуманитарной помощи, утвержденным постановлением КМУ от 30.01.2013 г. № 39, в Едином реестре получателей гуманитарной помощи. Поэтому бюджетное учреждение может получать гуманитарную помощь только после регистрации в Едином реестре получателей такой помощи.

О получателях поговорим подробнее. В частности, в данном случае получателем гуманитарной помощи является территориальный центр социального обслуживания (предоставления социальных услуг) (далее — терцентр). С целью рациональной организации процесса предоставления социальных услуг гражданам, находящимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающимся в посторонней помощи, в составе терцентров создают структурные подразделения. Перечень подразделений, которые могут быть созданы в терцентре, приведен в п. 9 Типового положения о территориальном центре социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417.

Отметим, что среди всех возможных отделений терцентра только два обеспечивают граждан*, определенных нормами Перечня социальных услуг, условиями и порядком их предоставления структурными подразделениями территориального центра социального обслуживания (предоставления социальных услуг), утвержденного постановлением КМУ от 29.12.2009 г. № 1417 (далее — Перечень № 1417), одеждой и обувью. А конкретно, это такие подразделения, как: стационарное отделение для постоянного или временного проживания и отделения организации предоставления адресной натуральной и денежной помощи.

* Терцентр обеспечивает осуществление своими структурными подразделениями социального обслуживания: граждан преклонного возраста, инвалидов, больных (из числа лиц трудоспособного возраста на период до установления им группы инвалидности, но не более четырех месяцев), которые не способны к самообслуживанию и нуждаются в постоянной посторонней помощи, признанных таковыми в порядке, утвержденном Минздравом; граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации в связи с безработицей и зарегистрированных в государственной службе занятости как ищущие роботу, стихийным бедствием, катастрофой (и имеющих на своем иждивении несовершеннолетних детей, детей-инвалидов, лиц преклонного возраста, инвалидов), если среднемесячный совокупный доход их семей ниже прожиточного минимума для семьи (п. 2 Перечня № 1417).

При этом граждане в стационарном отделении находятся на полном государственном содержании и обеспечиваются одеждой и обувью в соответствии с установленными нормами (п. 39 Перечня № 1417), тогда как отделения адресной помощи в соответствии с п. 54 Порядка № 1417 бесплатно обеспечивают подопечных одеждой и обувью исходя из возможностей. Поэтому для удовлетворения нужд малообеспеченных граждан отделения адресной помощи имеют право организовывать пункты приема продуктов питания, одежды, обуви и т. п.

Таким образом, из указанного выше следует, что расходы на обеспечение граждан одеждой и обувью в стационарных отделениях обязательно планируют в сметах терцентров. При этом отделения адресной помощи удовлетворяют эти потребности по большей части за счет благотворительных взносов граждан, предприятий, учреждений и организаций.

Однако, независимо от того, для какого именно подразделения терцентра предназначена гуманитарная помощь, полученные от доноров материальные ценности обязательно следует оприходовать на баланс учреждения. Ведь в случае отсутствия учета получения и целевого использования гуманитарной помощи последняя считается использованной не по целевому назначению. Это четко указано в ч. 4 ст. 11 Закона № 1192.

Дальше коснемся непосредственно вопросов учета предметов гардероба, поступивших в терцентр в качестве гуманитарной помощи. И начнем с того, что такие материальные ценности следует отражать в бухгалтерском учете в соответствии с нормами Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Положение № 611), поскольку одежда и обувь в соответствии с п. 2.1 этого Положения относятся к необоротным активам.

Следует отметить, что порядку бухгалтерского учета необоротных активов, полученных в качестве гуманитарной помощи, подарка и безвозвратной помощи, посвящен отдельный разд. VI Положения № 611.

Так, необоротные активы, полученные бесплатно в виде безвозвратной помощи, подарка, согласно п. 6.2 этого Положения принимает комиссия, созданная приказом руководителя учреждения. В состав такой комиссии обязательно входит работник бухгалтерской службы, а для нижестоящих распорядителей бюджетных средств — представители учреждения вышестоящего уровня.

Комиссия составляет акт, в котором указываются наименование, количество и стоимость полученных материальных ценностей. Одновременно этим объектам присваивают инвентарные (номенклатурные) номера, о чем делается запись в акте их приемки.

Первоначальную стоимость необоротных активов, поступивших в качестве гуманитарной помощи, определяют на уровне справедливой стоимости на дату получения, оценка которой проводится в соответствии с законодательством (п. 6.3 Положения № 611).

Важно: бухгалтерский учет поступления, перемещения и выбытия гуманитарной помощи ведут в учетных регистрах отдельно от материальных ценностей, приобретенных за счет других источников.

Подведем предварительные итоги: гуманитарную помощь в виде одежды и обуви следует принимать на основании Акта приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет). Чтобы оформить оприходование нескольких однотипных объектов одинаковой стоимости, целесообразно составлять общий акт приемки. Причем для организации учета и обеспечения контроля предметам одного наименования (куртки, свитера, брюки, сорочки, сапоги и т. п.) во время их приемки следует присвоить номенклатурные номера. Кроме того, для учета одежды и обуви применяют Инвентарные карточки группового учета основных средств в бюджетных учреждениях типовой формы № ОЗ-9 (бюджет). В этих карточках материальные ценности учитывают в разрезе материально ответственных лиц, по предметам одного наименования, качеству материала и цене, с указанием номенклатурного номера.

Имейте в виду: предметы одежды и обуви, поступившие в качестве гуманитарной помощи в килограммах, целесообразно оприходовать в штучном выражении в разрезе отдельных видов одежды и обуви. Это, в свою очередь, значительно упростит их оценку, учет и дальнейшую выдачу подопечным терцентра.

Следующий момент, на котором следует остановиться, это начисление износа на одежду и обувь, полученные от доноров. Так вот, никаких исключений для объектов, полученных в качестве гуманитарной помощи, по начислению износа нет. То есть износ на такие предметы одежды и обуви начисляют в первом месяце передачи в использование в размере 50 % их первоначальной стоимости и оставшиеся 50 % — в месяце ликвидации (списания с баланса).

Кстати, на практике достаточно часто 50 % износа на такие объекты начисляют в накладных (требованиях), которые выписывают при их выдаче со склада. Таким образом, накладные являются одновременно основанием и для выдачи материальных ценностей для пользования, и для отражения хозяйственной операции по начислению износа в мемориальном ордере № 274.

Также отметим, что выдачу одежды и обуви гражданам, которых обслуживает отделение адресной помощи терцентра, проводят по раздаточным ведомостям под подпись каждого из получателей. Такие раздаточные ведомости являются основанием для списания с баланса терцентра фактически розданных одежды и обуви.

Теперь поговорим об отражении одежды и обуви, полученных в качестве гуманитарной помощи, на счетах бухгалтерского учета. В частности, такие объекты в соответствии с Порядком применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденным приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, учитывают в заведениях социального обеспечения на субсчете 114 «Белье, постельные принадлежности, одежда и обувь». При этом в пределах субсчета выделяют отдельные группы:

1) белье (сорочки, халаты);

2) постельные принадлежности (матрасы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т. п.);

3) одежда и обмундирование, включая спецодежду (костюмы, пальто, плащи, тулупы, платья, кофты, юбки, куртки, брюки и т. п.);

4) обувь, включая специальную (ботинки, сапоги, сандалии, валенки и т. п.);

5) спортивная одежда и обувь (костюмы, ботинки и т. п.).

Кроме того, стоимость гуманитарной помощи, полученной как в денежной, так и в натуральной форме, отражают на субсчете 324 «Специальные регистрационные счета для учета средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений».

Как отразить на счетах бухгалтерского учета операции по поступлению и использованию одежды и обуви, полученных терцентром в качестве гуманитарной помощи, рассмотрим на условном примере.

 

Пример. В терцентр поступила гуманитарная помощь — одежда и обувь для подопечных, находящихся в стационарном отделении.

При принятии гуманитарной помощи комиссия пересчитала и оценила материальные ценности по справедливой стоимости. По результатам работы комиссии составлен акт, в соответствии с которым в качестве гуманитарной помощи получены:

— куртки демисезонные мужские — 10 шт. по 600 грн. каждая (на сумму 6000 грн.);

— костюмы спортивные мужские — 10 шт. по 300 грн. (на сумму 3000 грн.);

— футболки хлопковые мужские — 20 шт. по 30 грн. (на сумму 600 грн.);

— обувь кроссовая мужская — 10 пар по 200 грн. (на сумму 2000 грн.).

Полученные предметы одежды и обуви оприходованы на основании актов приемки-передачи основных средств типовой формы № ОЗ-1 (бюджет).

Одежда и обувь переданы в пользование подопечным на основании накладной. Одновременно с выдачей материальных ценностей осуществлено начисление износа в размере 50 % от их первоначальной стоимости.

В бухгалтерском учете эти операции отражены так:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, 
грн.

дебет

кредит

1

Оприходованы одежда и обувь, полученные
как гуманитарная помощь*

324

712

11600

364

324

11600

114

364

11600

812

401

11600

2

Начислено 50 % износа на одежду и обувь при передаче в пользование

401

132

5800

* В орган Госказначейской службы не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца подается Справка о поступлениях в натуральной форме.

 

Конечно, распорядители бюджетных средств редко планируют в смете поступление гуманитарной помощи. Следовательно, в случае фактического ее получения нужно внести изменения в смету в части специального фонда. Основанием для внесения таких изменений являются справка Госказначейской службы о подтверждении поступлений и справка об изменениях к смете. Такие требования установлены пп. 47 и 49 Порядка составления, рассмотрения, утверждения и основных требований к выполнению смет бюджетных учреждений, утвержденного постановлением КМУ от 28.02.2002 г. № 228.

Напомним, что учреждения, получившие гуманитарную помощь, обязаны составлять и подавать «Отчет о поступлении и использовании средств, полученных по прочим источникам собственных поступлений бюджетных учреждений» (форма № 4-2д, № 4-2м). Это предусмотрено п.п. 3.5.2 Порядка составления финансовой и бюджетной отчетности распорядителями и получателями бюджетных средств, утвержденного постановлением КМУ от 24.01.2012 г. № 44.

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше