Темы статей
Выбрать темы

Замена сантехники: отражаем правильно

Редакция ББ
Ответы на вопросы

Замена сантехники: отражаем правильно

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Бюджетное учреждение приобрело санитарно-технические приборы (умывальники, унитазы, смесители для душа, сливное оборудование и сливные бачки, краны, сифоны) для замены изношенного, не пригодного для дальнейшего использования оборудования новым. При этом возникли такие вопросы:

1. К какому виду ремонта относятся работы по замене отработанной сантехники новой? Каким нормативным документом следует руководствоваться при классификации ремонтных работ: Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004 г. № 150, или Положением о безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденным совместным приказом Госстроя и Госнадзорохрантруда от 27.11.97 г. № 32/288?

2. На каких субсчетах следует учитывать упомянутые выше материальные ценности, приобретенные для замены старой сантехники?

3. Как правильно документально оформить и отразить в бухгалтерском учете замену отработанного санитарно-технического оборудования, если работы будут выполняться собственными силами учреждения?

4. Каков порядок списания изношенной сантехники с баланса учреждения после ее замены новой?

(Житомирская обл.)

 

Ответим по очереди на каждый вопрос.

1. Решить, к какому именно виду ремонта относятся те или иные ремонтные работы, поможет в первую очередь раскрытие содержания понятий «текущий ремонт» и «капитальный ремонт». Так, согласно разъяснениям, предоставленным Госстроем в письме от 30.04.2003 г. № 7/7-401, капитальный ремонт здания — это комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий замену, восстановление и модернизацию конструкций и оборудования зданий в связи с их физической изношенностью и разрушением, улучшение эксплуатационных показателей, а также улучшение планировки здания и благоустройство территории без изменения строительных габаритов объекта. Капитальный ремонт предусматривает приостановление на время выполнения работ эксплуатации здания в целом или его частей (при условии их автономности).

Под текущим ремонтом следует понимать комплекс ремонтно-строительных работ, предусматривающий систематическое и своевременное поддержание эксплуатационных качеств и предупреждение преждевременного износа конструкций и инженерного оборудования. Если здание в целом не подлежит капитальному ремонту, комплекс работ текущего ремонта может включать отдельные работы, классифицируемые как относящиеся к капитальному ремонту (кроме работ, которые предусматривают замену и модернизацию конструктивных элементов здания). Текущий ремонт должен осуществляться с периодичностью, обеспечивающей эффективную эксплуатацию здания или объекта с момента завершения его строительства (капитального ремонта) до момента постановки на очередной капитальный ремонт (реконструкцию).

Чтобы определить, к текущему или капитальному ремонту относятся работы по замене отработанного санитарного оборудования (умывальников, унитазов, сливного оборудования и т. п.) новым, необходимо руководствоваться Примерным перечнем услуг по содержанию домов и сооружений и придомовых территорий и услуг по ремонту помещений, домов, сооружений, утвержденным приказом Госжилкоммунхоза от 10.08.2004 г. № 150 (далее — Перечень № 150). В подтверждение этого Минрегионстрой в письме от 15.07.2009 г. № 9/9-1056 сообщил, что указанный Перечень может быть применен для определения работ текущего или капитального ремонта больниц, учебных заведений, административных домов по соответствующему решению главного распорядителя средств. В то время как Примерный перечень работ по текущему ремонту зданий и сооружений и Примерный перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений, приведенные в приложениях 4, 5 к Положению о безопасной и надежной эксплуатации производственных зданий и сооружений, утвержденному совместным приказом Госстроя и Госнадзорохрантруда от 27.11.97 г. № 32/288, как и собственно все нормы этого Положения, распространяются на производственные здания и сооружения. В свою очередь, к производственным зданиям и сооружениям относятся здания и сооружения, предназначенные непосредственно для производства промышленной или сельскохозяйственной продукции. К промышленным, например, относят здания и сооружения, в которых или с помощью которых выпускают готовую промышленную продукцию или полуфабрикаты. Здание же бюджетного учреждения к производственным не относится, а классифицируется как общественное, непроизводственное здание.

Таким образом, в соответствии с п.п. 2.12.8 Перечня № 150 замена кранов, задвижек и санитарных приборов (умывальников, кухонных раковин, унитазов, писсуаров и т. п.) относится к капитальному ремонту здания.

2. Согласно Порядку применения Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденному приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611 (далее — Порядок № 611), наличие и движение строительных конструкций и деталей, и в частности, санитарно-технической системы, отражаются на субсчете 202 «Оборудование, конструкции и детали к установке». В то время как информация о движении санитарно-технических материалов (кранов, муфт, тройников и т. п.), приобретенных за счет средств, предназначенных для капитального строительства, и используемых в процессе строительных и монтажных работ, обобщается на субсчете 204 «Строительные материалы».

Таким образом, приобретенные санитарно-технические приборы до момента их использования для ремонта следует учитывать в составе запасов. И хотя Порядком № 611 четко не определено, какие конкретно санитарно-технические приборы и материалы следует учитывать на субсчете 202, а какие на субсчете 204, считаем целесообразным на субсчете 202 вести учет санитарно-технического оборудования, которое требует монтажа и имеет более сложную конструкцию (например, умывальники, кухонные раковины, унитазы, сливное оборудование, бачки и т. п.), а более мелкие санитарно-технические материалы (краны и смесители для душа, муфты, сифоны и т. п.) — отражать на субсчете 204.

Заметим, что в соответствии с п.п. 3.1.3.2 Инструкции по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333, расходы на приобретение строительных материалов за счет средств, предусмотренных на капитальный ремонт других объектов, а также оборудования, подлежащего установке, в том числе оборудования для санитарно-технической системы, требующего монтажа (т. е. то, которое существует только вмонтированным, встроенным), осуществляются по КЭКР 3132 «Капитальный ремонт прочих объектов». Таким образом, замена изношенной, не пригодной для дальнейшего использования, сантехники в помещении учреждения может производиться при условии, что расходы на такие цели были запланированы по КЭКР 3132. Расходование же бюджетных средств на цели, не соответствующие бюджетным ассигнованиям (росписи бюджета, смете, плану использования бюджетных средств), в соответствии со ст. 119 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI (далее — БКУ) квалифицируется как нецелевое использование бюджетных средств, которое влечет за собой применение к нарушителям мер воздействия, пре­дусмотренных ст. 117 БКУ и ст. 16412 Кодекса Украины об административных правонарушениях от 07.12.84 г. № 8073-Х.

При этом Госказначейство в письме от 16.06.2007 г. № 3.4-04/1518-7141 обратило внимание на то, что выплата любых денежных вознаграждений при проведении ремонтных работ собственными силами учреждения (т. е. работниками учреждения) может осуществляться только из фонда оплаты труда. Кроме того, согласно разъяснениям, предоставленным Госказначейством в письме от 25.04.2003 г. № 07-06/872-3814, проведение текущего и капитального ремонтов собственными силами учреждения осуществляется только при условии предоставления утвержденной сметы на выполнение указанных работ с учетом действующих государственных строительных норм.

3. Что касается документального оформления выполнения работ по капитальному ремонту, то для решения этого вопроса прежде всего следует обратиться к Методическим рекомендациям по перечню подтверждающих документов для регистрации бюджетных обязательств, бюджетных финансовых обязательств и проведения платежей, утвержденным приказом Госказначейской службы от 29.04.2013 г. № 68. В частности, этими Методическими рекомендациями предусмотрена подача распорядителями бюджетных средств на стадии регистрации бюджетных обязательств, связанных с осуществлением капитального ремонта, таких документов, как:

1) договор;

2) договор подряда (контракт). Очевидно, что такой договор подается в органы Госказначейской службы в случае привлечения к проведению ремонтных работ сторонних организаций, потому при условии выполнения ремонта собственными силами учреждения подавать этот документ не нужно;

3) свод расходов, который в соответствии с п.п. 2.2.7 Правил определения стоимости строительства ДБН Д.1.1-1-2000, утвержденных приказом Госстроя от 27.08.2000 г. № 174 (далее — ДБН Д.1.1-1-2000), составляется в случаях, когда вместе со строительством производственных объектов предусматривается строительство объектов жилого и общественного назначения или базы строительной индустрии, профтехучилищ, профилакториев, объектов подсобного сельского хозяйства и бытового обслуживания населения, городского наземного пассажирского транспорта, дорог, путепроводов и подобных инженерных сооружений, и осуществление строительства по очередям;

4) сводный сметный расчет стоимости строительства (капитального ремонта). Заметим, что согласно п.п. 2.2.6 ДБН Д.1.1-1-2000 сводные сметные расчеты стоимости строительства предприятий, зданий, сооружений (или их очередей) составляются на основе объектных смет, объектных сметных расчетов и сметных расчетов на отдельные виды расходов. В свою очередь, объектные сметы объединяют в своем составе на объект в целом данные из локальных смет;

5) локальная смета, которая в соответствии с п.п. 2.2.1 ДБН Д.1.1-1-2000 является первичным сметным документом и составляется на отдельные виды работ и расходов по зданиям и сооружениям или по общеплощадочным работам на основании объемов, определенных при разработке рабочей документации (рабочих чертежей);

6) разрешение на выполнение строительных работ. Важно: согласно ст. 34 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» от 17.02.2011 г. № 3038-VI (далее — Закон № 3038) заказчик имеет право выполнять строительные работы после направления уведомления о начале выполнения строительных работ центральному органу исполнительной власти, реализующему государственную политику по вопросам государственного архитектурно-строительного контроля, — в отношении объектов, строительство которых осуществляется на основании строительного паспорта, которые не требуют регистрации декларации о начале выполнения строительных работ или получения разрешения на выполнение строительных работ согласно перечню объектов строительства, утвержденному центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим формирование государственной политики в сфере градостроительства. При этом получение разрешения является обязательным в случае выполнения подготовительных работ и строительных работ на объектах строительства, относящихся к IV и V категориям сложности, подключения объекта строительства к инженерным сетям и сооружениям (ч. 1 ст. 37 Закона № 3038). С учетом этого получать разрешение на выполнение работ по замене отработанной сантехники новой учреждению не нужно;

7) дефектный акт;

8) проектно-сметная документация. Следует иметь в виду, что согласно п. 6.1 Методических рекомендаций по проведению государственной контрольно-ревизионной службой ревизий использования средств на строительство, утвержденных приказом ГлавКРУ от 27.02.2009 г. № 39 (далее — Методические рекомендации № 39), все виды ремонтно-строительных работ, кроме текущего ремонта, требуют наличия проектно-сметной документации. Проектно-сметная документация для строительства принимается заказчиком на основании Акта о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, который является основанием для оплаты выполненной работы.

Отметим также, что в соответствии с требованиями Порядка утверждения проектов строительства и проведения их экспертизы, утвержденного постановлением КМУ от 11.05.2011 г. № 560 (далее — Порядок № 560), проектно-сметная документация должна быть утверждена в следующем порядке: до 30 млн грн. — руководителем предприятия-заказчика, от 30 до 100 млн грн. — облгосадминистрациями или министерствами; 100 млн грн. и выше — КМУ;

9) положительное заключение комплексной государственной экспертизы. Так, п. 10 Порядка № 560 предусмотрено, что обязательной экспертизе подлежат проекты строительства объектов, которые: относятся к IV и V категориям сложности, сооружаются на территориях со сложными инженерно-геологическими и техногенными условиями, сооружаются с привлечением бюджетных средств, средств государственных и коммунальных предприятий, учреждений и организаций, а также кредитов, предоставленных под государственные гарантии. Однако замена сантехники в помещении бюджетного учреждения не предусматривает сооружения отдельного объекта, следовательно, проведение экспертизы проектно-сметной документации на капитальный ремонт в таком случае не является обязательным;

10) акт приемки-выполнения подрядных работ (ф. № КБ-2в) и справка о стоимости выполненных строительных работ и расходов (ф. № КБ-3), примерные формы которых утверждены приказом Минрегионстроя от 04.12.2009 г. № 554. Существенно, что в соответствии с п. 9.2 Методических рекомендаций № 39 предприятия могут осуществлять записи в бухгалтерском учете также на основании другого первичного документа по определению степени завершенности работ и исчислению прибылей по методу измерения и оценки выполненной работы, содержащего необходимые реквизиты, наличие которых обеспечивает получение информации о дате, видах, объемах и стоимости выполненных работ;

11) счет (в случае осуществления предварительной оплаты);

12) накладная/товарно-транспортная накладная (если условия договора предусматривают оплату по получении товара) при приобретении строительных материалов, оборудования, конструкций и т. п.;

13) документы, подтверждающие осуществление закупок товаров, работ и услуг за государственные средства в соответствии с законодательством в сфере государственных закупок;

14) другие документы, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

Следовательно, в случае проведения капитального ремонта в помещении учреждения хозяйственным способом в органы Госказначейской службы необходимо подать договор на поставку строительных материалов, локальную смету, дефектный акт, проектно-сметную документацию, утвержденную руководителем учреждения, документы, подтверждающие объемы выполненных работ по их видам и с указанием стоимости каждого из них, счета, накладные (товарно-транспортные накладные) на приобретение строительных материалов.

Кроме того, по окончании работ по замене отработанной сантехники новой, независимо от способа выполнения таких работ (подрядный или хозяйственный способ), оформляется Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет), утвержденной совместным приказом Главного управления Госказначейства и Госкомстата от 02.12.97 г. № 125/70. В этом акте указывают сметную стоимость ремонта, реконструкции, модернизации согласно утвержденному расчету расходов, необходимых для их осуществления, и фактическую стоимость законченных работ. Акт передается в бухгалтерию учреждения, где проводятся соответствующие записи в инвентарных карточках учета основных средств типовой формы № ОЗ-6 (бюджет). Изменения в характеристике объекта, связанные с проведением его ремонта (если таковые имели место), вносятся в соответствующий раздел акта и технического паспорта объекта.

Напомним также, что согласно п. 1.8 Положения по бухгалтерскому учету необоротных активов бюджетных учреждений, утвержденного приказом Минфина от 26.06.2013 г. № 611, расходы на капитальный ремонт не относятся на увеличение стоимости необоротных активов, а относятся на фактические расходы по соответствующим кодам экономической классификации расходов бюджета.

4. По поводу списания изношенной сантехники с баланса учреждения при замене ее новой отметим, что оборудование санитарно-технической системы не является отдельным объектом учета, а следовательно, оприходовать на баланс учреждения и списывать с баланса такие материальные ценности отдельно не нужно. В то время как приобретенное новое санитарно-техническое оборудование и материалы до момента их установки во время ремонта помещения учитываются в составе запасов, списываемых в момент их установки (подключения) на основании Акта списания по типовой форме № З-2, утвержденной приказом Госказначейства от 18.12.2000 г. № 130. В акте отмечается информация о том, какие именно приборы, материалы и в каком помещении установлены.

Вместе с тем отработанные санитарно-технические приборы и материалы после их замены нельзя просто выбросить на свалку, ведь отдельные части отработанных приборов могут быть использованы для ремонта, а некоторые материалы и детали содержат в своем составе цветные металлы и подлежат сдаче специализированным предприятиям. Таким образом, постоянно действующая комиссия учреждения должна определить пути дальнейшего использования таких материальных ценностей и провести их оценку, которая должна быть зафиксирована в акте об оценке.

Для наглядности порядок отражения на счетах бухгалтерского учета операций по замене отработанной сантехники новой рассмотрим на условном примере.

Пример. Постоянно действующей комиссией бюджетного учреждения было дано заключение о необходимости замены полностью изношенной и не пригодной для дальнейшего использования сантехники (умывальников, унитазов, сливного оборудования и бачков, смесителей для душа, кранов, сифонов) новой. В связи с этим комиссией составлен дефектный акт с указанием способа выполнения работ, условий их выполнения и объема.

Для разработки проектно-сметной документации бюджетное учреждение обратилось в проектную организацию. Согласно условиям договора подряда стоимость услуг по разработке проектной документации составила 360 грн. (в том числе НДС — 60 грн.). Приемка работ по разработке проектно-сметной документации для капитального ремонта оформлена актом о приемке проектно-изыскательской, научно-технической продукции, который одновременно является основанием для оплаты выполненной работы.

За счет средств общего фонда бюджетным учреждением приобретены санитарно-техническое оборудование и материалы: раковины керамические 8 шт. стоимостью 1440 грн. (в том числе НДС — 240 грн.), унитазы 5 шт. на сумму 1800 грн. (в том числе НДС — 300 грн.), сливные бачки с оборудованием смыва 5 шт. — 750 грн. (в том числе НДС — 125 грн.), смесители для душа 3 шт. — 570 грн. (в том числе НДС — 95 грн.), краны для умывальников 8 шт. — 1296 грн. (в том числе НДС — 216 грн.), сифоны 8 шт. — 480 грн. (в том числе НДС — 80 грн.). Расчеты с поставщиком сантехники произведены на условиях предварительной оплаты. Расходы на доставку сантехники составляют 50 грн. Приобретенные санитарно-техническое оборудование и материалы оприходованы на склад учреждения на основании накладных.

Работы по установке сантехники проведены работниками учреждения (штатным сантехником и работниками строительной бригады). Использованные во время ремонта материалы и оборудование списаны на основании актов списания типовой формы № З-3. После завершения работ по замене отработанной сантехники составлен Акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов по типовой форме № ОЗ-2 (бюджет).

Во время демонтажа отработанной сантехники были изъяты детали и комплектующие материалы, пригодные для ремонта санитарно-технических приборов, стоимость которых согласно оценке комиссии составляет 140 грн.

В бухгалтерском учете учреждения указанные операции отражаются следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

1

2

3

4

5

1

Поступило финансирование для проведения капитального ремонта здания учреждения

321

701 (702)

7000

2

Отражены расходы, связанные с разработкой проектной документации

801 (802)

675

360

3

Перечислены средства проектной организации за разработку проектной документации

675

321

360

4

Произведена предварительная оплата за санитарно-техническое оборудование и материалы*

364

321

6336

5

Оприходовано санитарно-техническое оборудование и материалы:

 

 

 

— раковины керамические

202

364

1200

— унитазы

202

364

1500

— сливные бачки со сливным оборудованием

202

364

625

— смесители для душа

204

364

475

— краны для умывальников

204

364

1080

— сифоны

204

364

400

6

Списана сумма НДС на фактические расходы учреждения

801 (802)

364

1056

7

Списаны санитарно-технические приборы и материалы на капитальный ремонт здания учреждения (в момент их установки, подключения и т. п.)

801 (802)

202, 204

5280

8

Отражены расходы на доставку материалов

801 (802)

675

50

9

Оплачены расходы транспортной организации, связанные с доставкой санитарно-технического оборудования и материалов

675

321

50

10

Оприходованы детали и комплектующие материалы, пригодные для дальнейшего использования**

323

711

140

364

323

140

204

364

140

* В соответствии с постановлением КМУ «Вопросы предварительной оплаты товаров, работ и услуг, закупаемых за бюджетные средства» от 09.10.2006 г. № 1404 бюджетные учреждения могут осуществлять предварительную оплату за товары стоимостью не более 100 тыс. грн. сроком до одного месяца.
** В орган Госказначейской службы подается Справка о поступлениях в натуральной форме не позднее последнего рабочего дня отчетного месяца.

 

Следует также обратить внимание на то, что в соответствии с Мерами по экономному и рациональному использованию государственных средств, предусмотренных для содержания органов государственной власти и других государственных органов, предприятий, учреждений и организаций, созданных в установленном порядке органами государственной власти, которые используют средства государственного бюджета, утвержденными постановлением КМУ от 22.10.2008 г. № 943, с целью экономии бюджетных средств бюджетные учреждения, содержащиеся за счет средств государственного бюджета, должны прекратить проведение ремонтов кабинетов (кроме ремонта помещений, в которых расположены Укргосреестр, Высший специализированный суд Украины по рассмотрению гражданских и уголовных дел, ГСЗПД и Госинформнауки, а также помещений, находящихся в аварийном состоянии) до 1 января 2015 года (см. с. 4 этого номера).

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше