Темы статей
Выбрать темы

«Играй, музыкант, играй…», или Как оформить ремонт музыкальных инструментов

Редакция ББ
Ответы на вопросы

«Играй, музыкант, играй...», или Как оформить ремонт музыкальных инструментов

 

Юлия КРОТ, экономист-аналитик Издательского дома «Фактор»

Штатным расписанием музыкальной школы не предусмотрена должность ремонтника — настройщика музыкальных инструментов. Однако ежегодно, а иногда даже чаще, возникает необходимость в услугах такого специалиста.

Можно ли запланировать расходы на ремонт музыкальных инструментов в смете музыкальной школы?

Как правильно оформлять оплату таких услуг?

(Харьковская обл.)

 

Исправный и хорошо настроенный музыкальный инструмент может не просто зазвучать, а запеть в руках умелого музыканта. Поэтому обеспечение исправности музыкальных инструментов имеет определяющее значение в организации учебно-воспитательного процесса в музыкальной школе. Однако как быть, если типовыми штатными нормативами внешкольных учебных заведений должность настройщика музыкальных инструментов не предусмотрена, а в должностные обязанности других работников настройка и ремонт музыкальных инструментов не входят? Конечно, можно обратиться к стороннему специалисту, но как рассчитаться с ним, если такие расходы не предусмотрены сметой? Сразу отметим, что нет повода для переживаний. Выход есть, и мы охотно вам о нем расскажем.

Оплатить услуги по ремонту музыкальных инструментов можно за счет средств специального фонда, а конкретно — за счет собственных поступлений, полученных в качестве платы за услуги по обучению детей игре на музыкальных инструментах. Ведь покрытие расходов, связанных с организацией и предоставлением услуг, является основным направлением использования таких средств (ч. 4 ст. 13 Бюджетного кодекса Украины от 08.07.2010 г. № 2456-VI). Более того, расходы на проведение текущего ремонта, технический осмотр и техническое обслуживание основных средств, используемых для предоставления услуг, обязательно следует учитывать при определении размера платы за соответствующие услуги. Поэтому расходы на организацию учебно-воспитательного процесса не только можно, а в обязательном порядке нужно запланировать в смете. По каким КЭКР планировать и производить такие расходы, расскажем ниже.

Сначала выясним, как следует оформить ремонт и настройку музыкальных инструментов. Порядок оформления и проведения оплаты указанных работ зависит от того, кто будет их выполнять. Поэтому в первую очередь вы должны выбрать один из двух возможных вариантов:

— или обратиться в специализированную организацию — субъект предпринимательской деятельности,

— или обратиться к специалисту — физическому лицу. Обычно для разового выполнения работ на практике чаще обращаются к конкретному специалисту, однако в таком случае следует предварительно проверить репутацию такого мастера.

Заметим, что оба варианта выполнения работ предусматривают заключение договора. И если в первом случае — это стандартный договор подряда, то второй вариант предусматривает оформление так называемого гражданско-правового договора (далее — ГПД). В силу популярности последнего остановимся на нем подробнее.

Что же собственно следует понимать под ГПД? Так, ГПД — это соглашение между гражданином и учреждением по выполнению первым конкретной работы, предоставлению определенного результата труда. При этом стороны договора не вступают в трудовые отношения, а следовательно на них не распространяется трудовое законодательство. На это обратило внимание Минтруда в письме от 23.12.2003 г. № 06/1-4/200.

Достаточно часто руководители интересуются, можно ли заключить ГПД с работником своего учреждения? Отвечаем: можно, поскольку законодательством никаких ограничений по заключению таких соглашений между бюджетными учреждениями и их работниками не установлено. Поэтому, если выполнение определенной работы не предусмотрено трудовым договором с соответствующим работником, вы можете заключить с ним ГПД. При этом сумма вознаграждения определяется по соглашению сторон. Минимальный или максимальный ее размер законодательством не предусмотрен.

Как же правильно оформить ГПД? Отметим, что типовой формы такого вида договора нет. Поэтому во время его составления следует в первую очередь учитывать требования Гражданского кодекса Украины от 16.01.2003 г. № 435-IV. Таким образом, в ГПД обязательно должны быть определены следующие условия:

— предмет договора (выполнение конкретной работы);

— права и обязанности сторон;

— сроки выполнения работ;

— порядок и сроки оплаты;

— ответственность сторон.

Такой договор заключают в письменной форме в двух экземплярах.

Имейте в виду, что по ГПД оплачивают не процесс труда, а его результат. Чтобы определить результат работы после ее завершения, оформляют акт приемки-передачи выполненных работ (предоставленных услуг). Этот документ одновременно является основанием для оплаты выполненных работ.

Теперь остановимся на вопросе, касающемся применения КЭКР. В частности, вознаграждения и другие выплаты, начисленные работникам согласно условиям ГПД (за исключением субъектов хозяйствования), планируют и проводят по КЭКР 2111 «Заработная плата», в то время как оплату других услуг сторонних организаций (субъектов хозяйствования) следует планировать и осуществлять по КЭКР 2240 «Оплата услуг (кроме коммунальных)». Такие требования установлены Инструкцией по применению экономической классификации расходов бюджета, утвержденной приказом Минфина от 12.03.2012 г. № 333.

Порядок налогообложения — еще один момент, на который следует обратить внимание. Ведь сумма вознаграждения по ГПД, в отличие от выплат по договору подряда с субъектом хозяйствования, облагается налогом на доходы физических лиц (далее — НДФЛ). И хотя вознаграждение, выплаченное по ГПД, и не является заработной платой для целей разд. IV Налогового кодекса Украины от 02.12.2010 г. № 2755-VI (далее — НКУ), однако такие суммы относятся к общему месячному налогооблагаемому доходу (п.п. 164.2.2 НКУ). Таким образом, из суммы вознаграждения по ГПД следует удерживать НДФЛ по ставке 15 %. Именно такой размер ставки налога установлен п.167.1 НКУ.

Важно: налоговая социальная льгота к сумме такого вознаграждения не применяется (п.164.6 НКУ). То есть базой налогообложения НДФЛ является сумма начисленного вознаграждения по ГПД за минусом единого социального взноса (далее — ЕСВ).

Кстати, о ЕСВ. Так, среди работодателей плательщиками ЕСВ являются учреждения и организации, использующие труд физических лиц по ГПД. Кроме того, к плательщикам ЕСВ относятся физические лица, выполняющие работы в учреждениях по ГПД (пп. 1 и 3 ч. 1 ст. 4 Закона Украины «О сборе и учете единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование» от 08.07.2010 г. № 2464-VI). Исключение составляют случаи, когда физическое лицо — предприниматель выполняет работу, относящуюся к сфере его предпринимательской деятельности. В таком случае предприниматель уплачивает ЕСВ за себя самостоятельно.

Таким образом, если для настройки музыкальных инструментов вы заключили ГПД с физическим лицом, вам придется начислить ЕСВ в размере 34,7 % от суммы вознаграждения, а также удержать ЕСВ в размере 2,6 %.

Что же касается отражения ремонта музыкальных инструментов сторонним специалистом на счетах бухгалтерского учета, то для наглядности приведем условный пример.

Пример. В музыкальной школе вышло из строя пианино. Для устранения неисправностей руководство школы приняло решение о привлечении стороннего специалиста.

Вариант А. Со специализированной организацией заключен договор подряда на ремонт пианино. Стоимость услуг согласно акту выполненных работ составляет 720 грн. (в том числе НДС — 120 грн.). Оплата произведена за счет средств специального фонда.

Вариант Б. С физическим лицом заключен договор подряда на ремонт пианино. Факт проведения ремонта подтвержден актом выполненных работ, подписанным руководителем учебного заведения и исполнителем. Вознаграждение согласно условиям договора составляет 650 грн.

Из суммы вознаграждения удержаны: ЕСВ в сумме 16,90 грн. (650 грн. х 2,6 %) и НДФЛ в сумме 94,97 грн. ((650 грн. - 16,90 грн.) х 15 %). Кроме того, на сумму вознаграждения начислен ЕСВ в размере 221 грн. (650 грн. х 34 %).

В результате расчетов сумма вознаграждения за ремонт пианино «к выплате» составила 538,13 грн. (650 - 16,90 - 94,97).

В бухгалтерском учете эти операции следует отражать следующим образом:

№ п/п

Содержание хозяйственной операции

Корреспонденция субсчетов

Сумма, грн.

дебет

кредит

Вариант А

1

Выполнены работы по ремонту пианино

811

675

720,00

2

Перечислены подрядной организации средства за выполненные работы

675

323

720,00

Вариант Б

1

Начислено вознаграждение за ремонт пианино согласно договору подряда

811

669*

650,00

* Считаем, что учет расчетов по гражданско-правовым договорам с физическими лицами целесообразно вести отдельно от расчетов по заработной плате на субсчете 669 «Прочие расчеты за выполненные работы».

2

Начислен ЕСВ на сумму вознаграждения

811

651

221,00

3

Удержаны из суммы вознаграждения:

— ЕСВ

669

651

16,90

— НДФЛ

669

641/НДФЛ

94,97

4

Перечислен НДФЛ в бюджет

641/НДФЛ

323

94,97

5

Перечислен ЕСВ (16,90 грн. + 221 грн.)

651

323

237,90

6

Получено вознаграждение в кассу

301

323

538,13

7

Выплачено вознаграждение за ремонт пианино

669

301

538,13

 

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше