Темы статей
Выбрать темы

Об аттестации руководителей ОУЗ и ВнУЗ

Редакция ББ
Письмо от 13.12.2013 г. № 2/5-13-3018

Министерство образования и науки Украины

Об аттестации руководителей ОУЗ и ВнУЗ

Письмо от 13.12.2013 г. № 2/5-13-3018

(извлечение)

 

<…> По поводу аттестации лиц при назначении их на должности руководителей общеобразовательных и внешкольных учебных заведений <…> сообщаем.

В соответствии с частью четвертой статьи 54 Закона Украины «Об образовании» педагогические работники подлежат аттестации.

Частью второй статьи 24 Закона Украины «Об общем среднем образовании» определено, что должность руководителя общеобразовательного учебного заведения может занимать лицо, которое успешно прошло аттестацию руководящих кадров образования. Такая же норма установлена и частью третьей статьи 21 Закона Украины «О внешкольном образовании».

При таких основаниях лица, которые назначаются на должности руководителей общеобразовательных и внешкольных учебных заведений, должны пройти аттестацию в порядке, установленном Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Министерства образования и науки Украины от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение).

Представление руководителя органа управления образования об аттестации работника с целью назначения его на должность подается в аттестационную комиссию в свободной форме. Представление, в частности, должно содержать мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств лица, претендующего на должность руководителя учебного заведения, и результаты его профессиональной деятельности.

Заседание аттестационной комиссии проводится в присутствии аттестуемого работника. Во время заседания аттестационной комиссии работник имеет право давать устные и письменные объяснения, подавать дополнительные материалы, касающиеся своей профессиональной деятельности.

В соответствии с пунктом 6.1 Типового положения руководитель заведения или органа управления образования в случае принятия аттестационной комиссией положительного решения издает соответствующий приказ о присвоении квалификационных категорий (установлении тарифных разрядов), педагогических званий в течение пяти дней после заседания аттестационной комиссии.

Учитывая, что при аттестации лица, претендующего на занятие должности руководителя общеобразовательного и внешкольного учебного заведения, аттестационной комиссией принимается решение рекомендательного характера, приказ органа управления образования в таких случаях не издается и такое решение не может быть обжаловано в вышестоящую аттестационную комиссию и в суд.

Пунктом 3.15 Типового положения определено, что на каждого аттестуемого педагогического работника оформляется аттестационный лист в двух экземплярах, один из которых хранится в личном деле педагогического работника, а другой не позднее трех дней после аттестации выдается ему под подпись.

Принятие решений о внеочередной аттестации руководителей учебных заведений при переводе их с одной руководящей должности на другую относится к компетенции соответствующих органов управления образования. Типовое положение не содержит норму об обязательном проведении внеочередной аттестации руководителей учебных заведений, которые переходят на работу в другое учебное заведение.

<...>

Заместитель Директора департамента, начальник отдела А. Марченко

Комментарий редакции

 

Аттестация руководителей школ и внешкольных заведений при назначении на должность

Важным событием 2013 года стало включение руководителей учебных заведений (общеобразовательных и внешкольных) и их заместителей в перечень педагогических работников, подлежащих аттестации (см. приказ Минобразования от 08.08.2013 г. № 1135 // «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 36, с. 24).

Но законодательные новшества, как это часто бывает, требуют уточнений и разъяснений со стороны разработчика документа. Не стал исключением и вышеуказанный приказ, на что мы обращали внимание в комментарии к нему. С ним вы можете ознакомиться в газете «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 36, с. 26.

Вопросы аттестации руководящих кадров, недостаточно урегулированные обновленным Типовым положением об аттестации педагогических работников, утвержденным приказом Минобразования от 06.10.2010 г. № 930 (далее — Типовое положение № 930), редакция газеты «Бюджетная бухгалтерия» направила в адрес МОН. Его разъяснения — в комментируемом письме. К сожалению, специалисты главного образовательного ведомства оказались предельно лаконичны, а ведь мы обращались к ним как раз за развернутыми пояснениями. Но важные выводы все же есть. Рассмотрим по порядку.

 

Аттестуют только претендентов на должность директоров

Пункт 1.6 Типового положения № 930 гласит: назначению на должности руководителей общеобразовательных и внешкольных учебных заведений должна предшествовать их аттестация. На первый взгляд — все просто, но сомнения все же есть. Дело в том, что Классификатор профессий ДК 003:2010, утвержденный приказом Госпотребстандарта от 28.07.2010 г. № 327, в профессиональную группу «Руководители» относит не только руководителей учреждений, но и их заместителей. Значит ли это, что заместители из числа педагогических работников также должны проходить аттестацию при назначении на должность? Считаем, что нет. Пункт 1.6 Типового положения № 930 распространяется исключительно на директоров учебных заведений. Это согласуется и с ч. 2 ст. 24 Закона Украины «Об общем среднем образовании» от 13.05.99 г. № 651-XIV и ч. 3 ст. 21 Закона Украины «О внешкольном образовании» от 22.06.2000 г. № 1841-III. Эти нормы предусматривают прохождение аттестации при назначении на должность руководителя учебного заведения, т. е. директора. Судя по абз.3 — 4 комментируемого письма, Минобразования считает так же.

 

Представление на руководителя: составляем в произвольной форме

Аттестация директоров при назначении их на должность начинается с того, что руководитель соответствующего органа управления образования направляет в аттестационную комиссию представление об аттестации работника, претендующего на должность руководителя учебного заведения (п. 3.6 Типового положения № 930).

Но рекомендаций по составлению такого документа Типовое положение № 930 не содержит. Поэтому у Минобразования спросили: в какой форме составлять представление и какую информацию оно должно содержать?

Ответ вполне ожидаем: представление руководителя органа управления образования об аттестации претендента на должность директора подается в произвольной форме. При этом Мин­образования рекомендует указать в нем:

— мотивированную всестороннюю и объективную оценку профессиональных, деловых качеств лица, претендующего на должность руководителя учебного заведения;

— результаты его профессиональной деятельности.

Заметим: при составлении представления можно воспользоваться формой, предложенной нами (см. комментарий к приказу Минобразования от 08.08.2013 г. № 1135 // «Бюджетная бухгалтерия», 2013, № 36).

Подача каких-либо других документов в аттестационную комиссию, в том числе непосредственно лицом, претендующим на занятие должности, Типовым положением № 930 не пре­дусмотрена. Но, как подчеркнуло Минобразования, в ходе проведения аттестации работник может давать устные и письменные пояснения и дополнительные материалы о своей профессиональной деятельности.

 

Итоги аттестации: аттестационный лист составляют, а приказ — нет

Комментируя новые правила аттестации руководителей учебных заведений, мы не нашли нормы, которая прямо бы указывала на необходимость составления аттестационного листа на работника, претендующего на должность директора.

Но поскольку п. 3.15 Типового положения № 930 предписывает оформлять аттестационный лист на каждого педагогического работника, мы сделали предположение, что эта норма касается и лиц, претендующих на занятие должности руководителя учебного заведения. Другими словами, аттестационный лист в таких случаях составляют обязательно. Соглашается с нами и Минобразования (см. абз. 9 комментируемого письма).

Что же касается издания руководителем органа управления образования приказа по итогам аттестации, то здесь мнения разошлись. Объясним.

По результатам аттестации аттестационные комиссии принимают следующие решения (п. 3.14 Типового положения № 930):

— рекомендовать для назначения на должность руководителя;

— рекомендовать для зачисления в кадровый резерв.

При этом, руководствуясь п. 6.1 Типового положения № 930, мы предполагали, что решение аттестационной комиссии должно быть утверждено приказом соответствующего руководителя управления образования. Только непонятно было, каковы сроки его издания.

Но оказалось, что издавать такой приказ не нужно. Как утверждает Минобразования, решение аттестационной комиссии в этом случае носит рекомендательный характер и не может быть обжаловано в вышестоящей аттестационной комиссии и в суде (см. абз. 8 комментируемого письма).

 

Руководитель «по переводу»: нужно ли проводить внеочередную аттестацию

Последний вопрос такой: нужно ли проходить аттестацию при назначении на должность руководителя, если он переходит (переводится) на работу с одного учебного заведения в другое и ранее проходил аттестацию?

Как подчеркнуло Минобразования, Типовое положение № 930 не содержит норму об обязательном проведении в этом случае внеочередной аттестации, т. е. формально ответ на поставленный вопрос — «нет».

Но все же окончательное решение о проведении внеочередной аттестации руководителей, которые переходят на работу в другое заведение, принимают соответствующие органы управления образования.

 

Ольга Витковская,
экономист-аналитик

App
Скачайте наше мобильное приложение Factor

© Factor.Media, 1995 -
Все права защищены

Использование материалов без согласования с редакцией запрещено

Ознакомиться с договором-офертой

Присоединяйтесь
Адрес
г. Харьков, 61002, ул. Сумская, 106а
Мы принимаем
ic-privat ic-visa ic-visa

Мы используем cookie-файлы, чтобы сделать сайт максимально удобным для вас и анализировать использование наших продуктов и услуг, чтобы увеличить качество рекламных и маркетинговых активностей. Узнать больше о том, как мы используем эти файлы можно здесь.

Спасибо, что читаете нас Войдите и читайте дальше