(066) 87-010-10
Переводим бухгалтеров в ОНЛАЙН!
? С помощью этой функции вы можете перейти в номер, который вас интересует
  • В избранное
  • Печать
  • Шрифт
  • Цвет фона
  • Комментарии 0
  • В разработке
8/8
Бюджетная бухгалтерия
Бюджетная бухгалтерия
Июль , 2014/№ 25

О социальных гарантиях депутатов местных советов

Письмо от 16.05.2014 г. № 746/13/74-14

Департамент заработной платы и условий труда рассмотрел письмо о социальных гарантиях депутатов местных советов и в рамках компетенции сообщает.

В соответствии с частью второй статьи 33 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» депутату местного совета, работавшему в совете на постоянной основе, после окончания полномочий предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия депутата, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Указанная норма устанавливает право работника, уволенного с работы в результате избрания на выборную должность в совете, на получение после окончания его полномочий по выборной должности предыдущей работы (должности) на том же предприятии, в учреждении, организации, или предоставление ему равноценной работы (должности).

За депутатом местного совета, работавшим в совете на выборной должности, в случае невозможности предоставления предыдущей или равноценной работы (должности) предусмотрено сохранение на период трудоустройства, но не более шести месяцев, средней заработной платы, которую он получал на выборной должности в совете, выплата которой осуществляется за счет местного бюджета.

Если бывший депутат местного совета имеет право на пенсионное обеспечение или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет в соответствии с законом, за ним не сохраняется средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности.

Бывший депутат местного совета для получения средней заработной платы на время трудоустройства должен предоставить в совет справку о невозможности его трудоустройства предприятием, где он работал до избрания, на предыдущей или равноценной работе (должности) и трудовую книжку. На основании этого совет издает соответствующее распоряжение.

То есть, если бывший депутат местного совета до избрания на выборную должность в совете состоял в трудовых отношениях с предприятием (учреждением, организацией) независимо от формы собственности и вида деятельности, однако предоставление предыдущей или равноценной работы ему на этом предприятии (в учреждении, организации) или, с его согласия, на другом невозможно, закон гарантирует сохранение за этим депутатом средней заработной платы на период его трудоустройства, но не более шести месяцев; в случае же когда бывший депутат местного совета до избрания на выборную должность в совете не состоял в трудовых отношениях с предприятием (учреждением, организацией) независимо от формы собственности и вида, указанные гарантии на него не распространяются.

Если бывший депутат местного совета имеет право на пенсионное обеспечение или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет в соответствии с законом, за ним не сохраняется средняя заработная плата, которую он получал на выборной должности.

Основанием для прекращения таких выплат является трудоустройство бывшего депутата местного совета в период гарантированного 6-месячного срока для трудоустройства; регистрация уволенного лица в центре занятости как ищущего работу; возникновение права на пенсионное обеспечение; окончание гарантированного 6-месячного срока для трудоустройства.

Шестимесячный срок учитывается со следующего дня после прекращения полномочий указанных лиц.

В соответствии со статьей 150 Конституции Украины официальное толкование Конституции Украины и законов Украины относится к полномочиям Конституционного Суда Украины.

В то же время отмечаем, что письма Министерства не являются нормативно-правовыми актами, по своей природе они имеют информационный, разъяснительный и рекомендательный характер и не должны устанавливать новые правовые нормы.

 

Директор департамента А. Товстенко

Комментарий редакции

Гарантии депутатам местных советов по окончании полномочий по выборной должности: разъясняет Минсоцполитики

 

Статья 118 КЗоТ предусматривает гарантии для работников, избранных на выборные должности. В частности, после окончания полномочий им предоставляется предыдущая работа (должность), а при ее отсутствии — другая равноценная работа (должность) на том же или, с согласия работника, на другом предприятии, в учреждении, организации.

Аналогичная по содержанию гарантия предусмотрена и абз. 1 ч. 2 ст. 33 Закона Украины «О статусе депутатов местных советов» от 11.07.2002 г. № 93-IV (далее — Закон о статусе депутатов) для депутатов местных советов (депутаты сельского, поселкового, городского, районного в городе, районного, областного совета), работавших в совете на постоянной основе.

Важно! Указанные гарантии в соответствии с п. 5 ст. 12 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21.05.97 г. № 280/97-ВР распространяются на сельских, поселковых, городских голов.

Таким образом, избранным на выборную должность после окончания срока полномочий гарантируется трудоустройство, которое выражается в предоставлении:

прежней работы (должности). В соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о статусе депутатов с работником, принятым на работу (должность), которую выполнял (занимал) депутат местного совета, избранный на выборную должность в совете, заключается срочный трудовой договор. Данный договор расторгают в случае возвращения депутата местного совета на работу, но не позднее чем через три месяца после прекращения полномочий депутата местного совета;

равноценной работы (должности) в той же организации. В период пребывания лица на выборной должности в организации, где оно работало, могут состояться структурные изменения, реорганизация юридического лица, которая привела к сокращению занимаемой им ранее должности. В такой ситуации работодатель при возвращении работника может предоставить ему только равноценную работу (должность).

Подчеркнем: под равноценной работой (должностью) следует понимать работу (должность) не ниже по квалификации или должности предыдущей работы избранного на выборную должность работника;

равноценной работы (должности) в другой организации (с согласия работника).

А если нет никакой возможности предоставить работнику ни прежнюю, ни равноценную ей работу (должность)? Предусмотрели законодатели и такую перспективу.

Так, в соответствии с абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона о статусе депутатов в случае невозможности предоставления соответствующей работы (должности) на период трудоустройства за бывшим депутатом местного совета сохраняется, но не более шести месяцев, средняя зарплата, которую он получал на выборной должности в совете, выплачиваемая из соответствующего местного бюджета.

Внимание! Если бывший депутат имеет право на пенсионное обеспечение (или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет в соответствии с законом), за ним не сохраняется средняя зарплата, которую он получал на выборной должности в совете (абз. 2 ч. 2 ст. 33 Закона о статусе депутатов).

Из указанной нормы следует, что она направлена на защиту трудовых прав депутата местного совета, т. е. касается случаев, когда трудоспособное лицо не может восстановиться на предыдущей или устроиться на другой равноценной работе (должности).

Таким образом, если бывший депутат местного совета:

— до избрания на выборную должность состоял в трудовых отношениях с предприятием (учреждением, организацией) независимо от формы собственности и вида деятельности, однако предоставить предыдущую или равноценную работу ему невозможно, в течение 6 месяцев (на период трудоустройства) за ним сохраняют среднюю зарплату, которую он получал на выборной должности;

— до избрания на выборную должность не состоял в трудовых отношениях с предприятием (учреждением, организацией) независимо от формы собственности и вида деятельности или самостоятельно обеспечивал себя работой (предприниматель, лицо, занятое творческой деятельностью, член кооператива, фермер и член его семьи, принимающий участие в производстве, и т. п.), то указанные выше гарантии на него не распространяются. На это обратило внимание и Минсоцполитики в комментируемом письме. Также это подтверждает и судебная практика (см., например, постановление Винницкого апелляционного административного суда от 30.05.2012 г. по делу № 2а-541/11/2404);

— имеет право на пенсионное обеспечение (или ему назначена пенсия по возрасту, по инвалидности, в связи с потерей кормильца, за выслугу лет в соответствии с законом), среднюю зарплату за ним не сохраняют.

Бывший депутат местного совета для получения средней зарплаты на время трудоустройства должен передать в совет:

— справку о невозможности его трудоустройства предприятием, где он работал до избрания, на предыдущей или равноценной работе (должности);

— трудовую книжку.

На основании этих документов совет выдает соответствующее распоряжение.

Важно! Выплату средней зарплаты бывшему депутату осуществляют по решению соответствующего совета.

Как подчеркнуло Минсоцполитики в комментируемом письме, основаниями для прекращения выплаты средней зарплаты являются:

а) трудоустройство бывшего депутата местного совета в период гарантированного 6-месячного срока для трудоустройства;

б) регистрация уволенного лица в центре занятости как ищущего работу;

в) возникновение права на пенсионное обеспечение;

г) окончание гарантированного 6-месячного срока для трудоустройства. Подчеркнем: шестимесячный срок учитывается со следующего дня после прекращения полномочий указанных лиц. В соответствии со ст. 2411 КЗоТ срок, исчисляемый месяцами, заканчивается в соответствующее число последнего месяца срока. Если конец срока, исчисляемого месяцами, приходится на такой месяц, который соответствующего числа не имеет, то срок заканчивается в последний день этого месяца.

Внимание! Кадровая служба местного совета (или уполномоченное на это лицо) должна в письменном виде предупреждать указанных лиц об их обязанности информировать соответствующий орган местного самоуправления о возникновении таких обстоятельств.

Но мы не согласны с Минсоцполитики в одном моменте, а именно: с тем, что при регистрации в центре занятости следует прекращать выплату средней зарплаты. Объясним.

Депутаты, уволенные из органов местного самоуправления в связи с окончанием срока полномочий, не лишены права как застрахованные лица обратиться в Фонд общеобязательного государственного социального страхования на случай безработицы за содействием в трудоустройстве и назначением пособия по безработице. Указанные лица регистрируются в центре занятости как ищущие работу, на общих основаниях. В случае отсутствия подходящей работы решение о предоставлении гражданам статуса безработных принимается государственной службой занятости по их личным заявлениям с восьмого дня после регистрации в центре занятости по месту жительства как ищущих работу.

При этом п. 5.1 Порядка предоставления пособия по безработице, в том числе разовой его выплаты для организации предпринимательской деятельности, утвержденного приказом Минтруда от 20.11.2000 г. № 307 (далее — Порядок № 307), предусмотрено следующее: выплата пособия по безработице откладывается на срок, равный периоду, в течение которого застрахованному лицу в соответствии с законами предоставляется выходное пособие или другие выплаты при увольнении с предприятий, учреждений и организаций или после окончания срока полномочий по выборной должности, которые обеспечивают частичную или временную компенсацию утерянного заработка.

Если выходное пособие или другие компенсационные выплаты были выплачены разово, выплата пособия по безработице откладывается не более чем на один месяц, а при осуществлении таких выплат ежемесячно — до окончания периода их выплаты (п. 5.2 Порядка № 307).

Осуществление указанных выплат подтверждается справками о средней заработной плате (доходе) или среднем денежном обеспечении для расчета выплат на случай безработицы, формы которых предусмотрены постановлением КМУ «Об исчислении средней заработной платы (дохода) для расчета выплат по общеобязательному государственному социальному страхованию» от 26.09.2001 г. № 1266.

Средняя заработная плата, выплачиваемая бывшему депутату, обеспечивает частичную или временную компенсацию потерянного им заработка. Поэтому, по нашему мнению, прекратить выплату среднего заработка можно только со дня, когда бывшему депутату будет назначено пособие по безработице. Только при регистрации в центре занятости выплату средней зарплаты прекращать не следует, поскольку действующим законодательством не установлено, что предоставление статуса безработного может быть основанием для прекращения ее выплаты. Так что этот вопрос мы еще дополнительно уточним в Минсоцполитики.

Напомним, что среднюю зарплату рассчитывают согласно Порядку исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением КМУ от 08.02.95 г. № 100. Расчет осуществляют исходя из выплат за последние два месяца работы перед увольнением с выборной должности.

ЕСВ. Единый социальный взнос на общеобязательное государственное социальное страхование на сумму среднего заработка не начисляют и не удерживают, поскольку на момент его начисления бывший депутат не состоит с местным советом в трудовых отношениях. Это подтверждается и Разъяснением ПФУ от 11.03.2011 г. (см. «Бюджетная бухгалтерия», 2011, № 11).

НДФЛ. Налоговым кодексом Украины от
02.12.2010 г. № 2755-VІ
такие выплаты не освобождены от обложения налогом на доходы физических лиц, поэтому среднюю зарплату облагают этом налогом на общих основаниях. В Налоговом расчете по ф. № 1ДФ такие суммы отражают с признаком дохода «127».

Внимание! Досрочное увольнение с выборной должности также следует рассматривать как окончание полномочий, которое дает работнику право на гарантии, установленные ст. 33 Закона о статусе депутатов. Это подтвердило и Минсоцполитики в письме от 13.08.2009 г. № 9260/0/14-09/13.

В свете последних событий рассмотрим вопрос о выплате среднего заработка депутату местного совета, который работал в совете на постоянной основе и был призван на военную службу по призыву в связи с мобилизацией.

Отметим: поскольку средний заработок выплачивают именно на период трудоустройства, то в этом случае бывший депутат не имеет права на такую выплату.

Однако дополнительно подчеркнем: подготовлен проект Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (о гарантиях для работников на время выполнения обязанностей в связи с мобилизацией), которым предусматривается ст. 33 Закона о статусе депутатов дополнить новым пунктом пятым следующего содержания: «За депутатом местного совета, который работал в совете на постоянной основе и был призван на военную службу по призыву в связи с мобилизацией, гарантируется:

— сохранение работы (должности) в органе местного самоуправления на особый период, но не более одного года, при условии увольнения с такой военной службы до окончания срока полномочий депутата местного совета;

— сохранение предыдущей работы (должности), на которой он находился до избрания депутатом, в порядке, определенном частью второй этой статьи, при условии увольнения с такой военной службы после окончания срока полномочий депутата местного совета».

 

Ольга ВИТКОВСКАЯ, экономист-аналитик

депутат, Гарантии добавить теги изменить теги
Добавьте свои теги к статье
Разделяйте метки запятой. Например: бухгалтерия, форма, проценты, НДС, квартальный отчёт. Максимальное количество 10.
или Закрыть
8/8
Ваша оценка учтена! Оцените статью :
  • Хорошо
  • Нормально
  • Плохо
Поделиться:
Комментарии к статье